Зрительский наив.
Подвергли меня как-то испытанию. Отправили на «Свадебку» Стравинского с тинейджером. Подруга купила билеты на мероприятие, пойти почему-то не смогла и всучила их вместе со своим сыном. А действо сие было не просто так, а проектом в рамках фестиваля «Преображение». Поэтому, производилось оно силами всех участников этого мероприятия.
Сегодня при одном слове «проект» в русле развития нашего сценического искусства — что-то опасливо начинает сжиматься внутри и упираться поступательному движению к храму Мельпомены, Талии и Терпсихоры
Почувствуйте трагизм ситуации. Во-первых, Стравинский (чай, не Моцарт и не Чайковский). Во-вторых, разномастные коллективы, возможно, полусамодеятельные. В-третьих, во время фестиваля (когда ж они отрепетировать успели). Ну, а в-четвертых, подросток, нормальный такой мальчик, которого никто культурой не травил, поэтому кроме рока и попсы ничего и не слыхивал, не довелось. Времена зверства советской власти не застал по возрасту, а при демократии население никто классикой по телевизору и радио не мучил, последний рецидив был в августе 91-го …
Обреченно прибыв в наш театр, мы обнаружили, что билеты в ложе, полсцены не видно. А именно там и происходило некое хореографическое действо, призванное хоть как-то скрасить сложность произведения и пояснить все происходящее. Мало того, что «проект», а тут еще и достается нам самый темный угол этого «проекта».
Вижу, что симфонический оркестр настраивается в яме, на сцене стоит рояль, а возле него присаживаются четыре инструменталиста (ансамбль), далее выстраивется хор (али два, не помню), гуськом крадутся оперные солисты, а в глубине сцены застыли танцоры. А еще сбоку торчат какие-то колокола, к ним пока пономаря не приставили. Мне становится заранее дурно.
Припоминаю, как в детстве участвовала в таком «сводном» хоре (в одном из них петь довелось), что было, что было … Какафония одна. А тут столько всего и сразу, при этом исполняется такой сложнейший материал. Смотрю на мальчика, которого мама таким образом окультурить решила, и жалко улыбаюсь, обещаю сразу уйти, если ему будет скучно.
Началось… Странно, но все происходящее мне не только понравилось, но и начало захватывать. Куда-то ушли мысли на вечную тему «зачем я здесь?» Гляжу мышкой-норушкой из своего темного уголка и понимаю, что все грандиозное действо разворачивается… для меня. В последнее время доводилось встречаться с «проектами», задуманными и исполненными для любой посторонней цели, но точно не для меня. А здесь — будто масштаб происходящего пронизывает всю тебя энергией, которую дает лишь настоящее искусство. Краем сознания поражаешься тому, как все здорово и слаженно звучит, самому темпу действия.
Наконец, вспомнила о принятых на себя обязанностях, обернулась к опекаемому мной подростку, чтобы проконтролировать его реакцию… тут поражаюсь еще больше! Он не просто доволен, ему вообще не до меня!
Спектакль был замечательным, ребенок воспринял с каким-то завороженным восторгом, не смотря на сложность самого произведения. Лишний раз убедилась, что все зависит от класса исполнения. Начались поклоны, жду появления того, кто обеспечил бесперебойное и талантливое функционирование столь непростого и громоздкого театрально-музыкального механизма.
На сцене появился дирижер … Молоденький-молоденький (едва тридцать), росточку такого … чуть не два метра, косая сажень в плечах, сам из себя красив необыкновенно. Ему б шелом на голову, доспехи, меч-кладенец в руки и на заставу … Добрый молодец! Сказать, что была сражена — ничего не сказать … Запоминайте — Дмитрий Волосников.
Дмитрий Волосников, дирижер.Окончил Уральскую государственную консерваторию по специальности «Хоровое дирижирование» (1993) и аспирантуру по классу симфонического дирижирования у Е. Колобова. Работал дирижером в Екатеринбургском театре оперы и балета, а также в Екатеринбургском центре современной музыки и театра, где являлся музыкальным руководителем и дирижером опер «Золушка» Дж. Россини и «Таис» Ж. Массне.
