ТЕСЕЙ, Тезей (Θησεύς), в греческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесея указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: tēu-› thēso, «быть сильным»). Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Тесей, «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны (Hom. Il. I 260—274). Тесей скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл), но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Тесей приобрёл черты легендарно-исторической личности (античная традиция деятельность Тесея относит приблизительно к 13 в. до н.э.).
Рождение Тесея необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла.
Отец Тесея Эгей был сыном афинского царя Пандиона II, внуком Кекропса II, правнуком Эрехтея. Следовательно Тесей имел среди своих предков Пандиона I и Эрихтония — автохтона, рожденного из семени Гефеста Геей-Землей и воспитанного Афиной — и, наконец, тоже автохтонов Краная и Кекропса I — первого аттического царя. Предки Тесея — миксантропические чудовища, полузмеи-полулюди, мудрые хтонической мудростью, судившие спор между Афиной и Посейдоном, жившие еще до Девкалионова потопа. Однако Тесей в мифологической традиции оказался представителем чистого героизма, будучи одновременно сыном человека и бога, да еще одного из самых диких и хтонических, а именно Посейдона. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопса, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса.
Истинным отцом Тесея мифологическая традиция называет Посейдона, который сочетался с Эфрой на острове Сферосе. Это обстоятельство в цикле мифов о Тесее неоднократно подчеркивается. Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел, как положено великому герою, двух отцов, земного — Эгея и божественного — Посейдона.
Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса.
Законные жены Эгея — первая, Мета, дочь Гоплета, и вторая — Халкиопа, дочь Рексенора, не родили наследника афинского престола, и Эгей отправился к Дельфийскому оракулу за советом, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царём Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон (Apollod. III 15, 6—7) или же сочетался с ней накануне на острове Сферос (Paus. II 33, 1). Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона.
N.B. Нельзя не обратить внимание на то, что отец при зачатии был пьян. Без Диониса не обошлось.
Античные авторы трактуют образ Тесея, пытаясь найти историческую основу мифа и «обнаружить» некогда взаправду существовавшее лицо, которое стало прообразом мифологического героя. В хронографии римского историка Евсевия Кесарийского Тесей назван десятым царем Афин. Считается, что герой правил после собственного отца Эгея с 1234 по 1205 год до нашей эры. Древнегреческий писатель Плутарх приводит доказательства того, что древний царь, названный в мифах Тесеем, сыном Эгея, реально существовал и правил Афинами.
Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Меч этот достался Эгею в наследство от Кекропа, так что он узнал бы его из тысячи. Сандалии и меч также являлись древними символами царской власти и составляли часть обряда коронации в ту эпоху.
Эфра скрывала истинное происхождение Тесея, и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу (вооружившись мечом Эгея, Тесей как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих теперь его действия). Ещё до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос (иногда считается, что первую щетину с подбородка, а вовсе не длинный локон) богу Аполлону в Дельфах (Plut. Thes. 5), тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз.
Здесь герой Посейдона не бунтует против отца, а, наоборот, его ищет. Но также проходит сепарацию с матерью, которая его отпускает и благословляет на взрослую мужскую жизнь. Вообще у героев «отцовского» типа (Зевса и Посейдона в первую очередь) нет проблем с юношеской инициацией, отделением от матери и взрослением. Тесей посвящает себя Аполлону, богу юношей, атлетов и целеустремленных самоотверженных героев.
Тесей отправился в Афины не лёгким путём — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Тесей убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон) (Apollod. epit. I 1; Plut. Thes. 8—11).
Путь Тесея, отправляемого матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространённого фольклорного мотива — розыски сыном отца (ср. розыски Телемахом Одиссея). На пути в Афины Тесей как бы выполняет функции Геракла (находившегося в это время в Лидии у царицы Омфалы).
В пути его подстерегали разные опасности, но он их преодолел. В том числе убил Керкиона и Скирона, тоже детей Посейдона. Но бог остался не в обиде.
Именно качества Аполлона помогают мужчине преодолеть склонность к жестокости, вспышкам ярости, мстительности. Могут они помочь и в борьбе с другими мужчинами-Посейдонами. В то же время этот постоянный рефрен контакта Посейдона и Аполлона говорит о способе для самого мужчины-Посейдона стать более организованным и зрелым.
В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом (Plut. Thes. 12).
