К образу Бабы-Яги все некогда вернулись (навернулись?) в августе 2012 года, когда Ирина Анатольевна вдруг выдала нам (не в самое лучшее время для нее) этот образ, причем сразу с академическими ссылками.
Куда уводят мечты
07.08.2012 г.Как известно, Баба Яга — существо бессмертное и бессменное. Только отстоит сменку у одного поколения, так уж ему на смену другое на подходе. Уверена, самые умудренные жизненным опытом помнят еще, как эта неугомонная старушка что-то пыталась всем доказать на Новогодних елках. Самыми экстремистскими методами, конечно.
А поскольку нынче милицией маленьких уже пугать неактуально, а полиции (с превратно воспринятыми расширенными правами) откровенно боятся все взрослые, включая депутатов, — решила я тут начать пугать несмысленышей Бабой Ягой, вызвав у них горячий интерес к ее личной жизни и, так сказать, «предыстории».
Привыкли они, что все наши «звезды», которыми только пьяных по подъездам пугать, — самым подробным образом докладывают все свои злоключения в жизни по телевизору. И после этих вопросов я поняла, что знаю в деталях, как женились Алла Пугачева и Филипп Киркоров, как шатенка из «Дома-2» съела пиццу с ракушкой, а потом ее жених бросил… а про Бабу Ягу, которая в последний раз меня доставала в 20 лет с мультиком «Баба Яга против» (то бишь, против Московской Олимпиады в 1980 г.), — не знаю практически ничего!
Изучив вопрос в тонкостях, скажу, что меня в очередной раз огорчила убогая фантазия наших филологов, проявленная ими при толковании «смысла, заложенного в этот образ».
В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля» — „ползающая по земле»», — пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.
Все мы встречались с Ягой, костяной ногой в детских сказках, фильмах, да на каждом шагу! Каждый раз понимая, что Баба Яга — встречается на распутье, определяя наш выбор, и почему-то знает о нас подозрительно много, причем, с самой плохой стороны. Но мы понимали, что лишь она поможет найти дорогу к заветной мечте.
«Направо ехать — коня потерять, — куда мне без коня-то? Прямо ехать — женату быть, — не за тем я в путь-дорогу выехал. Налево ехать — коня спасти, — это дорога самая лучшая для меня». И поворотил он по той дороге, где коня спасти — себя потерять.
Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру—красна солнышка до закату — и наезжает на избушку. Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.
— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.
Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там сидит баба-яга, старых лет. Шелковый кудель мечет, а нитки через грядки * бросает.
— фу, фу, — говорит, — русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.
А Иван-царевич ей:
— Ах ты, баба-яга, костяная нога, не поймавши птицу — теребишь, не узнавши молодца — хулишь. Ты бы сейчас вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать—чей да откуда.
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. А Баба Яга всегда интересовалась о деле в философском плане,сразу выставляя правильные акценты: «Дела, добрый молодец, ищешь или от дела бежишь?» В конце концов, добрым молодцам не столь уж важна личная жизнь Бабы Яги на болоте с лешими и прочими кикиморами, сколько возможность исполнения собственной мечты.
И так уж получается, что в нашей истории, по всей видимости, Бабой Ягой оказываюсь я! И уж перед тем, как давать советы об исполнении собственной мечты (в чем и есть истинная задача настоящей литературы — хоть художественной, хоть прикладной, хоть научной), давайте попытаемся научиться… загадывать саму мечту! Ведь именно мечты отличают нас от всех других существ земли. Правда, кто-то строит свои мечты, а кто-то пытается их купить.
А мне хотелось бы, чтобы в гостях у Бабы Яги со своими мечтами смогли побывать все. Ведь когда вы что-то задумываете, велика вероятность, что вокруг очень много тех, кто задумал противоположное. Как же научиться мечтать так, чтобы задуманное сбывалось, достигалось, как само собою разумеющееся? Как из многоголосого вопля «Ах, если бы сбылась моя мечта!» — выделить свою скромную мечту, чтобы ее бесцеремонно не рушили мечтательные соседи?
