Всю последнюю неделю вебинаров, начиная с разбора сценария «Влюбленного Шекспира» (Искусство кино: Джон Мэдден), где отмечалось некорректное включение героини в мужском костюме, выходившей на сцену в женской роли за 70 лет до того, как женщин в Англии впервые привлекли к актерскому искусству, происходили странные события, вообще-то напрямую связанные с ключевой темой недели — Жанной д’Арк.
- 17 мая Искусство кино: Джон Мэдден
- 18 мая Исторические портреты: Жанна д’Арк, Орлеанская дева
- 19 мая Опера-буфф Жака Оффенбаха «Синяя борода»
- 20 мая Уильям Шекспир «Генрих VI (Henry VI)»
А изначально тема женщин в мужском костюме, подаваемая продюсером «Влюбленного Шекспира» Харви Ванштейном с поверхностной легкостью и чисто местечковой скабрезностью, вполне «срабатывала», добавляя «перчику» в непростую историю жизни Шекспира.
И не только потому, что фильму присудили сразу семь «Оскаров». Далее ведь было уже «по накатанной».
«Влюблённый Шекспир» (англ. Shakespeare in Love) — трагикомедия 1998 года режиссёра Джона Мэддена, рассказывающая историю романтических отношений между Виолой де Лессепс и Уильямом Шекспиром во время его работы над пьесой «Ромео и Джульетта».
Картина имела большой критический и коммерческий успех, и была номинирована на тринадцать премий «Оскар». Фильм был удостоен семи статуэток, в том числе как лучший фильм года, а также множества других наград.
Отсюда множество «пересечений» и проверочек «покатит или нет?». Вроде покатило главное: в эпоху Елизаветы I был притянут мужской костюм для женщины. Но и героиня фильма — Виола де Лессепс, дочь богатого торговца, вообще-то задумана сценаристами тезкой Виолы из пьесы «Двенадцатая ночь» Шекспира. Причем, с той же местечковой поверхностью Ванштейна, который просто продюсирует фильмы, а книжек не читает.
А Шекспир, кстати, именно в «Двенадцатой ночи» показывает, насколько нелепой может быть женщина в мужском костюме, сколько дров может наломать, когда спасти ее может только чудо.
Но далее тихой сапой, игнорируя «историческую правду», мужской костюм уже оказывается на Елизавете I, причем, в точности так, как это было на Жанне д’Арк. «Ловкость рук и никакого мошенства» — и вот уже сам образ Орлеанской девы пришпилен к той, кого Иван Васильевич именовал «пошлой девицей».
Наиболее известно письмо царя, написанное 24 октября 1570 года. В XVI веке Россию и Англию связывали дипломатические отношения (установлены в 1553 году) и торговые (царской грамотой 1554 года была установлена беспошлинная торговля). Сложностями в этих отношениях и было вызвано это письмо царя. В нём, кроме торговых проблем («английские купцы начали совершать над нашими купцами многие беззакония и свои товары начали продавать по столь дорогой цене, какой они не стоят»), неоднократно упоминаются некие «тайные дела великого значения», которые Иван Грозный передал ранее устно Елизавете через её посланника Дженкинсона (в послании — Антон Янкин). Под этим тайным делом понимают обычно предложение о браке и о предоставлении взаимного политического убежища (переговоры о возможности убежища в 1569—1570 годы вёл в Лондоне русский посол Андрей Совин). Вероятно, предложение о браке было отклонено королевой, а возможность убежища была обещана лишь на условиях, что царь будет сам себя содержать, что и вызвало резкий характер данного царского послания.
Особо царь отметил в письме:
- наличие на королевских грамотах разных печатей («сколько ни приходило грамот, хотя бы у одной была одинаковая печать! У всех грамот печати разные. Это не соответствует обычаю, принятому у государей, — таким грамотам ни в каких государствах не верят; у каждого государя в государстве должна быть единая печать»);
- о задержании в Нарве английского купца Эдуарда Гудмена, у которого «захватили… многие грамоты, в которых для унижения нашего государева достоинства и нашего государства написаны ложные вести, будто в нашем царстве якобы творятся недостойные дела»;
- неоднократно упоминается о попытках царя узнать от английских послов о деле, которое он передал королеве через Антона Янкина и настоятельные требования прислать его в Москву, чтобы царь лично мог его расспросить об этом («Прислать Антона мы просили потому, что хотели его расспросить, передал ли он тебе те слова, которые мы ему говорили, согласна ли ты на наше предложение и каковы твои намерения»).
