«Земную жизнь пройдя до половины» (хотя, хотелось бы и подольше, но от объективных показателей общей продолжительности не отвертишься), я поняла, что народ наш давно усвоил навязанную свыше мысль «от вас здесь ничего теперь не зависит«, — и куда-то организованно рассосался из реала. Привычно подтянувшись вслед за народом, я очутилась в сумрачной виртуальной среде, честно пройдя этап становления, набив мозоли на «лайках» под многочисленными детскими мордашками и сценками из кошачьей жизни.
Удивляет некоторая озлобленность депутатов и других представителей реала, которые борятся с вредными тенденциями в сети Интернет, поскольку дети и коты, это то, с чем сталкивается любой начинающий юзер, пытающийся понять, что же так увлекло сюда остальных.
Это уж потом наша извечная российская привычка поболтать на завалинке или на кухне срабатывает и в сети. Но вначале каждому придется продираться через завалы подробностей из жизни котов и младенцев.
На форумах, которые непременно проходит каждый новый сетевой обитатель, усилиями модераторов пытаются как-то формализовать процесс органичного вживания в виртуальную среду с помощью заданных тем. Но эти меры не способны остановить поток плохо прогнозируемого трепа, в который включаются все новые и новые участники… в настолько большем количестве, насколько далее всенародная дискуссия неминуемо отклоняется от первоначально заданной темы. Вот тут-то и выясняется, что более всего каждого задевает тема воспитания… чужих детей, переросших милые фото младенцев с цветочками, собачками и вездесущими кошечками.
… и приключился однажды на одном из слабоизученных нашими депутатами форуме грандиозный словесный поток о… дресс-коде в театре. Кто-то из участников, весьма возмущенный увиденным, привел фото немецкой туристки, которая положила, хоть и разутые, но ноги на обитый бархатом бордюрчик в ложе Мариинского театра. Языка человек не знал, поэтому замечания с его стороны туристке толерантно не прозвучало. Но он вполне смог это безобразие сфотографировать.
На фотофиксацию прокола немецкой туристки последовал чей-то живой отклик, похоже настроение было хорошее:
— Вам надо было, все-таки, более действенно бороться с попытками пересмотра итогов второй мировой. Вот, дети подруг в горах не пускали немцев без очереди на подъемник возгласами: «Гитлер капут». Говорят, очень помогало …
Реакция была неожиданной. Начались сомнения по поводу воспитанности упомянутых детей, восхваление культуры немцев, призывы к толерантности и обвинения в фашизме. Поначалу делалась попытка отшутиться и призвать к здравому смыслу. Типа, данное поведение детей указывает на то, что историю они, явно, учили, проявили свойственную возрасту пассионарность. Явные воспоминания о статьях нашего прозаика породили закономерный интерес, где же «цветы жизни» последний раз в округе видели фашистов со шмассерами?..
Но оппоненты продолжали… поскольку ничто так не возвышает нас в собственных представлениях о себе, как заочное (в особенности сетевое) воспитание чужих детей. А потому закономерно прозвучали обвинения в адрес родителей, прививающих негативное отношение к немцам, очевидно, собственным примером. Один наивный гражданин, явно ошарашенный таким уровнем толерантности и способом толкования с этого уровня чужих слов и поступков, поинтересовался у ярого поборника расхожей сетевой нравственности:
— Интересно, а как часто в Вашей жизни возникают ситуации, по которым можно произнести данную фразу? Я искренне недоумеваю …
Ответ поразил всех присутствующих своей уклончивостью на фоне глобальности обвинений черти в чем:
— Фашизм не в автоматах, а в головах.
Народу пришлось требовать определения явления (фашизма, то бишь), раз такое может заводиться в головах само по себе. Его раздобыли… не из голов, а из толковых словароей, но было очевидно, что применить найденные определения к данной ситуации невозможно. Тогда и произошла шулерская замена «фашизма не в автоматах» — на ксенофобию и шовинизм. Тут уж рубиться начали «по-взрослому» или, как пишут в Сети, «нипадецки».
«Ксенофобия — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей
Шовинизм — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. Является крайней формой национализма, при которой благородная цель начинает достигаться негодными средствами. В отличие от националистов, которые «поднимают» (возвышают) свою нацию с целью сделать её «первой» (самой лучшей), шовинисты (с той же целью: видеть свою нацию первой) позволяют себе «опускать» (унижают) представителей других национальностей, то есть первыми движет «любовь к своим», а вторыми — «ненависть к чужим». Вот почему идеологи национализма всегда выступают за равноправие наций, тогда как идеологи шовинизма наоборот, всегда наделяют свою нацию особыми правами.»
