Каким пьесам Александра Вампилова был посвящен вебинар Ирины Анатольевны (И.А.Дедюховой) можно понять из названия:
Александр Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» и «Прощание в июне».
Творческое наследие А.Вампилова невелико, а пьес всего четыре. Почему из них ИАД выделила и объединила эти две? По какому признаку?…
Скажу, что мне, «как женщине, как матери», поднятая ИАД тема очень близка. Понятное дело, что не только мне. У нас же половина страны — женщины. И их, если даже уже не для себя, а для родных и близких, волнуют проблемы создания союза между мужчиной и женщиной. Что-то мне подсказывает, что и мужчин это также касается. В сторонке могут оказаться лишь особи иной ориентации. Но им лучше помалкивать, а то достали своими извращениями, к которым страстно привлекают внимание… Честно говоря, не до них…
Короче, Ирина Анатольевна на вебинаре решила рассмотреть две пьесы А.Вампилова и …ещё одну М.Рощина…
Ну, сначала она …ругалась. А что вы хотите? По истечении столь долгого времени никаких тайн не остается, происшедшие события и явления проявляются весьма отчетливо. Картинка из пазлов складывается.
На примере творческой судьбы А.Вампилова ясно видно, как сложно, хоть, и бесспорно талантливому автору пробиться к успеху через уже сложившуюся к тому времени весьма сплоченную условно творческую тусовку (это, если выражаться на современном сленге). В современных отзывах и критике звучит, что А.Вампилов последний драматург мирового уровня. То есть, его одаренность не могла не быть очевидной. Но человека намеренно не пускали, тормозили и всячески «подставляли подножки».
Вот обоснуются в наше время в столицах: Петербурге и Москве, — и считают, что раз они заняли место в центре, то никто другой, пожалуйста, не суйся. Александр Вампилов, конечно же, редчайший талантище. Очень жаль, что не его драматургия пришла вовремя решать проблемы, стоящие перед обществом. А просунули вместо него в этот момент М.Рощина.
И очень жаль нам, дамам, поскольку очень много в нашей женской судьбе испортили заявленные на общественном уровне не теми авторами и не те стереотипы и нормы общественной морали.
Если выражаться языком (практически формулами) ИАД, то были взломаны нормы общественной морали, противопоставлены нравственным нормам. А проще говоря, местечковые формы межгендерных отношений были признаны допустимыми и возведены чуть ли не в ранг добродетелей…, что противоречило нравственным устоям уже сложившейся государственной нации.
Ведь одна из характеристик хорошо устроенного и работающего государства, например, такова:
Английский историк Лэмби утверждал, что одинокая девственница с мешком золота могла проехать по всей империи Чингисхана от Черного моря до Тихого океана, не потеряв при этом ни девственности, ни золота.
Так Лэмби пытался доказать, что в той грандиозной стране царил полный порядок и закон. (Источник)
Но вернемся к А.Вампилову.
На страничке вебинаров выставлены фильмы, которые мы все смотрели: во-первых, «Прошлым летом в Чулимске» 1975 года с очень хорошими актерами, затем «Валентина» 1981 года — с Инной Чуриковой в роли буфетчицы, и еще в 2013 году сняли фильм по этой пьесе.
Википедия подсказывает, что с 1989 года вещи А.Вампилова непрерывно экранизируются:
- 1989 — Двадцать минут с ангелом (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
- 1990 — Провинциальный анекдот (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
- 2003 — Прощание в июне
- 2006 — Старший сын (англ. Elder son)
- 2011 — Свидание (короткометражный фильм по одноименному произведению)[23]
- 2014 — Прошлым летом в Чулимске — режиссёр Виктор Демент
- 2015 — Райские кущи (по пьесе «Утиная охота»)
Что, всего лишь, доказывает, что драматургии-то сейчас нет. Это как когда-то заявляли ИАД на детском фестивале «Ладушки», что написать мюзикл на современную тему (как это было у ИАД) с лихо закрученным сюжетом может каждый, а вот надо, чтобы пьеса воспитывала. В понятии тех, кто может заявить благоглупость «мюзикл на современную тему с лихо закрученным сюжетом может написать каждый», любого зрителя можно «воспитать», стоит лишь ему показать какое-то скучное «воспитательное» зрелище.
Но следует заметить, что зритель — не трудновоспитуемый подросток. У него намного более сложные задачи, особенно в драматургии. Зритель не контингент колонии, чтобы его воспитывать. Если бы колония воспитывала, то мы бы не сталкивались с таким понятием как рецидивист. Наоборот, если человек там что-то совершил уголовное, то у него замыкается смысловая синтагма и он дальше будет повторять одно и то же свое преступление по шаблону, у него формируется собственный неизменяемый криминальный почерк.
