Уже достаточно долгое время проходят вебинары И.А.Дедюховой. Её слушатели должны были получить некую сумму знаний и навыков, позволяющих понимать историю прошлого века нашей страны с позиций традиционных нравственных ценностей и рационального подхода к произошедшему.
Но (если уж честно) это мы сейчас «такие умные» после полученных «пинков» в виде жизненного опыта, порой весьма печального. А сравнительно недавно очень многое принимали за чистую монету. В том числе, и в кино.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:
- в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С. 19[4]; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
- в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С. 10; опубликовано письмо полностью;
- в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т. 44 — С. 579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».
В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.
Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк»[5]. Также в качестве шутки употребляется вариант «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино».
Предлагаю посмотреть подборку фильмов об истории нашей страны практически столетней давности. Аналитическим аппаратом и трезвым взглядом на вещи оснащены (благодаря вебинарам И.А.Дедюховой). Картины поставлены не по датам создания, а по порядку происходивших исторических событий.
Интересно, каковы будут впечатления? Ведь, многие вещи смотрели ещё тогда, в «прошлой жизни». Можно сравнить ощущения и оценить уровень понимания.
«Раско́л» — российский 9-серийный телевизионный фильм, посвящённый возникновению и становлению РСДРП — будущей партии большевиков. Центральное место в фильме занимает исторический II съезд РСДРП, на котором партия раскололась на большевиков и меньшевиков[1]. Фильм даёт картину событий 1900—1903 годов, острых дискуссий о путях развития партии и революции.
Время действия фильма — 1900—1903 годы — период, сыгравший важную роль в истории России и коммунистического движения. Борьба за создание газеты «Искра», процесс организации партии, проведение II съезда РСДРП, на котором произошёл раскол в социалистическом движении, поделивший партию на большевиков и меньшевиков.
Премьера «Раскола» состоялась в 1993 году на 1-м канале Останкино. Несмотря на известный состав советских и российских актёров, а также стремление авторов к исторической объективности (отсутствие советской идеологической ангажированности и постсоветского радикального псевдоисторического переосмысления прошлого), фильм долгие годы не демонстрировался.
Отзывы зрителей оказались неоднозначными. Одни посчитали фильм вымыслом, другие поверили создателям картины, третьи же, согласившись с показанным в фильме, продолжали поддерживать показанного не в лучшем свете вождя мировой революции и его идеи[3].
Режиссёра упрекнули в долговременности съёмок, начатых ещё в советскую эпоху и завершённых лишь после распада СССР. Успев пройтись и по профессиональным качествам автора:
В своё время сериал Колосова мог бы стать событием, если бы не снимался так долго и если бы события не развивались так быстро … догоняют эпоху… За что в фильме Колосова ни возьмешься — везде профессиональный прокол.
Актёрский ансамбль ленты, однако, не остался без похвалы:
В «Расколе» замечательные роли: Засулич — Никищихина, Плеханов — Адомайтис, Струве — Плотников, Аксельрод — Джигарханян, Мартов — Дворжецкий, Троцкий — Осипчук, Зубатов — Сторожик. Превосходен Ленин в исполнении Вадима Романова — резкий, умный, нетерпимый, энергичный, истово верующий в свою правоту и свою миссию.
Раскол (фильм, 1993) (9 серий)
Доверие» — советско-финский художественный историко-революционный фильм режиссёра В.Трегубовича. Совместная советско-финская постановка, второе название «Luottamus». Премьера фильма состоялась 20 августа 1976 в Хельсинки и 21 апреля 1976 в Москве.[источник не указан 584 дня]
В 1965 году о событиях этого же дня был снят фильм «На одной планете».
Действие фильма разворачивается в течение всего дня — 31 декабря 1917 года. На заседании Совета Народных комиссаров, проходившем под председательством В. И. Ленина, после жесткой дискуссии принимается решение о признании независимости Финляндии.
