Александра Пахмутова и Николай Добронравов «Ты моя мелодия»
В книге «Муслим Магомаев. Преданный Орфей» Софьи Бенуа приводятся воспоминания мэтра советской эстрады о том, как Александра Пахмутова и Николай Добронравов предложили ему композицию «Ты моя мелодия». Незадолго до того он познакомился с будущей женой Тамарой Синявской и «переживал романтическую пору». Она выступала в Италии, а он жил в Москве, поэтому влюбленным оставалось лишь подолгу разговаривать по телефону.
Муслим Магометович рассказывал, что песня сразу пришлась ему по душе. Он даже не просил что-то изменить в произведении, хотя обычно у него возникали такие просьбы к композиторам. Спустя пару дней была сделана запись, и Магомаев «смог прокрутить ее Тамаре по телефону».
Объяснение легендарного артиста навело журналистов отечественных изданий на мысль, что композиция писалась специально для Муслима Магомаева. Но рассказ Николая Добронравова об истории песни «Ты моя мелодия» опровергает эту версию:
Часто она [Александра Пахмутова] пишет сперва мелодию, а уже потом я сочиняю к ней текст… Расскажу на примере «Мелодии». Мы жили тогда в Рузе, и однажды вечером Аля говорит: «Коля, послушай одну новую мелодию, я сама ещё не могу понять, интересна она или нет. Послушай, стоит из нее что-то делать?» Сыграла. Я говорю: «Аля, не знаю, но мне кажется, это потрясающе». Я не очень чисто пою, но плохую музыку от хорошей всегда отличу. Ну, в общем, взялся я за эту Алину тему.
Первая строчка возникла сразу: «Ты моя мелодия». По законам стиха вторая должна быть примерно такая: «Я твой дорогой». Третья: «Ты моя хорошая». И четвертая: «Снова мы с тобой». А точно, исходя из ритма пахмутовской мелодии, получилось: «Ты моя мелодия, Я твой преданный Орфей. Дни, что нами пройдены, Помнят свет нежности твоей».
Здесь ритм постоянно меняется, каждое слово ударное. В стихах так бывает крайне редко. Безумно сложная подтекстовка. Я над ней работал два года! Выпустил за это время сборник стихов…
«Труд», 2009
«Я жду весну». Музыка Евгения Мартынова. Стихи Андрея Дементьева
Звезда Евгения Мартынова на небосклоне советской эстрады загорелась во всей красе и яркости в 1975 году. Когда исполненные им песни «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» покорили в одночасье всех от мала до велика.
Правда, впервые имя молодого эстрадного певца, выходца из Донбасса, солиста Росконцерта, появилось на афишах еще в 1972-ом, а его ранние песни в неавторском исполнении стали завоевывать широкую популярность уже с 1973-го.
К концу 1974 года повсюду звучали мартыновские песни «Если сердцем молод» («Я сегодня там, где метет пурга, Я сегодня там, где поет тайга…»), «Страна моя, надейся на меня!», «Твоя вина», «Ты приносишь мне рассвет», «А я без Волги просто не могу!», «Березка», «Я жду весну», «Письмо отца»… Знаменитая «Баллада о матери» («Алексей, Алешенька, сынок!..») стала лауреатом всесоюзного телефестиваля «Песня-74», сделав имя молодого композитора всенародно известным.
И хотя песни Е. Мартынова с успехом исполняли многие популярные в те годы певцы и ансамбли,— «тотальная» популярность и «безоговорочное» признание пришли к композитору (и одновременно исполнителю) именно в 1975-ом, когда он стал обладателем «Гран-при» международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира», а его дебютная пластинка-миньон с тремя песнями в авторском исполнении побила все тиражные рекорды, неоднократно переиздаваясь на заводах грампластинок «Фирмы Мелодия» в течение почти двух лет.
«Я жду весну». Музыка Евгения Мартынова. Стихи Андрея Дементьева. Год создания — 1973. Год премьеры — 1974.
Александра Пахмутова и Николай Добронравов «Беловежская пуща»
Интересна и сама история создания песни. В 1974 году директор Государственного заповедно-охотничьего хозяйства «Беловежская пуща» (так тогда назывался нынешний национальный парк) Степан Болеславович Кочановский пригласил Александру Пахмутову и ее мужа – поэта Николая Николаевича Добронравова посетить этот знаменитый уголок.