Это… да как поведенческий шаблон! Это способ ущербного человека, неспособного следовать общим для всех правилам, выстраивать (достраивать) свои отношения с обществом. Да-да, собственную «драматургию образа». И тоже, знаете ли, пытаясь всех воспитать (подмять) под себя, под свою незрелую личность.
А зритель — не уголовник, он существо гораздо более сложное, поэтому не переносит открытых моралей. Даже для обучения детей сейчас педагогическая наука разработала и разрабатывает игровые формы обучения. А в театр человек приходит, прежде всего, не как в институт, как бы не долдонили менторски современные «мастера жанра» о необходимости «учиться в театре», забывая, что в театре, прежде всего «играют». Сами бы сначала поучились тому, чему учился их зритель. Лезут в учителя необразованные…
Дальше, позвольте, будет конспект вебинара. Не вижу смысла пересказывать услышанное, достаточно и просто записи.
Сюжет пьесы «Прощание в июне» очень лёгкий, и не так давно по ней поставили фильм, по Вампилову. Вот и Вампилов нынче пошел-покатился, схватиться-то больше не за что постановщикам. Уже прошло много фильмов на эту тему — молодому человеку встречается девушка на улице: «Питер FM» был такой фильм, что-то такое легкое, мимолетное, ускользающее впечатление юности… неизменно предаваемой в ходе «взросления».
Всегда в юности прощаются в июне: заканчивается обучение, и если даже встретятся, то обязательно летом что-то произойдет, и будет что-то новое. А в юности, в молодости, каждый год, когда учатся, влюбляются, в сущности, это, как половина прожитой жизни, а потом дальше … просто годики начнут тикать. Надо сохранить в себе это чистое, высокое чувство. У Вампилова есть такое воспоминание – «Прощание в июне».
Попытались снять фильм по Вампилову в наше время. Вставляются туда песенки рок-музыкантов: кому-то понравятся, ИАД …не очень.
И вот две пьесы А.Вампилова: «Прошлым летом в Чулимске» и «Прощание в июне».
Одна пьеса и жизненная и немножко депрессивная, а вторая пьеса – это мимолетное впечатление юности. Потому что июнь, потому что он такой насыщенный, люди сами по себе молодые, экзамены сдают, узнают много нового, ощущение свободы у молодых редкое. Только в июне можно знакомиться на улицах, люди и как бы ждут этого знакомства и бегут от него, понимая , что не место знакомиться на улице.
Эх, если бы у Вампилова сложилась судьба чуточку более оптимистичнее, ведь, он погибает в тот момент, когда только-только у него начало складываться! Очень жаль, потому что сюжет «Прошлым летом в Чулимске» оказался очень стойким. Это означает , что пьеса могла бы решить очень серьезный пласт проблем. Но из-за того, что ее не пускали, она как-то притормаживала, вырвется на большой экран и притормаживает. Вот, как рассказывалось на вебинаре об Андрее Порфирьевиче Новикове, сидят в засаде местечковые, ждут успеха, чтобы он показал, как это надо делать, и они сделают точно также, воспользовавшись своими связями.
Итак, пьеса «Прошлым летом в Чулимске». Это теперешнее название. А изначально она называлась «Валентина».
Дело в том, что как только пьеса была напечатана в журнале «Сибирь», как только Вампиров начал подавать ее в театры, так сразу же взошла звезда Михаила Рощина. Он тут же вылез с своей пьесой. Ну вот нет у человека совести. Совести там, конечно, вообще нет, не сомневайтесь.
Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы кончался самоубийством Валентины.
Впервые опубликована в 1972 году в альманахе «Сибирь» после гибели драматурга.
Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока произведение проходило утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…», но в свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске», и после смерти автора оно стало окончательным.
Хотя пьеса была принята редколлегией ещё в конце 1971 года, обллит дважды отказывал в разрешении к печати (в апреле 1972, ссылаясь на «идейную ущербность содержания», и в июле 1972, называя пьесу «художественно сырой»). Только в августе, после похорон Вампилова, разрешение было получено. (ВикипедиЯ)
Рощин Михаил Михайлович, а настоящая фамилия Гибельман. Родился в 1933 году в Казани, умер в Москве в 2010 году советский российский прозаик, драматург и сценарист. Стал знаменитым благодаря пьесе «Валентин и Валентина», поставленной сразу в двух театрах Москвы.
Родился в семье Михаила Наумовича Гибельмана (1908—?) и Клавдии Тарасовны Ефимовой-Тюркиной (1911—?). Детство Михаила прошло в Севастополе. После Великой Отечественной войны семья Рощина переехала в Москву[3].
