Одним из ярких впечатлений детства было потрясающее (по тем временам) золотое платье Анжелики, которая маркиза ангелов.
Это платье было представлено вместе с Анжеликой королю Людовику XIV, который посетил владения Жоффрея де Пейрака, с целью продемонстрировать богатство и блеск последнего. Ведь Жоффрей научился извлекать золото новым способом из породы, казавшейся до этого бесполезной.
Ах, какое было платье!
«Анжелика тем временем надела корсаж из золотой парчи и теперь стояла неподвижно, пока Маргарита крепила пластрон, настоящее произведение искусства из филигранного золота и переливающегося шёлка. Золотое кружево сверкающей пеной обрамляло обнаженные плечи, придавая коже бледное сияние и прозрачность фарфора».
Действие происходит в 1660-х, а, значит, на героине платье с проложенным косточками корсажем — «le corsage baleiné«, как сказано в оригинале. В ту пору обходились без корсета — жёсткий корсаж его заменял. У него должен быть длинный острый мысок, который заходит на юбку. А вот рукава — довольно широкие и недлинные, и из-под них выглядывали рукава сорочки. Пластрон в данном случае — съёмная треугольная вставка, украшавшая переднюю часть корсажа.
«Два арапчонка держали шлейф ее верхнего платья из золотой травчатой парчи, в отличие от блестящей гладкой парчи, из которой были сшиты юбка и корсаж«.
В тексте — «manteau de cour«, в данном случае не столько верхнее платье, сколько придворный шлейф. Юбки в ту пору могли быть и простыми, и двойными, и тогда были сшиты из разных, но гармонирующих друг с другом тканей.
Золото, золото, золото… Вот как первый раз описываются юбки:
«Маргарита с полным ртом булавок надела на Анжелику первую юбку из тяжелой золотой парчи, затем вторую — из тонкого, словно паутинка, золотого кружева, узор которого подчеркивали драгоценные камни«.
То есть верхняя — тонкая кружевная. А потом — см. выше — верхняя — из узорчатой парчи… Нет, не ошибка переводчика. Хм… может авторы решили поверх двух юбок добавить шлейф? Запутаешься тут!
Когда позднее в моду стали входить другие платья, наряд такого типа продолжал оставаться самым парадным, и использовался в основном при дворе.
Конечно же наряд в фильме не очень-то соответствует эпохе, как и прическа с макияжем
Пластрон коротковат, рукава из следующего века, декольте низковато. Сравните с портретом королевской фаворитки. Даже у неё поскромнее было.
Платье Анжелики больше смахивает вот на эти. Уж такова была фантазия авторов костюмов фильма.
Золотое платье Анжелики поразило не только меня. На детском празднике в женской гимназии, когда все мамочки «отрывались» при появившейся возможности одевать своих дочурок, как принцесс. (Ну, не наигрались мы в куклы в своем детстве, наверное.) Одна из девочек предстала в золотом платье. Мама её была портнихой, явно, не ахти. О конструкции исторического костюма представления не имела. Лиф сделала одним полотном, даже без бретелек. Юбку пристрочила к этому полностью декольтированному лифу. Платье под ее тяжестью так и норовило сползти. Дите регулярно с детской непосредственность его поддергивало. Но ткань была «золотая», юбка пышная. И взгляд остальных мамашек неизбежно и ностальгически останавливался на платье резвящейся девочки. Ей было не сильно важно в чем она отплясывала, …пока ещё. Но, взрослые понимающе переглядывались…
Ещё одним золотым потрясением была, конечно, Клеопатра. Её показали позднее Анжелики, хотя фильм сняли несколько раньше (но пока до нас дошло). Там золота и великолепия было предостаточно.
Переплюнули это древнеегипетское великолепие только китайцы, но уже в 2006-ом. Я, конечно же, «Проклятие золотого цветка» имею в виду.
И вот тут впору вспомнить историю «золотой ткани» — парчи.
