Можете счесть за рекламу вебинаров. Но не устаю поражаться, как из пары другой мимоходом брошенных фраз И.А.Дедюховой можно получить концепт диссертации.
Ну, такова наша Ирина Анатольевна. Дарит направо и налево интеллектуальные подарки. А пора бы уже и оценить её деятельность и для начала поздравить с днем рождения!
Успехов, счастья и побольше дофаминов вам, Ирина Анатольевна!
Картинки по теме. Вспомним, сколько времени посвятила ИАД делам театральным. Вот и сейчас покажу, как она раскрыла одну из главных тайн нашей театральной истории.
Вот теперь ходите, кусайте локти и попробуйте что-либо гавкнуть по теме без ссылки на этот материал и, соответственно, первоисточник — ИАД. Как минимум огребете… и вероятно прионы.
Ладно, не пугайтесь раньше времени. Проще признать гениальность Ирины Анатольевны. Это не больно, поверьте! Это очень полезно для любой научной карьеры. А теперь историки скрежещите зубами, какая милая вещица «пролетела» …мимо.
Ирина Анатольевна у нас же большой художник, следовательно, воспринимает реальность образами, то есть, видит и осязает действительность в художественном пространстве, а именно, с учетом огромного числа параметров. Для неё личность, и историческая в том числе (с исторической даже проще, про неё уже все известно), тоже выглядит, как совокупность экстремумов или характерных точек в многомерном пространстве. Вот она доводит эту известную совокупность параметров до образа, действующего в пространстве и во времени. Та ещё задачка, скажу я вам. Получает действующую модель, которую и получается «прогнозировать» по разным осям, имеющихся параметров. «Прогнозы» можно получить не только о будущем, но и описывающие малоизвестные и малопонятные черты и особенности личности, а также мотивации и прочее…
Короче, на вебинаре:
в очередной раз рассматривались заявленные исторические персоны. А с этой темой И.А.Дедюхова работает уже с года так 2015. «Её же никто не читает и не слушает», …поэтому в сети материалы по данному историческому периоду пересматриваются, переосмысливаются и появляются все новые и новые.
ИАД рассматривает исторический процесс с точки зрения госуправления и государственного строительства, посему многие шаблоны слетают, как шелуха. При этом, как уже отмечалось выше, она же у нас художник и писатель.
Ирина Анатольевна поразила меня проницательным замечанием по поводу деятельности и существования Бирона при дворе Анны Иоановны.
Больше, чем любовь. Эрнст Бирон и императрица Анна
Воскресенье, 31 Июля 2016 г.В 1732 году императрица с двором переехала в Петербург. В Петербурге Анна сначала поселилась в доме графа Апраксина, затем она приказала вместо тесного императорского зимнего дома выстроить большой трехэтажный каменный дворец, в котором располагались церковь, театр, тронная зала и семьдесят покоев разной величины.
С первых дней правления она уделяла особое внимание придворному этикету. До мельчайших подробностей разработанный дворцовый церемониал превратился в акт государственной важности. Официально было запрещено приезжать ко двору два раза в одном и том же платье. Спартанская простота предыдущих царствований сменилась разорительной роскошью.
Императрица хотела непременно, чтобы ее двор не уступал в пышности и великолепии всем другим европейским дворам. Торжественные приемы, празднества, балы, маскарады, спектакли, иллюминации, фейерверки и другие увеселения следовали при дворе одни за другими.
Правление Анны Иоанновны ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия, расходы на проведение балов и содержание двора в десять раз превышали расходы на содержание армии и флота.
Хотя надо отметить, что попойки, которые раньше устраивались при дворе, были вычеркнуты из придворных обычаев, потому что Анна Иоанновна не могла видеть и боялась пьяных. Только один раз в году, 19 января, отмечался праздник Бахуса в честь восшествия Анны на престол, в этот день каждый из придворных был обязан, опустившись на одно колено перед государыней, выпить огромный стакан венгерского вина.