Стал знаменитым благодаря пьесе «Валентин и Валентина», поставленной сразу в двух театрах Москвы. Его перу принадлежат много пьес, шесть сценариев к фильмам, а также проза. (ВикипедиЯ)
Рощин тут же пошёл и начал доказывать, что, значит, если пьеса «Валентина», то надо её вообще выкинуть. Что там за Вампилов какой-то, то ли чукча, то ли бурят? А вот он, знаете ли, Гибельман, правда, сейчас уже Рощин.
А эта история напомнила ИАД, как вел себя один из её редакторов «Повелительницы снов». Она очень хотела подать пьесу в театр Ермоловой, а редактор ее романа и предложил; «да-да я схожу проверю». Он сходил, проверил и сдал свою пьесу, написанную в стилистике ИАД, но, естественно, полнейшее барахло. Однако, блеснул, стал известным драматургом.
А тут Рощин пошёл прямо, как говорится, по следам молодого. Так и хочется спросить: «А что у тебя-то, Миша Рощин, времени не было до этого в Москве?» Понятно, что Рощин имел административные ресурсы, а дело с самим творчеством никак не шло. А тут… «Валентина» какого-то Вампилова! И с виду так все просто… Мишутка понимает, что ведь так-то и он может! Ну, обгадил конкурента, наверное, как и тот редактор, не смолчал, не смог. Такие персонажи, как известно, ходят повсюду исключительно «с гадостями для нагода».
Разберём и пьесу «Валентина Валентина». Валентин и Валентина — вот, скажем прямо, звучит надуманно, так и хочется отметить, что у автора фантазии даже нет на имена. Точнее, так ворованные образы проявляются. Ну, чисто по ассоциации. Внутри автора эта парочка разнополых Валентинов не рождалась. Ему мозги снесла вампиловская «Валентина», далее начала в голове клонироваться… в проблемную пиеску.
Вот и пришлось называть Вампилову пьесу «Прошлым летом в Чулимске». Но его-то пьеса начала набирать известности как «Валентина», вот ведь ещё какую подлятину сделал Рощин, клещами вцепился в эту Валентину. Кроме того, переименование пьесы никогда не идет на пользу. Но тем не менее, переименование ИАД сочла удачным. «Прошлым летом в Чулимске» звучит как-то, знаете, по-свойски и всегда актуально.
Валентина влюблена в следователя Шаманова. Первое чувство простой чистой девушки из глубинки. А как Шаманов оказывается в Чулимске? Он, оказывается, буквально сбегает в Чулимск и там живёт в полнейшей депрессии. Потому что он пытался посадить сына крупного чиновника, совершившего ДТП со смертельным исходом. Знакомая ситуация? Сейчас с таким сталкиваемся сплошь и рядом. И вот если бы Рощин тут не влез, мы бы, между прочим, многие вещи решили бы уже тогда на уровне драматургии. В тот момент надо было, как раз, данный вопрос обсуждать, а не сопли размазывать по поводу глупых и неактуальных предрассудков.
Вот смотрите, в это время Распутин, которого ИАД считает скучнятиной, преснятиной, повторением пройденного и так далее … (короче, плохо относится), Распутин в Москве-то остался и пришелся там очень ко двору. И пришелся, как раз, во всяких андеграундных пьесах, Динара Асанова их ставила. Лезет в этот период что-то трагическое… с переигрыванием и перехлестом, с надуманными «проблемами» в стакане воды.
И с Александром Вампилов что-то произошло неимоверно трагическое. Только-только начало получаться … и в результате очень много произошло. И пьеса «Старший сын» очень поздно пришла к зрителю. А это означает, что успела таки выжечь изнутри автора, ведь герои там были настоящие. И когда после вебинара смотрела фильм «Валентина», то чувствовала, что опоздала, опоздала, опоздала эта картина …. ну вот не так это всё звучит.
Хотя, «Старший сын» это, конечно, шедевр. Как вспоминаешь Сарафанова, этого добряка в исполнении Леонова, так такое ощущение, что босыми ножками прямо по душе младенец Христос пробежал…
Вампилов тот человек, который действительно черпал настоящее, и особенно по этим фильмам, по этим двум пьесам видно, что нерешенными драматургией остаются некоторые задачи.
Да, конечно, всем было обидно, что вот дано такому самородку из провинции: никто и звать никак, папа то у него был вдобавок репрессированный, тоже был широкой души человека, про него написали донос, что он хочет отделения Бурятии… По самой идее доноса чувствуется мелочная, подлая и завистливая душонка доносчика.
