Эта публикация преподносится редактору ЛО Наталье Ивановой не только на Старый Новый год, но вдобавок и в ее День рождения! С пожеланиями новых творческих успехов, крепкого здоровья, а главное, всеобщей читательской любви!
Не так давно мы провели прекрасный вечер на минувшее Рождество, когда Наталья поведала нам много разных причудливых странностей, рассказав, каким образом этот праздник приживался в «Старой доброй Англии». Выяснилось, что и рождественские ели там начали устанавливать сравнительно недавно.
В сущности, «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса очень точно ставит начало празднования Рождества в Великобритании на 1843 год.
«Рожде́ственская песнь в про́зе: свя́точный расска́з с привиде́ниями» (англ. A Christmas Carol in Prose, Being a Ghost Story of Christmas), обычно называемая просто «Рожде́ственская песнь» (англ. A Christmas Carol) — повесть—сказка британского писателя Чарльза Диккенса, вышедшая в 1843 году. Состоит из пяти глав, называемых автором «строфами».
Одна из «Рождественских повестей» Диккенса, ставшая одним из самых популярных рассказов о Рождестве в Великобритании и за её пределами.
Да-да, у нас рождественские ели начал ставить Петр I, а в Великобритании «немного очухались» только накануне «европейской весны народов». Об этом и фильм сняли «Человек, который изобрел Рождество», особо не задумываясь, как подобные вещи звучат… да просто на русском.
«Человек, который изобрёл Рождество» (англ. The Man Who Invented Christmas) — биографический фильм 2017 года Бхарата Наллури. Сценарий написан Сьюзэн Койн на основе одноимённой книги Леса Стэндифорда.
Вплоть до середины XIX века Рождество в Великобритании отмечалось на вторых ролях, и затмевалось такими праздниками, как Пасха и День подарков. Тем не менее, в сельской местности, откуда был Чарльз Диккенс, оно сохраняло свою популярность. После того как он с семьёй переехал в Лондон, каждое Рождество город встречал заснеженным. Диккенс решил отразить эту особенность в своём святочном рассказе «Рождественская песнь в прозе»[1].
В 1843 году Диккенс, уже известный писатель, испытывал финансовые затруднения в связи с плохими продажами его предыдущего романа «Мартин Чезлвит». Тогда ему пришла идея создать трогательный рассказ о Рождестве. На его написание он потратил 6 недель. Однако издатели отказались его публиковать, и Диккенс сделал это сам[2].
Фильм посвящён тому, как отчаявшийся и собравшийся было порвать с писательской карьерой Диккенс зажёгся идеей святочного рассказа и как последний повлиял на становление Рождества одним из главных праздников в сознании британцев[1].
С тех пор… лабает и лабает англоязычный мир ремейки на эту вещь 1843 г. И все типа было так плохо до этого, вдруг стало всем так хорошо! Только после этого неожиданно случилась «европейская весна народов», а потом уж сколько бы чего не случалось… у британцев-американцев неизменная «песнь в прозе» к рождественскому столу. Немного странно, согласитесь.
А в «Истории Британских островов» Блэка Джереми читаем более реалистическую историю возникновения/изобретения Рождества.
Блэк Джереми
Контраст с бурными политическими событиями на континенте, часто сопровождавшимися насилием, привел к некоему самодовольству. Пережившие поражения и колониальные восстания в 1791-1835 гг., колониальные и морские соперники Британии на следующие четыре десятилетия погрузились во внутренние распри и хитросплетения европейской политики. Между тем одновременно с проведением реформы законодательства в самой Британии власть Британской империи охватила все части света, и оба эти процесса были неразрывно связаны друг с другом, так как «белые колонии» первыми получили права самоуправления, а затем статус доминиона.
Новой Зеландии самоуправление было предоставлено в 1852 г., Ньюфаундленду, Новому Южному Уэльсу, Виктории, Тасмании и Южной Австралии в 1855 г., Квинсленду в 1859 г.; Канадский доминион был образован в 1867 г. Вовсе не удивительно, что в этот период возобладали оптимистические взгляды на британскую историю, которая представлялась в виде непрерывного поступательного движения к все большей свободе и демократии, начавшегося с Великой хартии вольностей, принятой в 1215 г., и борьбы баронов за конституцию и приведшего в XIX в. к расширению избирательных прав граждан.