В завершении письма царь пишет:
Мы думали, что ты в своем государстве государыня и сама владеешь и заботишься о своей государевой чести и выгодах для государства, — поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотя бы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.
Также он отзывает все торговые грамоты, выданные им англичанам.
Вебинар Исторические портреты: Жанна д’Арк, Орлеанская дева вел Сергей Ткачев, который любит сходу ошарашивать знаковым историческим (мировоззренческим? цивилизационным?) открытием… о чем смутно догадываешься остатками «генетической памяти», а потом оно всплывает у наших смоленских Рюриковичей как само собой разумеющееся.
И сразу все срастается! Так вот оно! Но это когда пальчиком ткнули.
Но вначале по «общему контексту». То есть, в среду мы отметили попытку присвоить мужское платье для разных девушек… не станем уточнять. А в четверг, под предводительством потомка смоленских Рюриковичей, рассматривали историю о том, как совершенно целомудренную и патриотично настроенную девушку сожгли… строго говоря, исключительно за ношение мужского платья (и рыцарских доспехов). Более ничего ей «приписать» не смогли. Так в чем тут суть? Давайте вспомним краткую справку со страницы вебинара.
Исторические портреты: Жанна д’Арк, Орлеанская дева
Жа́нна д’Арк, Орлеа́нская де́ва (около 1412 — 30 мая 1431) — национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена судом католической церкви как ведьма и заживо сожжена на костре. Впоследствии в 1456 году была реабилитирована и в 1920 году канонизирована — причислена католической церковью к лику святых.Жанна Д’Арк родилась 6 января 1412 года в зажиточной крестьянской семье в Домреми на северо-востоке Франции. В 1428 году она попросила привести её к дофину Шарлю, будущему королю Карлу VII, заявив, что была направлена видениями архангела Михаила, святой Маргариты и святой Екатерины, чтобы помочь ему спасти Францию от английского господства.
Убедившись в её преданности, дофин Шарль в мае 1428 года отправил Жанну, которой было 16 лет, во главе войска на помощь осаждённому Орлеану. Такому её успеху немало способствовали ходившие по Франции слухи, что Францию в критический момент спасёт девушка[K 1]. Французским военачальникам, оборонявшим Орлеан, было предписано перейти под её командование. Жанна прибыла в город в апреле 1429 года со своим знаменем, вселив надежду в деморализованную французскую армию. Через девять дней после её прибытия — 29 апреля 1429 года — англичане прекратили осаду. Жанна воодушевила французов агрессивно преследовать англичан во время Луарской кампании, которая увенчалась ещё одной решающей победой при Пате, открыв путь французской армии к Реймсу, куда Жанна фактически доставила Карла, где он был коронован как король Франции. Эти победы подняли боевой дух французов, подготовив почву для их окончательного триумфа в Столетней войне в 1453 году, оставив только порт Кале.
После коронации Карла Жанна участвовала в неудачной осаде Парижа в сентябре 1429 года и в неудачной осаде Ла Шарите в ноябре. Её роль в этих поражениях снизила доверие к ней двора. В начале 1430 года Жанна организовала отряд добровольцев для освобождения Компьеня, который был осажден бургиньонами — французскими союзниками англичан. Она была захвачена бургиньонскими войсками 23 мая 1430 года. После безуспешной попытки бегства она была передана англичанам в ноябре; предана суду зимой 1430 года католическим епископом Пьером Кошоном по обвинению в ереси, которая включала в себя богохульство, ношение мужской одежды, действие в соответствии с демоническими видениями и отказ представить свои слова и поступки на суд церкви — объявлена виновной и сожжена на костре 30 мая 1431 года в возрасте девятнадцати лет.
