Вот говорила нам (и всем остальным тоже) Ирина Анатольевна (уж не упомню, сколько лет), что задача любого деятеля искусств/художника/творца заключается в правильной расстановке нравственных акцентов в условиях текущей реальности. Говорила, говорила…
Говорила, что данная задача встанет перед ними непременно/неизбежно/неотвратимо, не смотря на кажущуюся одиозность данного утверждения. Отклик, правда, был несколько недоуменный. Ну, это сродни легкомысленному отношению к предупреждению «Не стой под стрелой».
Как говорится, «гравитация всегда была проклятием моей семьи». А с левитацией у большинства большие проблемы. Уж, если кирпичу суждено упасть на голову (которая без каски), то …
Я всё это вот к чему. В кои-то веки случайно нажала на кнопку «первого канала» и увидела двух прекрасных женщин: Татьяну Васильеву и Екатерину Стриженову.
Понятно, что они для меня прекрасны в силу их и моего возраста. На большинство телевизионного молодняка смотреть невозможно и, особенно, слушать. Там, что речь, что мысли, что интересы…
Да, да, это у меня специфично-эпохальное, слегка снобское. Поскольку, посчастливилось жить в исторический период высоких смыслов и большой сложности, а последующие поколения даже не представляют, что так бывает. Соглашусь, что моя нынешняя депрессия обусловлена в том числе и имеющимся информационным дефицитом. Фб обрубили, теперь даже поскандалить негде…
(Источник)
Короче! Вернемся к беседе двух дам, язык которых мне, хотя бы, понятен.
В гостях у Екатерины Стриженовой — всеми любимая, уникальная Татьяна Васильева.
Одна из самых востребованных актрис сейчас Васильева еще в детстве мечтала о театре. Родилась и выросла в Ленинграде, но всегда хотела вырваться в другую жизнь из «этого холодного омута». С этим городом ассоциируются первые детские обиды. Отец был против того, чтобы Татьяна стала артисткой, он много болел и умер рано. И так и не увидел дочь на сцене… А ведь чувство юмора Татьяна унаследовала именно от папы.
Народная артистка РФ Татьяна Васильева поделилась с Екатериной Стриженовой и со зрителями сокровенными мыслями. Актриса рассказала о своем отношении к спецоперации, к коллегам по цеху, покинувшим страну, а также о своей семье и о том, чем ей пришлось пожертвовать ради успешной карьеры. (Источник)
Сейчас немного не по порядку и слегка задумавшись, а надо ли раскрывать (давать справку), кто такая Татьяна Васильева и за какие роли она особенно любима дамами нашего поколения?
Сама она Екатерине Стриженовой рассказала и показала, как иногда ходит по кастингам, и как молодые режиссеры там ей предлагают «рассказать немного о себе» (?!). Стриженова демонстрирует искреннее удивления, я не очень. И не потому, что цинична. Просто имеется опыт эдак лет 10-ти (или немногим более) лет тому назад, когда на концерте в филармонии (нашей местной) Михаил Казаков начал было «рассказывать немного о себе» (в смысле представляться публике). Только увидев недоуменные глаза зрителей (явно пришедших на звезду советского театра и кино), оттаял и блестяще отработал свой репертуар. Но! Значит уже тогда даже у него уже имелся опыт столкновения с незнающей его аудиторией.
Так вот удивленная Екатерина Стриженова поинтересовалась, а нельзя ли было этих неэрудированных режиссеров отправить/послать к …энциклопедии (ну, вы сами знаете какой). Знаете, я последовала совету ведущей… и поразилась скудости информации. Да, фильмография имеется, но что она скажет молодняку?
Вот, уже можно приступить к сетованию на скудость знаний нового поколения зрителей. Хотя, все прекрасно осведомлены о практически 30-летнем (уже!) информационном вакууме, вполне осознанно устроенном в нашей стране. И цели, и механизмы давно обозначены и расписаны подробно. Да! уничтожен общий межпоколенческий культурный базис. «Распалась связь времен» (с) Интересно, а хватит ли таланту и творческой энергии на воссоздание такового?