Все эти достижения считались естественным следствием развития страны. Этот общественно-политический миф, вигские воззрения на британскую историю, создавал удобные и лестные для общественного мнения представления, которые казались вполне подходящими для граждан страны, правившей большей частью земного шара, несущей конституционный строй в самые отдаленные уголки планеты и наблюдавшей беспорядки, охватившие континентальную Европу и воспринимавшиеся британцами как очевидное доказательство отсталости европейского общества и превосходства их родной державы. Ведущая роль Британии в запрете работорговли и освобождении рабов также порождала определенное чванство своей добродетелью и излишнее самодовольство, в том числе и в том, что касалось положения бедняков в самой Британии, хотя даже в тех случаях, когда общество пыталось проявить о них заботу, это едва ли существенно облегчало их невзгоды. Предоставление гражданских прав людям, не принадлежавшим к государственной англиканской церкви, вызвавшее отмену Акта о присяге и Акта о городских властях в 1828 г. и Акт об смягчении ограничений против католиков в 1829 г. также рассматривались в качестве проявления британской мудрости и нравственного превосходства. Кроме того, в XIX в. значительно усилилось влияние евангелических течений, которые вовсе не ограничивались средним классом, а это еще больше подогревало ощущение «особости» и высшего предназначения британской нации.
Викторианская Британия стремилась создать стабильный гражданский порядок, основанный на верховенстве закона, которое должно было обеспечить незыблемость прав и свобод, поддерживать процветание и прогресс. Эти устремления требовали гражданской ответственности и рационализма, а также обуздания эмоций. Люди чувствовали уверенность в настоящем и верили в будущее. В 1857 г. художник Уильям Белл Скотт писал, что «самое новое — самое лучшее. Не верить в XIX в. все равно что не верить в то, что ребенок вырастает во взрослого. Без этой веры во время какую точку опоры имели бы мы в наших мирских рассуждениях». Его картина «Девятнадцатый век, железо и уголь» (1861 г.) была написана в крупном индустриальном городе Ньюкасле и должна была передавать, по его словам, «каждодневный обычный труд, жизнь и применение современной науки». На ней были изображены рабочие, занятые в машиностроительных мастерских Роберта Стивенсона, одного из крупнейших производителей железнодорожных паровозов в мире, пушка Армстронга и телеграфные провода.
Поэтому причиной такого «размягчения сердец» большинство указывает Викторианскую эпоху, длившуюся с 1837 года по 1901 год. Как бы совершенно естественно, что с началом этой эпохи выдвигается какое-то знаковое событие. Но как же «подпиарить» новое эпохальное событие в отсутствии телевидения и интернета, превалирования рекламы у части «просвещенной публики» через журналы с публикацией частями литературных произведений? Да, только созданием талантливого литературного произведения. Им и стала «Рождественская песнь в прозе» Диккенса.
Только вот на какой же почве создавалось это произведение? И кто же на самом деле «изобрел» Рождество для англичан, вдруг неожиданно впавших в «самодовольство»?
Англия. История страны
Дэниел КристоферЭти годы, подобно елизаветинской поре, часто изображают золотым веком в истории Англии. Торговля процветала, промышленное производство набирало небывалую силу, повсюду вырастали оживленные города, а владения Британской империи простирались по всему миру.
Среди множества изменений, происходивших в те годы, хочется отметить одно, наиболее существенное, — это отток населения из сельской местности в города. Если в 1801 году, согласно переписи населения, городское население составляло всего 30 % от общего числа англичан, то уже к середине столетия эта цифра возросла до 50 %, а в 1901 году в городах и их предместьях проживало 80 % населения. Подобная тенденция, несомненно, была очень удобна для развивающейся промышленности, поскольку создавала неиссякающий резерв рабочей силы, но она же порождала серьезные проблемы. Из-за большой скученности в городах царили страшная грязь и нищета. На первых порах правительство пыталось закрывать глаза на бедственное положение неимущих горожан, но затем появились отдельные работодатели, которые пытались заботиться о своих работниках. Постепенно они осознали, что сделать это надлежащим образом можно только при наличии соответствующих государственных законов. Такие законы стали появляться под нажимом промышленников, и каждый новый закон, контролирующий условия жизни и труда рабочих, означал все большее вмешательство в жизнь британских граждан. Неуклонно росла армия государственных служащих: в 1832 году их было около 21 тысячи, к 1880 году уже свыше 50 тысяч, а в 1914 году на государственных предприятиях трудилось свыше 280 тысяч наемных работников.
