Но́нна Никола́евна Тере́нтьева (в девичестве Новося́длова; 15 февраля 1942, Баку, Азербайджанская ССР, СССР — 8 марта 1996, Москва, Россия) — советская и российская актриса театра и кино.
Мало ли их было в советском кино, красавиц с несложившейся судьбой. Терентьеву даже нельзя назвать актрисой одной роли, ведь звездного часа у нее, по сути, не было: главные ее фильмы «Крах инженера Гарина», «Достояние республики» и «Бешеное золото» не сделали ее знаменитой.
Вокруг ее имени ни одного громкого романа, никаких пикантных сплетен, разве что совсем нелепые. И все же она была звездой. Терентьева умерла больше 20 лет назад, а ее по-прежнему пылко обсуждают на так называемом народном сайте Кинотеатр.ру, куда писать может всякий желающий. Например, так: «Наверное, самая аристократическая внешность в советском кино была у Нонны Терентьевой. Светлая память. Очень жаль, что так рано ушла».
«В самый пик зимы в Москву из Киева приехала студентка Киевского театрального института Нонна Новосядлова и поступила (перевелась?) в училище имени Щукина. Нонна была ошеломительно красива и бесконечно сексуально аппетитна. Много позже, когда она стала известной актрисой, красавицей, почти женщиной-вамп, у нее, пожалуй, не осталось даже десяти процентов того sex-appeal`a, того магнита-динамита, какие у нее были в ту замечательную зиму». Это свидетельство актера Льва Прыгунова относится к 1962 году. Говорят, в Щуку той поры ходили «на Новосядлову» как на экскурсию — просто полюбоваться. А сама она была вынуждена убегать из училища по черной лестнице — подъезд осаждали надеявшиеся на ее внимание воздыхатели.
Она была красивая, трепетная, невероятно трогательная, нежная и обаятельная актриса, и наделяла этими качествами и своих героинь. Она снялась во многих фильмах и играла в театре, но по-настоящему звёздной запоминающейся роли у неё не было. Той роли, которая сделала бы её знаменитой…
Она была не просто красавицей, у нее была совершенно аристократическая внешность. И при этом, в её жизни не было ни известных романов, ни громких скандалов, ни пикантных сплетен, разве что совсем уж невероятные…
Родилась в Баку, куда семья деда бежала с Поволжья от голода. Мать Антонина Федоровна в юности тоже была актрисой, играла в труппе бакинского театра имени Мешади Азизбекова. Знаменитый тенор Бюльбюль, отец нынешнего посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль-оглы, пророчил: «Это же сенсация — ты, единственная русская, поешь по-азербайджански. Будешь народной!» Но едва Тоне исполнилось 18, как она выскочила за лейтенанта-связиста Николая Новосядлова и выбрала судьбу офицерской жены. Они прожили вместе 65 лет, так что, видимо, не прогадала.
В начале войны Новосядлова отправили на пограничную заставу. Его жена осталась в Баку, где 15 февраля 1942-го родилась Нонна. Артистичности натуры Антонина Федоровна не утратила и в роддом изъявила желание идти пешком, чтобы полюбоваться на нежданно выпавший снег. Всякий раз, когда прихватывало, сопровождавшая ее тетка срывала с себя пальто и расстилала у ее ног.
Отец выбрал для нее имя Нонна, просто понравились инициалы Н.Н.Н. (Нонна Николаевна Новосядлова). После войны из Азербайджана отца Николая Новосядлова перевели в Румынию. Там семья жила по-аристократически, в военном городке им выдели целый этаж из 13 комнат! В Румынии Нонна пошла в школу и была лучшей ученицей. Талантливый ребёнок, она любила устраивать кукольные представления, а потом серьёзно увлеклась хореографией, упорно занималась и даже писала в Москву известной балерине Галине Улановой и невероятно, но та ответила и пригласила девочку в Москву … .
Через некоторое время семья переехала в Киев. В детстве она с родителями там, в Киеве и жила…
По окончании средней школы поступила в Киевский театральный институт имени И. К. Карпенко-Карого, но в дальнейшем ушла из него. В двадцать лет она знакомится с будущим мужем Борисом Терентьевым. Первая влюбленность и первая размолвка. После которой Нонна Новосядлова, «в наказание» любимому, уехала в Москву.
Нонна Николаевна Новосядлова приехала в Москву вместе с мамой. Мама была знакома с актрисой Тамарой Макаровой. Сергей Герасимов и Тамара Макарова жили в высотке на Кутузовском проспекте в роскошной квартире, и Макарова предложила маме с дочерью остановиться у них. «Вот ты спляши перед Сергеем Аполлинариевичем!», — говорили Тамара Макарова. Герасимов пообещал взять Нонну на курс, но в будущем году — в этом году они курс не набирали…
Однако на экзаменах юная актриса с треском провалилась. Так во ВГИК её не приняли, зато приняли переводом из Киева в московское Театральное училище имени Бориса Щукина.
