В комментариях уже ухватили главное, вынесенное, собственно, в заголовок этого цикла. Таки да, тут частный случай этого широко распространенного приема создания общественного психоза, массового психоза или психической эпидемии.
Эти методики создавались в конце ХIХ века, опробировались неоднократно, но… без учета возникновения Интернета, повсеместного его распространения и главное, полноценной работы в нем таких гигантов мысли, как Дедюхова Ирина Анатольевна, вдобавок вооруженной полностью перестроенным мощным аппаратом русского языка. Только поэтому мы все имеем возможность рассматривать академичненько и в почти цивильных условиях. С чашечкой кофе, а кое у кого и с сигареткой.
Ну, Ирина Анатольевна уже сделала «ход конем», как всегда. Все посетители вебинаров в курсе, что с точки зрения создания общественного психоза она рассмотрела не только этот жалкий «маккартизм» и даже не только «цветные революции», но и революции вообще, а прежде всего, весьма настойчиво обещанную профессором Соловьем на 2021 год революцию в России — О «цветных революциях» на постсоветском пространстве.
Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым чем-либо[1].
Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы[2].
Там очень интересно определение Бехтерева, который и защищался в ХIХ столетии, проанализировав все сделанное до него в этой области отечественными психиатрами. Он же, между прочим, отмечает и необходимость предварительной обработки общества на оккультной почве, массовое создание сект и новых религиозных течений.
Кроме того, именно Бехтерев в качестве эксперта поучаствовал в деле Бейлиса, благодаря чему убийца и педофил спокойно покинул Россию (см. Жертвенный убой). А далее именно он получает возможность организации собственного института после завершенного массового психоза «Великой Октябрьской социалистической революции».
И сейчас лично я связываю эту дикую травлю Дедюховой с намерением достойно отпраздновать столетие «дела Бейлиса», которое она разнесла 5 июля 2010 года, начав с июня, а с 27 июля ей приписывают создание какого-то «преступления против государства». Слишком небольшой разрыв, согласитесь. Да всегда витала мысль, что именно за это ей и прилетело. Учитывая, что главную свидетельницу Верку Чеберячку вместе с оставшейся в живых дочерью расстреляли сразу же, как только красные захватили Киев. А там вообще-то в период процесса всех ее детей убили!
Однако сейчас, имея на руках кровавые колумбайны, стоит порадоваться, что благодаря научной и исследовательской работе ИА у нас все это в массовый психоз не перерастает. Напротив, всякие доктора смотрятся несколько «не в адеквате», явно пытаясь устроить массовые психозы «мы все умрем!» как «прививочные», так и «антипрививочные», штепсельно-чиповые и QR-кодовые… вплоть до глобальной цифровизации. Хм… на фоне явного уничтожения крипты и биткоина… кем-то, кто очень давно живет в Интернете.
Ладно, оставим пока эту тему, но отметим, что все методики устройства массового психоза внимательно отслеживаются, они давно апробированы и действовали не раз.
11 июля 2019 г. Массовая истерия как защитная реакция сумасшедшего общества
Забавно, но именно боязнь толпы можно назвать одновременно и природным инстинктом, и выработанным свойством индивида. Все дело в том, что фобия эта проявляется обычно в 20-25 лет, в отличие от остальных, клиническая картина которых начинает прорисовываться уже в детстве или в подростковом возрасте. Обычно она не связана с социальными взаимодействиями как таковыми, эта фобия направлена лишь на подсознательную защиту от явления толпы, и это вполне объяснимо. Рассматривать агорафобию можно и в контексте естественного инстинкта, направленного на предупреждение возможных опасных ситуаций и возможность избежать их для сохранения жизни и физического здоровья, так и внутренних причин, связанных с эмоциями или предпочтениями, пережитыми страхами.
Подобная реакция многими психологами считается нормальной, ведь толпа – это совершенно неструктурированная система, легко поддающаяся внушению со стороны. В какой-то мере, любое общество может быть своеобразной толпой, поскольку отдельные группы людей любого размера вполне себе подвержены внешнему и внутреннему влиянию, что в свою очередь может вызывать негативные последствия. «Эффект стада» способен проявиться в рядах зрителей, скопившихся на выступлении политика, среди фанатов или ненавистников работ конкретного писателя на презентации и среди определенной религиозной группы, собравшейся по тематическому поводу. От неожиданного развития любого инцидента и достаточно резкого волнового преобразования поведения группы людей или целой системы общества, по какому-то признаку обособленной от остальной его части, не застрахован никто.
