«Главный документ в истории церкви называется «Нагорная проповедь», то есть, максимально публично. Казалось бы, ничего тайного не может быть у христиан …а, когда слишком много тайн, то отдает уже каким-то …нехристианством.» (А.Кураев)
Знаете, такой материал оказался непростой и отчего-то на редкость актуальный. Казалось бы, где Франция XV века, а где мы? Но вот всё соединяет …сакральность. Материя тонкая… Мне очень непросто дается. Можно я пока отвлекусь? Вернусь к уже освоенному приему — ассоциативным связям?
Прям, обожаю дамские исторические заметочки из Дзена. Так сентиментально излагают. Душещипательное чтиво. Но факты фиксируют.
Стыдные движения
На молодую королеву смотрели с жалостью: красивая, пылкая, чарующая и… одна! Сколько рыцарей были готовы упасть к ногам Маргариты Анжуйской, а ей не позволено смотреть по сторонам. При этом муж пренебрегал ею, мог месяцами не заглядывать в покои прелестной королевы. Он считал, что супружеские отношения – это что-то неприятное. Стыдные, недостойные движения.На Рождество 1437 года, когда английский государь Генрих VI был признан совершеннолетним, один знатный лорд решил сделать ему подарок. Он подобрал дюжину самых восхитительных девушек в королевстве, способных оживить каменные статуи. Затем нарядил их в яркие и очень смелые платья, приказал выучить несколько танцев, и привез к государю.
Заиграла музыка, взметнулись шелковые юбки, и в веселом вихре закружились танцовщицы. Графы и герцоги смотрели во все глаза, но молодой государь становился все мрачнее и мрачнее. В конце концов, он развернулся и вышел из зала. Музыка смолкла. Повисла напряженная тишина. Все поняли, что Генрих VI недоволен. Лорду велели немедленно убираться из дворца и забирать своих бабочек.
Дело в том, что Генрих Шестой был невероятно, просто удивительно стыдлив. В восемь месяцев он унаследовал трон и оказался на попечении Регентского совета. У маленького короля была мать-француженка, но ей не позволяли вмешиваться в воспитание ребенка. Английские лорды боялись, что вдовствующая королева сумеет настроить мальчика против них, поэтому перехватили инициативу. Так что с собственной мамой Генрих VI виделся крайне редко.
Ему не хватило любви и тепла. Некоторые в таких условиях сами тянутся к людям, влюбляются без оглядки, стараются обрести как можно больше друзей… Но Генрих замкнулся. Он предпочитал уединение, философские разговоры и был очень набожным. Однажды его отвезли к теплым купальням Бата, где король пережил настоящее потрясение – он увидел, как люди входят в воду без одеяний! До этого момента он никогда не видел других людей в подобном виде.
Юная принцесса Маргарита Анжуйская, которую подготовили ему в жены, ни о чем подобном не догадывалась. Она не знала, что супруг преувеличенно скромен. 23 апреля 1445 года, в возрасте пятнадцати лет, девушка вышла замуж за Генриха VI. Месяцем позже ее короновали. В Вестминстерский собор она приехала крайне озадаченной – супруг вовсе не интересовался ею!
А она, как назло, рано расцвела. Все говорили, что ее величество хороша, словно распустившаяся роза. Каким ярким был румянец на ее щеках! Как горели ее глаза! И король был очарован, но по-другому. Он называл Маргариту «своей дражайшей и бесценной супругой», но дальше разговоров дело не шло. Он вставал перед ней на колени, подавая кубок с напитком, целовал край ее мантии, а Маргарита мечтала совсем о других ухаживаниях!
«Вашему величеству нужно сделать более решительный шаг», — мягко наставляли советники. Генрих VI вздыхал. Эта сторона брака была для него неприятной, неважной, какие-то стыдные движения!
Маргариту осыпали подарками. Король-рыцарь ездил вместе с ней на охоту, танцевал на балах, мог сложить мадригал в ее честь, но это было похоже на служение идолу, а не живой женщине. Красавица Маргарита начала мрачнеть. Время шло, ничего не менялось.
Но был ледяной дождь и было холодно. Король и королева ехали в Виндзор и промокли до нитки. Оказавшись в замке, велели жарче растопить камин. И сами согревались тоже. Закономерным итогом того вечера стало рождение сына 13 октября 1453 года.
Казалось, что «счастье было так возможно, так близко». Династическая проблема решена. Живи и радуйся. Ан, нет! Семь лет ожидания в королевской семье — это семь лет возрастающих надежд у других претендентов на престол. И рождение наследника разбивает чьи-то чаяния. Кризис только усугубляется.