Еще при дворе велись азартные игры, и нередко в одну ставку проигрывалось до двадцати тысяч рублей. Но сама императрица не была пристрастна к игре, и если играла, то для того, чтобы проиграть.
При дворе Анны Иоанновны большой популярностью пользовались опера и балет.
Еще на празднества, по случаю ее коронации, польский король Август II прислал ей из Дрездена несколько итальянских актеров. Выступление императрице понравилось, и она решила, что ей необходимо иметь постоянную итальянскую труппу. Она ее выписала в 1735 году, и два раза в неделю драматические представления чередовались с балетом. В них участвовали воспитанники кадетского корпуса, обучавшиеся под руководством французского учителя танцев Ланде.
Позже появилась итальянская оперная труппа из 70 человек под управлением композитора француза Араглиа. Так как императрица не понимала по-итальянски, поэт Тредьяковский переводил ей тексты, и государыня следила за спектаклем с либретто в руках. Но больше всего императрица любила выступления труппы немецких комедиантов, разыгрывавших грубые фарсы.
В 1737 году была открыта первая в России балетная школа.
(Источник)
Ирина Анатольевна отметила, что Бирон при русском дворе на фоне Миниха, Остермана и прочих не имел надежной опоры, кроме личного расположения императрицы. Поэтому, он и его семья неотлучно находились около неё, оберегая и не допуская возникновения какого-либо внешнего влияния. Поэтому, он занялся стратегической отраслью — коннозаводством (породистые кони необходимы были для армии).
А также … он удерживал внимание императрицы, развлекая её… Это театр и прочие шоу…
Хотя, создание дворцового этикета и организация жизни при дворе, а, кстати, и создание этого самого двора — немаловажная государственная задача в той исторической эпохе. Тон был задан ещё Людовиком XIV. И, да! Немаловажную роль отодили при дворе театру. Вспомним того же Мольера с Люлли. И кто с ними непосредственно сотрудничал, если вспомнить «Король танцует». Ой! Да сам король.
Что же получается? Да, скорее всего маскерадами и театром не брезговал занимать сам Бирон. А кто ещё? Дело-то увлекательное и всячески соответствовшее его характеру, его положению, его природе, его натуре. Незнатный, честолюбивый, приспосабливающийся красивый умный молодой человек, волею судеб оказавшийся на вершине власти. Вежливый всегда, умеющий сдерживаться, встраиваться в ситуацию, аккуратный и деловой. Постоянно включенный в интриги, отстаивающий свои интересы, непосредственно связанные с интересами императрицы и империи. А куда деваться? Положение шаткое. Надо постоянно доказывать собственную нужность и полезность…
И вот императрица почти внезапно умирает. На престоле остается её внучатый племянник, Иоанн Антонович. Бирон остается за регента при нем. А что такого? Во Франции правление регента Филиппа Орлеанского завершилось сравнительно недавно. Но базиса-то нет без императрицы. Его смещает Миних с мамой царя-младенца, Анной Леопольдовной. Тех в свою очередь переигрывает Лесток (или Бестужев) с Елизаветой. Короче, надо пересмотреть «Гардемаринов» С.Дружининой.
Бирона сначала хотели казнить, но потом отправили в Пелым. Это острог в Западной Сибири. Но, там он пробыл недолго. На смену ему Елизавета прислала Миниха, которого тоже сначала чуть не казнили, но успели помиловать. Говорят, что повозки Бирона и Миниха встретились, но противники даже не посмотрели друг на друга. Да, и дом Бирона после его отъезда из Пелыма сгорел…
А самого Бирона Елизавета отправила в Ярославль. И застрял он в этом городе лет на двадцать почти.
Бирон в ярославской ссылке: сущий демон раздора и пожара
23 октября 2021В Ярославле одиозный временщик почти на два десятилетия стал подлинной головной болью для властей и охраны. И уж тем паче, простым горожанам он виделся чем-то вроде чёрта, нежданно накачавшегося на шею.
