/Иосиф Бродский/
Выпало, значитца, родиться в самой читающей стране мира. Как-то пытался ухаживать за мною молодой человек, сценарий у него был отработан, текст шел, как по-маслу: «Знаешь, во времена моего детства телевизор работал мало, не весь день, поэтому делать было нечего, читал я много».» «Конечно, знаю», — подумала я про себя: «ведь, я тебя лет на десять старше» …
Вследствие чего воспоминания о досуге нашего поколения складываются из наименования кружков, спортивных секций (бесплатных, само собой) и списка авторов, которые осваивались тупо, собраниями сочинений (вот тут уже можно померяться крутостью, т.е. доступом к наиболее престижным и дефицитным).
А нынче, … ладно круглосуточный телевизор, десятки (или уже сотни?) программ, так появился интернет («спасаю» от него ребенка только тем, что сама страдаю сетевой зависимостью). Нет, имеются некоторые плюсы. Раздолбайский ребенок (весь в мамашу) вспоминает, что надо что-то прочитать часов в семь вечера, а нужной книги в доме нет (школьная программа поменялась), вот и осваивается предмет «чтениелитература» с экрана монитора. Ну, хоть, так! …
Из-за этого, наверное, и появилось в последнее время столько экранизаций литературной классики в виде сериалов. Похвально! Даже пишут, что после этого зрители обращаются к первоисточнику, т.е. книге. Просто замечательно!
Но мне вот как-то не повезло. Должна заметить, что в перестроечный период читалось много, столько всего интересного появилось (так, по крайней мере, тогда казалось) Повторюсь, хоть и читалось не мало, но, оказалось, не все (слава Богу! Как я сейчас понимаю).
Поэтому сравнительно недавно этот пробел «помогли» восполнить сериалы.
Начну, правда, с почти свежей вещи, которую настойчиво рекламировала коллега «Казус Кукоцкого» Улицкой. Я к тому моменту была уже знакома с некоторыми отзывами по ее поводу, поэтому, скрывать не буду, отношение сформировалось негативное. Но гложет же червячок сомнения «метущуюся душу», может я не права, предвзята (сколько раз похожим образом прокалывалась со своей свекровью …). До книги руки не дошли, но в телевизоре стали показывать киношку. Тут тоже приключилась неувязочка, включилась я в него уже с середины.
Опять отвлекусь. Люблю красивых актрис (кто ж их не любит!) Но восприятие ж оно – вещь субъективная. Помню вызвало недоумение, как в одном из интервью Маргарита Терехова восхищалась красотою Аллы Ларионовой. Вот уж чего понять и принять не могла. Такая рафинированная эстетски –изломано- утонченная Терехова и простовато круглолицая Ларионова (со Скобцевой до кучи), хотелось сложности.
Ну а уж если без оной, то Джину Лоллобриджиду подавай с Мишель Мерсье и Софией Лорен.
Короче, девушке «начитанной» (то бишь с интеллектом) пристало равняться на Одри Хепберн, Монику Витти, Марлен Дитрих, на крайняк.
Из голливудской когорты интерес вызывали умница (какой IQ!) Шэрон Стоун, Деми Мур, Мэлани Гриффит (как она потом Бандероса отхватила, уважаю).
Ну так вот, на фоне всего этого имеющегося великолепия, наш кинематограф в начале тысячелетия предложил вниманию зрителей «умницу и красавицу» Чулпан Хаматову (не Н.Варлей, к сожалению). Есть, правда, убеждение, что, фиг с ней, с рожицей, главное, чтоб фигурка была, остальное гримом и талантом добрать можно. Ну, пусть …
И вот смотрю я этот фильмец про казус Кукоцкого (всякий раз задаваясь вопросом – это скороговорка, что ли?), благо коллега, что-то из сюжета успела сообщить, и вижу девушку Таню. Бледную, как моль, и чуть ли не в голубеньком платице (почему-то это ощущение осталось). Вся она, простите за тривиальность, «такая внезапная и противоречивая» (Дюжева это, хотя бы, сделала характерными красками), а тут псевдомногозначительность и затянутость пытающаяся прикрыть весьма сомнительную и бедноватую суть. Вот тут кратенько и скромненько:
Блин, аморалка какая-то, не сказать хуже. Мы о таком безобразии только у Пабло Неруду читали в былые времена, списывая все на латиноамериканский темперамент. (Это о танцевальном вечере на корабле во время плавания через океан, когда единственная девушка уединялась после танца с очередным партнером на весьма недолгое время, а затем мероприятие продолжалось).
