Короче, засада какая-то в этих театральных делах. Сплошные «интриги, расследования». Как показывает практика, основной источник существования для театральщиков — это бюджет. Самостоятельно зарабатывать они категорически отказываются. Следуют тезису «Бытие определяет сознание», посему скотинятся совершенно неприглядным образом, не соображая, что содержание полагалось за влияние на общество… Тут, конечно, все непросто… и надо подумать…
Коллизии. Так вот, имеет место следующая (коллизия).
По Ярославлю пронесся слух, что на место худрука Волковского могут пригласить Пускепалиса.
Новым худруком Волковского театра снова может стать Сергей Пускепалис
Об этом написали сразу несколько федеральных СМИ.Напомним, что некоторое время назад между директором театра Алексеем Туркаловым и художественным руководителем Евгением Марчелли возник конфликт. Первого уволили, а второй решил уволиться сам.
Нового худрука обещают представить 19 августа. Личность его до сих пор держится в тайне.
Среди претендентов на этот пост многие аналитики называют Сергея Пускепалиса, который был художественным руководителем Первого русского с июня 2009 года по февраль 2010 года.
Люди добрые, сами понимаете, что махнуть не глядя МХАТ на Тверском на Волковский на Волковской эт-т-то надо быть …тем ещё альтруистом. То есть, если человеку такой вариант предлагают, то явно под заведомый «вынос» с Тверской. Получается, что выгонят его оттуда точно и торговаться он может только по каким-то провинциальным вариантам. …Я не права?! В Ярославле медом намазано? И Волковский это повышение по сравнению со МХАТом? Я, конечно, патриот родного города, но с рацио у меня пока все в порядке…
Надеюсь, все поняли, что одиозную троицу Бояков-Прилепин-Пускепалис ставили намеренно в таком идиотском сочетание, дабы вызвать «народное возмущение», и под влиянием «общественного мнения» поставить более удобные фигуры.
Ну, вы поняли, что любой, кто вытеснит Татьяну Доронину будет выглядеть (и являться) законченным негодяем, по определению. Поэтому использовали разменные фигуры. Им всем явно что-то пообещали. Как видите, Пускепалису Волковский, поскольку Марчелли откровенно опростоволосился в истории с объединением с Александринкой. Вот и постановочный скандальчик его с директором был какой-то маловыразительный.
Плохо, очень плохо в стране с современной драматургией. Автор измельчал, истаскался по сериалам, измельчился в разработках дешевых массовых выступлений. Плохо знает природу человеческую, полностью доверившись лженауке психологии и «продажной девке империализма» — психоанализу. Самоуверенность этих авторов сродни самоуверенности доктора Франкенштейна. Наши авторы производят каких-то големов, заведомо нежизнеспособных, и даже не ужасных, а беспомощных.
Тщета бездарных авторов приводит к нищете. Очень им кушать хочется, посему мечутся в поисках пропитания. И, типа, строят интриги. Увы! Голод — не тетка, от стремления побыстрее добиться алкаемого выдержка не срабатывает, и начинаются «проговоры».
«Для меня изменение статуса Татьяны Васильевны Дорониной — великой актрисы, создательницы и хранительницы МХАТа имени Горького — было как гром среди не очень ясного неба. А приход в театр команды во главе с Эдуардом Бояковым стал еще большей неожиданностью. Ведь в общественном сознании он олицетворял до последнего времени как раз альтернативную ветвь отечественного театра. Достаточно вспомнить его опыт работы в «Практике». Но инициатива пертурбации, насколько я знаю, исходила не от Министерства культуры, а из более высоких структур, хотя в случае неудачи все шишки, уверен, посыплются на Мединского.»
Диктатура таланта куда лучше, чем демократия бездарей
https://www.yuripolyakov.ru/…/diktatura-talanta-kuda-luchs…/
Комментарии
Татьяна Поннэ ЗОЛОТЫЕ СЛОВА!
Михаил Ливанов Что это за высокие структуры? И для чего?
Серж Глазго Дайте просто спокойно поработать, оцените позже…
Ирина Дедюхова Да-да, дайте время ворам и уголовникам, им ведь надо проявить себя, они говно с помойки, им надо! А в это время реализации явного убожества можно гадить в душу людям, которые добиваются всего своим трудом и за счет своего времени, не чужого? Да заколебали своим местечковым хамством, когда лезете на чужие места, ничего за душонкой не имея! Дали уже время уголовной срани, они единственное чего достигли — это десяток результатов ВОВ по всем отраслям. А в культуре такое вообще должно быть за рамками общества! Время им тут давай, суки полоротые. Совсем с катушек съехали. Мало им время дали. Работать типа им надо «спокойно», всем остальным можно сдохнуть возле мразей сатанинских. Пусть будут прокляты во веки веков вместе с поганым отродьем те, кто хоть разок вякнул, будто таким типа «надо дать работать спокойно» в момент уничтожения страны и общества. И никаких индульгенций сатанинским выродкам!
Светлана Врагова Ирина Дедюхова О ком речь?или брань!
Ирина Дедюхова Так и думала, что стоит припомнить «Козленка в молоке», как этот выскочит… Но Полякову надо вначале ответить за свое холуйство перед этими «высокими структурами». Без его личной подлости предательства такого бы не произошло. Ему тоже было удобненько. Сейчас отползти в сторонку и встать «вот стою я весь в белом», расставив ножки в первой позиции не удастся. Это по моей части, всех писюков с «золотыми словами» сейчас будем макать в их же дерьмо. Ему, конечно, лучше знать про «высокие структуры», он их постигал с «Демгородка» и «апофигея». Но вывод там какой? Типа Мединский на своем месте? А сам Поляков на своем месте? А он разве не сделал свой вклад в приход Боякова?
Кто у нас там автор театральной инсценировки, созданной на основе книги министра культуры России Владимира Мединского «Стена»?.. Автора в студию! Премьера спектакля была намечена на 2017 год на сцене МХАТ им. Горького… И чот сорвалось маненько… Боякова пришлось ставить.Алина Полякова Ирина Дедюхова вам бы книжки писать фантастические
Павел Карташев Ирина Дедюхова вообще-то автор инсценировки «Стены» не Поляков. И к приходу Боякова он не имеет никакого отношения.
Сергей Кузнецов Ирина Дедюхова а разве Полякова не подвинули самого из Литературки на почетное президентство?
Ирина Дедюхова Сергей Кузнецов , он был доверенным лицом Путина, а после инаугурации его выкинули из совета по культуре и сопутствующим товарам. Не знаю, чем он вдруг не угодил, да и не интересно. Для массовости протеста и он покатит, но… вообще-то у него заинтересованность в этом слишком… корыстолюбивая.
