Помню, как надо мною хихикали в студенчестве подруги после моих высказываний, что в любой ситуации «все должно быть красиво». Понятно, что Антон Палыч по данному поводу высказался подробнее и весомее. Моих-то веселили мои претензии на практически гламур в походных условиях. По крайней мере, они так трактовали, высказанный среди палаток у костра тезис. Они тогда не могли ещё предполагать, что дизайнеры доберутся и до туристического снаряжения. Бе-бе-бе…
Но я не о том, а о тяге к прекрасному.
Так вот, Ирина Анатольевна на своем вебинаре показала «Смешную девчонку» с Барбарой Стрейзанд. Это 1968 года фильм. А вот что-то мне сдается, что его в советском прокате тогда не было. Не видела я его в детстве. И с Барбарой Стрейзанд, с её творчеством познакомилась уже, когда клипы с ней крутили. Был период в её достаточно зрелом возрасте в конце 80-х, когда её ролики показывались по нашему тв. Она красавицей не была никогда, но в зрелом возрасте важна была в большей степени творческая харизматика, стилисты, опять же, грамотно поработали. Отторжения она у меня не вызывала. Потом видела её фильмы 80-х и 90-х. Короче, Барбара Стрейзанд — талант и звезда. Знала про «Смешную девчонку», даже какие-то кусочки видела в передачах о ней.
И тут, оказывается, будем весь вечер смотреть этот фильм. Фильмы той эпохи ламповые, тем более, музыкальная комедия, шикарные костюмы, ненапряжный сюжет. Приготовилась наслаждаться. …И тут поразилась реакции (просто физиологической) своего организма. Не могу смотреть в большом количестве на актрису. Глазам больно от её некрасивости…
Честное слово, я не хотела. Да такого со мною никогда не было. Прекрасно знаю, что в жизни внешность имеет значение только первые пять минут, дальше только личное обаяние, интеллект и душевные качества. Сама долго хлопала глазами, когда близкая подруга сетовала по поводу какого-то своего внешнего «недостатка», мол он бросается в глаза. Ну, да, действительно это видно, но при многолетнем общении с ней я его «не видела», забыла и не воспринимала, хотя внимательно смотрела. Не важно все это …внешнее, когда человек хороший, близкий и любимый…
Но, вот что-то «заело» у меня с молодой Стрейзанд. Так получилось, что в таком виде в большом объеме увидела я её первый раз. И возник «передоз». Хотя и платье, и причесочка, и руки красивые…
Ладно, спишем все на мою травмированность нынешними «тяжелыми временами». И пропишем излечение чем-либо поистине прекрасным.
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Но, тем не менее…
Смотрю какие-то картинки в ленте и нарвалась на заметку о Светлане Пенкиной. И там, конечно же, её фото.
И вспомнила я, что в своем детстве мне повезло несказанно. Не видела я «Смешной девчонки» с Барбарой Стрейзанд, а видела я многосерийный фильм «Хождение по мукам» 1977г. с двумя непревзойденными красавицами.
Нет, правда, а разве бывают краше?…
Да, да, я знаю, что «на вкус и цвет товарищей нет». Что проявление женской красоты многообразно.
Но я верю «объективной реальности, данной мне в ощущении». Смотрю я на эти художественные образы и просто бальзам на душу. Гармония внутреннего содержания и внешнего . Неизъяснимо прелестны, право же…
Столько времени прошло. И актриса снималась мало. Не было больше материала подобного качества. Она говорила,что «слетав в космос», не хочет «прыгать через скакалочку».
Отец — Александр Павлович Пенкин, офицер, полковник. Мать — Валерия Евгеньевна Пенкина, учительница.
Окончила Минский театрально-художественный институт.
Актриса стала известна благодаря съёмкам в советском 13-серийном телефильме «Хождение по мукам» по одноимённому роману Алексея Толстого. Роль Кати Булавиной была дипломной работой выпускницы Минского театрального института.
Вдова Владимира Мулявина (1941—2003), в браке с которым с 1981 года. Сменила фамилию на Мулявина-Пенкина. В 1982 году у них родился сын Валерий[2].
Похоронена на Восточном (Московском) кладбище в Минске[3]
«Хожде́ние по му́кам» — советский многосерийный драматическийвоенно-историческийтелевизионныйхудожественный фильм1977 года, снятый режиссёром Василием Ордынским по одноимённой трилогии советского писателя Алексея Николаевича Толстого.
Фильм произведён киностудией «Мосфильм» по заказу Государственного комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию.
