И.А Дедюхова
Можно игнорировать это особое видение художника, но как отойти от того, что без искусства, подчас весьма необычно отражающего жизнь, — и сама жизнь теряет смысл?
Впрочем, сегодня есть множество методик, в которых пытаются использовать прагматически — сам метод искусства, не предусматривая при этом ни развития, ни нравственного выбора, ни уникального философского мировоззрения начтоящего художника.
На многочисленных лекциях, вебинарах, тренингах и курсах — нам предлагают легкие способы обогащения, удачи, влияния на других людей… А жизненные ситуации подчас настолько сложные, что уж и не знаешь, куда податься.
В «Книжной лавке» в разделе Вебинаров возникает новый раздел «Психофические практики».
Мы долго добивались от Ирины Анатольевны создания цикла, включающего в себя наиболее действенные практики этнографического шаманизма. Была надежда, что при знакомстве с латиноамериканской литературой, речь неминуемо зайдет и наиболее читаемом и плодовитом авторе — Карлосе Сезаре Аране Кастанеда.
Ведь мы имеем своего представителя «мистического реализма», возросшего на отечественной почве. Какого произведения ни коснись у Ирины Анатольевны, идет ничем не прикрытая мистика. Но ей веришь абсолютно. Не потому, что «хорошо написано», а потому что слишком хорошо вписывается в нашу реальность.
Да и какие-то отрывки этнографических верований, мистического фольклора, преданий и сказаний — передаются ею настолько глубоко, в привязке к самым «незначительным» мелочам возникновения именно таких представлений, что раскрывается глубина мыслей и чувств этого народного творчества. Понимаешь, что это такое образное восприятие жизни во всей ее полноте. А разве этого бывает «слишком много»?
Героиня ее первого романа Варвара летала на помеле, но складывалось впечатление, будто это такое «идиоматическое выражение», за которым стоит переполнявшая жизненная энергия. Роман заканчивается небольшим эссе о том редком и крайне необходимом Даре, который приносит в этот мир каждый из нас.
Если магия с древности объясняется, как особый способ мышления, то шаманизм, в ритуалах которого так или иначе участвовали все наши предки на заре человечества, описывается сегодня — как особый способ видения и познания мира. И разве мы не видели все эти годы, как под ее особым взглядом раскрывается подлинная суть вещей?
И разве с такими особенностями мы уже не сталкивались даже на неповторимых сказках Ирины Анатольевны Дедюховой? «Что за прелесть эти сказки», где герои, в конце концов, с удивлением обнаруживают, что у них на самом деле есть душа… «Мистика какая-то!»
Рассмотренный на одном из вебинаров по латиноамериканской литературе роман Жоржи Амаду «Дона Флор и ее два мужа»завершается битвой богов, сцену которой мы уже услышали в исполнение И.А. Дедюховой и, признаться, рассчитывали на большее. Но она не отступила от заявленной темы, хотя многие почувствовали, что хорошее знание этнографии сочетается с глубоким (а значит, подлинно «литературным») пониманием описанного ритуала вуду.
Город взлетел на воздух, и часы показали одновременно полдень и полночь в войне святых: жрецы, собравшиеся похоронить мятежного Гуляку, с его любовью, ополчились на Эшу, который один защищал его. Молния, гром, буря, сталь скрежещет о сталь, льется черная кровь. Встреча произошла на перекрестке последней дороги, на границе небытия.
Из вод океана вышла Йеманжа вся в голубом, с ее длинных волос струится пена, серебряный хвост опутан зелеными водорослями и темными спрутами. Металлическим веером она отогнала ветры смерти, армия рыб приветствовала ее на своем немом языке…
Леса склонились перед охотником Ошосси, который утром скакал на вепре, ночью – на белой лошади, а на рассвете – верхом на Дионизии, самой красивой из его дочерей, самой любимой. И где бы он ни проезжал, все живое умирало.