Да, уж типа не у меня вам учиться, ведь свои мечты-то я не исполнила. Понимая скопившийся к этим строчкам сарказм, скажу прямо, что если бы мне оставили хоть один шанс в реале, а подыгрывали бы против меня в чапаевки, подло отдав все мои законные достижения тем, от кого вам ни жарко, ни холодно не будет, кто, в сущности, так и останется пустым местом, — то… вряд ли бы я сегодня озаботилась исполнением ваших мечтаний.
Я бы тогда с легкостью внушила себе, что предел моих мечтаний — стоять на берегу и дожидаться в ликующей толпе, как Владимир Владимирович Путин в лучах заката выходит из синего-синего моря с амфорой в руках и дельфиньим засосом на загорелых скулах.
А про «стали лучше одеваться» и «больше стали сеять ржи» — я бы рассказала куда увлекательнее Светы из Иваново. По мне хоть можно заметить это «лучше одеваться» невооруженным глазом, в отличие от Светы. Я бы нашла и массу других положительных примеров, которые вам и отшить было бы нечем. Потому что в каждой даме под тихим омутом сидит эта самая Баба Яга, которую лучше не злить.
И к статье шло несколько роликов, которые на сегодня попросту снесли. А поскольку эти ролики с пояснениями Ирины Анатольевны выявляют «источники просветления» всех последующих «марафонов желаний» и «курсов личностного роста». И конечно, сейчас многие удивляются, как и почему с ними произошло что-то нехорошее, ведь им обещали, что у Дедюховой (особенно, когда она в образе Бабы-Яги) можно воровать без ссылок и делать вид, будто это твое. Типа она все равно долго не протянет, раз ею «занялись».
Но сегодня рассмотрим… хм… так сказать академическую составляющую этого образа. А здесь лучше всего подойдут школярские работы. И для начала заметим, что сказка сказочке — рознь. А недавно в Книжной лавке были выставлены работы В. Я. Проппа и его последователей.
Но ведь… все себя сами умными считают. А еще считают, будто можно шмонать по карманам без ссылок и «ничо не будет». Ворчу, извините, достали такие вот авторы «компиляций», полагающие, будто даже занимаются «наукой».
Отметим дату, компиляция выполнена через три года после публикации Куда уводят мечты.
Автор: Тибенько Татьяна Ивановна Научный руководитель: Бондаренко Инесса Владимировна Рубрика: Русский язык Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г. Дата публикации: 05.05.2015
Как отмечает В. A. Иванов в «Мифах языческой Руси»: «БAБA ЯГA — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами» [1] В. Даль пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» [2].
Яга живет «в глухом лесу, вне обычной сферы жизни человека; ее вид и положение в избушке противоестественны: «ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок»… руками она «в печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет».
«Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами» [3].
О бабе-яге, отталкивающего вида лесном божестве, колдунье, которая обладает многообразной властью, повествуют в основном сказки. Aнализу этого образа посвящено много исследований, в том числе фундаментальные труды A. A. Потебни и В. Я. Проппа. Я. Пропп считает образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного) [4]. В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом земля — «ползающая по земле», — пишет О. A. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга [3].
Образ бабы-яги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В. Я. Проппа,
«сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, «яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары или вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. Вообще Яга творит множество добрых дел.
Второй тип — яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Яга — похитительница — наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги.
Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т. д.).
Третий тип — яга-воительница. В некоторых сказках Яга превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Ягу наделили чертами людоедки, похитительницы зверей, характером злой воительницы, беспощадной к жертвам. Яга-воительница в сказках — это обычно противоположность героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т. д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Яга — воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них.
Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная» [4].
В. Я. Пропп считает образы яги-похитительницы и яги-дарительницы состоящими в теснейшем историческом родстве, связанными с комплексом посвящения и представлениями о прибытии человека в царство мертвых. Он полагает, что некогда существовавший обряд посвящения превращение отразился в сюжетах сказок. [4]
Для бытующих поверий XIX-XX вв. «сказочный» образ яги-бабы не характерен; лишь иногда о бабе-яге повествуют как о существе относительно реальном. Так, крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».
В таком облике бабы-яги проглядывают черты лесного, а также стихийного, летающего божества, духа. Она напоминает и обитающих в избе, «прядущих судьбы» кикимору, суседку, доминушку; напоминает и ведьму.
По-видимому, трансформировавшиеся в сказочном образе бабы-яги представления о древнем, наделенном универсальной властью божестве отразились в обликах и целого ряда более «специализированных» мифологических персонажей, вера в реальность которых сохранилась в XIX в. Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью.