Для проживания Бирону был предоставлен каменный дом XVII в. купца Мякушкина. На тот момент он был одним из лучших гражданских строений города. После смерти владельца обширное подворье отошло в казну.
Воевода Бобрищев-Пушкин всерьёз рассчитывал использовать его для городских нужд. Теперь же, скрепя сердце, он вынужден был исполнить приказ императрицы.
До наших дней здание не дошло, в 1820-х гг. на его месте построен Губернаторский дом.
Этот дом сейчас расположен на Волжской набережной, 27.
По свидетельствам, дом Мякушкина напоминал «палаты Дергаловых» XVII в. в уездном Романово-Борисоглебске (ныне г. Тутаев).Роль «лоббиста» интересов Бирона в придворных кругах возложил на себя известный лейб-медик И. Лесток. После его визита в Ярославль герцог обрёл право содержать гончих собак и верховых лошадей. Ему разрешены были длительные конные прогулки и охота в пределах 20 верст от города. Дозволялось также заказывать у купцов дорогую одежду, мебель и ткани. Отныне он мог принимать гостей и вести переписку.
Ходили слухи, что через Лестока Бирон получил крупную сумму денег от своих тайных сторонников.
С местными дворянами Бирон не общался, поскольку те решительно отвергали его высокомерную спесь.
И уж совершенно не сложились у него отношения с начальником охраны капитан-поручиком Степаном Дурново. Верный присяге офицер без излишних сантиментов ставил поднадзорного на место.
Бирон разразился слёзной жалобой, в которой указывал: «А как команду принял офицер Дурной, то мы многие обиды и огорчения … от него терпели». В результате расследования Дурново был переведен в армейский полк … с повышением в звании из капитан-поручиков в ротмистры.
Новый начальник караула капитан-поручик Булгаков тоже не особенно церемонился с Бироном, держа его в рамках дозволенного. Так, герцогу не удалось замять скандальный случай с купцом Анисимовым. Последний посмел пожаловаться воеводе, что Бирон на пару со своим приятелем полковником Ливеном «по злобе травили его, Анисимова, своими собаками».
Взбешенный Ливен велел бить Анисимова батогами, после чего купец слёг и вскоре умер. Полковник же сразу вспомнил о приказе «ловить разбойников» в лесах Ярославского воеводства, и спешно ретировался из города.
Бирону, оказавшемуся в весьма щекотливой ситуации, пришлось раболепно оправдываться перед самой императрицей: «Оного человека я не знаю, он же ни мне, ни моим домашним никакой беды не сделал».
В очередной раз Бирон угодил в пренеприятную историю, когда его лакей до смерти забил повара. Опять же ему пришлось объясняться перед властями.
Новый скандал разразился в семье Бирона. В 1749 г. его дочь Гедвига-Елизавета, лишенная радостей светской жизни, решила бежать от деспотичного папаши. Активную помощь ей оказала жена воеводы Бобрищева-Пушкина. Она поджидала беглянку с экипажем, и затем сопровождала её до Троице-Сергиевой лавры. Там Гедвига-Елизавета приняла православие под именем Екатерины.
В то время в Троицу прибыла из Москвы на богомолье императрица Елизавета Петровна. Проведав про эту историю, она повелела бедняжке предстать пред её очами. Дочь Бирона была обласкана царской милостью, и получила место при дворе. Опальный герцог по привычке пытался жаловаться, но в конце концов простил своенравную дочь. И даже просил её похлопотать за него в Петербурге.Но, пожалуй, самым крупным потрясением для Бирона стал сильнейший пожар, случившийся в городе в мае 1760 года. Его дом вместе со всем имуществом сгорел дотла. Всё могло обернуться хуже, если бы рядом не оказалась отважная супруга нового ярославского воеводы Шубина. В последний момент она сумела вытащить из пламени лишившуюся чувств мать герцога.
