Поймала себя на мысли, что после каждого напоминания «Господа технари и милые дамы! Музыкальная пятница!» — уже само по себе возникает приподнятое настроение. Всю неделю с нервотрепкой и изматывающим «преодолением трудностей» ждешь этого подарка перед выходными.
Оперные вебинары «Книжной лавки» становятся уникальным явлением русского Интернета. Мало того, что само их появление ставит на место разного рода выскочек и щелкоперов, претендующих на «контроль над русским Интернетом». Славный щелчок по носу! Оперные вебинары все расставляют по местам, указывая всем на их место: кому в партер, а кому на галерку. Без лишних слов говоря, что иным господам следовало бы озаботиться личной культурой, прежде чем воображать, будто он них что-то зависит в культуре окружающих.
Опера… это хорошая проверка личного потенциала. Ведь сразу видно, кто способен ее просто «высидеть», а кто способен ею… наслаждаться. Хотя бы, чтобы не производить на окружающих столь отталкивающего впечатления, которое производит сегодня руководство страны, явно не способное оперу и «высидеть». По внешнему виду и бегающим глазкам министра культуры Владимира Мединского издалека заметно, что в опере сам он бывал лишь «по обязаловке».
С классическим русским оперным репертуаром он явно не знаком, поэтому не сможет честно ответить, почему даже в Большом театре, поглощающем достаточно ощутимые бюджетные дотации можно было долгое время терпеть в руководстве абсолютно неграмотных и некультурных людей, дойти до бардака «режопер», да так, чтоб никто еще и не ответил за подобное глумление. А добить все замечательно режиссированной режоперой «кислотной атаки»!
Впрочем, кто захочет нынче послушать Владимира Мединского «про оперу» — после его выступления про «Рашку-говняшку» с высокомерным пояснением, кому и на что он будет «выделять деньги». Нынешние наши «руководители» не совсем понимают, как выглядят с гаданием сороки-белобоки «этому дам, а этому не дам!»
Ведь никто из них в реальном секторе экономики не сможет заработать ни копейки. Они и свою профессию выбирали, «чтобы не работать». И это написано у них на лицах… с обескураживающей отчетливостью.
Оперное искусство не терпит подобного отношения к делу. Опера — это эпическое повествование в сложнейшем симбиозе вокала, актерского мастерства, хореографии, музыки… Здесь все слишком серьезно, слишком масштабно и грандиозно, чтобы на фоне оперных постановок наши нано-руководители нано-правительства и нано-министерств не выглядели убого и мелко с их примитивными шкурными интересами, соображениями, сколько же «выделить», а сколько распилить с ближним кругом.
Вряд ли кому-то будет приятно посетить оперу с Владимиром Мединским, не говоря уж о Швыдком или Иксанове… Ирина Анатольевна — это все же не «говорящая программка» вроде Сати Спиваковой. Редкая возможность посетить оперу с ней действительно возвращает крайне необходимый в жизни культурный пласт.
В силу того, что она — представитель полифонического искусства в литературе, она может просто и доступно объяснить предысторию создания и самого замысла, связать произведение с культурным контекстом исторической эпохи, выделив самое главное, что тут же делает живыми сами образы.
…Сейчас посмотрела слайдер, вспомнила замечательный вебинар по опере Жоржа Бизе «Кармен»… Удивилась про себя, какой солидный классический мировой репертуар уже поднят за то время, пока Владимир Мединский искал новые способы финансирования программы «Рашка — не говняшка» и пути консолидалиции со всеми, кто не кормится вместе с ним у бюджетного корыта, причем… на почве «революции» 1905 года.
Революционная трансформация России положила начало новому глобальному мировому проекту. Прошедшие 100 лет показали, что существует живая преемственность в развитии страны от Российской империи к Советскому Союзу и далее — к Российской Федерации.
Как может культурный человек заявлять сегодня в России такое? Он считает весь этот экстремизм и государственные перевороты — «естественным процессом»? Тогда стоит, наконец, признать, что экстремизм — это характеристика государственной политики, а не то, чем граждане занимаются у себя на дому, а тем более — в Интернете (см. Государственный экстремизм).
Жаль, что Владимир Мединский забыл свои некультурные наезды на российских граждан, но сегодня в Интернете солгать невозможно.
Виртуальный патриотизм в видении российских властей — распространяется только на граждан. Им самим проявлять патриотизм вовсе необязательно, им достаточно… высказывать озабоченность.
При этом они плохо понимают, что подобным отношением к своим обязанностям, к собственному долгу, к собственным чести и достоинству — являются значимой и непреодолимой преградой на пути проявления «чувства патриотизма».
Кто может проявить это чувство в условиях, когда на наших глазах уничтожаются исконные культурные ценности? Проявлять это будет лишь люмпен, вольготно чувствующий себя в условиях беззакония. Законопослушному гражданину сложно выразить совершенно иные чувства, охватывающие его при виде людей, которые не могут соблюдать закон даже в мелочах, просто в административных барьерах.
