Актеры и проститутки — две древнейшие в мире профессии, доведенные до упадка любителями (А.Вулкотт).
…Просмотры «Левиафана» проходили по городам и весям при стечении так называемого «бомонда». О статусном явлении Ксюши Собчак на премьеру, уже упоминалось. О том, как патриотически возбудились все слои, претендующие на статус бомонда, еще поговорим.
Недавно на таком же статусном просмотре произошел «выплеск накипевшего энд наболевшего» в Ярославле, где тон задавал Борис Немцов.
— Фильм сильный, а сила его в том, что это честный фильм. Он резко контрастирует с ложью и пропагандой, которая свирепствует на телевидении. Его можно было снять у нас в области, в Мосейцево. Я думаю, что по этому фильму будут судить об эпохе Путина. И когда его не станет, этот фильм обнажится и станет памятником «путинизму», — сказал Борис Ефимович.
…Каждый в этом фильме видит что-то свое. Депутат-оппозиционер – лжецов и бандитов во власти, адвокаты – реальную жизненную проблему, простые граждане – безысходность. В любом случае, фильм стоит посмотреть.
Ну, когда этот фильм «обнажится» и станет чему-то «памятником» — тогда и говорить следует. Поэтому поговорим о фильме «Елена», который уже достаточно «обнажился» и давно претендует на место памятной стеллы.
Более всего умиляет категорическая оценка — честный фильм или лживый? А речь идет о том, можно отнести этот фильм к искусству или нет? Для всех участников дискуссии должно было «заговорить» само наименование фильма, названного по имени библейского чудовища… Может, они бы и библейские тексты заодно обсудили, насколько те соответствуют » реальной жизненной проблеме»?..
Звать адвокатов на обсуждение фильма — это, конечно, «примета наших дней». Несложно заметить, что все, кто высказывается в негативном плане о фильме «Левиафан», непременно делают пару вежливых приседаний в адрес фильма «Елена». И это окончательно убеждает, что все, кто «решил высказаться», проявив заинтересованность в искусстве — совершенно не понимают ни его целей, ни задач, ни даже того, что же в результате в этом зашуганном искусстве остается «памятником».
Да смешно же, например, требовать от того же Гомера — «правды жизни». Это же показания в суде, это… как бы изначально «шутка такая».
Если уж заговаривать о «правде жизни», хочется внести соответствующую нотку искренности в осовременное представление, оставшееся от хрестоматийного стихотворения Александра Сергеевича.
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Как видим, в искусстве каждый должен говорить лишь за себя, поскольку памятник нерукотворный он воздвигает именно себе, а не «путинизму».
Ожесточенные дискуссии по поводу фильма «Левиафан» выявляют неумеренную зависть и тонкое понимание такого искусственного процесса личного увековечивания… вдобавок сопровождаемого бюджетным финансированием и престижными международными наградами.
Хотя в искусстве не положено не так сильно подчеркивать свою обывательскую зависимость от настоящего (инвестийций, грантов, финансирования, наград, премий и проч.), — скрывать материальный интерес к подобному «увековечиванию» получается далеко не у всех и не всегда. Точнее, практически никогда не получается у всех, кто не понимает истинных задач искусства.
Однако вначале следует напомнить о цели всех стремящихся увековечиться самыми необычными способами, более напоминающими сегодня рубрику советских газет «Из зала суда». Наверно, поэтому и в центре всех нынешних споров «за искусство» крутится столько перепуганных адвокатов.
Так вот памятник, как мы видим, всегда выполнялся в виде… фаллического символа. Давайте, я повторю еще раз, чтобы всем желающим «увековечиться» стал более понятным смысл того процесса, в котором они решили поучаствовать… при жизни, так сказать, заблаговременно.
Погребальные стеллы и столпы с античных времен принято ставить, как это видно из самого названия, после погребения, а не задолго до него, когда никто такого пока и в виду не имеет. Впрочем, у нас принято хоронить людей до физической кончины — из интересов частного увековечивания совсем других задолго до их похорон. В результате такого предварительного увековечивания, родным часто приходится упорно скрывать реальное место погребения усопшего «героя нашего времени». И уж совершенно «в духе нашего времени» появляются «виртуальные кладбища»…
История вопроса такова. Стелла, столп и прочие пирамидки со звездочками — это символ Афродиты Эпитимбии (Погребальной), слово «эпитафия» (эпитимбия) — отсюда же.