…От современной постсоветской литературы у меня складывается стойкое впечатление, что она куда более советская, чем та, что мы имели при бдительной цензуре в СССР. По крайней мере, сейчас видно, как действительно писатель относится к людям, читателям, с каким пафосом он относится к себе, с каким пренебрежением и неряшливостью он относится к самому «творчеству».
В героев автором вкладывается не только то, что он «ценит в людях», а какими он хотел бы их видеть. Герои литературных произведений сегодня в целом отражают неприличный моральный конформизм, отсутствие индивидуальности. Что уж там говорить о героинях…
Банальная распущенность, некритичное отношение к собственному поведению, отсутствие хоть какой-то жизненной позиции, кроме «кушать и размножаться», — сегодня подается, как нечто неординарное и чуть ли не романтическое проявление незаурядной натуры. Не является исключением и «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой. Ни роман, ни последующая экранизация никак не раскрывают хоть чем-то отдаленно похожим на «действие» — пафосно заявленную исключительность этой самой Татьяны. Зрителям фильма предлагается «верить» в этот факт избранности — «на слово» (пустое, почти без артикуляции, когда Хаматова пищит «под девочку») и «на крупный план» с пустым взглядом актрисы.
Свое недоумение решила восполнить рецензиями по советской привычке: раз что-то непонятно, так надо прочитать того, кто все понял. Из невнятных восторженных рецензий узнала, что Хаматова «не играет, а живет». Выразилась бы немного иначе — она как живет, так и играет. Загвоздка в том, что большинство населения страны, для которого разыгрываются подобные зрелища, живет по другим меркам, намного превышающим уровень кинематографических образов Чулпан Хаматовой. В первую очередь, имею в виду женщин.
Я, понимаю, что в мировом искусстве образ девушек (скажем так) легкомысленных — разрабатывается давно. Что поделать, мужчинам с ними, как-то легче, что ли. Сопереживают они им, короче, гады. Не будем и мы ханжить, и мелочиться тоже. Обратимся (в силу высокого уровня культуры) к опере Пучини «Богема», благо и фильм снят с мировыми звездами (Netrebko,Villazón). Мы его вместе с ребенком смотрели. Вот где она от сюжета … «испытала когнитивный диссонанс»! Смутило ее поведение главного героя. Сомнительность действий героини можно было пояснить самопожертвованием и сами эти поступки непосредственно на сцене не происходили. Надеюсь, хрестоматийные вещи пересказывать не надо (если запамятовали, то сюда ).
По поводу Анны Нетребко завзятые опероманы могут много чего сказать и не всегда положительного. Но женская красота – это тоже талант и дар Божий, да если к нему приложен милый голос и артистичность, то грех требовать большего. Помню я свои детские впечатления от оперы: тетеньки с внешностью, мало соответствовавшей исполняемой роли, отвлекали от божественной музыки и замечательного вокала (мужчинам это несовпадение, между прочим, прощалось). Хочется все-таки гармонии. И вот одна из попыток ее достижения:
Похоже, собственную «внезапность», я уже продемонстрировала, посему вернусь к перестроечной классике: А.Рыбаков «Дети Арбата».
В соответствующем сериале Чулпанушка порадовала зрителя образом Вари Ивановой, ставшей почему-то блондинкой (простите меня, но отчего-то ассоциации возникли не с Любовью Орловой, а с Сажи Умалатовой).