Китай в прошлом был одной из самых закрытых стран мира, а вывоз секретов карался очень строго — вора лишали жизни. Именно оттуда к нам пришел шелк. Его изготовление было величайшим секретом, который никому не удалось повторить. Поэтому эта китайская ткань ценилась наравне с золотом. Но не только о шелке можно такое сказать. Парча — ткань, зародившаяся именно в этой восточной стране.
Ткань парча имеет долгую историю. Ее корни тянутся аж к концу тринадцатого века. Впервые именно китайские мастерицы соткали парчу. Затем о ней узнали в не менее колоритной и пряной стране — Индии. Это азиатское государство тогда тесно связано было с Европой. Да и византийские купцы частенько совершали покупки там. Драгоценная ткань отправлялась на берег Черного моря. А из Византии — по всему миру. Парча — ткань, процесс изготовления которой тогда никто не мог раскусить, чтобы повторить это чудо. Поэтому ее брали для изготовления королевских и императорских нарядов. Никто тогда не мог похвастаться таким шикарным одеянием. Священники и епископы, которые, как известно, тоже были очень богаты и почитаемы, надевали ризы из парчи. Поэтому эта ткань стала скоро ассоциироваться с королевским двором, знатью, богатством и роскошью. И это было действительно так. Ведь привлекал не только засекреченный «рецепт», но и драгоценные вкрапления.
Все процедуры ткачества проводились вручную и были очень трудоемкими — из парчи шили одежду лишь для привилегированных людей, императорской семьи и приближенных к ним особ. На одно платье из парчи могло уйти более десяти лет производства, но для императоров великолепие внешнего вида было намного выше стоимости такого изделия.
Чтобы придать ткани блеск, в нее добавлялись драгоценные металлические нити. Сначала все делалось вручную, но затем использовались ткацкие станки, которые достигали в длину 6 метров, а в высоту – 4 метра.
Есть несколько видов парчи. Но им всем предшествовал один — тот самый, который ассоциировался с горами золота. Весь секрет и заключался в золоте. Парча — это союз шелковой основы и золотых, серебряных или других металлических нитей. Это делает полотно жестким и упругим. Конечно, производство парчи требовало усилий и затрат. Золото можно вытянуть в тончайшую проволоку, ведь это очень пластичный металл, но ткань была заоблачно дорогой. Позже ее модернизировали. Драгоценные нити стали заменять сплавами с меньшим содержанием благородных металлов. А основу заменили более мягкой, чтобы носить одежду было удобнее. И ткань сохранила прежнее богатство расцветок, узоров и вариантов применения. Так и родился первый вид, который называют просто парчой.
Слово «парча» имеет персидское происхождение. Дословно оно переводится как «материя». Восточное название объясняется тем, что из Китая материал начал попадать в страны малой Азии, где местные мастера переняли искусство ее создания. В Дамаске мастерство изготовления парчи достигло расцвета. Именно тогда ткань стала известна на весь мир.
Исламские мотивы наложили свой тематический отпечаток на построение орнаментов: цветные драконы уступили место другим рисункам. Вскоре секрет изготовления парчи достиг Константинополя, а оттуда роскошный материал попал на европейский рынок. Сначала мастера появились в Византии, а затем во Франции, Голландии, Фландрии, Германии и так далее. Уже в то время начали появляться основные положения технологии производства, которые остаются актуальными и в наше время.
Но про золотое платье имеется следующая легенда.
Первая женщина на Земле была слеплена Гефестом из глины по приказанию Зевса. Афродита одела ее в золотое платье и венец, Гефест вдохнул в нее жизнь, и «всем одаренная» — именно это означает имя Пандора — соблазнила своим нарядным видом брата Прометея. Так Зевс отомстил Прометею за отданный людям огонь и уничтоженную Книгу судеб, ведь ожившая глиняная кукла открыла ящик с бедами и несчастьями — «ящик Пандоры», переданный ей богами в качестве приданого.