Огромная змея Ошумарэ поползла по мосту радуги, за ней ползли другие змеи – гремучие и жаркие. Они вонзили конец радуги в Гуляку, но тот устоял, и навстречу ему вышла прекрасная девушка. Эшу трезубцем проткнул радугу, и Ошумарэ свернулась кольцом, засунув хвост себе в пасть…
Тогда выступила Омолу со своей жуткой армией болезней: черной оспой, проказой, трахомой, – и наслала на Гуляку чахотку и чуму, а затем лишила его зрения и слуха.
С серебряным копьем в руке своей танцующей походкой прошествовал Ошала. Перед ним все склонились. Потом появилась Янсан, повелительница мертвецов, богиня войны. От ее крика все онемели, и сердце Гуляки разорвалось.
Жрецы шли сомкнутыми рядами, бряцая оружием и потрясая древними законами, все они сплотились против Эшу и отправились на последнюю, решительную схватку...
Живопись потомственного шамана Пабло Амаринго
…В конце февраля я стояла в аэропорту и, вглядываясь в людей, смешивавших с толпой встречающих, думала, как бы мне не пропустить Ирину Анатольевну. Рядом со мной стояло много мужиков-таксистов, которые делали вид, будто им все равно — захочем кто-то воспользоваться их услугами или нет.
Вдруг по залу прошла волна, время остановилось. Все замерли, звуки затихли, все с нетерпением уставили в начало коридора за стеклянной перегородкой, ожидая, кто оттуда появится. Выплыла женская фигура в светлом кожаном плаще, которая показалась мне огромной, заполнившей весь терминал. Мужики рядом дружно ахнули, жадно поедая ее глазами. Лицо женщины было сосредоточенным, вдруг ее взгляд остановился на мне, и выражение лица мгновенно переменилось.
— Ой, как здорово! Привет! — сказала незнакомая женщина знакомым мелодичным голосом, понемногу преображаясь в хорошо знакомую Ирину Анатольевну. — Не обращай внимания, это я нарочно, чтобы ты меня не пропустила!
— Ну, вы даете, Ирина Анатольевна! — с трудом выдохнула я, оттаскивая ее в сторону от обступившей нас толпы таксистом. Они даже не решались предложить свои услуги, просто продолжали смотреть на нее, не отрываясь.
— А как мне тебя искать в этой толпе? — резонно заметила Ирина Анатольевна. — Гораздо проще сделать так, чтобы все смотрели только на меня. А сейчас сольемся с природой, чтобы к нам никто не приставал.
К своему огромному сожалению, еще переживая это явление в терминале, почувствовала, как начинаю вместе со своей гостьей стремительно сливаться «с природой». Некстати вспомнила описание природы из сказки про двух воинов-джидаев:
Тут самое время про природу словечко вставить. Природы в том месте практически не было.
Сообразить, что она в некоторых вещах понимает намного больше, чем говорит, труда не составило. Потом я неоднократно убеждалась, что, в принципе, ничего «мистического», «магического» или потустороннего в таких вещах нет. Хотя те проблемы, которые удалось преодолеть с ее помощью, были неразрешимы никакими известными способами, они оставались бы для меня неразрешимыми до сих пор.
Неудивительно, что часть проблем, которые больше всего нас угнетает, написана у нас на лице. Вы замечали, что в последнее время у окружающих на лицах написаны либо снедающие проблемы, либо искусственное бездумное выражение?
Однако я столкнулась с тем, что очень много проблем является сущим пустяком для «литературных методов», которыми в совершенстве владеет Ирина Анатольевна. Она отнюдь не зря утверждает, что писатель — тот, кто решает наиболее неразрешимые вопросы, а не «ставит их перед всем обществом».
Не касаясь главных личных проблем, которыми мне бы нисколько не хотелось обременять окружающих, была свидетелем, как срабвтывали особенности литературного дарования Дедюховой в отношении других людей. Если задуматься, чем же привлекает ее творчество, мы отметим для себя уникальный юмор, редкий для серьезной литературы, для женщин вообще, не говоря о том, что юмор вообще не характерен для анализа нашей современности.