В 1456 году инквизиционный суд повторно расследовал дело Жанны и отменил вердикт, заявив, что оно было запятнано обманом и процессуальными ошибками. Жанну почитали как мученицу, считали послушной дочерью Римско-католической церкви, ранней феминисткой, символом свободы и независимости. После Французской революции она стала национальным символом Франции. В 1920 году Жанна д’Арк была канонизирована Римско-католической церковью, а два года спустя объявлена одной из святых покровительниц Франции. Образ Жанны д’Арк запечатлён в многочисленных произведениях культуры, включая литературу, картины, скульптуры и музыку.
Во-первых, наши ведущие предложили полюбопытствовать списком пап и антипап в Википедии. Как подчеркнул Сергей, в те времена четыре кардинала могли собраться в тепле и уюте и избрать тремя голосами (для кворума) одного из них папой. И во времена ещё детства Жанны, если заметите, одновременно действовало до трех пап. То есть, антипап.
Ирина Анатольевна подчеркнула, что вплоть до «неудачной осады Парижа» за Жанной всегда шел отряд священников, распевавших псалмы и благословлявших войско. По ряду фактов (причем, известных всем и весьма широко, использованных в фильме Люка Бессона 1999 г.) мужскую одежду, латы, освященную хоругвь, а также представление ко двору — Жанна получила именно от церкви.
Если убрать интриги и недоговоренности, то Жанна, действительно обладавшая серьезной сакральной силой, использовалась католической церковью для объединения. Англичане, которые всегда имели напряженные отношения с церковью, а в Европе вели себя как пираты на острове сокровищ, — никак такому объединению не способствовали.
Эта здравая мысль вполне понятна каждому (особенно, после того, как её сформулировал Сергей Ткачев). А вот далее идут тонкости, которые мы можем узнать исключительно от людей, стоящих на нравственных императивах. Объединение Франции (причем, по милому выражению наших Рюриковичей: «из положения полной жопы, когда англикашки на юге и на севере, осталось только объединиться в Орлеане») должно было происходить на почве нравственных императивов, под святой хоругвью. И… это вполне устраивало церковь до поры, до времени, пока Франция не становилась единой и сверхдержавой. То есть, Франция в качестве лоскутного одеяла, но без англичан, — церковь устраивала. А вот Франция в качестве единого сильного государства, сверхдержавы на тот период объединяющейся церкви была, мягко скажем, «не полезной».
Ну, как впоследствии Ватикан вполне устраивали два «лоскутных одеяла» Германии и Италии в виде «Священной Римской империи». А из этих подходов к общему мироустройству в католической церкви вытекают и последующая Реформация, и Великая французская революция, в которой гибнет весь цвет аристократии Франции («Аристократия — это те, кому можно верить на слово!» с. ИАД).
То есть… в тот момент католическая церковь стремилась объединиться, установить единоначалие, прекратив чехарду пап и антипап. В принципе, это устраивало всех. Но проблема в том, что единая сильная Франция не устраивала очень слабую и почти призрачную в тот момент церковь. «Чисто формальную», как ловко выразились наши ведущие, нисколько не отрицая действительного присутствия сакрального при связи с нравственными императивами.
Вот тут объясняется явный сговор англичан с церковниками при сдаче Жанны, которая, вообще-то воевала за Родину, а не за единую церковь с массой пап и антипап. Проблема в том, что с момента отхода от нее отряда священников и падения с башни при пленении она вдруг перестает слышать свои «голоса».
То, что процесс над «арманьякской девой» имел характер политического, а не религиозного, было ясно с самого начала. Английское командование поставило Кошону непростую задачу — пленницу во что бы то ни стало нужно было осудить по
…правилам инквизиционного трибунала и приговорить к смерти как колдунью и еретичку, дискредитировав, таким образом, и её победы, и, главное, коронацию Карла, делавшую его в глазах французов помазанником божьим, чьи права на трон становились отныне неоспоримы[81].
