Как мне нравится эта песенка. Терехова, не смотря на свою манерность, так искренне увлекается прилипчивой мелодией. Она столь изломанная и очаровательна. Жаль, что она сыграла выдуманный персонаж, когда в это время, во время эпохи трёх мушкетеров жила-поживала дама, которую Терехова сыграла бы не менее блестяще, но, может быть, с большим воодушевлением. Конечно, это упомянутая выше Нинон де Ланкло.
Заголовки многочисленных сказаний о жизнедеятельности Нинон де Ланкло весьма противоречивы: с одной стороны ее именуют «знаменитой куртизанкой XVII века», а далее тут же опровергают сказанное: «которая не была куртизанкой».
Конечно-конечно, она была просто ведьмой, возле которой тогда собралось замечательное общество, которое после ее кончины пустило страну под откос.
Еще мне нравится глубокомысленное определение этого «явления» в качестве «философа». Сразу вспоминается, что все известные публичные ведьмы, начиная с жены Горбачева Раисы и остервенелой вампирши Розы Отумбаевой (призывавшей в 2010 году разрывать своих политических противников надвое за ноги), — выпускницы философского факультета МГУ. Как и одержимые бесовщиной «пусси райт» или вербовщица ИГИЛ Варвара Караулова. Сама ведьмина принадлежность так и тянет пофилософствать на почве, как ведь хорошо пожрать человечинки.
В происхождении Нинон все же характерна одна деталь, по которой ее не следует путать с другими реальными куртизанками, которые вынужденно вели «свободный образ жизни», старательно подражая «свободе» Нинон де Ланкло. Она-то родилась в очень состоятельной семье, никогда не нуждаясь в каком-либо «содержании».
И это, кстати, роднит ее с нашей панночкой, которая была дочерью богатейшего сотника в окрестностях Киева.
Между тем распространились везде слухи, что дочь одного из богатейших сотников, которого хутор находился в пятидесяти верстах от Киева, возвратилась в один день с прогулки вся избитая, едва имевшая силы добресть до отцовского дома, находится при смерти и перед смертным часом изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы в продолжение трех дней после смерти читал один из киев ских семинаристов: Хома Брут. Об этом философ узнал от самого ректора, который нарочно призывал его в свою комнату и объявил, чтобы он без всякого отлагательства спешил в дорогу, что именитый сотник прислал за ним нарочно людей и возок.
Философ вздрогнул по какому-то безотчетному чувству, которого он сам не мог растолковать себе. Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе. Сам не зная почему, объявил он напрямик, что не поедет.
— Послушай, domine Хома! — сказал ректор (он в некоторых случаях объяснялся очень вежливо с своими подчиненными), — тебя никакой черт и не спрашивает о том, хочешь ли ты ехать, или не хочешь. Я тебе скажу только то, что если ты еще будешь показывать свою рысь да мудрствовать, то прикажу тебя по спине и по прочему так отстегать молодым березняком, что и в баню не нужно будет ходить.
Философ, почесывая слегка за ухом, вышел, не говоря ни слова, располагая при первом удобном случае возложить надежду на свои ноги. В раздумье сходил он с крутой лестницы, приводившей на двор, обсаженный тополями и на минуту остановился, услышавши довольно явственно голос ректора, дававшего приказания своему ключнику и еще кому-то, вероятно, одному из посланных за ним от сотника.
— Благодари пана за крупу и яйца, — говорил ректор, — и скажи, что как только будут готовы те книги, о которых он пишет, то я тотчас пришлю. Я отдал их уже переписывать писцу. Да не забудь, мой голубе, прибавить пану, что на хуторе у них, я знаю, водится хорошая рыба, и особенно осетрина, то при случае прислал бы: здесь на базарах и нехороша, и дорога. А ты, Явтух, дай молодцам по чарке горелки. Да философа привязать, а не то как раз удерет.
«Вишь, чертов сын! — подумал про себя философ, — пронюхал, длинноногий вьюн!»
Н.В. Гоголь «Вий»
Еще раз скоренько пробежимся по основным жизненным вехам «женщины-философа», особо не оставившей философских трудов, парижской панночки Нинон де Ланкло. Отметим, что биографиями ее щеголяют все сайты, вроде «ЖИТЬ В КАЙФ Юлия Мурашева коуч по отношениям«, где люди массово сходят с нормальной дороги, где точно нет задач «жить в кайф» или выстраивать какой-то «коуч отношений». Где уже точно нет никаких нравственных императивов.
Нинон де Ланкло (настоящее имя Анна де л’Анкло 1615/1623 — 1705 гг.) вошла в историю Франции как женщина — философ.
Она родилась в состоятельной семье, в которой ее мать была набожной католичкой, а отец скептически относился к религии и был сторонником философии эпикурейства, согласно которой, высшим благом считается наслаждение жизнью.
Дальнейшие события показали, что дочь полностью разделила мировоззрение отца.
Ланкло известна сегодня своей очень богатой и беспорядочной личной жизнью. Но современники считали это издержками ее убеждений. И ценили Мадмуазель прежде всего за ум и мышление. Ее и сегодня, знакомые с полной историей ее жизни люди, называют …королевой тех, кто в середине XVII века продлил и передал до XVIII века традицию сильных умов XVI века…
Нинон не была куртизанкой, как некоторые у нас ошибочно полагают. Ей в принципе не надо было думать о деньгах — она была очень состоятельной женщиной, которая получила хорошее наследство и разумно им распорядилась, благодаря чему и имела возможность вести жизнь, которая ей нравилась.
Ее взаимоотношения с многочисленными любовниками и друзьями — это обмен. Обмен удовольствиями тела и духа, партнеров по которому она выбирала совершенно не по принципу величины их кошельков.
Она с детства отвергала религию и религиозное образование, которое ей пыталась дать ее мать. С возрастом ее убеждение в том, что религия — это фантазия, не имеющая отношения к реальной жизни, только укрепилось. Ее свободная личная жизнь проистекала из рационально обоснованного непризнания религиозных запретов и установок, принятых в обществе того времени.
Совершенно сознательным был и отказ от замужества. Хотя после этого решения она выпала из принятых в обществе того времени ролевых моделей приличной женщины, которая должна была быть или достойной матерью семейства — или монахиней.
Какова же была система убеждений Нинон Ланкло?
Она хорошо просматривается в ее многочисленных письмах. В укороченном варианте суть выглядит следующим образом:
— человек — это часть природы
— все его духовные переживания и любовь в том числе — это вариации проявления инстинктов
— нравственные установки имеют своей целью, в конечном счете увеличить удовольствия и уменьшить боль
— на вершине всех удовольствий стоит романтическая любовь
— одухотворенная любовь, которую проповедует христианский аскетизм, на практике недостижима — это иллюзия
— женщины и мужчины имеют равные права на удовольствия жизни
Каким был взгляд Нинон де Ланкло на любовь?
Любовь — это слепой инстинкт, род аппетита, когда один объект представляется предпочтительнее любого другого
Любовь это страсть, которая никак не связана с моралью и не подчиняется ей. Она ни хороша не плоха сама по себе — она просто есть.
Любовь и добродетель не совместимы — поскольку любовь это инстинкт, который не подчиняется ни воле ни разуму.
Любовь делает человека счастливым, потому что в иерархии удовольствий она стоит на самом первом месте. Это сложное удовольствие, которому часто сопутствует боль. Но боль, которую доставляет любовь является так же одним из удовольствий, для самых изысканных ее ценителей.
Христианство превратило своим стремлением к аскетизму все удовольствия в искушения, которые надо избегать. Его положения являются противоестественными с точки зрения природы человека.
Собственно, жизнь мадмуазели Нинон де Ланкло — это не что иное как наглядная иллюстрация ее убеждений.
Она окружала себя самыми качественными мужчинами своего времени и места. Среди ее любовников были многие выдающиеся сыны Франции — как из числа государственных деятелей, так и из числа высшего духовенства (хотя Ришелье, который, будучи далек от ее взглядов пытался просто купить ее расположение, причем за баснословную по тем временам сумму — был отвергнут — и это, как мы теперь знаем, абсолютно укладывается в ее систему видения мира).
Помимо качественных любовников она окружала себя и качественными умами. Она держала салон, куда приходили выдающиеся писатели, мыслители, художники и композиторы. Общим для них было скептическое отношение к христианству. Ее салон был местом, где все эти люди могли открыто и безбоязненно делиться своими мыслями. Кстати, интересные ей своими взглядами женщины там тоже присутствовали в качестве постоянных посетителей.
Сама Нинон периодически выступала с чтением лекций о любви, в которых проповедовала свои взгляды. На эти лекции все желающие женщины допускались бесплатно, а вот мужчинам приходилось раскошеливаться.