Если попытаться выразиться точнее… на моих глазах самые сложные проблемы — внезапно превращались в пустяк, в фарс. Они не исчезали, просто видоизменялись. То, что за минуту составляло серьезное напряжение, страх, тянущее душу беспокойство, — вдруг становилось чем-то вроде «яйца выеденного не стоит».
Приведу пример. Представьте наше гребанное ЖКХ, многоквартирный дом, где один раз уже что-то срывало, горячая вода топила несколько этажей. Во всем обвинили ни в чем не повинных жильцов сверху, где произошел прорыв. Им пришлось брать кредит, все восстанавливать. Ненависти соседей окончательно погасить не удалось. В целом довольно сложно жить с этой виной, которая абсолютно непонятна, ведь у тебя тоже мебель плавала в горячей воде.
Это откладывается где-то в подкорке, все время ждешь аналогичного несчастья. И вот… оно начинается! Те же самые признаки, которые когда-то перебирал в сознании после всего случившегося. Для кого-то это, возможно, пустяк, но вряд ли кто-то хочет пройти через такое. Ведь надо быть заранее готовым, что всем эксплуатирующим службам будет, мягко говоря, наплевать.
«Несколько легких движений — и ваши брюки превращаются в шорты!» — как могла бы я описать то, как Дедюхова помогла разрешить эту ситуацию. Вообще я ожидала, что она посоветует, куда можно моим знакомым обратиться, как специалист.
— Какой смысл мне давать профессиональные рекомендации, если много лет систему намеренно разрушали так, чтобы в ней заведомо не действовали никакие апробированные профессиональные подходы? — резонно заметила Ирина Анатольевна. — Но в то же время, как нормальный инициированный писатель (не пальцем деланный) я знаю тонкие механизмы деяний-воздаяний, у меня любой сюжет должен им соответствовать, иначе мне читателя не убедить. Из одного места берешь — в другое надо прибавить, чтобы все оставить в равновесии. Если имеешь дело с системой из которой долгое время бралось, ничего не прибавлялось, то надо все отправить по адресу. А для этого надо иметь представление уже в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Меня разочаровало, что облегчение, испытанное людьми, у которых вся проблема в результате составила около двух тысяч рублей, — начисто стерло воспоминание, что еще сутки назад по этому поводу они были готовы лишить себя жизни. Им на самом деле казалось, что еще вчера они всего лишь «зря расстраивались по пустякам», не видя, что вообще-то превращение такого рода проблем в пустяк — далеко не каждому по плечу.
Стоит напомнить, что тема эта уже поднималась Ириной Анатольевной, причем, в сложнейший для нее период. В начале августа 2012 года она опубликовала статью «Куда уводят мечты», снабженную авторскими роликами.
Она не только давала там практические советы, каким образом загадывать желание и продолжать мечтать, несмотря на то, что на осуществление наших желаний нам всегда хватает средств, но и напоминала, что если мы перестаем мечтать, то это лишь означает, что наши мечты воплощают для себя те, кто ничего не сделал для их осуществления.
В этой статье она создавала «образ автора» — в виде такого сакрального существа из русского фолькулора — Бабы Яги, к которой попадают «совершенно случайно», но которая может помочь в осуществлении своих задач.
Однако смысл этой статьи был в том, что отнюдь не каждое желание надо осуществлять, а время, в течение которого мы «лелеем мечты», — дается и на то, чтобы задуматься, насколько они разумные.
И, насколько я в курсе, некоторым нашим общим знакомым действительно удалось воплотить в жизнь мечты, особенно, из разряда тех, которвые «не купишь за деньги».
Как известно, Баба Яга — существо бесмертное и бессменное. Только отстоит сменку у одного поколения, так уж ему на смену другое на подходе. Уверена, самые умудренные жизненным опытом помнят еще, как эта неугомонная старушка что-то пыталась всем доказать на Новогодних елках. Самыми экстремистскими методами, конечно.
