Ну, и разве это не мы? Снисходительный тон рецензий на мюзикл, очевидно, тем и вызван… либо их авторы очень боятся узнать самих себя, либо еще больше боятся, что в этих масках узнаем себя мы… Мы ведь тут все рядом, в нашем развеселом шапито, в цирке уродов. Не бойтесь споткнуться, кто-то непременно подставит свое разрисованное плечо.
Но уж все, кто посмотрел этот фильм, сразу поняли, почему я решила пригласить на сеанс свою растроганную маму… Конечно, образ бородатой полной дамы будто написан с нее. И я предвкушала, как моя мама вдруг узнает свое отражение… Она-то совершенно не боится отражаться где угодно и в ком угодно. Без предрассудков.
И кому же еще можно сегодня посвятить слова песни «Это я»?.. Перед кем еще так захлопывали двери там, где она еще пару столетий будет на законном пьедестале?
Здесь оскорбленные артисты цирка Барнума проходят сквозь светское общество, «элиту», они рушат стены и условности… и идут к своему цирку, окруженному толпой маргиналов. И в этот момент они понимают, что весь мир, который их не принимал, может стать другим, если ты решишься занять в нем свое место.
his is me |
Это я |
I’m not a stranger to the dark But I won’t let them break me down to dust When the sharpest words wanna cut me down Another round of bullets hits my skin Won’t let them break me down to dust When the sharpest words wanna cut me down And I know that I deserve your love Look out ’cause here I come (look out ’cause here I come) I’m gonna send a flood |
Я хорошо знаю, что такое тьма, Но я не позволю им стереть меня в порошок, Когда наиострейшие слова захотят причинить мне боль, Очередной град пуль бьет по коже, Не позволю им стереть меня в порошок, Когда наиострейшие слова захотят причинить мне боль, И я знаю — я заслуживаю твоей любви, Берегитесь, потому что я иду (берегитесь, потому что я иду), Я устремлюсь потоком, |
Если бы слова были чуточку иные, да? Были бы слова не настолько мамины, то и песня не так бы трогала, верно? Но уж так сложилось! Будто очередной пост моей maman.
За руку огромной бородатой женщины хватается несчастный лилипут. Он поет, что чужие взгляды пронзают его как выстрелы. И решившаяся быть смелой женщина (не путать с отчаявшейся) отвечает ему, что они вместе прорвутся сквозь выставленные заслоны, ведь они — воины.
Этот маленький воин — главный экспонат музея Барнума, лилипут Чарльз Страттон (Charles Stratton). После периода неудач Барнум в 1841 приобретает Американский музей Скуддера, расположенный в Нью-Йорке на пересечении Бродвея и Энн-стрит. После значительного расширения экспозиций, переименованное в Американский музей Барнума, это место становится одним из наиболее популярных выставочных комплексов в Соединённых Штатах.
Особого успеха с показом Чарльза Страттона Барнум добивается в 1842 году. Страттон выступал под сценическим псевдонимом Генерал Том-Там (General Tom Thumb) и стал необычайно знаменитым.
Тем не менее, лилипут был таким же экспонатом музея, как и подделанный Барнумом муляж «русалки с островов Фиджи» (Fiji mermaid).
Пока его не разоблачили, Барнум демонстрировал «мумию русалки» в сотрудничестве со своим бостонским коллегой Мозесом Кимболлем (Moses Kimball).
В коллекцию также входили уникальные сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры.
А в 1843 году Барнум нанял танцовщицу Ду-Хам-Ми (англ. Do-Hum-Me), индейскую девушку, дочь вождя племени саков.
Среди выступавших в цирке диковин был русский Фёдор Евтищев родом из Санкт-Петербурга, мальчик с песьей мордой, принятый на работу Барнумом в 1884 году в возрасте 16 лет.
С ним Барнум немного сжульничал, точнее, несколько драматизировал ситуацию. Он сочинил для него историю, будто Федор — вообще наполовину волк, найден в глухих лесах Сибири.
В чем-то он даже предвосхитил «Маугли» Киплинга, так что неизвестно, где Киплинг черпал больше вдохновения. По легенде Федор не разговаривал, а лишь лаял и рычал на сцене, прыгая на четвереньках.
Поэтому получается, что мошенником он был лишь в отношении неодушевленных диковин. Но с аналогичными чучелами и скелетами русалок тогда гастролировало множество цирков и музеев, потому что в Японии и Китае было налажено массовое производство этих подделок. Барнум лишь доработал экспонат, которые задолго до него приобрел музей Скуддера.
Это я к тому, что в самом фильме мало показано, почему Барнума иногда называли «Королем веселого надувательства» (но не «мошенником», он черепа «недостающего звена» между человеком и обезьяной в музеи не сдавал и фиктивных археологических раскопок не проводил). Всех этих распространенных заблуждений своего времени там как раз не присутствует. Фильм посвящен его отношениям с живыми… экспонатами. При этом он и собственную жизнь превращает в шоу, становясь, пожалуй, главным экспонатом своего музея.