«C проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг — в злого колдуна, мать и хозяйка зверей — в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание» [4].
И у бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как яга, может быстро перемещаться, летать на помеле, ухвате; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи, на печном шестке; она наделена способностью оборачиваться в птиц, животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.
Постоянное место обитания Яги — дремучий лес. В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке.
Cтоит она посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только невелика радость войти внутрь. Так, например, она «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет».
Забор вокруг ее избы — из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засовов- ноги, вместо запоров- руки, вместо замка- рот с острыми зубами. В доме ведьма обычно колдует у печи, очага; в печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.
«И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька, об одном окошке, со крутым крыльцом. Стоит, сама собой повертывается» (русская народная сказка «Василиса Премудрая») [5].
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга — баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто видит ягу, становится нем»…
Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями. Cлугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила.
Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Литература:
1. Иванов В. В., Топоров В. Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. 1995.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 2, 784 с.
3. Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского севера.- Из-во Ленинградского университета.1983 4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб. 1996
5. Сборник русских народных сказок.- М.: Эксмо, Наталис.2008.
6. http://www.zаnkоvсоm/lit-mеt3.htm — статьи по изучению народных сказок
7. http://ww.pаgаnism.ru/bаbаyаgаhtm — о происхождении образа
8. http://myfhоlоgy.nаrоd.ru/hеrоеs/b/bаbа-yаgа.htm — о славянских мифах
Вот как славно старушкам-ягушкам юные дарования все ссылочки подсобрали, но составшись на главну. Можно подумать, что им Пропп все доподлинно выложил, причем лично.
И все проскакивают главное! С Ягой каждый встречается, здорово заплутав, на распутье!
Баба Яга — встречается на распутье, определяя наш выбор
А тут на недавнем вебинаре Ирина Анатольевна выложила то, что все знают по детским сказочкам, но чего Пропп точно никогда не говорил: Баба-Яга в русских сказаниях — прототип Ариадны с ее путеводной нитью, поскольку она всегда дает полюбившимся персонажам клубочек, который катится и выводит героя туда, куда ему действительно нужно. А она сама… не чужда, знаете ли. Поэтому ей виднее.
Так и мы с вами во всех сложных ситуациях отправляемся на очередное стойбище нашей сетевой Бабы-Яги, чтобы она каждому, своими методами нетрадиционной «псыхической» терапии (в основном, «дюймовым патрубком в рыло») всучила эту самую путеводную нить. Ну, типа дала ниточку с клубочком.
Проработала тут работы юных дарований и их наставников… они это все относят к ипостаси «Баба-Яга — дарительница». Типа… мало она всяким одаривает. Путеводную нить суют в одно лукошко с ниточкой и золотой иголочкой, которые Баба-Яга дарила для вышивания цветов невиданных и красот ненаглядных.
А клубочек все юные дарования честно путают с колобком… очевидно, после страшной части «Последнего богатыря», где появлялся Колобок в виде… в виде… в ужасном виде.
Бабу Ягу в «Последнем богатыре» играла Елена Яковлева. Поэтому у всех и связалось, что такой Колобок слеплен именно ею.
Елена Яковлева в роли Бабы-Яги в фильме «Последний богатырь»
6 февраля 2022
Когда я посмотрела первую часть «Последнего богатыря» я не сразу поняла, что Бабу-Ягу играет Елена Яковлева. Что-то знакомое проскальзывало в голосе и глазах, но пока не прочитала состав актеров — не узнала.И это же надо было так загримировать, чтобы не узнать известную актрису)) Нужно сказать, что с ролью она справилась прекрасно.
Хотя некоторые зрители со мной не согласятся.
Кому-то не понравился избыток силиконового грима, который утяжелял лицо и не давал Елене в полной мере отыграть мимику на лице.
По словам Елены, грим накладывали по 5 часов и весил он 1,5 кг. Снимали долго, при разной температуре и к концу съёмок носить грим было очень тяжело.
Но Елена справилась и этот опыт ей очень понравился.
Особую изюминку Бабе-Яге придают молодые и озорные глаза Елены. Зрители отмечали, что вкупе с кокетством — образ получался каким-то свежим и не заезженным.