Какая-то инфантильная девица, все время чем-то недовольная, истеричная, кидающая из окна гневные взоры в адрес идущих на митинг. Понятно, что подростковый период не закончился (известно, что в этом возрасте, интеллектуальный уровень понижается в силу резкого выброса гормонов). Поймала себя на ощущении, что не помню была у нее мать или нет, беспризорница какая-то. Повзрослев, девица связалась с неким авантюристом:
Ну, молодец, за ум взялась. Поступила на заочный в строительный, стала инженером. Но, началась война … (Не свезло, как Вике Маросевич за границу смыться?). От самого образа Вари и в книге веет неряшливостью в мыслях и чувствах, будто писатель создавал этот «образ», списывая его с силиконового прототипа. Стать инженером для Рыбакова — как «стакан воды выпить» или съездить в Крым с любовником-бильярдистом. Одинаково обыденно, скучно и… порочно.
Поэтому для меня взявшаяся «за ум» Виолетта как-то убедительнее. А уж насколько правдоподобнее разгул героини Верди, скажем так, психологически достовернее:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=exNrK6jJUlo
Да и о человеческих качествах девушки автор предлагает судить по поступку. Пожертвовать своим счастьем ради счастья другой, юной, благополучной, беззаботной и такой невинной… Отец Альфреда просит Виолетту расстаться с сыном, ведь эта связь компрометирует семью и может расстроить готовящуюся свадьбу его сестры. Загубить окончательно свою жизнь ради незнакомой девчонки. Сильно! Действительно, жертва!
«Я Пастернака не читал, но осуждаю!» Кому фразочка не знакома? Наверное, чтобы совсем стала анахронизмом, провели ликбез стране, осчастливили сериалом. Дабы не отстать, «задрав штаны, бегу за комсомолом».
Да что же такое? И здесь изломанная девичья судьба. Неадекватная мамаша, почти лоллитовский сюжет. Сколько ж можно?! Опять наша актрисуля безнравственность подает как нечто само собой разумеющееся, а получившую дурное воспитание девицу представляет незаурядной личностью. Что бесит-то?! У самой дочери, хотя б экстраполировала подобные ситуации на их судьбу, башкой бы подумала, что это все драмы и трагедии, сломы личностей и судеб. Играть такое надо, как предупреждение, а не «все будет хорошо: по Парижу гуляет дама с двумя дочками».
Да и смешна она в роли роковых красавиц, поучилась бы, как надо:
Увы, идиллия продолжается недолго, арест, болезнь, гибель. За свои прегрешения героиня оперы платит цену, высокую – жизнь. Манон хороша, но легкомысленна, любит роскошь. Её история горька и безнадежна. Но вера в любовь остается, правда, у зрителя…
Такие вот непростые девичьи судьбы. Авторы опер в веке девятнадцатом, все-таки, напоминали зрителю, что «береги честь с молоду», особенно такую хрупкую. А коли не сложилось, то беспокоились о нравственном прозрении героинь. В своих же ролях Хаматова такими категориями не заморачивается.
Насколько милосерднее к Наташе Ростовой был Лев Николаевич. Путь к падению он ей преградил мощной фигурой Марьи Дмитриевны:
Не знаю почему, но вспомнился анекдот:
Встречаются в лесу лось и зайка :
Лось: Зайка, смотри какой я большой, красивый. А ты – маленький, серенький, косенький.
Зая (обиженно шмыгая): Зато, … зато, … у меня богатый внутренний мир …
Вот почему так? Одним мировая слава, не смотря на сложный, трудозатратный, «элитарный» жанр (с заведомо меньшими количеством публики)? А другие вынуждены «больше всех делать» и учить языки … бестолку?
Вот почему про одних даже на канале Культура не могут удержаться от «предположений»: «Несчастная любовь»?
А по поводу других, даже при наличии трех детей от разных отцов, на ум приходит лишь нудная Вероника Долина:
«Когда б мы жили без затей, Я нарожала бы детей От всех, кого любила …»?