Виктория: королева и жена
На протяжении долгих лет королева Виктория являлась символом надежности и стабильности для всей нации. Эта женщина даже в юности проявляла необычайную силу характера, что доказывает ее отказ подписать документы во время болезни брюшным тифом в 1835 г. Однако подлинного величия она достигла, взойдя на английский престол. Уже в первый год ее правления один из журналистов отмечал: «Она ни на минуту не покидает своего поста — самая трудолюбивая и обязательная королева в мире». Хотя находились и такие, кто считал Викторию ограниченной и упрямой особой.
Через год после коронации, в 1838 году, королева влюбилась в своего блестящего кузена, принца Альберта Саксен-Кобург-Готского, вскоре состоялась свадьба. С тех пор Виктория во всем полагалась на мужа, признавая его интеллектуальное превосходство. Окружающие сразу же ощутили влияние принца Альберта. Если до того Виктория имела привычку спать допоздна, то уже на следующий день после замужества подданные увидели свою королеву, прогуливающуюся рука об руку с супругом в предрассветном тумане. Как язвительно заметил один из придворных: «Не самый лучший способ подарить стране принца Уэльского».
Это был исключительно удачный брак, хотя, естественно, и здесь не обошлось без некоторых разногласий: родители не всегда сходились во взглядах на воспитание детей. А детей у них было немало — девять. Первой, в 1840 году, родилась Виктория, впоследствии ставшая женой германского императора. За ней последовал в 1841 году Эдуард, принц Уэльский, — будущий король Эдуард VII. Кроме них было еще три мальчика и четыре девочки. Принц Альберт придавал большое значение семейной жизни, особо заботясь об образовании детей. Их супружеская пара на протяжении многих лет служила образцом для подражания всей Англии.
Наряду с анализом невероятно архаичной на сегодня, скучной, занудной и… не слишком правдивой истории, изложенной в «Рождественской песни» Диккенса, Наталья отметила и «техническую деталировку» (см. О технической деталировке в литературе, октябрь 2003), с которой у нас и начинается анализ любого литературного произведения, позволяя вскрывать… саму эпоху!
Мало того, что с прибытием в Англию принц Альберт вводил обычай устанавливать Рождественскую ель, подвергаясь насмешкам прислуги, особо не поддержавшей «нововведения».
Но далее она рассматривает быт клерка Скруджа, отмечая, что в его жилище есть камин, но нет ни кухни, ни плиты для приготовления пищи. Гуся семейство относит в пекарню для приготовления. И от таких «бытовых подробностей» Чарльз Диккенс уйти не может, иначе ему никто просто не поверит.
Поэтому именно тут и стоит «затянуть» другую «рождественскую песнь» о том, что именно британцы с их бытовой неустроенностью снабдили весь мир этой сомнительной и негигиеничной «культурой» уличной еды.
28.03.2019 г. Странная еда Викторианской эпохи
Викторианская эпоха, то есть период с 1837 года по 1901 год, когда правила балом Виктория, королева Британской империи, в моду входили совершенно неожиданные вещи, от еды до вкусовых предпочтений в пище. Итак, краткий экскурс в необычные блюда той эпохи.
- Кровь
В те годы в таком интересном месте, как скотобойня, можно было встретить элегантно одетых приятных людей. И все они в окружении слуг ожидали чашечку теплой крови. Существовало особенное поверье, что таким образом можно было укрепить иммунитет, во избежание свирепствовавшего туберкулеза. Ходило мнение, что чем свежее кровь, тем сильнее ее действие. Всем, кто страдал от этой напасти рекомендовано было регулярно наведываться на скотобойню и почивать собранную в чашу кровь еще живого животного.
- Горячие угри
В период царствования королевы Виктории популярным фастфудом на улицах Британский империи были горячие угри. Система приготовления была проста: угорь мелко шинковался, затем варился, и в конце добавлялись зелень и соль. Вкушали сие лакомство горячим.
Но первый взгляд — ничего такого. Но фишка вся в том, что подавался угорь в чашке с ложкой — одной на всех. Пока один почивал пищу, остальные ждали в очереди. Хуже всего, что прибор не мылся, а передавался от одного лица к другому.