Она широко помогала талантливым, но бедным авторам. В частности, одним из фигурантов ее завещания был юный Вольтер, который получил кругленькую сумму на покупку книг.
Нинон де Ланкло была очень притягательной женщиной, хотя и не классической красавицей. Ее сильными сторонами, притягивающими людей были ум и обращение. Мадмуазель была неизменно остроумна, весела, и обладала свойством, которое тогда обозначалось как изящество — и которое она сама расшифровывала как умение быть очаровательной, обаятельной и обольстительной.
Она очень много читала и обладала прекрасной памятью. Знала несколько языков. Отлично играла на лютне и клавикорде.
В ее салонах царила атмосфера благопристойности. Там не было ни азартных игр, ни ссор, ни сплетен, ни злословия, ни громкого смеха — все гости остроумно беседовали, обменивались новостями, обстановка была легкая, свободная и непринужденная. Сама Нинон как человек отличалась большой порядочностью.
Но репутация ее, если смотреть на общество той поры в целом, была неоднозначная. Известно, что королева Анна Австрийская пыталась отправить ее в монастырь, возмущенная столь откровенным образом жизни. Нинон пыталась острить в ответном послании, что единственный монастырь который ей подойдет должен быть мужским — но ее шутки не оценили, и все таки в монастырь отправили, как грешницу, которая должна была раскаяться. Однако пробыла она там не долго — нашлись влиятельные друзья, которые вернули ее на прежнее место.
В ее жизни была только одна большая трагедия. У Нинон был сын от одного из любовников, который был ею отдан на воспитание в другую семью и ничего не знал о своем происхождении. Поскольку Нинон была в моде, и сохраняла отличную форму до глубокой старости, а так же заводила любовников не глядя на их возраст, однажды и он, 20 — летний юноша, тоже стал добиваться ее внимания — в ту пору Нинон было уже 56 лет. Она была вынуждена признаться ему, что является его матерью. И молодой человек такого известия не пережил — он покончил собой. Но не от невозможности любви между ними, а от позора. Он не смог принять тот факт, что его родная мать — та самая женщина легкого поведения, о которой говорит вся страна. Для Нинон это была большая трагедия, но она никак не повлияла на ее образ жизни который был вызван не распущенностью, как полагали многие, а системой твердых убеждений.
Нинон прожила долгую и интересную жизнь. Но после ее смерти ее образ вульгаризировался — из него стала исчезать главная составляющая — мировоззрение, близкое к установкам феминизма, а осталась фигура эдакой развеселой глупой стрекозы, которой реальная Нинон де Ланкло никогда не была.
Как видим, это при Нинон куртизанили такие «великие деятели», как Вольтер. И не зря королева Анна Австрийская пыталась отправить ее в монастырь, возмущенная не столько «откровенным образом жизни», сколько взломом норм общественной морали, явным разложением и растлением общества, что так просто еще никому с рук не сходило.
Ланкло известна сегодня своей очень богатой и беспорядочной личной жизнью. Но современники считали это издержками ее убеждений. И ценили Мадмуазель прежде всего за ум и мышление. Ее и сегодня, знакомые с полной историей ее жизни люди, называют …королевой тех, кто в середине XVII века продлил и передал до XVIII века традицию сильных умов XVI века
Ну, не выставляют в «сливки общества» таких вот распутных Мессалин, приговаривая, как о Ксюшке Собчак «зато она била умная»! У Нинон не было нужды подрабатывать на свадьбах и корпоративах, как вынуждена пускаться во все тяжкие Ксюха, еще и выступая уличным аниматором.
Но все же не будем забывать, что основной «движущей силой» Великой Французской революции были шлюхи с панели, проститутская шваль, «подбадривающие» восставших голыми «персями». Прямо как «философа» Фому ведьма подбадривала видом своих фарфоровых сисек.
Несколько слов скажем и о Вольтере как раз в русле «околдованности-очарованности». В том самом русле, как это на него в молодости повлияло общение с Нинон на финансовой основе… на покупки книг, конечно. Кто бы сомневался.
Вольтер, известный своими страстными и скандальными любовными похождениями, однажды влюбился по уши в молодую вдову. Примечательно, что эта девушка была его племянницей, Мари-Луизой Дени (урожденной Миньо). Мадам Дени была дочерью старшей сестры Вольтера, Екатерины. Она была красива, полна жизни, умна, даже лелеяла собственные писательские амбиции. Вольтер посылал ей любовные письма на итальянском языке. Их роман длился несколько десятилетий. Дени переехала жить к Вольтеру, став его экономкой и компаньонкой.
Источник
Так что всех ведьм всегда сопровождают «секс и наркотики» с сопутствующими смертными грехами.
Самое время посмотреть вторую песенку миледи Винтер. Она мне страшно не нравилась и в детстве, здесь Маргарита Терехова жутко переигрывает. И все ее «признание» держится на откровенном совращении.
Понятно, что мы имеем дело с отретушированными биографическими данными, где один факт противоречит другому. И так все подается, что прямо до сих пор должны чуть ли не оправдывать эту «женщину-философа», которая странным образом до 90 лет выглядела подозрительно свежо и молодо. Просто какая-то история с портретом Дориана Грея…
Но вот даже даты ее рождения рознятся на восемь лет — 1615/1623 гг. Зато доподлинно известно, что умерла она в 1705 году. Надо отметить, что «Средство Макропулоса» Чапека посвящено именно Нинон де Ланкло.
Посмотрим же, в каких условиях рождаются такие панночки, что происходит в период их цветения вокруг. В том смысле… не из зависти ли к ее уникальному дару сохранять красоту и молодость мы это рассматриваем?..
Формирование Французской колониальной империи в XVII – XVIII веках
a) Начало французской экспансии
b) Первые экспедиции французских завоевателей
- Французская колонизация в Америке.
- Завоевания французов в Африканском континенте.
- Англо-французское соперничество в колониальных захватах XVII — XVIII вв.
1. Формирование Французской колониальной империи в XVII – XVIII веках.
a) Начало французской экспансии. Франция приступила к колониальной экспансии значительно позднее Испании и Португалии, лишь в начале XVII в. Победоносное окончание Столетней войны с Англией в 1453 г. стало исходным пунктом экономического возрождения Франции и ее политического возвышения в Европе. Быстрыми темпами восстанавливались прерванные войной хозяйственные связи между отдельными провинциями Франции. Ускоренно шло формирование единого внутреннего рынка. Создавался единый французский язык. <…>
2. Французская колонизация в Америке.
С воцарением Генриха IV Бурбона государство вновь проявило заинтересованность в колониальных захватах, и этот интерес не спадал на протяжении всего XVII в. П. Дюгуа получил в 1603 г. эксклюзивное право на освоение Американского континента между 40º и 60º северной широты. В 1605 г. им был заложен Пор-Руаяль (Аннаполис в Новой Шотландии). Так было положено начало колонии Акадия, в состав которой входили п-ов Новая Шотландия, Нью-Брансуик и близлежащий архипелаг Сен-Пьер и Микелон, а также о-в Сен-Жан (Принца Эдуарда). Акадию приходилось отстаивать в постоянном соперничестве с Нидерландами и Великобританией. В XVII в. французы неустанно оспаривали у англичан о-в Ньюфаунленд. Живописная бухта Плезанс на южном берегу стала средоточием французского присутствия на острове.
С. Шамплейн основал форт Квебек в устье реки Св. Лаврентия 3 июля 1608 г. Форт Труа-Ривьер (Трехречье) был основан в 1634 г., укрепленное поселение Вилль-Мари, первоначальное название Монреаля, − в 1642 г. Другие опорные пункты возникли в долине Св. Лаврентия и в районе Великих Озер. Название «Канада» прижилось со времен плавания Картье, позаимствовавшего его у лаврентийских ирокезов. Во французскую Канаду входили провинции Квебек, Онтарио и часть побережья Великих Озер.
Большую роль в успехе французской экспансии сыграл военно-морской флот, детище кардинала Ришелье. Заброшенный при Мазарини (к 1661 г. Франция насчитывала лишь 30 военных кораблей, за исключением галер), флот был не только возрожден, но и приумножен усилиями Ж.-Б. Кольбера, морского министра. В 1671 г. королевский флот насчитывал 196 хорошо вооруженных судов, а в 1683 г. – 276.
Канада и Акадия составляли северную часть колонии Новая Франция, границы которой к концу XVII в. значительно расширились, благодаря предприимчивости и отваге Р.-Р. Кавелье де Ла Саля. Первым из европейцев он спустился в 1681–1682 гг. по Миссисипи, объявив весь ее бассейн владением Людовика XIV.