…
Вторая проблема пришла с неожиданной стороны — по тем же законам, судьёй в процессе о вере (пусть даже номинальным) должен был выступить инквизитор, но Жан Граверен, генеральный инквизитор Франции, предпочёл уклониться от участия в столь щекотливом деле[88], отговорившись тем, что его присутствие было совершенно необходимо в Санлисе, где в то же время шёл процесс над «Ле Куврером, горожанином из Сен-Ло», обвинённым в ереси. Викарий инквизиции в Руане, доминиканец Жан Леметр, также пытался всеми силами уклониться от участия в процессе, ссылаясь на то, что Кошон ведёт его в качестве епископа Бове, в то время как юрисдикция самого Леметра распространяется исключительно на руанский диоцез. Письмо Кошона к Граверену, сохранившееся в материалах процесса, выдаёт крайнее раздражение своего автора. В конечном итоге, Леметра удалось принудить к участию прямым приказом начальства и угрозой наказания, при том что при первой возможности тот всё же перестал посещать заседания и, в итоге, бесследно исчез из города.
…
Обследование пленницы, выполненное по указанию Кошона «дамской комиссией» во главе с герцогиней Бедфордской Анной Бургундской, показало, что Жанна сохранила девственность, что опять было серьёзным ударом по обвинению, — по тогдашнему обычаю признать ведьмой девственницу не представлялось возможным. Однако Кошон поспешил успокоить начальство, пообещав, что сможет добиться осуждения Жанны как еретички и идолопоклонницы. И, наконец, в разгар подготовки к началу допросов Кошон получил печальное известие — скончался его друг и покровитель Мартин V. С новым папой, Евгением IV, Кошон уже не мог установить тех доверительных отношений, которые связывали его с предшествующим понтификом.
Условием сговора англичан и церковников было осуждение Жанны как еретички. Но в этом плане осудить ее не могли, она была целомудренной. Вот и получается, что единственное, что ей смогли предъявить — это ношение мужской одежды.
…предана суду зимой 1430 года католическим епископом Пьером Кошоном по обвинению в ереси, которая включала в себя богохульство, ношение мужской одежды, действие в соответствии с демоническими видениями и отказ представить свои слова и поступки на суд церкви — объявлена виновной и сожжена на костре 30 мая 1431 года в возрасте девятнадцати лет.
Насколько единая Франция больше на тот момент не интересует католическую церковь (абсолютно не занятую восстановлением государственной инфраструктуры и «подъемом народного хозяйства»), очень заметно по временному провалу… аж до 1453 года.
- 17 июля — французы разбили англичан в битве при Кастильоне, последней битве Столетней войны (после этой битвы французские войска овладели Бордо).
Впрочем этот год интересен еще и падением Константинополя… где вроде накануне провозглашали Унию, да?
- 29 мая, вторник — Захват Константинополя турками (осада началась 2 апреля). Гибель императора Константина XI. Захват Галаты. Столица Османской империи перенесена в Константинополь (Стамбул).
Надо отметить, что как только наши ведущие берутся за сакральное, да еще под своей хоругвью (время от времени ИАД осеняет нас всех огромным медным крестом с отколовшейся эмалью), одновременно происходит нечто знаковое и точно имеющее самое прямое отношение к сакральному.
Получается, что мы на вебинарах оказываемся сразу в нескольких временных потока. С одной стороны ИАД напоминает слова Жанны про «милую Францию», с другой стороны, Сергей напоминает сакральный смысл передачи духовной сути Франции от дофина — Жанне, которая возвращает этот дух при его коронации в Реймсе.
Но при этом стоит вспомнить бабушку Ивана Васильевича, которая нашла вторую Родину с замужеством.
Софья Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя[3] Палеологиня (греч. Ζωή Σοφία Παλαιολογίνα; ок. 1455 — 7 апреля 1503) — Великая княгиня Московская, вторая жена Ивана III Великого, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов, племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога.
И вот далее мы видим, как технично в Риме избавляются от Зои, ставшей Софьей, поскольку здорово пожалели средств на ее содержание.