В театре Новая Опера Дмитрий Волосников работает с 1998 года. Является музыкальным руководителем и дирижером опер «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Гамлет» А. Тома, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Золушка» Дж. Россини, «Хованщина» М.П. Мусоргского (концертное исполнение), сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана», музыкального действа «Bravissimo!», музыкального приношения «Мария Каллас», балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (совместно с Имперским Русским Балетом). Дирижирует спектаклями «Травиата» Дж. Верди, «Норма» В. Беллини, «Любовный напиток» Г. Доницетти, кантатами «Иван Грозный» и «Александр Невский» С.С. Прокофьева, концертом «Романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова». Также участвовал в концертном исполнении оперы В. Агафонникова «Сергей Есенин» и записи компакт-дисков «Хор Московского театра Новая Опера» и «Солисты Московского театра Новая Опера».
С 1999 по 2010 год Дмитрий Волосников являлся художественным руководителем Фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение» им. Евгения Колобова (г. Ярославль).
«Это присказка, не сказка, сказка будет впереди …»
Прошло время, лет несколько. Доче моей стукнуло шесть лет и мы готовились к школе. На дворе фестиваль. Памятуя о столь удачном окультуривании мальчика, решила что мое чадо не менее продвинуто. Начали с концерта хоровой музыки. Потрясающий коллектив, тогда только еще выпускники музыкального учебного заведения, замечательно интересный репертуар. Звучали — ах! …
Немного прозы. Билеты взяли на всех, а зал был неполон, дитё мало, вобщем, необязательно это было делать.
Следующим пунктом нашей программы был заявленный грандиозный проект «Мистерия о Жанне Д’Арк».
Учтя ошибки (проявив практическую сметку), на основное действо в театр приобрела один билет (типа места будут, а ребенка пропустят и так). Наивная …, но об этом позже.
Посмотрев на афише имена авторов и названия произведений, поняла что за оставшееся время ни найти, ни прочитать. Ребенку кратенько поведала, что помнила про Жанну и побрели мы в храм искусства. Там давали программки фестиваля. Сразу захотелось узнать о предстоящем. Начала читать вслух:
«… при кажущейся внешней выдержанности древнего жанрового канона мистерии (сочетание грандиозных мистико-религиозных сцен с интермедиями) данный проект должен пройти через свое «преображение», обрести качественно новый статус. Мистерия лишается своей дидактичности, повествовательности. Зритель в зале будет соучастником и соавтором нового осмысления средневековой трагедии. Образ Жанны — символ, ведущий в пространство экзистенциальной саморефлексии, размышлений о роковом постоянстве человеческих заблуждений, ошибок, и неспособности человечества вырваться из порочного круга кровавых войн, предательства, суда людей такими же людьми»
Реплика ребенка очевидна:
— Мама, это ты с кем сейчас разговаривала? …
Да, мы не ищем легких путей. Деваться некуда, побрели в зал, честно заняли свободное место рядом. Лето, воскресенье, все на дачах, кому надо на такое идти в театр? Про собственную наивность уже поминала? Можно и снобизм добавить, типа самая культурная нашлась. Народ у нас не лыком шит. Есть, есть в гуще людской потребность в прекрасном (без иронии, кстати). Нас быстренько подвинули, хорошо, девочка в те времена была весьма миниатюрна, около двух часов без перерыва просидела на коленях и не пикнула.
Публики в зале было под завязку, приставные места заняты, кто-то даже стоял, как помнится. Не скажу, что она была рафинирована, обычные люди, каким-либо эстетством не обезображены, не элитарны, вестимо.
Также плотно была занята и сцена. Имелась некоторая конструкция, на которой расположилась парочка хоров. Симфонический оркестр занял почти все пространство сцены. Оперные солисты и драматические артисты перемещались по малой толике места, которое осталось. Доминировал черный цвет, одна Жанна была в холщовой рубахе и в золоте король.
Понятно, что я уже второй раз пугаю, как все было строго и непросто. Создатели мистерии не собирались заигрывать со зрителем и хоть в чем-то упрощать ему восприятие.
