Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар,
Давай-ка наколем лучины
Раздуем себе самовар!…
За верность старинному чину
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
А. Блок
Сами не понимаем, с какой стати решили мы вспомнить позабытые нынче «чайные посиделки», столь любимые прежде в России. У каждой из нас скопилось столько давно не тронутых — заветных милых чашек, которые мы покупали по инерции, заданной еще нашими родителями. Вся эта звенящая хрупкая посуда терпеливо ждала вместе с нами, когда же наступят те времена, когда мы сможем принимать гостей, а не новые напасти…
И в какой-то момент мы поняли, что лучше ни на что не рассчитывая, собраться дамским кругом, да и попотчевать друг друга бисквитом, любуясь столовой утварью старинной работы. В продолжении разговара, начатого Аделаидой статьей «На счастье?..»
* * *
Аделаида: Натали, голубушка, хочу показать тебе образчик чудесного бисквита, о котором я вспомнила, вытирая пыль в серванте. Ой, судя по твоему недоуменному взгляду, ты приняла меня за Плюшкина, который хранил заплесневелый сухарь от пасхального кулича.
Что ты, что ты , Господь с тобой, я всего лишь посудоманка и бисквит у меня соответствующий.
Это неглазурованный, обожженый фарфор. Посмотри как он искрится, какие тонкие, полупрозрачные штрихи, будто снегом нарисованы. Но, к сожалению, его трудно мыть и используется он только в декоративных целях.
Не те у нас интерьеры, чтобы такую красоту было куда примостить, но она ведь от этого хуже не становится, правда? Ну ладно, хватит соловья баснями кормить. Сейчас мы с тобой заварим хорошего чая и будем наслаждаться другим бисквитом, который просто тает во рту.
Натали: Замечательные вещицы, любопытная техника. Наверное, это вершина гончарного мастерства: фарфор — самый дорогой материал для горшечника.
Душечка, помните я хвасталась своим сервизом, он, конечно же, не антикварный, но уже близок :-) …
Кстати, какой Вы чай предпочитаете? Сейчас помимо традиционного пьют или ройбуш (ройбос), или мате. По-поводу мате был забавный случай. Посетили мы спектакль, который в репертуаре лет несколько уже, «Карета святых даров» Проспера Мериме. Действие происходит в столице Перу Лиме в веке восемнадцатом, кажется. Губернатор и его секретарь периодически пьют мате. Но, похоже, режиссер на момент постановки плохо знал, что это такое, поэтому поставил кувшин и кубки, а актеры поглощали напиток так, словно то был алкоголь, с таким же воодушевлением…
Аделаида: Ну а вам, конечно, хотелось увидеть калабасы, бомбильи…
Ах, сударыня, я более консервативна и к новомодным штучкам отношусь с прохладцей, хотя люблю пробовать все новое, но постоянно остаюсь верной старой традиции. Нет ничего лучше свежезаваренного черного цейлонского чая из чашки тонкого фарфора (как Ваш фамильный) вприкуску с сахаром, да еще с лимончиком… С малиношным вареньем тоже очень душевно идет, да с вишневым, да с крыжовенным…да-с. Сказка.
Однако мне помнится, что упоминаемая Вами «Карета святых даров» была эпизодом в спектакле «Театр Клары Газуль». Забавная постановка, в ней блистала очаровательная Людмила Максакова.
Натали: Напиток каждый волен выбирать себе по-вкусу. Превалирует в чаепитии духовное. Важнее тема беседы, особенно в чисто дамской кампании. Мы ж натуры возвышенные… Самое захватывающее — обсудить ближнего своего…
Аделаида: Да, это, пожалуй, гораздо занимательнее и поучительнее, чем последние кулинарные новости. Как бы не язвили мужчины по поводу женской дружбы, но интересы подруг нам ближе.
Натали: Да-да, к примеру, Анна в недавней статье рассказала про историю пьесы М.Булгакова «Кабала святош. Мольер». Видеть её довелось лишь в постановке А.Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера». Состав блистательный Ю.Любимов, Л.Броневой, А.Ширвиндт, О.Яковлева, Л.Дуров.
http://www.youtube.com/watch?v=9ILlICWB6Qc&feature=player_detailpage
Да-а-а… , недаром сетовал Станиславский: «Не вижу в Мольере человека огромной воли и таланта. Я от него большего жду. Если бы Мольер был просто человеком… но ведь он — гений. Важно, чтобы я почувствовал этого гения, не понятого людьми, затоптанного и умирающего… Человеческая жизнь Мольера есть, а вот артистической жизни — нет».