Этот самый «эффект стада» может стать лидирующим фактором, определяющим поведение индивидов, своеобразным способом управления хаотичным скоплением народа. В таком случае появляется общий объект, привлекающий внимание людей, или событие, вызывающее у всех членов толпы сходное эмоциональное состояние. В случае, если эти организующие факторы вызывают отторжение или другую негативную и – что важно! – неконтролируемую нормами закона, морали и логики реакцию, любая толпа, будь то стихийное, ведомое или организованное скопление людей, подвергается внушениям и настроениям, которые на начальных этапах выражается общей агрессией или паническим состоянием. Появление одного из них зачастую само не утихает и приводит если и не к катастрофам, то к неуправляемым беспорядкам. Именно этот факт подтверждает, что толпа опасна не только из-за потенциального развития агорафобии у отдельных ее представителей, но и из-за других последствий нахождения в местах столпотворения, которые могут принять негативные формы.
Одно из них – возникновение массовой истерии (массового истерического психоза) или появление неожиданных вспышек прочих психических эпидемий. И если любые индивидуальные заболевания такого рода страшны сами по себе и опасны для больного и окружающих его людей, то подобный массовый психический сбой какой-либо части общества и вовсе может стать настоящей атомной бомбой, несущей разрушения и хаос. Если верить Владимиру Бехтереву, русскому психиатру, невропатологу и физиологу, то толпа, охваченная истерией, ведет себя даже глупее, чем психически неуравновешенный индивид, и теряет всякие общие черты, связывающие ее с совокупностью действительно разумных существ.
Полиция и тайные агенты в попытке вывести Джона Ф. Кеннеди из толпы студентов Гарварда, окруживших его во дворе университета в Кембридже (9 января 1961 года) / (AP Photo)
Основателем «психологии толпы» стал Густав Лебон. Согласно его мнению, самым важным фактором мировых изменений является невероятное давление отдельных масс на все общество. Кроме того, Лебон сумел доказать, что толпа это не просто собрание индивидов, а что-то принципиально иное, словно отдельно взятый организм, пусть и временный, стихийно образовавшийся и также неожиданно распавшийся. Вкупе с властью внушенных идей подобная сила вполне имеет право называться всепоглощающей.
Первой опасностью и одним из проявлений развития массовой истерии в толпе может стать давка, как бы банально и просто это ни звучало. В особо крупных масштабах она приводит к многочисленным жертвам. Первый сценарий развития давки – состояние своеобразной эйфории, ажиотаж, желание увидеть большей на мероприятии или схватить нужный товар или бесплатную «плюшку» на раздаче. Второй сценарий более печален, но так же страшен, как и первый – давка, возникшая в результате паники и необходимости быстро покинуть опасную территорию.
Так, например, во время коронации Николая II на Ходынском поле погибло 1389 человек, и еще около 1000 были ранены. Такая реакция была вызвана весьма позитивными событиями – раздачей бесплатных сувениров и угощений, но движение сначала окаменевающей, а потом уже и монолитной толпы привело к более чем трагическим последствиям.
Эта ситуация отвечает основным критериям, позволяющим обозначить массовый психоз и конкретизировать его определение, – поражаемости и внушаемости. Неконтролируемое желание получить бесплатный подарок, конечно, не является прямым или даже косвенным симптомом массовой истерии, но вполне может рассматриваться как один из примеров причин ее развития. И таких примеров история знает много.
В одних лишь давках «Черной пятницы» в Америке по многочисленным свидетельствам ежегодно появляются погибшие. За первый десяток нового тысячелетия в крупных странах мира во время самых разных событий социологи насчитали три случая давки с количеством жертв, превысившим 150 человек, 17 – с количеством погибших, превысившим 50 человек, и примерно полсотни случаев, где погибших было больше десяти. Часть этих событий оказалась результатом вспыхнувшей в толпе паники по второму сценарию, как, например, при пожаре в печально известной «Хромой лошади», другие же случаи стали результатом участия большого количества людей в развлекательных мероприятиях, фестивалях или футбольных матчах, также вызывающих сильнейшие эмоции, и отрицательные, и положительные.
