Осень – время подведения итогов, время сбора урожая, ведь : «Цыплят по осени считают». 28 октября исполнилось три года с момента назначения ректором Академии русского балета имени А.Я.Вагановой премьера Большого театра Николая Цискаридзе. Тогда это вызвало бурю в прессе, возмущенные письма президенту, кампанию в интернете, предсказания кликуш о неизбежном провале Цискаридзе на руководящей должности.
Что же мы имеем через три года? Поздравительную телеграмму из министерства культуры:
«Сердечно поздравляем Вас с трехлетием нахождения на посту ректора Академии русского балета имени А.Я.Вагановой. Благодаря Вашей беззаветной преданности профессии Вы сумели успешно возглавить легендарную Академию, создать блестящий управленческий и педагогический коллектив.
Вашими усилия позволили открыть филиал Вагановки в приморском крае, обеспечить доступ жителям региона к обучению балетному искусству. Уверен, что впереди учебное заведение ждет еще много славных страниц, которые приумножат его традиции и известность во всем мире. Желаю Вам творческих удач, вдохновения и творческих успехов! Министр культуры РФ В. Мединский»
Педагогический коллектив Академии через три года подтвердил правильность выбора министерства теплыми поздравлениями ректору, которые были неординарны, как , например, альбом «Дневник ректора», подготовленный коллективом специально к этой дате.
Особую благодарность вагановцев вызвало возобновление после десятилетнего перерыва конкурса Vaganova — Prix гала-концерт которого любители балета имели возможность посмотреть онлайн на ТВ сайте Мариинского балета.
Успешные результаты деятельности Цискаридзе как ректора тысячи телезрителей могли видеть на канале «Культура»: в начале сентября был показан выпускной спектакль Академии. Выпускные спектакли 2016 года прошли успешно на сцене Мариинского театра и Кремлевского дворца съездов в июне. Поклонники балета позже смогли посмотреть отрывки на тюбике. Но потребность зрителей видеть была такой сильной, что канал Культура сделал подарок – эту трансляции. Спектаклю предшествовало вступительное слово Николая Цискаридзе.
Ректор объяснил выбор произведений. Это – гимн великой классической русской культуре и выпускникам Академии. Имена великих хореографов Михаила Фокина и Николая Легата соседствовали с именами крупнейших художников Льва Бакста, Александра Бенуа и Константина Коровина. Выпускной спектакль напомнил о высочайшей планке, принятой в русском искусстве – спектакли оформляли художники с именем, это считалось честью.
Первый акт посвящен Михаилу Глинке. Два балетных дивертисмента из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Операм Глинки катастрофически не везет на русской сцене в 21 веке. Первая русская опера «Иван Сусанин», о 180-летии постановки которой напомнил Цискаридзе, отсутствует в репертуаре как Большого так и Мариинского театров. Подобная дикая ситуация заставляет задуматься, а почему история подвига крестьянина Ивана Сусанина не вписалась в современные театральные бренды. Праздник Народного единения 5 ноября, прямо связанный с теми событиями, есть, а вот опера на этот сюжет почему то пришлась не ко двору.
Академия балета не может запеть, поэтому был представлен полностью так называемый «польский акт». Роскошь костюмов и декораций. Отметим сразу – расшивали костюмы жемчугом и блестками все от учеников и педагогов и кончая лично ректором. Подобная практика тоже имеет первостепенное педагогическое значение. С детства будущие выпускники приучаются к костюмам как произведению искусства. Им внушается мысль, что грязные майки и рваные треники, которые воцарились на сценах в последнее время, не есть произведения высокого искусства.
Костюмы костюмами, а танец есть танец. «Польский акт» дает блестящие возможности его показать. Здесь есть и классический танец на пуантах и так называемый характерный танец, счастливое сочетание, о котором стали забывать в современном балете. Знаменитый вальс Глинки «царица бала» танцует на пуантах. Мало кто знает, но в этой роли блистала на сцене Большого сама великая Марина Семенова! Поэтому «польский бал» — еще и очередной реверанс любимой выпускнице Агриппины Вагановой и любимому педагогу ректора. В сентябре прошла презентация книги в честь этой великой балерины. Отметим, что это только вторая монография о прожившей столетнюю жизнь замечательной артистке. Нужно было прийти Цискаридзе, чтобы альма-матер выпустила книгу о той, что стала её гордостью.