Вернемся к более эмоционально сложному произведению «Прошлым летом в Чулимске». Пьеса двухактная. В 1981 году Глеб Панфилов по ней снял фильм «Валентина», вернув первоначальное название, что не просто так…
Это редкий фильм, где Чурикова действительно хороша. ИАД в этом фильме все нравится, кроме того, что здесь Шаманова играет человек, который затем уезжает за рубеж, делает нам всем, как говорится, ручкой, дав понять, что в целом мы его недостойны…
Ещё у ИАД вызвала серьезные нарекания исполнительница главной роли, Валентины. В силу того, что героиня, вроде бы, не проявилась особо в пьесе (так считают режиссеры-постановщики), то можно на Валентину выбирать любую кракозябру, застоявшуюся. Здесь играет страшненькая достаточно актриса (Дарья Михайлова), хотя у Вампилова однозначно в пьесе сказано, что это стройная, миловидная девушка. Она, конечно, не бросается в глаза, но ведь у следователя Шаманова, который просто погибает духовно в этом Чулимске (дыра дырой на краю дикой тундры), должна появиться вера в будущее от встречи с девушкой. А такая Дарья Михайлова с внешностью, на которую может потянуть лишь в зажравшихся столицах чисто, чтоб разновкусицу перебить, прямо своей внешностью и символизирует, что это просто унылая провинциальная дыра. Девушка должна быть с большой внутренней (пусть и скрытой) силой и мягким неброским обаянием… По замыслу автора должна бы вроде как к новой жизни пробуждать. А тут такая Дарья Михайлова… от вида которой в передничке и старообрядческой наколке (которые в 50-е носили, а потом лишь в комедиях Гайдая) так и набегают суицидальные мысли… Их отгоняешь, а они как мошкара лезут. Думаешь, а все равно в этом Чулимске нормальному человеку жить невозможно… либо шизнешься, либо сопьешься. Что все остальные персонажи лишь подтверждают, а вовсе не продвигают к оптимистическому финалу. И как все понимают, дело вовсе не в наличии «культурной жизни». Как показывают нынешние голливудские блокбастеры, жизнь повсюду становится бескультурной, когда в качестве красоток начинают кракозябр выставлять.
Правда, ИАД говорит, что сама любит жить в провинциальных дырах, просто обожает. Это у неё такая ирония …горькая. В пьесе показано, в принципе, что Чулимск — это город говнюков. Есть фильм, кажется, с Безруковым, где такая сцена: у его персонажа удивленно интересуются, «что ты в нашей дыре решил жить по-человечески…?» И все это тянется с вампиловской пьесы про город говнюков прошлым летом, где вообще-то совершенно другой следователь Шаманов захотел жить по-человечески. Однако только потому, что Валентина напомнила ему его первую любовь. Вот из чего надо было исходить при подборе актрисы.
Совершенно очевидно, что Шаманов поехал в эту тундру прозябать и спиваться. Есть такая тенденция у наших мужиков «чем хуже, тем лучше». Поехал он разлагаться морально и физически, стать «как все». И тут ему должно было встретиться нечто более убедительное, конечно, чем эта жеваная Дарья Михайловна в наколке буфетчиц 30-х годов на башке. Типичное такое провинциальное занудство, от одного вида которой у нормального мужика должен возникнуть суровый позыв… нажраться в зюзьку и уснуть посреди главного ихнего проспекта им. Ленина в луже с гусями-леблядями.
А чем должна поражать Валентина надломленного Шаманова, уже, между прочим, нашедшем в Чулимске одинокую конкурентку? Валентина должна поразить его внутренним светом! А не коптить сальником, как Дарья Михайлова в наколке. Она его должна поразить чистотой юности, потому что потом она так же его должна поразить попранной этой чистотой. А что там у нашей Даши? Ага… чистенькая Валентина в наколке на башке, которую раньше тетки выбивали на швейных машинках, называлось «ришелье»… А потом ему встретилась Валентина вся такая патлатая, более похожая на существо женского полу, да вдобавок без наколки… И вот как ей сочувствовать? Как? Если до того, как она «побывала в руках», она выглядела всего лишь скучной провинциальной ханжой, а тут вроде как… «жизнь узнала». И этот снос всех акцентов пьесы Вампилова идет всего лишь от неверного подбора актеров! Что означает, что вряд ли Панфилов понимал и сочувствовал всем этим героям, которые вели какое-то жалкое существование и укромное бытие на краю тундры.