Эдуард появился на свет 13 октября 1453 года в Вестминстерском дворце и был единственным ребёнком короля Англии Генриха VI и Маргариты Анжуйской[1][2][3][4][5][6].
Эдуард родился спустя восемь лет после заключения брака между его родителями[6] в период политического кризиса, когда его отец страдал психическим расстройством[2] и был неспособен управлять государством. Ввиду болезни Генриха VI многие придворные посчитали, что он не мог зачать ребёнка[3], а новорождённый принц на самом деле был сыном Эдмунда Бофорта, 2-го герцога Сомерсета[4], Джеймса Батлера, 5-го графа Ормонда, или другого мужчины, однако никаких доказательств этому представлено не было[1].
Будучи единственным сыном монарха, Эдуард имел все шансы в будущем благополучно сменить отца на английском троне[1], однако этому помешала разразившаяся в 1455 году Война Роз.
Правда, знакомая коллизия? Она потом с мелкими вариациями будет повторятся во Франции в конце XVIII века, в России в начале XX века. То Людовик XVI долгое время не может консумировать свой брак с Марией-Антуанеттой, то у Николая II с Александрой Федоровной долго не получается произвести наследника. И все заканчивается трагично.
У Генриха VI, кстати, тоже. Он и Эдуард погибнут в 1471 году.
Какая игра дат! В 1453 году появляется наследник короны в Англии, а со взятием Константинополя рушится будущее остатков императорской семьи Палеологов. В 1471 году завершается династическая линия Ланкастеров, а в 1472 году Софья Палеолог прибывает на Русь, чтобы привить свою родословную ветвь древу Рюриковичей, чтобы возникла династия.
А конфликт между Розами возник не только «по семейным обстоятельствам». Сто лет войны прошли не даром. Получили «вьетнамский синдром». Что делать с приученными к войне людьми? Тридцать лет понадобилось для реализации их амбиций.
Причинами многолетнего междоусобного конфликта стало недовольство значительной части английского общества неудачами в Столетней войне, а также борьба за регентство в первые годы правления безвольного короля Генриха VI, вступившего на престол грудным младенцем, а в зрелом возрасте периодически впадавшего в безумие[4].
Горючим элементом выступали многочисленные профессиональные солдаты, которые после поражения в войне с Францией оказались не у дел и, оказавшись в больших количествах в пределах Англии, представляли серьёзную опасность для королевской власти. Война была для этих людей привычным ремеслом, приспособиться к мирной жизни им было трудно, поэтому они охотно нанимались на службу к крупным английским баронам, значительно пополнившим за их счёт свои армии. Таким образом, авторитет и власть короля были значительно подорваны возросшей военной мощью вельмож.
…
в 1471 году … йоркисты одержали победы при Барнете и Тьюксбери. В первом из этих сражений был убит граф Уорик, во втором погиб принц Эдуард — единственный сын Генриха VI. Что, вместе с последовавшими в мае того же года неудачной осадой Лондона, а затем смертью (вероятно, убийством) самого Генриха в Тауэре, стало концом ланкастерской династии.
Бедный, бедный Генрих VI… Сошел с ума в 1453 году после известия о взятии Бордо. Весть о поражении в Столетней войне подкосила его. А во всем виновата плохая наследственность. Дедушка был сумасшедший и бабушка покуролесила, да ещё подсунула свою дочку с некачественными генами английскому Генриху V. Ничего не напоминаете данный сюжетец?
Как там говорил Соломон? «Что было, то и есть. Что есть, то и будет».
Имеется ещё один персонаж в этой истории. Бабушка, которая бабушкой стала не сразу. Сначала она была молодой и прекрасной.
Изабе́лла Бава́рская (Елизаве́та Бава́рская, Изабо́[1]; фр. Isabeau de Bavière, нем. Elisabeth von Bayern, ок. 1370 года, Мюнхен — 24 сентября 1435 года, Париж) — королева Франции, жена Карла VI Безумного, с 1403 года периодически управляла государством.
После того как Карл VI стал страдать от приступов умопомешательства и власть фактически перешла к королеве, Изабелла оказалась неспособной проводить твёрдую политическую линию и металась от одной придворной группировки к другой.