Аделаида: После статьи Анны этот великий театральный корифей (Станиславский), на которого чуть не молятся целые поколения актеров, так померк в моих глазах. Ну в таланте ему не откажешь…наверное. Но старик безошибочно чуял конъюнктуру, направление линии партии и готов был угождать любому замечанию, дабы получить великие и богатые милости от театрального начальства. Сколько знаменитых имен: Вишневский, Олеша, Яншин, обласканных государством, служили государству, а не идеалам высокого искусства. Ах, все великие теряют свое величие при ближнем рассмотрении. Но ведь и Мольер отличался тем же, старался угодить своему сюзерену.
Натали: Сразу, как в школе, хочется выяснить в какой исторической эпохе происходит действие. Насколько помнится, юный король (а стал он таковым в пять лет) намаялся от разгулявшихся в те времена фрондеров, поэтому запомнил этот период самовольства дворянства надолго. Повзрослев (в 22 года) и воспользовавшись сложившейся ситуацией после смерти Мазарини (фаворита матери), взял власть в свои руки и решительно отказался делиться ей с кем-либо.
Чтобы пресечь вероятность появления новой Фронды в корне, занял думы дворянства новой сложной модой, этикетом, праздненствами и собрал всех при дворе, для которого повелел построить великолепный Версаль.
По этому поводу есть фильм Росселини «Приход Людовика XIV к власти»
Аделаида: А какими талантливыми людьми он себя окружал. К примеру Кольбер, доставшийся ему по рекомендации кардинала Мазарини. Министр финанасов много может сделать для укрепления мощи государства. Снизил нагрузку на низшие слои населения от прямых налогов, увеличил долю косвенных, которые платят все. Был противником кредитования, считая, что жить надо по средствам, сторонником экспорта и противником импорта.
Представляешь, считал, что есть полезные, укрепляющие могущество государства профессии — земледельцы, ремесленники, торговцы, военные, моряки, и их надо всячески поощрять , а есть и такие профессии, которые отвлекают людей от этих полезных занятий. Совсем обойтись без них нельзя, но ограничить надо. Вот, например, финансисты, юристы и судейские…
(слышу голос нашего классика).
Ну, как водится , увлекся увеличением налогового бремени в связи с многочисленными войнами Людовика и потому его похоронную процессию пришлось спасать от погрома. Еще такая пикантная подробность, на прием к королю ходил пешком, представляешь… без мигалки и кортежа охраны, а в развитие шоссейных дорог вкладывал много денег. Прекрасное состояние этих дорог считал одним из могущественнейших средств полной государственной централизации.
Натали: Король, создавший сильное государство, желал сообщить об этом окружающим, желал продемонстрировать величие сделанного… ну, и собственное прославление не лишне. В те времена во Франции в особом почете был балет, опера была в загоне, в отличие от Италии. Хотя, сам балет был родом из той же Италии и завезен представительницами семейства Медичи (Екатериной и Марией).
В балете танцевали тогда, в основном, мужчины. Принимали участие в представлении придворные, и главная роль предоставлялась самому королю. Наверное, это было обусловлено тем, что дворянство фехтовало, поэтому было в неплохой спортивной форме. А танец был основан на элементах движения данного боевого искусства, из него же пришла выворотность в жанр. Стойка бойца похожа на фигуры древнеегипетских фресок, так как сражающийся поворачивался к противнику таким образом, чтобы минимизировать для него площадь поражения.
Нужно учитывать и то, что в те времена дамы носили длинные платья, ноги были закрыты, поэтому в балете им отводилась вспомогательная роль (если отводилась вообще). Кстати, в силу этого же обстоятельства тогда демонстрировались и ценились мужские ноги. Недурны они были, как раз, у Людовика, что и получило отражение в его портретах.
Аделаида: Да, да. Также кокетливо на портретах демонстрирует свои красивые ноги и другой монарх. Но он уже из Англии, жил немного раньше и звался Генрих VIII.
Кстати, милочка, обратите внимание, в ирландском танце, отсутствует движение корпуса и рук (они статичны), все внимание ногам.
Ой, наверное, это потому, что европейский танец мужской, в его основе движения из боевых искусств. Совсем иначе выглядит танец в Индии и на Востоке. Там задействованы руки, тело (живот!) и даже глаза. По всей видимости, от того, что его исполняют женщины? И в этом случае он основан на приемах соблазнения.
Такое ощущение, что на ходу сочиняются гипотезы…
Натали: Однако, как любопытно, дорогая!…
А увлечение Людовиком XIV балетом роскошно показано в фильме «Король танцует» Жерара Корбьё по мотивам биографии музыканта и танцора Жана Батиста Люлли в изложении французского музыковеда и историка Филиппа Боссана.
