«Три счастливых дня были у меня» — в известной песне пела Алла Пугачева. Москва подарила мне три незабываемых апрельских дня, когда исполнились три моих желания – увидеть Аллу Сигалову, посмотреть спектакль Валерия Беляковича «Мастер и Маргарита» и юбилейный концерт Киркорова в честь его 45 летия. Это сбылось 28, 29 и 30 апреля 2012 года.
Хореографа, актрису и профессора школы-студии при МХАТе Аллу Сигалову впервые увидела в роли царевны Ширин в фильме «Любовь моя, печаль моя» в 1978 году. Советско-турецкий фильм был снят по любимой трагедии замечательного турецкого поэта Назыма Хикмета. Юная актриса была прекрасна, рассказывая вечную историю любви Ширин и каменотеса Фархада. Потом читала о ее интересных хореографических опытах, например, о «Кармен». И, наконец, она — самый взыскательный и строгий член жюри популярной передачи «Танцы со звездами».
Спектакль «Casting» в театре Моссовета, по мнению критиков, стал одним из хитов после премьеры весной 2012 года. Алла Сигалова исполнила роль столичного хореографа, приехавшего в провинцию проводить кастинг для участия в кордебалете мюзикла. Сюжет бродвейского спектакля, а потом фильма «Chorus line» (В русской версии «Кордебалет»), приспособлен к российским реалиям.
Если в американском фильме роль хореографа исполнял Майкл Дуглас, то московский режиссер Еремин переделал ее для Аллы Сигаловой. Из профессиональных танцовщиков на сцене театра Моссовета она и премьер Латвийского национального театра оперы и балета Алексей Овечкин. Замечательный хореограф сама ставила и репетировала с остальными участниками спектакля их танцы. Результат впечатляет. Разнообразие тем, музыки, стилей, характеров и судеб, ибо каждый из претендентов должен рассказать о себе, раскрыться не только как танцовщик, но и как личность. И прозрачные намеки на сегодняшнюю московскую действительность – реплика, что «выбирают сообразно способностям и таланту, особенно в Большом театре» вызывает бурную реакцию зала: смех и шквал аплодисментов . «Цискаридзе вы наш», иронизирует хореограф по отношению к одному из участников, показывая статус звезды Большого, имя которого стало нарицательным.
Как самый взыскательный судья в жюри «Танцев со звездами», Алла раскритиковала исполнение танго. Сколько ни просили участники показать ее как же надо танцевать этот восхитительный танец, она категорически отказывалась. Признаться, мне тоже этого очень хотелось. И вот, по сюжету, на кастинге появляется бывший партнер и возлюбленный героини, которого играет Алексей Овечкин. В спектакле они демонстрируют, как должно танцевать танго.
Здание театра на Юго-Западе российской столицы знают наверное многие зрители бывшего Советского Союза, так как он расположен в цоколе дома Жени Лукашина из фильма «С легким паром». Создатель театра Валерий Белякович – один из самых известных, интересных и востребованных режиссеров Москвы. С прошлого года он стал одновременно и режиссером театра имени Станиславского, что вызвало бурную дискуссию в СМИ. Так получилось, что не видела ни одного его спектакля. Репертуар театра очень обширен. От Шекспира до «Дракулы» Брэма Стокера. Мой выбор – «Мастер и Маргарита». Роман Михаила Булгакова — один из любимых. Видела еще в 1979 году знаменитую постановку Юрия Любимова на Таганке, несколько экранизаций, которые меня не удовлетворили. Слышала и читала о постановках в театре Олега Табакова и Романа Виктюка. Кроме того, прочитала первый опыт «астрологического детектива» Павла Глобы «Код мастера».