…
Изабелла прибыла в Амьен 14 июля, не зная настоящей цели своей поездки. Французы поставили условие «смотра» предполагаемой невесты. Её сразу привели к королю (переодев ещё раз, на сей раз в платье, предоставленное французами, так как её гардероб показался слишком скромным). Фруассар описал эту встречу и вспыхнувшую с первого взгляда любовь Карла к Изабелле:
Когда она, смущаясь, подошла к нему и отвесила низкий поклон, король бережно взял её под руку и нежно посмотрел ей в глаза. Он почувствовал, что она ему очень приятна, и что его сердце наполняется любовью к этой молодой и красивой девушке. Он мечтал лишь об одном: чтобы она стала скорее его женой[5].
17 июля 1385 года состоялось венчание в Амьене. Молодых благословил епископ Амьенский Жан де Ролланди.
…
Роль Изабеллы Баварской в истории Франции рядом историков[57] на протяжении веков трактуется неоднозначно. Главным образом, это связано с её важной ролью в переговорах с Англией, которые привели к договору в Труа, а также со слухами о её супружеской неверности. Эти слухи возникли в Париже в 1422—1429 годах во время английской оккупации, и являлись попыткой бросить тень на происхождение короля Карла VII, её сына, который в то время вёл боевые действия с англичанами. Слухи нашли выражение в стихотворении Pastoralet, весьма популярном в то время. Распространённое представление о королеве таково: «Весьма посредственной внешности и ума, королева так и не смогла толком выучить французский язык, а в политике проявила себя недалёкой и корыстолюбивой. Из пристрастий королевы известно о животных (она держала большой зверинец в Сен-Поль) и еде, что очень скоро отразилось на её непропорциональной фигуре»[источник не указан 2032 дня].
В народной памяти она навсегда осталась «женщиной, погубившей Францию»[38]. Французские хронисты тех времён часто упоминали легендарное пророчество (т. н. пророчество Мерлина), что «Франция, погубленная распутной женщиной (Женой), будет спасена девственницей (Девой)», где под девственницей подразумевалась Жанна д’Арк, а под распутницей порой подразумевали королеву[69][70][71]. Кроме того, согласно одной из легенд, она родила от деверя, Людовика Орлеанского, внебрачного ребёнка, которым была Жанна д’Арк, то есть Орлеанская девственница была королевским бастардом. Впоследствии эта легенда оформилась в гипотезу и дала жизнь новому направлению в историографии, а историки-сторонники королевского происхождения Жанны получили наименование «бастардистов»[72].
Тем не менее, современные историки пишут: «История Изабеллы Баварской издавна является сфабрикованной смесью слухов и пропаганды, которые были впитаны исторической традицией и повторялись столь часто, что легенды стали неотличимы от фактов»[25]. Документы свидетельствуют, что ещё в 1413 году королева пользовалась безупречной репутацией. Первым в череде её любовников молва называла Людовика Орлеанского. Этот слух основывался на указаниях двух источников — бургундского стихотворного памфлета Pastoralet и замечания, обронённого Жаном Шартье, королевским историографом, после 1437 года. Анонимный автор поэтического памфлета описывал монархов этого времени как пастухов и пастушек под вымышленными именами, прилагая в конце глоссарий с соотнесением имён. Он утверждал, что его сочинение является правдивой записью событий, которые привели к убийству Жана Бесстрашного, герцога Бургундского, но скорее он занимался его прославлением. В стихах утверждалось, что Людовик Орлеанский действительно был убит по приказу бургундского герцога, но последний лишь выполнял приказ короля. В поэме Карл узнал о романе между женой и братом и поклялся отомстить, Жан Бесстрашный обещал позаботиться об этом. Тема адюльтера активно подчёркивалась, поскольку она являлась единственным извинением убийству. А Жан Шартье, отметив в своих записях день смерти королевы в 1435 году, проронил, что англичане укоротили ей жизнь, объявив, что её сын был незаконным. Он писал, что услышав этот слух, она была так расстроена, что больше никогда не была счастлива[источник не указан 2032 дня]. (Любопытно, что письменные материалы о мире в Труа действительно относятся только к 1435 году, и там не упоминается о происхождении Карла как о поводе лишения его наследства[источник не указан 2032 дня]).
Даже полные скандальных деталей Chronicle of Tramecourt, написанные вскоре после 1420 года, не допускают намёков по поводу королевы. Таким образом, некоторые учёные делают вывод, что репутация Изабеллы как «распутницы», приписывание ей в качестве любовников всех, с кем она вела политические дела, и т. п., во многом является плодом бургундской и английской пропаганды, стремившейся дискредитировать её сына-короля. Указывают также, что обвинения в прелюбодеянии, натравливании противоборствующих сторон друг на друга и попытки избавиться от соперников с помощью яда были стандартным обвинением, выдвигавшимся враждебной партией против любой из королев, проявлявших себя на политическом поприще, — подобных обвинений, в частности, не избежали Бланка Кастильская, мать Людовика Святого, и его жена Маргарита Прованская[73].