Аделаида: Да, красивый фильм. Выразительная картинка, чувствуется работа реконструкторов, если не непосредственное участие, то опосредованное влияние, наверняка. Да, и музыканты играют на, явно, аутентичных инструментах. Это же 2000 год, тогда уже вовсю увлекались барочной музыкой и искусством.
Натали: В этом фильме до оторопи поражает сходство отношений с властью (в лице короля) творческих личностей, с тем что будет происходить и триста лет спустя и, похоже, позже. В ситуации, показанной на экране персонажи не скрывают, что работают по заказу властителя, в угоду его вкусу, для его личного развлечения. В обмен они желают получить устойчивое положение в обществе, материальный достаток.
Аделаида: Заметьте, дорогуша, при этом даже на нетрадиционные отношения творческих личностей король смотрит «сквозь пальцы», хотя и не одобряет.
Забавное совпадение: и Мольера и Люлли звали Жан Батист. Так же звали Шардена, Греза, Ламарка и что примечательно Гренуя. Вобщем назвал ребеночка Жан Батист и получил творческую личность, драматурга, музыканта, художника, естествоиспытателя, на худой конец парфюмера-убийцу.
Натали: Ну, последний, слава Богу, вымышленный персонаж. Выбор имени оставим на совести автора. Хотя, да-а-а, любопытное наблюдение.
Действительно Люлли и Мольер показаны в фильме весьма раскованными. Драматурга попрекают (как и в пьесе Булгакова) возможным инцестом (он женат на дочери своей бывшей возлюбленной, которую последняя выдавала за свою сестру). Люлли вообще не способен противостоять любому проявлению прекрасного, в любом гендерном исполнении. Его привлекают все способы получения удовольствия. Вследствие чего музыкант и попадает в весьма темную и сомнительную историю.
Если у Булгакова Король возмущается, что Мольер бросает тень на его репутацию:
За тень скандальной свадьбы, брошенную на королевское имя.
то в фильме похожую претензию он высказывает Люлли:
Старайтесь подчеркнуть его (солнца) блеск, а не запачкать его
Аделаида: Что тогда, что триста лет спустя, творческая богема вела себя одинаково непристойно. Интересно, что останется в веках от нынешних?
Натали: Пожалуй, по этому поводу нам остается только предполагать. Но вот, о Мольере и Люлли мы с Вами, голубушка, до просмотра этого фильма имели довольно-таки смутное представление. Да и где гарантия, что в картине проставленные акценты соответствуют действительности? Вероятно, это, всего лишь, мнение интерпретаторов (а уж они наинтерпретируют …)
Бесспорно лишь наличие заказчика их творчества.
Мнение и желание короля определяют развитие их творчества. Кстати, в фильме Людовик не показан, как государственный деятель. Такое ощущение, что кроме балета и интриг его ничто не занимало. Может экранного времени не хватило?
Аделаида: Думаю, что создатели фильма не преследовали цели показать государственного деятеля, невозможно за короткий период времени показать все грани исторической Личности, да и не нужно. Кстати, меня тоже не оставляла мысль, что интерпретация была слишком вольная, осовремененная, но это право художника. Благодаря фильму Люлли и Мольер стали для меня вполне живыми людьми, со своими пороками и недостатками, а не пыльными историческими артефактами. И от этого их творческое наследие ничуть не померкло.
Натали: Да уж, герои — наредкость живые. Правда бытия продемонстрирована во всем многообразии. Вспоминая мытарства Булгакова, описанные Анной, находишь, что все это уже было.
Люлли, спасая себя после невнятной истории убийства своего случайного партнера (похоже, его подставили недоброжелатели), подталкивает падающего (впадающего в немилость) Мольера. Причем, ничтоже сумняшеся, отбирает авторство пьес у драматурга. Для современного зрителя, и не знавшего, что в пьесах Мольера были большие балетные куски на музыку Люлли, ошеломляюще выглядят тома с золотым обрезом, которые демонстрирует композитор уже под своим именем больному удрученному Мольеру.
Так на этом итальянец не остановился. Он добился у короля практически монопольного права на оркестр для своего театра, всем остальным разрешалось только по два музыканта и одному певцу.
Аделаида: Даже написание Тартюфа, где король выставлен благодетелем своих подданных, мудро приходящим им на помощь в самой, казалось бы, безнадежной ситаации, не спасло Мольера от опалы.
Натали: А вот тут, милая Аделаида, все не так просто. Как долго публика полагала драматурга чуть ли не революционэром, но повнимательнее поизучав эту историю приходишь к выводу, что все было несколько не так.
Король, удалив свою мать из государственного совета, находился с ней в подспудном конфликте и явно опасался той силы, которую приобретали за её спиной члены «тайного» общества.