Поэтому не совсем корректно, на мой взгляд, называть рецензию на фильм как-то так:
Трейлер: шулерский бурлеск с Хью Джекманом «Величайший шоумен»
Ни у Барнума, ни у Хью Джекмана успех не был шулерским. И уж точно он не был шулерским у лилипута Чарльза Страттона. А уж бурлеск и подавно шулерским не бывает. А сам Барнум, между прочим, весьма активно выступал против всякого шулерства на сцене.
Часто называемый Королём Весёлого Надувательства («Prince of Humbugs»), Барнум не видел ничего неправильного в эстрадных артистах или торговцах, использующих уловки (humbugs — весёлое надувательство, как он это называл) в своей работе. Однако он презрительно относился к добыванию денег при помощи обычного мошенничества, особенно спиритизма и медиумов, широко распространённых в те дни. Являясь прообразом для фокусников Гарри Гудини и Джеймса Рэнди, Барнум открыто демонстрировал «уловки торговца», использующиеся медиумами для обмана и надувательства родственников усопших. В своей книге «The Humbugs of the World» он предложил 500 долларов вознаграждения любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мёртвыми без всякого обмана.
На протяжении 1844—1845 Барнум гастролировал с выступлениями Страттона по Европе. При посещении Англии он удостоился приглашения к королеве Виктории.
Из всех “уродов Барнума” наибольшим успехом пользовался, пожалуй, Чарльз Страттон. Карьера Страттона, известного как Генерал Том Там, в Англии в 1844—1846 годах возбудила интерес широкой публики и даже привлекла внимание королевы Виктории. Начав выступать в Англии в возрасте всего шести лет (хотя Барнум заявлял, что ему тринадцать), Том Там успешно балансировал на грани между чудовищем и вечным ребенком. Как писал о популярности Тома Тама сам Барнум, английская публика не только толпилась в Египетском зале, стремясь поглазеть на Генерала, но и прилагала все усилия, чтобы сделать его экспонатом выставки в фигуральном смысле.
Британская публика пришла в большое возбуждение. Не увидеть Генерала Тома Тама означало безнадежно отстать от моды, и с 20 марта по 20 июля«апартаменты» маленького Генерала в Египетском зале постоянно были переполнены, и сборы в этот период составляли около пяти сотен долларов в день, а порой значительно превосходили эту сумму. Однажды перед окнами выставки на Пиккадилли насчитали аж шестьдесят экипажей самых знатных горожан. Во всех иллюстрированных журналах красовались портреты маленького Генерала, в его честь называли польки и кадрили, о нём распевали песни.
В период этих гастролей Страттон, считавшийся тогда самым маленьким человеком в мире… вдруг неожиданно начал расти. А конкуренты наступали на пятки! Тогда Барнум устраивает из его свадьбы с лилипуткой Лавинией настоящее шоу! После которого от Чарльза отстали с требованиями пере\измерения роста и участия в импровизированных дуэлях с лилипутами других цирков. То есть… как только Чарльз Страттон решился стать музейным экспонатом, а впоследствии цирковым артистом, так открыл дорогу многим «маленьким людям», когда уже и ему надо было доказывать право на свое место.
А бородатая женщина… это особая роль, поскольку женщине и без бороды приходится в сложных условиях сражаться за свое место под солнцем. Поэтому стоит рассказать о реальном прототипе этой героини.
Ольга Родерик или Джейн Барнелл родилась в 1874 году и известна как «Бородатая женщина». Ее отец часто отлучался по работе, а в это время, мать водила ее в цирк. Но однажды вернулась без нее. The Great Orient Family Circus — это было маленькое шоу, которое приняло Джейн в свою семью. Позже, она подписала контракт с большим цирком и путешествовала вместе с ним по Европе. Но в одном из городов она упала и была госпитализирована, а когда поправилась, обнаружила, что ее цирк уехал. Ее поместили в приют, где ее выследил отец и забрал работать и жить на ферму ее бабушки. Сосед бабушки, который подрабатывал силачом в цирковые сезоны, уговорил ее перестать брить усы и бороду. Она так и сделала. А после нанялась в цирк, где сделала прекрасную карьеру. К 1900-му году, она была трижды замужняя и родила 2-х детей. После съемок в «Уродцы», она больше никогда не работа в Голливуде, т.к. посчитала, что фильм является оскорблением фриков во всем мире и сильно сожалела, что приняла участие в съемках данного фильма.