Доверие (фильм, 1975)
Как отозвался Брестский мир в стихах, прозе и на сцене
03.03.2018 Николай Александров, «Брестский курьер»
К 100-летию подписания в Брест-Литовске мирного договора мне показалось интересным собрать некоторые фрагменты из произведений и суждений литераторов об этом историческом акте.
Стихотворение Максимилиана Волошина “Мир” написано 23 ноября 1917 г. в Коктебеле. Первоначально оно называлось “Брестский мир” и было связано с началом (20 ноября 1917 г.) переговоров в Брест-Литовске с Германией, диктовавшей России тягчайшие условия мира.
С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
Кстати, из литераторов на переговорах в Брест-Литовске их свидетелем и участником был Сергей Мстиславский (настоящая фамилия Масловский), в будущем автор повести «Грач – птица весенняя» о Баумане. Свои дневниковые записи он издал отдельной книжкой «Брестские переговоры».
Не прошел мимо этого события Демьян Бедный, так отразив его в поэме-повести «Мужики»:
…Пётр Костров в плену томится,
Снег в четвёртый раз валится
В чужедальней стороне.
Не видать конца войне.
О России слух на слухе:
В общей, дескать, заварухе
Взяли верх большевики, —
К ним примкнули все полки.
Русский фронт, что паутина, —
Едет Кюльман из Берлина,
Наши тож ему навстречь,
Чтоб вести о мире речь;
Месяц-два толкуют в Бресте,
Дело — все на том же месте;
Мир, война ли — не понять;
Немцев речью не пронять,
Благо, Русь без обороны, —
Снова прусские бароны
Войско двинули вперед, —
Кто что хочет, то берет.
Хлеб увозят и скотину,
Грабят Псков и Украину,
Эстов, финнов, латышей…
Привалило барышей!
Конечно, и Владимир Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин» описал принятие решения о подписании Брестского мира:
…Ильич
петушившимся
крикнул:
— Ни с места!
Пусть партия
взвалит
и это бремя.
Возьмём
передышку похабного Бреста.
Потеря — пространство,
выигрыш — время. –
Чтоб не передо̀хнуть
нам
в передышку,
чтоб знал —
запомнят уда́ры мои,
себя
не муштровкой —
сознанием вышколи,
стройся
рядами
Красной Армии…
Иначе – страдальчески – взглянула на сей акт Марина Цветаева в поэме «Перекоп», понимая, что Гражданская война во многом сдетонировала от заключения «похабного» Брестского мира:
…Трёх, гляди, годов
Груз. — Верните Брест! —
Тысяча пудов
Радужных надежд!..
Михаил Булгаков в своем жёстком фельетоне «Грядущие перспективы», опубликованном с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919 году, обрисовал будущее, как расплату «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег… за все!».
А вот что писали в ту пору о Брестском мире немецкие литераторы – в будущем оба Нобелевские лауреаты.
Томас Манн:
…Я заканчиваю эти заметки в день объявления о начале мирных переговоров между Германией и Россией. Если меня ничто не обманывает, то сбылось долгое, лелеемое ещё с начала войны желание моего сердца: мир с Россией! Мир прежде всего с ней! И война, если она ещё будет идти, будет идти против одного только Запада, против “trios pays libres”, против “цивилизации”, “литературы”, политики, риторической буржуазии…”
Герман Гессе:
…Итак, все продолжается по-прежнему, и, как только где-нибудь в мире попробует высунуться мирная травинка, ее тотчас придавит военный сапог с каблуком, подбитым гвоздями!
Но одновременно читаешь, как в Брест-Литовске начались мирные переговоры, как, открывая их, господин Кюльман напомнил о значении Рождества и привел евангельские слова о мире на земле. Если он говорил это всерьез, если он хоть смутно, хоть намеком почувствовал смысл этих потрясающих слов, мир должен установиться. Увы, до сих пор за библейскими цитатами, произнесенными устами государственных деятелей, не следовало отрадных дел…
Советская проза и драматургия не раз еще обращались к этой теме.