Телесериал повествует о судьбе двух сестёр Булавиных (Дарьи и Катерины) и их возлюбленных (инженера, позже командира Красной армии Ивана Телегина и офицера Вадима Рощина) в годы перед Первой мировой войной, во время неё, в годы Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны, о неизбежных жестокостях классовой борьбы, порождённых столкновением противоположных идей красного и белого движений. (ВикипедиЯ)
Читайте роман, смотрите фильм. Не пожалеете…
Я не о том. Я о красоте. И скромной попытке сравнительного анализа.
Кино, актрисы. Среди них много красавиц. Красота — это определенный талант. Каноны не постоянны, менялись с эпохами. Но середина двадцатого века. Одна из первых красавиц мира — Джина Лоллобриджида.
Мишель Мерсье в начале свое карьеры была её дублершей, потом стала Анжеликой.
Хороши! Но не хватает той загадочной глубокой печали, которую мы видим у наших красавиц. Красота она и в сложности…
Этот же тип красоты попробовали воспроизвести и сейчас.
Нда-а-а-а… Душевную тонкость пухлостью губ не компенсируешь. Сразу бросается в глаза маркетинговый ход пластических хирургов. Т.е. выбор «эталона» с заведомо эксклюзивной характеристикой, которую можно получить только искусственным путем. Но какое отношение это имеет к подлинной красоте?…
Может поискать на полотнах старых мастеров.
Не знаю, не знаю…
Но все равно… Как там у Пушкина?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Понятно, что перед нами художественный образ. Потрясающая работа и художника, и гримера, и костюмеров. Но, прежде всего, это воплощение литературного образа. Образа, созданного словом, которое наполнено смыслом и духом эпохи.
Было нечто в той эпохе, что жадно ловили художники и творцы 60-х и 70-х. Возможно, это отголосок работы Рустама Хамдамова из «Нечаянных радостей» (1972-1974)
Который потом забрал себе в «Рабу любви» 1975г. Никита Михалков.
Да-а-а-а… Наводят на размышление даты (1971-1977г.г.) и история создания сериала «Хождение по мукам».
Опубликовано: 06.06.2006
Светлана Мулявина-Пенкина:
«Я не похожа на Катю. Просто живу ее испытаниями»Вместо эпиграфа.
«Кто знает, что такое слава, какой ценой дается право…»
Есть женщины, которые судьбой обречены на публичность. Никогда не стремясь к этому по натуре, напротив, предпочитая углубленный внутренний диалог и действительно личную жизнь, они тем не менее очень часто оказываются под жесткими софитами всеобщего внимания, которое, как известно, судит и рядит без страха и упрека. Такова, на мой взгляд, судьба Светланы Александровны Мулявиной–Пенкиной. Молодой актрисой она стала известна на пол–Европы благодаря съемкам в первом советском 13-серийном телефильме по огромному литературному полотну — «Хождение по мукам» Алексея Толстого. А вскоре встретила человека, который, став ее счастливой и трагической судьбой одновременно, во много раз увеличил бремя публичности и узнавания…
Сегодня у Светланы Александровны юбилей. И хочется задать сотню вопросов. Но она, как всегда, строго дозирует откровенность на публике…
— Светлана Александровна, откройте тайну: как актрису из Минска нашел «Мосфильм»?
— Я сама нашлась… Я никогда не рассказывала раньше этой истории по той простой причине, что она так неправдоподобна, словно ее сочинили журналисты. Еще за полгода до всех событий толстый серый том Алексея Толстого «Хождение по мукам» вдруг стал со мной неразлучен. Даже нельзя сказать, что я перечитывала роман, — нет, скорее, вникала, ощущала в нем потребность. Хотя, естественно, и представить не могла, что вскоре он станет моей жизнью на целых 7 лет. И вот однажды в маленькой газетке «Кинонеделя Белоруссии» я прочитала информацию, что на «Мосфильме» собираются его экранизировать, — первый сериал по такой замечательной литературе! Очень было интересно, кто же кого будет играть… Вскоре стали известны первые фамилии актеров — Михаил Ножкин (Рощин), Юрий Соломин (Телегин), на роль Даши утверждена выпускница ГИТИСа Ирина Алферова, а вот Катю пока не нашли…
— И вы втайне начали о ней мечтать?