«Светоч толерантности» предложил выбрать любое определение, то есть ярлык — вместо «фашизма в головах», дабы определить, что же побудило детей (кроме дурного примера родителей, конечно) кричать лезущим без очереди немцам «Гитлер капут!». Все, кто сталкивался с сетевыми морализаторами, давно не проявляют подобной наивности, отдавая себе отчет, что разговор по существу, не ограничиваясь словом-ярлыком, будет непродолжительным. Вот и в данном случае собеседник был немедленно «послан» :
— «сама-сама, быстрей-быстрей» …
Обоснования навешивания на детей ярлыков, в которых разбираются далеко не все взрослые, не воспоследовало. Зато, подключилось еще пара другая человек (как же умеет наш народ организованно разбиваться на враждующие лагеря в любой сетевой дискуссии!) и вплотную принялась штудировать вслух историю Второй мировой. Причем, один персонаж начал проталкивать тезис, что фашизм победили не только мы, а вместе со всем миром. Кто б спорил! «Маленький тонкий нюанс», в каком соотношении?:
— Ваша аргументация рассчитана на людей, не имеющих представления об изобретении арабских цифр (при их использовании разница на порядки очевидна). Поверьте таковых в стране, где Вы пытаетесь вести пропаганду, крайне мало (все-таки, имеет место всеобщее среднее образование) и они не пользуются интернетом. Задействованные людские и материальные ресурсы давно посчитаны и проанализированы.
В ответ стали приводиться военные операции союзников в Африке, что вызвало желание у противной стороны обратить внимание на то, в какой период и где получено образование оппонентов (всплыли Соровские учебники и Западная Украина). Кстати, провели сравнение Сталинградской битвы и сражения под Эль-Аламейном, получив искомую разницу на порядок.
Все далее и далее погружаясь в дискуссию помянули песню «Дороги», выяснили межличностные отношения, мальчики чуть не побили друг другу морды (виртуально), вобщем стало весело …
Но неймется же, поэтому в дневнике появилось продолжение …, слегка затрагивающее формальную логику:
— Если предположить, что возглас «Гитлер капут!» есть проявление фашизма, ксенофобии и шовинизма (это, правда, надо доказать, что пока еще никто не сделал), то использование тезиса «Сталин – кровавый тиран» является ровно тем же самым …
Первое, что стали выяснять, это смысл утверждений, дабы доказать отсутствие тождественности между ними. Ладно, пояснить не сложно:
— Речь идет о следующем:
1.Преступный исторический персонаж (оценка дана в Нюрнберге) закончил плачевно свой жизненный путь (исторический факт).
2.Исторический персонаж (мнения о котором существенно разнятся) оценивается весьма спорным образом.
Заметив, что исследуется вовсе не тождественность высказываний, условие задачи было переформулировано:
— Рассмотрим функцию, определяющую (скажем так) некоторое отношение к происходящему, зависящую от двух переменных «страна» и «высказывание». Я утверждаю, что при значении переменных («страна»=Германия, «высказывание» = «Гитлер капут!») и («страна»=Россия, «высказывание» = «Сталин-кровавый тиран») функция будет иметь одну и ту же величину. Поскольку имеет место высказывание о лидерах данных стран, руководивших в один и тот же исторический период. Причем, мои оппоненты видят в первом высказывании оскорбление (хотя, имеет место лишь констатация свершившегося факта), во втором случае я вижу оскорбление в использовании недостоверного оценочного суждения. Отсюда следует, если первое значение функции «фашизм, ксенофобия и шовинизм», то второе – тем паче …
Поскольку решение задачки быстро не нашлось, от одних последовало обвинение в любви к Сталину и все сопряженное с этим, от других попытка разобраться в условиях, и даже было предложение ввести новые переменные: «адресат высказывания», «автор высказывания».