Алина Полякова Ирина Дедюхова вы не гадайте, меня спросите )) а то смешно вас читать
Ирина Дедюхова Павел Карташев , изначально с этой «стеной» шел именно Поляков, в связочке с Мединским. Слушайте, с литературной малиной со мной даже не спорьте! А вот потом его из президентского совета ушли и переиграли на Боякова с Прилепиным. Конечно, его никто и не спросил, когда заменили на Боякова, там все решили деньги на ремонт. Но осадочек остался. А все излияния Полякова имеют двойное дно, как чемодан у Ильича, когда он «Искру» возил.
Ссылку ниже дам, вы обратите внимание на эту фразу:«Одновременно со съемками фильма, сценарий которого писали без министра, постановкой занимался МХАТ имени Горького. Автором инсценировки выступил постоянный драматург театра и горячий сторонник Владимира Мединского, писатель Юрий Поляков, ставить должен был режиссер Валерий Белякович. В декабре 2016-го Белякович умер, и без него постановку решили не продолжать.»
Волшебный сон министра культуры В Малом театре поставили спектакль по роману Владимира Мединского — MeduzaИрина Дедюхова Алина Полякова чего вас спрашивать? Чего вы на глаза лезете? Типа родственница евонная? Мне этот Поляков не нужен. Вы — само собой! Ходит, реакцию проверяет.
Алина Полякова Ирина Дедюхова если бы Поляков был автором инсценировки, то там бы стояло его имя. Все остальное влажные фантазии Медузы и ее читателей.
Сергей Кузнецов Ирина Дедюхова грубите. Это не добавляет Вам объективности.
Ирина Дедюхова Сергей Кузнецов , да-да, на грубость моей вынужденной собеседницы ни разу не прореагировали, а в дамскую перепалку решили «добавить объективности»? Как это типично! Но разницы нет, Юрке Полякову не обломится. А его Алинке — и подавно! Поезд ушел. Сегодня картинка такая была у Васи Ложкина.
Алина Полякова Ирина Дедюхова а ты ржачная, Ирка ) расскажи еще что-нибудь
Ирина Дедюхова Алина Полякова а вот чисто поржать и не от Медузы
В МХАТ им. М.Горького приступили к постановке спектакля по роману Владимира Мединского «Стена»Ирина Дедюхова Алина Полякова ладно, Алина Юрьевна, филолог, проявлю благородство натуры. Все ваши проблемы (как мне сейчас сказал один Ромуальд) начались в конце 2017 года. Был на папином спектакле «Как боги» ревизор. Назвался нарочно Порфирием Петровичем, будучи уверенным, что уж филологи должны понять тонкий намек. Не поняли!
Алина Полякова Все-таки к человеческой глупости привыкнуть невозможно. Поляков неоднократно говорил в интервью, что не писал инсценировку «Стены». Но только глупым и упоротым непременно нужно верить слухам, а не комментариям из первых уст. Что приведенная выше ссылка «одна баба сказала» с успехом и демонстрирует. )
Татьяна Москвина Алина Полякова так в фб «одни бабы»и летают стаями.
Наталья В. Иванова Дамы, а что так интенсивно отмахиваетесь от Мединского? Что? Его дни сочтены? И/или он уже настолько «токсичен»?
Светлана Врагова Ирина Дедюхова А вот здесь ерунда!Извините!Надо знать ,прежде. чем делать неверные выводы!
Светлана Врагова Ирина Дедюхова Не нравится,не ходите!Полякова ставят по всей России и за рубежом!Это объективная реальность!И как то ужасающе вы пишете,стиль письма ужасен!
Светлана Врагова Ирина Дедюхова Поржали?Поляков к этому никакого отношения не имел!Ясно?Чисто по бабски!Узнайте точно имя инсценировщика и прилюдно извинитесь!
Светлана Врагова Ирина Дедюхова Вот халда!Бухая,что ли?
Светлана Врагова Ирина Дедюхова Это фейк!
Наталья Почернина Ирина Дедюхова , ну и ну! И какое же преступление обнаружил этот Порфирий Петрович в спектакле «Как боги»???
Лена Ф. Ситникова Ужас какой. Как вообще можно разговаривать в таком тоне? О чем бы то ни было. Прямо полет валькирий
Светлана Врагова Правильно всё,честно!Полякову бояться нечего,Хватит бездарей ставить во главе театров!Невозможно стало!Зашкаливает кумовство,родственные связи,сомнительная мохнатая лапа в руководстве!ВСЁ ЭТО ВЕДЁТ ИЛИ УЖЕ ПРИВЕЛО К ДЕГРАДАЦИИ ВСЕГО ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА !Мне как то сказал один начальник,что плохие спектакли в театрах они не учитывают и качество им неважно!Критика необъективна и верить ей нельзя!.То есть плевать на критику,если знаешь,что тот или другой режиссёр просто не знают профессии!Такого ещё не былоТогда привлеките к работе академиков,филологов,институты,занимающиеся философией,других,не имеющих отношения к театральной мафии!!Надо пересмотреть срочно кадровую политику,а кухонный лай в сторону Полякова мы просто не слышим!Собака лает, ветер носит!,Юрий Михайлович !Удачи Вам.
По поводу комментария ИАД на счет пьесы «Как боги» не преминула поинтересоваться у Классика, в чем же там прикол? Поскольку страничку с описанием пьесы и фотографиями из спектакля тут же закрыли: Ошибка 404 Запрашиваемая страница на сайте отсутствует.
Дедюхова сказала, что там фабула в перенаправлении негатива общественного мнения на автономные системы, которые явно к нынешним «небожителям» не относятся.
Спектакль, который не даст заскучать любому зрителю. Трагическая комедия создана по пьесе русского писателя Юрия Полякова. Сюжет произведения, как в анекдоте. Вера Николаевна Гаврюшина – красивая женщина, проживающая со своим мужем Леонидом Ивановичем Гаврюшиным – отставным дипломатом, который занимается переводом стихов с китайского языка и злоупотребляет спиртными напитками. Успешный бизнесмен Эдуард Никитич Непочатый привозит в Москву из Сибири перспективного предпринимателя, успешно продвигающего свой бизнес в столице, для того чтобы его обручили. На первый взгляд рядовой сюжет имеет захватывающую развязку. В спектакле принимают участие Вера Лаптева, Александр Карпенко, Лидия Матасова, Сергей Галкин, Ирина Фадина и Александр Тироненко. В процессе просмотра спектакля зритель не только посмеется от души, но и подумает о важных жизненных ситуациях. Здесь можно увидеть реальность и мнимость нынешней жизни на фоне квартиры отставного дипломата. Юрий Поляков и Татьяна Доронина впечатляюще напомнили, что необходимо современному обществу.
Ясно, что сегодня в театр ходят «поскучать». Но еще смешнее, когда на спектакль идет масса однотипных откликов, в стилистике которых несложно угадать особо не щепетильную Алину Юрьевну. Когда отклик идет про «бытовую правду» («много бытовой правды!»), даже хочется поинтересоваться, с кем же такие рецензенты делят свой быт?