Несмотря на соперничество испанцев, которые опередили французов в открытии земель, прилегающих к Мексиканскому заливу (экспедиция Э. де Сото 1539–1542), права Франции на эти земли получили признание европейских государей при подписании Рисвикского договора (1697), завершившего войну Аугсбургской лиги.
Международное признание развязало французам руки, и долина Миссисипи стала активно осваиваться. Первый форт в Иллинойсе, Сен-Луи, был основан Кавелье де Ла Салем в 1683 г. Попытка этого отважного первопроходца основать французское поселение в дельте Миссисипи окончилась неудачей и повлекла за собой его гибель (1687). Однако у него были последователи. В 1698 г. Пьер Ле Муан д’Ибервиль исследовал устье Миссисипи и заложил форт Морепа, а в 1702 г. – форт Мобиль. Плавания по Красной реке и Миссури (1714), а также по Арканзасу (1721) способствовали расширению зоны французского влияния. У впадения Миссисипи в Мексиканский залив был заложен форт Новый Орлеан в честь регента Филиппа Орлеанского (1717).<…>
3. Завоевания французов в Африканском континенте
Побережье Западной Африки между устьем Сенегала и Гвинейским заливом вошло в историю как Невольничий берег, привлекая европейцев возможностями торговли живым товаром рабами, золотом, пальмовым маслом и т.д. Французы начали осваивать берега Сенегала с 1626 г., когда по распоряжению Ришелье была создана Нормандская компания. В устье одноименной реки моряками из Дьепа была возведена торговая фактория Сен-Луи (1659). Ж. д’Эстре захватил в 1677 г. островную факторию Горе, ранее принадлежавшую голландцам. Нимвенгенский мир закрепил за Францией это приобретение, а также старинные португальские поселения Рио Фреско (Рюфиск), Портудаль и Жоаль (1678). В 1681 г. французы обосновались в Альбреде на северном берегу реки Гамбия, получив разрешение от местного правителя на создание торговой фактории. У Нидерландов было приобретено в 1696 г. побережье Мавритании от мыса Бланко до реки Сенегал.
Впервые французские поселенцы, католические миссионеры, появились на побережье Гвинейского залива в районе Кот-д’Ивуар в 1637 г. Однако их поселение в Ассини, рядом с Кот-д’Ор (Золотой берег, современная Гана), было разрушено аборигенами. Через полвека, в 1687 г., французские миссионеры и коммерсанты, на этот раз при вооруженной охране, вернулись в Ассини, построили форт Сен-Луи, но в 1705 г. из-за недостаточно прибыльной торговли вынуждены были сняться с места. Среди поселенцев был адмирал Жан-Батист дю Касс, директор Сенегальской компании, который по возвращении во Францию написал рапорт о необходимости создать постоянные учреждения в регионе. Однако французские власти не последовали его совету, сосредоточившись на использовании возможностей портов Уида и Лагос, расположенных на побережье Бенинского залива. Форты в Сави и Уида были учреждены в 1666 г.
Король Дагомеи, торговавший рабами, не препятствовал их созданию.
Привлеченные возможностями прибыльной торговли рабами, французские негоцианты высаживались в XVII и XVIII вв. в Габоне, хотя и не смогли там закрепиться.
Постепенно французы начали проникать во внутренние районы Африканского континента. Старинный г. Подор на севере Сенегала, был необходимым этапом на пути к королевству Галам, откуда поступали рабы, слоновая кость и камедь. В 1745 г. колонисты соорудили там форт, который должен был обеспечить французское присутствие на реке и во внутренних областях Сенегала, но его возможности были крайне ограничены.<…>
Итак, во Франции выстраивается система колонизации, возникает настоящая рабовладельческая империя. А с нею куда-то на задворки откатывает и нравственность.
Но пока все это внутреннее разложение тех, кто с легкостью переступает Законы Божьи в отношении колонизируемых народов, не распространяется на само государственное устройство. Вообще считается, что от количества колоний государство «крепнет», хотя уж нам-то очевидно, что метрополия не только по-вампирски высасывает кровь и соки колоний, но неминуемо начинает загнивать и сама.
17-18 — складывается система колониализма. Испания/Португалия – старые колониальные державы, Англия/Франция/Голландия – новые, между идет борьба во всех уголках земного шара. Согласно учебнику Адо, колониальная политика этого времени была связана с процессом «первоначального накопления капитала» и развитием мануфактурного капитализма в Западной Европе.
Формирование мирового капиталистического рынка, накопление богатств в колониях, развитие там мануфактурного производства, беспощадная эксплуатация колоний, колонии рассматриваются как фактор, который помог развитию стран Европы и промышленному перевороту, и т.д.
Все это – не совсем так. Отношение к колониям в европейских странах еще далеко не экономическое а смешанное – сохраняется средневековый принцип «государство сильно, если у него есть колонии». Пока с колониями (кроме Северной Америки, но здесь вопрос о колонии) обращаются только как с территориями государства и особо развитой колониально-эксплуататорской системы не наблюдалось.
Первой войной, в результате которой в мирном договоре появились положения о колониях, стала война за испанское наследство, первой колониальной крупной войной – испано-португальская война 1735-37.
Главные международные события происходят в Европе – в колониях некоторых пока и серьезных поселений особо и нет, особенно в Азии. Почему колонии не мыслятся как экономическая категория? Это доказывают тексты международных договоров. Даже в результате войны за испанское наследство колониям придавали не очень большой статус. И после Семилетней войны – тоже самое (несмотря на обширные завоевания в колониальной сфере Англии). В какой-то степени Египетский поход Наполеона можно считать первой попыткой колониальной войны – но, опять-таки, условно.
Как все же верно И.А. Дедюхова обозначила на вебинаре о странах третьего мира само определение путей развития!
Первый путь — паразитарное развитие за счет колоний, путь неминумого краха и кризиса;
Второй путь — развитие за свой собственный счет, путь нравственный и цивилизованный;
Третий путь — это всего лишь путь тех, кто еще не определился с нравственным выбором.
В том-то и дело, что шествие по первому пути всегда сопровождается появлением ведьм, старательно уводящих нравственные поиски в пучину греха и порока. Как-то так, хотя, конечно, все это звучит архаично. Как, наверно, будет выглядеть заштампованной и фраза о том, как возле каждой блудницы вавилонянской начинает разлагаться общество, а потом и государство.
А все почему? Государство имеет странную структуру пиратской Тартуги, города-государства, ведь все стягивается в метрополию. Но даже с Францией такого не проходит, поскольку это крупнейшее государство Европы… Вот и начинает один Париж жить (и жировать) посреди огромной страны в качестве города-государства, как только в высших иерархиях общества собираются настоящие ведьмы.
Франция XVI – первой половины XVII веков – это эпоха становления абсолютной монархии. Это период, когда шли нескончаемые религиозные войны между протестантами и католиками. Это правление своевольного Франциска I. Данный период ознаменован также правлением Генриха IV, известного подписанием Нантского эдикта, и менее известного Генриха III. Это и правление Людовика XIII, а также его первого министра, блестящего политического деятеля – кардинала Ришелье. Также в XVI – первой половине XVII веков прошли Итальянские войны, которые принесли поражение Франции. И наконец, это очень успешное правление Джулио Мазарини, замечательного политика и государственного деятеля.
Можно рассмотреть это разложение поэтапно. С виду непонятно, кто там и чем занимается… А вот если понимать, то церковь и государство пытаются противостоять всего лишь блудницам вавилонянским… все сразу встает на свои места!
Первая половина 17 века
Испания в первой половине 17 века.
Король Испании Филипп 3 (1598-1621) не любил заниматься государственными делами, он передал бразды управления государством своим фаворитам. Вследствие хищений чиновников и членов царской фамилии, королевская казна была пуста, в то же время, магнаты сосредоточившие в своих руках богатства, получили все большую политической власти. Духовенство так же сосредоточило в своих руках богатства; церковь владела в Испании четвертью всех земель и множеством монастырских хозяйств.
Попытка Филиппа 3 увеличить налоги привела к тому, что любой производительный труд становился невыгодным. Крестьяне массами покидали свои наделы и становились бродягами. Современники писали, что большинство испанцев превратилось в настоящих бездельников; одни в бездельников-дворян, другие в бездельников-нищих.
1603 -1617 г н.э.
Иезуиты возвращаются во Францию.
После изгнания иезуитов из Франции в 1594 году, король Генрих 4 Наваррский получил в их лице непримиримых врагов. Иезуиты вынашивали планы физического устранения короля, и вели активную анти королевскую пропаганду, подстригая против короля Франции влиятельных католиков во всем мире. Среди окружения короля были люди симпатизирующие иезуитам. В этих условиях, Генрих старается показать себя примерным католиком, и в 1603 году разрешает иезуитам вернуться во Францию, где они обосновываются основательно. Примирение с иезуитами не спасло Генриха 4 от смерти от рук католического фанатика.