А поскольку нынче милицией маленьких уже пугать неактуально, а полиции (с превратно воспринятыми расширенными правами) откровенно боятся все взрослые, включая депутатов, — решила я тут начать пугать несмысленышей Бабой Ягой, вызвав у них горячий интерес к ее личной жизни и, так сказать, «предыстории».
Вряд ли Ирина Анатольевна не догадывалась, что в тот момент над ее головой собираются тучи, поэтому в скором времени ей будет не до чужих желаний, а из всех проблем останется одна — выжить.
Однако затронутая тема тут же была подхвачена множеством последовательниц незабвенной Луизы Хейли, сделавшей карьеру на резко возникшем страхе перед будущим и недовольстве собой, в силу того, что в жизни начало буквально все сыпаться.
Как видите, существует множество вполне «отработанных методик», также использующих разновидности этнографического шаманизма. И, очевидно, эти наши новые шаманки действительно понимают в медитациях и фен-шуях, раз именно их вдруг нашинают продвигать-печатать-раскручивать-рекламировать.
Радует, что у нас появляется выбор. И за прошедшие годы, когда одни занимались фен-шуем, а другие — банальным выживанием, можно было проверить эффективность каждой методики.
Согласитесь, в «Литературном обозрении» органичнее все же рекомендовать присмотреться к методам литературы, а фен-шуя.
Литература должна научить выбирать себе мечту, следовать ей, стараться не отходить от цели, а главное — не изменять себе. Но главное, что делает литература — методику, по которой человек внутри себя выстраивает образ своей мечты у себя в душе. Бессмысленно мечтать о деньгах, вверху не понимают, что это такое, да и наши цифры там не в ходу. Это должен быть цельный образ, самодостаточный, который будет связан со многими аспектами в вашей жизни.
Вам нужен пример? Что ж, давайте напишем пример… дамам. Никто ведь из мужчин не возражает?
«Абажур чешского хрусталя освещал кухню достаточной площадью, чтобы туда влез круглый стол с клеенкой в красную клетку. За столом сидел загорелый атлет в майке и выцветших джинсах. Поиграв бицепсами и трицепсами, он открыл дверь того холодильника, который недавно показывали в рекламе и приписывали ему мозги. Задумчиво разглядывая забитое сверху донизу всякими припасами чрево холодильника, атлет задумчиво сказал, обращаясь к даме, стоящей у антресолей из натурального дерева: «Хочется чего-то остренького, дорогая! Собирайся, пойдем в ресторан к Ваське-японцу! А перед этим зайдем торгашам, туфли тебе новые купим.»
Наряду с абсолютной реальностью и законченной образностью, в мечте непременно должно быть что-то недостижимо прекрасное! Мечта должна состоять «из тех материй, из которых хлопья шьют», как говорил Пастернак где-то там. Чтобы даже исполнившаяся мечта оставляла возможность дальнейшего продвижения к идеалу.
«Шаманская» живопись Азата Миннекаева
У кого ж узнать о всех интересующих вопросах, если не от человека, который не только все это знает, но крупицами знаний украшает образный ряд «мистического реализма» так, что опрокидывает все утверждения наших с вами давно неуважаемых филологов о том, что возможно в литературе, а что нет?
Сама читала многочисленные утверждения, будто невозможно создать сказку по остроактуальной, абсолютно современной тематике. И куда ж теперь эти замечательные «исследования»? К слову сказать, ни у одного современного мистика не встречала такой глобальной обработки абсолютно разных пластов народного фольклора, астрологии, астрономии, разного рода предсказаний — о конце света, конце эпох и возрождении нашего мира.
В романе Армагеддон №3 старушка всю дорогу рассказывает довольно нетипичную, но известную специалистам русскую этнографическую основу происходящего, которая увязывается с идеей трех Армагеддонов Нового времени. И кого из авторов можно привести для сравнения? Ведь и «Сто лет одиночества», упомянутые в вебинаре по творчеству Маркеса, имеют достаточно банальную и скучную на фоне нашей «народной фантазии» идею.