В «Щуке» Нонна Терентьева училась на одном курсе с Марианной Вертинской, Галиной Яцкиной, Натальей Селезнёвой, Евгением Стебловым и безнадёжно влюбленным тогда в неё Владимиром Долинским. Студентки-второкурсницы этого ВУЗа, в том числе и Нонна, принимали участие в «Принцессе Турандот» Вахтанговского театра, играя рабынь.
Родители сняли ей комнатку в коммуналке неподалёку от Вахтанговского театра. Но тесная комната почти никогда не пустовала, у неё часто собирались однокурсники.
За театром Вахтангова есть переулок —
между старым Арбатом и новым Арбатом,
где, шалея от ревности, юный придурок,
я полночи маячил в подъезде щербатом.
И пока совершались события в мире
и влеклись к коммунизму народы Союза,
без особых претензий, на съемной квартире
проживала звезда театрального вуза».Игорь Волгин
Её первым и самым экстравагантным кавалером был поэт, авантюрист, циник, непонятно как выплывший на волне хрущёвской оттепели Сергей Чудаков. По Москве о нём ползли грязные слухи. Говорили, что женщин он меняет как перчатки, может соблазнить любую и в тот же вечер затащить её в постель, любовниц он коллекционировал, занимался сводничеством, развращал малолетних, и даже занимался изготовлением порнографии. Он плохо кончил — замёрз где-то в подъезде, до этого лежал в психушках не раз, и в конце концов был признан невменяемым. В свое время он слыл эрудитом, блестящим знатоком искусства и кино. Он поступил на филфак, но с треском вылетел со второго курса. Затем ударился в журналистику и зарабатывал публикациями. Говорили, что его ценил Бродский и Андрей Тарковский, который даже собирался снимать его в «Андрее Рублеве» в роли Бориски Моторина, которого сыграл в картине Николай Бурляев.
По законам жанра возле красавицы всегда есть чудовище. К счастью, Терентьева Сергея Чудакова турнула сразу, и пассией её он не стал. Хотя любил он её всерьёз на удивление его знакомых, хорошо знавших его обращение с женщинами. Но к его чарам она осталась равнодушной. Вообще Нонна была не просто скромницей, а немного старомодной. Сыграло роль строгое родительское воспитание и закрытость гарнизонной жизни.
За Нонной стал ухаживать другой поэт — Игорь Волгин. Как ни странно, познакомил их именно Чудаков. Это случилось в 64-м в Доме журналистов. Тогда Волгин был начинающим журналистом. Это сегодня он Игорь Леонидович, поэт, литературовед и историк, доктор филологических наук и известный исследователь творчества Ф.М.Достоевского. Нонна Новосядлова тогда училась на III курсе, а Игорь — заканчивал МГУ. Он посвящал ей стихи. У него начался бурный роман, который Нонна вспоминала, как самое яркое чувство своей молодости. Позднее она показывала маме мостовую недалеко от научной библиотеки имени Ленина: «Мы с Игорем здесь на каждой плите останавливались и целовались!»
Роман с Волгиным продолжался недолго. И по воспоминаниям самого Игоря Волгина разрыв произошёл по его вине: «Я познакомил её с родителями. А расстались мы по моей дурости. Казалось бы, уже взрослый мальчик, 22 года, но в любовном плане был совершенно невинен. И роман был преимущественно платонический. Уже зимой 1965-го между нами наступило некоторое охлаждение. Отношения были драматическими, помню, как сбежал к Нонне из больницы, куда загремел с открывшейся язвой, в халате и тапочках. В какой-то момент я решил выпасть из её жизни, исчез месяца на два. Думал, разлука пойдёт на пользу, но вышло иначе. К Нонне приехал из Киева её давний кавалер, она согласилась выйти за него замуж и уехала из Москвы».
Кинематографическая биография Нонны Терентьевой началась, когда она ещё была студенткой «Щуки» в 1963-м. Молодая актриса дебютировала сразу в двух картинах – «Бухта Елены» и «Самый медленный поезд». Режиссеры Усков и Краснопольский пригласили ее на главную роль Лены в фильм «Самый медленный поезд». Это была одна из самых удачных экранизаций прозы Юрия Нагибина.
Весна 1943 года. Идёт Великая Отечественная война. Из освобождённого города отправляется воинский эшелон — в нём везут военнопленных в тыл. К нему подцепляют специальный вагон с дивизионной типографией и фронтовым корреспондентом капитаном Сергеевым (Павел Кадочников ).
Он предполагал, что поедет один, но постепенно вагон наполняется непрошенными попутчиками. Появляется раненый солдат с девочкой, потом беременная женщина (Зинаида Кириенко ) с подругой, два партработника, актриса (Людмила Шагалова ), а потом и другие.
Корреспонденту приходится с этим мириться, выгонять из вагона он никого не может и не хочет, так как всякий по-своему страдал от войны. Выгоняют только старика-мешочника (Иван Рыжов), который оказался таким жадным до наживы, что приехал из Сибири, с Тобола, в прифронтовую полосу для торговли.