ИАД сразу вспомнила (к месту или не к месту) фантастическую трилогию 60-70-х годов Люди как боги (роман Снегова), где главный герой все же был адмиралом звездного флота, а само повествование было выдержано в пародии на библейские тексты.
В пьесе «Как боги» Поляков берет наши дни, пытается решить какие-то вопросы личного уровня, не замечая, что упомянутые категории, взятые в герои пьесы, давно маргинализированы, а как боги на их фоне живут совершенно другие, которых он не упоминает, как и «высокие инстанции».
Я поинтересовалась у ИА, кого бы она взяла в герои пьесы с таким названием? Она вполне аргументированно ответила, что в положении как боги у нас сегодня находится только одна прослойка населения, это даже не депутаты, а судьи, имеющие пожизненную синекуру, действительно вознесшиеся над всем обществом в качестве неприкасаемых, при этом поправшие саму природу человека, не говоря об основах профессии. И эти все конфликты волнуют все общество намного больше, нежели судьба отставного дипломата, который, будучи отстраненным от самолетов с кокаином и черным налом, может лишь радоваться, что его не отправили в отставку после какого-то расстрела или бытовой поножовщины. Но уж точно никаким богом он себя нынче не почувствует.
А разве нельзя написать смешную пьесу про то, как судья Хахалева вообще стала судьей, а после решила выдать замуж дочку?.. И насколько это можно сделать блестяще, смешно и остроумно… А разве нельзя сделать смешной мюзикл про купание одного высокопоставленного чиновника в проруби на Крещение?..
Сложно мне ИАД объяснить, что все это ей можно, а другим почему-то нельзя. Не всем дано! Но как хочется сделать вид, будто и тебе дано тоже.
Меня поразило, сколько компромата на того же Боякова в сети. В прошлой статье надо было только успевать связывать/увязывать готовые статью и «фактуру». Материала ещё видимо-невидимо. Легкотопимая фигура. Его, похоже, на связи с дагестанской ОПГ «взяли», а последнюю сейчас заметно трясут и вытряхивают. Поэтому он будет делать то, что ему скажут. Прилепина, говорят, в театре особо не видно. Да это и неудивительно — он занят своим бизнес-проектом и вовсю его пиарит. Даже мне в фб-шную ленту прилетело. Один Пускепалис болтался без дела, но ему за «небольшой позор» в плохой компании пообещали Волковский. Возможно, я упрощаю. Но пока со стороны расклад выглядит именно так.
Так кто же выгодополучатель у плохо срежессированного скандала со ступенек МХАТа. Сами понимаете, что артисты народ подневольный, им бузить не с руки. Поэтому отправная точка всей этой истории со МХАТом выглядит одиозненько. Просто, Ю.Полякову надоело ждать, он посчитал, что достаточно выдержал мхатовскую паузу, пора и рвануть к руководству театром. Да и второй интересант в приведенном разговоре нарисовался.
А что? Ни один из них самостоятельно фигуру Т.Дорониной заменить не в состоянии. А после позорненького триумвирата они на пару да во главе с Дорониной нормальненько так вступят в руководство театром. Это я про Ю.Полякова и С.Врагову, вестимо.
Но все же интересно, что за дама вылезла с какими-то обвинениями начала нулевых? Кто следил за становлением ИАД, помнят, что уже к 2004 году, когда она вплотную занялась стилистикой конкурэнтов, на стиль ей пенять перестали. Просто нечего уже было противопоставить ее стилю.
Врагова Светлана Александровна
Родилась в Ереване в семье военнослужащего.
Детство провела в Германии.
В 1972 поступила в ГИТИС на режиссёрский факультет в Мастерскую народного артиста СССР Ю.А.Завадского. Свой первый спектакль «Весенние перевертыши» по повести В.Тендрякова поставила в Кировском театре юного зрителя в 1974, будучи еще студенткой.
В 1975 в г. Шадринске вышел ее спектакль Ковалева из провинции И.Дворецкого. После окончания института стала работать в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина. Поставила «Пятый десяток» А.Белинского, спектакль имел большой зрительский успех и прошел более 500 раз.
Первая в Москве осуществила постановку пьесы сибирского драматурга Романа Солнцева «Ждем человека», в которой «рабочий класс был явлен не гегемоном, а послушным стадом». Партийные власти по идеологическим соображениям дважды не принимали спектакль, после существенных изменений он был принят, но недолго задержался в репертуаре. Спектакль был снят, а договор с режиссером расторгнут.
Два года Врагова не работала, в 1981 ее пригласил в свой театр главный режиссер Нового драматического театра В.В.Ланской. Здесь Врагова поставила «Унтиловск» Л.Леонова, «Монолог на городской площади» Г.Зубкова и «Отель Забвение» Р.Ибрагимбекова — спектакли, вызвавшие интерес театральной общественности.
В 1986 М.Н.Царев передает ей свой последний курс Театрального училища имени М.С.Щепкина, на основе которого она в 1988 создает Театр-студию «На Спартаковской». Первый спектакль театра — «Дорогая Елена Сергеевна»
Ловлю себя на вопросе, который на таких описаниях сам собою выскакивает даже не под влияние ИАД, а уже после всего позорища, вывалившегося с делом «Седьмой студии» (см. Серебряное копытце): а чем запомнились (хоть разок пригодились) все созданные на бюджетные средства «драматургические события»?
Вопрос в целом риторический, поскольку никакими событиями эти «вехи биографии» Враговой для окружающих не стали. Да и у нее самой все же главной вехой в творческой биографии были папины посты, должности и назначения.
Врагова Светлана Александровна (в девичестве Гюрджян) – уроженка города Еревана. Она появилась на свет 31 марта 1953 года. Будущая звезда режиссуры, воспитывалась в строгих устоях. Отец имел высокий и ответственный чин генерала внешней разведки, а мать работала переводчицей и параллельно оказывала редакторские услуги.
И прямо так ведь не напишут, но кривенько намекнут, что детство и юность госпожи Враговой прошли в гарнизонах Западной группы войск, как зрелость и лучшие годы сами знаете кого.
Лично на меня это произвело впечатление. А вот на ИАД… не особо, судя по тому, как она фыркнула: «Гарнизонная девочка!»
Спросила у ИАД, почему она с Враговой говорить не стала. Та напомнила мне «Театральные ладушки». Интрига этой заметки была в том, что детский театр из Ижевска перед самим конкурсом снял заявленную пьесу Ксении Драгунской «Рыжая пьеса», поскольку ИАД убедила режиссера, что пьеса эта очень вредная, лживая, бездарная и т.д. И вообще от нее тянет какой-то мертвечиной и провокацией по выражению ИАД, а в таких вещах она никогда не ошибается, как все уже убедились.