Ах, как возмутился некий «латинист», что Ирина Анатольевна раскрывает нам тонкости «мистического реализма» Маркеса! Но она хотя бы не лепит тривиальной чепухи, вроде того, что «в романах Маркеса смерть присутствует, как неотъемлемая часть жизни». Мы видим, как люди, в точности также, как мы, — противостоят смерти.
И когда им не хватает «обыкновенного чуда» («чудом остался жив!») — они обращаются за помощью и поддержкой к незримым силам, удерживающим мир в равновесии… не роскошными чудесами из голливудских блокбастеров, а какой-то мелочью, вроде принятой в оплату материнской слезинки.
Но, оказывается, некоторые вещи можно объяснить лишь при помощи «магического реализма». Наука их объяснить не в силах.
Вспомним разговор чукотского шамана и «плокулолсы» из романа Армагеддон №3 — о происхождении нефти. Сама лично залезала в энциклопедию «Мифы народов мира», купленную на закате «перестройки» в неожиданно никому ставших ненужными «подписных изданиях», — все точно! Могла бы и не заглядывать. Когда у Дедюховой что-то «не сходилось»?
Насчитала в небольшом отрывке три сопоставления с мифами разных народов Севера: чукчей, эвенков и якутов. А «плокулолса» дает точную справку из инженерной геологии. Да и кто, кроме специалиста по основания и фундаментам, мог бы дать в «мистическом» отрывке словосочетание «мощные поверхностные наслоения»?..
Почти до утра Лена, подперев осовевшую физиономию рукой, слушала пояснения преступных склонностей так называемых «олигархов» к нефтяным промыслам на основе древних чукотских преданий. Оказывается, их земля когда-то столкнулась с черной звездой. На самом деле, это было тело очень сильного демона, которого целую вечность не могли победить все боги, объединенные в могучее войско. Они решили пожертвовать землей с населявшими ее людьми, другого выхода у этих богов уже не было. Иначе было бы много хуже. Для всех. Но земля оказалась намного крепче, чем предполагали ее боги и покровители. Черная звезда, ударившись о землю, разбилась на несколько частей, убив мятежного демона, не причинив видимого вреда самой земле. А надо заметить, что земля, с мифологической точки зрения, представляла собой вполне живую и боеспособную единицу. Титаническим трудом их планета замела следы преступления мощными поверхностными наслоениями. И лишь сердце демона ей глубоко спрятать не удалось. То там, то здесь оно норовит пробиться на поверхность, чему всячески способствуют двое предателей, которые раньше прислуживали светлым богам звездного небосклона, но когда-то очень давно перешли на сторону взбунтовавшегося мятежника…
Однако наиболее предательской частью, пятой колонной всему этому черному делу — способствует восьмая часть души каждого человека, где с тех пор скрывается зло, принесенное с собой черной звездой. Поэтому ничего хорошего и не принесло людям освоение «нефтяных богатств». Природу загадили, реки погубили, двигаться и радоваться жизни стали меньше, пить огненной воды — гораздо больше… И все, в ком порок победил семь добрых чувств, так и норовят окончательно утопить в «черном золоте» свою совесть.
Лена слушала эту муть, но при этом почему-то с острой, профессиональной памятью, не раз выручавшей ее в ходе следственных мероприятий, вспоминала школьные пояснения, в которых нефть никак не могли отнести по происхождению к какой-либо группе природных веществ. Нефть стояла особняком даже в породах органогенного происхождения. То, что происхождение — органогенное, определить большого труда не составляло, вот только следов проживания подобной органики на земле никто так и не смог обнаружить. И абсолютно ясно она припомнила слова учителя биологии Степана Кирилловича: «До сих пор не установлены те архаические микроорганизмы, разложение которых и позволило сформироваться залежам нефти на нашей планете».