Определяющим в судьбе Зои стало падение Византийской империи. Император Константин погиб в 1453 году во время осады Константинополя. Спустя 7 лет, в 1460 году, Морейский деспотат был захвачен турецким султаном Мехмедом II и Зоя была вынуждена бежать от турок сначала вместе с семьёй на Корфу, а потом — в Рим, где её отец Фома был признан законным наследником византийского престола[4], и в последний год своей жизни перешёл в католицизм — как и, чуть позже, его дети. Палеологи поселились при дворе папы Сикста IV (заказчика Сикстинской капеллы). Там Зоя и получила имя Софья.
После смерти Фомы 12 мая 1465 года (его жена Екатерина скончалась в том же году несколько ранее) опекой его детей занялся известный учёный грек, кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии. Сохранилось его письмо, в котором он давал наставления преподавателю сирот. Из этого письма следует, что папа по-прежнему будет отпускать на их содержание 3600 экю в год (200 экю в месяц: на детей, их одежду, лошадей и прислугу; плюс следовало откладывать на «чёрный день» и тратить 100 экю на содержание скромного двора, включавшего врача, профессора латинского языка, профессора греческого языка, переводчика и 1—2 священников).
После смерти Фомы корону Палеологов де-юре унаследовал его сын Андрей, который продавал её различным европейским монархам и умер в бедности. Второй сын Фомы Палеолога, Мануил, во время правления Баязида II вернулся в Константинополь и отдался на милость султану. По некоторым источникам, он принял ислам, завёл семью и служил в турецком флоте.
В 1466 году венецианская сеньория предложила кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну кандидатуру Софьи в качестве невесты, но он отказался. По словам о. Пирлинга, блеск её имени и слава предков были плохим оплотом против оттоманских кораблей, крейсировавших в водах Средиземного моря. Георгий Сфрандзи сообщает о том, что в 1466 году Софью, бывшую тогда ещё ребёнком, выдали замуж за князя Караччоло, знатного итальянского богача, однако она вскоре овдовела.
Московский князь Иван III овдовел в 1467 году — его первая жена Мария Борисовна, княжна Тверская, умерла, оставив ему единственного сына, наследника — Ивана Молодого.
Русская летопись повествует: 11 февраля 1469 года грек Юрий прибыл в Москву от кардинала Виссариона к великому князю с листом, в котором великому князю предлагалась в невесты Софья, дочь морейского деспота Фомы, «православная христианка» (о переходе её в католичество умалчивалось). Иван III посоветовался с матерью, митрополитом Филиппом и боярами, и принял положительное решение. Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом, и недавно овдовевший монарх согласился жениться на греческой принцессе.
А куда ж еще отправляться Софье, если не в начало Великого пути из варяг в греки? Тем более, что накануне явления Жанны к дофину, накануне падения Константинополя и бесприютности остатков семейства Палеологов, там происходит неожиданный всплеск сакральности.
В 1425—1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.
Странные дела происходят в тонких мирах. Где-то в глубинке два монаха расписывают церковь. И волна невиданной сакральной силы перестраивает все мироустройство. Но так… что после фильма Люка Бессона англичанам понадобилось в два этапа сажать на коня свою «Жанну».
Вот хотя бы по этой веселой «визуалке» очень заметно, что англичане решили, будто особую «сакральность» и даже «государственность» (т.е. связь с нравственными императивами) Жанне д’Арк придает мужской костюм и латы.
Люди, что с вами? Вы серьезно?..
Но куда же денешься от потока «нашего тяжелого времени»?
Никто толком и не понял, что стряслось вдруг в РПЦ прямо в ходе наших «орлеанских вебинаров». Тем более, в последнее время «Троица» никому особо не нужна была… кроме той же Дедюховой. Да и творчество Тарковского, кроме нее, по косточкам никто не разбирал. Можете посмотреть в ее блоге.
И вдруг!..
16 мая 2023 г. Путин отдает РПЦ «Троицу» Рублева. Что об этом известно и почему реставраторы и искусствоведы выступают против
Самое известное произведение русской иконописи, «Троицу» Андрея Рублева, по решению Путина забирают у Третьяковки, чтобы передать РПЦ. Как объяснили в Кремле, это делается потому, что «для большого количества верующих эта икона является большой святыней». Работников музея новость застала врасплох, а эксперты, наблюдающие за состоянием «Троицы», считают, что изъятие иконы подвергнет ее риску разрушения. «Медиазона» рассказывает, как, несмотря на сопротивление ученых и хранителей, РПЦ добилась получения памятника культуры.