Сопровождал их в пуще прекрасный рассказчик П.К. Михалевич. Он не только показал все лучшие достопримечательности этих мест, но и увлеченно рассказал об их уникальности, значении. Огромные деревья-великаны, непроходимые чащи первобытного леса, стада зубров, встреченные по пути грациозные олени: спокойная величавая природа Беловежской пущи произвела неизгладимое впечатление на именитых гостей.
Во время встречи с гостями С.Б. Кочановский завел разговор о своей мечте – создании песни о Беловежской пуще. Сам он писал стихи. Поэтому предложил одно из своих произведений переложить на музыку. Но Пахмутова отказалась, поскольку писала музыку только на слова своего супруга. Тогда загоревшейся идеей создания песни директор полушутя сказал, что не отпустит Добронравова домой до тех пор, пока он не напишет соответствующие стихи.
Через два дня «заказ» был выполнен, и, немного осунувшийся, небритый поэт вынес слова будущей песни на «суд общественности». Стихи понравились, и довольные супруги отбыли в Москву, где через полгода (в 1975 году) и была создана знаменитая мелодия.
Первым исполнителем песни был Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под руководством В.С.Попова. Широкой публике песня впервые была представлена в телепрограмме «Песня-77», а в 1978 г. фирма «Мелодия» выпустила виниловую пластинку ВИА «Песняры», на которой «Беловежская пуща» была записана в исполнении Валерия Дайнеко.
Александра Пахмутова и Николай Добронравов «Старый клен»
Ее специально для фильма «Девчата» сочинили Александра Пахмутова и Михаил Матусовский. Александра Николаевна рассказывала, как они работали над песней:
Он [Михаил Львович] принес мне стихи: «Старый клен стучит в стекло, приглашая нас с друзьями на прогулку. Отчего мне так светло? Оттого, что ты идешь по переулку». Замечательные стихи. А я ему сыграла «Старый клен, старый клен, старый клен…». Там, казалось, от стихов ничего не осталось, но он как песенный мастер почувствовал, что это более песенно, что вот именно эти стихи, более примитивные, наверное, принесут песне какую-то жизнь. И он уступил: сделал подтекстовку, и получилась песня «Старый клен».
ОТР
О чем идет речь в словах песни, ясно каждому, кто смотрел фильм. Они раскрывают чувства главных героев, осознавших, что они влюблены друг в друга.
Исполнители
Для кинокартины «Девчата» композицию исполнили Николай Погодин и Люсьена Овчинникова. После выхода фильма «Старый клен» звучал на всех праздниках и стал одной из любимейших застольных песен.
Впоследствии ее исполняла звезда советской эстрады Майя Кристалинская
Александра Пахмутова и Николай Добронравов «Нам не жить друг без друга»
Имя поэта Николая Добронравова в нашей стране знают все. А вот в лицо его знают немногие. Всю жизнь, как истинный рыцарь, Николай Николаевич находится как будто в полушаге от своей знаменитой супруги — Александры Пахмутовой. Этот удивительный союз подарил нам около 400 песен, ставших всенародно любимыми: «Мелодия», «Надежда», «Как молоды мы были», «Нежность», «Трус не играет в хоккей», «Беловежская пуща», «Знаете, каким он парнем был»…
Добронравов не сразу стал поэтом. В 1950 году он окончил школу-студию МХАТ. Более десяти лет работал актером в МТЮЗе и даже получил второе высшее — педагогическое образование. Но чем бы ни занимался Николай Николаевич, писал он всегда. Стихи, пьесы, сказки и даже оперные либретто. Музыку на слова Добронравова писали такие композиторы как Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль Оглы, Евгений Мартынов… Но лишь судьбоносная встреча с очаровательной Александрой Пахмутовой, которая вот уже более 50 лет является его музой и спутницей жизни, помогла в полной мере раскрыться его таланту. Их творчество — целая эпоха, их отношения — пример для подражания. Жизнь Добронравова и Пахмутовой самым тесным образом связана с историей страны. Освоение космоса, комсомольские стройки, спортивные победы — для всего этого Николай Добронравов находил самые точные и пронзительные слова.
«Э́ти глаза́ напро́тив» — песня 1970 года композитора Давида Тухманова на слова Татьяны Сашко.
Песня впервые прозвучала на радио в исполнении Валерия Ободзинского, во многом повторив феноменальный успех предыдущего совместного шлягера Давида Тухманова и Ободзинского — «Восточной песни»[1].