Когда Генрих 4 в мае 1610 года хотел отправиться с войском в Германию для поддержки протестантов в борьбе с Габсбургами, его жена Мария Медичи, вступившая в заговор с иезуитами, уговорила Генриха его короновать её в Сен-Дени. На следующий день, после коронации (14 мая) король был убит католиком фанатиком. Мария Медичи стала регентшей при несовершенно летнем короле Людовике 13 . Благодаря покровительству Марии Медичи иезуиты избежали преследования.
После провозглашения молодого короля совершеннолетним в 1614 году, Мария Медичи до 1617 года удерживала власть в своих руках, затем молодому королю, опираясь на окружение, удалось отстранить её от власти.
1605 г н.э.
Папа Лев 11
Папа Лев 9 объявил о намерениях повести ряд реформ церкви, реформы предполагали упразднение орденов доминиканцев и иезуитов. Иезуиты отравили папы, на 24 день понтификата.
1605-1621 г н.э.
Папство при папе Павле 5.
Влияние папства на католические страны продолжало ослабевать. В Испании, главной опора католицизма в 16 веке, при короле Филиппе 3 наметился упадок. Папы стали искать опору в католической Франции. В протестантских странах католики подвергались гонениям. Церковь, стремясь, вернуть государства к порядкам средневековья, преследовала ученых.
Папа Павел 5 вернул практику назначения на церковные должности своих родственников и рьяно защищал верноподданных от преследования светских властей.
В Венеции был светским судом приговорен к смертной казни монах, который задушил сопротивляющуюся попыткам изнасилования десятилетнюю девочку, так же были осуждены другие священнослужители за сексуальные преступления.
Папа Павел 5 потребовал отмены решений светского суда Венеции и передачи духовных лиц для суда церковным властям. Власти Венеции решительно отказались выполнить требование Папы.
Начался период противостояния между Венецией и Папством. Из Венеции были изгнаны все иезуиты. Власти Венеции потребовали подчинения священников в Венеции светским властям.
Папа Павел 5 отлучил власти Венеции от церкви, и предпринял попытку организовать против Венеции «крестовый поход». Но ни Испания, ни Франция не поддержали военную авантюру Павла 5. При посредничестве Франции был заключен между Венецией и Папским государством мир, при этом, венецианцы не согласились на возвращение в Венецию иезуитов.
1621-1623 г н.э.
Понтификат папы Григория 15.
Григорий 15 был активным пропагандистом Контрреформации, опирался он на иезуитов, канонизировал основателя ордена иезуитов Лойолу. По инициативе папы в 1622 году была создана Священная Конгрегация Пропаганды Веры, которой подчинялись все католические миссии. Задачами Конгрегации была подготовка миссионеров, обеспечение миссий духовной литературой, противодействие использованию христианской миссии в политических целях.
Активизировалась деятельность иезуитов по всей Европе. Иезуиты поджигали протестантские храмы, нанимали шайки для нападения на протестантов. Для увеличения папской казны широко развернулась торговля индульгенциями.
Иезуиты способствовали подавлению антинемецкого восстания в Чехии. и поддерживали немцев (Габсбургов) для укрепления их господства над Чехией.
После победы над восставшими в Чехии (1621) был восстановлен в Чехии католицизм с богослужением на латинском языке: иезуиты занялись физическим истреблением своих противников. Чешских священников отправляли на костер, их имущество конфисковывали в пользу католической церкви. Была уничтожена протестантская литература. Чешская религиозная школа перешла в руки иезуитов.
Преследование протестантов иезуитами широко развернулось по всей Франции, чему способствовал кардинал Ришелье, правивший за короля Франции Людовика 13.
Смерть 8 июля 1623 года остановила деятельность немолодого (69 лет) талантливого политического и религиозного деятеля.
1623-1644 г н.э.
Кардинал Барберино захватывает власть в Ватикане.
В период ожесточения бушевавшей в Европе «тридцатилетней войны» к власти в Ватикане пришел кардинал Барберино, используя силовые методы в борьбе с противниками.
После смерти папы Григория 15 вокруг папского престола развернулась ожесточенная борьба. Во время этой борьбы кардиналом Барберино были организованы вооруженные отряды из своих родственников и наемников, которые терроризировали населения Рима с требованием утвердить на папском престоле кардинала Барберино. Во время выборов эти отряды действовали под лозунгом «Либо смерть и пожары, либо папа Барбендина. После того как несколько противников Барбердино умерли от яда, выборщики дрогнули и избрали папой Барберино под именем Урбан 8 (1623-1644).
Барберино боялся победы католиков Габсбургов в этой войне и поэтому занимал или нейтральную позицию, или поддерживал в войне в зависимости от своей выгоды ту или иную сторону.
Главной заботой папы Урбана 8 были интересы ого семейства. Наиболее доходные должности были переданы родственникам. Моральный авторитет папы критиковали как католики, так и протестанты. Авторитет папства, в период его правления, в католическом мире упал до катастрофически низкого уровня.
1624-1642 г н.э.
Франция во власти кардинала Ришелье.
Король Людовик 13 не был способен к занятиям государственными делами — это способствовало к интригам вокруг королевского трона. Не смотря на то, что окружение короля отстранила королеву-мать Марию Медичи от власти, влияние этой женщины во Франции было высоко во многом благодаря таланту её советника епископа Ришелье, который посредством иезуитов имел тесные связи с Римом. В 1622 году Папа Григорий 15 утвердил Ришелье в должности кардинала.
Мария Медичи, добившись возвращения в Париж, настойчиво рекомендовала сыну своего советника Ришелье главой Французского правительства. После вступления в должность Ришелье стал фактическим правителем Франции, королева Мария Медичи потеряла контроль над его деятельностью.
Как пишут о Ришелье:
«Холодный, расчетливый, часто весьма суровый до жестокости, подчинявший чувство рассудку, кардинал Ришельё крепко держал в своих руках бразды правления и, с замечательной зоркостью и дальновидностью замечая грозящую опасность, предупреждал её при самом появлении».
Придя к власти, он охладел к иезуитам и старался дистанцироваться от папы Римского. Затем он репрессивными методами привел к покорности французскую знать и методично стал расправляться с протестантами, права которых были гарантированы королем Генрихом 4. Обвинив гугенотов в связях с протестантской Англией, он развязал против их военные действия. В январе 1628 году была осаждена крепость Ла-Рошель — опорный пункт протестантов на берегу Бискайского залива.
Ришелье взял на себя личное руководство кампанией, непокорный город в октябре капитулировал после того, как около 15 тысяч его жителей умерли от голода. Остальные гугеноты во Франции лишались политических привилегий и подвергались преследованиям.
До 1630 года Ришелье избегал конфликтов с папским престолом, он не вмешивался в бушевавшую в Европе Тридцатилетнюю войну, но после нападение поддерживаемых Папой испанцев на южные области Франции, захвативших крепость Касаль, он решительно выступил противником Габсбургов и Папы…. и Марии Медичи. Король Франции Людовик 13 принял сторону кардинала, королева Мария Медичи бежала во владения Габсбургов.
В 1635 году Франция, руководимая Ришелье, вступила в тридцатилетнюю войну на стороне протестантов и достигала значительных успехов в борьбе против Испании. В 1642 году Ришелье умер, рекомендовав королю в качестве главы государства кардинала Мазарини.
Когда все бремя государственных забот было на плечах кардинала Ришелье, король проводил время в занятиях искусствами.
Людовик 13 был страстным любителем музыки. Он играл на клавесине, виртуозно владел охотничьим рожком, пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни и псалмы.
1625-1629 г н.э.
Датский период тридцатилетней войны.
В 1625 году Дания при поддержке Англии и Голландии начали войну против Католической лиги под предлогом защиты протестантского населения Германии. Император Фердинанд 2 независимо от Католической лиги создал наемную армию в Чехии под командованием Валленштейна.
Валленштейн провозгласил доктрину: армия должна сама себя кормить. Армия Валленштейна (1583-1634) совместно с армией Католической лиги нанесла поражение датской армии и её союзникам. Дания пошла на мир на условиях восстановления свтуса-кво и отказа от вмешательства в дела Германии. Наемники Валленштейна занялись грабежом владений протестантских князей, и возвратом католикам конфискованного имущества, что вызвало сильное противодействие. Действия армии Валленштейна вызвали недовольство и католических князей, так как он не считался с их интересами. Чтобы успокоить своих союзников, Фердинанд 2 в 1630 году отправил в отставку полководца Валленштейна.