— Я, студентка театрально–художественного института Минска, даже не мечтала об этой роли, ну поверьте! Хотя девизом моим в то время было: очень хотеть, истинно верить. Тогда сбывается. Вообще, за любым новым витком жизни, за поднятием на какой–то иной уровень следует плата, испытание — это, как мне кажется, непременно. Я бы никогда не сыграла Катю, меня никогда бы не утвердили, я никогда не прошла бы конкурс — а он был мощный, фактически шел год — искали молодую актрису от 20 до 27. Помните, Даша в романе все время спрашивает: «Катя, почему у тебя все время грустные глаза?.. Муж замечательный, живешь ты хорошо, и я тебя люблю…» Так вот, я бы не попала в фильм, если бы не жертвоприношение, уготованное мне судьбой. Мне не было и 19 лет, когда случилось несчастье с моей мамой Ларисой Никифоровной, мужественной и очень красивой женщиной: она оказалась прикованной к постели в самом расцвете жизни. Вот так у избалованной счастливой девчонки, которой я росла, появились грустные глаза… А утверждение на роль произошло всего за 9 дней, очень быстро.
— Вам просто позвонили в институт? Но откуда все–таки они узнали о вашем существовании?
— В конце 4–го курса мы все сдавали фотографии администратору «Беларусьфильма». Я припозднилась. Догоняла администратора, помню, уже чуть ли не в фойе института — а назавтра он уезжал на «Мосфильм», так что отложить это было невозможно. Свою фотографию зачем–то обернула в ту самую газету «Кинонеделя Белоруссии», где была заметка о сериале, о том, что ищут Катю, — раз–раз и побежала. Отдавая фото в газетке, сказала просто так, в воздух: «Меня им не хватает!»
— И закодировали, «наколдовали»?
— Выходит. Фото попало на глаза режиссеру Ордынскому. Спасибо нашему педагогу Школьникову — на фото я была в возрастном гриме, мы с ним этим увлекались… «Если хотите попробоваться, приезжайте срочно!» — сказали мне по телефону из Москвы. А надо сказать, что кинопробы в институте не приветствовались, нас готовили на театральную сцену, а кино считалось — это Тверская, легкая жизнь. Но актерское мастерство — и человеческое! — мне преподавал замечательный Александр Иванович Бутаков. Я позвонила ему и уехала, думая, что даже просто попробоваться — это уже замечательно.
— С тех пор вы — единственная выпускница нашей Академии искусств, которую с 4–го курса сразу взяли на «Мосфильм». Нет, все–таки в душе вы готовили себя к Олимпу?
— В душе я готовила себя к городу Гродно, где к тому времени стали жить родители. Я считала, что не имею права оставить семью. Женщина–«декабристка» — этот образ нам понятен с детства. Так вот, мой отец, офицер, полковник Александр Павлович Пенкин, он тоже из этой породы — «декабристов». Девять лет ухаживал за мамой, будучи ей и медсестрой, и нянечкой, и мужем. В принципе, для меня это было вполне естественным состоянием любви двух людей — когда не имеют значения физические невз
годы. Словом, я собиралась домой… Простите, возможно, я сейчас буду говорить очень банальные фразы, но для меня они имеют значение. Говорят, лучше синица в руке, чем журавль в небе. Считается, это разумно. Я же знаю другое: для того чтобы журавль опустился тебе в руку, синицы там быть не должно. Наступает какой–то момент в жизни, когда надо выпустить эту синицу, и тогда… Возможно…
— А чем вы рисковали? Родители бы вас никогда не упрекнули…
— Прежде всего дипломом, а это значит, будущей работой, куском хлеба. В институте, как я уже сказала, пробы категорически не приветствовались… Благо я нашла большое понимание со стороны Александра Ивановича Бутакова. Приехала в Москву. Мой внешний вид совершенно не совпадал с фотографией. Молода и экстравагантна — пончо, макияж. Ордынский посмотрел и сказал: «Сфотографируйте девочку и отправьте». Но Наташа Эсадзе, администратор, смыла с меня «индейский окрас», накинула простой халатик и что–то там, наверное, проявилось в природе… Забегая вперед, скажу, что Василий Сергеевич после одного доверительного разговора обронил такую фразу: «А ведь Катя была красивой». И поселил во мне чуть ли не комплекс: что делать с внешностью? А тогда меня «размытую» отправили к режиссеру на «смотрины», и он вдруг, поменяв решение меня отправить восвояси, предложил почитать сцены. Но роман–то был уже полгода во мне! И зашевелилось, началось движение…
— К сожалению, давно не повторяли этот сериал.
— А по российским каналам «Хождение по мукам» показывают. Андрей Максимов, ведущий «Ночного полета» на канале «Россия», звал зимой на передачу. К сожалению, это было слишком неожиданно.
— Две женщины, два образа — Катя и Даша… В русской литературе XX века тема сестер так пронзительно трагична и так красива…
— Поклонники Даши никогда не могут стать поклонниками Екатерины Дмитриевны. И наоборот. Это две совершенно различные женские природы. Когда меня спрашивали, какие трудности я испытала во время съемок, я говорила, что по характеру я не Катя. В 20 лет я ею быть не могла. Тем не менее Катя — это 7 лет моей жизни, с 20 до 27. Мое формирование шло под ее влиянием.