С любопытством смотрим, как наши прекрасные дамы бросились воспевать патриотизм, в большей части свой личный. Навроде как, своим примером звать «к победам в трудах и бою». А для начала, кто этот «первый канал» смотрит, какой у него рейтинг, я уж про авторитет молчу…
Она возмутилась, как Туминас вообще стал художественным руководителем российского театра, являясь гражданином «недружественного» государства по отношению к России.
«Как это вообще произошло? Я смотрела их спектакли — они очень политизированы. Мы все для них враги, всегда были! И во время Великой Отечественной они встречали немцев с хлебом-солью»,— отметила актриса.
Актриса дополнила, что Туминас враг народа, и ему нет места нигде в России, терпение людей не безгранично.
«Ты гений, тебе дали возможность проявить свой гений. И что ты сделал? Испражнился», — заключила актриса.
ИА Красная Весна
(Источник)
На какой личный патриотический опыт и достижения участницы передачи могут сослаться? Они же актрисы и знают законы драматического искусства. А те гласят о доминировании действия.
И каковы действия? Да, да, самые главные — не уехали: ни тогда в 90-ые (как М.Казаков), ни сейчас. Наверное, опыт того же М.Казакова подсказал, что там особо не ждут. Языковые проблемы, однако…
Ой! это я от зависти, вестимо. Готова поверить, что чувство патриотизма у Васильевой и Стриженовой вполне себе искренние, не смотря на то, что Екатерина обмолвилась в разговоре об еврействе. Дело в том, что в фильмографии Т.Васильевой есть картина «Дамский портной» (1990 г.) Знакомство с темой, которой фильм посвящен (Бабий Яр) дало надежную прививку патриотизма… Ну, это моя гипотеза.
Итак, тема патриотизма встала в полный рост в силу имеющихся обстоятельств. Не могу не впасть в назидательство: «А ведь предупреждала же И.А.Дедюхова. А ведь обещала восстановить значимость и актуальность таких категорий, как Родина и любовь к ней».
Ладно, задача поставлена (это я про патриотическое воспитание). Её надо решать. На амбразуру бросили, как всегда, тех, кого не жалко, то есть, женщин.
Вот «прилетело» Полине Агуреевой, например.
Раиса Салантий-Карпинская
Вышел спектакль Полины Агуреевой о войне — а нигде ни слова.
Спектакль по Константину Симонову «Живые и мёртвые» — к 80-летию Сталинградской битвы.Невероятной, талантливой Агуреевой, настоящего патриота, человека который ездит на Донбасс вопреки шипению и проклятиям театральной тусовки — но ни одной статьи, ни словечка ни в афишах, ни в театральных журналах.Как будто вычеркнули.Более того — есть театры, которые отказались давать площадку под спектакль.А спектакль — дело такое:
Есть зрители — будет ещё.
Нет зрителей — не будет.А Симонов — это не просто про войну.
Это то, что даёт силу и стойкость.
Это опора и надежда от них — нам, нынешним.
Сегодня нам это особенно нужно.
Очень нужно.Пока только один спектакль заявлен — 5 февраля, в театре Гоголя.
Надо идти.
Так мало, критически мало настоящих талантливых патриотических вещей в культуре.А про спектакль и ситуацию с ним в Гоголь-центре скопирую текст Ирины Павловой:ИРИНА ПАВЛОВА
«5 февраля на сцене театра им. Гоголя состоится премьера.
Режиссерский дебют дорогого мне человека – актрисы ПОЛИНЫ АГУРЕЕВОЙ – спектаклем «ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ», поставленным к 80-летию Сталинградской битвы.Сама Полина, родившаяся в Волгограде, пишет в аннотации:
«Понимаем ли мы сегодня, что эта цифра — не просто дата в календаре? Это событие огромной исторической важности и грандиозности, за которым стоит жизнь ЧЕЛОВЕКА. Осмыслить это сегодня, быть может, важнее, чем в прежние десятилетия
К этой дате поставлен наш спектакль.
Роман Симонова «Живые и мертвые» написан изнутри тех событий. Это сложный синтез художественной правды и почти документальной точности в изображении военной реальности. Этой книге веришь. Война в книге осмыслена философски — и в её величии, и в её нелепостях и противоречиях…».В спектакле заняты известные актёры театра и кино:
ИЛЬЯ ШАКУНОВ, МАКСИМ ЛИТОВЧЕНКО, АЛЕКСЕЙ ВЕРТКОВ, НИКОЛАЙ ЧИНДЯЙКИН, ЮРИЙ БЕЛЯЕВ, ИВАН ДОБРОНРАВОВ, ФЁДОР МАЛЫШЕВ и другие, а также камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством ЮРИЯ БАШМЕТА.А теперь я хочу сказать несколько слов о ситуации вокруг этой премьеры.Когда-то в Театр на Таганке, на место Ю.П. Любимова пришёл А.В. Эфрос. И был там встречен в штыки частью труппы.