В 1939 году плодовитый поэт Илья Сельвинский написал пьесу в стихах «Брестский мир», так и не увидевшую сценического воплощения. А вот одноименная пьеса Михаила Шатрова, написанная в 1987 году, успешно шла на сцене Театра им. Вахтангова в постановке Роберта Стуруа, развернутая почти в шекспировскую драму.
Заслуживает упоминания также написанный в 1981 году роман белорусского писателя Ивана Шамякина «Петроград — Брест».
Между прочим, даже известнейший писатель-фантаст Кир Булычёв теме мирных переговоров в Брест-Литовске посвятил немало страниц в романе «Покушение», вошедшем в цикл произведений «Река Хронос», написанных в жанре альтернативной истории.
Не забудем также, что в 1969 году на сцене Брестского драматического театра был поставлен спектакль «Брестский мир» по пьесе Константина Губаревича.
В роли Ленина А. Логинов, в роли Троцкого Б. Укусов. 1969 г.
С этим спектаклем связана одна театральная байка — быль.
Незадолго до открытия занавеса за кулисы приходит директор театра Леонид Павлович Волчецкий и видит трех артистов в гриме Ленина, Свердлова и Дзержинского. Приглядывается: троицу несколько пошатывает, они придерживают друг друга за локотки.
«Вы что — выпили? Да как вы могли — перед таким ответственным спектаклем!» — начинает разнос директор.
Дзержинский (арт. С.Юркевич) ответно реагирует (видимо, чтобы отвести от себя и друзей удар гнева): «Леонид Павлович, вы еще Троцкого не видели…»
М.Шатров «Брестский мир» (1989)
Гибель эскадры. История не по Корнейчуку…
Сегодня у нас картина «Гибель эскадры» снятая на Киностудии им. А. Довженко в 1965 году (премьера 1966) и посвящённая затоплению Черноморского флота в Новороссийской бухте, дабы он не достался немцам по Брестскому миру.
Режиссер: Владимир ДовганьВ главных ролях: Борис Ливанов, Светлана Коркошко, Георгий Мартынюк, Николай Гринько, Николай Талюра, Михаил Заднепровский, Геннадий Юхтин, Герман Качин, Георгий Жжёнов, Юрий Леонидов, Владислав Стржельчик, Александр Сердюк, Александр Ханов, Александр Лебедев, Владимир Волчик, Степан Крылов, Лесь Сердюк.
Напомню краткую историю событий: по Брестскому договору 1918 году база Черноморского флота в Севастополе и Крым не отходили под контроль Центральных держав, однако германские войска в апреле 1918 года начали наступление на этом направлении. Наркомвоенмор товарищ Троцкий, 23 апреля издал приказ о переводе ЧФ в Новороссийск, но по неизвестным причинам контр-адмирал М. П. Саблин командовавший флотом, и председатель Центрофлота С.С. Кнорус отказались выполнять его. 29 апреля немцы подошли вплотную к Севастополю, и в 23.30 боевые корабли и транспорты под артиллерийским и пулеметным огнем всё таки пошли прорыв. 1-2 мая основная часть Черноморского флота прибыла в Новороссийск (линкоры «Воля» и «Свободная Россия», 14 эсминцев и 2 миноносца, 10 сторожевых катеров, 1 посыльное судно-миноносец). Еще ранее туда перешли вспомогательный крейсер «Социальная революция», 30 пароходов и транспортов.
11 мая командующий германскими войсками на Востоке генерал Эйхгорн потребовал возвратить корабли из Новороссийска в Севастополь, угрожая в противном случае возобновлением наступления. 13 мая Германия начала блокаду Цемесской бухты Новороссийска, перехват русских судов как в территориальных водах России, так и в открытом море. 28 мая Ленин направил телеграмму Черноморскому флоту: «…с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске». Контр-адмирал М. Саблин отказался выполнять директиву. За этим последовал ряд собраний которые приняли диаметрально противоположные решения касательно затопления флота. Единого так и не было выработано.