— А почему так долго создавался сериал?
— Мы отсняли несколько сцен в Ленинграде — Петербурге, и — опять испытание. У Ордынского, когда он показывал отснятый материал высочайшему руководству телевидения, случается инфаркт. Да, во время счастливого мгновения, когда начальство мало того, что одобрило просмотренное (а могло быть совершенно иначе, могли запросто заменить актеров или даже остановить весь проект: что вы думаете, тогда сериал на ЦТ — это было очень серьезно!), так еще дали дополнительную поездку в Париж плюс пленку «Кодак»! (После расставания с мужем, по роману, Катя уезжает во Францию… Так что мне довелось почти месяц работать совместно с французским каналом RTF.) Но в тот момент прямо в кабинете Лапина сердце Ордынского не выдержало — не выдержало счастья. Режиссер попал в больницу на год. Картина была закрыта. Кстати, Ирина Алферова в это время родила дочку Катюшу. Я же вернулась в Гродно. И вскоре получила первое письмо от Василия Сергеевича, в котором он попросил меня о том, чтобы я нигде не снималась. Ибо хотел, чтобы за актрисой, которая играет Екатерину Дмитриевну, не было шлейфа иных образов. И я дала слово.
— Видимо, непросто это было — ожидание. Тем более уже зная, что называется, вкус счастья, уже его пригубив…
— А ведь еще неизвестно было, сможет ли Ордынский после болезни работать, увидит ли он по–прежнему меня в роли или нет… Знаете, человек не страдает от того, что он не может летать, — о невозможном мы не печалимся. Мы страдаем от упущенных возможностей. Вот когда действительно страшно становится — от невстречи, несоединенности со счастливым случаем во времени и пространстве.
— Но журавль из рук не упорхнул. А вот вопрос: где сниматься молодой актрисе дальше после такого сериала, такого успеха? Я представляю, какую шокирующую разницу от предлагаемого материала вы почувствовали потом, после «Хождения по мукам».
— Это то же самое, как если бы сначала тебя послали в космос, а потом предложили прыгать через скакалочку. С другой стороны, понятно, что Анну Каренину на следующий же день не предложат. Впрочем, признаюсь, еще хотелось поиграть и свой собственный возраст — я, представьте, не нахулиганилась! Ведь роль Кати — это ограничения во всем, вплоть до движений, жестов.
— Сериал, съемочную группу не наградили?
— Нет. Были выдвинуты на госпремию, но победили «Рожденные революцией». Хотя фильм Ордынского с большим успехом пошел сначала в Восточной Европе, потом у нас. Зрительский интерес был колоссальный. Встречи, поклонники, письма… Но вскоре по семейным обстоятельствам мне пришлось уехать из Москвы.
— Но вы строили планы о дальнейшей актерской карьере?
— Я жаждала работать! До отъезда успела сняться в телевизионном спектакле с ведущими артистами МХАТа — он записан на ЦТ. Были и кинороли, в «Берегите женщин» например, однако это уже несколько лет спустя.
— А когда вам пришлось все–таки окончательно выбирать между актерской карьерой и женской?
— Когда я стала матерью, когда появился наш с Владимиром Георгиевичем Мулявиным сын Валерий.
— Неужели это далось вам с таким спокойствием?
— Очень долгое время я говорила: «Я очень, очень счастливая женщина. Вот только бы убить в себе актрису».
— Как вы отмечали свой день рождения с Владимиром Георгиевичем?
— С Володей у нас появилась традиция: этот день мы отмечали… как день рождения Пушкина – поэт сопровождает меня всю жизнь. Созывали гостей за город в наш деревенский дом. Вход — по предъявлению стиха. Для тех, кто не помнил наизусть, у калитки лежал томик.
— Светлана Александровна, в истории кино вы все–таки остались актрисой одной роли. Как вы к этому относитесь?
— Наверное, энное количество лет назад это было бы страшно — когда были серьезные кинематограф и режиссеры, когда не было «мыла» и «пены». Безусловно, тогда было бы обидно. Но с другой стороны — одна роль, но какая? Я очутилась в таком актерском ансамбле, среди таких величин!.. Михаил Козаков, Ролан Быков, Юрий Соломин. С Лидией Николаевной Федосеевой–Шукшиной мы вообще сблизились за время съемок. В этом же сериале начинал кинематографическое восхождение Владимир Гостюхин, а также будущая телезвезда Юрий Николаев (чуть ли не в массовке)… Самое удивительное, что за столько лет меня не забыли зрители. Однажды в Москве я рьяно не пускала в больницу к Володе одного молодого человека с букетом цветов. «Простите, — сказал он, приоткрыв двери, — я не к Владимиру Георгиевичу, я — к вам». А ведь со дня премьеры прошло почти 30 лет. Замечательно остаться в памяти поколения Екатериной Дмитриевной Смоковниковой.