Самым главным действующим лицом, конечно, была музыка. О ней я рассказать не умею, поэтому цитата:
«Важнейшей составляющей в истории о Жанне выступит … Музыка. Она будет диктовать архитектонику спектакля. Она призвана придавать смысл каждому слову и жесту актеров. Драматические монологи последних будут органично перерастать в оперные и хоровые партии. Эмоциональная палитра ювелирно отточенной драматургии «Мистерии» поражает разнообразием: трагическая, словно преддверие смерти, «Lacrimoza» В.А.Моцарта и яростная «Carmina Burana» К.Орфа с ее тревожными хоровыми пассажами, григорианскими распевами, мощнейшей партией ударных. Трогательная ария Дидоны из знаменитой оперы Г.Пёрселла «Дидона и Эней», сочетающая в себе лучшие черты барокко: силу чувств и сдержанность выражения, искренность и глубокое внутреннее достоинство станет финальным аккордом в музыкально-театральном повествовании о Жанне»
Приблизительно так оно и было. Мощный звук создавал атмосферу, перемещал зрителя в другое измерение. В моменты, когда происходило драматическое действие зал пытался осознать происходящее. Мой ребенок тихонько спрашивала: «Мама, а кто это?» Окружающие внимательно прислушивались с надеждой получить ответ. Но, увы, опознавались (как уже отмечалось) Жанна, её сподвижник, король, остальные проходили по разряду «враги» (которые подразделялись на церковников и «штатских»). Коллизия происходящего, явно, ускользала. Но вот в данном случае, это было не важно. Как бы поточнее сформулировать: глубинное понимание ситуации возникало и так, ощущалось, просто, физически. Этот эффект творила музыка …
Не обошлось без казуса. На авансцену вышла героиня, а в глубине певица стала исполнять арию. Как самая умная, решившая, что наконец-то могу что-то пояснить, шепчу дочке: «Это ария Жанны из одноименной оперы». Потом только стало понятно (как и Вам, читавшим цитату из программки), что это, все-таки, пела Дидона.
Представьте, все это время Ирина Апексимова, исполнявшая главную роль, отыгрывала состояние своего персонажа. Уму непостижимо! …
Овации были долгими и бурными, как положено …
Как можно такую массу артистов, музыкантов заставить «работать, как часы», сплавить в единый организм, порождающий чудо … очень сложного искусства. И это все для «простой» публики, в провинциальном городе, где нет своего музыкального театра, и в наше очень «непростое» время, явно , не располагающее к чему-то возвышенному,… казалось бы …
Уже тогда меня начали «терзать смутные сомнения» о величине дарования Дмитрия Волосникова: «Уж, не гений ли?» …
Ой, я ж забыла сказать, что дирижером постановщиком был именно он.
«Долго дело делается, да недолго сказка сказываетя …» Надо ли говорить, что мы стали завсегдатаями фестиваля «Преображение» и старались не пропускать то, что делал иногда Дмитрий Волосников на сцене нашей филармонии (концерты, спектакли)? Почти фан-клуб образовался из моих коллег (мне ж требуется поделиться с окружающими прекрасным, как без этого), подруг всяческих, кстати, тоже охватила.
Поведаю ещё об одном испытании. Опять все было непросто. Был заявлен проект «Слово о полку Игореве».
Лицемерить не буду, едва осилила это произведение в школе. Коллега долго уговаривала меня перечитать, искренне вдохновенно рассказывала о поэтичности этой вещи, убеждала, что я это тоже почувствую. Где-то в глубине души ей даже очень верила, да и в её вкусе мне сомневаться не приходилось, но атавистический испуг преодолеть не смогла.
Заявленный состав тоже не оставлял надежд на легкость восприятия. Два хора, фольклорный коллектив, звонари, три солиста, чтец и художник на песке. Но, репутация — вещь великая, поэтому билеты были приобретены, куча народа сагитирована и целая делегация должна была прибыть из столицы (как же, в «Новую оперу» самостоятельно сходить в лом, надо обязательно проехать километров 400, чтобы приобщиться).
Вдобавок, в последний момент на «хвост упал» многострадальный приятель дочери (которого мы мучили ещё во II части), тут я, просто, содрогнулась.
Из-за приехавших гостей, программа дня была крайне насыщенной. Съездили в кедровую рощу при женском монастыре, прошлись по нашим музеям, посидели почти в шинке, предусмотрительно запаслись коньячком на вечер (было не жарко). Направились к музею-заповеднику, приезжие начали восторгаться культурой нашей публики, чинно и благородно выстроившейся в аккуратную очередь на входе. Сама прибалдела, такое было впервые (обычно была неорганизованная толпа), вот как искусство благотворно сказывается, плоды воспитания были на лицо.
Аура места, естественно, дает многое. Здесь нашли рукопись, здесь вековые стены, здесь происходили в ту эпоху важнейшие исторические события.
Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский и фольк — это не то, что я готова слушать ради удовольствия. Но, слава Богу, что руководителя проекта мое мнение (и не только мое) по данному вопросу не колышет (он про него и не знает). Решил, что ему надо, ему интересно, поэтому будет интересно и нам. Самое главное, что не ошибся. Это я опять о воспитании.