Но было мало заявить это режиссеру и юным артистам, в ответ они объяснили самой ИАД, что им совершенно нечего ставить, пьес для подростков нет, какие были, они уже переиграли… при весьма среднем успехе. Поэтому ей пришлось «показать как надо писать пьесы», т.е. написать для этого театра забавный мюзикл для подростков «Звезды над Иссык-Кулем», поставив все проблемы, которые тогда остро стояли перед всем обществом: от проблем в школе и подростковой беременности до срастающегося с властью криминала, искушавшего подростков растлением. Вдобавок там были подняты и проблемы родителей, которые пытаются как-то выжить и свести концы с концами. И все это в виде мюзикла! Изначально в пьесе была заложена и режиссура, когда дети сами же играли и собственных родителей, всех взрослых, о которых шла речь, кроме учительницы математики Марии Семеновны, которая была каким-то промежуточным персонажем между миром взрослых и стремительно уходившим миром детства. Как говорится, «на пороге во взрослую жизнь».
Напомним, что в скучной нудятине Драгунской главная героиня «Рыжей пьесы» шарахается по задворкам, типа ищет собачку… И там тоже поставлены все «вопросы современности», использующиеся впоследствии в широкомасштабных провокациях против всего общества, где надо было ограничиться короткими пояснениями «она сама хотела всех убить, поэтому мы сейчас ходим с ее оторванной головой в качестве вещдока», «она сама положила взрывчатку в сумку и спустилась в метро», «она сама обмоталась взрывчаткой и пошла на базар»… И вплоть до школьной резни и Керченской трагедии… Но и до «пора валить в Америку!» Никаких иных «нравственных» выводов из этой пьесы (по которой и фильм тогда был тут же снят в 2000г.) не следовало.
Вечер. Рыжая девочка Соня бродит в сумеречных дворах.
Соня. Извините, пожалуйста, вы случайно не видели мою собаку? Такая большая, меховая, рыжая собака. Мы с ней вместе рыжие, обе, она и я. Она очень добрая. Ее зовут Селедка.
Егор. В случае несчастья прошу известить… прошу известить…
Соня. Не видели? Нет? Извините… Пожалуйста, если увидите, помогите ей прийти ко мне… А я вам за это отдам свои ролики и Барби беременную. Вы случайно не видели мою собаку?.. Она такая классная, настоящий друг человека…
Егор. В случае несчастья… Прошу сообщить… три четыре пять девять… В случае несчастья… несчастья…
Соня. Скажите ей, пожалуйста, что я очень по ней скучаю и чтобы она возвращалась домой…
Егор. Прошу известить… Наш номер… Папа… Папа!
Папа спит. Или притворяется спящим? Фонограмма боевика усиливается, и вот уже оглушительно звучат взрывы и выстрелы, детский плач, крики и собачий визг тонут в треске автоматных очередей, лязге танков, свисте вертолетных винтов… Егор выключает телевизор и уходит. Папа спит.
Мама в полезной маске сидит не шевелясь, с закрытыми глазами. Тишина. Ночь.
В конце этих бесцельных блужданий девочка, уже вооруженная автоматом, решает убивать людей, собравшихся на площади на какой-то праздник. Раз типа у нее почему-то плохо на душе — «Мочи всех!» Но там же она видит лошадей, а лошадок убивать нельзя, это она знает. А ведь когда начнешь убивать, можно и в лошадок попасть!
Мало того, что текст невыразительный, ИАД мне в этот небольшой кусочек ткнула пальчиком три раза, пояснив, что лексику мерзавка-Драгунская черпала от какого-то провокатора из спецухи. Реплики короткие, неразвернутые, как будто разговор детей-аутистов с явным желанием подвести базу под мотивацию профессиональных убийц с давно сорванной психикой.
Соня. Я решила, что в День города обязательно залезу на крышу самого высокого дома и буду стрелять из автомата по праздничной толпе и смотреть, как они там все визжат и превращаются в кровавые лохмотья, все, кто убивает собак, кто носит шапки из собачьего меха, и те, кто ничего не говорит им всем…
Егор. Стрелять! Да ты и в руках его держать не сможешь…
Соня. Могу. Я сильная. Я тренировалась. Я никогда не плачу и не сплю, и по ночам поднимаю гантели. (Соня стоит на крыше с автоматом в руках. Хрупкая фигурка в длинном светлом платье.)
Егор. Дура! Ты все равно не сможешь пострелять как следует. Вызовут снайпера, и он тебя снимет.
Соня. У снайпера выходной! Снайпер напился пива! Поехал сажать картошку!
Егор. Сумасшедшая…
Соня. Уходи.
Егор. Пойдем отсюда, Соня. Я один не уйду. Ну, хочешь, с крыши меня сбрось…
Соня (смотрит на Егора). А ты чего такой хороший весь? Правильный такой? Почему?
Егор. Никакой я не хороший. Мне вот сумку однажды принесли. А на ней маркером написано с изнанки: «В случае несчастья прошу известить…» И мой номер телефона. Мой! А я понятия не имею, чья это сумка. Значит, где – то был человек. Который надеялся на меня, которому я был нужен, а я даже не знал об этом… И не помог ему, не спас, и до сих пор не знаю, кто этот человек и что с ним случилось…
Соня. Может, это по ошибке?
Егор молчит.
Уходи. Я начинаю.
Егор. Там же лошади… Лошади внизу…
Соня. Я буду осторожно стрелять. Чтобы только по людям… (Поднимает голову, смотрит в небо, подмигивает, шепчет что-то.)
Егор. Что ты там?
Соня. С небом разговариваю. Потому что оно доброе. И терпеливое. Небо все понимает. Знаешь?
Егор. Догадываюсь.
Соня. Небо все понимает в высокой своей синеве. И полно состраданья к поникшей от горя траве… Стихи.
Егор. Какие хорошие…
Соня. Плохие. Дурацкие.
Егор. Ты не будешь стрелять из автомата. Потому что человек, который сочиняет стихи про траву и про небо, никогда не сможет стрелять.
Соня. Это не мои стихи.
Егор. Твои. Твои. Они на тебя похожи.
Соня. Черт! Руки устали… Дрожат… Подождать теперь надо… А я тренировалась, чтобы долго… (Кладет автомат.)
Музыка, праздник слышится внизу.
Егор. Хали у нас тоже… Совсем шизнулась. В партию какую-то записалась, чтобы убивать, кто нерусский. И главное, сама татарка наполовину, а всех нерусских убивать собралась. Тише-тише, едет крыша…
Соня. Какая разница – русский, нерусский?..
Егор. И я говорю…
Соня. Всех убивать надо. Кто шапки из собак делает.
Егор (задумался, а потом сказал устало). Нет, ученые, наверное, ошиблись. Не может мир так существовать. В зле таком…
Соня. Но он ведь не спрашивает ученых, существовать ему или нет. Существует, и все.
Егор. Мир существует, потому что хороших людей больше, чем плохих. Ты лучше не стреляй, наверняка ведь в хороших попадешь. Так всегда бывает.