Итак, в разгар кровопролития лета 2014 года, которое произошло лишь потому, что власти России не имеют представления об истинной культуре и духовности России, не говоря о ее настоящей истории, не подправленной кремлевскими массовиками-затейниками, — министр культуры Владимир Мединский решил опустить уровень министерства культуры — до доносителей на побегушках, заявив, что именно Минкульт теперь будет делать доносы на граждан «по экстремизму».
(см. Виртуальные патриоты)
И пока Владимир Мединский соображал, как бы ему в преддверии грядущего кризиса пристроиться с доносами на граждан, Дедюхова, уже прошедшая по их «пиратской доске», делает все, чтобы предотвратить очередную подлость в отношении окружающих. Ириной Анатольевной уже написаны потрясающие публицистические произведения на эту тему, уже сделан анализ… почти невыносимый для женщины.
Но далее она создает техническую возможность высказать собственное мнение — широкому кругу нормальных порядочных людей: Научно-технический портал «Технарь», Блог сетевого содружества «Технарь», «Литературное обозрение».
Что за все время пребывания в роли министра культуры создал Владимир Мединский? Абсолютно ничего! Но он продемонстрировал и негуманистическое, чисто паразитарное отношение к желанию людей — мыслить и чувствовать, соприкасаться с явлениями культуры. Он сам раскрывает смысл сегодняшних «гуманитарных наук», продолжающих паразитировать на технических и естественно-научных направлениях… А при это сами неспособны даже «отделить зерна от плевел», плохое от хорошего, путая верх с низом.
А все же идея добра и зла — это главная идея искусства. Любое эпическое, масштабное искусство — всегда о справедливости.
Какая же может быть справедливость, когда министр культуры у нас — субъект с полностью уголовным мировоззрением, не понимающий, что все давно проанализировано, все нравственные акценты уже расставлены задолго до того, как он вообще рот раскрыл!
И это мы ведь не от него знаем, что на самом деле произошло под видом «революции 1917 года», когда наглые, ни на что не способные, некультурные выскочки лезут проверять, кто о чем думает, паразитируя на культуре общества… Просто слов нет! Он что, никогда не слышал, что в первый год этой «революции» Россия потеряла 16 млн человек? Что после этой революции возникла жуткая графа в социальных сводках — «самоубийства до 10 лет»? Он не знает о падении нравов, культуры, науки, общественного производства? И ведь с этим наследием только Сталин смог справиться, которого они всем правительством дружно оплевывают.
Хоть бы поинтересовался, что именно разгребали на первых послереволюционных субботниках вместо бревен, изображаемых в советской живописи. Трупы и части тел! Бревна люди бы сами на дрова растащили, без «доброго-доброго» Ильича.
Diana Si 21 Май в 12:11 · Я думаю, что министру культуры России Владимиру Мединскому, выступая на круглом столе «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации» стоило не «пять коротких тезисов» озвучивать, а указать источник его дум и не извращать выводы, называя государственный переворот -«попыткой построения на земле нового справедливого общества»
Далее приводится обширная цитата из Дедюховой. Спрашивается, а что есть у Владимира Мединского, что он мог бы противопоставить настоящему явлению современной российской культуры? Сам-то он не из шкурных интересов решил «заняться культурой», будучи весьма и весьма далек от ее сути?
При этом проявление мотиваций сектора влияния – всегда безответственны в отношении государства и общества в целом. Предвидя возможность коллапса системы государственного управления в результате прикладываемых усилий, сектор влияния, осознавая собственную неспособность осуществления государственного управления в прежних масштабах, — практически всегда предусматривает расчленение сложившейся государственности на самодостаточные автономные системы, как это можно было наблюдать в восстании декабристов.
Отметим интересную связку – любая попытка контроля над государственными финансовыми потоками вне системы государственного управления практически всегда сводится к созданию автономных систем управления.
… Для большинства молодых людей ставится более предпочтительным второй путь – «участие в политической жизни страны». Ими выбираются гуманитарные направления профессиональной деятельности, не имеющие жесткой профессиональной иерархии на основе личных данных индивида – в основном, юриспруденция и экономика. Марксистская теория становится весьма удобным оправданием их жизненного уклада. Они доказывают тщетность реформирования государственного управления, поскольку «царский режим прогнил», необходимо «создание государства пролетариата и беднейших слоев крестьянства», т.е. заведомо несамодеятельных слоев населения. Выступая на словах в интересах слоев, заведомо неспособных осуществлять государственное управление, они подразумевают замену собою высшей иерархии государственного управления, «не по праву» занимаемую императорской семьей и ближайшим окружением самодержца. Реальную пользу стране они намереваются принести лишь после «падения самодержавия».
… Привлечение сторонних инвестиций, независимых от государственного контроля, вне государственного управляющего сигнала – всегда является по своей сути попыткой создания самодостаточной автономной системы, государства в государстве.
