«Исаев» — 16-серийный телевизионный художественный фильм Сергея Урсуляка. Часть первая — «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (8 серий). Часть вторая — «Пароль не нужен» (8 серий). В основу сюжета положены три произведения Юлиана Семёнова из цикла о разведчике Максиме Максимовиче Исаеве: романы «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен» и рассказ «Нежность».
В главной роли – Даниил Страхов.
Уже и не вспомнить с какого времени страну захлестнули российские сериалы, соответственно, не упомню с какого момента на них возникла идиосинкразия. Но момент случайного включения телевизора во время «Бедной Насти» не изгладим. Что стало раздражать сразу же, так это «дешевизна» происходящего и ощущении «развесистой клюквы», смотреть, естественно, не стала, но красавчик актер запомнился (не переношу смазливых)…
Затем пошла предварительная реклама о снимающемся сериале про молодого Штирлица. Уже начало подташнивать. Потом прозвучало, кто играет главного героя. Возникло чувство легкой ненависти. «Гады, на «святое» замахнулись!», — бушевал праведный гнев. Потом проходила информация, что актер безумно похож на Тихонова. «Ага-ага, а что вам еще остается?»…
Далее стало известно, что показ сериала уже идет, а кто ж в ящик-то смотрит? Но любопытство, любопытство … и желание найти объект для критики …
Как всегда, включив не сначала, не зная сюжета, ничего не понимая в происходящем, стала смотреть. Не скажу, что была поражена, нет, просто не было чувства, что это какая-то ерунда.
Вначале и актер показался не очень-то и похожим (не знаю на кого он должен был быть похожим на Тихонова или на Тихонова в роли Штирлица?). Во время телевизионного показа неудобно было следить за всем (то серии пропускала, то включала не с начала). Некоторые сцены понравились откровенным цитированием «Семнадцати мгновений…», а именно, у Лиозновой: Мюллер и секретарь, а здесь: начальник контрразведки с Воленькой. Видно было, что создатели просто «оттягивались по полной», но при этом были преисполнены пиетета перед «первоосновой» и демонстрировали свой уровень профессионализма (мы можем, мол, не хуже … и ведь смогли ж).
То, как использовали музыку Таривердиева, тоже … поразило. Исаев входит в японское кафе, звучит этнический японский же мотивчик … а потом доходит, что это тема из «Семнадцати …» … ?!
Тактичность (наконец-то слово подобрала), вот что подкупило. Все было сделано бережно и с любовью к «первоисточнику» и было при этом продемонстрировано недюжинное мастерство.
Не помню, досмотрела ли до конца, но сюжетную линию не уловила точно. Поэтому окончательного мнения не сложилось…
Наступило лето, были выходные, в интернете нашлась ссылка… Вот люблю я изучать материал «целиком», а не «порциями». Просмотрела сериал «запоем», «влюбилась» в актера, «заболела» темой. Мы ж не «дикие», интернет – «великая сила»: романы Ю.Семенова – «к вашим услугам», «старые» фильмы по ним — также.
«Бриллианты для диктатуры пролетариата» — советский художественный фильм. Производство киностудии «Таллинфильм» 1975 года по сценарию Юлиана Семёнова.
Как я предвкушала в роли графа Воронцова Александра Кайдановского … Такое разочарование… Нет-нет обожаемый Кайдановский «не виноват», там режиссура убила все. И не понимаю, как в 1975 году после прорыва «Семнадцати …», феноменального Тихонова, можно было быть таким самонадеянным Родиону Нахапетову и пытаться сыграть молодого Штирлица. Я вспомнила, как тогда мне этот фильм «резал» глаз стилистической убогостью.
«Пароль не нужен» — советский художественный приключенческий фильм, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1967 году режиссёром Борисом Григорьевым по одноимённому роману Юлиана Семёнова.
А вот просмотренный фильм самый первый, хоть, тоже не сильно понравился, но поразил тем, что у Ивашова сквозили интонации, которые потом так «зазвучали» у Тихонова. Хочется верить, что это не актер подсмотрел у коллеги, а сама роль сам характер персонажа диктовали…
Помнится во времена оные, хоть и были романы Ю.Семенова популярны и в дефиците, но никто о большой их художественной ценности и не заикался. А тут, после чтива 90-х и дамских романов его тексты производят крайне благоприятное впечатление.
Сценаристы, конечно, поработали с литературной первоосновой, но весьма вдумчиво, и внесенные изменения категорического протеста не вызывают.
Основной темой, ключевым вопросом, главной проблемой книг Ю.Семенова (на основе, которых создан сериал) становится выбор «между личным и общественным», своими интересами и интересами Родины
«Бриллианты для диктатуры пролетариата» — роман из цикла о работе Максима Максимовича Исаева, будущего Штирлица. Написан в 1974 году Юлианом Семёновым. В книге рассказывается о работе ЧК в первые годы после гражданской войны в России.