Самое примечательное в этой истории, конечно же, золотое платье, которое в некоторых редакциях этого мифа называют серебряным, что, впрочем, одно и то же, потому что парчу гораздо чаще ткали из золоченого серебра, чем из золотых нитей. В древности процесс изготовления тканей с металлическим утком был необычайно сложным. Существовало два вида таких нитей: пряденые (плоские, расплющенные) и волоченые (в виде проволочки). Процесс ткачества осуществлялся вручную. Древнегреческие ткачихи даже предпочитали вышивать, а не ткать золотые узоры, чтобы исполнить важный заказ в срок. Стоит ли удивляться, что драгоценные ткани не только означали человека, облеченного властью, но и служили символом этой власти?
Миф о божественном происхождении золотых нарядов поддерживал византийский император Константин Багрянородный (905-959). Он оставил своим наследникам основательный труд «О церемониях византийского двора», в котором весьма подробно описал, как следует относиться к царской одежде. Константин советовал своим потомкам внушать всем, особенно иностранным послам, что сверкающие одежды императорской семьи — это дар небес, а не рукотворные ткани из придворных мастерских. Византийцам довольно долго удавалось сохранять тайну слепящего золотого блеска роскошных материй — прошло несколько столетий, прежде чем в Западной Европе появились свои центры производства.
В кафедральном соборе Уппсалы (Швеция) среди множества реликвий хранится платье королевы Маргариты начала XV века.
Маргарита (Маргрете) I Датская правила в своё время (конец XIV – начало XV вв.) фактически всей Скандинавией, и эту женщину с твёрдым характером и не менее твёрдой рукой почитают до сих пор. Принадлежало ли точно это платье королеве?
Точно неизвестно, но, поскольку ткань, согласно исследованиям, была сделана между 1403 и 1439 годами, а Маргарита умерла в 1412, она вполне могла его носить; но только, конечно, не в качестве свадебного, как считалось традиционно, а позднее, когда была уже пожилой дамой. Как бы там ни было, платье по-королевски роскошно – покрой его относительно прост, зато ткань поистине драгоценна. Тёмно-красной шёлковой основы почти не видно, она только образует контуры изящных узоров – фрукт, похожий на ананас, цветы, листья и ягоды. Вся пространство между ними заткано переплетением жёлтых шёлковых и покрытых позолотой серебряных нитей, поэтому ткань кажется золотой. Увы, сейчас от этой красоты осталось не так уж много – ведь сшита она была шестисот лет назад; так что фирма «Durán Textiles», специализирующаяся на производстве тканей, реконструировала уникальное платье, дав возможность представить, как прекрасно оно было в своё время. Конечно, воспроизвести такую ткань в точности было бы слишком накладно, так что современный вариант – это шёлк золотистого цвета, поверх которого нанесён тончайший тёмно-красный узор.
Модель позирует в интерьерах собора Уппсалы, которые помнят саму королеву Маргариту в легендарном «Золотом платье».
Золото — неотъемлемый символ власти. Поэтому, естественно, его много, как раз, на коронационных одеждах. Век осьмнадцатый в России был «бабьим». Отсюда и коронационного платья в достатке.
Платья с нитями из драгоценных металлов очень тяжелые, учитывая шлейф и мантию коронационных платьев- даже сложно представить, насколько непросто было их носить. Тем не менее- почти все коронационные платья включали в себя ткань с металлическими нитями и отделывались настоящим золотым и серебряным шитьем.
Кстати, о мифе. Наша царица Елизавета I была завзятой модницей. А в её времена в качестве модных журналов использовались куклы с образцами одежды. И вот они назывались пандоры. Говорят, что когда в порт столицы прибывали корабли с тканями и этими самыми пандорами с новинками из «самого городу Парижу», она кукол и модели забирала себе с лучшими тканями, чтобы никто не был моднее и красивее её.
Роскошное платье невесты сшито из серебряного глазета с вышивкой серебряной нитью. Силуэт его по европейской моде того времени с узкими плечами, чрезмерно тонкой талией и широкой на фижмах юбкой – очень изящный, с причудливо изогнутыми линиями, довольно неудобной в быту формы – вполне соответствовал стилю рококо.
Интересной особенностью именно этого платья является то, что его размер в талии составляет всего 43 сантиметра.
