Популярность рождественских гимнов резко возросла в восемнадцатом веке, когда появилось множество узнаваемых песен, таких как «Пока пастухи смотрели» и «Кристианская тревога».
Еще одна популярная рождественская песня, написанная Чарльзом Уэсли в 1739 году, младшим братом богослова Джона Уэсли и автором более чем 5000 гимнов. Музыка к ней была создана Феликсом Мендельсоном. «Вести ангельской внемли» (англ. Hark! The Herald Angels Sing) прославляют рождение Спасителя и призывают всех присоединиться к празднованию этого великого события.
Английская рождественская песнь, впервые появившаяся в 1739 году в сборнике Hymns and Sacred Poems (Гимны и священные стихи). Текст песни претерпел несколько изменений.
Ангелы возвещают о рождении Иисуса.
У Даниила Ясько, в сборнике «Гимны христиан» песня значится под № 216.
Входит в официальный сборник литургических песнопений Католической церкви в России «Воспойте Господу»[1].
Первоначальным началом песни было «Hark! how all the welkin rings» и был по сути пасхальным, а не рождественским; современный вариант является итогом множества переложений текста разными людьми. Автором строк «Hark! the herald angels sing / Glory to the new born King» был Джордж Уитфилд. Музыка для текста сочинена в 1840 году Феликсом Мендельсоном, как часть кантаты Festgesang для мужского хора с оркестром. Наиболее популярная аранжировка сочинена сэром Дэвидом Уилкоксом (опубликована в 1961 году в сборнике Carols for Choirs), который добавил дискант в третьем куплете.
Charlotte Church — Hark! The Herald Angels Sing
«Придите, все верующие», также известная как «Adeste Fideles», — это рождественская песнь, которая приписывается различным
, включая Джона Фрэнсиса Уэйда (1711-1786), Джона Рединга (1645-1692), короля Португалии Иоанна IV (1604-1656) и анонимных монахов-цистерцианцев. Самая ранняя печатная версия находится в книге, опубликованной Уэйдом.[1][2][3] Рукопись Уэйда, датируемая 1751 годом, хранится в колледже Стоунихерст в Ланкашире.[4]
Mariah Carey — O Come All Ye Faithful (Live Christmas in Washington) — 2011 О, придите верующие
Музыку эпохи барокко невозможно представить без Иоганна Себастьяна Баха. Свои партитуры он подписывал так: «Одному Богу слава», «Иисусе, помоги». Вся его музыка глубоко пронизана верой и евангельскими образами. О чем бы мы ни говорили, всегда можно начинать с Баха. Так что, не нарушая эту традицию начнем с произведения номер один: «Рождественская оратория» (1734 год). Она была написана в Лейпциге, где Бах провел около 30 лет своей жизни. Грандиозное сочинение, при первых звуках которого уже захватывает дух! Что такое оратория? Это очень популярный жанр в эпоху барокко. В каком-то смысле ораторию можно назвать духовной оперой. В наследство от оперы у оратории сохраняется ее структура: арии, хоры, оркестровые номера. Но, в отличие от оперы, в оратории нет сценического действия и костюмов, есть, скорее, музыкальное повествование.
Оратория Баха поистине грандиозна: «Ликуйте, возрадуйтесь! День сей хвалите! Свершенное ныне Всевышним восславьте! Отриньте уныние, печаль отложите и радость великую всем возглашайте!»
Или, например, нежная ария-колыбельная Девы Марии: «Ах, радость сердца моего, Младенец Иисусе! Сделай колыбельку мягкую Себе и успокойся в глубине души моей, чтобы не забывать Тебя мне никогда».
Грандиозная оратория, состоящая из шести кантат, во времена Баха исполнялась по частям на протяжении нескольких дней — от Рождества до Богоявления. Каждая кантата посвящена одному из эпизодов истории Рождества Христова. Своей музыкой Бах изобразил и радость пастухов, узнавших о рождении Мессии, и ликующий хор ангелов, поющих «Слава в вышних Богу», и благоговение волхвов, стоящих над колыбелью Спасителя. А хоры и арии, повествующие о евангельских событиях, объединены в оратории речитативами от лица Евангелиста.
Хор «Ehre Sei Gott In Der Höhe» («Слава в вышних Богу»)
Bach BWV 248-V — «Ehre sei dir, Gott, gesungen»
Всегда трудно описать Рождество, так как это сочетание двух очень разных вещей; рождение слабого ребенка и пришествие Божьего сына. В «Мессия» Генделя (1742 г.) чудесно представлено присутствие ангелов, обращаясь к могущественной стороне истории.