В день спектакля не сидится в квартире, заранее еду к станции метро «Маяковская». Сижу в кафе «Чайковский» и наслаждаюсь одноименным пирожным. Обилие в российской столице кафе со знаменитыми именами литераторов прошлых веков впечатляет. «Пушкин», «Джон Донн». «Жан Жак» (имеется в виду Руссо). Деятели культуры наших дней сделались «рестораторами». Актер Олег Меньшиков открыл ресторан, внук Галины Вишневской мечтает о кафе «la Galina», и вот «Чайковский» отвоевал место у зала имени П.И.Чайковского. Увы, музыка его здесь не звучит – эстрада. Что-то не дает мне покоя. Осознаю, что впервые буду смотреть «Мастера» в трех минутах ходьбы от места событий. Эта мысль поднимает с места и ведет к Патриаршим прудам. Возвращаюсь к воротам сада «Аквариум» и читаю предисторию театра Моссовета, на месте которого был театр Варьете, посещаемый жившим по соседству Булгаковым и где Воланд проводил сеанс черной магии.
Хочу посетить «нехорошую квартиру». Оборачиваюсь к Садовой улице и , вот совпадение, останавливается экскурсионный автобус «по булгаковским местам». Это как знак. Водитель объясняет как найти музей Булгакова. Перед входом скульптура Коровьева-Фагота и кота Бегемота. Вход бесплатный. Присоединяюсь к экскурсии. Перед бутафорским трамваем узнаю о долгих поисках для этой композиции головы Берлиоза. И вдруг в подвале непростого дома №10 ( здесь пряталась святая Матрена) нашли голову скульптуры. Гид поясняет, что в 20-30 годы прошлого века часто отрезали головы уже существующих скульптур, чтобы к туловищу пристроить иную, более соответствующую времени. Чья голова найдена – неизвестно, но сейчас это точно голова Берлиоза, героя романа Булгакова. Опускаю записку с желанием в специальный ящик и спрашиваю экскурсовода о «нехорошей квартире». Она в соседнем подъезде. Поднимаюсь на пятый этаж – лифта нет. Стучу. Вход платный. Идет подготовка к спектаклю. Прохожу по всем комнатам и кухне. В гостиной гремит шаляпинский бас «Сатана там правит бал» из оперы Шарля Гуно «Фауст». После московской премьеры сокуровского «Фауста» в январе нынешнего года меня преследует «мефистофельская» тема. С тревогой думая, когда же начнется «булгаковщина», невольно вспоминая все задержки премьеры фильма и в Петербурге и в Москве.
Спешу в театр, покупаю программку. На первой странице карандашом указывается, что первое действие кончается в 21.15 – идет более двух часов. С удивлением вижу – в роли Воланда сам Валерий Белякович! Впервые он выступил в ней в импровизации в Берлине на гастролях, когда легендарному исполнителю Виктору Авилову стало плохо во время спектакля. Белякович играл в первый раз Воланда в белых кроссовках и спортивных штанах –по его признанию, а что? Воланд может быть всяким. Сколько публикаций появилось в прессе после внезапного ухода из жизни Авилова под одним заголовком «Авилова убил Воланд».
В прессе сообщалось, что Белякович перестал играть эту роль, передав другому актеру. В этот раз он на сцене сам. Спектакль начинается выходом Воланда и его свиты. Никаких кроссовок. Костюм продуман до мельчайших подробностей: кожаное пальто и кепка, заставляющие вспомнить то ли комиссарские кожанки, то ли современную моду на кожу. Минимализм в декорациях: листы рукописи, которые не горят. Все идет превосходно. Режиссер убеждает своей постановкой. Ему помогает булгаковский текст : персонажи читают не только реплики своих героев, но и весь сопутствующий текст романа. Получается некое подобие радио-театра. Но это работает и как! Вся компания «деятелей» из театра Варьете невероятна. Получаю подлинное наслаждение от этого театрального действа. Все замечательно до появления Мастера и Маргариты. Когда сам режиссер играет Воланда, Мастер не может не проиграть. Но Маргарита – я не верю, что она из 30х годов и потомок французской королевы. Ее рассказ о встрече с Мастером, по моему, излишне истеричен и взвинчен. Я разочарована. Жду бала. Режиссер примиряет меня с Маргаритой ее полетом над Москвой. Вспоминаю как «летала» любимовская Маргарита. Чем только она не пользовалась в качестве метлы. Маргариту из сериала Бортко раскритиковали – даже Гарри Поттер на метле более убедителен. Маргарита у Беляковича не использует никаких приспособлений. Только булгаковский текст и лебединые взмахи рук. Актриса демонстрирует лебединую пластику лучше, чем короткорукая Натали Портман в фильме «Черный лебедь».Сцена погрома квартиры критика Латунского просто шедевр. На мгновение я почувствовала себя Маргаритой. И бал Сатаны. Никакой обнаженной натуры. Маргарита как черная королева одета в черный хитон. Завершение спектакля – буря аплодисментов и восклицания «браво», что не часто услышишь в драматическом театре.