N.B. Жизни Тесея угрожает яд в чаше с вином.
Тесею пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя.
Признанный отцом, Тесей начинает совершать подвиги уже ради Афин. Так он справляется со страшным быком, насланным Посейдоном же, и в этом ему помогает старушка Гекала. В честь нее Тесей позже установит праздники гекалесии. Тесей убивает «быка из-за моря», насланного Посейдоном, что символизирует дальнейшую самоорганизацию мужчины-Посейдоны (бык Посейдона — что еще, как не звериная неуправляемая мощь бога?). Роль в этом старушки Гекалы (имя, похожее на «Гекату», кто знает, совпадение ли это?) пока нами ясно не определена. Она не может быть юной (первой) Анимой и похожа на благословение материнского архетипа: не случайно бабушка умирает от старости к концу поединка Тесея с быком.
Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царём Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (Apollod. III 15—7).
Минотавра родила жена царя Миноса Пасифая, которая сошлась с быком. Специально для царицы сделали деревянную корову, в которую та ложилась, чтобы обольстить быка. Чудовищный плод этой страсти царь Минос запер в Кносском лабиринте и кормил преступниками, которых бросали в лабиринт, а также «данью», которая присылалась из Афин.
Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повёз с собой запасный белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем (Plut. Thes. 17). По пути на Крит Тесей доказал Миносу своё происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом (Bacchyl. XVII Maehl).
Еще до отъезда на Крит, Тесей, по совету оракула, принес жертвы Афродите, и богиня сделала так, что прекрасная Ариадна, дочь Миноса, с первого взгляда влюбилась в афинского царевича. Красавица тайно пообещала ему помочь убить Минотавра, если Тесей поклянется взять ее с собой в Афины и сделать своей женой.
Тесей с радостью принял это предложение и пообещал жениться на Ариадне. Знаменитый строитель лабиринта Дедал ранее подарил Ариадне волшебный клубок ниток и научил ее, как входить в лабиринт и выходить из него.
Она должна была открыть дверь и привязать свободный конец нити к дверной притолоке, клубок покатится впереди нее и приведет по хитрым поворотам и переходам к внутреннему помещению, где обитает Минотавр.
Этот клубок Ариадна отдала Тесею и наказала ему следовать за клубком, пока тот не приведет его к спящему чудовищу, которого следует схватить за волосы и принести в жертву Посейдону. Обратную дорогу он найдет, сматывая нить в клубок.
Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей, рождённый Посейдоном, убил Минотавра — чудовище, рождённое быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога.
Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея.
Ночью Тесей с афинской молодёжью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюблённым в неё Дионисом (по одной из версий, оставлена Тесеем). То ли забывает Тесей о своей Аниме (уплыл и покинул), то ли отдал ее буйному Дионису (стал использовать исключительно для удовольствий и наслаждения, а она и потерялась).
Как бы то ни было, но жрецы Диониса в Афинах подтверждают, что когда Ариадна обнаружила, что осталась одна, покинутой на острове, она стала горько причитать, проклиная Тесея, ради которого она бросила родителей и родину.
Тогда для спасения Ариадны явился нежный и ласковый Дионис со своей веселой свитой сатиров и менад. Он без промедления женился на ней, а она родила ему много детей.
Огорченный Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына (Apollod. epit. I 7—11).
N.B. Дионис вмешивается в личную жизнь героя.
Миф о Минотавре сторонниками реального существования царя Тесея трактуется следующим образом. Сын царя Миноса был убит афинянами в годы правления Тесея, за что Крит обложил Афины данью. Минос учредил состязания в память об убитом сыне, а афинян обязал платить дань мальчиками. Царь собственнолично отправился на Крит, где принял участие в состязаниях. Минотавр никогда не существовал и Ариадна не была похищена Тесеем, а досталась ему в жены вполне законно. Лабиринт был просто хорошо охраняемой тюрьмой, в которой содержали афинских юношей и девушек, намеченных в жертвы на погребальные игры в честь Андрогея, а также в качестве призов победителям. Жестокий и надменный критский военочальник Тавр каждый год забирал их себе, выигрывая все соревнования. Он злоупотреблял доверием Миноса, вступив даже в любовную связь с Пасифаей (один из ее сыновей очень походил на Тавра). Поэтому Минос с радостью разрешил Тесею побороться с Тавром. Ариадна влюбилась в Тесея, наблюдая за его победой в поединке. Миносу зрелище поверженного Тавра тоже доставило огромное удовольствие, и он не только отменил жестокую дань с Афин, но и отдал свою дочь в жены Тесею.