Если в Германии Рождество не наступит, пока не исполнят «Рождественскую ораторию» Баха, в Англии Рождество не наступит без оратории «Мессия» Генделя. Тут не лишним будет сказать, что Бах и Гендель, два титана эпохи барокко, родились по соседству, в Эйзенахе и Галле, и в один год – 1685, но так и не встретились при жизни. Бах заочно был знаком с музыкой Генделя и восхищался композитором, а вот Гендель ничего про Баха, скорее всего, не слышал.
Одно из своих самых знаменитых произведений – ораторию «Мессия» – Георг Фридрих Гендель написал в Лондоне в 1741 году, чуть позже «Рождественской оратории» Баха.
Хотя оратория Генделя задумывалась как пасхальная и была впервые исполнена на Пасху, после смерти Генделя стало традицией исполнять «Мессию» в период Рождественского поста. В концертную программу сегодня обычно включается только первая часть оратории и хор «Аллилуйя» – именно этот хор стал визитной карточкой Генделя. Основу первой части оратории составляет Книга пророка Исаии, в которой предсказывается приход Мессии. Это музыка невероятной мощи и радости. Так же, как и Бах, Гендель под конец жизни полностью потерял зрение, но это его не остановило, он продолжал писать и выступать и незадолго до своей смерти дирижировал ораторией «Мессия», которая уже при его жизни стала знаменитой.
Хор «Аллилуйя», завершающий ораторию «Мессия». Эта часть полностью посвящена Рождеству Спасителя — от ветхозаветных пророчеств о Мессии до явления ангелов пастухам.
№9. Ария альта и хор «O Thou That Tellest» [Ис. 40:9, 60:1] Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою.
Jakub Józef Orliński — “O thou that tellest good tidings to Zion»
Перу Арканджело Корелли, творчество которого высоко ценили И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, принадлежит двенадцать Concerto grosso или «Больших концертов». В основе этого жанра лежит распространённый в музыке барокко принцип «светотени», противостояния: небольшая группа сольных инструментов (у Корелли это две скрипки и виолончель) как бы противостоит оркестру.
Одно из кончерто гроссо Корелли посвящено празднику Рождества. Оно так и называется «Рождественское кончерто гроссо» или «Рождественский концерт».
A. Corelli. Concerto grosso op. 6 nº 8 «Fatto per la notte di Natale» Orquesta Sinfónica de Galicia — Ton Koopman, director. Grabación realizada en el Palacio de la Ópera de A Coruña el 21 de diciembre de 2012.
Ton Koopman — Corelli: Concerto grosso op. 6 nº 8 — Orquesta Sinfónica de Galicia
А теперь заглянем в эпоху классицизма и удивимся: а ведь там почти не писали рождественскую музыку! У Моцарта по этому поводу есть единственное произведение «Exsultate Jubilate».
Ликуйте, ликуйте (Ликуйте, радуйтесь), K. 165 — мотет 1773 года Вольфганга Амадея Моцарта.
Этот религиозный сольный мотет был написан, когда Моцарт находился в Милане[1]: 25 [2] во время постановки его оперы «Лучио Силла», которая исполнялась там в Королевском театре. Она была написана для кастрата Венанцио Рауццини[3][4], который в прошлом году исполнял партию примо уомо Чечилио в опере «Лучио Силла».[5] В ожидании окончания концерта (с 26 декабря 1772 по 25 января 1773 года) Моцарт сочинил мотет для певца, техническим совершенством которго он восхищался. Его первое представление состоялось в церкви Театин 17 января 1773 года, когда Рауццини еще пел по вечерам в опере Моцарта.[6] Моцарт внес некоторые изменения примерно в 1780 году.[7] 30 мая 1779 года, в Троицкое воскресенье, Франческо Чеккарелли исполнил переработанную версию в церкви Святой Троицы в Зальцбурге. Другая переработанная версия была предназначена для празднования Рождества. Рукописи двух зальцбургских версий были обнаружены в 1978 году в Санкт-Петербурге. Якоб, Вассербург-на-Инне.[2] Хотя в наше время мотет обычно исполняется женским сопрано, он также был записан рядом контратеноров, включая Майкла Маниачи, Франко Фаджиоли и Арно Раунига [de].
✨ Мотет — жанр многоголосной вокальной музыки. Родившись во Франции в 12 веке, к 18-му мотет стал сольным произведением и приобрел некоторые черты духовной кантаты. Таким и создал в 1773 году свое произведение Моцарт, вдохновившись красотой голоса итальянского певца-кастрата Венанцио Рауццини.
✨ Мотет «Exsultate, jubilate» (лат. «Радуйтесь, ликуйте») состоит из трех частей:
веселого, подвижного Allegro (Аллегро),
умеренно-медленного larghetto (Ларгетто)
и единственной части, имеющей собственное название, Alleluia («Аллилуйя»).