Что, вобщем-то, мужества и дарования автора не отменияе никак.
Аделаида: Вот, кстати, Эфросовская постановка «Тартюфа» во МХАТе ещё 1981г. В ней заняты С.Любшин, А.Калягин, А.Вертинская, Н.Гуляева
Натали: Забавные воспоминания Станислава Любшина об этой постановке:
— Эфрос написал про вас, что вы как-то сумели подстроиться под него, оставаясь самим собой. Под Эфроса-то хорошо подстраиваться, но ведь не под каждого режиссера и захочется… —
Я долго не знал, что Анатолий Васильевич ко мне хорошо относится… Он гениальный был человек. Приходил на репетиции очень нервным, хотя все у него уже было придумано. Садился, ни на кого не глядя, начинал говорить, увлекался – и освобождался, расцветал. Он мог расплакаться за режиссерским столиком, если ему нравилось, хотя режиссеры обычно оттуда только кричат на артистов. Он обожал всякие неожиданности. Помню, мы с Настей Вертинской репетировали сцену из «Тартюфа», где вредный Тартюф очень пристает к бедной Эльвире. Я умудрился снять с Вертинской бюстгальтер, на расстегивая блузки. А потом, спасаясь от меня, Настя бросилась в зал и забралась на колени к какому-то критику (Эфрос пускал их на свои репетиции). А я, не долго думая, сиганул за ней на эти же колени. Эфрос хохотал, как сумасшедший. Такие живые репетиции были для него важнее любого продуманного спектакля.
8 комментариев
Голова кругом от вас, дамы! И вы ждете откликов* Выставив столько интересных фильмов, объединив их необычной темой?
Наверно, в будущем году!
До выхода следующей публикации в «Литературном обозрении» публике будет чем заняться.
Интересно. Сравнивая исторические эпохи и государственные правления, можно вспомнить и нашего царя Ивана Грозного, который царствовал на век ранее Людовика, и стал наследником трона в три года. Есть сходства и большие различия. Иван так же намаялся от разгулявшейся в те времена старой боярской аристократии, потом взял власть в свои руки и самостоятельно начал проводить уже свою политику партии в сочетании с божественным царским правом. Был умен, образован, собственноручно писал сочинения, определенного содержания; » что бы в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья», что не всегда получалось. Одобрял нравственные сочинения подданных, например, Сильвестра с «Домостроем». Иван Васильевич очень уважал экскурсии к Волге, любил порыбачить. В память об одной удачной рыбалке, приказал строить Собор Василия Блаженного.Говорят был жуткий мучитель свободолюбивых элементов и занимался репрессиями, но кто захочет оценить итоги расцвета Русского государства, найдет в реформах Ивана нравственные основы. И много полезного. Вот балета, конечно не было, но интерес к развитию культурных связей существовал огромный, что кстати, явилось одной из причин Ливонской войны.
«Вот балета, конечно не было, но интерес к развитию культурных связей существовал огромный, что кстати, явилось одной из причин Ливонской войны.»
Сударыня, Вы «жжёте»! :-) (из-пад стала)
И, вообще, во всем «виноваты» Вы:
Вы первая еще в обсуждениях помянули маму Людовика («Людовик — мой король …»). Помните?
Потом Ваш блестящий рассказ о Булгакове и Мольере…
Тогда еще немножко о балете во времена упомянутого Людовика:
Во времена Людовика XIII (1601-1643) в монастыре Святого Людовика, что в Пуасси, была монахиней некая госпожа де Фронтенак. (Сей монастырь был предназначен, в основном, для женщин благородного происхождения.) Нравы в монастыре были довольно свободными, так что монахини почти открыто сожительствовали с кавалерами. Однажды, когда король с двором находился в замке Сен-Жермен, там появился балет, давший одно представление. Танцевали шесть дам с кавалерами.
Все подумали, что этот балет прибыл из Парижа, но на следующий день после представления выяснилось, что все шесть дам были монахинями из Пуасси, их партнёры являлись любовниками этих дам, а на такую выходку всех подговорила госпожа де Фронтенак.
Всех монахинь немедленно отправили в ссылку в отдалённые монастыри с жёстким режимом, где они должны были пребывать под строгим присмотром. А ведь до этой выходки у каждой из них был собственный домик с небольшим садом.
Вот жеж! «Искусство требует жертв» — не на пустом месте сентенция появилась! :-)
Да, да, Анна! Ваш Булгаков зацепил и понеслось… Я и то скажу ,я и это скажу. Увлеклись барышни. Простите нас, мы больше не будем…наверное…чесслово. :D
Будем, будем..И это замечательно.