Но возвращаемся к «польскому балу». Эстафету от Семеновой приняла выпускница Алена Ледях. Сейчас девушка успешно выступает на сцене Большого театра. Кроме вальса были гордый полонез, огненный краковяк, изящная мазурка. Зрители устроили овацию с первых мгновений, когда взорам открылась эта невероятная красота костюмов и декораций. Вечер Глинки продолжился «Волшебными садами Наины» из «Руслана и Людмилы».
Этой опере по поэме Александр Сергеевича Пушкина повезло еще меньше, чем «Сусанину». Оперу поставил авангардный режиссер Черняков. И лучше бы она вообще не шла! Речь то идет о былинных временах князя Владимира Красно Солнышко, памятник которому откроют в Москве в аккурат в день народного единства. Опера в постановке Чернякова – глумление и над русской культурой и над историей. «Волшебные сады Наины» — это современный корпоратив визжащих бабенок, одна из которых виртуозно исполняет «фуэте» пятой точкой на крышке рояля! Очень бы хотелось узнать имя хореографа этого действа. А вот Цискаридзе возвращает нам шедевр Михаила Фокина. Выросло целое поколение зрителей, которые и понятия не имели про «балетном акт» из «Руслана и Людмилы»! А как хорош этот акт! Какая музыка! Какая изобретательность в па! И как здорово исполнили воспитанницы, особенно Алена Ковалева. Ее грацией, изумительным сложением можно залюбоваться. Она тоже сейчас танцует в Большом. Для сравнения приведем две видео записи. Черняковский опус на грани анекдота и фокинский, восстановленный Цискаридзе. Хочется спросить, и какой вам больше понравился?
(Это ссылка на тюбик с черняковским прочтением «Садов Наиын». Контраст с фокинским потрясает, особенно когда бабища на рояле на заднице крутится. И кто такие фуэте ставит? Как говорится, автора на сцену. И за такое бешеные бабки платить.)
(Запись спектакля Вагановки)
Второй акт – «Болеро» Равеля. Признаюсь, мне очень хотелось, чтобы Николай Цискаридзе станцевал знаменитое «Болеро» в постановке Бежара. Существовали две версии, мужская, которую прославил Хорхе Донн, и женская, нам известная благодаря Майе Плисецкой. Но Николай Максимович верно расставил приоритеты и показал зрителям, что, увы, в какой то степени культовый западный хореограф был плагиатором. И этот стол с танцовщицей, и стулья со зрителями кругом него были в другой постановке. Но обо всем по порядку.
Во вступительном слове Цискаридзе рассказал предысторию знаменитого номера. Рождение «Болеро» связано с Россией, вернее с русской артисткой, экстравагантной дамой Идой Рубинштейн. Она была знаменитой благодаря портрету Валентина Серова. На той самой «выставке Серова», очереди на которую проявили тягу людей к классическому искусству, портрет занимал самое почетное место. А значение этой дамы для русского искусства начала 20 века показали Андрис и Илзе Лиепа, поставив балет, посвященный Иде. Там много образов, включая Клеопатру.
Именно Ида Рубинштейн заказала композитору Морису Равелю «Болеро» для своего выступления в Париже. Поставить номер она попросила другую выпускницы Вагановки Брониславу Нижинскую. Очень талантливая женщина оказалась в тени своего великого брата Вацлава Нижинского.
О «Ваце» снимают фильмы, ставят спектакли, а вот о сестре известно меньше. Николай Максимович и эту несправедливость исправляет. «Болеро» Брониславы Нижинской вызвало наибольшие споры среди зрителей и критиков. Для многих шоком стало открытие «плагиата» Бежара. Другие оспаривали возможность для выпускницы, юной еще девушки, передать всю страстность и темперамент этого номера. Для меня же главное – вывести этот шедевр из забвения, показать зрителям, дать ему новую жизнь, а исполнительница еще найдется. Кстати, и выпускница Академии была очень и очень неплоха. Удивительно, но факт. Возраст в данном случае не помеха.