Обрушение стены не стадионе «Эйзель» (Брюссель, Бельгия), в результате которого во время матча между командами «Ювентус» и «Ливерпуль» погибло 39 человек (май 1985 года) / Eamonn McCabe
Обрушение стены не стадионе «Эйзель» (Брюссель, Бельгия), в результате которого во время матча между командами «Ювентус» и «Ливерпуль» погибло 39 человек (май 1985 года) / Eamonn McCabe
Интересно, что к симптому, свойственному смертельным давкам, психиатры в качестве примеров современной массовой истерии приписывают игровую зависимость и излишнюю привязанность к девайсам. Впрочем зависимость от социальных сетей весьма похожа на «халявоманию», существующую еще со времен Древней Руси и уже описанную на примере коронации Николая II, так что интернет в конце концов может стать дестабилизирующим поведение общества фактором. Общественную панику, касающуюся самолетов и сейсмической активности, также приписывают к массовому истерическому психозу, сюда же, как ни странно, относят и излишнюю активность в праздничные дни – Новый год, 8 Марта, 23 Февраля и прочие празднества.
Но все эти ситуации скучны и обыденны, их клиническое описание неинтересно ни обывателю, ни эксперту. Они настолько прочно влились в повседневную жизнь, что совершенно не выделяются в быту и обычно даже не рассматриваются как проявление нестабильного психического состояния отдельного индивида или целого общества. Гораздо более интересными случаями оказываются крайне редкие вспышки массового психоза, зачастую даже не связанные непосредственно с толпой, а основанные лишь на контактах внутри сформировавшегося общества и высокой скорости распространения информации, включая неподтвержденные слухи и домыслы.
Некоторые случаи массовой истерии проявляются всего лишь в высоком росте напряжения и паническом состоянии всех людей, затронутых происходящими событиями. Так, например, в отдаленных уголках Малайзии и Индонезии ничем не оправданный страх привел к введению и долгому существованию жесткого комендантского часа, постоянных патрулей, а также к практически полному отсутствию людей на улицах, которые предпочитали прятаться в своих домах даже в дневное время. Впервые такая ситуация возникла в 1937 году, когда среди местных распространился нелепый слух, что человеческие головы по разрешению правительства будут использовать в строительстве. Второй волной развития событий стали такие же неправдоподобные слухи 1979 года, утверждающие, что теперь правительство решило укрепить один из мостов с помощью человеческих костей. Обе истории обрастали новыми подробностями, и с каждым разом становились все более жуткими, а паранойя достигла критического значения, при котором способность адекватно мыслить вряд ли сохранилась хотя бы у кого-нибудь из местных. В конце концов, разумеется, все раздутые слухи были опровергнуты, но на это потребовалось не меньше года в каждом из случаев.
Впрочем, последствия истерии могут быть совсем не такими логичными, какими они оказались в Индонезии и Малайзии. История знает пример с едва ли не обезумевшими монахинями Средних веков из закрытого французского монастыря. События начались с одной женщины, которая совершенно неожиданно для всех начала мяукать, словно обычная домашняя кошка. Вскоре к ней присоединились ее сестры, и вот уже весь монастырь протяжно мяукал в течение всего дня. Остановила этот кошачий хор лишь угроза наказания – видимо, монахини побоялись продолжить свою кошачью литургию при появлении солдат с кнутами и палками, что вызвали напуганные и разъяренные жители города, которым «вирус» мяуканья не передался. Объяснить ситуацию никто не смог.
Другая «животная» ситуация тоже произошла в Средние века, но уже в немецком монастыре, и тоже началась с одной женщины, которая заразила своих сестер желанием кусаться. Эта эпидемия затронула и другие монастыри и даже дошла до Рима. Наверное, для истории огромным потрясением стал бы Папа Римский, пытающийся укусить какого-нибудь прохожего, но истерия прошла, так и не затронув главу католической церкви. И снова все забылось без каких-либо объяснений.
Истерический психоз в случае с монахинями современные психиатры неуверенно объяснили верой людей Средних веков во все сверхъестественное, а также социальной изоляцией монахинь, которая вылилась в их излишнюю восприимчивость и веру в рассказы о бесноватости. О запуганных послушниках того времени и говорить не приходится – они ловили каждое слово своих наставников и даже не смели подвергать их рассказы сомнению. Правда, результат этого психоза оказался более чем странным – мяуканье вряд ли можно назвать естественным процессом, вызванным паникой или прочими сильными эмоциями, почему мяукающие монахини до сих пор интересуют любопытных, а сама история не перестает удивлять, появляясь в подборках с интересными фактами и в сообществах в социальных сетях.