Я до сих пор не очень понимаю, чего, собственно, хотела добиться эта часть труппы (чего добилась в результате – всем хорошо известно).
Но что они хотели? Чтоб закрыли театр, расформировали труппу, передали здание другому театру – чего?
Нет ответа.Примерно то же сегодня происходит с театром Гоголя.
Ну, всё, Гоголь-центра во главе с Серебренниковым нет.
Это – свершившийся факт, как к нему ни относись.
Но саботаж «прогрессивной интеллигенции» продолжается, и я не знаю, чего они, собственно, хотят добиться.
Того, чтобы здание передали торговому центру и забыли, что там когда-то был театр?
Или чего-то еще?Я всё это пишу сегодня вот почему.
Мне на глаза попалось сообщение (иначе не знаю, как назвать этот текст), опубликованное 15 января в цифровой версии журнала Театр:«Полина Агуреева выпускает спектакль о Сталинграде на сцене Театра имени Гоголя.
Напомним, что одной из последних премьер уничтоженного «Гоголь-центра» был спектакль «Я не участвую в войне», названием которого стала строчка из стихотворения поэта-фронтовика Юрия Левитанского…»То есть, ставить теперь на этой сцене Симонова – практически преступление, а Сталинградскую битву давайте вообще отменим, поскольку Юрий Левитанский написал те строчки?(Прим: да и то исказили и переврали. У Левитанского строки с противоположным смыслом: «Я не участвую в войне. Война участвует во мне» — положу в комменты)Ставить на этой сцене кому-то кроме Серебренникова – тоже преступление (журнал Театр вычеркивает из истории сюжет о том, каким образом достался этот дом Гоголь-центру и его руководителю – это всё ерунда)?Журнал Театр просто берет и перечеркивает режиссерскую работу Агуреевой.
Да кабы только журнал Театр!
У спектакля почему-то ни рекламы, ни объявлений, ни афиш. Вообще – ноль информации.
Сделано всё, чтобы на спектакле не было зрителей.
Чтобы, значит, нога человека в это театр больше не ступала. Типа, это «никому не нужно».Но я считаю, что это очень нужно – и не только участникам спектакля, но и зрителям.
И потому прошу поддержать Полину и её товарищей.
И потому очень советую всем сходить на этот спектакль, – тем более, что сегодня совершенно неизвестно, когда состоится следующее представление, и состоится ли вообще.»П. С. В личку спросили, можно ли скопировать текст. Даже не спрашивайте, берите, копируйте и постите, если хотите!
Главное хорошему делу помочь!П. П. С. Ура, все билеты раскуплены! И ещё 17 февраля в Сочи он будет!!
Спасибо всем кто пойдёт, кто репостил и писал!
Я люблю вас, люди.
Даже ролик вышел
Ирина Павлова: Полина Агуреева покусилась на три священные вещи для «либеральной элиты»…
31 янв. 2023 г.
Ирина Павлова — известный российский киновед, кинокритик, художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля — в эфире программы «Нейтральная зона» телеканала Вальдман-LINE рассказывает о предстоящей премьере на сцене московского театра им. Гоголя – спектакле «Живые и мертвые», поставленном к 80-летию Сталинградской битвы замечательной российской актрисой и режиссером Полиной Агуреевой, о своеобразном саботаже со стороны некоторой части «творческой интеллигенции», с которым пришлось столкнуться авторам спектакля, размышляет о современной российской творческой интеллигенции и той ее части, которая считает себя «либеральной», об их жизненных ценностях и их «патриотизме», о деятелях культуры, уехавших из России после начала СВО на Украине, об искривленном мировоззрение тех, кто считает сегодня, что Ленинград надо было в 1941 году сдать нацисткой Германии, а сжигать людей живьем в Одессе в мае 2014 года только за то, что они хотят говорить на русском языке – это нормально. Ведущий программы Александр Вальдман.