— А вы знаете, когда оборачиваешься на вашу судьбу и на литературную судьбу Кати, напрашиваются параллели.
— Я не похожа на Катю. Просто живу ее испытаниями. «И вот и этот — второй круг ее жизни, — напряженный, любовный, мучительный, — завершился. Позади остался долгий, долгий путь невозвратимых потерь». Алексей Толстой, «Хмурое утро», страница 335. Надеюсь, что позади… Верю.
P.S. Не хотелось это давать, но ведь тоже… из песни слов не выкинешь. В тот момент, когда писалась эта небольшая заметка о настоящей (одухотворяющей) красоте, нашему Классику пришлось вставать на защиту Ирины Алферовой.
Уже как-то не удивляют такие временные совпадения. Может, обратили внимание, что ищу прекрасные портреты актрис из сериала «Хождение по мукам», решили дать такое, зная, что не 38%, а 138% возмутится подобным.
Выношу это из основного текста как неизменный штришок нашей современности. Как прямого доказательства, какой глубокий кризис духовности переживает общество при срастании криминала с властью. Отмечу лишь, что только уголовка будет искать «подтверждения любви» у всеобщей любимицы, явно добиваясь этого шантажом. И они точно не смотрели «Хождения по мукам», но если и смотрели, то не поняли даже тех эпизодов, в которых была занята Ирина Алферова.
Комментарии
Irina Nemirovets Дураки те, кто это постят! Сами себя обличают и выставляют в глупом виде !…Это же ее позиция! И она имеет на это право !) Вы же все за демократию и свободу слова!!!) Где логика? Не пойму.
Лев Львович а откуда логика? образование упало ниже плинтуса, не учат их теперь логике
Валерий Алешков Вот это настоящая интеллигенция! Умница!
Nina Reznik ссылку на источник можно? Где это опубликовано?
Ирина Чашина Не зря Абдулов с ней развелся.
Лев Львович Ирина Чашина а он ваще умер
Ольга Извольская Фейк это! Бедная Алферова!
Иван Свирский Ребят, а вы вообще, уверены в том, что она это сказала? Если нет, но постите, а это так, нет ссылок никаких на первоисточник, то дураки вы и еще и негодяи..
Viorica Purice А я бы тоже хотела бы взглянуть на первоисточник, Наталья!
Иван Свирский Вообще, впечатление, что все свои беды недовольства жизнью и властью многие просто рады перекинуть на кого-то и желательно того, кого все знают, вот как тут на Алфёрову, то есть своё зло выместить на ни в чём не повинных людях. И как, полегчало? Жизнь наладилась от того что обгадили человека?
Ирина Дедюхова Ну, на Алферову понятно кто наврал — пидары! Власти у нас пидарские почти поголовно. Все эти любовницы — просто для прикрытия. И единственное, с чем недавно выступила Ирина Алферова, так это с честным рассказом о пидарах, как они совращали актеров, не давая им роли. Очень было честное и умное выступление. Не сомневаюсь, что это и есть ответ по существу.
Как все понимают, после содержательного выступления Классика как-то сама собой захлебнулась разгоревшаяся было дискуссия о духовности и красоте в наше тяжелое время…
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий, «Некрасивая девочка», 1955 г.
3 комментария
Приятная актриса, еще и говорит просто, без принятого нынче высокомерия. Приятно читать. И понятно, почему в таком молодом и жизнерадостном возрасте — действительно эта грусть — как прощание с дореволюционным культурным миром. Вообще глупо произошла эта революция, ну вот нафига? Всех уже освободили, окончательно и бесповоротно в 61 году аж! А тут явились освободители с местечковым говорком и идеями передела собственности. Прекрасная грусть — сожаление об утраченном…
Ведь, были мужчины, которые любили женщин и создавали их прекрасные образы. Талант свой клали на это. А теперь рулит лишь маркетинговая политика для пластических хирургов и фитнес-клубов. И образы создаются в угоду каких-то педофилов и прочих педиков.
Мне кажется, что «женскую карту» на всех этих постановочных и лживых «протестах» в Белоруссии начали разыгрывать этого материала. И опять просчитались!