…Победа «Великой Октябрьской социалистической революции» завершилась полным упразднением частной собственности на приносящую доход недвижимость. Оказались бесполезными 30-летние усилия граждан государства по созданию Кадастра Российской империи для создания справедливого подоходного налогообложения с целью развития жилищного сектора страны.»
Дедюхова Ирина Анатольевна. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД СОБЫТИЙ 1917 Г.
Ему следовало бы подробнее ознакомиться с программой вебинаров, чтобы понять… насколько поздно он спохватился. Уже прошло несколько вебинаров и по Русско-японской войне, по событиям 1905 года, по работе Государственной думы 1905-1917 годов… Подняты исторические фигуры того времени — Петр Аркадьевич Столыпин, Сергей Юльевич Витте, Савва Мамонтов…
Вот только часть вебинаров из цикла «Из истории Отечества»:
- Из истории Отечества: Смутное время. 1598 — 1613 годы
- Краткое царствование Павла I
- Михаил Илларионович Кутузов
- История Отечества: «Дон Кихот» самодержавия Николай I
- К 110-летию Русско-японской войны
- История Отечества: Революция 1905 года
- Государственная Дума 1905 — 1917 годов
А ведь это сопровождает весь социальный, культурный, политический и экономический пласт эпохи!
Например, трагическая фигура Саввы Мамонтова представлена многопланово: от истории развития государственно-частного партнерства и противостояния с Сергеем Витте — до создания Русской частной оперы…
- ГЧП — государственно-частное партнерство до 1917 г.
- ГЧП — государственно-частное партнерство после 1917 г.
- ГЧП — государственно-частное партнерство после 1991 г.
- СЗХ — стратегические зоны хозяйствования
- Сергей Юльевич Витте — портрет на фоне смены эпох
- Столыпинские реформы
Жаль, что сам Владимир Мединский не понял, что события 1905 года лучше всего показывают, насколько опасно в России «консолидироваться» с теми, кто ни на что не способен в реальной жизни, но лезет с «ценными указаниями»… и даже готов за соответствующую мзду представить «экспертное заключение».
Вот этот мощный срез аналитической мысли по переосмыслению «революций» в России, с точки зрения гуманитарной катастрофы начала 90-х годов — это уже стоит около 10 лет в Интернете, который Владимир Мединский решил «контролировать».
Это недоступный ему уровень анализа уже усвоен российским обществом. Поэтому последующая «борьба с экстремизмом», как и «оппозиционные движения» — выглядят не более чем попыткой оболгать все общество, представив его, как это заявляли большевики в 1917 году о «поголовно неграмотной России», уничтожая цвет русской мысли.
Он даже не понимает, что у нас все истоки 1905 года проанализированы с холерных бунтов 30-х годов и картофельных бунтов 40-х годов ХIХ века. И анализ здесь — как раз на уровне полифонического звучания клавира русской оперы.
Неудивительно, что с человеком, способным на создание сложной системы русского романа — оперные вечера удаются на славу, опера звучит и завораживает, рождает новые мысли, чувства… Это поистине новое качество жизни!
Хотя на месте Ирины Анатольевны любой бы задумался о несправедливости нынешнего жизненного уклада. Опера — всего лишь о справедливости! И здесь заранее возникала опаска, а может ли женщина, не видевшая и грана справедливости за свой труд и свое творчество, без которого невозможно представить мировоззрение современного культурного человека в России, — достойным образом подать оперное искусство?
А здесь выясняется, что лишь человек высокой культуры способен отдать должное, то есть — на справедливость.
Приведу отклик Елены Рубинштейн, нашего замечательного автора и ведущей балетных вебинаров — о двух вечера, посвященных опере Джузеппе Верди «Риголетто»
Осенью посетила вебинар «Любовнй напиток», а вчера – «Риголетто». Очевидна проделанная огромная работа по совершенствованию вебинаров об опере, происки новых форм подачи материала и бесед с учатниками. Вчера никто не остался равнодушен.
Моя встреча с оперой Верди «Риголетто» состоялась в двенадцать лет пластинками двух великих певиц 30-х годов 20 века Тотти даль Монте и Мерседес Капсир. Итальянская и испанская певицы представили двух очень разных Джильд.
Не нужен был режиссер – тембр голоса рисует в воображении разные образы: хрустальный, серебристый, холодный у даль Монте и теплый, мягкий, густой, но удивительно подвижный в блестящих колоратурах у Капсир в дуэте Джильды и Риголетто.
Проблематика оперы была в двенадцать лет, вероятно, пока недоступна в полной мере, но божественная, волшебная музыка оставили след в душе навсегда. Позже лет в 14 прочитала «Король забавляется» Гюго, когда «заболела» его романтической драмой. Появилась в записи опера полностью… Потом было множество Джильд, Герцогов и Риголетто – Сазерленд, Рената Скотто, Каллас, Кабалье, Паваротти, Гобби и другие.