Беременная женщина рожает в пути девочку, её называют Лена. Поезд прибывает в конечную точку своего пути, в Борисоглебск.
Через 20 лет корреспондент встречает эту девочку (Нонна Терентьева) и привозит к тому месту, где впервые увидел её мать и гибель её отца.
Через 3 года, в 1966-ом, Нонне Терентьевой одновременно поступило два предложения – одно от Хейфица, который взялся экранизировать рассказ А.П. Чехова «Ионыч» и решил снять по нему картину «В городе С.», а второе от Владимира Мотыля, который как раз взялся за съёмки «Жени, Женечки и «катюши»».
Принято писать, что она выбрала Чехова, что называется, по любви, мол, играла ведь в чеховской короткометражке «Шуточка». Но все же сомнительно: никому не известный Мотыль, недавний дебютант Таджикской студии, и признанный Хейфиц казались, мягко говоря, неравнозначными. Тем более, чего в Нонне Николаевне не было, так это «органической грубости», которую Мотыль после долгих поисков нашел в Галине Фигловской.
Нонна очень любила Чехова и уже снялась в короткометражном фильме по его рассказу «Шуточка». Её трогательная и наивная героиня летела с горки со своим кавалером (его играл Никита Михалков) и никак не могла понять послышалась ли ей фраза «Я люблю Вас, Наденька!» или она была на самом деле.
«В городе С.» – советская экранизация одного из самых известных рассказов Антона Павловича Чехова «Ионыч». Это история о молодом перспективном докторе Дмитрии Ионыче Старцеве, который переезжает в уездный городок, куда был назначен земским врачом. Сначала жизнь подающего надежды новичка в здешних краях буквально била ключом. Ему предстояло много новых знакомств и открытий. Он познакомился с известной в здешних краях семьей Туркиных, которая была известна в округе своей образованностью. Со временем он стал часто бывать у них в гостях, где влюбился в юную Екатерину Туркину. Однако амбициозная девушка не желала оставаться дальше в провинции и отправилась в Москву поступать в консерваторию, ответив отказом на предложение Старцева. Ионыч же остался там, где все началось, все больше и больше погружаясь в пучину сытого и неповоротливого существования.
В начале фильма «В городе С.» — Екатерина Ивановна (или как звали ее в семье Котик) – обворожительна и легкомысленна, высокомерна, а порой и жестока. В финале же фильма она вызывает глубокое сочувствие. В фильме снимались такие мэтры как Игорь Горбачев, Лидия Штыкан и Анатолий Папанов. Но рядом с ними Нонна не выглядела неопытной и робкой.
Наталия Басина о фильме (Российская газета, №4720 от 4 августа 2008 года):
«Экранизация чеховского «Ионыча», фильм о кошмарной обыденности российской провинциальной жизни, превращающей хорошего, но слабого человека в совершенную свинью. Снят классиком совкино Иосифом Хейфицем в тот период, когда, устав от пафоса фильмов «большого общественного звучания» («Депутат Балтики», «Член правительства») и исследований роли коллектива в частной судьбе («Большая семья», «Дело Румянцева»), он занялся этой частной судьбой, восхитился единственностью каждого из нас и опечалился, заглянув в бездны, скрытые в душе человека. Рука мастера по-прежнему крепка, фильм можно смотреть как учебник режиссуры, рассчитывающей — во всем и прежде всего — на актера и величественно «умирающей» в актере».
Это была звёздная роль Нонны Терентьевой. Начинающая артистка появилась на одной съёмочной площадке с такими уже тогда известными актёрами, как Игорь Горбачёв, Анатолий Папанов и Лидия Штыкан. После выхода картины на экраны на Нонну Теретьеву обрушилась такая слава, что студентке после занятий в «Щуке» приходилось сбегать из вуза через чёрный вход, потому что возле центрального её ждала толпа поклонников.
В 1966 г. она окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина, отработала сезон в Московском Театре им. К.С. Станиславского.
В 1966 г. в программе Каннского фестиваля был заявлен фильм «В городе С.» по Чехову, в котором Нонна Терентьева играла вместе с Анатолием Папановым. Тогда же актриса впервые выехала за рубеж.
На тот же фестиваль ехала и другая молодая актриса Людмила Савельева, игравшая Наташу Ростову в эпопее Бондарчука «Война и мир». Этот фильм должен был участвовать во внеконкурсной программе. Перед отъездом на «Мосфильме» Терентьева и Савельева, встретившись случайно, пожаловались друг другу, что ехать в Канны не в чем. Но мать Терентьевой подключила знакомых из киевского ателье, и Нонне сшили девять восхитительных нарядов из шёлка и шифона. Когда Савельева, проходившая весь фестиваль в одном костюме, увидела, что Терентьева меняет платья каждый день, то решила, что Нонна в Москве над ней просто посмеялась и обиделась.
Её необычная красота и естественность привлекли внимание западных критиков и зрителей. Терентьеву наперебой приглашали на светские приёмы, на одном из них она познакомилась с французскими звёздами Симоной Синьоре и Ивом Монтаном. После просмотра фильма Симона сказала: «Ели бы Ваш фильм был в конкурсе, Вы обязательно взяли бы приз за лучшую женскую роль, за красоту».