Пальму первенства с угрем, как с популярной уличной едой, делила рисовая каша, система питания которой не отличалась от вкушения угря ничем. Все так же — очередь и одна миска на всех.
- Салуп
В 19 веке популярным напитком являлся салуп. Он заваривался из коры сассафрасового дерева с большим количеством сахара и молока. Пился обычно ради бодрости. Из-за трудного доступа к коре сассфрасового дерева, которую завозили из Северной Америки, напиток почивали только богатые люди. Но желание быть в русле моды давно преследовало и низшие слои населения, поэтому салуп был в ходу и бедных. Но благодаря нечестным продавцам, которые вместе коры нашего дерева заваривали сгнившие чайные листья, по империи чуть ли не каждый из любителей дешевого салупа мучился с отравлением. Для первого раза в пробе салупа понять, что ему подсунули сгнившую белиберду, было невозможно, и вот человек уже метался с сильными болями в брюшной полости.
Это модное веяние быстро сошло на нет. По неким причинам стали считать, что салуп помогает от венерических заболеваний, и поэтому его перестали пить в общественных местах, и как следствие исключили из меню.
- Овечьи ножки
Тонкий и очень продуманный ход с овечьими ножками позволяли себе уличные торговцы. Они за сущие пустяки покупали их у мясников и варили, продавая горожанам. Голодный прохожий покупал это интересное лакомство и весьма успешно употреблял.
- Ослиное молоко
Из-за слабого развития на территории Британской империи коровников, долгое время коровье молоко было вне доступа для большого количества жителей. Но молодцы-продавцы продавали всем подряд ослиное молоко. И даже врачи рекомендовали не отказываться от этого напитка женщинам, считалось, что это замедляет процесс старения.
Ну, пожмете плечами вы по этому поводу, припомнив, что ближайший соратник Петра Великого торговал пирогами с зайчатиной на улицах Москвы. Конечно-конечно, только с зайчатиной! Не с кошатиной-собачатиной, не с фалангами человеческих пальцев, наконец. И после первого «пирожка с сюрпризом» Меньшиков загремел в пытошную-околотошную без разговоров о образе будущего России.
Да и сами видите, что получается, когда при нас лезет в генералисимусы условный «государственный деятель», поработавший в общественном питании с отравлением детей в школах и садиках (см. Человек с кувалдой).
А, восстанавливая иллюстрации в цитируемых публикациях, наткнулась не только на жуткие литографии по истории употребления джина в Англии (когда там для спаивания населения намеренно сделали джин дешевле пива и торгашей этой дрянью налогов не брали), но и на гравюры, изобравшие торговок мясом с огромными деревянными молотками. И самую ужасную картинку, когда дама с таким молотком отбивает кусор отрубленной человеческой руки… публиковать здесь не стану. Просто напомню недавние «развлечения» в мясных лавках Великобритании.
16.06.2016 г. Не так давно в Англии появились «Магазины человеческого мяса». Именно такая надпись красуется на вывесках этих заведений. Среди товаров представлены самые разные части человеческого тела, а также внутренние органы. Однако, несмотря на, мягко говоря, не самый притягательный внешний вид товаров, продукция пользуется большим спросом у англичан.
Как оказалось, «Магазины человеческого мяса» — это причудливые кондитерские. Владелица этих заведений Мисс Кейхед продает кексы в виде окровавленных сердец, печеньки в виде отрубленных человеческих пальцев и даже пирожные в виде половых органов, пораженных болезнями.
Или вот с картинками… извините, не удержалась.
2019 г. В Англии открыли магазин где продают мясо в форме человеческих органов
…К чему готовят европейцев, кому в голову пришёл такой каннибалистический эксперимент, что делают с людьми, какие вырастут дети, считая . что это норма обгладывать, скажем, человеческую руку. К чему готовят мир?
Да совершенно понятно, к чему «готовили мир» такой вот «культурой еды» все эти каннибалы накануне организованной «пандемии коронавируса». Только вот на вебинарах и в публикациях мы к началу пандемии и общему психозу по закупке туалетной бумаги уже успели выставить нравственные императивы.