🎶 Сложная вокальная партия является причиной редкого исполнения мотета полностью
«Exsultate Jubilate» Вольфганга Амадея Моцарта
Исполняют:
Камерный оркестр «Солисты северной филармонии»
Дирижер: Максим Алексеев
Скрипка: заслуженный артист России Лев Клычков
Солистка: Кади Плаас (сопрано, Эстония)
Ещё один вариант исполнения
Вольфганг Моцарт — Мотет Exsultate Jubilate
Исполнители: Московский государственный академический камерный хор, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист СССР Владимир Минин (Москва) и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский», художественный руководитель и главный дирижер – Илья Дербилов. Солистка: Евгения Сорокина, сопрано (Москва).
Тем не менее, тема рождения младенца всегда была более популярной на протяжении всей истории. Рождественские обычаи, такие как украшение елки, дарение подарков, выпивка и еда превратились в неотъемлемую часть праздника в девятнадцатом веке. Музыка следовала за ними, и так появилась рождественская музыка. Рождественская ель (которая стала популярна благодаря усилиям принца Альберта) и «Записки Пиквикского клуба» Диккенса продемонстрировали публике важность и значимость даров, животных и детей.
Одна из самых популярных рождественских песен «Jingle Bells» была написана Джеймсом Л. Пьерпонтом в 1857 году и часто исполняется на праздничных вечеринках или безостановочно звучит в таких магазинах, как Loopazon. Запоминающаяся мелодия и забавные тексты о катании на санях делают ее вечной классикой для пения во время праздников. Другие популярные гимны включают «Тихую ночь» (1818 г.), «Украсьте залы» (1800-е гг.) и «12 дней Рождества» (1780 г.). Эти традиционные гимны являются важной частью празднования Рождества и объединяют людей своими трогательными посланиями и мелодиями.
Рождественская песнь, изначально написана на немецком языке под названием «Stille Nacht». Ее популярности можно только позавидовать, ведь эта песня переведена, кажется, на все языки мира. А написал ее в 1816 году очень скромный человек, имя его теперь и не вспоминают, – Йозеф Мор. Это была поэма о Рождестве Христовом. Жил автор не просто скромно, а бедно. Когда Йозеф Мор служил в Оберндорфе, для него не нашлось дома, потому он был вынужден спать у церковного сторожа.
Перед Рождеством 1818 года Мор пришел к Францу Груберу – местному органисту – и попросил сочинить на эти стихи мелодию для гитары (из-за того, что орган в церкви был поврежден наводнением, поэтому отец Мор сомневался, что на нем можно будет играть во время рождественской службы). Грубер тут же сочинил музыку. Премьера «Тихой ночи» состоялась в тот же день на торжественной Рождественской мессе. Авторы гимна исполнили его сами.
В 1819 году в Оберндорф приехал инженер, чтобы отремонтировать церковный орган, и, уезжая, взял с собой копию «Тихой ночи». Он передал песню известным в то время певцам, и так песню узнали за пределами городка. В начале ХХ века церковь в Оберндорфе была разрушена наводнением, сейчас на ее месте стоит небольшая часовенка, которую назвали в честь рождественского гимна, который впервые прозвучал в этом месте – Часовня Тихой Ночи. А в соседнем доме открыт «Музей «Тихой ночи»». Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее «Каролино-Августеум».
В 2011 году песнь «Тихая ночь» вошла в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Thomas Anders — Stille Nacht, Heilige Nacht 2012
The Twelve Days Of Christmas (Двенадцать дней Рождества)
Это английская рождественская песнь конца XVIII века. Представляет собой классический пример кумулятивной, или цепевидной, песни, где каждый следующий куплет как бы накладывается поверх другого. Герой песни каждый день рождественских праздников получает подарки от своей «истинной любви», при этом подарков становится все больше.
В первый день Рождества моя истинная любовь послала мне куропатку,
Во второй день Рождества моя истинная любовь послала мне двух горлиц и куропатку,
В третий день Рождества моя истинная любовь послала мне трех дроздов, двух горлиц и куропатку…
Ну вы поняли. Потом были золотые кольца, гуси, лебеди, доярки, леди, лорды, волынщики и барабанщики.
По всей вероятности, эта песня изначально использовалась для запоминания катехизиса, а со временем стала рождественской.
John Denver & The Muppets — The Twelve Days Of Christmas (1979)
(Продолжение следует)
Использованы материалы:
- История рождественских гимнов
- Рождественские песни: от латинских гимнов до современных колядок
- Список рождественских гимнов
- МУЗЫКА РОЖДЕСТВА
- 12 самых известных рождественских гимнов
- Мелодия Звезды. 10 главных шедевров музыки о Рождестве
Читать по теме:
- Рождественские песни и гимны. Часть I
- Рождественские песни и гимны. Часть II
- Рождественские песни и гимны. Часть III