Унаследовав Афинский престол, Тесей объединил вокруг Афин всю Аттику, до этого разделенную на двенадцать общин, причем каждая решала свои дела самостоятельно, обращаясь к афинскому царю только в случае необходимости. Чтобы эти общины отказались от независимости, Тесею пришлось обратиться к каждой из них в отдельности. Простые граждане и бедняки готовы были признать его власть, а остальных он привел в подчинение — кого убеждением, а кого и силой. Тесей учредил в честь покровительницы города — богини Афины Панафинейские игры, сделав их доступными для всей Аттики. Он стал первым афинским царем, который начал чеканить деньги, и на его монетах было изображение быка.
Он также присоединил к афинскому царству Мегару, ранее принадлежавшую его дяде Нису, а также унаследовал Трезен после своего деда Питфея.
Когда упоенный победой над семью выступившими против Фив вождями (эпигонами) фиванский регент Креонт отказался выдать женам и матерям погибших аргоссцев тела их близких, Тесей в результате внезапно напал на Фивы, захватил их, заключил Креонта в темницу, а тела погибших передал их родственникам, которые устроили большой погребальный костер. Ранее Тесей предоставил Эдипу и его дочери Антигоне убежище в Афинах, а когда посланные Креонтом люди пытались заставить Эдипа вернуться в Фивы (оракул предсказал особую удачу той местности, где Эдип проведет последние годы жизни и умрет), воспрепятствовал этим попыткам.
В этом деятельность Тесея напоминает обычные функции зрелого и правильного Зевса. И мужчина-Посейдон, достигнув определенного государственного поста и статуса, также очень часто учится быть «Зевсом».
Ближайшим другом Тесея был Пирифой, царь фессалийских лапифов. Пирифоя достигли сообщения о силе и храбрости Тесея, и он решил проверить их, напав на Аттику и угнав стадо коров. Когда Тесей бросился в погоню за похитителями, Пирифой смело повернулся к нему лицом — и они были так поражены красотой и отвагой друг друга, что даже забыли про скот, обнялись и поклялись друг другу в вечной дружбе.
Вместе они участвовали в калидонской охоте и вместе отправились в экспедицию в страну амазонок, где похитили их царицу Антиопу. Амазонки были обрадованы приездом такого большого количества красивых и сильных воинов. Антиопа сама пришла приветствовать Тесея дарами, но когда она поднялась на корабль, ее красота вскружила ему голову, он неожиданно поднял якорь и похитил ее. Однако вряд ли ее судьба была, как многие считают, несчастной, потому что она отдала город Фемискиру на реке Фермодонт во владение Тесею в доказательство чувства, которое он успел разжечь в ее сердце.
Спустя время сестра Антиопы Орифия решила отомстить Тесею. Она заключила союз со скифами и выступила во главе большого войска амазонок на Афины. Битва у стен города длилась четыре месяца. Антиопа, теперь уже жена Тесея, родившая ему сына Ипполита, сражалась героически на его стороне, но была убита амазонкой Молпадией, которую Тесей впоследствии убил. В тот раз афиняне впервые отразили нападение чужестранцев. Раненых амазонок, которые остались на поле боя, отправили на излечение в Халкиду. Орифия с горсткой своих людей бежала в Мегару, где и дожила остаток дней.
После разрыва с Анимой — Ариадной (а иногда говорят, что «первая Анима» всегда либо убегает сама, либо ее оставляют, как первую юношескую любовь), Тесей примиряется с «женским царством». Воинственные амазонки — не месть ли менады-Ариадны? — идут приступом на его город, но Тесей вступает в брак с царицей. В отличие от своего юношеского покровителя Аполлона, Тесей (и мужчина-Посейдон в принципе) всегда умел находить общий язык с женщинами. Они ему помогают, он дарит им свою любовь, часто готов жениться. В Зевсе-соблазнителе (и боге, и мужчине) привлекательно то, что «большой человек» оказывается трогательным и игривым, но он как бы снисходит до своих смертных возлюбленных. Посейдон же действует со всей своей мощью и силой, но как будто на равных. Это тоже подкупает. Мужчина-Посейдон справившийся с «быками собственной души» легко, по сути, справляется и с необузданной дикой Анимой. Он просто берет ее в жены и союзницы.