1762 год
Поскольку восшествие на престол императрицы совершилось благодаря государственному перевороту, она стремилась как можно скорее заставить всех признать законность своей власти. В Москве состоялась поспешная, но весьма торжественная коронация Екатерины II.
Коронационное платье Екатерины II, украшенное вышитыми золотом двуглавыми орлами выполнено по моде середины XVII века – с узкими плечами, тонкой талией и очень расширенной книзу юбкой на фижмах из китового уса. Этот силуэт соответствовал причудливым линиям господствовавшего в то время стиля рококо.
Коронационный наряд Екатерины, так же как и ее предшественницы государыни Елизаветы Петровны, был выдержан в “серебре, золоте и черни” — на платье из серебряной парчи была накинута “золотая” парчовая порфира (мантия) с раскиданными по ней черными орлами. Само же платье Екатерины достойно быть занесено в “Книгу рекордов Гиннесса”: его шлейф имел в длину 70 метров и в ширину 7 метров.
Несколько лет назад на выставке придворного костюма в Версале среди роскошных нарядов монархов и аристократов выделялось платье и пышное, и нежное одновременно – словно свадебный наряд Золушки… Да она и была маленькой, словно Золушка, эта пятнадцатилетняя принцесса – талия 48 см и крошечная ножка, современного 31 размера. Исторические источники не лгут – достаточно посмотреть на узкую талию этого платья… Эдвига Елизавета Шарлотта, принцесса Голштейн-Готторпская (троюродная сестра российского императора Петра III) в 1774 году стала женой шведского принца Карла. Его старший брат, бездетный на тот момент король Густав III, надеялся обеспечить этим браком Швеции наследника, свадьбу праздновали с необыкновенной пышностью. Красавица-невеста, чью прелесть будущий жених отметил, ещё когда она была одиннадцатилетней девочкой, блистала в прямом смысле этого слова – серебряные кружева поверх серебряной парчи (увы, рукава волшебного платья до наших дней не дошли).
К тому времени широкие фижмы, поддерживавшие юбки платьев, уже выходили из моды, но придворные церемонии по-прежнему требовали настолько широких юбок, что дама в них могла спокойно войти только в широкие дворцовые двери.
Век императриц самодержиц завершился. Теперь короновались с мужем.
Первая в России мощная скоростная машина, изготовлявшая «канитель» для металлических утков, появилась в XIX веке на фабрике Алексеевых в Москве, тех самых, чьим наследником был Константин Станиславский (Алексеев). Ко дню коронации императора Александра II на московских фабриках было произведено несколько новых сортов золотой и серебряной ткани такой красоты, что в 1856 году хроникер журнала «Мода» сообщает: «Фон материи весь серебряный, а по нему золотые букеты, составленные из розанов; к этому прибавить нечего — читательницы поймут, какой эффект и какой блеск должна производить подобная ткань; они поймут также, какое назначение должна иметь эта массивная, исключительная ткань, если я скажу, что цена ее 25 рублей серебром за аршин, а на парадное платье со шлейфом пойдет более 40 аршин». И, как продолжает та же журналистка: «Парчи страшно понравились заатлантическим Янкам, вероятно, не видевшим ничего в этом роде, и они разобрали множество лоскутков в виде образчиков».
Коронация императора Александра III и его супруги Марии Федоровны состоялась в Москве 15 мая 1883 г.
Платье коронационное Александры Фёдоровны.
Россия, 1896 год. Парча, шёлк, серебряные нити, жемчуг, кружево.
Золото — это и финансовая власть. Поэтому можно золотым платьем продемонстрировать и богатство.
Золотой век Голливуда тоже не мог обойтись без блеска. Правда вначале не было цвета.
Трудно обойти вниманием коронацию Елизаветы I Тюдор.
Как её образ решен в фильме «Золотой век» художником по костюмам Александра Бирн, которая была вдохновлена работами Баленсиаги.
Золотое платье более чем уместно на красных дорожках фестивалей. И как не кинодивам и звездам не блистать в них.
Если современные золотые платья стали изготавливаться из недорогих материалов и стали доступны всем женщинам, то это не означает, что эксклюзивные образцы не могут быть выполнены из оригинала. Самые дорогие современные дизайнерские платья из золота.