Поэтому я с замиранием сердца ждала выбора исполнителей и музыкальных номеров Ириной Анатольевной. Для меня любимейшими фрагментами оперы стали квартет и трио из последнего действия. Трагическое трио, когда сестра уговаривает убить первого, кто постучит в дверь, а стоящая под окном Джильда решает стать этим «первым» и стучит.
Вебинар начался с трейлера к фильму «Квартет»! Это – режиссерская проба известного американского актера Дастина Хофмана о постановке того самого моего любимого квартета в доме для престарелых, где коротают оставшиеся дни оперные певцы и дивы. А потом квартет!
Безупречный вкус в выборе исполнителей, представивших оперу в вебинаре: Сазерленд, Паваротти, Тито Гобби, «шахтерский герцог» Сергей Лемешев. А «Сердце красавицы» — сразу три герцога — Паваротти, Доминго и Каррерас!
После этого великолепия в голосах и исторических костюмах диким нонсенсом прозвучал привычная мантра современного режиссера из Екатеринбурга: «Современному зрителю не интересны персонажи 16 века». А вот это ложь! Или слушать и смотреть обличительную арию Риголетто – Гобби, когда восстает растоптанное человеческое достоинство, — или любоваться непонятно кем и чем в режопере.
Невольно сравниваешь герцога в исполнении Паваротти – в колеснице с золотым венком, старающегося выглядеть римским императором, — и герцога Лемешева, с борзыми. И кажется, что герой Лемешева более куртуазен, а советская предвоенная постановка 1941 года – более целомудренная. Лемешев – «русский лирический тенор» — более утонченный, изыскан и смел. Как появляется в таверне перед красавицей, зацепившись за люстру, пролетает над головами собравшихся! А кто-то пытается убеждать, что костюмы, реалии и характеры 16 века нам малоинтересны. Если сам режиссер не смог найти ключик к сюжету и характерам – это его проблемы. Не нужно впутывать сюда зрителя.
Ирина Дедюхова раскрыла вечный сюжет «игры без правил», беззащитность человека в этой ситуации, когда можно рассчитывать только на проклятие и божественное возмездие. Верди так и назвал свод оперу «Проклятие». Множество провоцирующих вопросов как и почему это проклятие сбылось под шутом Риголетто и его дочерью. Гюго в романтической драме в период битв романтиков и классицистов показывал — шута–чудовище, провоцирующий короля на соблазнение чужих жен и дочерей, в то же время Риголетто — любящий отец. Проклятие отца опозоренной дочери ломает жизнь ему и Джильде. Гюго тот же прием использовал ив «Лукреции Борджиа» — чудовище Лукреция в то же время страстная любящая мать.
Оперный вебинар «Риголетто» позволил насладиться великолепной музыкой с умными комментариями.
Этот комментарий профессора исторических наук относится к первому вечеру, посвященному опере Верди. Главное потрясение, конечно, в пояснении, каким образом выстроено произведение Гюго с литературной точки зрения, каким образом строятся художественные образы, как затем это находит отражение в музыкальной ткани оперы «Риголетто». Было интересно, как при постановке оперы учитывались цензурные ограничения, из-за которых пьеса Гюго почти 30 лет не шла на сценах театров, а после создания оперы так и осталась «памятником литературы».
Но куда интереснее стал сам «поход в оперу», с которого мы всей компанией дружно «вжикнули». Напомню, что оперный термин «вжикнуть» — относится к современному оперному искусству столь же безраздельно, как и «режопера».
Ирина Анатольевна: Вот поэтому я и предлагала встретиться на свежем воздухе за барбекю… у одного забавного павиана. Он, кстати, весьма неплохой контрабасист.
Натали: О!.. А!.. А как это у вас получается?
Ирина Анатольевна: А очень просто! Одна капелька на салфеточку… Затем надо свеситься бюстом в оркестровую яму и, не глядя в глаза этому ошалевшему от неожиданности рослому доверчивому павиану, нежно погладить его конрабас. Потом медленный взгляд снизу вверх и лихорадочный сбивчивый шепот о том, будто его контрабас — нота сердца всего оркестра… И пока он радостно воображает, будто и на улицу контрабасов возвращаются триумфальные дни джаз-бэндов и сольных вариаций, а всем альтам и виолончелям теперь придется довольствоваться струнными задворками, вы салфеточку спускаете ему в контрабас, подавая другой рукой визитку с телефоном.
Натали: Так просто?
Ирина Анатольевна: Это не самое сложное в жизни, уж точно не дифференциальное уравнение второго порядка, но и не столь примитивно, как взять, к примеру, определенный интеграл. Каждое ваше движение должно быть мягким и отточенным, а платье — должно плотно облегать фигуру. И, когда вы разворачиваетесь, вы должны напоминать ему контуры контрабаса, вращающегося на своем штоке — вжик!
Натали: Вжик!..