Конечно, интересно вспомнить такой своеобразный и забавный случай психоза, но массовая истерия Средних веков – это еще и жаркие выступления в пользу сожжения ведьм, и публичные казни, где люди с удовольствием наблюдали за происходящим и даже пытались внести свою лепту в события, начиная с выкрикиваемой брани, киданием камней и разного мусора и заканчивая попытками линчевать осужденного. Кстати, более современные публичные казни, которыми отличился двадцатый век, примером истерического психоза вряд ли могут послужить – большинство из них проходило вполне цивилизованно и культурно, если такими определениями можно описать повешение человека или использование для его умерщвления электрического стула. Но проходило подобное событие как культурное мероприятие – со сценой, оборудованными зрительскими местами и светскими беседами, которые лишь в редких случаях омрачались слезами, проклятьями и индивидуальными истериками пострадавшей стороны. О средневековых кострах инквизиции того же сказать нельзя. Фанатично настроенная толпа зачастую вела себя совершенно безумно, требуя новых и новых казней, словно это зрелище было единственным развлечением для всех местных.
Согласно исследованиям Александра Чижевского, вся история человеческого существования пестрит вспышками массовых истерий. В большинстве случаев именно их можно назвать основным фактором, дестабилизирующим нормальное функционирование всех социальных институтов и систем общества. Многие религиозные идеи, лежащие в основе психических эпидемий, являлись началом для разрушения отдельных частей укрепившихся цивилизаций.
Сам Чижевский, среди «определений» которого числится и биофизик, и изобретатель, и философ, и поэт, считал, что все массовые психозы прошлого можно условно разделить на религиозные и религиозно-истерические. Он считал, что во всей текущей повседневности есть совсем небольшое количество моментов, полностью свободных от стихийного умопомешательства, в остальное же время его интенсивность зависит от интенсивности самой жизни и происходящих в ней событий.
Среди эпидемий Александр Чижевский выделял даже повсеместное распространение религий и сект, а также религиозные движения, популяризацию ритуалов покаяния и мученичества и невероятно распространившуюся веру в бесоодержимость. По его словам, в России с конца семнадцатого и в течение всего восемнадцатого века по-настоящему свирепствовали эпидемии коллективных самоубийств: утоплений, самосожжений, смертельных голодовок. Европа же особенно отличилась Крестовыми походами одиннадцатого-тринадцатого веков, которые, как и другие аналогичные события, российские психиатры еще в конце девятнадцатого века назвали эпидемическими душевными расстройствами.
В свою очередь, Шерешевский уточнил, что под психической эпидемией можно понимать только те случаи, когда у группы людей возникает одинаковая или максимально близкая по смыслу болезненная идея. Также эта идея должна вызывать сходные действия у своих носителей. Примерно в это же время в Западной Европе появились работы Габриэля Тарда и его последователя Сципиона Сигеле, знаменитого дедушки Фрейда и других известных докторов, описывавших массовую истерию с позиции изучения толпы и процессов, способных ее активизировать.
Новейшая история России лишь подтвердила все проведенные исследования в психологии. Одна только повальная любовь к телевизионным процедурам Чумака и Кашпировского чего только стоила, а также ритуальные самоубийства и даже убийства, которые планировало «Белое братство».
Интересно, что массовая истерия может принимать не только формы стандартного психического заболевания или приводить к неконтролируемому росту уровня паники в обществе, но и вызывать вполне себе реальные болезни. В Каире в 1993 году более 1300 школьниц оказались жертвами неизвестной эпидемии, характеризующейся потерями сознания и общей слабостью. Все началось с одной-единственной девочки, которая упала в обморок на глазах своих подруг, и завертелось, как снежный ком. В итоге выяснилось, что причиной была легкая внушаемость девочек, испугавшихся инцидента с их подругой, и возникший на этой почве у всех них психоз.
В 1995 году в сельской части Нигерии тоже стала развиваться загадочная болезнь, поразившая на этот раз 600 школьниц. Необычная природа этого случая заставила подробно зафиксировать всю клиническую историю. На этот раз первую девочку доставили в больницу с подозрением на инфекцию, в результате которой у той полностью отказали ноги. В течение последующих двух недель в больницу обратились уже и другие девочки с родителями, но их состояние нормализовалось через несколько суток после поступления в больницу.