Когда Пирифой женился на Гипподамии, Тесей был дружкой на свадьбе. На праздничное пиршество было приглашено несметное количество гостей, в том числе и соседи-кентавры. Кентавры, ранее не знавшие вина, а только кислое молоко, с жадностью стали его пить, не разбавляя, по незнанию, водой, и так напились, что стали хватать присутствующих девушек и женщин. Тесей первым бросился на защиту невесты, которую пытался похитить кентавр Эвритион. Последовавшая затем драка продолжалась дотемна. Так началась длительная вражда между кентаврами и их соседями лапифами, в которой кентавры потерпели поражение, и Тесей изгнал их с их древних охотничьих угодий на горе Пелион.
N.B. Конфликт с кентаврами возник из-за того, что те пили неразбавленное вино.
Миф о свадьбе Пирифоя
(изложено по Овидию «Метаморфозы», XII, 210-535)В скором после этого времени Тесей отправился в Фессалию на свадьбу своего нового друга, вступавшего в брак с Гипподамией, прелестнейшей из всех фессалийских красавиц.
На Пирифоеву свадьбу сошлось великое множество гостей: пригласил он к себе на пир всех фессалийский царей, многих из друзей своих, живших вдалеке от Фессалии, пригласил также и соседей своих кентавров – дикий, суровый народ, обитавший на соседней горе Пелионе. Тело кентавров было получеловеческое, полуконское: голова и верхняя часть туловища человеческие, спина же и ноги конские. Обширные палаты царского дома не могли вместить всех прибывших на пир, и многие из гостей сели за столы, поставленные в широком, осененном деревьями гроте. Радостный шум стоял в брачных чертогах Пирифоя: пелись брачные песни, многочисленные светильники пылали на алтарях, и гости вкушали ароматные вина и сладкие яства. Юная невеста Пирифоя, блистая красотой, сидела посреди горницы, окруженная толпой женщин, и со всех сторон слышались хвалы красоте ее – все гости завидовали хозяину, вступающему в брак с прелестной девой.
Долго шел пир, не смущаемый ничем. Но в середине его Эвритион, самый дикий и самый сильный из всех кентавров, обезумев от вина, вдруг поднимается со своего места, бросается на Гипподамию и, схватив ее за волосы, увлекает за собой. Следуя его примеру, и остальные кентавры бросаются на присутствовавших на пиру женщин и влекут их за собой. Быстро вскочили со своих мест лапифы и другие герои Эллады; бросились они на похитителей, и пошел в брачных чертогах Пирифоя дикий, ожесточенный бой, какой бывает на улицах города, в который ворвались войска неприятельские. Самые мужественные и могучие из героев Эллады ратуют против грубой силы и зверской дикости кентавров. Тесей напал на Эвритиона: «Какое безумие побудило тебя, – воскликнул герой, – нападать в моем присутствии на Пирифоя и оскорблять нас обоих?» С этими словами бросается он на кентавров и вырывает у них похищенную ими деву. Не говоря в ответ ни слова, Эвритион нападает на Тесея, бьет его своими сильными кулаками в грудь; но Тесей схватил большой и тяжеловесный медный кубок и изо всей мочи ударил им кентавра в лицо: с разбитым черепом падает кентавр, бьет копытами о землю и испускает дух. «К оружию! – вскричали остальные кентавры, видя смерть сильнейшего между ними. – К оружию!» Стали бившиеся метать друг в друга кубками, и чашами, и большими медными тазами; кентавр Амик схватил тяжелый светильник со всеми горевшими в нем свечами и размозжил этим светильником череп лапифу Келадону, но тотчас же и сам упал на землю, пораженный в голову ножкой стола, которым вооружился на него Пелат. Кентавр Гриней поднял с земли высокий алтарь и бросил его в середину лапифов; не прошло кентавру это даром: Эксадий выколол ему оленьими рогами оба глаза. Рэт, самый страшный кентавр после Эвритиона, схватил с алтаря пылающую головню, ударил ею в висок Харакса и всадил ее в рану: вспыхнули волосы на голове у Харакса, и потоком хлынула из раны кровь, шипя, как раскаленное железо, погружаемое в холодную воду. Раненый извлекает головню из раны, вынимает из пола тяжелую каменную плиту и плитой хочет поразить врага; но тяжесть камня была слишком велика: Харакс роняет его из рук, камень, падая, разбивает и Харакса, и стоявшего возле него Комета. Радуясь своей победе, Рэт бросается на других лапифов и убивает юного Корифа и Эвагра; но когда наскочил кентавр на Дрианта, тот всадил ему в шею длинный, спереди обугленный кол. Издавая стоны, старается раненый кентавр извлечь кол, засевший глубоко в кости, и, истекая кровью, обращается в бегство. Вслед за ним бегут и другие кентавры, и в доме Пирифоя остается один Афеидас. Отягощенный вином, он лежал на шкуре мохнатого медведя, вытянувшись во весь рост и держа в ослабевшей уже руке полный вином кубок. Увидав его, Форбас проколол копьем ему гортань и с насмешкой воскликнул при этом: «Смешай себе вино с водой Стикса!» Без мучений умер опьяневший кентавр; черная кровь его разлилась по ложу, на котором застала его смерть, и часть этой крови попала в кубок.