Стандартный приемчик, наезд на гендер, тоже был использован в замечании, что «сталинистами» обычно бывают мужчины, а для женщин это не характерно. Пришлось заметить, что взгляды скорее определяются образовательным уровнем, точнее принципом отбора в данное учебное заведение:
— В институт принимали по результатам решения задач, теоретическая часть билета экзаменаторов мало интересовала (физик так на нее смотрел ровно секунду, я не преувеличиваю, чес-с-сное слово) …
Понятно, что в переводе на «обыденный» звучит менторски: «Своей башкой надо думать …» Но формат публичной дискуссии не позволяет так уж откровенно хамить оппонентам (модератор бдит), да и продолжительный мыслительный процесс надолго выводит собеседника из диалога. Опять же, осознание мнимости женской «беззащитности» на интеллектуальном поле обогащает мужской жизненный опыт. (Ну это a propos, тренинг по вставлению малыхмилых дамских шпилек …)
В обсуждении не преминул всплыть еще один типичный филологический прием: «если в конкретной фразе не говорится конкретно о чем либо, то этой информации в ней и не содержится (по поводу «Гитлер капут!»)». Типичная ошибка гуманитариев — не указывать на каком диапазоне (при каких условиях) работает это высказывание. Попытка упрощения, работать могут только с одним параметром. Для данного утверждения в данном конкретном случае опровержение находится мгновенно:
— Тогда интерпретируйте фразу «Мы все глядим в Наполеоны», а также «Забыть Герострата», «И ты, Брут» …
(Контекст же общеизвестен и является неотъемлемой частью «крылатых фраз»).
Самое сложное в таких разборках противостоять уходу в частности и уводу в сторону от темы. Не преминули заметить, что Сталин у нас осужден (по действующему уже 20 лет закону РФ), правда текст оного с указанием в тексте конкретного имени никто не привел. Затем обозвали троллем-социологом, пришлось интересоваться, гдей-то у нас социологи физику учат etc…
Главное, периодически выводить беседу на «столбовую дорогу»:
— Что актуальнее оценка давно ушедших исторических персонажей или настоящий (в настоящее время) пересмотр итогов второй мировой, который затронет интересы если не каждого, то подавляющего большинства? Неужели Вы находитесь в стане тех, кто намеревается получить преференции?
Что вызвало сразу же резкий отпор, типа каким образом из признания истинности утверждения «Сталин — кровавый тиран» следует «надо отдать Японии Курилы»?
Наивные, в запасе есть уже наработки классика:
CA-NEWS (CA) – Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на 18-й ежегодной сессии одобрила Вильнюсскую декларацию, состоящую из 28 резолюций. Декларацию поддержали 213 парламентариев из 320 заседающих в ассамблее. Принятая резолюция полностью уравняла роли Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны. При этом нацистские преступления были приравнены к преступлениям сталинизма. В частности, в резолюции отмечается, что советский режим несет ответственность наравне с Германией за развязывание II мировой войны, передает 3 июля 2009г. РБК со ссылкой на Associated Press.
«3 июля 2009 года Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на 18-й ежегодной сессии одобрила Вильнюсскую декларацию, полностью уравнивающую роли Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны. При этом нацистские преступления были приравнены к преступлениям сталинизма. Считаю декларацию — закономерным итогом проводимой внутри России кампании «разоблачения преступлений сталинизма» среди тех, кто ни при каких «преступлениях» не присутствовал. Все это намеренно делалось, чтобы отвлечь внимание общественности от истинных преступлений, связанных с приватизацией государственной собственности, расчленением страны, геноцидом населения.» (Дедюхова И.А.)
«Скоро сказка говорится, Дѣло мѣшкотно творится.» Ершовъ. Конекъ Горбунокъ.
опять поменяли место дислокации, перебрались обратно в предыдущий поток (тему очевидно хотелось «дожать»)
Началась нудная разборка с функциями: почему это
f(x,y1) = f(x2,y2)? С чего, собственно?
Пришлось уточнять, что:
— … хотелось, чтобы было предоставлено доказательство того, что F(x1,y1)= «ксенофобия» или «фашизм» или «шовинизм», тогда можно, используя ту же систему доказательств утверждать, что F(x2,y2) равно тому же.
В ответ незатейливо порекомендовали самостоятельно предоставить такое доказательство. Конечно же, делать больше нечего:
— …такого доказательства предоставить не могу в силу глубокого убеждения, что его не существует. … между прочим, функцией F и интересуюсь, … <…> привел определения этих понятий, но применение не продемонстрировал. Как только первое условие будет выполнено, приложу все усилия для осуществления второй половины …
Вся эта тягомотина стала доставать окружающих, поэтому заинтересовались и зачем все это.
— Цель данной дискуссии (с моей стороны, по крайней мере) показать на конкретном примере, что не след кидаться обвинениями, смысл которых для самого обвинителя не ясен, и истинность которых он (обвинитель) доказать не в состоянии.
Ну, как так можно навешивать ярлыки на детей малых, которые и слов таких (ксенофобия, шовинизм) толком не понимают?