Не стану останавливаться на таких тонкостях, они уже ни к чему, раз приличия давно нарушены, а никто из живущих ныне «увековеченных» при жизни творцов — ничем не проявил даже тени осознания подобных… весьма простых вещей.
Однако в них и заключается… специфика чисто женского взгляда. Сколько кто ни кричит о себе, как ни проталкивается к кормушке «увековечивания», какие премии или финансирование ни поделит, но после всех ухищрений останется только женский взгляд с оценочным прищуром… насколько истинные стати «творца» соответствуют воздвигнутому им фаллосу.
Наверно, именно поэтому все, кто считает, будто памятник нерукотворный можно соорудить без женского взгляда музы, с одной проплаченной PR-кампанией, — непременно дают чисто мужской взгляд на «женскую проблему».
Перед разбором фильма Андрея Звягинцева «Елена», все же хочется сказать, что в России настоящему мужчине, действительно имеющему «эт самое» не пиаре, а в действительности, — женщины никогда не составляли проблемы. Напротив, только мужчине, который точно не удостоится никакого увековечивания от Афродиты Эпитимбии, женщины в России… составляют весьма серьезную проблему.
Можно даже сказать… проблематику! Против женщин у нас поднимаются кампании, каких-то странных женщин делают «публичными фигурами» — используя для этого элементы чисто физического влечения Афродиты Пандемос. И не только, да?..
Стоит перечислить иные прозвища Афродиты (позднее Венеры), как мы вспомним вполне современные принципы «социальных лифтов» для тех ее жриц, женский взгляд которых приятен и удобен нашим нынешним «творцам». Процитирую дореволюционную энциклопедию по классическому искусству.
Дола (обманщица), Морфа (дающая красоту), Анфея (цветущая), Пейто (убеждающая, обольщающая), Гетерия — покровительница гетер, Порн — покровительница разнузданной страсти, Дарцетос — покровительница праздной лени, Диварисатрикс и Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт), Каллипига (прекраснозадая), Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства, принимающая в жертву свиней, в отличие от всех иных воплощений…
Все эти воплощения Афродиты, призванные скрасить наше бренное существование, описываются нынче в актуальной публицистике, поскольку никогда не было принято до такой степени возвеливать подобные оттенки… хм… извечно-женского.
Никому бы и в голову не пришло, будто Афродита Порн займется «законотворчеством», диктующим родителям «сексуальное воспитание детей», а Афродита Гетерия начнет распродавать по дешевке имущество Министерства обороны…
Афродиты Каллипига и Кастния (Кастниетида) — переплюнут в бесстыдстве Афродит Диварисатрикс и Перибазию, поскольку, «как известно», — «Одному нравится арбуз, другому — свиной хрящик» (Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» Вадим Серов 2003).
Далее все ( а иные и в сопровождении адвокатов) с чисто мужским нахрапом приватизируют прерогативу Афродиты Эпитимбии, хотя она дает оценку исключительно… мертвым от имени живых.
Но ведь Борису Немцову не привыкать! Он считает, что Афродиту Эпитимбию вполне устроит и его эпитафия в соавторстве с Чубайсом на смерть Егора Гайдара. И при этом его нисколько не насторожило, что тогда же и Лужков попытался превзойти чью-то эпитафию статьей «Еще одно слово о Гайдаре».
Хотя сложно не заметить животный страх и патологическую ненависть к самому важному и древнему (куда более древнему, чем Афродита Порн или Афродита Гетерия!!!) проявлению женского начала в виде… Афродиты Мухейи, древней богини тайных мест, всего «тайного, становящегося явным», сохранившего отголоски наиболее древних функций богини, связанных со смертью.
Именно эта богиня всегда провожала последним словом любого, кто претендовал на внимание Афродиты Эпитимбии и нерукотворную стеллу в духе «Я — мужчина!», возносившую их любимца выше Александрийского столпа.
А вот так бы Афродиту хотели видеть нынче — в виде безмолвной золотой статуэтки с задранными ногами… Только это все равно будет не «Афродита нашего времени», а именно «Сирена»! Можно добавить крылья, тогда это будет гарпия.
«Сирена» выставляется в рамках коллекции современного искусства Statuephilia, которая выставляется в Британском музее с 4 октября 2008 года по 25 января 2009 года.
…Сижу себе, читаю дореволюционное перечисление Афродит античности с «ятями» и вдруг замираю на такой фразе.
Считается, что Афродита Мухейя всегда имела живое воплощение. В некоторых древних культах на ее роль назначалась жрица в качестве живой богини смерти, во славу которой мужчины совершали подвиги и посвящали наиболее выдающиеся достижения.