В этом фильме «Валентина» 1981 года Глеба Панфилова, с трудом верится, что такой мужик, которого играет Нахапетов (а все помнят как его любили, любили в «Рабе любви», в других фильмах, роскошный такой типаж), и чтобы он в такую вот невзрачную кракозяброчку влюбился? С недосыпу-пережору, что ли? Под уродливой наколкой типа «душу разглядел»? Когда она все поправляла и поправляла этот забор, чтобы всем доказать, какие они сволочи и говнюки… а вот она типа правильная и праведная. Чисто бабская склочность, если честно. Причем, совершенно понятно, что люди и ломали забор только потому, что им сделали с мелочным садизмом совершенно неудобный вход. И все бы поломали и сделали по уму, но нет! Тут мелкая плесень недюжинное упрямство проявляет. Типа сейчас возле этого забора самореализуется.
Мы на вебинаре про А.П.Новикова видели в Сибирском хоре невероятных красавиц! Так ведь красавиц там полно, и именно такую красавицу и надо было в фильме показать, именно такую красавицу, что не поверишь глазам.
А тут подбирают все время Валентин для «Прощания в Чулимске» из каких-то грымз, кракозябрин, в духе Валентина Распутина. Валентин Распутин очень любил расписывать тонкую душевную организацию всяческих кракозябр, каких только кракозябр не описывал со странными, достаточно, мотивациями. И вот тут происходит наложение. То есть, вместо натурального и природного Вампилова нам постоянно подпихивают видение Валентина Распутина. Вроде как одно и то же: ведь, тоже из Иркутска, ну прям на одно лицо, что Вампилов, что Распутин! Без разницы! Как поставят здесь кракозябрину, так и все и повсюду! Даже, если сравнить со старым спектаклем театра Ермоловой 1975 года. Будто от Распутина такая мысль сейчас будет носиться повсюду, что в Сибири одни кракозябры живут, которые чинят и чинят эти идиотские заборы, а их ломают и ломают… тамошние говнюки.
И не сказать, что такое уж безрыбье было в 1981 году для роли Валентины. Хотя Алексей Баталов рассказывал, что сам привел на съемочную площадку фильма «Москва слезам не верит» (1980 г.) Наталью Вавилову, эта красавица поразила сердца молодых советских зрителей в подростковом фильме «Розыгрыш» (1976 г.) того же режиссера Владимира Меньшова, его режиссерский дебют.
Конечно, для Натальи Вавиловой, ставшей «восходящей звездой» советского кинематографа, роль Валентины надо было бы более тонко проработать режиссеру. После такого успеха вряд ли можно было бы выставить юную красавицу Вавилову в передничке и безобразной наколке дыру в заборе чинить… на побегушках у жены великого и талантливого режиссера Панфилова.
Тут-то как раз и видна вся чулимская трагедия, как в капельке. И Шаманов вдруг тонет в этих прекрасных девичьих (русалочьих) глазах, в пене волос юной красавицы, которая тоже хотела бы, чтобы все вокруг ей соответствовали и не подходили бы к буфетной стойке через дырку в заборе. И от встречи у забора именно с Натальей Вавиловой стало бы понятно, почему вдруг Шаманов в финале едет на процесс, решив не сдаваться. Пусть и Валентина сделала свою попытку сдаться, но тоже в финале все же идет к этому злополучному забору.
А режиссеру Панфилову в таких тонкостях было разбираться недосуг. Ему намного проще было на место у забора поставить кракозябру, а на роль любовницы Шаманова выставить Удовиченко… чтоб всех Валентин положить на лопатки одной левой, не оставить им шанса.
Дело в том, что у буфетчицы, которую играет его жена, по сюжету есть сын, проблемный … мальчик, великовозрастный. У них постоянно идут стычки с Шамановым. Чувствуется в пареньке большой уголовный потенциал, блатные замашки. И тут вдруг выясняется очень интересной момент, что очень много человек определяет как в этой дыре будут жить. Выясняется, что этот проблемный сыночек многое определяет в этой дыре… естественно, он тоже положил глаз на Валентину, на этой почве они и сталкиваются с Шамановым.
Валентина — это образ неизбывной, вечной женственности. В какой-то момент и буфетчица была такой Валентиной. Сейчас уже жизнь потрепала ее, она уже повидала виды, как говорится. И каждый раз приходится вспоминать фразу из романа «Три товарища» Ремарка, что «три вещи мы теряем всегда безвозвратно, это — молодость, невинность и наивность». Вот буфетчица это такая же – Валентина, но потерявшая и молодость и наивность, и невинность. Такой расклад. Совершенно реальные типажи.