Ирина Анатольевна: Но «вжик» не самое главное! Когда вы свешиваетесь в яму, идет пьянящий головной аромат. И на все-про-все у вас не более двадцати минут, вам надо исполнить свой «вжик!» до того, как из его контрабаса не начнет раскрываться средняя нота сердца. На следующий день, когда вы практически выветрились из его головы вместе с нотой сердца, его контрабас начинает тихонько выдыхать базовую ноту, как воспоминание о вашем «вжик!»
Натали: Значит, вы решили показать всему залу этот «вжик!» через двадцать минут «головного» аромата? Вы как-то поняли, что «нота сердца» там будет такая, что вам лучше ее не вдыхать? Потому и молчали об этом?..
Ирина Анатольевна: Ну да! Я вдруг поняла, что за ароматом всех прежних постановок — последует такое отвратительное «благоухание», что сочла за лучшее «вжикнуть». Сам по себе головной аромат раскрывает всю последующую палитру, личность художника… Там уже можно догадаться, что же он сам сочтет наиболее важным для «ноты сердца» и того «шлейфа», которым навсегда оставит след в твоей душе. Первые двадцать минут сцена благоухала давними восторгами и утраченным величием… грустной ностальгией по временам расцвета русской классической оперы… И как только сквозь этот головной аромат, являвшийся на самом деле шлейфом незабываемых композиций прежних постановщиков, — начал пробиваться современный тлетворный душок разложения… я просто постаралась оттуда сбежать, без всякого «вжика», если честно. Опустив голову, с горьким чувством утраты.
Натали: Примерно так я и истолковала ваше молчание. Написала всем, кто интересовался «Русланом и Людмилой» в постановке Чернякова, что вы посетили спектакль ради одной сцены в романе «Парнасские сестры», а отдельно вам на этом останавливаться на этом недосуг. Так и ответила, что Ирина Анатольевна считает ниже своего достоинства — высказывать мнения по такому поводу.
Как славно иметь такого «руководителя делегации», способного «вжикнуть» с «Руслана и Людмилы» в Большом через 20 минут после начала!
Накануне мы решили посетить Венскую оперу, искренне веря, что до этих прославленных подмостков не докатились «режоперы». И первые сцены… не очень впечатлили, но как бы не портили приятного впечатления от великолепных интерьеров театрального убранства… Так хотелось насладиться высоким искусством, еще не отравленным нашими прихлебаями и дармоедами у бюджетного корыта!
Но наши предводительницы (Ирина Дедюхова и Елена Рубинштейн) начали недовольно перешептываться. К ним присоединилась Диана… и тут мы так вжикнули, дружно хлопнув креслами, что ноги моей больше не будет в этой Венской опере, пока они не научатся ставить Верди с подобающим уважением. Мы вернулись к бесподобному Паваротти, о чем нисколько не пожалели, а напротив решили больше никогда ему не изменять…
Сомневаюсь, что подобное удовольствие, которое пережила со всеми за те два вчера с «Риголетто», могла бы получить даже от оперного похода в Большой… не говоря о балетном.
Владимиру Мединскому никогда более не следует заикаться о «консолидации всего общества», поскольку после той публичной подлости, что он сделал в мае-июне 2013 года, — он навсегда поставил себя за рамки культурного общества в России.
Он тогда решил «консолидировать» Николая Максимовича Цискаридзе, великого артиста, на пике его артистической карьеры — и ничтожество, бессовестного лживого Иксанова, которому вообще-то было не место даже в гардеробной Большого театра. Ну, разве что подавать одноразовые салфетки у писсуаров в мужском туалете.(см. Подарки под ёлочку).
В культурном обществе подобные «кандидатуры» даже не обсуждаются! А тем более, их не подравнивают с артистами мирового значения, похлопывая их по плечу «Коля-Коля».
И это делают даже не «от культуры», это делают, чтобы самим не оказаться вне культурного контекста времени. Раз все будет проанализировано классиком, не младшей музой, а самой Каллиопой. Да, из чувства самосохранения. Если, конечно, у субъекта имеются зачатки культуры и он вообще понимает, о чем идет речь.
Пожалуй, единственное, что мы еще сегодня можем сохранить в себе — это внутреннюю культуру. Поэтому не особо тянет вглядываться в нашу новостную ленту с очередными криминальными новостями, на фоне которых все общество выглядит, по меньшей мере, сборищем потенциальных уголовников, гадающих, сойдут с рук очередному бюджетному вору его «гешефты», «откаты» и «пенсионные фонды»… или его все же слегка пожурят.
Складывается впечатление, что правоохранительные органы вообще запамятовали, что сама их профессия возникла из нормального человеческого нежелания терпеть рядом с собой людей, относящихся к закону, «как к дышлу». Из нежелания дышать с ними одним воздухом, из одного житейского соображения — сохранить собственный рассудок. Неужели это так сложно понять? Или, может, они считают, что бравурно подаваемыми кампаниями с обысками-допросами, лишь раскрывающими многолетнюю бездеятельность, — они вернут к себе… доверие общества?..