Наконец-то, дело дошло до доказательства:
— Восклицание «Гитлер капут!», звучащее в адрес немца из уст жителя постсоветского пространства говорит о том, что в сознании людей, населяющих эту часть планеты существует образ врага-немца. Своим восклицанием он желает уведомить об этом немцев, которым данный возглас адресован(поймут ли они его — это уже другой вопрос). Тем самым привести их в замешательство, заставить устыдиться своей национальности, испытать чувство вины за неё. Что же это, как не ксенофобия?
— С какого перепуга? Данный «вокабулярчик» (а именно: «Гитлер капут!», «Хенде хох», «Нихт шисен», «Руссиш швайн» etc) пришел в наш лексикон из советского кинематографа. Обратите внимание насколько он, в сущности невелик и жестко отобран. Кто там меня провоцировал на «Дойче швайн»? Этого советская идеологическая машина не пропустила и не могла пропустить. Никакого «фашизма», «шовинизма», «ксенофобии» советская цензура не пропускала и не допускала. В данном возгласе есть имя собственное, ставшее синонимом абсолютного зла, закономерно плачевно закончившее. Все! Имя собственное и никакого указания на национальность, конкретная личность, конкретные качества и никакого группового признака. Ответственность индивидуальная за конкретные деяния. И образ конкретного врага в фашисткой каске со шмайсером в руках, а профессор Плейшнер – уже образ соратника. Немецких женщин и детей кормят из полевой кухни, немецкого ребенка спасают в бою (Трептов парк).
Прозвучавшее в ответ уточнение: «Значит ли это, что дети кричали это именно немцам случайно? С тем же успехом, они могли бы кричать французам, американцам?», — конечно же, было вполне себе ехидным и морочным.
Но свет не без добрых людей, прекрасные дамы форума вступились:
— … наконец-то докопались до первопричины «зла» (откуда современные российские дети знают про «Гитлер капут») — из советских фильмов про войну. Да, действительно, оттуда (а вовсе не родители-шовинисты перед поездкой на альпийский курорт учат их таким вещам). По-моему это прекрасно, что нынешние дети смотрят советские военные фильмы — среди них много хороших, очень хороших и несколько гениальных. И действительно «Гитлер капут» означает для этих детей всего лишь закономерное торжество добра над злом, а вовсе не «ксенофобию» и «шовинизм». Про ситуацию здесь тоже уже говорилось не раз. Конечно, если бы эти дети лучше знали немецкий язык, они наверное, смогли бы объяснить немцам свою позицию (что те ведут себя нехорошо) какими-то другими словами, но их словарный запас был видимо ограничен лексиконом из советских военных фильмов, вот и сказали, то что сказали.
Благодарность не заставила себя ждать:
— Спасибо большое за ясность мысли, простоту формы, глубокое понимание детской природы, проявление истинной женственности.
» Никогда не потакала и прочим любителям развешивать ярлыки и все вокруг подводить под определение очередного «изьма»»
«Но иным господам все надо завешать ярлыками»
«Мы все имеем некие групповые признаки: национальные, социальные, демографические. И каждому в таких условиях становится особенно сложно проявить личный нравственный выбор, за который придется отвечать в полном одиночестве. Мы же все-таки не отрядные насекомые, не споры плесени, чтобы ставить групповой признак выше человеческих качеств – намеренно подавляя при этом личность.»
(И.А.Дедюхова)
12 комментариев
Замечательная статья! Спасибо!
Natali, поздравляю!Очень интересная статья.У Вас несомненно литературные способности. Вот, чёрт, технари и тут на высоте. Молодец!!!
Галина и Сергей, спасибо. Очень рада, что вам понравилось. Единственное, Галочка, мои «заслуги» много скромнее. Потом как-нибудь поделюсь «секретами литературного мастерства» :-) …
Присоединяюсь к Галине и Сергею!!!!! Спасибо за статью!!!
Приятно слышать :-)
Опять же, осознание мнимости женской «беззащитности» на интеллектуальном поле обогащает мужской жизненный опыт.
Наталья, жжоте!! Отлично сказано! Аплодисменты :)))
Ну, дык, некоторые и теорию надежности изучали … :-)
«- Что актуальнее оценка давно ушедших исторических персонажей или настоящий (в настоящее время) пересмотр итогов второй мировой, который затронет интересы если не каждого, то подавляющего большинства? Неужели Вы находитесь в стане тех, кто намеревается получить преференции?»
Круто! Спасибо!
Так, «творческое ж» освоение работ классика :-). Закрепление усвоенного материала :-)
Кроме всего сказанного, еще и важно для общественного вразумления большинства.
Спасибо за статью, очень понравилось.
спасибо! очень содержательно и вразумительно.