Ходили слухи, что в Каннах во время одного из приёмов её увез на свою виллу какой-то богатый воздыхатель. Визит этот естественно не был санкционирован. На вилле ничего не произошло, а ухаживание звёздного заграничного ухажёра Нонна отвергла. Но инцидент этот ей не простили в КГБ и за границу больше не выпустили. Но Нонна уже вернулась другой, с самосознанием знаменитости.
По окончании училища актриса работала в театре Станиславского, там-то Нонну и увидел фотограф Василий Малышев, предложивший сделать ее фотопортрет.
И Нонна согласилась.
А в 1967 году в Париже на выставке ЮНЕСКО эта работа была удостоена первого места.
Затем её фотография попала в газету «STARR AND STRIPES». Это газета американских вооружённых сил. Американские лётчики, воевавшие во Вьетнаме, были очарованы красотой актрисы и провозгласили её Первой женщиной мира, «королевой воздуха». Письма от них приходили актрисе пачками, и почти каждый предлагал руку и сердце. Можно сказать, авиация Америки была у ног русской красавицы. Это ей, конечно, льстило.
Одна была созданием небес,
чистейшим сном, сияньем глаз невинных.
Ее портреты асы ВВС,
взмывая к звездам, вешали в кабинах.Она, грустя, садилась за клавир.
Она простых придерживалась правил.
И, может быть, оставила сей мир
лишь потому, что он ее оставил».Игорь Волгин
После Канн юной артистке поступало немало предложений сняться у западных режиссёров. Но руководство советского кинематографа и министерские чиновники каждый раз отвергали предложения, заявляя, что Нонна Терентьева и дома востребована и нужна.
В 1967 году вышла замуж за Бориса Терентьева, отец которого занимал должность в одном из министерств Украинской ССР.
В Киеве по протекции влиятельных знакомых мужа Нонна устраивается на работу в русский драмтеатр, где сразу же начинает исполнять ведущие роли, навлекая на себя негодование примадонн этого театра.
Нонна Терентьева впервые вышла замуж в 23 года. Её мужем стал киевлянин, тогда аспирант Борис Терентьев. Нонна взяла фамилию мужа. И в фильме «В городе С» (1966) в титрах уже значится фамилия Терентьева. Но, наверное, пара была уж очень разной, чтобы долго жить вместе. Нонна — возвышенна натура, жившая творчеством, а Борис оказался человеком простым и приземлённым. Он был инженером, проектировал мосты, здания, стадионы, участвовал в реконструкции памятников.
Успех и поклонение вскружили ей голову — Нонна не смогла справиться со звёздной болезнью. В отношениях с мужем — Борисом Терентьевым — появилась трещина, которая с каждым днём становилась всё глубже. Ему хотелось домашнего уюта и порядка в доме. Отношения супругов окончательно испортились после рождения дочери Ксении.
Её муж был сыном министра, и ходили сплетни о том, что именно свёкор пристроил невестку в театр. После смерти актрисы в 1999 году в одной из киевских газетёнок вышла разгромная статья «Крах любовницы инженера Гарина», где в подробностях сообщалось о блате актрисы и первых ролях в театре, что она покончила с собой. И много ещё всякой чепухи. Но после развода действительно в театре решили, что теперь она лишилась «министерской опоры», и у неё отобрали все лучшие роли.
Однако невзирая на то, что Нонна Терентьева продемонстрировала на сцене свой неординарный талант, у нее все роли быстро отобрали после ее развода с сыном министра, несправедливо считая, что она работала в театре исключительно благодаря протекции.
По словам Ксении, ее отец считал, что маму захватил вихрь актерской жизни и дом стал для нее второстепенным, а мама переживала, что он не разделяет ее озабоченность профессией. «Но после развода их отношения, как ни странно, даже улучшились. Когда отец приезжал в Москву, то останавливался только у нас. Кстати, он был единственным, кто заступился за мамину честь после той скандальной статьи» — вспоминает Ксения.
Когда у Бориса Терентьева уже была вторая семья, Нонна после аварии на ЧАЭС позвонила бывшему мужу и предложила ему привезти детей в Москву.
В 1971 г. Нонна покинула Театр им. Леси Украинки и уехала в Москву вместе с коллегой по сцене Владимиром Скоморовским. Он тоже был актёром театра Леси Украинки. Вместе с Нонной они снялись в фильме «Озарение» (1971). В 1978 году он перебрался в Штаты и обещал перетащить за океан и Терентьеву.
После отъезда Владимира Скомаровского в Америку Нонна долго с ним переписывалась, строила планы, но больше не встретились.
В 1971—1972 годах работала в Центральном академическом театре Советской армии, затем с 1973 по 1980 год — в Московском драматическом театре имени Н. В. Гоголя. С 1980 по 1992 год — актриса Театра-студии киноактёра[2][3].