Со спектаклем и с Полиной Агуреевой вроде все в порядке: сыграли и играть будут, и даже постановка не плоха.
Меня же зацепил следующий момент в полемике с оппонентами, а именно, ссылка на давний, очень давний (1971г.) текст. Он сейчас гуляет по сети. Вот, например, его часть.
«НА АЭРОПОРТЕ»
Нея Зоркая, автор десятка книг по истории кино, в 1971 году в эссе «На Аэропорте» описала свое окружение — членов разнообразных творческих союзов, проживающих в кооперативных домах возле станции метро «Аэропорт».
Несколько цитат. Напомню, это не про сейчас, это 1971 год, — именно из этой сокровищницы духа («шестидесятники»!) черпают свой пафос Дм.Быков и другие учителя жизни.
«…В этом доме два скоростных лифта, рифленая белая штукатурка и гигантские площадки на каждом этаже, уставленные креслами и именуемые «наши холлы». Наши холлы, наибольший процент брючных костюмов, первые пальто-макси, гарсоньерки, знаменитые артистки Гладунко и Евгения Тэн, встречи Рождества по-европейски, 25 декабря, стол точь-в-точь, как в журнале «Элль», тарталетки, коктейли и ароматические свечи — дом этот предел аэропортовского «люкса». Лифтерша — моя консьержка, как в Париже у Эльзы Триоле или у Даниель Дарьё, самый вящий, самый материализованный знак моей причастности к страте, моей приобщенности к касте.
За пятнадцать лет на Аэропорте успело вырасти второе поколение. Мальчики в польских джинсах с пришитыми клеймами «Супер-Райфл» и девочки в дубленках носят папины рукописи из дома в дом, повторяя и пересказывая друг другу новости, услышанные в разговорах взрослых. Многие уже кончили близлежащие спецшколы, поступили на романо-германское отделение филфака и факультет журналистики. Некоторые уже вышли в прессу и пишут вместе с отцами сценарии и новеллы. Им отстраивают однокомнатные квартиры в домах поблизости. Если в Литфондию не жахнет бомба или какая-нибудь революция, со временем сформируется особая нация (вроде казачества) — аэропортовская нация.
«Душевный Аэропорт» — определенный склад миросозерцания, сложившийся в советское время и окончательно оформившийся в хрущевскую и постхрущевскую пору. Представитель «душевного Аэропорта» или, как мы его будем кратко именовать, — аэропортовец, есть вполне четкий психосоциальный тип, обладающий законченными взглядами, убеждениями, стойким образом жизни, бытовыми привычками, системой взаимоотношений с советским государством и его институциями, общественными группами, индивидуумами, членами семьи, коллегами, лифтершами и т.д. и т.п. Проживать он может и не на Аэропорте — на Юго-Западе, на Беговой, на улице Горького и даже в других городах
Первоначальные свойства его в переводе на язык привычных понятий: советский интеллигент гуманитарных профессий, высокого элитарного мышления, эталонный возраст 35-60 лет (элитарность — социологически уточнить). Это советский интеллигент, достигший определенного положения — членства в творческих союзах, ученой степени кандидата и доктора наук, штатной работы в ИИИ, ИМЛИ, ИКСИ. Аэропорт — паспорт статуса, знак принадлежности к элите. Уточняющая примета: он интеллигент оппозиционный, протестант или, еще точнее, себя таким видит и считает.
Первым, главным и основополагающим качеством аэропортовца является его огромная, верная и преданная любовь к себе. Самовлюбленность, самомнение, самолюбование, самолюбие, самообожание, все слова, начинающиеся на «само» — только лишь выражения более глубокого и мощного чувства, именно любви к собственной персоне. К себе, к своим разным воплощениям, к своему действительному или воображаемому таланту, к делу пера своего («рук своих» — сказать было бы неточно, аэропортовец, как правило, безрук). Все, что касается его лично, исполнено для него всемирно-исторического значения: например, выход в свет его нового произведения или затор в прохождении рукописи.