Соня. Никаких хороших нет. Не бывает. Совсем. Их уже однажды застрелили по ошибке, перепутав с плохими. Или они крепко уснули от таблеток. Или умерли от горя и от слез. Остались только плохие. Я должна в них стрелять. Иначе я умру от ненависти.
Егор. Нет.
ИАД рассказывала, что добивалась у режиссера Шанской ответа на вопрос: откуда девочка взяла автомат и на какие деньги? Вспомните, следствие по Керченской трагедии тоже никак не могло вполне однозначно ответить на вопрос, откуда мальчик, явно находившийся под воздействием сильных психотропных веществ, взял взрывчатку и оружие. Кстати, нам и по трагедии в Бесланской школе не ответили до сих пор, кто и как заранее минировал школу, явно не дети этим занимались.
А пьеску по заказу спецухи, готовившейся к террору против мирного населения, Ксения Драгунская предлагает к началу нулевых… И напомним, что театр «Птица» находится в Ижевске, «городе им. автомата Калашникова», как говорит ИАД. Режиссер Шанская попыталась отвертеться от ее прямого вопроса, ответив уклончиво, будто автомат у них можно купить на рынке, типа даже «любой девочке из подворотни».
Знаете, как для меня раскрывается эта ситуация? Дедюхова… опять оказалась в своем репертуаре. С этой «Рыжей пьесой» она по сути опять «защитила девочку», ну как это мы видели на ее реакции на уличную резню и ночной погром в детском лагере «Дон».
Вспомнив, у нас и Станислав Говорухин в фильме «Ворошиловский стрелок» (тоже 2000г.) потом тоже сделает предложение по «защите девочек» в русле спецухи: пошел на рынок, купил снайперскую винтовку… типа все просто! Чего зря репу парить? Кстати , в работе над сценарием этого фильма поработал и Ю.Поляков.
Дедюхова рассказала режиссеру про дагестанок, торговавших на рынке пухом «серебрянка» намного ниже себестоимости. Они явно не знали, сколько этот пух стоил на самом деле. Торговали ворованным и для вида, являясь курьерами в доставке оружия и взрывчатки. И работали с ними на самом высоком уровне. Интересно, что работали с дагестанками, потому что чеченцев пришлось убрать, их ИАД вычислила сразу в начале первой кампании. И стоило ИАД заинтересоваться дагестанками, они исчезли в одну ночь. Явно возник другой канал, но ИАД уже это не интересовало, поскольку ресурсов добраться до организаторов у нее не было. Но уж и сваливать подобные деяния «высоких структур» на девочек из подворотни она считала не этичным.
Итак, всех она убедила тогда, что лезть в грязное дело с распространением пьески Драгунской им ни к чему, уж очень это дело пахнет кровищей, а в таких делах она не ошибается. Дело было еще до Беслана и Дубровки (! где постановке были заняты юные актеры).
И уж после Керченской трагедии можно было бы и спросить СКР у Ксюши (не Собчак, а Драгунской), на какие шиши она эту пьеску на скорую руку налабала! Ведь идеи Колумбайна 1999 года явно отрабатываются Ксюшей чуточку раньше, в 1998 г., прямо накануне этого фестиваля со стрельбой, в явном предвкушении всего последующего.
Массовое убийство в шко́ле «Колумба́йн» (англ. Columbine High School massacre) — спланированное нападение двух учеников старших классов школы «Колумбайн» невключённой общины Колумбайнокруга Джефферсон, штат Колорадо, Эрика Харриса и Дилана Клиболда на остальных учеников и персонал этой школы, совершённое 20 апреля1999 года с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие убили 13 человек (12 учеников и одного учителя) и ранили ещё 23 человека. После этого нападавшие застрелились сами.
По числу жертв трагедия занимала в своё время третье место среди массовых убийств в учебных заведениях США (первые два занимали теракты в начальной школе «Бат»(1927) и в техасском университете в Остине (1966). Произошедшие позднее теракты в Виргинском политехническом институте (2007) и в начальной школе Сэнди-Хук (2012) «отодвинули» трагедию в Колорадо на пятое место по числу жертв. До массового убийства в средней школе Марджори Стоунман Дуглас (2018) число жертв этого преступления было больше, чем у любого другого в более узкой категории убийств в старших школах США.
Как видите, и в Америку не надо переезжать («Пора валить!» с.), такие Ксюши и на местном материале попытаются оправдать подобное и подыскать\смоделировать «социальную базу». Не учитывая только одного, разве что: сами при этом лезут на уже занятое Дедюховой место.
В 2001 году театр «Птица» мюзикл ИАД поставил. Эта постановка стала самым удачным спектаклем за всю историю существования театра. Дети тогда попробовали настоящий театральный успех, а это именно то, ради чего все всегда рвались «в артисты». Отнюдь не для того, чтобы пилить бюджетное бабло и высокомерно гадить в душу публике.
В пьесе Дедюховой тоже присутствуют все «приметы времени», вплоть до криминала и страшного подвала, куда уже спустили девочку дожидаться расправы, а к ней спускается ее ненавистная учительница математики по наводке малолетней шпаны. По любому поводу училка орет: «Это что, юмор какой-то?! Сейчас по стенке у меня ходить будешь! Родителей в школу вызову!»
Исполнительницу этой роли гримируют под саму Дедюхову, даже находят похожий черный костюм с ярко-красной блузкой, в чем как-то интуитивно не ошибаются, поскольку ИАД всем и запоминается, прежде всего, ярким макияжем женщины-вамп. И даже этот штрих полностью себя оправдывает впоследствии.
Собиралась я с утра на казнь, Губы подводила я «Шанелью». Слов моих застенчивая вязь Принакрылась драною шинелью.
Об этом см. «Кино и немцы», где настоящая драматургия в комментариях, куда приходит один читатель, которому явно не хватило эстетических впечатлений, поскольку Дедюхова ловко увернулась от психушки, получив два заключения суда о том, что люди с таким IQ по психологической экспертизе не нуждаются в стационарном лечении с психами. Что-то типа того. Но все это до жути напоминает сцену «На дне» из пьесы «Звезды над Иссык-Кулем».
СЦЕНА «НА ДНЕ»
Темно. В углу сидит Венера, сжавшись в комок. На минуту становится светло и к ней съезжает Мария Семеновна. Она оправляет юбку, отряхивается.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Действительно, как на горке. Удобно для мешков придумано. Это кто тут, а? Я же чувствую, что кто-то дышит…
ВЕНЕРА Это я, Мария Семеновна, Абубакирова Венера. Только Вы, пожалуйста, тише, они сейчас придут!
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Это куда этот Шпынь меня завел? И кто придет? Завтра же мать у этого Шпыня в школу вызову! Живого уха на месте не оставлю! По стенке у меня ходить будет!
ВЕНЕРА Я не хочу Вас огорчать заранее, но живыми нас, Мария Семеновна, отсюда не выпустят. Мы у них со Шпынем, Ромой и Егором бумаги про папу моего стащили. Вы-то зачем сюда скатились? Убьют на-а-ас! (плачет)
МАРИЯ СЕМЕНОВНА (она в полной растерянности) Это что, юмор какой-то?