P.S. Может, этот фильм — действительно оскорбление для людей с отклонениями, но все же, благодаря ему, через 77 лет, я знаю этих людей. Они не просто прожили свою жизнь, а стали звездами экрана (уже и интернета), и будут ими его долгие года. Так что, если есть возможность показать себя, показать то, что действительно тебя выделяет среди людей, неважно, обычный ты или «фрик», покажи. Главное ведь, что ты несешь память о себе и вклад в историю человечества. А можно просидеть на стуле в своей комнатушке.
Как раз бородатой женщины в цирке Барнума быть не могло, потому что она выступала в основном в Европе, да и Финеас Барнум умер в 1891 году, когда будущей знаменитой бородатой женщине было всего 17 лет…
Ее роль в фильме исполняет Кила Сеттл (Keala Settle), певица 1975 года рождения. Оказывается, она пела в мюзиклах и музыкальных комедиях, но статьи о ней пока нет в Виккипедии. И такое ощущение, что ее голос был добавлен (вместе с песней) в самую последнюю минуту доработки мюзикла.
Эта песня, будто написанная для всех нас и солирующего мощного голоса моей мамы, уже завоевала множество музыкальных премий. Полагаю, и на Оскаре ей не будет равных. В минувшее Рождество она уже звучала повсюду, а на Хэллоуин просить конфеты пойдет толпа маленьких бородатых женщин, напевая «Это я».
А нам надо научиться еще и притопывать и прихлопывать под это «Я иду!», чтобы не оставаться в стороне.
Поэтому этот ролик я себе сохранила, признаюсь! Здесь хореографы и тренеры актеров показывают все движения этой сердцевины шоу. И пусть все уроды в нашем цирке поберегутся, потому что это идем мы!
Киле Сеттл в этом году исполнится 43 года, но это пока еще не слишком известная певица. И так трогательно, что участие в этом фильме позволил ей наконец занять свое место.
И сейчас посмотрите, какое удивительное шоу поставлено ради нее и ее песни «Это я»! Вот она поет, а ее исполнение и голос включаются в цветную подсветку небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг… который я описывала-описывала в сериале Выше неба, да так всех этим достала, что на пока бросила…
Насладитесь удивительным цветовым шоу!
А вот внизу прямо на улице, уже не в павильоне проходит настоящий уличный флешмоб песни «Это я» с молодыми певцами и танцорами. Ведь всем так надо свое место в жизни! Учтите, это декабрь и погода достаточно неприятная.
А сейчас… самое любимое исполнение не Килой Сеттл песни «Это я», популярность которой принимает во всем мире какой-то лихорадочный характер, будто и вправду прорвало какие-то потоки.
Это тоже не очень известная у нас певица Лаура Дикинсон, она 1979 года рождения. Посмотрите, какая высокая культура вокала! А какая харизма… Этой женщине есть что сказать, о чем спеть… Но она уже вряд ли займет место Килы Сеттл в сердцах слушателей, ведь для этого ей надо было пройти сквозь толпу с уродами Барнума и… с бородой.
Но она столько вкладывает в эту песню своего… что, думаю, в нашем сердце найдется местечко и для нее, исключительно ее место. А еще мне так нравятся здесь тетки с бэк-вокалом…Похоже, раньше бы их не показали… А какой смысл скрывать их сейчас, когда Кила Сеттл уже потрясла всех арбузными грудями и ассирийской бородой?..
Еще вчера этого не было… и вдруг опять! Сегодня я насчитала несколько новых вокальных версий песни «Это я». Если учесть, что мне прислали благодарность на английском «за то, что фильм понравился твоей maman», а на русском особо и не заметили… то даже и не знаю, что тут сказать.
Скажу только, что тут есть такая Кеша, она совсем мелкая. У нее есть канал на Ютубе. О себе она пишет: «Это я — Кеша,саундтрек из фильма «Величайший Шоумен» (This Is Me — Kesha from The Greatest Showman Soundtrack). Надо понимать, что Кешу забыли на съемки пригласить, а она могла бы и лилипута там сыграть.
Кеша эта маме тоже понравилась: «Какая бойкая пацанка! Прямо молодец! Жаль, конечно, но всем вам, девчонки, еще придется походить с бородой… так что набирайтесь драйва и терпения. Столько вокруг всяких уродов и извращенцев…»
А вот другая девушка… то ли китаянка, то ли японка, то ли кореянка… как бы не могла не понравиться, но мама сказала, что Кеша ей намного ближе. Она внутри шоу, а зачем все это такой красавице, которая лишь все чувства старательно имитирует?…
Голос красивый, сама просто восточная красавица, какая-то своя манера исполнения… но… но вы ведь тоже это чувствуете, да? Все у девушки шикарно, аппаратура какая хорошая! Это не Кеша в маминой шали.
И все же Кеша на своем месте и стремится прожить свою жизнь, а вот восточная красавица явно стремится занять чужое место, точно не свое.
