Ю.Д.Левитанский
Ходит нынче по сети такой популярный списочек «Десять самых громких провалов российских фильмов». Не видели? Полюбуйтесь:
Не совсем поняла, что за мутная история была с фильмом Кары, поскольку широкая публика, к коей себя отношу, осталась «в непонятках» по поводу странных перепетий вокруг этой картины. Указан год выхода на экран, но даже не знаю, где это можно было увидеть.
С прокатом «Фауста» похожая история. Вообще впервые узнала, что такой фильм был снят. Но приписки про «страны проката» говорят о том, что основной финансовый провал этих проектов связан с тем, что они изначально рассчитывались не на интересы отечественного зрителя, не на его запросы и потребости. И это выразилось по-разному в каждом из приведенных проектов, но основной причиной было именно пренебрежение к запросам «отечественного потребителя».
Сложно не заметить сквозящее навязывание «авторского» отношения с пренебрежительным и поверхностным убеждением «пипл схавает». При этом авторами фильмов было прочно забыто, что «пипл» сегодня имеет возможность видеть куда более масштабные проекты, рассчитанные на широкую аудиторию умелым включением в работу… даже оскорбленного человеческого самолюбия.
Оскобленное самолюбие сегодня не только вызывает волну суицидов, но и ответное уничижительное отношение зрителей к продукции отечественной киноиндустрии. Оскорбление, кстати, и не только можно вынести с лихвой из тяжкой прозы нашей российской действительности, заведомо не вызывающей «полета фантазии» наших сценаристов и особого энтузиазма продюсеров.
Однако, приведенный список характерен тем, что у авторов перечисленных фильмов так и сквозит почти нескрываемое предпочтение соотечественникам — зарубежного признания и желания получить очередные награды именно зарубежных кинофестивалей, в силу того, что награды отечественных фестивалей (по указанным выше причинам) давно не являются «эталоном качества» при выборе кинодосуга.
Но мои вопросы к приведенному списку, прежде всего, отразились в отношении фильмов, в основе сценария которых лежит бесспорная мощная литературная основа. Лично я не пошла на остальные фильмы по причине слабой литературной основы и режиссерской «отсебятины».
Обсуждений этого списка в сети было масса, поэтому не вижу смысла детально разбираться с каждым фильмом в отдельности. Не пошла на фильмы вся страна, потому каждый имеет свои причины не посмотреть очередной отечественный киношедевр.
Можно заметить, что имена режиссеров, сценаристов и продюсеров были изначально известны, иначе, как бы им удалось получить такое солидное финансирование своих проектов. Темы взяты тоже достаточно серьезные, реализация (актеры, постановка, качество съемки) также вопросов не вызываю. А результат… печален.
Попытаюсь порассуждать со своей зрительской точки зрения, особо не вдаваясь в профессиональные тонкости (кои мне не сильно ведомы).
Расскажу о натурном эксперименте на живых людях (собственно, «своих» детях). Как можно было заметить, уделяю «эстетическому и культурному» воспитанию ребенка некоторое время, затрачиваю ряд усилий, сокрушенно сетуя, что раньше этим занималась школа и пионерская организация.
Так вот, водили мы (с приятельницей) своих чад по разным «зрелищным» мероприятиям: театрам, циркам, киношкам там. Сеть, опять же под рукой. То есть, современные дети избалованы ярким и выразительным видеорядом. А тут довелось привести их в старый ещё тогда в нашем городе планетарий, с оборудованием, устаревшим ещё во времена нашего детства, на программу, посвященную первой космонавтке (не бабе Яге, предвосхищаю древнюю шутку) Валентине Терешковой. Ой, материал был подготовлен и скомпанован, явно, чуть ли не до моего рождения (преувеличиваю, конечно). Приготовилась услышать ребячье неудовольствие и выводить их во время сеанса. Ан, нет! Им очень понравилось и были сильно довольны. А там кроме черно-белой хроники и вразумительного текста, ничего другого и не было. Каков вывод?