Чекисты занимаются раскрытием краж из Гохрана, золото и драгоценности которого необходимы для проведения сделки по закупке продовольствия голодающим Поволжья.
Председатель Московского ревтрибунала Тернопольченко (этот сюжет в фильме отдан Будникову) получает известие о голодающей семье родителей в деревне. Отправляет ей свое двухмесячное жалование, полученное вперед, (сам живет впроголодь) но этого очень мало. И в этот момент ему пытаются дать взятку за освобождение попавшегося с ворованными драгоценностями Белова. В сериале взяткодателя Сорокина делают «благодетелем», он помог родителям Будникова, привез мешок картошки и яиц. В книге жестче, что там дальше с семьей Тернопольченко мы не знаем. Сорокина он арестовывает и чекисты начинают расследование.
Один из оценщиков Гохрана, Яков Шелехес, его братья старые партийцы: Исайя «умер в девятнадцатом году, в бытность секретарем Курского губкома, от голодного туберкулеза», Осип зам. начпуарм-5 в Ирутске погиб с отцом Исаева от рук бандитов, Федор чекист, работает вместе с Исаевым в Ревеле.
Перед Федором страшный выбор, когда он узнал, что его старший брат замешан в хищениях драгоценностей.
«Только знаешь, мы были все голодные, а Яша у нас был старшим — за отца… А когда совсем было голодно — мы шли к нему и он отдавал последнее. Понимаешь? А на праздники он сам делал гомулкес. Это клецки из слоеного творога. Стоял у плиты, с лысины пот утирал, песенку пел: «Ой-ой, майн Белс, майн штэйтэле Белс, майн хоймише Белс, во хоб их майн киндере йорен ферброхт…» После революции я сказал ему: «Яша, раньше ты мог делать все, что хотел, со своими бандитами, раньше был царь и буржуй. А теперь забудь свою банду». Он поклялся, что будет работать на честность и никаких дел с камушками. Я ему верил. А как же мне было не верить, когда наш братишка умирал от голодного туберкулеза и мы все скидывались с оклада по четверти, чтоб ему купить сала и яиц, а ведь Яша с одного камушка мог больше продуктов накупить, чем мы за свои деньги… А он ничего не послал, с нами вровень был, и нам это было дороже, чем если б он продолжал, как раньше, свою торговлю… Мы ему до конца поверили, когда у могилы Исая стояли…»
Федор должен сам получить доказательства вины брата у ключевой фигуры сделки Маршана, чтобы заставить последнего заключить контракт с Советами по закупке продовольствия.
В фильме после случившегося он бросает службу и его «зачищают» чекисты почти на глазах у Исаева. В книге же продолжает работать и будет репрессирован в 1938г.
«Пароль не нужен» (1966) — историко-приключенческий роман Юлиана Семёнова.
1921 год. Во Владивостоке при поддержке японцев произошёл антибольшевистский переворот, к власти пришли купцы братья Меркуловы. Для сбора информации Ф.Э. Дзержинский отправляет туда молодого чекиста Всеволода Владимирова. Когда-то Владимиров под именем ротмистра Максима Исаева работал в пресс-группе Колчака вместе с Николаем Ванюшиным, который стал одним из первых лиц в правительстве Меркуловых.
В то же время в Дальневосточную республику прибывает новый военный министр — Василий Блюхер. Он должен навести порядок в армии, чтобы отвоевать Дальний Восток у белогвардейцев и японцев.
Для меня самым сильным по впечатлению моментом в сериале было параллельное ведение двух сюжетных линий. Это когда, Блюхер «ломал» военспецов в преддверии наступления белых, а Исаев «дожимал» в процессе вербовки адъютанта Меркулова, Алекса Фривейского.
Положение в Дальневосточной республике сложное, имеющиеся военные части плохо организованы, царит дух анархии и партизанщины. А столкновение с японцами или подстрекаемыми ими белыми неизбежно. Требуются специалисты для организации армии. Кадровые военные не желают выступать против своих бывших сослуживцев.
Фигура Блюхера в фильме прозвучала. Это человек почти звериной мощи (недаром у реального Блюхера предки носили фамилию Медведев, фамилию Блюхер за силу и рост отцу дал барин в честь командующего прусскими войсками во времена наполеоновских войн).
Пронзительная сцена прибытия в Читу (в дороге умирает трехмесячная дочь, политическая ситуация не позволила задержаться в Москве с больным ребенком) с маленьким гробом в руках.
Сложные и напряженные переговоры с японцами сорвались, война неизбежна, а тут …
«— Граждане кадровые военные, — сказал он после паузы, — позвольте мне перейти к главной части нашего разговора. Поскольку вы часто божитесь своей любовью к матушке-России, я хотел бы ознакомить вас с тем ультиматумом, который Япония выдвинула нам в Дайрене. Мы не приняли его. Вот, извольте.