Ну, тут вы начнете мне пенять… причем же здесь Рождество? Да оно-то как раз ко всему этому «пиршеству» каннибалов и людоедоев имеет самое непосредственное отношение! Достаточно тут припомнить, как с коронавирусом накрылся медным тазом китайский бизнес поставки ободранных замороженных тушек тех же кошек и собак в Швейцарию (не говоря уж о тушках замороженных китайских ребятишек)… здесь следует вздохнуть и выдохнуть… поскольку все эти замороженные тушки поставлялись для традиционного рождественского блюда в Швейцарии!!!
Это я к тому… с какими (ужас-ужас-ужас!) «традициями» тот же принц Альберт столкнулся в «старой доброй Англии», пытаясь нарядить елку на Рождество под гогот прислуги: «Пора ему в Бедлам! Крышей съехал!»
Коути Кэтрин
Хлебом на улицах Лондона середины 19го века торговали довольно редко. Да и зачем? Не проще ли пойти в булочную и купить буханку с хрустящей корочкой и мякишем, тающим во рту? Однако такая роскошь была не всем по карману. Некоторые бедняки могли позволить себе разве что краюху черствого хлеба – как раз им улицах торговали вовсю. В конце рабочего дня в булочные наведывались лоточники и скупали по дешевке всю не распроданную выпечку. Пекари были только рады от нее избавиться, а торговцы уже на следующий день разносили ее по Уайтчапелу. Одни таскали на голове корзины, до краев наполненные подсохшими, но вполне съедобными булочками. Другие толкали перед собой тачку, сиплым голосом нахваливая свой товар – если кричать день-деньской, можно охрипнуть, а то и вовсе голос потерять! Куртки и брюки торговцев были припорошены мукой, из-за чего казались пыльными.
У дверей театров дежурили продавцы бутербродов с ветчиной. Свою снедь они складывали на лотки или в большие плоские корзины, заботливо прикрытые чистым холстом. В зависимости от размера, сэндвичи стоили пенни или полпенни. Но бутерброды – это не черствый хлеб, который уже ничем не испортишь. Даже если плесенью покроется, бедняки съедят и не подавятся, лишь бы подешевле. Театральная же публика отличалась более утонченным вкусом. Ей и хлеб подавай свежий, и ветчину без зеленых пятен. Так что торговцам бутербродами приходилось туго. Нужно было в точности рассчитать, сколько бутербродов раскупят этим вечером, и сбыть их все до единого. На следующие сутки их уже никто не возьмет. Кроме того, всем продавцам выпечки досаждала сырая погода, которая в Лондоне отнюдь не редкость. В дождь хлеб быстро размокал, так что всучить его прохожим не представлялось возможным.
Хотя меню лондонцев из Ист-Энда не изобиловало деликатесами, даже люмпены время от времени тешили вкусовые рецепторы. Кто же откажется разнообразить рацион, состоящий в основном из картошки с селедкой? Лишний пенни можно потратить на пирог. На улицах продавались мясные и рыбные пироги, вареные пудинги с жиром и почками, а также сладкая выпечка всех сортов – открытые пирожки с начинкой из ревеня, смородины, крыжовника, вишен, яблок или клюквы, пудинги с сухофруктами, пышки и кексы, булочки из Челcи (Chealsea buns) с корицей, лимонной цедрой и изюмом, имбирные пряники и прочая, и прочая. В первой половине 19 века на лондонских улицах появилось такое лакомство, как мороженное, хотя Генри Мэйхью по-прежнему называл его «новомодным и аристократическим удовольствием». Впрочем, мороженное это отдельная тема, и мы еще как-нибудь о нем поговорим. Пока же вернемся к хлебу насущному, сиречь к пирогам.
Пироги
Уличная торговля пирогами – одна из древнейших городских профессий. Мэйхью с прискорбием констатировал, что в 1840х она пошла на спад. Пирожников с улиц мало помалу вытесняли кафе (вроде того, которое открыла миссис Лаветт в незабвенном мюзикле «Суинни Тодд»). Тем не менее, на летних ярмарках или скачках лоточники были вне конкуренции. Они сновали среди толпы зевак, а их ароматный, сочащийся жиром товар расходился во мгновение ока.
Поскольку пирожниками становились пекари, оставшиеся без работы, выпечкой занимались или они сами, или же их домочадцы. Фарш для мясных пирогов готовили из говядины или баранины, для рыбных годился угорь. Нужно ли говорить, что мясо было не лучшего качества? Для начинки зачастую не целый кусок мяса, а ошметки, на которые приличный человек даже не позарится. С другой стороны, нужно быть мазохистом, чтобы пристально изучать начинку пирожка за пенни.
