Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике». Картина «Заросший пруд» завершала определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. (Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова)
Этот маленький шедевр Поленова в чем-то гимн зелёному цвету, цвету природы и умиротворения. Он пронизан лиризмом и милыми сердцу воспоминаниями.
Так хочется подобное настроение перенести и в наши дни, услышав название программы — «Зеленая гостиная». Ведь очевидно, приятно побеседовать о высоком в столь успокаивающей атмосфере замечательно культурным людям. Посмотрим передачу, ссылку на которую предоставила И.А.Дедюховой автор.
Начнем с достаточно простых вещей.
Сначала ведущая, Катерина Новикова, в разговоре о премьере «Весны священной» в 1913г. привычным, почти будничным тоном обозвала парижскую публику театра «Елисейские Поля» «простой». Так что, Т.Кузнецова была вынуждена её поправить, ведь последняя была, все-таки, светской.
Потом была ещё одна попытка обвинить в «простоте» уже современную публику Большого театра.
Прям, так и вспоминается байка про Немировича-Данченко.
Владимир Иванович, оказавшись в Новосибирске, пошел в тамошний театр оперы и балета посмотреть балет «Пламя Парижа » — о французской революции.
Во время спектакля сидевший рядом с ним старик с окладистой бородой толкнул Немировича-Данченко локтем и по-свойски спросил:
-Слушай, что они все пляшут да пляшут, а петь-то когда начнут?
Не расположенный к фамильярности Владимир Иванович сухо ответил:
-Это балет. В балете петь не принято.
Но в следующую минуту на сцене вдруг запели Карманьолу: таков был замысел постановщика!
Сосед заметил Немировичу-Данченко с некоторым пренебрежением:
-А ты, дед, видать, тоже, как и я, первый раз в театре…
(По рассказам народного артиста Михаила Михайловича Яншина).
В качестве контраргументов по поводу «простоты» современной публики постараюсь привести ряд соображений.
Во-первых, хочется дать небольшую историческую справку. Вспомним о массовости среднего музыкального образования в СССР, которое не могут «придушить» до сих пор. Сколько девочек и мальчиков ходили с нотными папками иили инструментами после школы на занятия. В классе всегда было несколько таких страдальцев, а в иных, чуть ли не половина. Это было хорошим тоном, сдать ребенка в музыкалку.
Попав в родной институт, выяснилось, что почти у всех одногруппников есть среднее музыкальное образование (все ж из пресловутых интеллигентных семей). О наличие хоров и творческих коллективов в любом уважающем себя вузе напомнить?
Во-вторых, то, что БТ не мюзикхолл, считает до сих пор основная масса наших сограждан. Есть, пока ещё, такой стереотип в массовом сознании. Посему, туда идет, хотя бы, морально готовая к восприятию достаточно сложных вещей публика. К тому ж, как многие могли уже за лет двадцать заметить, шахтеров и доярок давно на спектакли по обязаловке не завозят.
В-третьих, не забудем о недешевых ценах на билеты, что также не стимулирует. Да?
Следовательно, среди тех, кто переступает порог БТ в качестве зрителей процент, имеющих среднее музыкальное образование весьма высок, и боюсь, превышает цифру 50%.
Отсюда, возникает ненавязчивый вопрос: какого рожна эта особа (Катя Новикова), у которой нет даже этого образования (неудачливая баянистка), имеет наглость вещать о «простоте» публики?
Это навязчивое желание — воспитывать окружающих постоянно возникает у творчески неполноценных особей, пытающихся пихнуть свой затхлый залежавшийся «продукт» всем остальным.
Причем, описывая восхваляемый и навязываемый очередной шедевр, критикесса Татьяна Кузнецова не стесняется признать, что сама она ничего не поняла, намерена посмотреть балет ещё раз, может тогда впечатлится. Внятной формулировки «об чём это было» не произнесла. Было несколько фраз с описанием чисто внешних приемов, использованных в «проекте». Как, собственно, это сработало на создание образа, какую смысловую нагрузку несло, не пояснила. Ну и что за критика в таком случае у нас? Акыны какие-то, право слово? Чистой воды примитивное описательство, без малейшего намека на анализ.