О, нет, никто не сомневается, что причина здесь в обычном нагнетании социального напряжения в очередной демонстрации силы. О настоящем правосудии, о возвращении к правовым нормам… нет и речи. Ведь каждый раз против такой попытки «образумиться», восстает весь жизненный опыт, достаточно суровый, несмотря на то, что живем в самой богатой стране мира под общий стон «лишь бы войны не было».
Нынче, в сплошной уголовной безнаказанности, уничтожающей даже слабую надежду на какую-то справедливость, сложно сохранять в себе остатки культуры. Но министру культуры за его содержание — это по штату положено.
Владимир Мединский — уроженец Украины, поэтому до конца октября 2014 года занимал государственную должность в России незаконно, автоматически имея двойное гражданство. Как и Валентина Матвиенко и многие другие.
В этот момент мы от человека, не способного выполнить те законы, которые сами принимают для других, — выслушали множество заявлений, весьма далеких от общепринятой культуры. И ни одного вклада в культуру, но какие постоянные разрушительные воздействия. И он считает, что кому-то не отвратительна сама мысль «консолидации» с подобным субъектом?.. Да еще и на основе кровавых событий 100-летней давности, если он даже не понял, что происходит на его малой Родине?… Ну, это уж чересчур, согласитесь.
Все давно и до него на хорошей методической и безупречной академической основах разобрано Ириной Анатольевной Дедюховой еще в 2008 году! Если он не способен оценить этого вклада в российскую культуру, может лишь вместе с другими таскать чужое без ссылок… то должен понимать, что такое поведение противоречит основам исконной российской культуры.
Да ведь это уже просто смешно… Неужели вся эта неумная образованщина всерьез полагает, будто может что-то более интересное (о содержании умолчу) сообщить после советского инженера и ученого И.А. Дедюховой?.. Подобное самомнение изначально не культурно!
Конечно, они просто не рассчитывали, что все это выдаст один человек, причем, без единой копейки бюджетных средств, уничтожаемый безнаказанными уголовниками.
Но это… как ни цинично звучит, но является интереснейшим культурным аспектом… столкновения с оперным искусством.
Ну, вот как большинство присутствующих давно отвыкло от мысли, будто в их жизни что-то может значить сама литература, а главное — кого они считают писателем, а кого нет. Ведь и на уроки литературы в школе многие привыкли плевать в общем рейтинге школьных дисциплин, хоть и… любили их даже, наверно. Уместно будет вспомнить, как в жизни помогли более значительные уроки по биологии, например. Чтоб хоть не вести жизнь инфузории туфельки или ленточного червя.
Ну-с, давайте завершать это «столкновение»… естестна, столкновением со мной-любимой! А вы с кем подумали?
В прошлую пятницу нас ждала очередная «встреча с прекрасным» — оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Особых «предчувствий» не было, поскольку роман в стихах Александра Сергеевича известен каждому со школы, опера Петра Ильича давно стала самым известным произведением русского классического оперного искусства. Но ведь классика потому и является таковой, что встреча с ней всегда обогащает духовно.
Галина Щетникова Кто бы мог подумать, что о таком известном произведении так много можно неизвестного рассказать. На это способна только Ирина Анатольевна. Спасибо!!!
Наталья В. Иванова Галина, согласна с вами!
Александр И. Морозов Как сказала Диана, лучше слушать, чем смотреть, что и делал. Смайлик «smile». На мой взгляд (не специалиста) женские партии лучше мужских звучат. Понравилось. Спасибо!
Галина Щетникова Александр, браво! Будем разбирать в ЛО и странноватую визуализацию и мужское звучание. Обязательно!
Александр И. Морозов Все таки те мужские голоса наших исполнителей (50-60-х, или однофомилец) лучше звучали, завораживающе, что ли. как то так.
Галина Щетникова Именно так! У нас есть Лемешев, и русских теноров мы будем оценивать с этой точки отсчета. Если в итальянской опере можем сделать скидочку , то в русской скидочек пусть не ждут.
Diana Si Замечательный вебинар и чудесный фильм-опера 1958 года, наслаждаешься музыкой, игрой актеров, постановкой и звучанием русского языка, чувствуешь искренность и полноту чувств!
Что же такого вновь произошло «замечательного» на всем известных произведениях, которые, казалось бы, давно не нуждаются ни в каких пояснениях?
Тут-то и выясняется, что практически ничего мы об этих произведениях не знали… Поскольку вебинар вела Ирина Анатольевна, давно расставлявшая акценты в историческом и культурном контексте так, что ведь каждому уже кажется, будто «он сам так всегда думал». Нет, не всегда!
Государственное управление в крупном жанре, в эпическом искусстве, к которому относятся как романы, так и оперы — это очень важно. Выясняется, что для понимания этих произведений — изначально необходимо знать, с кем тянет консолидироваться: с Мединским или Дедюховой?