1630-1635 г н.э.
Шведский период тридцатилетней войны.
В этот период в войну с Габсбургами вступают Швеция и Франция. Между Францией и Швецией было заключено соглашение: шведский король Густав Адольф посылал в Германию свою армию, которой финансовую правительство Франции, возглавляемое Ришелье.
Шведский король выступал в роле спасителя пострадавших от Габсбургов протестантских князей. Высадившиеся в Германии шведские войска стали успешно развивать наступление, нанося поражение армии католиков. В сентябре шведы нанесли поражение Католической лиги в битве при Бреййнтенфельде. Затем последовало поражение католиков на подступах к Австрии, погиб полководец католической лиги Тилли. Положение Габсбургов стало критическим.
И король Фердинанд 2 стал просить Валленштейна возглавить армию католиков. Выступивший против шведской армии Валленштейн, в решающей битве при Люцине не смог одержать победу, но в ходе сражения погиб шведский король Густав Адольф, и шведский канцлер принял решение вывести шведские войска из Южной Германии.
Валленштейн стал действовать без оглядки на императора, вел переговоры за спиной у императора Фердинанда 2, императором вторично был отстранен его от командования армией, затем был убит подкупленными офицерами. Под командованием нового полководца императорская армия нанесла поражение шведам в сентябре 1624 года и подвергла опустошению северные протестантские области. Протестантские князья пошли на примирение с императором.
1635-1648 г н.э.
Франко-шведский период тридцатилетней войны.
Франция возобновила военный союз со Швецией и начала военные действия против Габсбургов. Французские войска одновременно начали наступление в Германии, Нидерландах, Италии на Пиренейском полуострове. К войне на стороне Швеции и Франции присоединились Голландия, Венеция и другие государства. Войска Габсбургов терпели одно поражение за другим. В 1646 году союзные войска вторглись в Баварию и стали угрожать Вене. Император Фердинанд 2 в 1645 году вынужден пойти на мирные переговоры. Переговоры закончились лишь осенью 1648 года Версальским конгрессом, который признал за имперскими князьями право самостоятельных дипломатических отношений с другими странами. По заключенному Вестфальскому миру Швеция и Франция увеличили свои владения за счет владений Габсбургов. Независимыми государствами были признаны Голландия и Швейцарский союз. Война Франции с Испанией, закончилась в 1659 году Пиренейским миром.
Помимо значительных территориальных потерь, Германия была чрезвычайно разорена войной, которая велась на её территории, население сократилось почти на половину, промышленность Германии захирела, пахотные земли превратились в пустоши заросшие лесом…
Опять вспомним песенку «Лилом-лила», карикатурный образ кардинала Ришелье, выстраивавшего государственность Франции… Удивившись, отчего же у кардинала вдруг переписали биографию? Ведь понятно, что в истории он никаким «лилом-лила» не был.
Ну, во-первых, все надо было перенести на него вся полноту морального и нравственного разложения. И во-вторых, в чем-то эта позиция имеет место быть! Раз начали разлагаться с колониями, играть в игры с людоедами и каннибалами, баловаться некрофилией, успокаивая себя, будто от этого «государство становится сильнее», то и дальнейшему удивляться не следует.
Согласно всякого рода пророчествам, после явления блудницы вавилонянской начинается все… «как доктор прописал»… «и идет брат на брата»… Фронда! И это замечательно совпадает с молодостью и «философским становлением» красавицы Нинон.
Полтическая ситуация во Франции в середине XVII века. Причины и предпосылки возникновения Фронды
Умирая, Ришелье рекомендовал Людовику XIII в качестве своего преемника кардинала Мазарини. Карьера Джулио Мазарини начиналась при дворе Римского Папы. Сын мелкого сицилийского землевладельца, благодаря тонкому уму и недюжинным способностям, успешно продвигался на дипломатическом поприще. Будучи легатом во Франции, он обратил на себя внимание Ришелье и, по его приглашению, в 1639 г. перешел на французскую службу. Благодаря покровительству первого министра, он получил в 1641 г. кардинальскую шляпу, хотя и никогда не был священником.
Следуя рекомендации Ришелье, Людовик XIII после его смерти, приблизил к себе Мазарини, которого не только ввел в Королевский совет, но и сделал крестным отцом наследника престола. 14 мая 1643 г. умер и сам Людовик XIII. Регентшей при пятилетнем Людовике XIV стала королева-мать Анна Австрийская. Правда, ее полномочия существенно ограничивались Регентским советом, указ о создании которого покойный король подписал за две недели до смерти. Председательствовать в Совете должен был Гастон Орлеанский, а в его отсутствие – принц Конде и кардинал Мазарини. Однако уже 18 мая Парижский парламент по просьбе королевы кассировал завещание монарха, и регентша обрела всю полноту власти. В тот же день она назначила первым министром кардинала Мазарини. Впрочем, за этот успех ей пришлось заплатить дорогую цену: парламенты, чье влияние на государственные дела кардинал Ришелье сумел существенно ослабить, теперь вновь обрели былой политический вес и высокую степень независимости от центральной власти.
Мазарини проводил ту же политику, что и Ришелье, хотя и другими методами. В 1643 г. он решительно пресек попытку нового аристократического заговора, отправив герцога Бофора, сына Цезаря Вандомского в Венсенский замок, а герцогиню Шеврез – в ссылку. Во внешней политике Мазарини столь же последовательно, как Ришелье, продолжал войну против Габсбургов. Военное счастье было на стороне Франции. 19 мая 1643 г. юный герцог Энгиенский, сын принца Конде, разгромил испанцев при Рокруа. В 1644–1647 гг. французские армии успешно действовали в Нидерландах и на Рейне под командованием лучших полководцев своего времени – герцога Энгиенского, унаследовавшего после смерти отца в 1646 г. титул принца Конде, и виконта Тюренна, младшего брата герцога Буйонского.
Война стоила дорого. Вместе с военными расходами росли и налоги. Только талья с 1635 по 1643 г. увеличилась в 8 раз. Причем, основная тяжесть фискального гнета ложилась на провинцию, поскольку власти, стараясь не раздражать жителей столицы, создали для Парижа льготный податной режим. Однако возможности дальнейшего усиления налогового пресса на провинцию были исчерпаны. Военные действия, постои войск и подати опустошили даже самые богатые области Франции. Все чаще в разных частях страны протест против фискального гнета выливался в восстания. В этих условиях правительство вынуждено было обращаться к экстраординарным способам пополнения казны, прежде всего – к займам. Финансисты, которым покровительствовал генеральный контролер (с 1647 г. сюринтендант) финансов Эмери, получали огромные барыши, субсидируя государство на крайне выгодных для себя условиях.
Впрочем, по долгам тоже надо было платить, и власти в поиске новых доходов решились посягнуть на фискальные привилегии парижан, на что не осмеливались предшествующие правительства. Летом 1644 г. Эмери предложил ввести налог на владельцев домов в пригородах Парижа. Это вызвало недовольство населения столицы, вылившееся в уличные беспорядки. В 1645 г. новая попытка ввести налог на домовладельцев опять вызвала конфликт правительства с парламентом. В 1646 г. парламент вновь стал рупором недовольных, протестуя против взимания пошлин на ввозимое в столицу продовольствие. Осенью 1647 г. во время уличных беспорядков в Париже, которые устроили возмущенные ростом налогов горожане, парламент фактически солидаризировался с бунтующими и подверг критике фискальную политику правительства.
В конце 1647 г. истек срок полетты. Эмери, рассчитывая, что накануне пересмотра ее условий судейские станут более покладистыми, отправил на регистрацию в парламент шесть новых фискальных эдиктов. 15 января 1648 г. эти законы были зарегистрированы на королевском заседании, хотя по ходу процедуры финансовая политика правительства и подверглась резкой критике. Но уже на другой день парламент под формальным предлогом вновь вернулся к рассмотрению ранее принятых эдиктов.
В мае 1648 г. правительство Франции объявило новые условия полетты. Пытаясь заручиться поддержкой парламента, оно продлило для него полетту на прежних основаниях, зато для других суверенных судов Парижа – Большого совета, Счетной палаты и Палаты косвенных сборов – условия были ужесточены. Однако расколоть судейскую корпорацию властям не удалось. 13 мая 1648 года Парижский парламент издал «акт единства», предложив другим суверенным судам прислать свои делегации для совместного заседания в палате св. Людовика во Дворце правосудия, чтобы обсудить общее положение дел в государстве.