Скандальный погорелец немедленно потребовал построить для него новый дом на прежнем месте. Городскому бюджету такую стройку было не потянуть. Но Сенат приказал найти необходимые средства.
Прибывший в Ярославль архитектор Лопатин даже составил смету и начал переговоры с подрядчиками. Тогда искомую сумму решено было взыскать с городского купечества. Разумеется, в адрес Бирона «торговые гости» выражались крепко по-русски.
Горожанам же был зачитан указ об усилении мер «супротив пожаров», согласно коего запрещалось …топить в домах печи. И лишь после начавшегося в городе брожения жителям позволили обогреваться дважды в неделю – по субботам и понедельникам. От таких щедрот обыватели также кляли Бирона, на чем свет стоит, и весь род его до седьмого колена.
Бирону же для временного проживания был предоставлен каменный дом купца Викулина в трёх кварталах от прежнего жилья. Владелец находился с магистратом в судебной тяжбе и наотрез отказался выдать ключи от спорного строения. Проблема была решена силами караула, выбившего двери прикладами.
Новое жилье Бирону решительно не понравилось. И он привычно уселся строчить жалобы, как вдруг пришла долгожданная весть. Взошедший на престол Пётр III в марте 1762 года издал указ об освобождении Бирона, и повелел явиться в Петербург. Там ему были возвращены ордена и знаки отличия. Умер герцог в своем Митавском замке в 1772 году в возрасте 82 лет.
Ярославцы с нескрываемой радостью восприняли отъезд герцога, осеняя себя крестным знамением «во избавление от бесовской напасти». И постарались побыстрее стереть любую память о нем. Нет в Ярославле ни камня, ни улицы, ни дома, носящих имя «бироновских».
Впрочем, пребывание Бирона в Ярославле имело один положительный аспект. Находившийся при нём немецкий пастор давал уроки будущему основателю русского театра Фёдору Волкову.
И есть версии, что именно тогда Волков присмотрел подвал дома Викулина в качестве места, пригодного для театральных представлений. Вскоре им были поставлены первые в России общедоступные спектакли.
Дом Викулина до наших дней не дошел, но его сводчатый подклет сохранился.
Вот посмотрите карту Ярославля той поры.
А ещё подоспели новости о свежих краеведческих открытиях. Оказывается не на том доме висит табличка. Столько лет считали, что Федор Волков жил в доме по нынешнему адресу ул.Советска, д.3.
Ярославль. Дом купца Ф. В. Полушкина. Дом Колмогоровых
Адрес: Ярославль, улица Советская (Пробойная, Ильинская), 3
Строительство: Начало 18 века, конец 19 века — надстроен третьим этажом, советское время — надстроен четвертым этажом
Стиль: КлассицизмЭтот дом в Ярославле известен на всю Россию тем, что некогда в нем проживал Федор Григорьевич Волков – знаменитый русский актер и театральный деятель, основавший первый в стране театр с профессиональной труппой.
Изначально здание имело два этажа и было возведено в первой половине восемнадцатого столетия на средства отчима великого актера, купца Григория Полушкина, составляя его личную собственность. Верхние два этажа надстроили уже позднее. Как и у большей части жилых построек того времени основанием здания служил полуподвал-подклет. Собственно, этот, цокольный, да возвышающийся над ним второй этаж – все, что сохранилось от изначальной формы строения. Ближе к концу XIX в. над вторым надстроили третий этаж, обогатив декор фасада оштукатуренными оконными наличниками и рустованными пилястрами; четвертый этаж возводили уже после Октябрьской революции. Изначально функцию главного фасада выполняла торцовая часть дома в его позднейшем исполнении; фасад же, окна которого сегодня смотрят на улицу, был обращен во внутренний дворик усадьбы.
Премьера первой поставленной Ф. Г. Волковым на профессиональной сцене театральной драмы «Эсфирь» состоялась в 1751 г. в бывшем кожевенном амбаре при усадьбе, и с этих пор начался отсчет времени существования старейшего из российских театров. Здание примечательно еще и тем, что в нем прошли детские годы внука перекупивших дом перед революцией помещиков Колмогоровых – основоположника отечественной кибернетической науки Героя Социалистического Труда академика А. Н. Колмогорова.