— Ага, Ленка, до сих пор! — подхватывал ее мысль чукча и развивал ее с большой долей мистики: — До сих пол, мля, не найдено такого олганизма, котолый бы, помелев, убивал все зивое воклуг. Мы с тобой, когда сдохнем, молоской и ягелем станем, а нефть, сколько под землей не лезит, она нефтью остается. И зил в ней не нас, планетянский! Как, мля, в тундле лазольется, так не то сто олганизмы, всех селвей в земле убивает! Во, мля, следи какого богатства зивём!
«Шаманская» живопись Азата Миннекаева
Мы знаем, что на огромной территории, которой сильна Россия, шаманы играли традиционно важную роль в жизни своих соплеменников. Связанные с широким кругом людей, они являлись защитниками и посредниками между миром людей и миром духов. Шаман — в точности такой же посредник, избранный духами, как и любой настоящий поэт или писатель.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
После таких отрывков заинтересовалась, правда ли, что шаманизм не только существует до сих пор, но и обретает новые формы, новое прочтение древних представлений и ритуалов. И тут Ирина Анатольевна ткнула в болевую точку нашего общества. Может, планида у нас такая, что при каждом Армагеддоне народ, не дождавшись объяснений сверху, «ударяется в бубен».
В настоящее время известны сибирские шаманские школы в Якутии, Туве, Хакасии, на Алтае, сочетающие традиции с новой интерпретацией духовного (мистического и ритуального) опыта. Эта тема поиска пути обретения человеком гармонии с собой и восстановления во многом утраченных связей с природой и культурой как единого целого, — является лейтмотивом не только шаманского мировоззрения, но и личностных исканий современного человека.
Не правда ли, такое впечатление, что списывали со статей Дедюховой «о целях и задачах литературы» из ее раздела «Зрелища и чтиво»? А разве мало мы от самой Ирины Анатольевны слышали о «необходимости связи со своими истоками, корнями, с традициями своего народа, культурным и природным пространством»?..
Согласитесь, это отнюдь не фен-шуй и не наглый нахрап «лингвистического программирования».
Не правда ли, всякий бы предпочел «лингвистически программироваться» с нормальной русской литературой, а у настоящего мага слова — узнать, каким образом относиться… хотя бы к собственному повышенному интересу к этим областям. Да и, честно говоря, действительно хочется успеха.
…На недавнем вебинаре меня поразило одно замечание, что ужасные события, происходящие на Украине, смоделированы людьми, которые отхватили гораздо больше успехов, денег, удачи, чем это выпало большинству сограждан. Но возникшие финансовые проблемы они вынуждены решать за счет устройства гуманитарной катастрофы.
И разве им мало шаманили? Разве из мало «программировали» — нейронно и лингвистически?
Стоит лишь вспомнить, как в романе «Армагеддон №3» шаман Колька хвастает, «какие люди» ездят к нему на камлания. И полагаю, что ездят не только высокопоставленные соплеменники, ведь благодаря русским путешественникам и ученым-исследователям Сибири слово «шаман», взятое из тунгусо-маньчжурских языков, — в свое время стало известным во всем мире.
И уж даже не касаясь того, сколько наших граждан распевает «Харе Рама!», а сколько пустилось постигать тонкости буддизма в «этнографических путешествиях» в Индию, вспомним, что и этот аспект психофизических практик возник еще в первой редакции «Армагеддона».
Возвращаясь из очередного похода в ресторан, они столкнулись с наголо бритым человеком в расстегнутом пальто, надетом поверх розового сатинового сарафана, с трудом тащившим две огромных молочных фляги из коридора прямо к ним в купе.
— Бидоны подбери, урод, — сказал Ямщиков. — Совсем уже забурели! Свободных мест полно, так они нарочно к нам таращатся.
— Ну, если к вам, — сказал бритый, поворачиваясь к Ямщикову и слегка распахивая пальтецо, — тогда заткнись и более не возникай, товарищ! Прорываться к вам… тоже радость небольшая.