«И эти люди… (далее по общеизвестному тексту)».
А мне хочется взглянуть на тему балета и на эту передачу, так скажем, с «материалистической» точки зрения, попомнив трату бюджетных средств (рациональность их использования и помянутый П.Гершензоном КПД).
Так вот, если начать сначала. В стране создана за многие и многие годы дорогостоящая и весьма совершенная система подготовки профессиональных кадров для классического балета. Внутри неё постоянно идет тщательный отбор и воспитание танцоров с уникальными параметрами (да простят меня они сейчас за этот сухой тон). В силу этого, имеется уникальный «материал» или, даже, «сырье» для создания действительно уникальных спектаклей. Проблема в другом. Этот «материал» требует, чтобы с ним работали профессионалы высочайшего уровня. Если среди танцоров отбор производится по жесточайшим профессиональным критериям, то в сферу режиссуры и хореографии давно прорвались дилетанты, там порог вхождения был ниже (трудозатраты не сравнимые, а денег и славы больше).
Попытка затронуть «политику» в балете вызвало смешанное чувство. Сразу вспомнились «невозвращенцы». Сколько в свое время было «политического » шума по этому поводу. А вот сравнительно недавно при более внимательном рассмотрении стали выявляться некоторые значимые детали. Так в фильме о Наталье Макаровой прозвучало, что основным мотивом перемещения на Запад был возраст, связанная с ним высокая конкуренция в труппе и желание продлить свой творческий «век», что при полученной лучшей е в мире школе и осуществилось, и не только у неё.
Теперь обращаем внимание на то, что прозвучало в передаче. Для проекта Багановой, в силу ряда причин, были выделены немногочисленные не занятые на данный момент солисты и артисты кордебалета. Причем было сказано «да, хоть, с улицы». То есть для такого плана постановок участие первоклассных артистов избыточно, можно обойтись силами менее совершенными. Это не в укор «Провинциальным танцам». Просто мы видим, что в системе происходит постоянный отбор лучших (причем на примере Родькина и Воронцовой видно, как это осуществляется в период учебы), поэтому уровень провинциальных танцовщиков заведомо ниже. В этом убеждалась неоднократно во время театральных фестивалей и спектаклей гастролирующих провинциальных трупп. Естественно, это не может помешать желанию творить, но исходя из имеющихся возможностей. Создаются новые выразительные приемы, ищется новый язык. Но не следует забывать, что это из разряда: «Голь на выдумки хитра». Да, результат может быть талантливым и замечательным. Но это уже, практически, иной жанр.
Ещё момент. Гершензон проговаривается, что организаторами фестиваля были Антон Гетмат, Катерина Новикова и сам Павел Гершензон. Получается, что сейчас художественную политику театра определяют люди без профильного музыкального образования, даже не танцевавшие в ансамбле народных танцев. Типа, итак сойдет. Очень хочется порекомендовать этим господам заглянуть в свои служебные обязанности, которые должны быть сформулированы и зафиксированы в виде некоторого документа с печатью, и более не превышать своих служебных полномочий. Какой художественный авторитет эти господа имеют в балетном мире. Один проводит сомнительные тендоры, вторая организует очень подозрительные пиар кампании, лишь третий написал какую-то книжонку в соавторстве с Гаевским, которая вызвала бурю возмущения у профессионалов.
Бли-и-мин, какие убогие эти Катя, Таня, Паша! Все ратуют за рр-эволюцьонность вещей столетней давности. Сбросим этот нафталин с корабля современности (по заветам не менее уже нафталинного нынче автора)!
Заметили, подробно так рассказывалось, что мероприятие готовилось на целевую публику (продвинутую молодежь, студентов творческих вузов). А потом Кузнецова «палит» всех со всей дури, рассказывая, что именно эта молодежь и не подозревала именно о данном фестивале. Чем там пресс-служба занимается, непонятно?
«Зеленая гостиная» не произвела умиротворяющего впечатления. Какая-то затхлость и тина…