Как же так получилось, что навязывают нам одних Афродит, а рядом настолько грозно проявляется наиболее древнее ее воплощение, что становится жутковато… И ведь действительно, там все становится… явным, а изнанка всех «тайн» не вызывает ничего, кроме… отвращения.
В ином свете сразу видятся и попытки наезда на женское начало. Они, конечно, начались не сегодня. Но сегодня они приобрели характер фантасмогории… именно в России, литература и искусство которой прославяют совершенно иные воплощения Афродиты (см. Вышли мы все из народа… или Заявка на святость).
* * *
Рассмотрим женский образ, подаеваемый в качестве «правды жизни» Андреем Звягинцевым в фильме «Елена». Какой же «Еленой Прекрасной» или «Еленой Премудрой» он решил заслониться от пристального внимания Афродиты Мухейя?..
Для объективности, возьмем за основу Алексея Юсева Солидная «Елена» для различных господ.
Статья добротная и вполне профессиональная. Там нет лишь галочки «просмотрено» — беглого женского взгляда Афродиты Мухейя. Вроде и ерунда какая-то, а галочки нет, так статья отчего-то «не срабатывает». Тем более, что написана она явно для этой галочки, чтобы снять массу вопросов к автору сценария и режиссеру.
Это особенно заметно по завершающему абзацу статьи.
Звягинцев сначала хотел назвать свою картину «Нашествие варваров», но его опередил канадец Дени Аркан, уже получивший «Оскар» за фильм с таким названием еще до написания сценария «Елены». В итоге Звягинцев создал на потребу Фонда кино такую страшилку для прослойки класса обеспеченных собственников, что те могут всплакнуть над подобной коллизией и сходить в церковь, чтобы разобраться, где там за здравие, а где — за упокой. Тем не менее, все остались в этой ситуации в выигрыше. Звягинцев снял кино о недостающей всем духовности и получил очередной приз на самом авторитетном фестивале. Фонд кино истратил бюджетные деньги на социально значимую картину. Зритель артхаусных кинотеатров, доукомплектованных пенсионерами, посмотрел сложное, но уже титулованное кино. Бога нет, что вроде бы тоже всех устраивает. А ведь как было бы хорошо, если бы он проявил себя, положив конец всему этому порочному кругу. Он очень нужен. На него только одна надежда и осталась.
Новый фильм «Елена» вызвал много пересудов. «Елена» — она какая? — Остросоциальное кино, религиозная притча или что-то другое? Чтобы разобраться в этом вопросе, расколовшем публику, нужно учитывать некоторые исключительные для нашего кино моменты, связанные с фигурой режиссера и его окружением.
О, это как раз прерогатива женского начала в процессе любого увековечивания. В мрачной тени Афродиты Мухейи жестко расставляются все акценты. Только слепые предпочитают их не замечать.
Когда-то последнее слово на смерть Черномырдина, почившего в должности посла России на Украине, — прозвучало грозным предзнаменованием. Но стоило ли считаться с Дедюховой в тот момент, когда в год выхода фильма «Елена» (2011 г.) ей было уготовано вначале физическое уничтожение, а уж затем — судилище?..
И здесь можно сопоставить цели, которые одновременно преследовали в жизни в один и тот же момент, в одно и то же время в одном и том же российском искусстве: самый прославленный ныне режиссер Андрей Звягинцев и писатель Ирина Дедюхова, как-то бросившая небрежную фразу: «Лучше всех я умею… плеваться. Умею и многое другое, конечно, но плююсь я лучше всех живущих. После моего плевка уже ничего не растет. И большинство ничего не захватит из этого мира, кроме моего плевка».
Так и хочется подписать: «С приветом, Ародита Мухейя». При этом понимаю мужчин (!), решивших свести счеты с этим женским воплощением — именно за письмо президенту России (мужчине!!) о попранном женском достоинстве девочки из лагеря «Дон», о которой высшие чиновники государства завили, будто она — «проявляет желания, несвойственные ее возрасту», публично обвиняя девочку-подростка, будто эти «проявления желаний» и стали причиной ночного погрома в детском лагере, устроенного вполне сложившимися молодыми мужчинами (!!!), которых после представляли «детьми» и «подростками».
Что мне было дико в той ситуации? Совершенно явно, нисколько не тайно — на одну женщину, не совершившую ничего предосудительного, набрасывается стая военницированных мужчин, старательно избегая упоминания, о сути ею сказанного, любого упоминания о самом инциденте.