Большим спросом пользовались традиционные пирожки mince-pies. Сейчас они ассоциируются преимущественно с рождественским сезоном, но в 19м веке горожане вкушали их каждый день. Такие пирожки начиняли смесью из мясного фарша, сала, яблок, сахара, патоки, изюма и специй. С собой пирожники носили масленку с подливой. Покупатель протыкал пальцем корочку пирога и заливал в его недра подливу, покуда корочка на вздымалась. Торговцы уверяли, что благодаря подливе можно сбагрить пирог даже четырехдневной давности!
Известный мюзикл о цирюльнике-маньяке и пирожках из человечины не возник на пустом месте. В Лондоне 19-го века действительно ходили байки о Суинни Тодде, миссис Лаветт и их прибыльном бизнесе. Так что к мясной начинке относились с подозрением. Завидев пирожника, остряки начинали мяукать и гавкать, но к таким шуткам торговцы привыкли и только рукой махали. Впрочем, лондонцы пирожников не обижали, тем более что с ними можно было сыграть в орлянку. Да-да, за пирог не всегда нужно было платить. Многие полагались на удачу и пытались его… выиграть! «Орлянка с пирожником» была настолько популярной забавой, что иные лондонцы, особенно молодежь, наотрез отказывались покупать выпечку, не подбросив предварительно монету. Если выигрывал торговец, то забирал себе пенни, не отдавая взамен пирог. Если везло покупателю, он мог забрать пирог бесплатно. Пирожник называл орла или решку, но подбрасывал монету всегда покупатель – чтоб уж без обмана! Один торговец похвалялся Мэйхью, что как-то раз выиграл 2 шиллинга и 6 пенсов. Он же упомянул, что бездельники в пабах иногда играют в орлянку, даже не будучи голодными, а выиграв пироги, швыряются ими друг в друга или же в самого продавца.
Игра в орлянку с пирожником
Осенью наступал сезон вареных мясных пудингов, длившийся всю зиму, когда ни что так не греет душу, как лакомство на основе прогорклого жира. На улицах часто встречалась такая картина – мальчишки покупали горячий пудинг и, ойкая, перекидывали его из руки в руку, разрываясь между желанием съесть его урча и опасением обжечь язык.
Другие фаворитом ребятни был пуддинг plum dough, название которого произносили как plum duff – плам дафф.
Этот пудинг прослыл любимым десертом английских моряков. Согласно популярной легенде, своим названием он обязан коку-невежде. Желая порадовать корабельную команду под Рождество, повар зарылся в кулинарную книгу в поисках подходящего рецепта. Наткнувшись на слово «dough» (тесто), он прочитал его как «duff» по аналогии с «rough». Несмотря на неграмотность кока, вариация плам-пуддинга получилась вкусной, а его название прижилось. В кулинарной книге 1897 года приводится следующий рецепт этого лакомства: смешать стакан масла, полтора стакана сахара, стакан молока, три стакана муки, стакан изюма, три яйца и две чайные ложки пекарского порошка. Получившуюся массу три часа готовить на пару. Попадались и оригинальные сласти – например, так называемые Coventrys или Coventry godcakes. Родиной этих треугольных слоек с джемом считается город Ковентри. По традиции, крестные дарили их своим крестникам на Новый год или Пасху. На каждом пирожке делали три надреза, символизировавшие Троицу. В 19м веке это региональное лакомство добралось и до Лондона.
Coventry godcakes
На Страстную пятницу в Англии традиционно выпекали cross buns – булочки, украшенные знаком креста. Народная медицина предписывала хранить такую булочку дома целый год вплоть до следующей Страстной пятницы. Крестовая булочка, пусть и зачерствевшая, считалась универсальным средством от любой хворобы, включая желудочно-кишечные расстройства. А если она паутиной покроется… что ж, паутина отлично заживляет порезы и останавливает кровь! Тоже в хозяйстве пригодится. Каждую Страстную пятницу городские улицы оглашались воплями «Крестовые булочки, две за пенни!» Торговля шла очень бойко, в стороне оставались разве что ирландцы, ведь католикам в Страстную пятницу предписан строгий пост.