Кстати, вот по этой сцене и фото видно, что Панфилов подбирал актрису для роли Валентины под Чурикову. Но, надо было понимать человеку, что, хоть, и жена, и играет замечательно, но в молодости даже Чурикова не то, что красавицей, а и миловидной-то не была. Слишком специфичная внешность. Честно сказать, кобылья физиономия у нашей кинозвезды… Осталось режиссера только чисто по человечески поблагодарить, что он ещё большую страхолюдину на роль Валентины не взял.
Но ведь и буфетчица должна была нести в этом месте следы потрясающей угасшей красоты! Это… ну, явно Валерия Заклунная из «Место встречи изменить нельзя». Невероятно красивая женщина, оказавшаяся на дне жизни среди подонков общества. Женщина с историей, с подтекстом, с горькими складками у грустных глаз.
А тут устроили… чайную в Чулимске, хотя эпоха чайных и в чулимской тундре завершилась в 50-х… В расцвет чайных актрис, выбранных режиссером Панфиловым, на порог чайных не пустили бы даже в Чулимске. Может быть, именно в Чулимске не пустили бы в первую очередь.
Надо ведь понимать, почему в начале 70-х, когда уже и забыли это название «чайная», Вампилов вдруг выводит его на сцену. Понятно, что режиссеру Панфилову больно надо было этим интересоваться, но чайные в Сибири были местом постоянного трапезничанья местного начальства. И прежде всего, партийного и гулаговского. Там работали лучшие повара и самые-самые красавицы. Как объяснила ИА, бабушка которой работала шефом районной чайной как раз в Иркутской области в 40-50 гг., это ее место было не ниже шефа столичного ресторана «Прага». А уж в обеденный зал, по выражению ее бабушки, «чистых Жар-птиц выпускали».
Поэтому в пьесе как бы должен срабатывать этот диссонанс с былым расцветом сибирских чайных, но все же не до такой степени, чтобы вместо Жар-птиц оказались Чурикова и Михайлова. Жар-птицы так и остались при чайных… чинить заборы и тоскливо смотреть, как на балконе Кашкины качают пресс перед встречей с единственным теперь в округе стоящим мужиком.
Вокруг советская власть, где-то можно на какой-то должности перезимовать, и вот полно таких мужичков, которые при этой чайной разлагаются до уровня бичей. В теплой женской компании этих двух чулимских Валентин — молодой и более опытной. Работать особо негде. Еще меньше возможностей какого-то… духовного роста. Тут ИАД очень извинялась за использование этого затасканного симулякра, чтобы мы все не подумали, будто и она такая же упорная до склочности Валентина, чинящая забор у чайной.
Как видим, Валентина тоже не без проблем, есть в ней душевный надлом, когда она вечно заделывает эту дыру, ухаживает за палисадником, хотя в принципе там все голое, руки не дотягиваются у людей. Ну, ничего, зато нас сейчас подержали в черном теле, глядишь, через некоторое время все захотят жить по-другому, красиво. Так вот и Валентина занимается этим ландшафтным дизайном как бы наперекор всем, чтобы именно самой жить лучше… И это идет не внутренняя перестройка, а чисто внешнее украшательство, вдобавок, никому особо не нужное.
Но здесь главная такая мысль — что есть такие течения, не совсем приятные, вот, например, почему следователь Шаманов оказался в такой дыре, как Чулимск.
В последней сцене есть отступление от пьесы. Дело в том, что в пьесе Еремей-охотник, который прибыл в Чулимск, чтобы похлопотать о пенсии, а он всю жизнь проработал в геологических партиях, где его брали без оформления, и потом он был охотником, о пенсии не думал. Но у него жена умерла, в общем-то вся жизнь разрушилась, ему надо хоть к чему-то прибиться, и он поневоле становится свидетелем всех этих событий.
И когда в последней сцене Валентина выходит и все взгляды устремляются на неё, она держит себя гордо, независимо и она идёт эту дыру поправлять в палисаднике, то помогать ей бросается Еремей. Он представитель какого-то северного народа, из многочисленных народов Сибири. И вот словно сама Сибирская природа эту девушку поддерживает. Вот когда к Валентине бросается Еремей, то дыра в заборе поднимается до уровня починки прорехи во всем мироздании. А вот до этого… впечатления были весьма посредственные.
Мы видим в одной из сцен, как другая молодая особа делает какие-то гимнастические упражнения на деревянном балкончике, звучит музыка. Это любовница Шаманова – Кашкина. Ясно, что такой мужчина, естественно, один жить не будет. А Кашкиной надо чтобы он уехал в город из Чулимска. Какой-то город есть поблизости, где раньше жил Шаманов. Она хочет вырваться из этой дыры. И по-человечески ее понять можно. Отдохнула на природе, пора выбираться из этой тины, иначе жабой станешь, как старшая буфетчица.