Честно говоря, вначале я прочла, что образ у Елены Яковлевой получился свежим и… «незагаженным»... А он, оказывается, незаезженный. Ну, очевидно, как у Колобка — пусть и загаженный, но не заезженный.
А юные «ученые» выдают на сей счет и с того времени такие прэзентации.
И зачем им клубок дарить в таком случае?.. Типа приперлись за подарочками, перепутав Бабу Ягу с Морозко.
Но… на сегодня у нас Баба Яга — воительница! А это у нас кто? Да, ясен пень, это Джон Уик, Баба Яга. Мочит всех подряд как в сортире. И как раз недавно у нас состоялся вебинар на эту тему. Причем, очередной, сквозной, так сказать.
Искусство кино: Чад Стахелски и Дэвид Литч — сага о Джоне Уике
Трилогия Джон Уик, рассказывающая о таинственном мире наемных убийц, с легендарным Киану Ривзом в главной роли, с каждым новым фильмом становится всё круче.
Каждый фильм серии наполнен сумасшедшими боями и перестрелками.
Зрелищная сцена погони по зеркальным коридорам отеля Континенталь получила свое развитие в третьей части. Огромные зеркальные декорации обошлись создателям в 4 млн. долларов.
Но оно того стоило! Пока Джон разбирался с приспешниками Зеро, он перебил большую часть зеркал. Впечатляет как миллионы долларов разлетаются в дребезги?
Отель Континенталь, на территории которого запрещены любые убийства, кажется очень интересной идеей.
Правда Джона Уика это не остановило в концовке второго фильма, за что в третьей он и поплатился.
На самом деле идея с Континенталем перекочевала в Джона Уика из другого фильма Киану Ривза – «Константин: Повелитель тьмы».
А так сразу и начнем… с конца! Смотрите, какой замечательный Баба Яга получился из Киану Ривза.
«Джон Уик 4» (англ. John Wick: Chapter 4) — американский художественный фильм в жанре неонуарного остросюжетного боевика, поставленный режиссером Чадом Стахелски по сценарию Шэя Хаттена[англ.] и Майкла Финча, как продолжение фильма «Джон Уик 3» из серии о бывшем наёмном убийце в исполнении Киану Ривза, наряду с Донни Йеном, Биллом Скарсгардом, Риной Саваямой, Хироюки Санадой, Клэнси Брауном, Марко Сарором, Скоттом Эдкинсом, Лоренсом Фишберном, Лэнсом Реддиком и Иэном Макшейном. Первый фильм серии, снятый без участия Дерека Колстада — создателя персонажа Джона Уика и сценариста трёх предыдущих фильмов.
Выход в кинопрокат состоялся в 2023 году: 23 марта — в России, 24 марта — в США.
Сюжет
В Нью-Йорке Джон Уик готовится отомстить Правлению Кланов, скрываясь под землей вместе с «Голубиным Королём». Он отправляется в Марокко и убивает Старейшину, единственного человека, стоящего выше Правления. Из-за этого управляющий отеля «Континенталь» Уинстон Скотт и его консьерж Харон вызываются к маркизу Венсану де Грамону, высокопоставленному члену Правления, который отчитывает Уинстона за его неспособность убить Джона.
В наказание, де Грамон отстраняет Уинстона от обязанностей управляющего, уничтожает «Континенталь» и убивает Харона. Затем, он отправляется в Париж и нанимает Каина, слепого, вышедшего на пенсию наёмного убийцу и старого друга Джона, чтобы тот убил его, угрожая в противном случае убить дочь Каина. Джон находит убежище в отеле «Континенталь Осака», которым управляет его друг Симадзу Кодзи, являющийся братом Каина. Убийцы де Грамона, возглавляемые его правой рукой Чиди, прибывают вместе с Каином, чтобы убить Джона. Акира, дочь Кодзи и консьерж отеля, приказывает эвакуировать отель и присоединяется к своему отцу, Джону и персоналу отеля в борьбе с убийцами Правления. Акира ранена, в то время как Кодзи рассказывает Джону, как сбежать. По пути Джон отбивается от очередной волны убийц, за которыми следует Каин.