Ямщиков, увидев прикрепленную к подкладке пальто знакомую бляху, действительно предпочел больше не возникать. Он только заглянул в купе и тихо присвистнул. Там уже сидел дьячок в видавшей виды рясе и рыжий еврей в солидном двубортном костюме. Они тихонько заворчали, когда вплотную к их ногам бритый притиснул свои фляги.
— Заходите, заходите! — радушно пригласил их бритый. — Все в норме!
— Этот узелок у вас неправильно вывязан, — вдруг ткнул пальцем в ритуальную цепь из узелков и гвоздей кришнаит.
— А ты бы вообще молчал! — сказал ему Марк Израилевич с раздражением. — Фира! Я уже не могу! Это Марсель отлично делал, а я совершенно не в курсе. И этот лезет еще чего-то! У нас проблемы религиозного характера, а у вас, гражданин, вообще религии нет, вы — язычник! Без яиц они пончики жрут! Колобок на сметане мешен! С бидонами еще в чужое купе лезет!
— И в самом деле, помолчали бы, товарищ! Русский мужик, а на кого похож-то стал? Безобразие! Сметану таскают бидонами! — осуждающе сказал дьячок соплеменнику, взглядом обращаясь за поддержкой забиравшимся на верхние полки Ямщикову и Седому.
— Среди евреев тоже такие развелись, Фира, представь себе! — поддакнул ему Марк. — В меньшей степени, но встречаются. А это уже, согласитесь, явное подтверждение, что мы живем в эру Машиаха, что близится суд! Близится! Всем достанется! Когда такое еще было-то? Ведь без стыда в юбках по вагонам шастают!
И вот, чтобы не выглядеть таким образом, а все же придерживаться исконных религиозных основ, осторожно поинтересовалась у Ирины Анатольевны, насколько ж это будет греховным, с православной точки зрения, — выслушать ее развернутый доклад об этнографическом шаманизме? И она мне ответила вполне откровенно.
Ирина Анатольевна — Ну, я же на каждом вебинаре понемногу такое даю. Разве то немногое — расходилось с нашим исконным Православием?
Аделаида — Нет, вроде бы…
Ирина Анатольевна — Да ничуть не расходилось, можешь проверить. Вот мы говорили ведь на вебинаре Цыганский романс в русской литературе, что цыгане — в точности такие же православные…
Аделаида — Верится с трудом даже после вебинара.
Ирина Анатольевна — Конечно, в отличие от других православных, они религиозные паломничества совершают ежегодно, а к причастию ходят при каждом удобном случае, естественно, исповедуясь. С другой стороны, эта их суетная таборная жизнь не чужда этнографической романтики: гадания кому попало, цыганский гипноз, мелкое и крупное мошенничество…
Аделаида — Вот именно!
Ирина Анатольевна — С другой стороны, мы неоднократно напоминали об особом состоянии духа — катарсисе, которое еще Аристотель считал целью искусства, на вебинаре «Основные черты античной трагедии в романе «Парнасские сестры»».
Аделаида — Но здесь-то несколько иное, здесь связь с духами…
Ирина Анатольевна — Отнюдь не посторонними духами, заметим, а духами предков. А это уж мы на всех вебинарах вворачивали. У нас все вебинары — это прямая связь времен, самая непосредственная связь с нашими предками, посмотри программу за любой месяц. Там был хоть один вебинар, наносящий вред нашей духовности?
Аделаида — Нет…
Ирина Анатольевна — Причем, разве мы устраивали такое камлание на костях, которое как бы «из нравственности» творил над беззащитным мальчиком, видевшем во сне белого быка, — Фома Фомич в «Селе Степанчиково и его обитателях»?
Аделаида — Нет, такого у нас точно не было, мы такое напротив всячески порицали!