Сюжет там завязывается вполне жизненный, бытовой. Итак, на суд к сыну чиновника, совершившего ДТП со смертельным исходом, Шаманова не пустили, послали другого следователя. Он обижается, увольняется, и его не понимает никто, как он считает, он разводится с женой, приезжает в этот Чулимск и работает следователем, а заодно сходится с этой Кашкиной. Типа взрослый мужик… да и чем еще заняться в этом Чулимске, когда изнывающая Кашкина на виду всего Чулимска «поддерживает форму» на балконе?..
Кашкина строит всякие интриги, всё очень жизненно. ИАД уверена, что Вампилов знал, что рано или поздно Кашкины захватят весь мир, так же рьяно поддерживая форму. В сущности, нынче мы и видим триумф этих Кашкиных, которые у нас сейчас во всех присутственных местах, в думе и сенате, во всех сериалах… одни Кашкины, стоит плюнуть — непременно попадешь в Кашкину.
И вот этому типажу и пытался Вампилов противопоставить двух Валентин… Но ему самому плохо верилось, что даже вдвоем Валентины сумеют одолеть одну Кашкину в хорошей физической форме. Особенно, когда старшая Валентина погрязла в семейных проблемах, а вторая никак не может отлипнуть от дыры в заборе.
Впрочем и следователь с мятущейся нервной душой достаточно типичен для провинции. ИАД рассказала, что в своей жизни она видела трех таких Шамановых, которые уехали из её города. Один, Якубовский, вынужден был уехать, потому что оказался хорошим следователем. Нашел концы в деле с продажей и покупкой векселей Минфина. И речь шла о том, что после такого расследования ему бы просто физически не выжить в их славном городе говнюков. В особенности, после того, как там в лесополосе два обгоревших трупа обнаружили.
В пьесе описывается, представьте себе, подобная ситуация, есть актуальный социальный подтекст, и уже тогда встаёт вообще вопрос о срастании криминала с властью. В пьесе, к тому же, описана типичная ситуация …сколько раз ИАД приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда думалось, каким же образом нужно выживать приличной девушке в провинции.
И вроде есть там такой «первый парень на деревне, вся рубаха в петухах» — Павел, сын буфетчицы. Как мать, буфетчица его и жалеет, и даже гонит его, чтобы он скорее уезжал отсюда. А ему здесь нравится, вот это болото как раз по нему. Он решил разлагаться, опускаться тут, подличать. Он понимает, что здесь он может быть самим собой, а матери это не нравится, она понимает, что здесь ему удержу нет, а в большом городе он, так или иначе, будет вынужден подстраиваться под нормальных людей и без матери.
Он положил глаз на Валентину. Она действительно вся такая положительная, ходит надувшись, не понятно на что, по жизни обиженная. Здесь показывается один день, почти как в классической пьесе (единство места, времени и действия). И на следующее утро Валентина опять выходит ремонтировать этот палисадник, а ей бросается помогать старый охотник, эвенк или чукча, неважно кто по национальности. Важно, что природный такой человек, носитель исконных, природных тенденций и традиций, он в этот момент бросается на помощь.
Среди персонажей есть и бухгалтер («Бухгалтер, милый мой бухгалтер\\ Весь он такой… такой простой!«), это редкостная зануда, мы видели, как он лазает через дыру, хотя там все лазают через дыру. Этот бухгалтер вообще-то по душевной склонности не прочь завязать отношения с Кашкиной, любовницей этого следователя. И Кашкина там до Шаманова вполне могла бы достаться этому бухгалтеру… ну, может, через пару лет безысходного поддержания формы на балконе… дожал бы ее этот бухгалтер. А тут появляется проблемный всклокоченный Шаманов… Возникает сложная жизненная коллизия.
Нда, произошла такая внезапная вещь… о которой мечтает множество провинциальных Кашкиных на краю тундры. Умирает, умирает здесь Шаманов, морально разлагается вместе со всеми в этой дыре, потихоньку превращаясь в такого же говнюка, как этот Пашка, сын буфетчицы. А тут он ожидает машину, машину опять задержали, стоит у палисадника, у дыры, которую опять заделывает Валентина, и он начинает с ней разговаривать, а Валентина ему отвечает… как бы через силу. И вот понимаете, здесь должна какая-то искорка пробежать.
Всё хорошо в этом фильме «Валентина», замечательная такая натура, в смысле дикой природы и общей провинциальности… типа «патриархального бытия», когда и утром, и вечером светит одна радость в жизни — проломиться через Валькину дыру в заборе и опохмелиться в буфете.