ВЕНЕРА Если бы это юмор был, то я бы сейчас смеялась.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Абубакирова, ты, давай, по мне обратно в окошко лезь, Васильев на крышке замок-то свинтил. Тут скользко, конечно, но я тебя подсажу, и беги скорее домой. Нечего тебе тут в крупе торчать, а то Васильев сказал, что тебя, наверно, скоро изнасилуют, это позор будет для всей школы.
ВЕНЕРА Я без Вас не пойду!
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Во-первых, я туда обратно не пролезу, а во-вторых, мне от них не убежать. Я же двадцать лет у доски на ногах, у меня вены, знаешь, какие хрупкие! Ноги не держат. Лезь, говорю! Папе своему привет передавай. Какой он все-таки у тебя замечательный! Он кто у тебя по профессии?
ВЕНЕРА (в это время она лезет по Марии Семеновне, обе кряхтят) Да летчик он… бывший.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Как это романтично! Только, Абубакирова, бывших летчиков не бывает, летчик- это стиль жизни, а не профессия.
ВЕНЕРА Моя мамочка так не считает, она считает, что он жрет даром, поэтому она от нас ушла.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Ой, как хорошо! То есть ты, конечно, не расстраивайся, Абубакирова. Ну, вот. Теперь — тянись! Хватайся за край! Ты как там?
ВЕНЕРА (глухо из темноты) В норме.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА (встала на цыпочках, шепчет в темноту) Может, в помощь кого приведешь? Хотя, кто сюда пойдет… Ты, Абубакирова, постарайся встретить там мужчину лет сорока пяти, желательно шатена. Скажи, что здесь очень одинокая женщина пропадает даром. Но то, что я — учительница математики, ты ему не говори!
ВЕНЕРА Обязательно сорока пяти, что ли? Возраст какой-то… (с сомнением)
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Очень много ты понимать стала! Меня же надо спасать, а не тебя. А меня отсюда не всякий сопляк вытащит. На Васильева надежды никакой, он пива нализался. Ладно, если сам без приключений до дома дойдет, беги! (садится на пол и начинает тихо петь про айсберг в океане).
Вверху в полутьме появляются двое. Прислушиваются, резко оборачиваются друг к другу.
ПАША Славик, узнаешь голосок? Это мне снится, или чо это за такое?
СЛАВА Как эта стерва туда попала? Там же девка эта была.
ПАША (зажимает голову руками, чтобы не слышать голос Марии Семеновны, продолжающей петь крепнущим голосом) У-У-У! Слушай, сколько раз я ее прикончить хотел, как я мечтал об этом! Она же мне всю юность испортила! С другими училками молодыми мы как-то еще язык общий находили, но с этой…
СЛАВА А она ведь молоденькая тогда была и даже ничего на морду личности. Не знаю, как ты, но я и через двадцать лет буду этот вопль в холодном поту вспоминать: «Родителей в школу вызову! Вы у меня по стенке ходить будете!»
ПАША Она сейчас так на моего Костика орет. Придирается к парню. Ну, ничего, сейчас мы с этим кошмаром раз и навсегда покончим. Подай-ка мне баян, Слава, сыграю я для этой гадины в последний раз.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА (перестает петь, на последних фразах с тревогой прислушивается к диалогу) Мужчина! Вы там что? Даже насиловать не будете?
ПАША Размечталась!
МАРИЯ СЕМЕНОВНА А это кто говорит? Павлик Зорин, 10 б, 79-й год, а?
СЛАВА Узнала, стерва!
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Славик Петров, да? Здравствуйте! Я ваша учительница математики — Мария Семеновна.
ПАША Здравствуйте, Мария Семеновна! Давно не виделись, сейчас мы Вас мочить будем.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Как мочить?
ПАША А так, чтобы мокро было!
СЛАВА Темно тут, сразу и не попадешь!
ПАША Это хорошо-о! Это очень хорошо! Мы ее долго мочить будем, патронов у нас до утра хватит!
Стреляет в Марью Семеновну, которая с визгом отскакивает.
И вот они являются в мае 2001 года в Глазов на «Театральные ладушки», где оказываются единственными с нормальным драматургическим материалом. Ксения Драгунская, уверенная, что за три месяца никто не способен создать гениальный мюзикл вместо ее «драной шинельки», да еще обкатать его на публике, заработав деньги на поездку, присылает приветствие «Театральным ладушкам», попадая в весьма неловкое положение, потому что никто не ставил ее пьеску про девочку с автоматом, все рассчитывали, что это сделают представители города им. автомата Калашникова. Все от ее приветствия остаются в недоумении, потому что оно идиотское, как и ее пьеса. Но багровеют члены жюри, а Врагова в своем армянском реноме верещит какие-то угрозы «доморощенным драматургам».
Да-да, все отступления здесь не только в тему, так сказать, общего падения нравов, но и в качестве вишенки на тортике прямо вот по рассматриваемой ситуации! Дело в том, что упомянутая выше «гарнизонная девочка» (с. ИАД) Врагова, была в членах жюри этого конкурса!
То есть первая встреча у них уже состоялась отнюдь не в Интернете, а в городе Глазове в 2001 году.
Пришлось уточнить у ИАД некоторые детали.
«Нас поставили 6 мая утром и вечером, причем, в большом зале, на который эта наша самодеятельность не совсем была рассчитана. Хотя в Ижевске мы это ставили в ДК «Интеграл», там большой зал и все прошло на ура. Поэтому тут тоже собрались, сыграли. Утром в зале присутствовали только дети из других театров. Должно было быть жюри, но они нарочно не явились. Демонстративно и намеренно оскорбительно.
Вечером тоже должен был идти наш спектакль. А на вечер в кассах билеты продавали. И обычно на эти спектакли давно публика не шла, а здесь вдруг мигом навалила. На столичные театры не собирались, а тут вдруг… как пронюхали! И вдобавок явились все дети, смотревшие спектакль утром, привели с собой тех, кто утром не пошел. Короче зал был битком набит, люди стояли и сидели в проходах. И такое было только у нас!
Тут является это столичное жюри, начинают публику сгонять с «мест жюри», а уже и в проходе мест нет. Тогда спектакль игрался, когда на ступеньках люди сидели.
Врагова эта совершенно невоспитанная гарнизонная девка, видно по ней, что с солдатней росла. Это ведь не армянское, а именно гарнизонное, причем, Западной группы войск, где вооружением по всей Европе торговали еще в советское время. А потом все сдали, чтобы ту старую уголовку прикрыть. Неважно.