«Защитники» репутации Изабеллы Баварской из среды современных исследователей рисуют её как женщину добрую, но весьма недалёкую, воспитанную для затворнической жизни, посвящённой детям и празднествам, которую полагалось вести в то время знатной даме. Силой обстоятельств вынужденная вмешаться в политику, к чему она не была готова ни по воспитанию, ни по складу характера, королева металась между двумя партиями, стремясь угодить обеим, и закономерно осталась в проигрыше, что и ставят ей в «вину» перед историей. «Противники», принимая на веру слухи, зародившиеся о королеве со времени безумия супруга, полагают её коварной и умной, умевшей подчинять себе мужское честолюбие и не добившейся своих целей только потому, что обстоятельства оказались сильнее[5]. Не до конца ясным представляется и вопрос об отцовстве её детей. Если, согласно официальной версии, все они родились от короля Карла VI, «противники» королевы Изабеллы полагают, что это касается лишь первых пятерых, в то время как отцом Марии и Мишель мог быть «дворянчик» де Буа-Бурдон, остальных же — Людовик Орлеанский[19]. К сожалению, первоисточники, относящиеся к этому периоду истории Франции, рассказывают о королеве чрезвычайно скупо, отмечая лишь внешние события, притом что закулисные пружины их остаются в тени, и эта неполнота во многом позволяет делать совершенно противоположные выводы[источник не указан 2032 дня].
…
Даже бургундский памфлет признавал, что Изабелла была миловидной, отмечая, впрочем, что средневековому идеалу красоты королева не соответствовала — была невысокого роста, с высоким лбом, большими глазами, широким лицом, резкими чертами, большим носом с открытыми ноздрями, с большим чувственным выразительным ртом, круглым, полным подбородком, с очень темными волосами и смуглым цветом кожи. По легенде, она купалась в молоке ослиц и покрывала лицо кремом из мозгов кабана, секрета крокодильих мускусных желёз и птичьей крови[74]. Изабелла первая ввела в моду огромные чепцы, совершенно скрывавшие волосы, и мода эта скоро привилась в Нидерландах, Германии и Англии. При дворе Изабеллы возник впоследствии обычай брить брови и волосы на лбу, чтобы последний казался выше. Когда со временем французская мода освободилась от влияния бургундской, обычай прятать волосы всё же продолжал существовать[75]. Указывают также, что когда в XIV веке женщины неожиданно стали носить платья с таким низким вырезом, что можно было увидеть почти половину груди, в высшем обществе королева Изабелла Баварская ввела в моду «платья с большим декольте». С её именем связывают введение в 1395 году в моду головного убора эннен[76].
Как утверждают, Изабелла вела чрезвычайно роскошный образ жизни. В частности, историками подсчитано, что расходы личного двора королевы, составлявшие 30 тыс. ливров при Жанне Бурбонской, при Изабелле возросли до 60. Она неоднократно пользовалась услугами прюгелькнабе (своего рода «мальчиков для битья», заместителей): заставляла вместо себя творить девятидневную молитву придворного врача. Она же дала обет совершить паломничество в Авиньон, но послала туда своим заместителем скорохода. Из придворных счетов известна интересная статья расходов: в 1417 году королева уплатила одному человеку 9 ливров и 6 су за то, что тот вместо неё постился 36 дней[77]. «Противники» королевы из числа современных исследователей сравнивают её с Екатериной Медичи, «сторонники» же — с Марией-Антуанеттой. Королева и её невестка Валентина Висконти (жена Людовика Орлеанского) были адресатами Epistre OtheaКристины Пизанской[78] и вообще находились в переписке с этой писательницей, покровительствуя ей[источник не указан 2032 дня]. (Источник)
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Жанна д’Арк. Часть I
- Жанна д’Арк. Часть II
- Жанна д’Арк. Часть III
1 comment
Спасибо, очень интересно. Как всегда, идет единственно правильная и нравственная трактовка. После этого особенно жестко ощущаешь недавнюю мысль Ирины Анатольевны о том, что РПЦ пропустила время возрождения, отдав на откуп партийным бонзам юных героинь «Молодой гвардии».
А тут видишь и предательство, и последующую канонизацию. И понимаешь, что наши девушки из «Молодой гвардии» оказались на порядок выше в нравственном смысле и духовной силе канонизированной Жанны.