И тут должна возникнуть такая встреча… у дыры в заборе. И все же она должна душу согреть и даже как-то воспарить… Но только здесь нечто невыразительное и унылое играет Валентину, такая извечная бледная немочь… почти что бесполое создание. Какая-то лживая актриса, то есть мы понимаем, что на самом деле героиня не такая. Здесь действительно она должна раскрыться, то есть буквально раскрыть большую и светлую душу. А там… то ли души нет, то ли там шкатулка с секретиком… проверять неохота.
Мужику 30 лет, у него вся жизнь замешана в неповторимости своей, когда все пошло наперекосяк. Он сидит думает — скорее бы пенсия, и это в 30 лет, сейчас бы шиш выкрутили. Он такую мысль подхватывает от Еремея. Еремей — старичок пришел хлопотать о пенсии. И на фоне этих скучных стариковских хлопот о пенсии Шаманов в расцвете лет решает, то ли ему пенсии ждать, то ли сразу утопиться. Чувствуется, Кашкина над ним довлеет. Достала банальщиной и стремлением «выйти в свет».
Вдруг у Шаманова жизнь переворачивается от разговора с молодой, красивой девушкой. Он вдруг ее видит, впервые он вообще ее видит, а не смотрит вскользь… И девушка должна светиться изнутри, она же в этот момент у Шаманова жизнь переворачивает! А выглядит… как будто Шаманов вроде Пашки решил на молоденькую девочку глаз положить.
Да, ещё хочется отметить такую тему с нацменьшинствами. Вот в 2016 на Оскаре разгорелся скандал. Помните?
Вокруг «Оскара» разгорелся расовый скандал
2016, 19 января 2016, 15:20:36
Вокруг кинопремии «Оскар» разгорелся скандал: чернокожие актёры и режиссёры призвали бойкотировать предстоящую церемонию вручения премий Американской киноакадемии из-за отсутствия афроамериканцев в списке номинантов в актёрских категориях.
То есть никто из известных и заметных актеров афроамериканцев на церемонию Оскара не пришли, потому что ничего значимого не снималось для чернокожих. Я хочу напомнить, что в советское время у нас отслеживалось все-таки, чтобы кино отражало жизнь многонационального народа во всем ее многообразии. И тогда играл в кино был наш знаменитый Дерсу Узала, актер Мунзук Максим Монгужукович. Помните?
Максим Монгужукович Мунзук (15 сентября 1912 (по другим данным — 2 мая 1910 года), с. Межегей Тандинского района Тувинской АССР — 28 июля 1999, Кызыл, Тыва, Россия) — советский тувинский актёр, один из основателей национального театра. Исполнитель роли Дерсу Узалы в одноимённом фильме Акиры Куросавы.
Максим Мунзук был разносторонней творческой личностью. Он был актёром, режиссёром, певцом, собирателем музыкального фольклора, композитором, педагогом. Им сыграно большое количество ролей различного характера на сцене Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола. Народный артист РСФСР и Тувинской АССР[1].
Максим Мунзук сыграл в 22 фильмах, среди которых и оскароносный «Дерсу Узала», и документальный фильм «Алмазная тропа», и драма «Сибириада» Андрея Кончаловского. Среди самых интересных и ярких театральных ролей стоит отметить следующие: Тонгур-оол («Тонгур-оол» Салчака Тока), феодал Шыырап в «Боттанган кузел» («Осуществлённая мечта» Салчака Тока). Также Максима Монгужуковича помнят в образах Андрея Валько в «Молодой гвардии», слуги Осипа в «Ревизоре», Жухрая в постановке «Как закалялась сталь» по Николаю Островскому[2].
И, видите, больше толком нигде не мог сниматься, потому что ролей нет для такой фактуры. А вот здесь, в пьесе Вампилова, роль как раз для представителей всех сибирских народов. И получается интересно что, если взять творчество скажем Валентина Распутина, то там, в принципе, тоже нигде коренным жителям Сибири играть не в чем. Такая же картина и сейчас, чего уж на советское время обижаться. А это вышло по вине такого вот фильма, раз потом получилось, что всем нашим актёрам играть негде стало, а не только представителям коренных народностей Севера.
Вследствие чего ИАД полагает, что не надо было вот из кракозябры делать представительницу Сибири. Вот представленная таким образом Валентина много чего перекрыла именно сибирякам. Валентина на самом деле должна была олицетворять образ Сибири, стать нечто вроде её визитной карточки, или, как сейчас говорят лицом бренда.
Продолжение следует
Читать по теме:
2 комментария
Спасибо!
очепятка «Валены». :)
Большое спасибо! Очень понравился разбор и анализ. Совпадает с внутренним ощущением и личным опытом.