Один из самых последовательных и жёстких критиков советской эстрады Сергей Жариков отдавал должное песне «Эти глаза напротив» и первому совместному шлягеру Тухманова и Ободзинского — «Восточной песне»:
Случилось так, что одна-единственная «Восточная песня» за каких-то полторы минуты сделала знаменитым не только исполнителя, но и её композитора — Давида Фёдоровича Тухманова. Человеку иного поколения, Ободзинскому претила тухмановская «молодёжность», однако композитор настоял тогда на своём, и, как оказалось, игра стоила свеч. И этот сплав утончённой, но, казалось бы, устаревшей манеры певца с элементами бита, который гениальный Тухманов постоянно инкрустировал в вялую советскую песню, в начале 70-х по-настоящему воплотился в бессмертном ностальгическом шедевре Татьяны Сашко «Эти глаза напротив»[4].
Е.Крылатов, Л.Дербенев – «Не покидай»
«Прекрасное далёко» стало действительно последним детским хитом советской (и не только) поры. Тем не менее, в самый разгар перестройки режиссёру Леониду Нечаеву чудом удалось снять ещё одну замечательный фильм «Не покидай». Несмотря на сказочный антураж, он вышел не детским, а образ волшебной розы, заставляющей говорить правду, тогда выглядел однозначным реверансом в сторону политики «гласности». К счастью, фильм не увяз в политических аллегориях, и поэтому не устарел.
Премьера «Не покидай» состоялась в передаче «В гостях у сказки» в сентябре 1989 года. В то время страну колбасило так, что никакого особого ажиотажа ни сама картина, ни, звучащие в ней, песни не вызвали. И совершенно незаслуженно, так как, по моему мнению, именно саундтрек фильма «Не покидай» стал последней сильной работой композитора Крылатова в кино.
Какую-то известность получила лишь одноимённая песня, но ведь и остальные были не хуже («Надежда», «Прощальная», «Подари лошадку атаману», «Турниры отменили», «Билетик счастья» и т.д.). В этом немалая заслуга и поэта Леонида Дербенёва.
Подавляющее большинство вокальных партий в фильме «Не покидай» исполняли не актёры, а профессиональные певцы — Наталья Островая и Анатолий Тукиш. Последнему пришлось не только петь, но и озвучивать роль принца Патрика, которую играл Игорь Красавин — ещё неопытный десятиклассник, да ещё и с сильным белорусским акцентом.
О том, что фильм, несмотря ни на что, помнят и любят, Крылатов узнал лишь, когда ему позвонили с Белорусского ТВ и пригласили сняться в ролике, посвящённом юбилею картины. Второй раз он удивился, когда обнаружил в Интернете сайт фанатов «Не покидай».
Е. Крылатов:
«Для композитора вначале стоит служебная задача: для данного артиста, для данного персонажа в данном месте сценария должна быть песня. И если песня получилась и, как говорится, «сработала», то композитор и поэт свою задачу выполнили. А уже сверхзадача состоит в том, чтобы песня зазвучала вне фильма – зажила самостоятельной жизнью. Это как получится, этого не предугадать. А происходит, видимо оттого, что в контексте сценария мы с поэтом создали нечто большее, перекликающееся с реальной жизнью».
Всё это доказывает ровно одно — хорошие песни не умирают, пока мы храним их в своём сердце, и передаём эту любовь другим.
Ст. Леонида Дербенёва, Муз. Сергея Беликова «Снится Мне Деревня»
Вернемся в 1987 год, именно тогда в исполнении Сергея Беликова прозвучал на всю страну хит «Снится мне деревня». В это же время Москву посетила легендарная Маргарет Тэччер, а Эдита Пьеха радуется весеннему подснежнику. На экраны выходит фильм «Покаяние» режиссера Тенгиза Абуладзе, а Владимир Мигуля обращается в песне к своим землякам.
В том же году страна потеряла актера Андрея Миронова, а песня про деревню стала любима даже в самых больших городах Союза.
Использованы материалы:
- Ты моя мелодия — Муслим Магомаев
- ЕВГЕНИЙ МАРТЫНОВ — БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ НАШЕЙ ЭСТРАДЫ!
- История создания песни «Беловежская пуща»
- История песни «Старый клен»
- Николай Добронравов. Нам не жить друг без друга
- Эти глаза напротив
- Хиты Евгения Крылатова, часть 5: история песен «Прекрасное далёко» (1984) и «Не покидай» (1989)
- «Песня с историей»: Снится мне деревня