Финалом выпускного спектакля стала «Фея кукол». Это был триумф, апофеоз всего вечера. Во вступительном слове ректор определили это произведение как переломное для русского балета. С постановкой «Феи» в Мариинском театре закончилась эра Петипа и началась эра Легата. Премьера состоялась на сцене Эрмитажного театра. В главной партии блистала Матильда Кшесинская, Пьеро исполнили Николай Легат и Михаил Фокин, китаянкой стала Агриппина Ваганова, а испанкой – Анна Павлова. Созвездие звезд! В зале присутствовали император Николай II c императрицей Александрой Федоровной. Спектакль настолько пришелся по душе императорской чете, что было решено перенести его на сцену Мариинского театра для первого посещения театра великими княжнами.
В сегодняшнем спектакле осуществлена связь времен. Роль партии Феи кукол исполняет правнучка легендарной Матильды Кшесинской юная Элеоноар Севенард. Эта прелестная девушка будет выпускаться в следующем году, но признаки звезды налицо уже сейчас. Элеонора завоевала второе место в конкурсе Vaganova prix и на Гала концерте доставила много радости зрителям черным па-де де- из «Лебединого озера».
Возобновленная «Фея кукол» — феерия танцев и….изумительных костюмов Льва Бакста, о юбилее которого тоже не забыл ректор Вагановки. Яркие, стильные, изящные костюмы всех времен и народов – одно из главных украшений спектакля. По словам Цискаридзе, оттанцевав в таких костюмах, уже не наденешь на сцене «рванину», которую обожают в режопере и режбалете. Тут и национальные танцы и костюмы японки с веером, китаянки с зонтиком, испанки с кастаньетами. Чудеснейший образ зайки –барабанщицы. Невозможно забыть танец солдатиков и девочек в «красных шапочках». Это настолько прелестный танец учеников младших классов, что его исполнили на концерте в честь открытия новой сцены «Табакерки».
Зрители тогда восторженно приветствовали детей. А началось успешное шествие номера по концертам на выпускном спектакле.
Спектакль вроде бы и на немудреный сюжет, а за душу хватает. Чем? Только ли костюмами и танцами? Нет. И сюжетом тоже. Сюжет этот особенно важен во времена странных сказок и молодежных антиутопий, поражающих своей жестокостью. Сюжетом о том, что не все продается и покупается, хотя речь идет о магазине игрушек. И кукол демонстрируют, чтобы продать подороже, или толстому купчине или респектабельному господину. Радуются хозяин и приказчики, что удалось продать самую красивую куклу – Фею кукол. А душа то есть, способность восхищаться искусством не у них, а у мальчика на побегушках! Ему доступно чудо. С каким неподдельным восторгом коленопреклоненным сморит он на прекрасную куклу! Он понимает, что не ему играть этими чудесными игрушками. Когда богатые родители выбирают детям подарок, он то вынужден работать. Но когда закончились все расчеты и после удачной сделки удалились и продавцы и покупатели, для этого бедного мальчика, то и дело награждаемого подзатыльниками и тасканием за волосы, начинается сказка. Куклы позволяют ему присутствовать на своем прощальном балу. И эта вера в торжество справедливости для самых забитых и беззащитных придает особое звучание спектаклю для маленьких детей. Множество споров вызвала постановка на сцене Большого «Мойдодыра» как «спектакля для детей». «Фея кукол» — настоящий детский спектакль, проверенный временем со своей премьеры в 1903 году более ста лет назад.
Все хорошо, что хорошо кончается. У ректора Цискаридзе все продолжается. Это- третий великолепный выпускной спектакль. И мы, зрители, ждем продолжения с нетерпением!
1 comment
Надоели уже с этим Цискаридзе до чертиков. Ему самому только он сам и интересен, как глухарь на току. А как Дедюхова его бросила, он сам стремительно теряет интерес публики. Мельпомена из «Парнасских сестер» и сегодняшний НМЦ — две большие разницы. И расхождение будет увеличиваться отнюдь не в пользу Цискаридзе.