Так началась Фронда — широкое анти-правительственное движение во Франции 1648–1653 г.г.. С одной стороны, оно представляло собой последнюю попытку аристократии, в том числе судейской, вооруженным путем вернуть себе доминирующее положение в государстве, все более утрачиваемое по мере укрепления абсолютной монархии. Преследуя исключительно эгоистические цели, лидеры крупных аристократических кланов с необыкновенной легкостью меняли свою политическую позицию и в зависимости от политической конъюнктуры поочередно поддерживали то правительство, то Фронду.
Однако была у Фронды и другая сторона. В отличие от предшествующих аристократических мятежей XVII в., в движение оказались вовлечены широкие слои общества. Значительная часть населения, уставшего от тягот Тридцатилетней войны, приняла за чистую монету демагогические лозунги аристократической оппозиции и поддержала ее, надеясь добиться ослабления налогового гнета. Таким образом, при взгляде «снизу» Фронда видится как широкое анти-фискальное восстание, ставшее прямым продолжением налоговых бунтов 30-40-х годов XVII в.
И чем занималась Нинон на фоне столь бурных событий? Она была тогда весьма активна.
Возвышенно-дружеские отношения Нинон с литераторами отнюдь не мешали ей дарить вполне земную любовь титулованным поклонникам вроде маршала д`Эстре, маркиза Вилларсо, принца Конде.
Тут в скомпилированном жизнеописании все свалили в одну кучу. Во времена фронды Нинон работала непосредственно с ключевыми фигурами. Зато, после, когда Людовик XIV прижал всех к ногтю, пришлось перейти к мягкой силе, то есть к литераторам (влиять на того же Мольера). Ну, и применять меры пожеще.
Почитаем книжку-малышку Эптон Нина > Любовь и французы > Стр.52
Нинон не верила в платонические идеалы и называла «янсенистами{144} от любви» недотрог Precieuses. «О нежные любовные чувства,— писала она как-то Марсильяку, своему возлюбленному,— благословенное слияние душ и даруемые нам Небесами несказанные удовольствия — почему вы связаны с обманом органов чувств и почему на дне чаши такого наслаждения лежат угрызения совести?»
Когда у Нинон родилась дочь, то установить отцовство оказалось такой трудной задачей, что графу де Фиеску и аббату д’Эффа ничего другого не оставалось, кроме как бросить жребий на игральных костях. Де Фиеск, выиграв, взял на себя расходы по содержанию ребенка и дал девочке образование. Нинон предприняла несколько вялых попыток разыскать отнятое у нее дитя, но вскоре оставила эту затею. Недостаток материнского чувства был в ее характере наиболее неприятной чертой, которой суждено было стать причиной трагедии. (В то время в этом не было ничего необычного, судя по тому, сколько брошенных детей слонялось по улицам Парижа. Проповедник Оливье Майяр, живший в шестнадцатом столетии, с негодованием говорил о множестве младенцев, которых топили в отхожих местах или в реке; казалось, материнские чувства пробудились только к концу семнадцатого столетия. Кстати, единственные трогательные образы матерей в драматургии семнадцатого века — это героини Расина: Андромаха и Иозавет.)
Многие из поклонников Нинон хотели на ней жениться, но она смеялась над ними, ожидал, когда пройдет их очередной каприз. Иногда она разыгрывала их, чтобы заставить выкинуть эту блажь из головы. Один молодой человек так увлекся Нинон, что ей удалось убедить его отписать большую часть своего состояния на ее имя. Задолго до предполагаемого дня свадьбы пыл жениха поостыл, как Нинон и предполагала. В одно прекрасное утро, когда он стоял за ее туалетным столиком, Нинон велела ему снять с ее левого виска папильотку. «Вы можете взять ее на память»,— улыбаясь, произнесла мадемуазель де Ланкло. Молодой человек был вне себя от радости: «папильотка» оказалась его счетом на восемьдесят тысяч фунтов! Нинон освободила его от обязательства, предупредив, чтобы впредь он был осторожнее и не давал таких опрометчивых обещаний. Романы этой женщины редко продолжались дольше трех месяцев. Не приходится удивляться ее замечанию: «В природе нет ничего более разнообразного, нежели удовольствия любви, даже несмотря на то, что они всегда одни и те же!» За ужином она не пила ничего, кроме воды, но Сент-Бёв отмечал: «Она была пьяна от супа, который ела, от вина, которое пил ее сосед, от своих собственных нескончаемых острот и веселья».
В ее жизни был трудный период, когда она стараниями мадам де Монтеспан и divots165] того времени оказалась в Доме кающихся распутниц (Filles Repenties). (Монтеспан недолюбливала мадемуазель де Аанкло, бывшую в хороших отношениях с Франсуазой Скаррон — будущей мадам де Ментенон, соперницей маркизы.) Мольер, ее друг, принятый при дворе, ходатайствовал за нее перед его величеством, уверяя, что Нинон не была ни /i//e, ни repentie145}. (Некоторые приписывают эту остроту Будену.)
Кроме великого драматурга, об освобождении Нинон хлопотал еще один человек — зловещая женщина мадам Арнуль, ворожея, гадавшая на картах доверчивым и честолюбивым вертихвосткам из высшего общества. Мадам Арнуль тогда интриговала в пользу Франсуазы Скаррон против мадам де Монтеспан, часто навещавшей ее. Вскоре после того как Нинон выбралась из монастыря, мадам Арнуль обратилась к ней с просьбой о помощи. Нинон должна была, переодевшись, сопровождать мадам Арнуль до границы, где король намеревался встретиться с Тюрен-ном, который успешно вел войну против объединенных сил Австрии и Испании. Нинон была весьма рада переодеться в мужской костюм —это напомнило ей юность,— но что дальше? Пока они не прибыли к месту назначения, мадам Арнуль отказывалась раскрыть свой замысел.
Дамы приехали в Нанси, опередив на два дня кортеж его величества, а оттуда отправились в Вогезы, в замок Рибовиль в окрестностях маленького городка Сент-Дьема. Владельцем замка был шурин принца Палатинского. Принца не было в замке, но у мадам Арнуль имелось письмо к его дворецкому, бывшему в родстве с еще одним участником заговора — первым камердинером его величества. Дворецкий слегка встревожился, прочтя письмо своего кузена и распоряжение удовлетворить желание «дамы и ее мужа» переночевать в комнате призраков, где при жизни прежнего хозяина замка таинственным образом погибло много людей. Мадам Арнуль пришлось настаивать, но она была женщиной властной и своего добиваться умела.
После обеда гостей отвели в комнату, названную столь зловеще. Нинон испуганно глядела на мрачные стены, обшитые панелями. «Что вы делаете?» — спросила она, когда проворные пальцы мадам Арнуль забегали по обшивке стены. «Это должно быть здесь»,— бормотала главная заговорщица, засовывая руку в зияющие пасти резного чудовища позади постели.
«Есть!» — торжествующе воскликнула она, нажимая кнопку в горле монстра. Панель исчезла в стене. За ней оказалась большая, роскошно обставленная комната. Все было готово к приему короля. От изумления у Нинон перехватило дыхание. Мадам Арнуль рассмеялась: «Это был секрет старого графа. Он уговаривал переночевать в замке богатых путешественников, а ночью душил и грабил их. Вот откуда россказни о привидениях».
В дверь постучали слуги, принесшие их вещи, и гадалка быстро задвинула панель. Когда лакеи ушли, заговорщица открыла свой чемодан и достала из него великолепную бархатную мантию, голубую ленту и миниатюру с изображением Анны Австрийской, покойной матери Людовика XIV. «Подойдите к зеркалу»,— сказала она Нинон и поднесла к ее лицу миниатюру. Сходство было очевидным. «Немного краски на щеки — волосы уложить так… да, думаю, это очень хорошо сработает». Нинон повернулась и с изумлением уставилась на нее. «Не хотите же вы сказать, что… я должна стать… ее призраком?»
«Именно, дорогая»,— спокойно ответила мадам Арнуль. Нинон дрожала от страха, но властная гадалка была непреклонна. Все ее предприятие держалось на Нинон, которая — о чем заговорщица не преминула ей напомнить — была обязана Арнуль освобождением из Дома кающихся распутниц. Нинон пришлось уступить.
Его величество прибыл на следующий день и рано отправился спать, устав от долгой поездки. Вскоре после того как он лег, гадалка, поставив перед зеркалом в качестве образца миниатюрный портрет, принялась придавать мадемуазель де Ланкло королевский облик. Мадам Арнуль была мастерицей своего дела. Когда она закончила, результат поразил даже Нинон. Затем, надев мантию и голубую ленту, Нинон прошла в соседнюю комнату и, собрав все свое мужество, величественно приблизилась к постели его величества при свете фосфоресцирующего факела, которым изобретательная мадам Арнуль поводила из стороны в сторону за открытой потайной дверью. Нинон коснулась Людовика своей холодной рукой (которую она для этой цели почти до полного окоченения держала в ледяной воде). Людовик проснулся, будто его обожгли, сел на постели и — пораженный ужасом — вперил глаза в видение.
