А. А. ФЕТУ
Словно голос листвы, словно лепет ручья,
В душу веет прохладою песня твоя;
Всё внимал бы, как струйки дрожат и звучат,
Всё впивал бы цветов и листов аромат,
Всё молчал бы, поникнув, чтоб долго вокруг
Только песни блуждал торжествующий звук,
Чтоб на ласку его, на призыв и привет
Только сердце б томилось и билось в ответ…
Декабрь 1887
А.А.Голенищев-Кутузов
Наткнулась в сети на замечательный материал Валерия Бондаренко «Мария Бабанова». Знаете, и пересказывать не буду, почитайте, там не так много.
…
Ну, как? Правда очень интересный и захватывающий рассказ о том, что сам автор и не видел, а знает по прочитанной литературе (ну, а мы, тем более).
Актриса творила на рубеже эпох. Её звёздные работы не были зафиксированы на пленку, нам достались только фото (замечательные, покрытые патиной времени). Зыбкие и прекрасные в своей неопределенности рассказы не дают составить собственного мнения, но мы им верим. Верим Виталию Вульфу.
А почему? Что-то перешагнуло рубеж. А именно, последняя театральная работа и голос. Этот потрясающий хрупкий с какой-то «трещинкой» голос, на котором выросло не одно поколение советских детей, и я в том числе.
Утренние программы для детей начинались ровно в десять часов, не считая предшкольной «Пионерской зорьки». Послушать их удавалось, когда «счастливилось» болеть и оставаться дома, по выходным, в каникулы.
Самое замечательное время было в гостях у бабушки в маленьком доме в пригороде с садом. В сад папа перенес муравейник, за которым можно было наблюдать часами. Сосновый бор за забором, там белки, соседская собака — лайка… Рано утром никто не будит, просыпаешься, как раз к началу радиопередачи, когда с кухни заманчиво запахнет оладушками или ещё чем-нибудь не менее привлекательным. Волшебство пока не полностью покинувшего сна подхвачено волшебством звучащего голоса, рассказывающего сказку или поющего. Все дети страны знали этот завораживающий тембр.
Сон и голос ассоциировались не просто так. Герой Андерсена, Оле Лукойе, был озвучен именно Марией Бабановой.
Про «всех детей» звучит сейчас, наверное, странно, но, поверьте, было так. Потому что радиопрограмм было мало, а с таким радиоприемником только одна, трансляция велась, и не все время, а по определенному графику, сетка передач была вполне устоявшейся. К тому же, звучал лозунг: «Для детей надо делать, как для взрослых, только лучше». Понятно, что это было несколько идеализированно. Артисты, работавшие на детскую аудиторию, предпочли бы взрослых, но в силу ряда обстоятельств (чаще всего, возраста) вынуждены были уходить в эту нишу. Поэтому нам, тогдашним детям, повезло, нам досталась Бабанова. Пускай для неё эта работа была не столь престижна, но прошло столько лет, а её забыть невозможно, детская память самая цепкая, да и про «эффект импринтинга» не надо забывать. И детская любовь — самая искренняя, преданная и благодарная
Когда росла моя дочь уже можно было купить записи и диски, но бабановские надо было поискать, звучали уже новые исполнители. А тут соседи принесли старый проигрыватель и коллекцию детских пластинок (просто антиквариат и сокровище). Все, ребенок пропал: она уходила в отдельную комнату, возилась с винилом, научилась чистить иголки, крутила ручку громкости и слушала эти раритетные звуки. Все были счастливы, потому что телевизор был забыт и заброшен…
Сейчас, родителям коллекция записей Марии Бабановой доступна и на расстоянии пары кликов мыши. Наши дети и внуки могут засыпать под загадочный голос Оле Лукойе, слушать сказки и смотреть старые мульфильмы. Они могут точно так же, как и мы расти, окруженные звуками этой речи.
О том, что Мария Бабанова была великой актриссой, ученицей Мейерхольда, известной на всю страну Таней из пьесы Арбузова, можно теперь судить только по рассказам уже ушедших очевидцев. А для нас, наших детей и будуших внуков она — гениальная «травести» (ну, лишь в том смысле, что её творчество было адресовано детям). Подтвердился лозунг: «Все лучшее — детям!» Многое поглотило время, оставив только одну краску актера — голос, но , зато, какой…