Ан нет! Это дом на ул.Волкова, д.6А.
Ярославский архивист Дмитрий Чекмасов документально доказал, что дом на Советской 3, где располагается мемориальная доска, никогда не принадлежал Волковым-Полушкиным. Ярославская общественность двести лет пребывала в заблуждении, гипотезе краеведа 19-го века Семена Серебренникова ярославцы поверили без доказательств. На этот раз они представлены, подтверждены планами и документами. Этот факт сегодня был обнародован на презентации книги «Федор Григорьевич Волков». Новинкой Первый русский закрыл 271 театральный сезон.
Дом, в котором прошло детство и юность Федора Волкова, находится на улице Волкова 6А, напротив четвертой школы. В 18-м веке это место Ярославля носило название Полушкин переулок. Отчим будущего актера владел этим домом, все семейство было прихожанами Николо-Надеинской церкви. На владельцев указывает обычная купчая.
Дмитрий Чекмасов — сотрудник музея-заповедника «Ростовский кремль»:
«Упоминание в том документе Каравайникова том, что после его смерти осталось наследство. В том числе и одна палатка с землею, купленная у купцов Волковых и Полушкиных».
Во дворе этого дома располагался и знаменитый деревянный амбар — колыбель русского театра. Об этом и других таинственных и загадочных обстоятельствах жизни великого земляка рассказывает новый проект театра Волкова и Издательского дома «Ярослав Мудрый». Автор книги — известный культуролог Евгений Ермолин, редактор, кандидат исторических наук Ярослав Смирнов, автор фильма — журналист Городского телеканала Марина Смарагдова.
Там рядышком находится храм Николы Надеина.
Храм Николы Надеина: судьба ярославского олигарха, «золотой» XVII-й век и «автопортрет» Фёдора Волкова в … иконостасе!
27 апреля 2020Церковь Николы Надеина (1620-1622 гг.) была возведена на деньги местного купца международного масштаба, государева гостя Епифания Светешникова, за богатство и деловые качества прозванного «Надеей» или «Надежей». Если честно, его папу звали Андреем и, возможно, прозвище было отчасти ещё и отчеством. Несмотря на личную близость к царю Михаилу Романову, он, не сумев вернуть огромный царский «кредит» в размере около 6600 р. в срок, был поставлен «федеральными властями» в лице пришедшего к трону сына помянутого основателя династии Алексея Михайловича даже не «на счётчик», а «на правёж». При «Тишайшем» ярославского государева гостя, отеческого друга, 66-летнего ярославского олигарха замучили до смерти в заточении. Не помогло и то, что в лучшие свои годы он помогал своими деньгами царю, сам давал в долг! Все его солеварни, медеплавильные и прочие предприятия отошли к казне. Что любопытно, через несколько лет царь всё вернул Надеиным детям! На века осталась о Надее добрая память за этот замечательный образец ярославского храма «золотого» XVII века. Конструктивно и композиционно храм близок Ильинскому. Куполов изначально было тоже 5 на четверике, но 4 боковых купола в XIX веке убрали для облегчения сводов. А шлемовидная форма купола, покрытого лемехом, напоминает о великоновгородском происхождении купеческого рода Светешниковых. В годы опричнины их предков Иван Грозный переселил в Ярославль из Великого Новгорода.
Прихожанином данного храма был основатель русского театра Федор Волков. Жил он неподалеку в доме отчима …. Именно в этом храме он нашел применение своим художественным талантам: по его эскизам был вырезан мастерами-резчиками по дереву замечательный двухъярусный барочный иконостас с апостолами и ангелочками, сохранившийся в храме. Бытует мнение, что безбородый апостол Иоанн Богослов в скульптуре – это волковский автопортрет.