Генерал и полковник жадно прочитали документ и возвратили его Блюхеру.
— Когда мы отказались принять эти позорные для русских условия, против нас по приказу японцев выступили белые во главе с Молчановым. Итак, вопрос на сообразительность: с кем сейчас должен быть русский патриот, любящий «матушку-родину», — с меркуло-молчановцами или с большевиками? Отвечать прошу по принципу «да — нет», всяческая хреновина надоела — спасу нет.
— Позвольте, не отвечать на ваш вопрос, ибо Молчанов мой боевой друг, я с ним вместе мерз в окопах.
— Хотите быть чистеньким, генерал?
— По отношению к другу я обязан быть чистым.
— А по отношению к родине?»
Контрразведка белых засылает группу диверсантов во главе с поручиком Мордвиновым. Целью группы является убийство Блюхера и компрометация колеблющихся военспецов.
Чекисты арестовали генерала Гржимальского и других офицеров, откуда их пытается вызволить военный министр.
«— Я спрашиваю! — кричит Блюхер. — У кого из вас есть очки?! Если у вас нет зрячих — тогда черт с вами со всеми! Некогда мне с вами разводить канитель! Вот показания Мордвинова, которые он против всех вас писал здесь, в тюрьме. Вот его донесения во Владивосток к Гиацинтову, а вот что он сейчас написал! Зрячие увидят — все написано одной рукой! Извольте убедиться перед тем, как я вас всех отпущу по домам!»
«— Ну? — побелев от ярости, спросил Блюхер генералов. — У меня фронт, а я тут вами занимаюсь! А вы не можете мне слова сказать — «да» или «нет»! Боитесь обидеть вашего друга генерала Молчанова. А он вас хотел всех скопом с помощью Мордвинова нашими пулями сделать национальными мучениками. Не вышло, слава богу! Не будет из вас национальных мучеников, из вас получатся настоящие национальные обыватели. Тьфу! Хрен с вами! Плесневейте. Отпустить их всех домой! Или выдайте иностранные паспорта — пусть уматываются в Японию или в Китай, — к черту!
…
— Министр, — обратился к нему Гржимальский, — когда мы будем вам нужны?
— То есть как это «когда»? Сегодня, — ответил Блюхер не оглядываясь и быстро пошел по ночной улице — в министерство. Следом за ним по-военному быстро шли генералы. Они шли с пледами и подушечками-думками: прямо из тюрьмы — в штаб Народно-революционной армии.»
Напряжение этих сцен зашкаливает. Переломить ситуацию и обстоятельства может только очень сильная личность, полностью уверенная в собственной правоте. Все происходит на пределе человеческих сил, с предельной откровенностью.
Здесь сценаристы автора книги не правили.
Несколько иначе поступили они с Исаевым, которому необходимо завербовать Фривейского.
«Исаев все это время присматривался к секретарю премьера Фривейскому. В том нагромождении анекдотов, которые он прочитал о секретаре в папке, собранной Постышевым, два пункта оказались правильными: Фривейский отчаянно играл на скачках и потихоньку копил валюту. Как выяснил Исаев (через Чена, связанного с авантюристами, крутившимися вокруг биржи), секретарь Меркулова был в свое время арестован колчаковской администрацией в Верхнеудинске за крупную растрату, но спасся благодаря разгрому колчаковцев красными — и такие парадоксы бывали в ту пору. Он освободился из тюрьмы под видом «политического» и ринулся во Владивосток. Там познакомился с Меркуловым, приглянулся ему, удачно выполнил несколько его поручений и стал доверенным лицом. Но Меркулов сделался премьер-министром, и нежданно-негаданно Алекс Фривейский превратился из уголовника в личного секретаря и заведующего канцелярией премьер-министра белой России.»
В романе секретарь игрок, который сам спровоцировал Исаева на пари. Последний получил информацию от жокея, какая лошадь победит в забеге и воспользовался промахом игрока. Ставка была очень крупной 1000 $, таких денег у Алекса не было, что и было использовано при вербовке.
В сериале «добавили драматизму». Фривейский, оказывается, пытается справиться со своей страстью, не играет. Предупреждает Исаева, просит его остановить, если вдруг сам не сможет более противиться. А «коварный» советский шпион, испытывая по-человечески теплые чувства к секретарю, все равно, вопреки своей жалости пользуется моментом слабости приятеля. Душевные переживания Исаев скрывает за «стальным блеском глаз», долг превыше, «ломает» противника виртуозно. Бедный вьюнош даже хочет покончить с собой, но Исаев успевает его «спасти» и завербовать.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=gfwJtky0mn0
Напряжение этих сцен зашкаливает. Переломить ситуацию и обстоятельства может только очень сильная личность, полностью уверенная в собственной правоте. Все происходит на пределе человеческих сил, с предельной откровенностью.