Современного Лондона тоже коснулись подобные события, правда, последний яркий случай датирован 1970 годом, когда пациентки одной из психиатрических клиник столицы запаниковали, подозревая, что беременны. Истерия коснулась всех, даже девственницы, также находившейся в лечебном учреждении. Паника началась после заявления одной девушки, уверенной в своей беременности, на мнение которой, вероятно, повлияла смерть ее беременной подруги, а закончилась лишь после многократных заверений врачей при отсутствии каких-либо признаков ожидания ребенка у всех пациенток.
Еще раньше, в 1939 году в Луизиане случилась целая эпидемия судорог, которая охватила, опять же, исключительно представительниц прекрасного пола, более подверженных внушениям и психологическому воздействию. Одна из девушек, чтобы привлечь к себе внимание, спровоцировала болезненную судорогу, списав ее на уроки танцев, и в скором времени огромное количество ее подруг мучилось от аналогичных болей в ногах.
История знает невероятное количество массовых истерий, возникающих беспочвенно или же более-менее осмысленно. Это и средневековые танцы до потери сознания, истории о которых пугают до сих пор, и страх конца девятнадцатого века перед поцелуйными клопами, и уже совсем современная паника, касающаяся опасности продукции «Coca Cola». Пожалуй, только коллектив умелых психиатров сможет отделить настоящий психоз от ситуации, не имеющей в своем основании истерии или другой эпидемии. Митинги, демонстрации, в частности, яркие и агрессивные бунты – все это в равной степени сложные и простые формы массовой истерии. Простые они, поскольку в толпе либералов, вышедших на улицу, вряд ли кто-то будет пугающе мяукать или танцевать до упаду в прямом смысле этого слова, но сложные, так как реакции, протекающие в подобном обществе, практически не поддаются контролю, происходят совершенно стихийно. Тут любой оратор, взобравшийся на трибуну, может стать движущей силой, толчком вперед, способным завести в толпе механизмы индукции и превратить ее настроение в агрессивную мощь, настоящий ураган людских тел или даже поток людской крови. И если мирный протест оборачивается грандиозной бойней, если митингующие на улицах попадают в учебники по истории, значит, дело было не в простом недовольстве, но и в истерии, охватившей толпу на улице.
Конечно, самыми яркими событиями оказались религиозные истерии. Это связано с тем, что любой индивид, охваченный очередной религиозной идеей, с легкостью становится частью единой массы и легко движется в сторону полной дестабилизации всего человеческого общества. Правда, даже в этом случае все-таки желательно какое-то давление извне, например, наличие харизматичного вдохновителя, но и оно необязательно.
Рассматривать массовый истерический психоз можно с разных точек зрения: коллективного девиантного поведения, стадного эффекта, легкой внушаемости человеческой психики, обострения психических проблем, которыми в какой-то степени обладает каждый человек, сильнейших панических атак, большого количества развивающихся в обществе фобий и любых других. Главное, чтобы эти версии были из способных объяснить внезапно проявляющиеся действия, что затрагивают большие массы людей, но при этом не являются типичными для них. Подобное поведение, вызванной любым организующим фактором, в большинстве случаев весьма опасно и несет серьезную угрозу остальному обществу. Но вечное существование обезумевшей толпы уже закрепилось исторически, так что знание о массовых истериях лишь позволяет изучать подобные явления, но пока что не дает возможности с ними бороться.
Типа люди все изучают, а при хорошо изученной основе эти массовые психозы возникают спонтанно и сами по себе. Что является ложью, причем не только уголовной, но и сатанинской, то есть ложью на природу человека.
Ведь на самом деле на каждую такую кампанию с организацией массового психоза нужны большие средства. Бабло надо для такого и не маленькое! И взаимодействие со всеми силовыми ведомствами и структурами! Хорош «делать вид» и прикидываться шлангами! И не надо врать, будто «такое может случиться с каждым». Это вранье уже является оскорблением чувств верующих, унижением достоинства и т.п. У нас любая «кампания борьбы» проходит по цепочке намеренного создания массового психоза, поэтому мы и разбираем истоки этих «наработанных методик».
Заметим, что в этих методиках надо задействовать знаковые политические фигуры, обладающие «не пальцем деланной» харизмой. У нас по этой части отличился Алексей Навальный, который проходил обучение в Америке. Просто галочку поставим. Имея в виду и «пальцем деланного» Рейгана (см. Рональд Рейган и рейганомика), который достаточно быстро съехал крышей. Поэтому вполне возможно, что Навального «отравили», а потом вернули в Россию и спрятали в кутузку, поскольку Альцгеймер взял свое.