Аэропортовец дышит собой, своими делами и делишками, похвалами себе, лестью, аплодисментами, упоминаниями о нем в печати. Говорит он всегда только о себе и любой разговор умеет перевести на себя. Меньше всего, правда, нажимает он на свой талант: это сфера его «скромного величия», это вынесено за скобки, вне обсуждения, само собой подразумевается, разлито в воздухе. О своем таланте аэропортовец предпочитает ввернуть какой-нибудь анекдотец, смешную историю: например, рассказать, как где-нибудь в перуанском журнале его назвали «Чеховым наших дней», или как какой-нибудь ребенок спросил: «Тетя, вы не Анна ли Ахматова?» — что-нибудь в этом духе, простенькое, забавное. В последние годы в связи с общим помешательством на загранице, естественно, охватившим также и «душевный Аэропорт», особенно котируются отзывы иностранные, письма знаменитостей из-за рубежа, но на худой конец идут и похвалы внутренние. И все это элегантно, между прочим, в разговоре с усмешечкой. Аэропортовец заказывает и получает из «Бюро вырезок» комплекты прессы, посвященной себе (вплоть до упоминаний его имени в списках и перечислениях, набранных нонпарелью).
Аэропортовец считает себя отщепенцем, общественно гонимым, преследуемым. Он всегда рассказывает о гонениях, о преследованиях, о закрытых книгах или пьесах, о рассыпанных верстках, об изуродованных цензурой и непошедших опусах. Сознание протестанта и гонимого определяет самоощущение, эмоциональный тонус и все существование аэропортовца. Это — еще одно определяющее, характеризующее свойство типа. В отличие от своего старшего коллеги, аэропортовец мысленно отделил себя от государства. «Я» и «они», «мы» и «они» — вот его постоянные пары-антагонисты. Кто такие «они»? Это государство, руководство, начальники всяких художественных управлений и издательств, невежды, мерзавцы, глупцы — словом, система, которая не понимает, преследует и давит аэропортовца. Кто такие «мы»? Конечно, Аэропорт, талантливая, благородная, прекрасная советская интеллигенция, гонимая «ими».
Порой аэропортовец говорит прямо так: «Неужели им не надоела борьба государства с одним человеком?» «Один человек» — это, разумеется, лично он. «Мы» — это наша каста (об отношении к ней — потом, особо).
Что дает аэропортовцу такое убеждение? Ну, конечно, прежде всего его искренняя ненависть к строю, к подобной власти. Ему действительно трудно, противно, унизительно «пробивать» свои творения сквозь железные двери системы, объяснять, излагать, кричать с трибуны о том, как он, аэропортовец, хорош и как несправедливо зажимать его высокое творчество и его талантливую индивидуальность. Конечно, ему хотелось бы свободы слова, свободы самовыражения и свободы получения лавровых венков. Однако, сам того не замечая, аэропортовец уже полностью, целиком, без остатка, поглощен этой бесплодной борьбой. Он помешан на «них», «они» выросли для него в фетиш, в идолов.Нигде, как на Аэропорте, вы не услышите столько имен каких-то начальников управлений и отделов, инструкторов ЦК, инспекторов ГК, редакторов и прочих тружеников бюрократического аппарата. Особенно это поражает в Ленинграде, где последние сконцентрированы в Обком. «Обком» — первое по употребимости слово ленаэропортовца, оно не сходит с уст режиссеров, главы «Ленфильма», прогресса, изысканной дамы-критикессы, мышиного жеребчика-профессора, знававшего лично Сашу Блока, академика, первого театрального режиссера страны. Мне довелось быть на генеральной репетиции спектакля, который закрывал Обком. Спектакль был замечательный. После генеральной репетиции пошли в ресторан. О спектакле никто не сказал ни слова. «Круглова», «Пузчиков», «Попиков» — только и летало в воздухе. Спектакль закрыли общими усилиями, вместе — Обком и театр.
Помешанный на «них», их превознесший (ибо помешаться на дьяволе значит так же превознести его), аэропортовец совершенно не замечает, как не-справедлив, раздвоен и двусмыслен он в своей «борьбе» с «ними»1971 год»
Ой! это время моего детства, у Татьяны Васильевой только началась карьера, Полина Агуреева ещё не родилась, и, даже, на Ирину Анатольевну в местном кгб ещё не завели папочку, а уже всё было ясно и понятно про определенный круг людей, чья деятельность практически не подлежала формализации и в денежной оценке труда которых отсутствовали нормативы.