А летом 2016 года в лондонском Музее Альберта и Виктории, Великобритания, был представлен настоящий шедевр ткацкого мастерства и нового подхода к старинным технологиям. Этот плащ, накидка или же вечернее платье, кому как нравится, выполнен из цельных «золотых» нитей, производимых пауками-кругопрядами на Мадагаскаре. То, что можно вить нити из шелка пауков, показал француз Франсуа-Ксавье Бон де Сент-Хилер еще в 1709 году. Он варил коконы пауков, расчесывал их, гребнями и делал носки, перчатки, и, предположительно, полностью костюм для короля Людовика. XIV. Последний экземпляр ткани из шелка паука, о котором были упоминания, был создан в 19 веке для выставки Universelle в Париже в 1900 году, но сама ткань не сохранилась. Создатели платья — британец Симон Пирс (Simon Peers) и американец Николас Годли (Nicholas Godley), живущие на Мадагаскаре. Их вдохновили записи и иллюстрации 19 века о королевском наряде из шелка паука, и в 2004 году они начали свои эксперименты.
Шелк собирали около 8 лет, процесс изготовления платья длился около 4х лет. В нем приняли участие более 80 человек, и более 1,2 млн. пауков. Что любопытно, пауки собирались вручную и специально обученные люди и помещали в условия, приближенные к естественным. Поскольку паук за сезон может дать ограниченное количество золотой паутины, их отпускали на волю сразу же, как только сезон подходил к концу, принимая новую партию кругопрядов. Кстати, самки кругопряда — крайне агрессивные барышни, хоть и не ядовитые. Они могут нападать друг на дружку, а то и поедать себе подобных, так что время от времени помощники дизайнеров, ответственные за содержание золотоносных насекомых, недосчитывались своих подопечных, но таков уж естественный отбор, непредсказуемый и жестокий. Собрав необходимое количество золотой пряжи, ее скручивали в нити, следуя специально разработанной технике, а затем ткали полотно, также придерживаясь рекомендаций, сохранившихся с XIX века, когда из паучьего шелка ткали наряды членам королевских фамилий, правителей Мадагаскарских провинций. Благодаря тончайшей и легчайшей шелковой нити, созданной пауками, вес полотна составил чуть больше килограмма. Ткань расшили символическим узором паучьей тематики. Платье замечательно еще и своим цветом. Это реальный цвет паутины!
Есть ещё платье из золота, но только на портрете. Это известная работа Густава Климта.
Использованы материала:
- Золотые платья. :
- Золотая парча – квинтэссенция роскоши
- Из истории серебряных платьев.18-21 век.
- Звездный гардероб: золотые платья знаменитостей
- Елизавета I, одетая в стиле Баленсиаги.
- Свадебные платья. История. Подлинники.Картинки
- Золотое платье из шелка паука
- Реконструкция «Золотого платья королевы Маргариты»
- Из истории золотых платьев. Блестящая и ослепляющая красота.
- фото
- Платья Золотой эры Голливуда (трафик)
- Десять великих платьев
- Легенды «Оскара»: самые известные платья в истории премии
- Великолепные платья принцесс
- 15 самых дорогих платьев, ослепивших мир своей красотой
- «Золотой глобус»: лучшие звездные платья в истории кинопремии
- ЗОЛОТОЕ ПЛАТЬЕ
- История золотого платья. Чистое золото
- Золотая дюжина: лучшие платья за историю «Оскара»
- Золотое платье Анжелики
- 30 культовых платьев всех времен и народов
- Парча: описание ткани, состав, свойства, достоинства и недостатки
- Парча — ткань королей и императоров
4 комментария
Спасибо за этот рассказ, который, возможно, совершенно неинтересен мужчинам. Но здесь детская мечта каждой советской пионерки.
Так приятно рассматривать богатые иллюстрации! Спасибо за чудесную подборку!
Сколько воспоминаний сразу! Да, это была мечта! Я ее даже воплотила, у меня было золотое свадебное платье.
Очень теплая публикация, греет душу!