Чувствуете, что это за песня?..
Восточная красавица пытается отнять… последнее, ничего своего не отдавая взамен. Как-то так. И думаешь, а есть там что-то… свое? Как уж они любят тыкать всякими восточными традициями… а дошло до последней песни бородатой женщины — тут же все традиции забыты, как бы так культурно, нежно, прекрасно, с перьями в волосенках.
Но бородатая женщина с вцепившимся ей в подол маленьким генералом своей песней рождает катарсис. Мы отлично понимаем, почему перед ней захлопнули все двери. Мы знаем, что у нее в груди — сердце полное любви.
А что там у этой восточной красавицы? Все двери перед ней и так нынче открыты. Она поет «Это я», а кто она? Женщина свободного Востока без бороды?.. А она отвечает нам нежным голоском, что ведь без бороды намного лучше, а к тому же она вся такая грациозная, без лишних кило, такая вся приятная в общении… И ее бы точно никто из расфуфыренного общества не выкинул и дверь бы перед носом не закрыл… непонятно только, по какому поводу она решила петь эту песню? Что, мол, повсюду пройдет фейсконтроль?..
Но, как вы понимаете, стоило Киле Сеттл только пропеть… Сами знаете, какие уроды в нашем паноптикуме тут же оживились… Куда же без него? Совсем забыли чмушника!А он шапочкой и колечком в носу разжился.
И хоть эта Conchita присвоила себе нынче роль бородатой женщины… сами видите. Лезет на чужое место! Да, поет на грандиозном корпоративчике 31 декабря 2017 года в Берлине, тут же подсуетилась.
А это вообще не ее песня! Это песня «Женщина одна среди бутылок» из мюзикла «Звезды над Иссык-Кулем».
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС
Мне уже не налезают платья,
А печали не дают мне спать…
Кто сказал, что будто в сорок пять я
Снова буду ягодкой опять?На душе осадок нынче гадкий,
Ничего уж не волнует кровь.
Только старшина мне клеит бабки.
Где же настоящая любовь?Серебром насыплет мне в затылок.
Я — на предпоследнем этаже!
Женщина — одна среди бутылок
Полуопорожненных уже…
Так что этот обзор мы завершим другой песней, тоже в полном соответствии с запросами моей maman.
Возможно, вам это пока не близко… Ведь ни к кому из ваших близких никто не цеплялся вначале с идиотскими обвинениями в «экстремизме-терроризме», будучи неспособным объяснить, в чем же он заключается даже в приговоре к штрафу на 20 тысяч рубликов и последующую жизнь в городе уродов в качестве бородатой женщины…
Вашу мать не допрашивали с единственным вопросом: «Ирина Анатольевна, а меня вы тоже считаете уродом?»
Поэтому вы не чувствуете, насколько все вокруг обострено по поводу этого главного вопроса современности: «Батенька, а Ирина Анатольевна вас считает уродом или нет?» Вы же понимаете, чье мнение здесь будет решающим.
Но вы, наверно, всегда чувствовали, как в яблочко, в самую сердцевину попадают ее слова о том, что нам все надо вернуть себе дом, что нельзя свой дом отдавать на разграбление полнейшим уродам.
И скажите теперь, откуда вдруг у нации эмигрантов взялась эта песенка о том, как все мы отправляемся домой?.. Кстати, песня называется «Отныне». Возможно, первое или рабочее ее название было «Аминь» или «Чао-какао».
From now on |
Отныне |
I saw the sun begin to dim From now on I drank champagne with kings and queens And from now on And we will come back home From now on! And we will come back home From now on! And we will come back home From now on! These eyes will not be blinded by the light! From now on! Whats waited till tomorrow And we will come back home From now on |
Я видел, как тускнеет солнце, Отныне Я пил шампанское с королями и королевами, Отныне И мы вернемся домой, Отныне! И мы вернемся домой, Отныне! И мы вернемся домой, Отныне! Эти глаза не ослепит свет! Отныне! То, что ожидало завтрашнего дня, И мы вернемся домой, Отныне, |
Вот как Хью Джекман репетирует эту песню. |
А вот как звучит студийная запись.
Здесь вы можете увидеть всех героев поближе… очень быстро, почти схематично, как какие-то образы из снов. Впрочем, в фильме вам вряд ли удастся их рассмотреть. Да, их образы и не раскроют. «Это я!» — говорит каждый из них о себе. Больше от них не требуется. Здесь нужен лишь зрительский отклик: «Это я!» Ведь это не столько фильм, сколько чисто американское шоу — мюзикл.
Продолжение следует…
3 комментария
Какое духоподъемное чтение получилось! Это для нашего цирка уродов!
Полина, вы талантище! Столько позитива доставили своими заметками.
Фильм получился не очень сильный. Но ваш цикл очень вдохновляюще действует. Спасибо!