Он прост и тривиален, как… правда. Такая большая правда о себе, о близких людях, о нашей жизни, о мире, о вселенной… Короче, важен смысл и содержание.
Утомил этот тренд, проталкиваемый в современное искусство, о доминировании формы. Может, в частном случае это и срабатывает, когда сама форма является содержательной. Ну, это меня немного «понесло», конечно…
Вернемся к списочку наших брендовых аутсайдеров мирового кинопроката. Вот, все, вроде бы, там на месте, а зрителя не покидает ощущение, что имел дело с… идиотами. В детали не вдаюсь, критическими разборами каждого фильма в отдельности интернет полон. Ну, нет там нормальной сценарной разработки, даже когда берутся в основу, вроде бы, приличные литературные произведения.
В глаза бросается, что у авторов этих фильмов отсутствует адекватное восприятие и анализ современной действительности. Как выразился один «непродвинутый» кинозритель около 70-ти лет: «Жизни они не знают!» Добавила про себя, что у них — своя жизнь, а у нас — своя.
Непонимание нынешних реалий не прикрыть ни надоевшими штампами, ни навязчивой псевдодуховностью и многозначительностью. Отсутствие должного интеллектуального уровня отталкивает наш такой «простой» народ. Деятели кинематографа, похоже, в школе учились «не очень», поэтому окружающих судят по себе. А тут накладочка вышла, у стольких людей есть недурные способности к точным и естественнонаучным дисциплинам. Да, ещё имеют навыки в «реальных» сферах деятельности, где без «мозгов» не выживешь просто.
Поскольку, ещё свежи впечатления о наших с Аделаидой «разборках» по поводу Мольера, Люлли, Людовика XIV, то начинают терзать какие-то «смутные сомнения» («Меня терзают смутные сомнения» (С, понятно, что Гайдай, но по произведению М.Булгакова).
Опять же, только ленивый не отметил разницы уровней фильмов сделанных «до» и «после» условной границы между «свободой» и «не свободой» одних и тех же авторов, и никакие деньги не в состоянии выправить эту ситуацию.
Вот только не надо набирать в легкие воздуха и собираться клеймить меня за то, что я , якобы, подвожу мысль к необходимости идеологии. Обломитеся!
Все гораздо жестче и прозаичнее! Любит у нас определенный слой демонстрировать снобизм. А не хотите нарваться на «технарский»? «Ну, и дураки жа вы все!» (С, незабвенный А.Райкин)
Для того, чтобы понимать нечто, надо обладать максимальным объемом информации и инструментарием для её адекватной обработки. Обычно, таковое имеется у персоналий, находящихся (в силу тех или иных причин) на вершине оперативного управления. Так как положение обеспечивает доступ к информации, а инструментарий (в виде природного интеллекта, облагороженного или хорошим образованием, или житейским опытом (полученным в процессе прихода к власти), или тем и другим вместе) приобретен. Не всегда все так благостно, конечно, но, как показывает история, всплески развития культуры обычно происходят во времена ярких лидеров, «работающих в рамках государственной концепции», требующей принципа единоначалия и вследствие этого, получившие клеймо «тиранов» иили «диктаторов».
Нет, в русской литературе и не только были великие авторы, но (как это неоднократно отмечалось И.А.Дедюховой) отчего-то они имели техническое либо научноестественное образование.
Грустно все это! Можно сказать, безнадега какая-то… Столько денег «псу под хвост», так скоро и кушать будет нечего. Публика уже очень косо смотрит на схемки «доения бюджета» нашей творческой интеллигенцией. Вот разберутся с Сердюковым и до вас доберутся. Опять же, молодежи работать хочется, вписать свои имена в историю, при этом «не вляпавшись в нее» (С, Ф.Раневская)
«Hе плачьте, сеpдце pаня,
Смахните слёзы с глаз..»
Б.Окуджава
Или
«Та-да-да-дам…»
Л.ван Бетховен
Кому как нравится.