«Матушка!» — задыхаясь от страха, вымолвил его величество. Укоризненно нахмурив брови и приложив палец к губам, Нинон указала пальцем на листок бумаги, который она положила на столик возле кровати, а затем стала плавно отступать назад, пока не дошла до панели и не исчезла во тьме, когда мадам Арнуль погасила факел. От страха Нинон была еле жива. Что до короля, то он торопливо вызвал лакея и приказал зажечь свет. Призрачное письмо, написанное почерком его матери (который великолепно подделала разносторонне одаренная гадалка), обвиняло короля в распутной жизни и открытой связи сразу с двумя любовницами (Лавальер и Монтеспан). На другой день Нинон и мадам Арнуль покинули замок. Людовик никому не сказал ни слова о «видении». Разумеется, шутки такого рода были бы невозможны в эпоху менее суеверную, однако, несмотря на то что Людовик испытал минутное потрясение, призраки, похоже, не имели влияния на его личную жизнь. Много лет спустя мадам де Ментенон, пытаясь убедить короля объявить публично об их морганатическом браке, снова прибегла к помощи мадам Арнуль, но эта уловка не сработала.
И все эти рассказы из жизни «известной куртизанки, но совсем не куртизанки» имели и сопутствующие «высокопоставленные» истории. Отклики их мы помним по саге про Анжелику («Анжели́ка» (фр. Angélique) — серия художественных литературных произведений, рассказывающих об Анжелике, вымышленной красавице-авантюристке XVII века. Романы были написаны Анн Голон под псевдонимом Анн и Серж Голон).
12.04.2012 г. Интриги мадам де Монтеспан: Яды и магия короны.
В июне 1667 года молодой король-солнце отправился на войну во Фландрию. Удача ему улыбалась, при первом же появлении французских войск испанцы торопились открыть ворота своих городов.
Королева, принцессы, двор следовали за королем, в то время как «официальной» фаворитке Луизе де Лавальер было приказано оставаться во дворце на улице Ла Помре в Версале. Титул герцогини, дарованный ей в мае 1667 года, больше походил на прощальный дар при отставке. Луи XIV к тому же причастился перед походом, что говорило о многом. Безусловно, Его Величество, будучи истинным христианином, стремился к искуплению грехов. Со слезами на глазах Луиза отправила Луи сонет, наполнив его горечью расставания. Король ответил ей в той же манере и теми же рифмами, сетуя, что долг призывает его отказаться от любви.
Но Луиза не удовлетворилась ответом короля и отправилась вслед за ним во Фландрию, где высочайший любовник встретил ее прохладно. Двор тут же стал подражать королю. И можно было видеть, как в Фере бедная герцогиня стоит, склонившись в поклоне перед дверцей кареты королевы, и Мария-Терезия даже не соизволит взглянуть на нее, а фрейлины — и мадемуазель де Монпансье, и принцесса Бада, и мадам де Монтозье, и де Монтеспан — подражают королеве.
Если помним, в романах об Анжелике пристствует секта высопоставленных ведьм, а в колдовстве обвиняют мужа Анжелики. А затем они оказываются в колониальной Канаде, где строят «новую Францию».
Секта ведьм была вполне реальной, все современники содрагались от подробностей, оторые вылезли на судебном процессе мужчины и женщины, Петера Нирса и Катрин Монвуазен, ставших прообразами «колдовских» злоключений Анжелики и ее мужа. И все это было связано с делом о «ядах».
Обратите внимание на подробности… не напоминает ли это все то, что страшным образом вылезло в наши дни?.. Просто «наширявшиеся адренохромом» 17-го столетия! И все это оккультное изуверство, заметим, как и нынче творилось ради молодости и красоты, ради власти без ответственности и паразитирования на жизни других людей.
11 февраля 2018 г. Присягнувшие тьме: особое «сырье» для колдовства
Петер Нирс и Катрин Монвуазен – эти люди оставили свой кровавый след в тех эпохах, в которых жили. Нирс показал соотечественникам в шестнадцатом веке, что ад может быть и на земле. «Дело о ядах» Монвуазен будоражило умы людей в следующем столетии.
Под маской колдуна и каннибала
Дата рождения одного из самых страшных и опасных преступников Германии шестнадцатого столетия – неизвестна. Отталкиваясь от воспоминаний современников, можно сделать вывод, что Петер Нирс (по другой версии – Нирш) убивал, расчленял и готовил зелья из своих жертв, начиная с конца пятидесятых – начала шестидесятых годов. Его жестокость поражала и пугала.
Благодаря жестокости, хладнокровию и целеустремленности Нирс собрал вокруг себя таких же бандитов. Из них он выбрал себе помощника – некого Шумера. Эта шайка путешествовала по германским землям в поисках наживы. Иногда банда распадалась на несколько групп, а затем снова объединялась по приказу Нирса. Вот что писал историк Вилтенбург: «Разумеется, профессия грабежа требовала какой-то организации. Именно в местах за пределами городов действовали эти группы, особенно в лесах и горах, а также по лесным дорогам. Сообщается что банда во главе с Нирсом и Шумером начала свой преступный путь в Эльзасе, но, когда их стало уже двадцать четыре человека, в районе Пфальцбурга, они разошлись группами, чтобы грабить и убивать в разных местах».
По версии исследователей, особый стиль «работы» Петера появился благодаря наставнику – разбойнику Мартину Стейеру (по другой версии – Штейеру). Мартин также возглавлял шайку бродячих преступников, которые маскировались под пастухов. Более двух десятков лет они наводили ужас на путников и жителей небольших деревушек. Но в начале семидесятых годов шестнадцатого столетия Стейер и его пособники (порядка пятидесяти «пастухов») были пойманы. Во время пыток Мартин признался в грабежах и убийствах нескольких десятков людей. По версии некоторых историков, бандиты Стейера на самом деле изначально были пастухами, но затем переквалифицировались: «Вдали от цивилизованного общества и наедине с животными… они сами превращаются в животных». Все бандиты, конечно, были казнены. После гибели своего наставника, Нирс подбирает «эстафетную палочку».
Есть сведения, что Нирса и часть его бандитов удалось поймать в 1577 году. Во время допроса и пыток в Герсбахе, Петер признался – на его счету кровь семидесяти пяти жертв. Конечно, его тут же приговорили к смертной казни. Но… каким-то образом Петер тогда сумел сбежать. А вот судьба остальных преступников осталась неизвестной. Но, скорее всего, они оказались не такими везучими, как их главарь.
По легенде, когда Нирс и Шумер добрались до одного из многочисленных лесов Пфальцбурга, они повстречали дьявола. Во время разговора преступники поделились с ним своими планами, касавшихся грабежей и убийств. Дьяволу понравились разбойники, и он наделил их некими сверхъестественными способностями, которые работали на человеческой крови. Одна из таких способностей заключалась в умении становиться невидимым. Но для того, чтобы провернуть этот фокус необходимо всегда иметь при себе сумку с магическими артефактами. Кстати, после этого Шумер исчезает. По одной из версий, Нирс им «расплатился» за сверхспособности.
Легенда утверждает, что когда Нирса поймали в 1577 году, он хитростью сумел вернуть себе подарок дьявола и, став невидимым, сбежал. Рассказывается и о том, что находилось в той сумке. Главное ее сокровище – некие амулеты, которые Нирс изготавливал из еще неродившихся человеческих детей. Поэтому, когда сила артефакта начинала заканчиваться, он нападал на беременных женщин и вырезал ножом плод. А во время изготовления амулетов, Петер читал заклинание, после чего съедал сердце ребенка. В ход также шла плоть младенца. Из нее Нирс делал особые свечи. По легенде, их свет не будил людей. Поэтому преступник мог спокойно грабить богатые дома.
Кроме этого, по поверью, Петер умел превращаться в животных или предметы. Например, рассказывали, что однажды во время погони он, чтобы скрыться, превратился в камень. В другой раз – в дерево. Бывали случаи, когда бандит принимал облик кошки, собаки или козы.