Ходили слухи, что ей завидовали, но она не умела толкаться локтями как другие. Писали, что из театра имени Станиславского её и Наталью Варлей выжила Майя Менглет. А в Центральном академическом театре Советской армии Нонну «скушала» прима Людмила Касаткина…
Позже Нонну стали приглашать сниматься в кино. Однако она была очень избирательна — работала только с теми режиссёрами, кому доверяла.
Приходилось соглашаться на второстепенные роли, ведь главная героиня фильмов 70-х годов, как правило, «комсомолка, спортсменка, отличница», а режиссёры видели Терентьеву лишь в амплуа Роковой красавицы. Она была воплощением чувственности в советском кино. Её героини — отчаянные авантюристки — находились в непрерывном поиске новых приключений.
Терентьеву называли русской Мэрилин Монро и сравнивали с первыми красавицами Серебряного века.
Премьерный показ четырехсерийного телефильма «Крах инженера Гарина» стартовал 15 октября 1973 года на первой программе Центрального Телевидения СССР. В основу сценария картины был положен научно-фантастический роман Алексея Николаевича Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», впервые опубликованного в журнале «Красная новь» в 1925-1927 годах.
Роль подруги инженера Гарина (его играл Олег Борисов) красотки Зои Монроз в фильме Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина» принесла Терентьевой огромную популярность.
Впрочем, эту работу нельзя было назвать однозначной творческой победой актрисы: критики назвали эту киноверсию романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» неудачной, а игру актеров, сыгравших главные роли, – неубедительной. Так, В. Ревич писал, что в романе она была представлена «авантюристкой с размахом, глобального масштаба», в которой «есть какое-то зловещее очарование, напоминающее очарование «трехмушкетерской Миледи», а вот на экранах воплотить такой образ не удалось: «Авторы фильма выдают нам другую Зою – взбалмошную, слабонервную дамочку, которая чуть что принимается рыдать или молиться… Главная героиня романа превратилась в проходной, не оказывающий никакого влияния на сюжет персонаж, настолько необязательный, что опять-таки авторы не знают, что с ним делать, и убирают Зою из жизни и из фильма в начале четвёртой серии». Следует отметить, что не все разделяли это мнение – например, кинокритик А. Федоров, напротив, считал, что «Зоя в «Крахе…» представлена менее схематично, чем в романе А. Толстого».
В фильме Л.Квинихидзе демонический фанатик мирового господства Гарин находит себе достойную подругу. Эта авантюристка все ставит на карту: встречные мужчины — и Ролинг, и капитан Янсон, и сам Гарин — лишь пешки в ее собственной крупной игре. В Зое есть какое-то зловещее очарование, напоминающее очарование «трехмушкетерской» Миледи [Ревич, 1984].
Главных персонажей картины исполнили Олег Борисов, Нонна Терентьева, Александр Белявский, Василий Корзун, Михаил Волков, Владимир Татосов, Ефим Копелян, Эрнст Романов, Александр Кайдановский, а в эпизодических ролях появились Елена Драпеко, Александр Демьяненко, Валентин Никулин. Несмотря на блестящий актерский состав, кинокритикой фильм был встречен более чем прохладно. В прессе появлялись разгромные рецензии, среди заголовков которых встречалось и такое — «Крах режиссера Квинихидзе». Телезрители же, наоборот, приняли «Крах инженера Гарина» с энтузиазмом, отчасти, возможно, из-за того, что советское телевидение не баловало их частыми показами приключенческих и фантастических картин.
Вместе с этим Терентьева приобрела определенный имидж, и теперь режиссеры видели ее лишь в ролях роковых красавиц, авантюристок, ищущих приключений. Актриса снялась в ироническом триллере Самсона Самсонова «Бешеное золото»,
«Бешеное золото» — советский художественный фильм, поставленный в 1976 году режиссёром Самсоном Самсоновым по мотивам пьесы Джона Пристли «Treasure on Pelican» («Сокровище острова Пеликан», 1953).
Действие фильма происходит на необитаемом острове, затерянном в Тихом океане.
Аристократ, сэр Гилберт Ратленд, представитель некогда очень состоятельной семьи, обнаруживает в своём старом доме карту далёкого необитаемого острова, на которой указано место зарытого двести лет тому назад клада. Для того, чтобы добраться до острова, он вынужден найти себе помощников и компаньона, способного оплатить это предприятие.
И вот, наконец, ему удаётся набрать команду. Восемь авантюристов-кладоискателей прибывают на остров и, после недолгих поисков, находят там сундук с драгоценностями. Дело остается за малым — поделить сокровища. Но как раз эта задача оказывается невыполнимой. Близость вожделенного сокровища оказывает на кладоискателей разлагающее влияние. Через некоторое время в сплочённой команде начинаются разброд и шатания.
Ещё вчера соратники или друзья, сегодня становятся врагами. И наоборот — люди, которые ранее питали друг к другу отвращение или презрение, теперь, ради тактических соображений, вступают в дружеские и даже любовные отношения. Симпатии и антипатии участников авантюры постоянно меняются в зависимости от своекорыстных интересов. Каждый думает только о том, чтобы получить как можно большую долю богатства. Они идут на всё — на шантаж, ложь и даже убийство.