Если Вы окажетесь в городе с 1 мая по 1 октября, то можете попасть внутрь храма и увидеть его своими глазами. Храм входит в состав Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Вы представляете, как сейчас будут рвать на себе волосы все наши краеведы и историки театра. Ведь разгадка возникновения профессионального русского театра именно в Ярославле была буквально … «в двух шагах» и у всех «по носом» тоже буквально. Достаточно сложить два слагаемых: место и время.
С 1742г по 1762г. Бирон находится в ссылке в Ярославле.
В 5 лет у Федора Волкова умирает отец. Мать выходит замуж за купца Полушкина и они всем семейством перебираются в Ярославль. Это вероятно 1735-1736 г., а уезжает Федор в Петербург в 1752г.
А теперь адреса:
— Бирон живет сначала (Волжская набережная, д.27),
— Федор Волков (ул.Волкова, д.6а).
Ба! Да они соседи. Даже сейчас ходу минуты две.
И даже от ранее предполагавшегося дома (по улСоветской, д.3) немногим дальше.
Кстати, после пожара Бирон перебирается именно в тот дом, в котором устраивались первые спектакли Федора Волкова. Это на карте выше ул.Советская, д.2А.
И с чего бы после этого Ярославлю не стать родиной первого профессионального русского театра?! Имея под боком главного шоумена эпохи? А! Никто ж до Ирины Анатольевны на такую мелочь внимания не обращал. Бирон же временщик, а Анна Иоановна самодура…
Конечно-конечно…
Только почему-то в стиле барокко в Ярославле строили только при Анне Иоановне, а вот при Елизавете только Федор Волков нарисовал барочный эскиз алтаря, а боле ничего до следующей эпохи…
Московское барокко не оказало на ярославское зодчество существенного влияния. Наиболее оригинальный в Верхневолжье памятник этого направления — девятиглавая больничная церковь Толгского монастыря; время её строительства и заказчик остаются неизвестными. Влиянием нарышкинского барокко и западноевропейскими заимствованиями отмечена и шестиярусная, восьмиугольная в плане колокольня Толчковского храма.
Радикальное изменение господствующих архитектурных форм связано с правлением Анны Иоанновны. Заказчиками построек нового типа выступали люди петровской формации: купцы Затрапезные, состоявшие в кумпанстве с голландскими предпринимателями, и церковные иерархи украинского происхождения (такие, как Димитрий Туптало и Арсений Мацеевич). Например, утраченная церковь Пятницы в Калашной (1739) представляла собой редкий в Верхневолжье памятник украинского барокко.
Затрапезные разбили в закоторосльной части города обширную усадьбу с парком и системой прудов на европейский манер. Это был первый в Верхневолжье «архитектурно-парковый комплекс с элементами регулярной застройки» (В. Ф. Маров). От него сохранилась церковь Петра и Павла — произведение, как полагают, столичного мастера, больше напоминающее протестантскую ратушу, чем церковь. В подражание главному собору Петербурга, она увенчана не традиционным куполом, а высоким шпилем. Другие фабриканты также вели активное промышленное строительство.
Елизаветинское барокко в значительной степени обошло русскую провинцию стороной. Тем не менее в Ярославле сохранился небольшой трёхэтажный дворец с анфиладной планировкой, скошенными углами и центрированными ризалитами. Это дом Вахрамеева на бывшей Плацпарадной площади, долгое время приписывавшийся Б. Ф. Растрелли. Его лепная отделка была закончена по сохранившимся чертежам только в конце XIX века.
Чувствуете, как только на поле истории вступает Ирина Анатольевна, так мы начинаем по её «наводке» совершать архитектурные путешествия и разгадывать давно мучившие загадки театральной истории отечества. А они мучили не только меня..
Но, умаю, что уже утомила вас экскурсией по городу. Поэтому, продолжим в следующей части.
(Продолжение следует)
Читать по теме:
- Надо, Федя! Надо! Часть I
- Надо, Федя! Надо! Часть II