Дедюхова разбирает восстание декабристов, причем, по первоисточникам. Разве Владимир Мединский читал предлагаемые варианты конституций декабристов? Уверена, что нет. Как и многие «деятели культуры». Поскольку до Дедюховой у нас была «Звезда пленительного счастья».
А вот после исследований Ирины Анатольевны, стало возможным понимание смысла хрестоматийного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», 1825 года (см. Прекрасный союз ).
Не станем обманываться, здесь говорится не о разлуке с друзьями, а… о разочаровании в дружбе. Пушкин ведь прямо без обиняков говорит, что нет у него никакого друга, вообще нет. Нет в природе! И ничего «милого» душа его не ждет.
А далее обращается без пафоса, не «вы, друзья мои» или «а вы, друзья минувших дней», а просто на «вы». Уверяю, хотел бы вставить более дружеское обращение – непременно вставил бы, размер позволяет.
Но есть строчка «Меня друзья сегодня именуют». Мы сегодня немного иначе понимаем русский. Но все-таки можно насторожиться, кем это именуют «лирического героя» эти самые «друзья», зная, что он сидит один в Псковской области в годовщину лицея.
Эта строчка обозначает нечто вроде поговорки при неожиданной икоте – «кто-то поминает». Когда тот, кого «именуют» различными «именами» — отлично догадывается как и в качестве кого — его поминают близкие люди.
По выкинутым из стихотворения строчкам видно, что Пушкин начал писать это стихотворение заранее. Но, не получив ни приглашения, ни поздравления, ни просто письма – он не навязывается, он просто вглядывается в тех, кто сейчас отмечает эту встречу без него. Он знает, что именно сейчас, когда он невероятно одинок особым одиночеством преданного друга, его друзья поминают его, но не так, как ему хотелось бы.
А он, в свою очередь, прилагает достаточные усилия, чтобы помнить… бывших друзей такими, какими ему хотелось бы помнить их всегда.
Поэтому само стихотворение, растаскиваемое на цитаты, используемое к случаю один к одному – всегда выдает ложь того, кто его использует подобным образом. И не только полнейшую глухоту к слову, но и нравственную глухоту.
Неоднократно видела в жизни, как сразу же рассыпались «прекрасные союзы», стоило применить к ним эти строчки. Люди вдруг начинали вглядываться друг в друга с проснувшейся остротой интуиции.
Каких разочарований удалось бы избежать в жизни, если бы этот разбор стихотворения Пушкина я прочла лет на двадцать раньше…
Но тут вдруг понимаешь, что такое «легкое» произведение Александр Сергеевич создавал более семи лет, начав писать его, будучи ровесником Ленского, полностью олицетворяя своего героя с собой… вовсе не с Онегиным. И это одно из нескольких произведений, где автор заранее, за много лет в мельчайших подробностях описывает свою гибель. Даже дуэль между Онегиным и Ленским происходит зимой, как погибает и сам поэт.
Сцена Дуэли (Денис Королёв — Юрий Гуляев)
Сцена дуэли из импортного фильма «Евгений Онегин» 1999 г.
Но сразу надо сказать, что и на этом вебинаре мы… «вжикнули», честно отсидев первый акт… в Валенсии . Ирина Анатольевна по-детски обрадовалась, что Татьяну поет все же не Монтсеррат Кабалье…. Хотя трактовка оперы нашими ведущими деятелями искусств все больше диссонировала с ее внутренним смыслом, который Дедюхова уже сумела очистить от патины времени и стереотипов. Может, именно поэтому так нестерпима была любая фальшь.
Не впечатлило и выступление Галины Вишневской в партии Татьяны. Возраст не тот, да и какое-то переигрывание… резали душу, как лезвием по стеклу. Но вспомнилась суровая отповедь примадонны за совершенно чудовищную постановку «Евгения Онегина» в Большом, за что Иксанова тогда уже надо было выгнать с позором поганой метлой. Тогда бы не случилось и последующей трагедии.
Валенсийскую постановку решили посмотреть, поскольку партию Ленского исполнял молодой российский тенор Дмитрий Корчак, которого очень нам нахваливал горячо любимый нами дирижер Новой Оперы Дмитрий Волосников.
Наш классик так подготовила нас к опере, которую многие знали почти наизусть, что возникало впечатление, будто мы никогда ее раньше не видели. Мы поражались архитектурному решению театра, а затем удивились миму… с яблоками, выступавшему во время достаточно пронзительной увертюры.
Первые сцены выглядели достаточно свежо, но… не более пяти минут. Это ровно столько, чтобы понять, что оказались не в культурном контексте Дедюховой, а в псевдокультурной консолидации с Владимиром Мединским.
Думалось, а что мог бы вообразить слушатель оперы, попавший на «Евгения Онегина» впервые? Мне кажется, он на всю жизнь вынес бы убеждение, что опера П.И.Чайковского «Евгения Онегин»… очень и очень смешная. В принципе, легко передается мимикой и жонглированием яблоками.