приключенческой картине Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс»,
Олег Видов Часть 2 Глава 47 Транссибирский экспрес
В основе сюжета фильма события, которые относятся к 1927 году. В Японии убивают единственную дочь крупного бизнесмена Сайто с целью запугать его. Он выступает за налаживание Экономических связей с коммунистической Москвой. И, несмотря на гибель дочери, бизнесмен все же отправляется в Москву на транссибирском экспрессе с целью начать торговые переговоры с СССР. Но спецслужбы некоторых стан в этом не заинтересованы и намерены, во что бы то ни стало, сорвать его планы по заключению торговых отношений между Японией и Советами. Японская разведка и русская эмиграция в Харбине готовят убийство Сайто. Разработав хитрую операцию во время которой убийство бизнесмена в поезде произойдет на советской территории и будет приписано советскому агенту, они на роль такого «агента» выбрали, как им показалось самую подходящую среди русской эмиграции кандидатуру. Это немного глуповатый на вид русскоговорящий хозяин варьете в Харбине.
Не подозревая, что он является агентом ВЧКа, они отправляют его в паре с якобы женой (Нона Терентьева) в поездку в поезде в соседнем купе с японским бизнесменом. Там же в вагоне следуют остальные члены этой группы, которые должны выполнить задание резидента японской разведки и центра русской белогвардейской эмиграции. Представителя этой эмиграции, который организует на практике этот план — Федотова сыграл Олег Табаков. Его герой выбрал на роль подсадного ничего не знающего «мешка» беззаботного владельца преуспевающего кабаре, совершенно не интересующегося политикой.
Ему внезапно и очень навязчиво предложили отправиться в путешествие на поезде в Москву в качестве китайского туриста. Его снабжают документами на чужое имя, деньгами, и непонятно для чего сшитыми новыми двумя костюмами.
Понять с какой целью именно его отправили в эту поездку, и что за всем этим стоит, он должен раньше, чем произойдут роковые события в поезде. Он понимает, что от этого зависит и его личная судьба и жизнь. Рассчитывать ему приходится только на себя.«Транссибирский экспресс» — второй фильм трилогии о советском разведчике Чадьярове.
Первую картину «Конец атамана» поставил режиссер Шакен Айманов. Считается, что этот фильм, снятый в 1970 году, стал поворотным в судьбе «Казахфильма».
Сценарную основу «Конца атамана» написал Андрон Кончаловский. А Шакен Айманов талантливо и ярко снял его. Фильм имел всесоюзный успех и получил много премий.
трагикомедии Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова» и др.
«Похождения графа Невзорова» — советский приключенческий фильм, снятый в 1982 году Александром Панкратовым-Чёрным по мотивам повести А. Н. Толстого «Похождения Невзорова, или Ибикус».
Текст от автора читает Валентин Гафт.
Скромная жизнь бухгалтера транспортной конторы Невзорова после Февральской революции радикально изменилась. Ограбив немца-антиквара, он стал выдавать себя за графа и пустился во все тяжкие; содержал игорный дом, торговал женщинами, сотрудничал с контрразведкой, порой лишь чудом ухитряясь уцелеть и начать всё сначала.
Лишь однажды ей досталась главная роль – в историко-революционном фильме «Сепсель», но эта картина не имела большого успеха.
В 1980-ых Нонна Терентьева очень редко появлялась на экране. Чтобы как-то свести концы с концами, ей приходилось ездить с концертами по всей стране. Надо сказать, что у актрисы был ещё один замечательный талант – она прекрасно пела. При этом Нонна Николаевна умудрялась великолепно выглядеть.
Телеведущий Сергей Майоров вспоминал о том времени: «Она никогда не интересовалась чужими заработками. Но когда узнавала, что получила не меньше популярного артиста, обязательно благодарила. Она вообще была нашей палочкой-выручалочкой: никогда не торговалась и ехала хоть на край земли. И если многие артисты ныли, трясясь по разбитой дороге на газике, она всех подбадривала и шутила: «Это же прелесть! Ведь такое никогда больше не повторится!»
Умела жить вкусно и получать удовольствие от стука колес, позвякивания ложечки в стакане чая… Могла есть помидор и просто смотреть в окно два часа. Она была красивой белой кошкой! Даже говорила, растягивая слова, словно мяукала. “Нонна, чего ты хочешь?” — “Мя-я-са!” — мурлычет в ответ. Кошка, которая гуляет сама по себе…».
Когда в одной из поездок Михаил Пуговкин, накатив в станционном буфете во время одной из остановок, отстал от поезда, именно она поставила на уши весь вокзал на следующей станции. Тот же Майоров вспоминал, как в очереди за гуманитарной помощью Терентьева уступила вожделенные сыр и колбасу Ии Арепиной: «Не могу смотреть, когда красивая актриса страдает и голодает». Честно говоря, вырисовывается какое-то облако в кудрях, а не живая женщина. Но из песни слов не выкинешь. «Она всегда открыта к людям и всегда готова к самопожертвованию, причем совершенно бескорыстно, — говорит Волгин. — Признаться, таких актеров я просто не встречал.