Поэтому вернемся непосредственно к маккартизму, выявляя там все эти характерные особенности. И тут сразу зацепим финансовый источник этой кампании. Поскольку без больших денег такого не делается. А уж от источника ведь до истинных целей недалеко. Уж сегодня, да после откровений Чубайса в самолете о том, как они боролись с коммунизмом, как-то глупо полагать, будто Маккарти на самом деле «боролся с коммунизмом», зная коммунизме пару-тройку расхожих штампов.
И финансовый источник, весьма заинтересованный в каком-то прикрытии в виде визгов-писков в духе «холодной войны» и прочей «борьбы с коммунизмом» — вот он! Все то же нацистское золото, которое надо срочно отмыть в восстанавливающейся послевоенной Европе… план Маршалла!
А Маккарти тут нужен как человек, который может взять на себя вполне сатанинские (фашистские, экстремистские, радикальные и т.д.) функции активного и публичного преследования беззащитных мирных людей всей мощью карательных возможностей государственных силовых ведомств.
Маккарти начал покусывать администрацию Трумана, обвиняя её в попустительстве коммунистам и русским агентам. 20-летнее правление демократов он называл «20 годами измены».
Новым объектом для нападок сенатор избрал генерала Маршалла — бывшего госсекретаря, а на тот момент министра обороны. Это был тот самый Маршалл, который был инициатором послевоенного восстановления Европы, известного как «план Маршалла».
Маккарти написал и издал брошюру, в которой возлагал на Маршалла ответственность за потерю американского влияния в Китае и обвинял в участии в «самом великом и чёрном заговоре в истории человечества», фактически открытым текстом провозглашая заслуженного политика русским агентом.
Труман пытался отбиваться от нападок сенатора в его же стиле, называя Маккарти «самым ценным русским активом в Америке» и обвиняя в том, что он по заданию Кремля саботирует американскую политику. Но агрессивный бойцовый пёс Маккарти, поднаторевший в грязной политической борьбе, был куда убедительнее, чем Труман, который даже не выигрывал выборы, а получил пост президента от умершего предшественника. В результате Маршаллом пришлось пожертвовать, политик ушёл в отставку. Официально — по состоянию здоровья.
Обратимся к академическому определению этого явления.
Маккарти́зм (англ.McCarthyism — по фамилии сенатора Джозефа Рэймонда Маккарти) — общественное движение в США, существовавшее в период с конца 1940-х по 1957 год. Сопровождалось обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан. Термин был впервые использован карикатуристом газеты The Washington PostХерблоком[en] в начале 1950-х годов.
Здесь все равно бросается в глаза «переформат» президентского правления в США и Трумена к Никсону. Нужна была какая-то «промежуточная фигура», которая бы впитала в себя излишнюю токсичность перестройки и схем манипуляций общественным сознанием.
Многих политиков и сенаторов-республиканцев удивили и шокировали выдвинутые Маккарти обвинения в адрес высокопоставленных лиц. Помимо государственного секретаряДина Ачесона Маккарти поставил под сомнение честность и преданность стране Джорджа Маршалла, что вызвало их резкое недовольство. Роберт Тафт и Ричард Никсон, напротив, благосклонно отнеслись к действиям сенатора и поддержали его.Маккартизм проник во все сферы жизни американского общества. Причиной всех возникающих проблем маккартисты называли коммунизм. Прикрываясь антикоммунистическими настроениями, маккартисты также боролись с либеральной интеллигенцией, профсоюзами, а также с политикой переговоров с социалистическими странами. Взгляды маккартистов не совпадали со взглядами президента демократа Гарри Трумэна и его либерального окружения, которое не одобряло действий Маккарти. На этой почве возникала масса разногласий. Однако маккартисты все равно придерживались своего курса.23 сентября 1950 года Конгресс США принял закон Маккарэна «О внутренней безопасности», который преодолел даже президентское вето. Закон провозглашал образование нового Управления по контролю над подрывной или антиамериканской деятельностью, которое должно было расследовать и обнаруживать коммунистические организации. К 1950 году была также выработана система преследования инакомыслящих в СМИ. Летом 1950 года в промаккартистски настроенном еженедельнике «Контратака» был опубликован доклад «Красные каналы» о проникновении коммунистов на радио и телевидение. В докладе был перечислен 151 деятель искусств. Всем им были предъявлены требования либо уволиться, либо признаться в прокоммунистической деятельности. В июне 1952 года, несмотря на многочисленные протесты и вето президента Трумэна, Конгрессом США был принят закон Маккарэна—Уолтера об ограничении миграции.