READ IN ENGLISH
Днем в понедельник Московский патриархат объявил о возвращении иконы Андрея Рублева «Святая Троица» в РПЦ. В сообщении на сайте патриархата подчеркивалось, что решение передать произведение искусства, почти сто лет хранившееся в Третьяковской галерее, принял президент Владимир Путин «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих».Новость о будущем изъятии иконы из фондов Третьяковки застала ее сотрудников врасплох. О решении Путина они узнали из сообщений СМИ в день, когда в музее проходил расширенный реставрационный совет, на котором как раз и обсуждалось состояние иконы. «Пока пытаемся понять, что вообще происходит, все в шоке», — так в разговоре с «Медиазоной» описала атмосферу в музее одна из его сотрудниц.Спустя сутки патриарх Кирилл дал развернутый комментарий по поводу ситуации вокруг «Троицы» Рублева. На заседании Священного синода патриарх говорил, что направил главе администрации президента Антону Вайно лишь «скромное пожелание» на две недели выставить икону, которую православные считают чудотворной, для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве в честь праздника Троицы, отмечаемого в этом году 4 июня.«В ответ на это, как вы знаете, президентом Российской Федерации было принято историческое решение о возвращении иконы Святой Троицы Русской православной церкви. Мы могли только мечтать о том, чтобы эта святыня была возвращена Церкви, чтобы народ наш мог молиться перед этой святыней, испрашивая благословение Божие и на страну, и на Церковь», — сказал Кирилл.
Как пишет в своем телеграм-канале журналистка и искусствовед Ксения Коробейникова, Министерство культуры (за исключением одного человека, его имя журналистка не называет, но утверждает, что это не министр) и Третьяковка ничего не знали о возможной передаче «Троицы».
«Все были уверены, что придется выдать икону во второй раз на праздник в Лавру на пару дней, не насовсем. И оно понятно. Даже по закону произведения из госмузейного фонда не могут перестать быть музейной собственностью. Есть только подзаконный акт «О порядке передачи религиозным организациям», но по нему музейные вещи могут передаваться кому бы то ни было, в том числе церкви, только на основании двустороннего договора», — пишет Коробейникова.
Летом прошлого года икону Рублева, несмотря на протесты реставраторов и искусствоведов, все-таки вывезли в Сергиев Посад, где она на пару дней была выставлена в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского.
«»Троица» как-то пережила поездку. Мы, десять сотрудников музея, три дня дежурили в Троице-Сергиевой лавре круглые сутки. Это было чудовищно! Мы стояли с приборами и отслеживали изменения температуры и влажности. Однажды ночью прибежали 40 мокрых человек, у них был какой-то марафон — они попали под дождь. А там маленькое пространство, от их влажной одежды мгновенно поменялась влажность. Мы перекрывали храм», — рассказывала позднее заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Елена Саенкова.
По ее словам, в Сергиевом Посаде «Троицу» выставляли в обычной витрине, тогда как для этого требовалась специальная, которая бы поддерживала необходимые климатические параметры. После возвращения на хрупкой иконе, для хранения которой требуется особый температурный режим и определенная влажность, обнаружили 61 «существенное изменение».
Как отмечали специалисты, это была только «часть начавшегося процесса негативных изменений состояния сохранности» произведения искусства. В лавре, где выставлялся памятник иконописи, попросту не было нужных климатических условий; икона пережила резкие перепады температуры, а пять участков на ней оказались «аварийными и нуждаются в укреплении», указывали тогда реставраторы.
После этого «Троица» некоторое время хранилась в депозитарии галереи, а когда ее состояние стабилизировалось, ее снова стали показывать широкой публике, рассказал «Медиазоне» знакомый с ситуацией московский реставратор. «Выполнили необходимые процедуры для стабилизации состояния сохранности. Сделали все, что нужно, для того чтобы предотвратить какие-то нехорошие тенденции», — добавил собеседник.