17 июня некоторые корабли остатками команд стали выводиться на рейд и, имея флагманом линкор «Воля» под Андреевским флагом, пошли в Севастополь (7 эсминцев и вспомогательный крейсер «Социальная революция» затопились на переходе). 18 июня в 15 часов 45 минут началось затопление кораблей в Цемесской бухте (линкор «Свободная Россия», 6 эскадренных миноносцев и 2 миноносца, посыльное судно, 6 военных транспортов). Производивший затопление эсминец «Керчь» ушел к Туапсе и затопился сам. Осталась правда ещё Бизертская эскадра, но это уже совсем другая история…
Гибель эскадры 1965
«Шесто́е ию́ля» — советский полнометражный чёрно-белый историко-революционный художественный фильм режиссёра Юлия Карасика, снятый в 1968 году к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина на киностудии «Мосфильм» по одноимённой пьесе Михаила Шатрова.
Фильм основан на реальных исторических событиях и посвящён 50-летней годовщине подавления большевиками левоэсеровского мятежа, произошедшего в Москве в июле 1918 года, во время Гражданской войны в России.
1918 год. В России голод, разруха, интервенция. 4 июля в Москве открывается V Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В рядах революционеров — раскол. Левые эсеры делают попытку вырвать власть из рук большевиков. По требованию фракции левых эсеров к депутатам обращается с пламенной речью представитель подпольного украинского крестьянского съезда Александров. Он призывает собравшихся голосовать за отказ от позорного Брестского мирного договора.
После выступления Ленина, доказывающего невозможность, в условиях катастрофической нехватки сил, вести войну с Германией, большинством голосов, съезд принимает резолюцию фракции большевиков, одобряющую деятельность Совнаркома.
6 июля Центральный комитет Партии левых эсеров собрался на экстренное заседание. Для разрыва неприемлемого, с их точки зрения, договора было принято решение о физическом устранении германского посла графа Мирбаха.
Убийство посла послужило знаком к началу восстания. Одно за другим в руках нападавших оказываются здания важнейших городских служб. На сторону мятежников переходят некоторые находящиеся в Москве воинские части. Арестованы Дзержинский и Лацис. Получено сообщение из Ярославля о мятеже, возглавляемом Савинковым.
К вечеру, используя последние резервы, большевики отправляют делегатов съезда в трудовые коллективы для массовой агитации и организации защиты города. Всем предельно ясно, что для эффективного противодействия нужны не слабо обученные добровольцы, а организованная военная сила.
На рассвете в город вступили части Латышской стрелковой дивизии. Миссия Данишевского, отправленного на переговоры, завершилась успешно. Через несколько часов тяжёлых боёв левоэсеровский мятеж был подавлен.
9 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов восстановил свою работу.
«Шестое июля» (1968)
«Кремлёвские куранты» — советский историко-революционный художественный фильм 1970 года, по одноимённой пьесе Николая Погодина. Сценарий для фильма написал сын Погодина — Олег Стукалов.
Действие происходит в Советской России, в начале 1920-х годов. Крупный в прошлом инженер-электротехник Забелин демонстративно торгует спичками в центре Москвы, у Иверских ворот. Более того, он не считает нужным скрывать свою неприязнь к новой власти. Родственники и знакомые, да и сам Забелин считают, что его заберут в ЧК.
За дочерью Забелина ухаживает комиссар Рыбаков. Во время визита Рыбакова в дом Забелина они ссорятся, после чего за Забелиным приезжает машина, и он уверен, что его забирают в ЧК. Но, оказывается, Забелина вызывают в Кремль, где с ним беседует В. И. Ленин и рассказывает о планах по электрификации страны. Ленин предлагает Забелину включиться в работу над стратегически важным для Советской России проектом.
Кремлевские куранты 1970
«Москва — Генуя» — советский чёрно-белый историко-революционный художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1964 году режиссёром Алексеем Спешневым. В постановке принимали участие режиссёры — Владимир Корш-Саблин и Павел Арманд.
Премьера фильма в СССР состоялась 2 ноября 1964 года в канун праздника 7 ноября.