Конечно, Нонна Николаевна была не так проста. Кому-то из режиссеров отказывала чрезмерно резко, доверяя лишь профессионалам советской школы. Она старалась производить впечатление благополучной и не спешила останавливать разговоры о том, что «замужем за сыном министра» и живет у самого Кремля: говорила, что актрисе не следует ездить на метро, как простой смертной. В действительности она страдала клаустрофобией, оттого и обменяла квартиру на улице Фестивальная на Большую Никитскую, тогда Герцена: оттуда можно было пешком дойти до Театра киноактера. В том же доме жил писатель Владимир Орлов, они дружили. Квартирка была маленькая, с кухней без окна. И жили Нонна Николаевна с дочерью небогато.
Она никогда не позволяла себе выходить на сцену в будничном платье. Всегда были роскошные вечерние туалеты, боа, песец. Никто не догадывался, что все наряды шила ей мама. Она могла по-королевски закутаться в страусовое боа, которое осыпалось от старости, или накинуть старого песца и стать богиней. Когда она выходила на сцену, было ощущение, что это Марлен Дитрих и Мэрилин Монро вместе взятые»…
А пела она на английском языке репертуар Эллы Фицджеральд и Дюка Эллингтона. Когда в конце ее выступления объявляли русскую песню «Калинушка», зал рыдал от восторга. После концертов зрители подходили и задавали один и тот же вопрос: «Ну почему такая актриса не снимается?». Но вопрос, как говорится, был риторическим…
За красавицей-актрисой ухаживали толпы поклонников. Но личная жизнь Нонны Терентьевой от этого не стала счастливой.
Конечно, она всегда стремилась хорошо выглядеть. Поклонников у неё с годами меньше не стало. Ей дарили огромные букеты, её баловали, приглашали в дорогие рестораны, губернаторы подавали ей к трапу мерседесы. Но Нонна оставалась такой же разборчивой. А годы шли. Известный актёр Иван Рыжов говорил ей: «Твою мать! Ты такая красивая, что же не найдёшь богатого мужика, который поможет тебе в кино сниматься?» На что Нонна отвечала: «Иван Петрович, не могу же я только из-за этого привести в дом чужого человека, у меня же дочка растет».
А неудачи в личной жизни ей с лихвой компенсировало творчество. В те годы Нонна стала писать стихи, сценарии, либретто.
В конце жизни Нонна Терентьева сочиняла мюзикл, либретто которого попросила написать Игоря Волгина. Актриса надеялась увидеть своё детище на сцене, но не нашла заинтересованного продюсера. Тогда он уже была неизлечимо больна, знала, что умирает (у неё был рак груди), но ничего не сказала домашним. Даже в свои последние часы Нонна Терентьева старалась быть привлекательной. Она умерла 8 марта 1996 года в четыре часа дня.
Станислав Садальский рассказывал: «Актриса Нонна Терентьева умирала страшно и мучительно. О её смерти так бы никто и не узнал, если бы не актёр Андрей Вертоградов позвонивший ей абсолютно случайно за две недели до смерти. Андрей пытался связаться с Союзом кинематографистов России. Ответ — полное безразличие. Далее — с врачом онкологической больницы, который два года назад сделал ей операцию, и Нонна должна была после этого проверяться каждые три месяца. (Но хороший актёр, он потому и актёр, что верит в чудеса. Вокруг Нонны появились экстрасенсы и шарлатаны, обчистившие актрису до нитки.) Когда Вертоградов попытался связаться с этим хирургом, чтобы он помог облегчить страдания, тот дал от ворот поворот. И всё-же мир не без добрых людей!
От отчаяния Андрей связался с «хосписом» — это американская больница, где помогают умирающим раковым больным. Представительница этой больницы — Нэнси Генуэй — оказала ей помощь. Из института им.Бурденко приходила каждый день русская женщина Татьяна Петровна, которая безвозмездно ставила капельницы, чтобы как-то облегчить страдания. Вы думайте как хотите, но всё же есть актёрское братство. Когда до кончины Нонны оставалось несколько дней, к ней всё же пришли люди: Андрей Вертоградов, Ира Шевчук, Женя Жариков. А похоронить помогли: благотворительный фонд актёров А.Вертинской, фонд культуры Михалкова и её однокурсники. Господь, как говорят, забирает самых лучших!»
Рассказывает дочь Нонны Терентьевой, Ксения Терентьева: «Мама, уже предчувствуя скорый конец, незадолго до дня своего рождения, в феврале, отправила меня в Германию. Она (теперь я это точно знаю) не хотела, чтобы я видела, как она умирает. Когда я звонила домой, мама каждый раз бодро рапортовала: «Всё в порядке». Только бабушка однажды не удержалась: «Что-то с мамой не то…» Мама не терпела разговоров о смерти, не любила и не носила чёрного цвета, никогда не ходила на похороны. Исключение сделала только для Александра Кайдановского. Они дружили, он хотел её снимать.