Вашему вниманию предлагается (только у нас, только сейчас, не пропустите!) роман И.А.Дедюховой «Армагедон №3».
Типа тут надо расхваливать предлагаемое произведение,… а не хочется. Знаете, как говорят о девушке в бриллиантовых серёжках? Да-да: «Простенько и со вкусом»
Уникальный момент нашей «рекламной компании»: автор ещё рад встрече с произвольным режиссером. Не ждите момента, когда она уподобится Моне Лизе и по выражению той же Раневской будет выбирать, кому глянуться, а кому нет.
Не ждите ситуации подобной на жилищном рынке страны. Это когда, сейчас монолит ещё можно продать, а через весьма малое время до всех потребителей дойдет истинная информация о нем, и он станет неликвидным (обращаю внимание на то, что процесс будет одномоментным и лавинообразным), пользуйтесь инсайдом на нашем ресурсе, пока мы добрые.
Надоело сочинять эту дурацкую «подводку» к простой и очевидной мысли: «Господа, если вы хотите заработать на производстве блокбастера, то другой сценарной основы вам в имеющемся литературном пространстве не найти.» Ну, нету её. Что поделать? Таковы реалии, данные нам в ощущениях.
Я уже перехожу к конкретике, дабы перестать «лить воду» (не гуманитарий, чай).
Приступаю к кастингу.
Чем ещё хорош роман, так это обилием разноплановых (по возрасту, амплуа) героев. Товарищи актеры, где вы ещё сподобитесь продемострировать свое дарование и сыграть в столь потрясающем и глубоком материале.
Я же видела, как очень хорошие актеры (активно снимающиеся в сериалах, увы, в основном) с огромнейшим удовольствием принимали участие в проектах Д.Волосникова (Стычкин и Спиваковский (Амадей), Стычкин и Апексимова (Мистерия о Жанне Д Арк), Михайлов (Иван Грозный), Гармаш (Слово о полку Игореве)) потому, что получали возможность «прикоснуться к классике».
Пока исключительно мои личные наметки и ощущения. Но желающие могут присоединиться…
актер: Георгий Тараторкин (вылитый Седой)
Егор Бероев
или
актер:
Алексей Макаров
(не правда ли, лучше и не найти типаж на роль проводника Петровича!)
Мария Болтнева
(Флик и Марина в одном лице)
Жанна Болотова
(загадочная и непостижимая Алла… так и вижу, как она пересчитывает маслинки в солянке)
актер: Игорь Данковцев (так и просит шпагу в протянутую руку)
Дмитрий Золотухин
(у меня он ассоциируется с Грегом и неутомимым Бойцом)
Кроме того, в книге потрясающий многонациональный состав! И даже есть пример положительной героини в помятом прокурорском кителе…
Как бы подводя итог этому фантастическому кастингу, хочется сказать несколько слов о… любви. О любви к нашим отечественным фильмам, к нашему кинематографу, к тому времени, когда кинопремьера становилась событием в жизни страны!
Много воды утекло с тех пор, но пока живы замечательные актеры, есть такая литературная основа, которая включает жизни моего поколения, практически никак не отраженного в литературе и кинематографе достойным образом, «чтоб душа зашлась» (С, все тот же пожилой кинозритель) — остается и надежда, что когда-то мы посмотрим не очередной бред в духе «ночных позоров», а по-настоящему захватывающую историю.
Соскучился зритель по любви к отечественному кино. И сколько не пытается полюбить, а как об стенку бьется! Мы ведь не любим отечественный кинематограф потому, что он сегодня не нуждается в нашей любви. Я столько наговорила, а хотела сказать именно это. А настоящая любовь, способная объединить сегодня всех… только на нормальной литературной основе, у Дедюховой. Как ни крути. Доживем ли?..
1 comment
Как вижу, не заметили ничего наши продюссеры и не отозвались. Думаю, когда поздно будет, спохватятся.