Филипп Киркоров свое сорокапятилетие отметил на сцене Кремлевского Дворца съездов, с которым связано столько событий его жизни. Здесь в прошлом году он узнал о рождении дочери и объявил об этом со сцены. В детстве очень любила итальянские песни в исполнении его отца Бедроса Киркорова. До сих пор маленькая пластинка хранится у нас. Поэтому 30 апреля оказалась на шоу «ДруGoy» в Кремле, чтобы увидеть счастливого молодого отца и мысленно пожелать всей семье нового счастья.
Публика собиралась долго. Вглядываясь в лица, понимаешь, что Киркорову все возрасты покорны. Люди в возрасте, молодежь и даже дети! У сцены стоит Укупник. Встретила его на премьере сокуровского «Фауста». Вот она «булгаковщина», которую жду со вчерашнего дня после посещения «нехорошей квартиры».Понимаю, что история с задержкой повторится, вместо шести часов вечера концерт начнется в семь. Среди зрителей режиссер Роман Виктюк – постановщик своего «Мастера и Маргариты», а вот Воланд, пока только виртуально – Николай Цискаридзе мечтает об этой роли. Весь московский бомонд в сборе. Представлен спорт (футболист Павлюченко, фигуристка Навка) и театр (актер Домогаров) и эстрада – об этом и говорить не приходиться . Журналисты берут интервью, идет «фотосессия». Концерт не начинается. Публика три раза все настойчивее напоминает о своем присутствии аплодисментами. Представляю, что чувствует виновник торжества, признавшийся в интервью, что для него каждый концерт – ни с чем не сравнимый стресс.
Свет наконец погас. Шоу началось. «ДруGoy» — слово Goy в древнерусском означает жизнь, живительную силу. Как в русских народных сказках «Ой,гой, еси, добры молодцы». Впервые на сцене Кремлевского Дворца съездов установлено тридцать четыре экрана. Предназначение уникальной конструкции, поясняет программа — буклет, не только в том, что она служит оформлением сцены, но и позволяет артисту стать частью экранного действа. Это проявляется с первой минуты – разговор маленького мальчика по имени Филипп с незнакомцем, который есть Бог, о таланте, любви и судьбе.
На сцене появляется певец – две песни «Ты все увидишь сам» и «Новый герой». Складывается впечатление, что исполнитель «перенервничал» из-за почти часовой задержки. Или подобный слишком агрессивный стиль музыки не соответствует Киркорову. Однако, начиная с «Любви без любви» и ,особенно, «Отпускаю тебя» все становится на свои места. Выступление продолжалось без перерыва более трех часов. Шоу балет «Рецитал» и «Любовники» появлялись тогда, чтобы певец смог в течение нескольких минут переодеться. О костюмах следует сказать отдельно. Более двухсот костюмов были сшиты для Киркорова и шоу-балета лучшими российскими и украинскими модельерами. Уже прозвучало четырнадцать песен, когда впервые Филипп обращается к публике со словами приветствия, перечисляет по именам тех, кого видит в первых рядах – Фетисова с семьей, Юдашкина с семьей, Машу Распутину, …извиняется если кого-то не заметил. Особо отмечает присутствие своей семьи – папу Бедроса, тетю Мари, дядю Хари. «Не хватает только нашей маленькой Аллочки-Виктории!» В этот момент зал в едином порыве, и vip-персоны и обычные зрители, встает и начинает скандировать «Поздравляем! С днем рождения!» Овации длятся десять минут, а может и дольше. Растроганный Филипп просит гостей сесть и объявляет: «Я иду к вам». И песню «Я так люблю тебя» посвящает публике. Интересно, что на премьере шоу в ноябре 2011 несколько кресел в первых рядах пустовали, но сейчас нет ни одного свободного места. Как потом писали, зал напоминал клумбу, обилие корзин и букетов цветов всех оттенков. Филипп, принимая букеты, продолжает приветствовать своих друзей : «Ой, Данилко пришел!»