Очень смешная постановка. Слушать можно, смотреть нет. Эдакая псевдорусскость. С красными яблоками было очень красиво. Жаль бутылки не было, березки, березки… На старшей Лариной — не то кокошник, не то поповский колпак. С бору по сосенке играли русскую жизнь… Вначале забавно, но потом все более скучно и уныло.
Дмитрий Корчак в роли Ленского очень задорно флиртовал с Ольгой, — то ли петухом наскакивал, то ли фламенко изображал. И… совсем неважно звучал. От такого успешного тенора, покоряющего Европу, ожидалось нечто большее, чем конкурс Евровидения.
Ольге сценическое движения ставила явно стриптизерша из клуба, но и сама не девочка, отдавала себе отчет, как это выглядит со стороны. Лежа навзничь на пляжном лежаке, задирая юбку и показывая коленки, перебирая голыми ногами, ну просто Манька Облигация, соблазняющая Жеглова. И уже вот-вот готова была отдаться… Даже стало немного интересно, как они решат эту «творческую задачу», но легкомысленный Ленский, не поняв однозначных, откровенных призывов, осыпал ее желтыми цветами и…, смеясь, убежал. Короче случился облом.
В этот момент я поняла, что ставили на сцене все же не «Евгения Онегина», а нечто такое… бардовское, осовремененное.
Есть в желтых цветах откровение жаркого лета.
И кто же придумал назвать их гонцами разлук?
По мне нет милее на свете цветочного цвета,
Когда он на клумбе пылает иль в щедрости рук.Здесь все! И дозрелость пшеницы в зернистых колосьях,
Душистое яблоко, сочность крахмалистых груш.
И солнце, что медом пахучим вокруг разлилося
Загаром на кожу, пролив, согревающий душ.
Как лилося, так и разлилося… Вот и яблоки, оказывается, отсюда же.
Онегин всю снобистскую харизматику лондонского денди направил на достижение достаточно тривиальной цели: помацать Татьяну за призывно выставленную грудь, не выпуская при этом из рук трости. Свинство какое… сначала помацают с тросточкой, а потом не нужна: «Я вас люблю любовью брата». Владимиру Мединскому бы очень понравилось. А Иксанов, наверно, еще бы и всплакнул ради приличия.
После этих тычков тростью в грудь Татьяны (настоящая или импланты?) стала более понятной последующая дикая истерика Татьяны на груди постоянно вертевшегося на сцене мима, отвлекавшего не только зрителей, но и оркестр. Несколько раз ловила себя на мысли, когда же этот мим уронит все яблоки в оркестровую яму?..
Обнимаясь с мимом, подставившим ей свою жилетку, Татьяна начала оплакивать свою любовь с таким накалом, что русский зритель заподозрил бы недоброе. Не беременную ли он ее бросил?.. Сразу было видно, что мерзавец. Как денди лондонский одет… Прямо, как нынешние хлыщи из министерств.
Очевидно режиссер-постановщик именно так все и понял. Консолидируясь с Мединским.
…Галина Вишневская с письмом Татьяны из продемонстрированного на вебинаре ролика переигрывала так, что становилось неловко за даму в возрасте. Гримасничала, резко вспрыгивала, пытаясь показать «проникновение в образ». Но в зале была публика нерусская, все равно никто не понял, что это выглядело — как иллюстрация к строчкам Александра Сергеевича «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя».
А мне думается, что так доносы люди пишут и анонимки. Что поделать, тяжелое прошлое и влияние Солженицына не прошли бесследно… Потом увидела, что выступление Галины Павловны «оставило неизгладимый след». В современной трактовке образа Татьяны «в заграницах» прижилась именно дешевая театральщина.
— Лучше бы они петь научились!
Такое резюме нашей ведущей звучит всегда, когда мы всем вебинаром дружно хлопаем креслами и покидаем любую самую именитую оперу, если постановка и исполнение не вяжется с нашим культурным и историческим контекстом.
Как же славно было вернуться к фильму-опере 50-х! Какое чудо тогда сотворил «Ленфильм», какое совершенное произведение искусства.
Записи вебинаров:
3 комментария
Ну да, помню детское недоумение на уроках истории, от того, что во первых откуда столько бревен взялось в центре города, что их надо было убирать, а потом, когда в сообщениях того времени мелькало, что топить было нечем.
Какая гадость, какая гадость эта ваша …заливная рыба — опера «Руслан и Людмила» в БТ.
Пошлость какая! У меня сынок трехлетний очень выделяет этот роман у Пушкина. Читаю ему, не опасаясь, т.к. все любовные сцены описаны поэтом целомудренно. А тут такое!
Изумительное замечание. Сталин, кстати, обожал оперу. А Мединского действительно не мешает проверить на «вшивость», можеть быть он исключительно режоперу посещает. А это, как вы понимаете, ни вкакие ворота.