Короче, именно эта Врагова решила так непринужденно сорвать спектакль. Начала выкрикивать «Позор! Невозможно смотреть!» Ага, как член, сука, жюри. Только это ей были не американские гастроли среди бывшей советской уголовки, в Глазове на спектакль явились мужики с еще не разваленного тогда ЧМЗ. Они ей шикнули: «Заткнись, сука!» Она гордо поперлась к выходу с середины битком набитого зала, потащив какую-то свою подружку-наперсницу. Ну, их обоих отматерили, скоренько выпихали из зала, чтобы место не занимали.
За все это меня и разбирали потом с режиссерами и жюри до двух часов ночи. При мне, делая вид, что меня вообще в природе не существует, Шанской объясняли, что все призы она бы получила, если бы поставила хрень Драгунской про Колумбайн. Чувствуется, что не знали, как перед своими кормильцами от спецухи мое появление объяснить. В затруднительное положение попали.
Ну, потом у меня, конечно, пошло-покатилось. С этой бабской драматургией гарнизонных девок сталкивалась я постоянно. В 2004 году среди ночи киндер-сюрприз Кириенко самолетом Петрушевскую в Ижевск приволок… Вылезла старая калоша доказывать… не пойми что. На самом конкурсе «Театральные ладушки» театр им. Калягина (хоть по возрасту к нам совершенно не относился) ставили что-то по Нине Садур. Там вообще все либо спали, либо свалили в буфет. У обеих дамочек байки из склепа, ни одного живого драматургического образа. И давление мертвечины такое, что вряд ли это даже может быть чем-то опасным. Но это точно не драматургия! И театр — это ведь когда все вместе участвуют в сотворчестве! Неважно.
Короче, тогда, ночью после спектакля, отматеренная публикой Врагова вся кипела благородненьким негодованием с перехлестом. Меня Шанская очень просила молчать, чтобы типа не портить детям остаток пребывания на фестивале. А хоть и молчала, эти суки все равно запретили с нашими детьми общаться.
Но тогда я этой Враговой при всех и предрекла ставить до гробовой доски одну «Зайку-зазнайку», поскольку этот уровень худ\самодеятельности очень точно подходит к ее уровню вспомогательной школы. Выше-то она и не поднялась, как волосенки не взбивала… под миледи в исполнении Тереховой. От нее вообще веяло… разложившимися гарнизонами, Госпиди прости.
Потом мне садистски сообщали, что она создала театр «МодернЪ» (а это не она, а я в 1998 г. написала роман в стилистике декаданса Серебряного века!). Короче, долгое время этот залет в драматургию был для меня весьма болезненной историей… Слава Аллаху, потом все драматургические неприятности стали казаться несущественными после издевательств с этим «экстремизмом». И не в отношении Ксении Драгунской, подлой и лживой девки по вызову, а меня! И это было несправедливо… Но оптимизма я не утратила, поскольку один человек, хорошо знавший эту историю с базарным поведением Враговой в жюри, мне как-то в сердцах заметил, что Врагова у них съехала с катушек, непонятно, зачем театр назвала «МодерномЪ», чтобы там без конца ставить и ставить одну «Зайку-зазнайку»… И тогда мне подумалось, что справедливость все же есть! Пусть и не в отношении меня-любимой (обойдусь!), а хотя бы в отношении Враговой… И, если ты заметила, Нина Садур недавно вылезала на лживом посте про ЖКХ, будто там батареи режут среди зимы, а это технически невозможно. Такое впечатление, что в мск начали разбираться, что за идиотки при драматургии прикормились. Глядишь, еще и деньги начнут считать, чтоб хоть на гарнизонных девок не тратиться понапрасну».
Да, похоже достижениями современной драматургии и театральной режиссуры сегодня уже никто вслух гордиться даже не пробует, поскольку достижения больше материального плана, причем узкой прослойки «звезд» и самих режиссеров. И на фоне выполнения ими массы сопутствующих условий и условностей, очень далеких от творческих задач.
Миф о квартире госпожи Враговой
И еще один интересный факт, с которого начались мои сомнения в словах госпожи Враговой. Оказывается, она является соучредителем движения «Сопротивление». Вместе с Ольгой Костиной, советником главы ФСБ на общественных началах. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Карьерный взлет Враговой произошел на постановке пьесы «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской, драматурга «сложной судьбы», поскольку никак она не могла «попасть в яблочко».
Берешь разбросанные ИАД пазлы, а они идеально подходят друг к другу! И массу попутного материала сразу выявляют. Стоит заглянуть в биографию Людмилы Разумовской… мы тут же обнаруживаем аналогичную «гарнизонную девочку»! И это все же, отбросив многослойность определений ИАД, ставит вопросы по тому, как все эти эти две фишки нашей мозаики попали одна в драматурги, а другая — в режиссуру? Детство и юность у обеих прошло по гарнизонам, в довольно замкнутом мире, что действительно навсегда оставляет большие пробелы хотя бы в «бытовой правде» тех, кто работает на страну и ее гарнизоны.
Разумовская, Людмила Николаевна
Отчим был офицером, и её детство прошло в разных городах СССР. С 1959 живёт в Ленинграде. После нескольких неудачных попыток поступить на актёрский факультет ЛГИТМиК поступила в 1969 на театроведческий факультет этого вуза, окончив его в 1974. После рождения дочери в 1975 начала писать пьесы, первая из которых была поставлена в Ленинграде в 1980. В 1978—1979 училась на высших театральных курсах при ГИТИС.
Во время учёбы на курсах получила от Министерства культуры заказ написать пьесу о «трудных подростках». Результатом стала пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». Министерство её отклонило, но пьеса была поставлена в 1981 в Таллине (на эстонском языке), а затем в 1982 в Ленинградском Ленкоме. Постановка имела огромный успех, пьесу приняли более 20 театров страны, однако в 1983 по распоряжению[источник не указан 2472 дня] Министерства культуры её сняли с репертуара. Разрешена вновь с началом перестройки в 1987. Много раз ставилась за рубежом, в том числе более чем в ста театрах Германии.
«История успеха» этой пьесы мне кажется уж слишком странной. Во-первых, она лживая. Она показывает, как гарнизонные девочки представляли себе процесс обучения и образования «обычных людей». И уверяю вас, подобное вне гарнизонов Западной группы войск в голову никому не приходило.
Ученики выпускного 10 «б» класса пришли поздравить свою учительницу с днём рождения. Но, как выясняется, они решили это сделать вовсе не по доброте душевной, не потому, что они знают, как дорогой Елене Сергеевне одиноко, не потому, что её мать тяжело больна и лежит в больнице, и не потому, что в этом году они с ней расстаются, уходя во взрослую жизнь. Пришли с букетом и подарком потому, что они знают: у Елены Сергеевны находится ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. У каждого есть повод и оправдание стремлению пойти на «преступление»: по-тихому исправить плохие отметки в работах и у каждого вроде бы есть даже угрызения совести по этому поводу. Однако события разворачиваются неожиданным образом для всех. И каждый из учеников по-своему проявляет в них тёмную сторону своей души, показывая, до чего он может опуститься ради отметок.