В конце Гражданской войны полковой комиссар Безлыков встречает девушку Глашу, храбро сражающуюся в составе их формирования. Раненым он бежал из белогвардейского плена и на некоторое время потерял её из виду, но спустя несколько лет он случайно сталкивается с ней в Москве.
Большевик с дореволюционным стажем, владеющий иностранными языками, Безлыков получает назначение в Народный комиссариат иностранных дел. Там он попадает под патронат Чичерина и едет в составе советской делегации на Генуэзскую международную конференцию по экономическим и финансовым вопросам. В ходе конференции удаётся прорвать единый фронт государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции Советской России, и подписать торговое соглашение с Германией.
Недовольные сложившимся положением дел недоброжелатели из числа западных реакционеров и белоэмигрантов планируют провести нападение на курьеров, перевозящих секретную переписку с инструкциями Ленина для членов советской делегации.
Москва — Генуя 1964
«Красные дипкурьеры» — советский художественный фильм, снятый в 1977 году.
В основе фильма — реальная история гибели дипкурьера Теодора Нетте.
О бойцах дипломатического фронта, ведущих в 1920-е годы борьбу за становление и укрепление международного авторитета молодой Советской республики. Раненый красный командир получает назначение служить дипкурьером — ему, герою-орденоносцу, предложили стать почтальоном. Он отказывается, но, увидев в коридоре наркомата иностранных дел некролог, посвящённый погибшему дипкурьеру, соглашается. Тем временем враги Советского Союза не дремлют. Они нанимают трёх бывших белогвардейцев, чтобы на территории Латвии украсть очередную диппочту и убить сопровождающих.
Другими прототипами персонажей фильма, помимо Теодора Нетте, стали Андрей Богун и Владимир Урасов[1].
«Красные дипкурьеры» (1977 года)
«Операция „Трест“» — четырёхсерийный художественный исторический телефильм режиссёра Сергея Колосова. Экранизация романа-хроники Льва Никулина «Мёртвая зыбь». Фильм рассказывает об операции «Трест», проведённой в 1921—1925 году ОГПУ Советской России.
В 1921 году ОГПУ ликвидировало реальную подпольную белоэмигрантскую «Монархическую организацию Центральной России» (МОЦР). Глава организации Александр Якушев (Игорь Горбачёв) арестован, но ОГПУ не торопится дать огласку истории. Дзержинский разрабатывает план, в рамках которого решает снова возродить эту организацию под кодовым названием «Трест» и придать ей вид мощной подпольной группировки, способной возглавить контрреволюцию в России. «Трест» должен послужить приманкой для террористических белоэмигрантских сил, действующих как внутри, так и за пределами границ России. Непосредственное руководство поручается чекисту Артузову (Армен Джигарханян). Важную роль внутри системы «Треста» должен сыграть бывший дворянин Александр Якушев, которого Артузов вербует и привлекает на свою сторону. Якушев ожидает со дня на день расстрела, но неожиданно получает предложение стать «главой» «Треста». Более того, ему оказывается большое доверие — Якушева отправляют во Францию со сложной дипломатической миссией.
Якушев отлично исполняет свою роль лидера «Треста». Операция разыграна как по нотам. Самые серьёзные и осторожные противники советской России поверили в уловку чекистов. Сначала в Россию прибывают эмиссары генерала Кутепова — Захарченко и Радкевич. Перед ними разыгрывается целый спектакль, демонстрирующий возможности и ресурсы «Треста». Апофеозом операции становится инспекционная поездка английского разведчика Сиднея Рейли в Россию. Она заканчивается арестом и отправкой легендарного шпиона на Лубянку.
Операция «Трест» (фильм) (4 серии)
Читать по теме:
- Кинозал. Часть I
- Кинозал. Часть II
- Кинозал. Часть III
- Кинозал. Часть IV
- Кинозал. Часть V
- Кинозал. Часть VI
- Кинозал. Часть VII
- Кинозал. Часть VIII
- Кинозал. Часть IX
- Кинозал. Часть X