Бросалось в глаза, как Дедюхова заменила в этой травле девочку-подростка. Из-за отсутствия в ее действиях состава предступления, его не смогли отразить и в приговре, просто назвав «преступлением». В силу того, что никаких «доказательств» ее «преступления» не имелось, ее осудили на 20 тысяч рублей, но гораздо раньше, чем были осуждены нападавшие на лагерь армяне. Ночные погромщики детского лагеря были осуждены на условные сроки, не по статье 282, которая стараниями Дмитрия Медведева была превращена для Дедюховой в вечную каторгу.
Несложно было видеть, как упорно пытались выжать из Дедюховой какие-то призывы, приуроченные к безобразиям на Манежной площади в декабре 2010 г. И столь же очевидно, что и инцидент в детском лагере с массированным и провокационным отражением в СМИ, поданная в столь же провокационном ключе «Манежка» — были тщательно спланированы и организованы, а вот вину за «возбуждение» хотелось бы повесить не только на девочку-подростка, но и на женщину, которая многие преступления нашего времени сделала слишком явными.
Попросту говоря, свалить все грязные делишки — на женщину.
Это ведь у нас нынче самая «естественная» мотивация большинства официально признанных подвигов «героев нашего времени», правда? Стоит лишь посмотреть, как Сердюков объясняет случившееся. Но, конечно, после подсказки другого мужчины. Это же так обычно — все свалить на бабу!
А мы знаем, что потом «экс-министр» передумал, внял доброму совету, так сказать.
Но это частности, реалистический антураж, так сказать. Главное ведь, что все наши мужчины — удивительно честные и объективные, стремятся говорить только правду… Правда, не забывают при этом заручиться сопровождением адвокатов, чтобы не ляпнуть лишнего.
Вот и Звягинцев решил, что можно создать образ «нашей современницы», вне контекста уже сказанного и сделанного ею… на самом деле.
Сюжет «Елены» прост почти до «хуже воровства». Елена, бывшая медсестра, ухаживает за богатым мужем-стариком. Супруги спят в разных комнатах, а их отношения скорее напоминают отношения служанки и господина. Чтобы внук Елены не угодил в армию, требуется много денег, но старик отказывает в помощи. У богача случился инфаркт, и он собирается завещать почти всё состояние своей дочери, которая с отцом не в ладах, но от денег не отказывается. Елена травит супруга, и наследство делится между ней и дочерью умершего. Заканчивается все тем, что в шикарную квартиру в центре Москвы из Бирюлево переселяется семья вдовы.
А уже на горизонте встает то кровавое зарево, о котором уже прокричала Каллиопа, чей «крик Каллиопы» так не нравится нашим мужчинами, претендующими на прижизненную славу и посмертную канонизацию.
Каллиопа дает творческим людям искусства власть над человеческими душами. Дионисий в своих элегиях считал поэзию «криком Каллиопы». Принципами героической поэзии являлись воспевание воинской отваги, достоинства воина, чистоты его души, рыцарство, благородство и бесконечную способность к самопожертвованию.
Одним из сыновей Каллиопы был Орфей. Его отец Аполлон подарил сыну лиру, а музы обучили игре на ней. Мастерство Орфея стало магическим: завораживающая сила подчиняла себе не только людей, зверей и богов, но и неодушевленную природу. Скалы с деревьями начинали танцевать, а бушующие волны моря успокаивались.
В честь Каллиопы, по ее имени, назван музыкальный инструмент – паровой орган, который использует гудки локомотивов или пароходов. Звук у этого инструмента громкий и пронзительный, а регулировать можно только его высоту и длительность. Обычно инструмент состоит из 32 гудков, а с начала прошлого века каллиопы выпускались с автоматическим механизмом для звукоизвлечения. Подобная конструкция применяется в органе или механическом пианино.
В любом случае, раз уж и прижизненная слава имеет фаллический символ, как же эти мужчины, прикрывшиеся юбками Афродит Гетерий, — решили избежать неминуемой разборки с Афродитой Мухейя? Самим выступить олицетворением «духовных ценностей»? Даже не смешно!
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Женский взгляд. Часть I
- Женский взгляд. Часть II
- Женский взгляд. Часть III
- Женский взгляд. Часть IV
- Женский взгляд. Часть V
Дискуссия о фильме «Елена» в Литературном обозрении» — Мечтать не вредно …