Как видим, все эти покусывания и игры в недопонимание заканчиваются принятием закона «О внутренней безопасности», когда Маккарти сделал всю грязную работу, взял на себя все наиболее «токсичные» карательные функции. Он создал истерию и давление на все общество по надуманному предлогу, поскольку ИАД всегда говорила, что «человек — сложная система, т.е. непредсказуемая, а по причине наличия свободы воли, заведомо неспособная следовать какой-то одной идеологии даже в течение дня». Поэтому полагаю, что целью здесь было создание давления на свободу воли… чтобы никто не пикнул, куда же делось нацистское золото и коронки из Освенцима?
Ну, а после принятия закона о безопасности исчезли и последние «непонятки» с Эйзенхауэром.
Сближение Маккарти с Эйзенхауэром и возрастание влияния маккартизма
Маккарти как никто другой способствовал расширению использования телевидения в предвыборной пропаганде. К 1948 году на территории США количество работающих телестанций увеличилось более чем в три раза — с 7 до 23. Доля избирателей, имеющих доступ к телеэкрану, составила 50 %. Маккарти поставил своей целью привести к власти республиканцаЭйзенхауэра. После того, как в 1952 году Эйзенхауэр был избран президентом США, влияние маккартизма усилилось настолько, что он почти стал официальным государственным курсом страны. Ещё в ходе предвыборной кампании президент заявлял, что он поддерживает усилия, предпринятые сенатором по «очистке правительства от коммунистов». Для того, чтобы заручиться поддержкой республиканцев, Эйзенхауэр активно общался с маккартистами и с самим Маккарти, одобряя их антикоммунистическую деятельность, хотя на самом деле он не разделял их взгляды. Поэтому ожидания народа, что с приходом к власти нового республиканского президента «охота на ведьм» прекратится, не оправдались. Эйзенхауэр полностью попал под власть Маккарти, и 1953-й год стал «золотым годом» маккартизма, так как все препятствия со стороны президента были устранены. Маккартисты стали частью правящей партии и пытались сами управлять государством, а Маккарти оказался едва ли не самым влиятельным человеком в стране.Теперь маккартисты проводили свои «расследования» через различные комиссии Конгресса. Сенатор Маккарти стал главой сенатской комиссии по правительственным операциям и Постоянного подкомитета по расследованиям. Его главные соучастники Г. Велд и У. Дженнер получили контроль над подкомиссией Сената по внутренней безопасности и Комиссией Палаты Представителей по расследованию антиамериканской деятельности.
И вот «заслуженный» триумф. Прямо так и вспоминаются рассказы Сергея Ткачева о Древнем Риме, когда кому-то устроят там настоящий триумф, а потом: «Ну, вот за это его потом немножко зарезали».
Даже подумалось, что римские триумфы с потом «немножко зарезанными» триумфаторами — такая накатанная схема устройства общественных психозов, которые заканчивают резким и неожиданным уничтожения самого триумфатора.
Маккартизм приобрёл невероятный масштаб. Обвинениям в антиамериканизме и измене подвергались все, кто давал хоть малейший повод к сомнениям. Маккартисты крушили профсоюзы, увольняли служащих и государственных деятелей. Чистке подвергся и государственный аппарат. За первые месяцы 1953 года было уволено более 800 человек, ещё около 600 ушли в отставку сами. Помимо государственного аппарата чистке подверглись и многие знаменитые деятели, значительная часть которых также была уволена, осуждена или занесена в чёрные списки. Маккартисты не оставили без внимания и университеты, где увольняли профессоров и сжигали книги. Под контролем маккартистов оказалась вся судебная система, включая Верховный суд и министерство юстиции. В 1954 году маккартисты принимают новый закон — «Акт 1954 года о контроле над коммунистами», известный также как закон Браунелла-Батлера. Согласно этому акту они объявляли коммунистическую партию незаконной, лишив её всех прав и привилегий, имевшихся у остальных партий. Кроме того, он запретил коммунистам получать заграничный паспорт.
В «классике» американской драматургии особое место занимает пьеса Артура Миллера (проходного мужа Мерилин Монро) «Смерть коммивояжера», написанная в 1949 г.