Елена Сергеевна, несмотря на свою простоту и кротость, пытается твёрдо стоять на своём и отказывается отдавать ребятам ключ, и стойко терпит издевательство подростков. На протяжении всего фильма между нею и учениками идёт словесное противостояние, во время которого она пытается им напомнить о тех принципах и заветах, которым их учили с детства. Ребята в ответ гнут свою линию: их поколение, в отличие от поколения Елены Сергеевны, вынуждено идти на такие крайние меры потому, что «счастливого советского детства» теперь нет, и коррупция в высших учебных заведениях тоже идёт полным ходом. В конечном итоге злополучный ключ так и останется лежать в квартире Елены Сергеевны, но и победителей в этой «схватке» тоже не будет.
Еще более удивляло, как оперативно подсуетился Эльдар Рязанов с фильмом по пьесе, где в главной роли была занята Марина Неелова, затмившая Ирину Купченко, снявшуюся перед этим в замечательном и тонком фильме про школу «Чужие письма».
Перекличка между актрисами, сюжетами, драматургическими подходами происходит и в наши дни. Правда, в результате такой «гарнизонной» переклички «дорогую Елену Сергеевну» уже невозможно представить без пистолета Макарова, направленного на учеников…
25.11.2015
Ирина Купченко: «Правила и запреты выдумали не педагоги и не большевики»
В любом школьном классе неизбежны конфликты. Но на почве новейшей российской истории они начали разгораться относительно недавно, причем противоречия продолжают обостряться… Накануне широкого проката остросоциальной школьной драмы Алексея Петрухина «Училка» наш корреспондент встретился с исполнительницей главной роли Ириной Купченко.
культура: Незадолго до официальной премьеры Вы посетили с фильмом 19 российских городов. Впечатления?
Купченко: Я была убеждена, что люди моего возраста не примут такую учительницу и саму возможность подобной ситуации в школе. Была удивлена тем, что самыми активными зрителями оказались учителя и родители. После каждого просмотра проходило обсуждение картины. Некоторые педагоги утверждали: у нас этого просто не может быть! Но тотчас находились оппоненты: это же мой 11-й класс! Люди начинали спорить, разгорались дискуссии — этого-то мы и добивались. Школьная тема чрезвычайно важна: сегодня — дети, завтра — народ.культура: «Училке» не избежать сравнения с «Дорогой Еленой Сергеевной». Почти тридцать лет промелькнули, а племя младое, незнакомое — все такое же мятежное?
Купченко: Да, но мы зашли дальше, чем в картине 88-го года. Класс доводит Училку до нервного срыва, начинается война нервов. У выпускников, взявших в осаду Елену Сергеевну, не было личных претензий к педагогу — они добивались хороших оценок. Можно ли это делать любой ценой? Ответ, казалось бы, очевиден. Но в 80-х падал авторитет учителей, разрушалась школа, и ребята решили, что могут творить, что хотят… А сегодня? Педагогов лишили воспитательной функции, школьники оказались предоставлены сами себе, улице и интернету.Сегодня речь идет уже не о проблеме отцов и детей, а об общей беде и ответственности за страну. Российская школа — зеркало общества, неспособного идти на компромисс, прощать, понимать, находить общий язык. Раньше была веселая дворовая жизнь. Сегодня мы разобщены — перестали ходить в гости и давать взаймы, не знаем соседей по лестничной клетке, каждый обременен собственными заботами, от которых можно сбежать лишь в глобальную паутину. Но виртуальный мир не компенсирует недостаток взаимопонимания и уважения, никто и ничто не заменит детям любящих родителей и чутких учителей.
культура: Представляя фильм, режиссер признался, что пригласил Ирину Купченко, узнав, что Вы хотели сыграть героиню с пистолетом. В этой шутке есть доля правды?
Купченко: Да. Я всю жизнь исполняла сложные драматические роли, лишь однажды снялась в комедии и ни разу — в приключенческом фильме. Хотелось попробовать силы в женском экшн, вроде «Тельмы и Луизы» Ридли Скотта.культура: Ваша Училка — трезвый, ответственный педагог. Режиссер заставляет ее опрашивать класс по истории проклятых 90-х. Если бы не эта больная тема, то ни пистолета, ни общественно-поколенческого конфликта не было бы?
Купченко: Отчего же? В XVIII веке страсти разгорелись бы вокруг реформ Петра Первого, в девятнадцатом — спорили о крепостном праве, в двадцатом — яблоком раздора стала модель общественного устройства.культура: А в наше время никто, кроме «макарова», не обладает достаточным авторитетом, чтобы вернуть русскому человеку достоинство гражданина?
Купченко: Пистолет авторитетен лишь среди «авторитетов». Подлинное достоинство гражданина могут вернуть только любовь к Родине и служение ей. Авторы воспользовались оружием лишь ради того, чтобы удержать внимание зрителей. Подобным образом поступал и Достоевский — чтобы донести до читателя сложные философские размышления, он строил романы на детективной основе.культура: Ваша героиня ежеминутно решает вопрос «быть или не быть», вправляет времени суставы. В этом сюжете есть и растерянный директор-Гертруда, и бедный завуч-Йорик, блестяще сыгранный Розой Хайруллиной… Согласитесь, история парадоксальна: педагог, учивший только хорошему, вынужден в конечном счете казнить самого себя? Да в чем же она так виновата? Ее просто не хотят слушать…
Купченко: В отличие от принца Датского, Училка не ставит на кон жизнь детей. Пистолет попал в ее руки из-за недоразумения: решив, что это игрушка, она начала отбирать ее у ученика, раздался выстрел… Очевидно, следовало немедленно вызвать директора, охрану или полицию — мальчишка был бы наказан и никто не пострадал. Но моя героиня отваживается на поступок — фактически на жертву: она выбирает «быть» и под дулом «макарова» заставляет класс собраться, сосредоточиться, выучить и ответить урок. Не ради оценки, а для прививки исторического сознания. Силой воли она, как вы удачно выразились, вправляет времени суставы.
(Продолжение следует)
Читать по теме:
2 комментария
Очень выпукло показано что все эти гарнизонные девочки в тему, не столько в драматургию/ режиссуру, а в тему воспитания молодого поколения попадают через спецслужбы. Это только у гарнизонных девочек может возникнуть мысль смотреть на население через прицел табельного оружия. Жаль тратить на такое бесценный жизненный опыт, но и выводы получаются практически бесценные: в режиссуру/драматургию, а главное в тему становления поколений гарнизонные девки попадают исключительно по предоплате и через сотрудничество со спецслужбами, а для самих все заканчивается зайкой-зазнайкой, растянувшейся на 15 лет.
Это ж какой сукой нужно быть, такую гениальную пьесу оболгать! Снова зацепило и унесло, всю от начала до конца прочитал на одном дыхании.
Тьфу ты, Господи, носит же земля такое чмо, как эта Врагова.