Ирина Анатольевна — Теперь рассмотрим проблему с другой стороны. Хотя и проблемы никакой нет, поскольку мы ведь нравственность не нарушаем. Но взглянем практически! Что является целью любой шаманской практики? Состояние экстаза! А у всякого искусства, между прочим, это тоже главная цель. Не потрафить низменным инстинктам, не смошенничать, выдавая эрзац за высокое искусство — а именно, чтоб душа взлетела в экстазе и испытала в сотворчестве очищающий душу катарсис.
Аделаида — Но как при этом отличить в этих психофизических практиках… заведомо греховное?
Ирина Анатольевна — Да, честно сказать, у наших нынешних шаманов в целом подход-то не мировоззренческий, хоть ты и привела возвышенные цитаты из их рекламных проспектов. Тут я смотрю, некоторые «основатели школ» начали молитвы составлять сами… «по обмену энергией», другие запросто обещают удачу… впрочем, и в церквях нынче много народу молятся о деньгах. Тут все же глобальнее надо подходить. Взять, к примеру, разные обращения к предкам. На сей счет и в Православии все предусмотрено! Выделены субботы для посещения кладбищ, есть различные службы и поминовения. Все сделано таким образом, чтоб была польза и нам, и предкам, если уж на то пошло. Но следует помнить главное: люди били в бубен, когда ничего не знали о генетике. В генах каждого — наиболее прямая связь с предками, так что половина вопроса снимается сама собой.
Аделаида — А как быть с… другой половиной?
Ирина Анатольевна — А здесь подход должен быть комплексным, системным. Ну, надолго ли хватит того благополучия, который шаманы типа «гарантируют»? Если такое на Украине устроили олигархи из-за очередных выплат кредитных траншей, так значит, ненадолго им-то накамлали, быстро закончилось.
Аделаида — Но ведь многие обещают раскрыть «внутренние силы»…
Ирина Анатольевна — Слушай, пообещать можно что угодно, особенно за деньги. Но ты видишь, сколько пахать приходится, чтобы хоть чуть-чуть приоткрыть эти самые «внутренние силы»? Уверена, сил там, внутри — немеряно! Стоит только на карту России взглянуть уже после всех «национальных пробуждений» — какая силища в наших предках! И вспомни, я же постоянно про это в бубен бью!
Аделаида — Да, вы это постоянно вворачиваете, народу нравится!
Ирина Анатольевна — Так и народ-то, посмотри, не просто «Харе Рама!» воет, а работает! Развивается! Это вообще-то в какой экстаз надо уметь впадать, чтоб ходить на музыкальные, литературные, макроэкономические, политические, технические… и еще бог его знает какие вебинары!
Аделаида — Так что же делать?.. Тоже ведь хочется… немного покамлать, чтоб греха не было, один экстаз.
Ирина Анатольевна — Ну, разве что без бубна… но со свечами, с палочками благовоний, культурно и эстетически. Все сейчас в такое ударились, просто не устоять!
Аделаида — Не устоять!
Ирина Анатольевна — Тем более, что из 30-х годов нам лжеучения про «менталитет» тянут, а мы ведь там несколько иное обнаружили в литературном процессе, весьма сходное с закатом перестройки… не «менталитет», а ментализм. Вона как рьяно Чумак-то при нас банки заряжал! И между тем в 30-х годах ХХ века, без всякого «менталитета», произошло слияние многих приемов этнографических психофизических практик, которые вовсе никакого мистического и религиозного подтекста не имеют.
Аделаида — Что-то вроде аутотренинга и самогипноза?
Ирина Анатольевна — Типа того! Но там ведь… как к этому относиться. Вот это, полагаю, надо знать и уметь всем. Почему?
Аделаида — Да, почему?
Ирина Анатольевна — Да потому что, если этим еще кто-то не владеет, то это вовсе не означает, что он не подвергается такому воздействию.
Аделаида — Как интересно!
Ирина Анатольевна — Ладно, раз это интересно, а не скучно, то надо и нам будет нечто аналогичное замутить. Не в ущерб Православию, конечно.
Аделаида — Да-да, пожалуйста, только не в ущерб!
Ирина Анатольевна — Само собой!