Кроме того, «Троица» с 1998 года доступна не только для светской публики, но и для верующих. Икону ежегодно переносят на руках в специальной раме по внутренним помещениям галереи в храм-музей святителя Николая в Толмачах во время празднования Святой Троицы. «Но никаких толп никогда исторически не было, никаких очередей из желающих помолиться», — говорит источник в музее.
Собеседник «Медиазоны» недоумевает, почему при решении вопроса об изъятии иконы ссылаются именно на православную паству, хотя она никогда особо не проявляла большого интереса к «Троице».
В Кремле считают иначе. «Для большого количества верующих эта икона является большой святыней. Укрывать ее в фондах музея не совсем соответствует чаяниям верующих», — сказал Дмитрий Песков, добавив, что перед принятием решения о передаче «Троицы» в распоряжение РПЦ президент советовался со специалистами.
Планируется, что в течение 2023 года икона будет выставляться в храме Христа Спасителя в Москве, после чего ее отправят на «историческое место» в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в подмосковном Сергиевом Посаде.
В Минкульте добавили, что икону Рублева «переместят с участием экспертов в строгом соответствии с требованиями безопасности». Хранить ее обещают в специальной капсуле, которая поддерживает режим влажности и температуры. Однако по опыту прошлогодних гастролей «Троицы» в Сергиев Посад сотрудники музея опасаются, что ситуация может повториться. А изъятие памятника культуры у Третьяковки и вовсе станет для иконы фатальным.
«В результате этих непродуманных действий икона погибнет. Это единственный результат. Просто погибнет. И вам будут показывать муляж», — считает доктор искусствоведения Лев Лившиц, входящий в расширенный реставрационный совет при Третьяковской галерее.
На самом совете, прошедшем накануне, эксперты пришли к выводу, что сохранить икону можно только под надзором специалистов и реставраторов, а ее передача, даже временная, невозможна. «Это все равно что католики бы попросили у Эрмитажа вернуть им «Мадонну Литту» Леонардо. Но «Мадонна Литта» доступна всем, независимо от религиозных взглядов. «Троица» тоже намного больше, чем просто предмет религиозного поклонения. Это уже символ», — рассуждает в беседе с «Медиазоной» источник из музейных кругов столицы.
Кроме того, говорит один из сотрудников Третьяковки, в галерее были созданы условия для доступа к иконе студентов-копиистов, реставраторов, художников и исследователей. Когда икону начнут выставлять в храме и лавре, это вряд ли будет возможно.
«Что будет дальше, непонятно. Такого на моей памяти раньше не было. Для всего музейного сообщества и различных музеев, наших коллег из других музеев — все они были ошарашены этим и очень удивлены, как быстро это все решилось», — сказал «Медиазоне» один из московских реставраторов.
По словам директора Музея Андрея Рублева Михаила Миндлина, для сохранения «Троицы» нужна капсула-витрина со специальным оборудованием для бесперебойного поддержания температурно-влажностного режима, которую еще предстоит изготовить. «Это как с обеспечением безопасности работы ядерного реактора — в случае отключения электричества включаются резервные системы. Такого же режима, какой поддерживался в Третьяковской галерее в последние десятилетия, — сказал в интервью «Московскому комсомольцу» Миндлин. — И эта капсула должна быть антивандальной, защищающей от любого умышленного или неумышленного повреждения. Икона должна быть безупречно защищена во всех смыслах».
Реставратор, близкий к Третьяковской галерее, добавляет, что сохранность «Троицы» будет зависеть от того, как передача иконы будет реализована и что конкретно РПЦ предпримет для сохранения памятника: «Мы не знаем, как эта процедура будет проходить. Мы не знаем ничего. Мы не знаем, как они предполагают ее размещать. Поэтому ничего точно сказать невозможно. То есть это может быть от, ну, условно, «ничего не случится» до «случится все»».
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Жанна д’Арк. Часть I
- Жанна д’Арк. Часть II
- Жанна д’Арк. Часть III