После бегства кентавров из Пирифоева дома битва продолжается с прежней яростью, но сражающиеся дерутся уже обыкновенными своими оружиями. Кентавр Петрей обхватил руками дуб и пытался вырвать его из земли, но Пирифой вонзил ему в ребра копье и пригвоздил его тело к стволу дерева. Пали еще три других кентавра от копья Пирифоя. Диктис ищет от него спасения в бегстве, но падает с вершины утеса вниз и при падении разбивается о высокий ясень. Видит смерть Диктиса Афарей и решается отомстить за него: он отрывает от скалы огромный камень и собирается бросить его в царя лапифов, но Тесей своей палицей разбивает Афарею руку. Убить его герой не желал или не имел времени: он вспрыгнул на широкую спину Кианора и, держа его левой рукой за волосы, правой бил его палицей по вискам. Еще другого врага умертвил афинский герой. Демолеон хотел идти на него с высокой сосной и долго старался вырвать ее из земли с корнями, но, увидав, что Тесей подошел к нему близко, он, не теряя времени, обломил сосну у корня и бросил ее в приближающегося неприятеля. Тесей отскочил в сторону, и сосна попала в соратника Пелеева Крантора. Пелей пронзил Демолеона дротиком. Всячески старался кентавр извлечь копье из раны, но не мог этого сделать. Бросился он на Пелея, намереваясь разбить его копытами, но Пелей прикрылся щитом и шлемом и успел вонзить врагу в грудь меч. Подобным же образом ратовал и Нестор, герой Пилоса: кучами ложились вокруг Нестора окровавленные трупы могучих кентавров.
Благообразней всех других кентавров был Киллар, самый юный между ними. Ланиты его только что начинали покрываться бородой, светлорусые волосы волнистыми кудрями падали по плечам. Тело было сложено так изящно, как будто оно было изваяно самым искусным скульптором; даже нижняя часть тела, конская, была безупречно прекрасна: при блестяще-черном цвете туловища ноги и хвост были белы. Многие из дев-кентавров любили Киллара и оказывали ему внимание; но сам он любил одну Гилоному, прелестнейшую из всех обитательниц лесистых вершин Пелиона. Чтобы удержать за собой любовь Киллара, прелестница старалась всеми средствами усилить красоту свою: гребнем по нескольку раз в день расчесывала свои волосы, украшала их розмарином, фиалками, лилиями и розами; по два раза в день мылась она в студеной, чистой воде горных потоков. Оба они любили друг друга одинаково горячо и никогда почти не разлучались, вместе бродя по лесистым горам и промежгорным долинам. Оба они пришли на брачный пир к царю лапифов и вместе приняли участие в битве, возгоревшейся на этом пиру.
В самом разгаре боя кто-то из лапифов пустил в Киллара копьем и поразил его насмерть. Падающего, подхватывает его Гилонома на свои руки, старается остановить льющуюся из раны кровь и употребляет все средства, чтобы возвратить умирающего к жизни. Увидав же, что Киллар лежит перед ней уже бездыханен, она в отчаянии схватывает поразившее его копье и вонзает это копье себе в грудь. Умирая, она все еще обнимает труп своего супруга.