Больше пятидесяти лет прошло. Целая жизнь. Пара поколений…
И все эти воспоминания лишь для того, чтобы замалчивать наработки Ирины Анатольевны.
Вот Татьяна Васильева все эти 30 лет выживала на наработанном при СССР (профессии, признании). Мне она импонирует своей внутренней силой, талантом, высочайшим профессиональным уровнем. Блестящая драматическая актриса с фантастическим комедийным даром в диапазоне от ярчайших гэгов в «Ревизоре» до тончайшей язвительности «Как важно быть серьёзным» О.Уайлда. Там такой класс и высоты мастерства. Потрясающая!
И что я вижу, открыв страничку городской афиши? Татьяна Васильева с Е.Шифриным выступают у нас в ДК Добрынина (потолок цены билета 3000 руб), а Павел Воля в Миллениуме (до 6000 руб.). Почувствуйте разницу! И почему такое происходит тоже понятно.
Да, разрушение страны шло и через использование смеховой культуры (как там по Бахтину). Поэтому вышибали из информационного пространства Дедюхову с её сказками. Представляете, какую гражданку Малкову могла сыграть Татьяна Васильева. Таким художественным образом всю эту накипь квн-овскую снесло бы почище любого цунами.
Уже давно объяснили про наличие теоретических и технологических наработках в основе «смеховой дубины», «смехового оружия», использованных при разрушении СССР. Этот инструмент работает до сих пор и продолжает разрушать нравственные императивы в обществе. Кто и что творят такое давно известно, но реально противостоят явлению только ресурсы ИАД.
Та же Полина Агуреева рассказывает, как сложно и важно было найти актеров «со здоровым архетипом мужчины», о невозможности дотянуться до уровня А.Папанова, найти новую интонацию для произнесения текста Симонова в «Живых и мертвых». Бесспорно, некое целостное произведение, поддержанное музыкой в исполнении коллектива Ю.Башмета у неё сложилось. Но, это хоть и качественный, но все же официоз. Актуального материала у Агуреевой нет. Зачем это для массового зрителя, когда есть фильм с Папановым? С современной молодой аудиторией надо вести диалог на другом произведении. Те же джидаи ИАД в текущем моменте актуальнее.
И ещё раз повторю, что само восстановление смыслов Родина и любовь к ней заслуга публицистики И.А.Дедюховой. Как говорится, «как она скажет, так и будет». Ну, не поднять такую махину данной темы без её участия. Так и будете ссылаться на произведения авторов предыдущих уже эпох? Ничего актуального, ведь, не предлагается. Современен лишь условный Павел Воля со своим полупорнографичным и маргинальным, но живеньким юморком. От образа «гламурного подонка» хотите дождаться катарсиса и приступа патриотизма? Ну-ну…
4 комментария
Спасибо Наташа! Отличная статья, на одном дыхании читается!
Поразило, что Татьяну Васильеву пригласили на телевидение после каких-то гастролей в Ижевске. Значит, не так много приобрела рейтингов при выступлениях у пранкеров. Признаться, сама с трудом вспомнила, кто она такая и ее роли. Думаю, что за столько лет она сама профессию предала не один раз.
Но вот о пранкерах мне подумалось, что это ведь привычное телефонное мошенничество. С этим все неоднократно сталкивались. И вдруг как-то сам собой вспомнился один из последних ее фильмов советского периода, где она играла мошенницу, использовавшую свои экстрасенсорные способности для выманивания художественных ценностей у блокадников. Все же стоит за этим какая-то нехорошая тайна. Поэтому итог вполне закономерный. Она расчистила поляну для людей, не имеющих ни интеллекта, ни индивидуальности.
Про аэропорт очень интересно. Жили для себя и полностью себя изжили.
Зачем Татьяна ходит по пранкерам и ездит в Ижевск? Не странно, что после этого она идет на Первый канал?
Это уже не культура, это крипта! Все давно понимают, что Ижевск стал криптовалютными Нью-Васюками. Поэтому и присоединение Крыма ознаменовалось выездом «управленцев» из Ижевска.
Русский художник, не сиди в сауне, не грейся на лужайке, не пей тонкие благоухающие вина! Отправляйся в Новороссию! И пусть твои образы станут зеркалами, в которых отражается охваченный пламенем новый мир.