Их прерывает следопыт, преследующий Джона ради контракта, по прозвищу Мистер Никто, но он отпускает Джона, решив, что денег по контракту пока недостаточно. Акира тоже сбегает, но Кодзи убит Каином. Джон возвращается в Нью-Йорк и встречается с Уинстоном на могиле Харона. Уинстон предлагает Джону вызвать де Грамона на Верховную дуэль, поскольку победа освободит его от обязательств перед Правлением. Согласно традициям, Джон может вызвать на дуэль только от имени преступной семьи. Учитывая, что ранее он разорвал свои связи с Ruska Roma, Джон отправляется в их штаб-квартиру в Берлине, чтобы получить новый герб, отмечающий его членство в синдикате. Его приемная сестра Катя соглашается сделать это в обмен на убийство Киллы Харкана, главы немецкого старшего стола, который убил ее отца.
Джон находит и убивает Киллу в его ночном клубе. Затем Катя клеймит руку Джона гербом Ruska Roma, что позволяет Джону официально запросить дуэль с де Грамоном через Уинстона, который, в свою очередь, просит восстановить «Нью-Йорк Континенталь» и его в качестве управляющего в рамках его условий в случае победы Джона. В Париже Джон и де Грамон решают параметры своей дуэли на встрече, модератором которой является Предвестник, эмиссар Правления. Де Грамон назначает сопротивляющегося Каина сражаться вместо себя. Поединок должен состояться на рассвете следующего дня в Сакре-Кёр; Вестник сообщает, что и Джон, и Уинстон будут казнены, если первый не явится вовремя. Каин говорит де Грамону что отказывается биться за него, тот в свою очередь напоминает ему о дочери и последствиях, Каин молча отходит. «Голубиный Король» прибывает в Париж, чтобы подарить Джону оружие и новый баллистический костюм.
Де Грамон пытается помешать Джону прибыть на дуэль, заключив контракт на 40 миллионов долларов за его голову. Джон отбивается от киллеров по пути в Сакре-Кёр, включая Мистера Никто, но последний прекращает охоту на Джона после того, как тот спасает собаку Мистера Никто от убийства Чиди. Каин помогает Джону с боем подняться по лестнице, ведущей в Сакре-Кёр; Чиди чуть не убивает Джона, но Мистер Никто убивает его первым. Джон и Каин чудом добираются до вершины вовремя. Они сражаются на пистолетах; Каин тяжело ранит Джона в первых двух раундах. Де Грамон собирается лично казнить Джона в финальном раунде, но Джон, который не выстрелил из своего пистолета в Каина, стреляет и убивает де Грамона. Вестник объявляет его свободным от долга Правлению, и Джон мирно умирает на ступенях Сакре-Кёр от нанесённых ему огнестрельных ранений.
После того, как Уинстон восстановлен в должности управляющего «Континенталя», он и Голубиный Король посещают могилу Джона, который похоронен рядом со своей покойной женой Хелен. В это время Уинстон намекает на то, что Джон, возможно, жив.
В сцене после титров Акира приближается к Каину, стремясь отомстить за смерть своего отца.
ДЖОН УИК — 4
В качестве Бабы Яги — дарительницы там присутствует Уинстон, глава «Континенталя» в Нью-Йорке:
-Итак, что Вам нужно, кроме чуда?
-Оружие. Много оружия.
Обычной Бабкой Ежкой на фильм сходила и выразила о нем свое мнение сама Ирина Анатольевна: О кинофраншизе «Джон Уик». Так что с ее мнением про эту ипостась Бабы Яги можете там и ознакомиться.
На вебинаре мы обещали разместить мини-сериал «Континенталь», посвященный становлению Уинстона… брр… Бабы Яги — дарительницы при Бабе Яге — воительнице. Тут и остановимся.
«Континенталь» (англ. The Continental: From the World of John Wick) — американский мини-сериал, являющийся приквелом к киносерии «Джон Уик». Шоураннерами и сценаристами проекта стали Грег Кулидж и Керк Уорд[1]. Премьера трёхсерийного мини-сериала состоялась в США на стриминговой платформе Peacock[2], в других странах мира (кроме Израиля и Среднего Востока) — на платформе Prime Video[3] 22 сентября 2023 года[4].
В центре повествования — история легендарного отеля «Континенталь» и молодого Уинстона Скотта в антураже преступного мира Нью-Йорка 1975 года[5].