Ко дню рождения мама сделала мне подарок (в жизни, оказывается, столько символов и знаков, только мы их не умеем читать. Лишь после, вспоминая, понимаем…). Перегнала с любительской кинокамеры на цифровую кассету все кадры, где была я — от рождения до последних дней, потратив на запись весь гонорар. Она угасла за месяц, умерла на бабушкиных руках…
8 марта 1996 г., когда мамы не стало, по двум каналам телевидения показывали картины с её участием. На мамины похороны собралось очень много знаменитых людей. Никогда не забуду слова Евгения Стеблова, её однокурсника: «Нонна лежала, как будто спящая принцесса в хрустальном гробу. Казалось, сейчас подойдёт принц, поцелует её, и она оживёт». Наверное, ей суждено было умереть молодой, потому что она очень не хотела стареть…»
Сергей Майоров вспоминал: «Когда на ее могиле поставили фотографию с датами рождения и смерти, никто не мог поверить, что Нонне было пятьдесят четыре года. Казалось, что ей чуть за сорок»…
…Ее поклонником был поэт Игорь Волгин, посвятивший ей немало стихов. Некоторое время они встречались, но, по словам матери Нонны, «не сложилось у них что-то». Вот одно из стихотворений Волгина, посвященных ей: «Идет девчонка по Москве… (Нонне)»:
Идет девчонка по Москве,
идет и песню напевает.
И как синицу в рукаве,
в глазах хитриночку скрывает.Как разноцветные шары,
над ней сияют светофоры.
И молодые маляры
с ней затевают разговоры.Она следит из-под ресниц
за их кистями в синих каплях.
Она у белых продавщиц
берет мороженое в вафлях.Она мелькает в проходных,
в зрачках и в зелени акаций,
как героиня тех цветных,
забытых мной мультипликаций.И мы, мужчины разных лет —
народ серьезный и бывалый,
мы улыбаемся ей вслед,
чуть-чуть растерянно, пожалуй…
Умерла 8 марта 1996 года в Москве на 55-м году жизни от рака груди.
Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище (10-й участок, 1-й ряд)[2][3]. В 2004 г. вышел документальный фильм о её судьбе.
Дочь актрисы, Ксения Терентьева, стала модельером. Одно время она была женой актёра и режиссёра Владимира Машкова, но этот брак продлился недолго. Познакомились они на кинофестивале. Тогда Ксения помогала актеру учить английский перед поездкой в Голливуд. Но этот брак продлился недолго. В 2004 году супруги расстались. Причиной развода стала двадцатилетняя брюнетка Оксана Шелест.
В 2012 году Ксения Терентьева опубликовала фото матери на своей странице в фейсбуке с подписью: «Сегодня маме исполнилось бы семьдесят. Она была бы в ужасе от этого события».
И напоследок еще из Сергея Чудакова:
Кинозвезда, приятельница, киска,
подставь губам холодное плечо —
учись сиять не далеко, не близко,
ни холодно, ни горячо.
P.S. Оказывается, красота для актрисы – не всегда пропуск в мир кино, а порой совсем наоборот. Как так получалось, рассказывает народная артистка России Вера Алентова.
Вера Алентова,народная артистка России:
«Я попала на то время, когда режиссеры стали искать новые выражения, новые лица. Тогда появилось выражение «она такая страшненькая, но такая талантливая». И страшненьких появилось дикое количество, не всегда талантливых. Но страшненьких было много и в кино, и в театре.Красивой актрисе путь был практически запрещен: априори бездарна. Почему-то оказывается при том, что красота так ценится, красота так важна, за нее борются на дуэли, но зритель в зрительном зале сидит и смотрит на какую-то толстую тетку и недоумевает: а почему он должен вызвать кого-то на дуэль?
Это продолжалось довольно долго. Это пережило целое поколение – наше – интересных внешне актрис, которым пришлось очень нелегко, которые никак не могли пробиться в кино.
Использованы материалы:
- Терентьева, Нонна Николаевна
- ПОД ПЛАЩОМ МЕЛЬПОМЕНЫ
- Нонна Терентьева. Она и умерла «принцессой»…
- Нонна Терентьева
- Актриса театра и кино Нонна Терентьева
- Угасшая звезда Нонны Терентьевой: Что стало причиной раннего ухода «русской Мэрилин Монро»
- Легенды советского кино: Нонна Терентьева (12 фото)
- Нонна Терентьева, биография, новости, фото
- Советские актеры.Нонна Терентьева
- Свет негаснущих звёзд. Нонна Терентьева: Советская красавица с несоветской внешностью
- Московская красавица: Нонна Терентьева
- Вера Алентова – о периоде «страшненьких» в кино
- «Самый медленный поезд»
- «Гиперболоид инженера Гарина»: роман и его экранизации
- Бешеное золото
- Олег Видов Часть 2 Глава 47 Транссибирский экспрес
- Похождения графа Невзорова