Но к трансформации Нирс прибегал только в экстренных случаях. Вроде бы это забирало у него слишком много сил, к тому же хозяин из преисподней требовал взамен свежую человеческую кровь. Поэтому чаще разбойник прибегал к маскировке. У него была целая коллекция различных костюмов, а также масок. По легенде, маски Петер также изготовлял из человеческой кожи, дабы они выглядели более естественно и натурально. Он мог стать солдатом или даже прокаженным – в зависимости от ситуации. Но в любом случае Нирс всегда носил при себе много денег, два пистолета, двуручный меч и заветную сумку.В одной из старинных немецких песен, посвященных этому разбойнику и колдуну, описывается его внешность: старый, с двумя кривыми пальцами на руке и длинным шрамом на подбородке. В ней же рассказывается и то, как Нирс все-таки был пойман. Разбойник заехал в городок Ноймарк, где решил на несколько дней задержаться. Поэтому поселился в гостинице «Колокол». Перед отъездом он направился в местную баню и, что удивительно, не взял с собой сумку с амулетами. К тому времени ужасающая слава Нирса достигла самых отдаленных и глухих немецких деревушек. Едва он появился в Ноймарке, как жители поняли, кто перед ними. Однако попыток задержать колдуна и грабителя никто не предпринимал – люди испытывали перед ним суеверный страх. Поэтому Петер, чувствуя себя в полной безопасности, в открытую прогуливался по городу. Узнали его, конечно, и посетители бани. Люди испуганно разглядывали убийцу-каннибала, и кто-то неожиданно заметил отсутствующую сумку. Этим жители Ноймарка и решили воспользоваться. Двое незаметно улизнули из бани, направившись в гостиницу. Хозяин «Колокола» открыл дверь, ведущую в комнату Нирса. Буквально через минуту содержимое сумки – человеческие конечности и сердца нерожденных детей — стало достоянием жителей городка. Люди испугались, но среди них нашлось несколько смельчаков, которые решили поймать Петера. Вскоре восемь мужчин ворвались в баню и скрутили бандита. Нирс даже не думал сопротивляться или как-то себя оправдать. Он признался в своих злодеяниях и стал ждать суда.
Разбирательство инквизиции было скорым. Во время допроса (читай – пыток) Нирс признался в убийстве порядка пятисот человек, двадцать четыре из которых – беременные женщины. Кроме этого, он в мельчайших подробностях рассказал о встрече с дьяволом и о том, как тот поделился с ним рецептами для различных заклинаний и зелий, работавших на основе плоти еще нерожденных детей.Нирса прилюдно пытали на протяжении трех дней. В первый день инквизиторы клещами выдирали из его тела куски плоти. На второй – ноги бандита облили кипящим маслом, после чего поджарили их на огне. На третий день 16 сентября 1581 года кости колдуна-каннибала были сломаны на колесе. Все это время Петер не только был жив, он находился в сознании. Поэтому, по легенде, когда палач начал его расчленять, бандит призывал на помощь своего хозяина из преисподней. Но тот так и не явился.
«Дело о ядах»
Ориентировочно в 1640 году родилась будущая главная фигурантка «дела о ядах» Катрин Монвуазен. О ее детстве и юности сведений практически нет. Катрин «всплывет» в более старшем возрасте, когда выходит замуж за некого парижанина Монвуазена. По одним сведениям, он был ювелиром, по другим – простым рабочим. Спустя короткое время Катрин родила дочь. Но семейное счастье оказалось скоротечным. Ее муж внезапно умер. Став вдовой, женщина столкнулась с неожиданной для себя проблемой – отсутствием денег. И тогда она решила свое увлечение превратить в источник доходов. Катрин Монвуазен стала гадалкой. В ее небольшой салон приходили женщины, чтобы узнать свою судьбу. Гадания на картах и ладонях приносили не так много денег, как хотелось бы Катрин. Поскольку ее страсть к роскоши и развлечениям превышала разумные пределы, финансов еле хватало, чтобы свести концы с концами.
Тогда она взялась за вторую работу – акушерки. Правда, этот «бизнес» пришлось вести нелегально. Зато клиенток всегда было предостаточно. Спустя какое-то время Катрин решила, что всего этого недостаточно. Посоветовавшись со своим любовником Адамом Кёрэ-Лесажем, она решила стать настоящей колдуньей. Здесь пригодились знания, полученные от отца – алхимика. Конечно, философский камень Катрин искать не собиралась. Она стала готовить различные зелья и снадобья, превращая их таким образом в золотые монет. Быстро слава о колдунье, торговавшей приворотными зельями, а также ядами разлетелась по всему Парижу. К колдунье выстраивалась очередь из безутешных женщин (чаще всего, клиентками были хорошо обеспеченные особы), мечтавших вернуть мужа или отравить соперницу. В народе яды мадам Монвуазен прозвали «порошком для наследования». Помимо этого женщина частенько устраивала настоящие шоу с призывами чертей или душ покойников. Ни у одной из клиенток не возникла даже мысль о шарлатанстве, Монвуазен прослыла настоящей колдуньей.
Но однажды Катрин поняла, что всего этого ей мало. К тому же, в Париже появилось еще несколько колдуний, продававших яды. И хотя Монвуазен уже заработала себе определенный статус, выдержать конкуренцию было не так просто. И тогда она решила параллельно с изготовлением ядов и зелий отыскать заветный эликсир вечной молодости. А за основу колдунья взяла плаценту – «одежду» ребенка, находящегося в чреве матери. Поскольку работу акушерки она не забросила, «материал» для первых опытов был, что называется, под рукой. И эксперименты превзошли все ожидания. Катрин убедилась, что выбрала правильный путь. Богатые клиенты не жалели никаких денег ради красоты и молодости. Количество желавших заполучить эликсир возрастало. И для дальнейшей работы (поставить производство снадобья на поток) ей требовалось все больше и больше человеческих эмбрионов.
Выход из затруднительной ситуации колдунья нашла. Она платила беременным нищенкам, а те, в свою очередь, отказывались от своего ребенка в пользу Монвуазен. Когда наступало определенное время, Катрин вызывала искусственные роды, обеспечивая себя нужным «сырьем».
Процесс приготовления эликсира включал в себя жуткий ритуал – черную мессу. Но провести ее в одиночку было невозможно, поэтому женщина обратилась за помощью. Ее соратниками по черной магии стали… аббаты Мариэтт, Леменьян, Турне, Даво и Гибур. Первые три священнослужителя являлись лишь ассистентами. А вот Даво поставлял ей человеческий жир для изготовления свечей, необходимых для проведения ритуала. Что же касается Гибура, то он готовил «особые» облатки. Традиционно, эти тонкие листы теста, украшали изображениями с христианской символикой, но аббат заменял их на картинки из преисподней. К тому же, готовил он их из теста с примесью плоти и крови младенцев, а также продуктов жизнедеятельности человека. Удивительно, но именно этот товар пользовался огромный спросом.
Среди клиенток мадам Монвуазен было полно элиты французского общества. Например, мадам де Вивон, которая являлась золовкой официальной фаворитки короля мадам де Монтеспан. Также упоминались графиня Суассонская (племянница кардинала Мазарини) и герцогиня Бульонская (еще одна родственница Мазарини). Мелькало даже имя маршала Люксембурга, которому тоже понадобилась помощь колдуньи…
Именно связь с версальскими придворными и сыграла злую шутку с Катрин. Однажды маркиза Бренвилье (знаменитая отравительница, с которой и началось полицейское расследование «дела о ядах» — крупнейшего на тот момент во Франции) проболталась о колдунье, совершавшей черные мессы. Спустя короткое время мадам Монвуазен была арестована. Дело имело такой размах, что Людовик Четырнадцатый в экстренном порядке учредил трибунал для дел об отравлениях – Огненную палату. Мадам Монвуазен обвинили в колдовстве, сговоре с дьяволом и многочисленных убийствах. Во дворе ее сада были обнаружены останки порядка двух тысяч детей. И хотя Катрин все отрицала, двадцать второго февраля 1680 года ее сожгли на Гревской площади.
Предстали перед судом и ее помощники. Аббаты Мариэтт и Леменьян были обвинены в святотатстве и пособничестве дьяволу. Их, конечно, тоже казнили. Смертельный приговор получили и Турне с Даво. Первого, помимо обвинений в колдовстве и сговоре с сатаной, уличили еще и в педофилии. Не избежал казни и «пекарь» Гибур.
Кроме них, перед Огненной палатой отчитывались и маршал Люксембурга и обе родственницы Мазарины. Но они сумели избежать казни. Хотя графиню Суассонскую заставили покинуть Францию. А мадам Монтеспан, тоже замешанную в том скандале, король пощадил. Ведь она была матерью его младших детей…
«Дело о ядах» имело широкий общественный резонанс и еще долго будоражило умы как простых французов, так и представителей высшего общества.
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Ведьмы. Часть I
- Ведьмы. Часть II
- Ведьмы. Часть III
- Ведьмы. Часть IV
- Ведьмы. Часть V
- Ведьмы. Часть VI