Да! А Пастернака (Рыбакова, Улицкую) читать не хочу. Что-то мне главные женские образы не приглянулись в этих невзрачных сериалах …
11 комментариев
Вот смотрю на Чулпан и вспоминаю, как моя тетка таких называет — «гнидка». Ни кожи, ни рожи, ни таланта — и нет роли, какую бы она не обгадила.
Ну, травести она и есть травести. В Современнике «Мамапапасынсобака», «Голая пионерка».
Браво, Наташа! Зорово написано. И предыдущее выступление было блестящее. Не знал, что эта умница и красавица «такая вся непредсказуемая» и имеет трех детей от разных партнеров. Правильно отмечено, что, видимо, она играет себя, как Михалков, например. Это проще, чем создавать образ и перевоплощаться.
Сообщу свое мнение об опере. Все мои попытки приобщиться к этому виду искусства в провинциальных театрах потерпели неудачу. Все выглядело жалко и противоестественно. Но вот, будучи в Петербурге на курсах, пошел в Мариинку на Отелло. Все было как в фильме Pretty woman, когда проститутка, впервые попавшая в оперу, плачет от восторга. А почему. ВСЕ было совершенно: музыка, голоса, само здание даже. Дездемона — красивая молодая женщина, Отелло — могучий арап. Трудный это вид искусства, опера- высокая планка по всем параметрам. Но если есть уровень, то это восторг.
Это же безумно дорого. Подготовить такое количество профессиональных музыкантов (оркестр, хор), солисты (штучный товар) сколько учатся, какие трудозатраты. Стоимость создания оперного спектакля превышает драматический на порядок, ну и вкалывать надо тоже на порядок больше.
Очень меткий анализ. Сейчас поймал себя на мысли, что к Чулпан испытываю жалость, но не интерес и влечение.
Ой!
Natali, великолепно!!! Как ты ее грамотно опустила, а после трех детей от разных отцов и ореол святости потух даже для тех, наверное , кто его видел. Какая у тебя мощная материальная база в виде прочитанного, прослушанного и просмотренного. И читается очень легко, в отличие от Пастернака.Браво!!! Несколько удивилась, когда ты поставила в один ряд с красавицами М.Терехову. Мы с девчонками всегда считали ее холодной рептилией, с вечно брезгливо приподнятой верхней губой, спатланными волосами и жуткой бородавкой на шее, причем совершенно одинаково надменной во всех ролях, которые она получила, только на фоне отсутствия в советском кинематографе 70-х настоящих красавиц. Хотя на великолепное послевкусие от твоей статьи это никоим образом не повлияло.
Галина, ну в наличии детей особого скандала не вижу (все лучше, чем аборт). Просто, даже это не в состоянии сделать из нее «вамп».
А Терехова мне нравится в «Дневном поезде» с Гафтом. Вот ее холодность и манерность мне очень глянется :-) … А уж в «Собаке на сене» финальный поцелуй … очень даже ничего :-)
Красавицы: Алферова, Пенкина, Печерникова, Нифонтова, Вертинские, Мирошниченко,Гвоздикова, Мартинсоне, Беляева, Друбич …
Да, там разный уровень дарования, но с внешностью все впорядке.
И это только навскидку (память-то девичья :-))…
Кстати,
01.08.2012 в 22:30 канал «Культура»
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА. Анна Нетребко, Петр Бечала, Нино Мачаидзе в опере Джакомо Пуччини «Богема».
(Зальцбург, 2012)
О-О-О! Круто!
Большое спасибо!
Очень верный взят тон, давно пора призвать если не к порядку, то к каким-либо мало-мальским приличиям женщин, играющих «женские образы». Так и тянет сказать, что наверняка за спиной стоят мужчины, подсовывая тексты такого неприличного содержания. Но и женщинам на такое поддаваться не стоило.
А вообще — требую продолжения банкета! Душа просит еще искусства и еще культуры!