Горячий прием дает исполнителю второе дыхание. «Три счастливых дня», «Полетели», «Верни мне музыку». Киркоровский хит «Жестокая любовь» давно стал «народной» песней, исполняемой хором. И на этот раз он приглашает присутствующих к «сотворчеству». Огромный зал самозабвенно подпевает ему, на экране в это время появляется знаменитый замок в деревне с колоритным названием Грязь. Как говорится, все ясно без слов: обитель Пугачевой и Галкина, которых в зале нет.
Об исполняемом с оперной дивой Анной Нетребко дуэте «Voix» (Голос) в интернете разгорелась дискуссия, что это – новая технология. Публика не заметила, что Киркоров пел «живьем», а она – по скайпу или в записи. Мне же показалось, что Анна присутствовала на сцене. Журналисты переусердствовали. Возможно, ее отсутствие на последующем банкете заставило их прийти к такому мнению. Дуэт великолепен.
Завершают заявленную программу песни «Просто подари» и «Струны». Публика вновь поднимается. Начались «сюрпризы». Переодевшись, Филипп начинает «Балканский блок». Кремлевский зал превращается в гигантскую дискотеку, и певец приглашает: «Танцуют все!», замечает премьера Большого балета « О, Николай Цискаридзе!» Я невольно вспоминаю события годичной давности, другое шоу «Танцы со звездами» весной 2011 года. Киркоров единожды заменил Цискаридзе в составе жюри, а потом появился в свите Аллы Пугачевой, пришедшей поздравить по своей традиции участников шоу с первым воскресеньем весны. Несмотря на веселье окружающих, Филипп сидел совершенно потерянный. Тогда мне хотелось сказать: «Выше голову!» Сейчас радуюсь, что он «держит» огромный шеститысячный зал, который танцует вместе с ним. Видели бы вы Эммануила Виторгана! В известном хите «Диско партизаны» зазвучали дикие балканские напевы. Меня нет в Москве, я в древней Элладе на празднике в честь бога Диониса.
Охрана потихоньку сопровождает гостей на банкет, кто-то возмущается, что не надо задерживать именинника, а он не в силах остановиться, не хочется уходить, он поет и поет одну песню за другой. Оператор на сцене уже стоит на коленях, чтобы запечатлеть то, что происходит в vip рядах. Известный стилист Зверев, который задержался дольше других, умудряется и танцевать и снимать происходящее на свой сотовый телефон. Завершается концерт новый хитом «Мне не жаль». Смело можно сказать, что рождение дочери сделало Филиппа другим, счастливым, успокоенныным.
Елена Рубинштейн, Профессор, доктор исторических наук
6 комментариев
Дорогая Елена! Поздравляю с дебютом в «Литературном обозрении». Отличный репортаж и иллюстрации. Читатели ждут новых выступлений.
Яркие впечатления от посещения столицы, в отличие от местных жителей, которые считают, что ещё успеют посетить то или иное мероприятие.
Елена Браво.Замечательный репортаж.Ждем новых ярких впечатлений .
Елена, с почином! И очень надеюсь, что вам у нас понравится.
Приведу небольшую дискуссию по этой статье из ФБ. По ней видно, сколько прекрасных мгновений человек теряет, если не доверяет себе, собственным впечатлениям, а пользуется чужими. Господа, приведенное здесь Еленой шоу Филиппа Киркорова — в своем жанре очень талантливое. Не всем может нравится жанр, но это шоу — замечательное, расслабьтесь!
Елена, сам срез культурной жизни столицы получился очень впечатляющим. Даже шоу Киркорова посмотрел с большим удовольствием.
Прекрасно, читал с огромным удовольствием.