И Маккарти пережил аналогичную кончину в момент своего недолговечного «триумфа».
А ведь и коммивояжер Вилли Ломан и политик Маккарти не пережили коммерческого и политического становления телевидения. С Вилли Ломаном вообще все ясно, ведь надвигался «Магазин на диване», масса людей, ринувшихся торговать по телевидению. Согласитесь, что никому не нужны стенанья тупого Вилли Ломана после фильма 2015 г. «Джой» с Дженнифер Лоуренс о женщине, которая сама изобрела чудо-швабру с тала ею торговать по телевидению.
Неудивительно, что Маккарти оказался несовместим с эрой телевидения.
Телевидение против Маккарти. Конец его политической карьеры
Тем не менее ряд событий 1954 года стал началом конца политической карьеры Маккарти. В марте 1954 года известные телевизионные журналисты и общественные деятели демократыЭдвард Марроу и Фред Френдли в эфире программы «See It Now» (Си-Би-Эс) подвергли острой критике нарушения сенатором гражданских прав. Передача вызвала широкий общественный резонанс. Зёрна сомнения, брошенные Марроу, дали всходы в середине того же года, когда в течение нескольких недель общественности в прямом эфире были показаны слушания Постоянного подкомитета по расследованиям, где Маккарти допрашивал высокопоставленных военнослужащих, среди которых были и герои войны. Президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр, несмотря на тесные дружеские связи с Маккарти, был вынужден публично осудить политическую инициативу сенатора. Против него выступили председатель республиканской партии Леонард Холл и министр обороны Стивенс. Консерватор Холл заявил: «Когда он начинает атаковать лиц, которые, как и он, борются против коммунизма, я не могу идти с ним». В ответ на скандальные слушания представители американских ВВС обвинили Маккарти в подтасовке фактов. Расследование обвинений, выдвинутых против деятельности сенатора, было поручено специальной Комиссии. В 1955 году Маккарти внёс в Сенат свою последнюю резолюцию касательно изменения строя в социалистических странах, отклонённую 77 голосами против 4. Слушания по его делу были завершены. Процесс не транслировался по радио и телевидению с целью исключить фигуру Маккарти из поля зрения общественности. Столь неожиданный поворот событий усугубил алкогольную зависимость, от которой политик страдал ранее. В 1957 сенатор Маккарти скончался от цирроза печени в больнице города Бетесда в возрасте 48 лет.
Борьба американского телевидения с маккартизмом отражена в фильме Дж. Клуни «Доброй ночи и удачи».
И пожалуй на телевидении, как предтече Интернета, следует остановиться подробнее.
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Маккартизм как методика создания «общественного психоза». Часть I
- Маккартизм как методика создания «общественного психоза». Часть II
- Маккартизм как методика создания «общественного психоза». Часть III
10 комментариев
Да уж… Сдох в возрасте 48 лет… Это надо было очень отличиться.
Поворот на общественные психозы в связи с маккартизмом. Общность выявлена и в устройстве «цветных революций». Вот за такие «маленькие открытия» надо давать нобелевские премии.
Потрясающе! Сейчас стараюсь первым делом сообразить, что за характер у очередной кампании? Откровенно некрофильский или «куда ни шло»? И смотрю на эти «личики». На счет склонности к людоедству.
Потрясающее исследование! А как вы используете попытки подойти к истине братьев наших меньших, филологов-политологов-социологов… Высший пилотаж!
Очень крутое исследование! Всяким там «геостратегам» и не снилось.
Как-то удивительно у вас получается! В конце прошлого года вы рассматриваете эти сложные схемы общественно-государственного буллинга с участием спецслужб и разведок. А затем сразу рассыпаются несколько общественных наездов в связи с началом СВО. Спасибо! Очень помогает в жизни, когда вы вскрываете эти схемы.
Потрясающий анализ! Характерно, что никто из «филолухов» на такое оказался не способен. Не говоря об официальных «философах». Конечно, это накатанная схема аферистов, где первыми на удочку попадаются сами заговорщики.
Большое спасибо за вашу работу! Помогает в жизни, не дает обвести вокруг пальца.
Со Старым Новым годом!
Цикл оказался очень важным для меня. За годы чтения публикаций ЛО привык, что за кажущейся «легковесностью» стоят серьезные аналитические исследования.
Спасибо! Такое впечатление, будто восстанавливаешь правильный ход мышления собственной личности. В результате оценка происходящего полностью соответствует собственным смутным догадкам.