Крестовые булочки
Как и их российские сверстники, английские ребятишки любили пряники. Имбирными пряниками торговали по большей части на ярмарках, хотя увидеть их можно было и на городских улицах. Пряникам придавали самые разнообразные формы – лошадей, овец, собак и т.д. Повсеместно продавали «петуха в брюках» – штаны на внушительного вида пряничной птице были из сусального золота (хотя я подозреваю, что в названии cock in breeches был и неприличный подтекст). После коронации Георга Четвертого, английские ребятишки грызли «короля Джорджа на скакуне», с позолоченной короной, шпорами и шпагой. Имбирные пряники были как светлыми, так и темными – в последние вместо сахара добавляли патоку.
Привычным для любого уха был звон колокольчика, предупреждавший о приближении торговца кексами. Хотя в середине века парламент запретил уличным торговцам трезвонить на улицах или бить в барабаны, простой народ игнорировал эти запреты. Услышав треньканье колокольчика, дети устремлялись на улицу в надежде чем-нибудь поживиться.
Как видите, стоило лишь напомнить некоторую разницу в традициях, как сразу вылезает людоедская сущность города-государства… Но тут сама вспоминаю давнее уже начало вебинаров «Книжной лавки», когда основным слоганом наших ведущих стала почти постоянная вначале фраза: «Мы — не они! А им после предательства Хельсинкских соглашений уже не стать «в точности такими же» без покаяния и переосмысления!»
И лично меня всегда переполняет гордость, что не осталась в стороне, а тоже посильно участвовала в противодействии наступления этого засилья каннибалов и людоедов, что Наталья замечательно отразила в своем эссе «Меню для каннибала».
Да тоже отметила, что в 2016 году в «обществе потребления» начался форменный «идейный кризис» после, казалось бы, почти «триумфального» завершения всех провокаций против исторической памяти человечества в голливудских «блокбастерах»… на наши деньги. На следующий год человечество столкнулось с нарастающей по геометрической прогрессии эпидемии… прионных заболеваний (см. Война против всех).
Я это все подмечаю не только «из вредности». Мне очень хочется отметить здесь один момент! На моих глазах Ирину Анатольевну «отметелили» за утверждение, что на момент начала «перестройки и ускорения» никакого «экономического кризиса» в СССР не было, поскольку во все последующие годы нашими убогими «реформаторами» (для которых удрать в Лондон — единственная мечта в жизни, по Жванецкому: «Теперь он в Лондоне. Страшно жалеет!») не были ни разу достигнуты показатели 1986 года.
Если помните, то в этом году какая только убогая серость не стонала про «идеологический застой», что типа очень им нужна «государственная иделогия». И каждый раз они получали плевок в поганую уголовную рожицу, поскоьку в основе этих требований было желание еще глубже нас всех погрузить в пиршество людоедов городов-государств, куда им уже не сбежать.
И все потому, что… работаем мы по программам наших вебинаров! Да, нас стараются ободрать-обобрать, намеренно стараются помешать. Однако каждая разобранная до конца тема образует некоторое разжижение мозгов у тех, кто привык иметь в области «накатанные штампы».
Причем, если заметили, разбираем мы каждый период комплексно, тут же получая открытие цивилизационного уровня после каждого блока, совместным интеллектуальным штурмом за 100 рублей. Вообще такое впечатление, что именно неизменная стоимость каждого вечера вебинаров… позволяет как раз обрушить людоедскую Бреттон-Вудскую систему, этот «загадочный» мир криптовалютчиков… Да, пожалуй, неизменная стоимость вечера в 100 рублей с нашими аналитиками позволяет сделать рубль конвертируемой (а главное, твердой!) валютой. За доллары-юаньки вы такого не услышите.
А такие вещи все же принято не красть, а покупать, как в легендах о проклятых городах, которые поднимаются раз в сто лет, чтобы хоть что-то продать свое… за самую мелкую монетку, которая валяется у городских стен. Помните еще сказку про пушествие Нильса с дикими гусями?.. Это я к тому, что все проклятия нынешнего периода можно снять лишь за 100 рублей за вечерок. И если это не сделаете вы… так найдутся и более «пройдошливые юнцы», говоря по Диккенсу. Уж не говоря о тех, кто все же желает избавиться от ранней деменции.