Зрители замерли, отключились от действительности, погрузились в пучину неведомых ощущений и переживаний …
Ну, правда, «зал» был примерным наредкость. Мы даже забыли про припасенный коньяк. Вышли из транса только на поклонах. Магия! Наш «индикатор», приятель дочери, (реакции которого более всего опасались) выразил свое благоволение, несказанно этим поразив. От него положительной оценки не ожидалось, по-определению (я ж не все рассказала о наших мытарствах с ним).
Приезжие выразили бурный восторг. При этом произошло знакомство со второй группой прибывших (зацените мои рекламные способности), хорошо нас вовремя развели, потому как за 15 минут скоропостижного братания мы «нашли друг друга» и выпили весь имевшийся стратегический запас. Как настоящее искусство объединяет! Раскрепощает уж определенно!
Все это — хиханьки, но обсуждали и делились впечатлениями всю ночь. Вот, все-таки, должны быть поводы, отличные от бытовых, позволяющие поговорить о высоком, настоящем и не простом …
Спасибо Вам, Дмитрий Волосников! Искренне …
13 комментариев
Огромное спасибо за статью! Как приятно осознавать, что идет молодая смена творцов, воспринимающих цели и задачи искусства абсолютно верно: любое искусство существует для людей, а вовсе не «ради искусства».
Действо на сцене просто завораживает, согласна. Особенно вдохновляют преимущественно молодые лица. Они выходят на сцену с твердым сознанием, что настоящее искусство — непременно меняет жизнь к лучшему. Потому и вызывают такую мощную волну ответного чувства.
Ирина Анатольевна, в очередной раз спасибо за точность формулировки. Именно, » любое искусство существует для людей, а вовсе не «ради искусства».»
Впечатляет!
Рада!
Спасибо за статью. Спектакли, поставленные в рамках фестиваля «Преображение», который создал Колобов, а подхватил его ученик Волосников, это действительно потрясающие явления нашей культуры. И особенно удивительно, что эти действа разворачиваются не в насыщенной событиями столице, а в провинции. И качество при этом соответствует, на мой взгляд, самым взыскательным вкусам. С момента постановки «Моцарта и Сольери» не пропустили ни одного фестиваля и вот первый год ничего. А очень хочется «продолжения банкета».
Может выйти со зрительской инициативой на власти города и в Новую оперу?
На самом деле, уже второй! Печально это!
Наталья, интересно было почитать, вспоминаю единственный Ярославский фестиваль, на котором я была с постановкой про Моцарта, очень здорово!!! Согласна с Юлией, что хочется продолжения. И на Князя Игоря в Москве надо бы всё таки сходить обязательно….
Да! Моцарт был чудный!
That’s a well-thought-out anwesr to a challenging question
Natali, спасибо за статью! Ты такой увлеченный классикой человек, что просто восторг! Взыграло ретивое , ведь и правда не хлебом единым жив человек.
Спасибо! А некоторым ближе всех в театр сходить :-)
Правда Ваша, чего там. В студенческие годы где только не побывала. В 90-е в Большом и на балконе 5-го яруса доводилось сиживать, так велико было желание посмотреть спектакль. Потом пошли в моду антрепризы, и тут я сломалась. Несколько раз подряд случался полный облом. Идешь на известное имя, а оно(имя) выходит и начинает просто работать спектакль, иногда забывая текст. Сама понимаешь, к походу в театр готовишься, предвкушаешь праздник,а тебя «мордой об стол». Однаджы взяла билет в Большой на «Леди Макбет Мценского уезда», а перед входом узнаю, что пойдет замена «Лебединое озеро». Ликованию моему не было предела, но я рано радовалась. Что-то шло не так, вроде и солист был Андрис Лиепа(Одетту не помню), и музыка Чайковского на месте, а вот не то и все тут(заметь, что театрал я неискушенный), невыразительно, скушно попоросту. Дома подняла старую программку «Лебединого» 1973 года и сравнила с той, в которой все было не так, Ну и десять отличий искать не пришлось, просто постановка Григоровича сильно отличалась от постановки Петипа не в лучшую сторону. Потом была «Царская невеста», «Аида» в Большом и что? Солисты поют без четкой артикуляции, т.е. слова сливаются в гул, а потом ведущий солист, которому на том спектакле было 35 лет на сцене, пустил «петуха». Учитывая его возраст, чисто по-человечески понятно. Но энтузиазм от всех этих походов поостыл.
Да, сейчас поход в театр, как путешествие по минному полю, рекогносцировка требуется.