Так что… нет у нас никакого «идеологического застоя», поскольку никому с мозгами с губчатой энцефалопатией больше не навязать «идеологий». Все критерии уже определены в прямом общении при нас, на импровизированной «творческой кухне».
А вебинар о Викторианском Рождестве нашей именинницы дал мощнейший толчок… к определению критериев входа (назовем это пока так). Сразу вспоминаю смешок Ирины Анатольевны, когда в ответ на нудные размышления наших «прогрссивных деятелей» посвященных «поискам образа будущего России», она сказала ведь не только про «поиски вошек у себя на башке» (пришлось более прилично перефразировать), но и том, что «Таким […] образы будущего России искать нечего, поскольку будущее наступит без них!»
Ну и… в завершение этой части нашего повествования. Там уже упомянули о мюзикле «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», поставленного в 1979 году, повествуя о лондонских пирожках. И в 2007 г. сняли даже блокбастер…
«Суи́ни Тодд, де́мон-парикма́хер с Флит-стрит» (англ.Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street) (2007) — музыкально-драматический триллер режиссёра Тима Бёртона, экранизация мюзикла «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», поставленного в 1979 году, либретто Хью Виллера , музыка Стивена Сондхейма, и завоевавшего премию «Тони». По легенде Суини Тодд был английским цирюльником, убивавшим клиентов бритвой, а его сообщница, миссис Ловетт, помогала ему избавляться от тел, делая из них начинку для мясных пирогов[1][2][3][4].
Лента снята в холодных мрачных тонах макабрической готики, напоминающих более ранний фильм Бёртона «Сонная Лощина». Лишь сцена у моря, грёзы миссис Ловетт и воспоминания Суини о его семье окрашены в яркие, хотя и приглушённые, цвета.
Кинолента получила в основном положительные отзывы, а также ряд наград — два «Золотых глобуса» в номинациях «Лучший фильм (комедия или мюзикл)» и «Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл)» (Джонни Депп)[5], премию «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика (Данте Ферретти (постановщик), Франческа Ло Скьяво (декоратор)), премию канала «MTV» за «Лучшего злодея»(Джонни Депп) и два «Сатурна» за «Лучший фильм ужасов» и «Лучшие костюмы» (Коллин Этвуд). Депп также был номинирован на «Оскар» как лучший актёр, а Коллин Этвуд — как лучший дизайнер костюмов. Несмотря на небольшие кассовые сборы в США, фильм был хорошо принят в мире и много раз переиздавался на DVD, а 18 декабря 2007 года на отдельном диске вышел саундтрек к фильму.
Давайте, ознакомимся с содержанием, акцентируя внимание как раз на «нормах общественной морали» и этих самых «традициях», о которых перед НГ Татьяна Голикова попросила фильмы по телеку гонять (см. 26.12.2022 г. Телеканалам поручили увеличить число фильмов о традиционных ценностях).
Вот эти «традиционные ценности» персонально для Голиковой! И чего ж тут добавить, если на этот НГ повсюду полезла людоедская падаль с такими вот «мюзиклами»! Вы объявления в лифте на эту тему не видели? Вот у Дедюховой такую рекламу повесили, не постеснялись.
Но уж кончательно завершить эту часть (когда язык не поворачивается напоминать Наталье о ее ДР по такому поводу)… завершим упомянутым выше «образом будущего России»! Чтобы была очевидна ассоциация… и «образов будущего», и поисков «традиционных ценностей».
Если помните, в ушедшем году все немного припухли, когда уроды из ВШЭ и АП предложили в качестве такого «будущего»… пирожок. И, как вы понимаете, других «пирожков» эти уроды и не подразумевали.
07 ноя 2022 г. Чиновник Кремля написал статью об образах будущего России
Чиновник Кремля Харичев написал статью об образах будущего России «Жар-птица» и «Пирожок»
Статья Александра Харичева и его соавторов написана на основе исследования методом групповых дискуссий. Их участники искали метафоры общества и государства, среди концепций названы «Жар-птица» и «Пирожок»
Продолжение следует…
2 комментария
Наталья, поздравляю с Днём Рождения! Счастья, удачи, здоровья и всего самого наилучшего! Скучаю по Вашим вебинарам.
Какая классная статья! И Редактора поздравили и вебинар по Рождественским традициям пропиарили, да и англичан хорошо так приложили. Надо сказать, после прочтения возникает любопытство — что же там за вебинары такие? ))