Все больше и больше теснили лапифы кентавров. Пирифой, Тесей, Нестор и Пелей творили чудеса храбрости; но всех сильнее бился в этой схватке лапиф Кеней, исполин необоримой силы; по воле Посейдона, милостивого к Кенею, его нельзя было ранить никаким оружием. Градом сыпались на него дротики, стрелы и всякие другие орудия кентавров, но лапиф оставался невредим. Увидав, что против Кенея не может действовать никакое оружие, кентавры стали громоздить на него целые горы древесных стволов и скал; подавленный этим бременем, Кеней испускает наконец дух. После его смерти герои Эллады нападают на врагов еще сильнее, и с наступлением ночи битва оканчивается: большая часть кентавров остается на месте, остальные ищут спасения в бегстве. Так одолели герои дикую силу.
В следовавшие за тем дни Пирифой со своими соратниками изгнал остатки кентавров с соседних гор и загнал их на Пинд и на границу Эпира.
Несмотря на неудавшийся союз с Ариадной, Тесей женился на другой дочери Миноса — Федре. Миноса к этому времени уже не было в живых, а этот брак скреплял дружбу между Тесеем и Девкалионом, унаследовавшим критский трон. Федра родила мужу двух сыновей — Акаманта и Демофонта.
Случилось так, что она страстно влюбилась в своего пасынка Ипполита и, отвергнутая им, повесилась, оставив записку, в которой обвиняла его в чудовищных посягательствах на ее честь. Получив записку, Тесей проклял сына и приказал ему немедленно покинуть Афины и никогда не возвращаться, а затем взмолился Посейдону, чтобы тот наслал на Ипполита зверя. Когда Ипполит ехал вдоль берега, гигантская волна обрушилась на берег, из ее гребня возникло чудовище и бросилось за колесницей; не справившийся с упряжкой Ипполит разбился насмерть.
Приблизительно в это же время умерла Гипподамия, жена Пирифоя, и два овдовевших героя задумали жениться.
Вступив в очень зрелый, пятидесятилетний, возраст Тесей начинает совершать странные поступки. Среди значимых приключений Тесея того периода была попытка похищения царицы Персефоны из царства мертвых. Они с Перифоем решили украсть самых красивых и желанных женщин («седина в бороду, бес в ребро»).
Они выбрали спартанскую царевну Елену, сестру Диоскуров, поклявшись друг другу, что если они добудут ее, то пусть она достанется одному из них по жребию, а проигравшему они добудут каку-нибудь другую дочь Зевса, чем бы им это ни грозило. Вместе они похитили Елену, когда она совершала жертвоприношения в храме Артемиды в Спарте. Елене было тогда всего двенадцать лет, и, хотя она уже славилась своей красотой, замуж выходить ей было рано; поэтому Тесей отпрвил ее в деревню Афидны, наказав своему другу Афидну денно и нощно сторожить девочку и держать в тайне место ее пребывания. После этого друзья решили обратиться к оракулу Зевса, которого призывали в свидетели своей клятвы, кого выбрать в жены Пирифою, и получили ироничный ответ: «Почему бы не посетить царство мертвых и не потребовать в невесты Персефону? Она самая благородная из моих дочерей». Тесей рассердился, когда Пирифой воспринял это предложение серьезно, но отказаться, связанный клятвой, не мог.
Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленную богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем (ύβριστής). Он бы так и остался в виде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины (Apollod. epit. I 23). Геракл освободил его из Аида, на скале осталась часть его седалища.
По условию Тесею должно было доставать теперь невесту для Пирифоя. Не привык Пирифой довольствоваться малым: он пожелал похитить из тартара Персефону, супругу властителя теней Плутона. Тесей, дав слово, не мог отказаться от него и последовал за своим другом в царство теней. Пошли они вдвоем и у местечка Колона спустились в подземную обитель Аида – через ту пропасть, по которой нисходил в аид и Эдип. Достигли они почти ворот аида и здесь присели на камень отдохнуть и размыслить о том, как бы ловчее исполнить свое предприятие. Когда же хотели они подняться с камня, чтобы продолжать путь далее, они увидали, что приросли к камню, на котором сидели. Долго пришлось им сидеть на том камне, и горько раскаивались они, что затеяли такое безрассудно-дерзкое дело. Впоследствии, когда Геракл нисходил по этой дороге в царство Плутона, чтобы достать оттуда Кербера, Тесей с Пирифоем простерли к герою руки, моля освободить их. Геракл подал Тесею руку и оторвал его от скалы, боги попустили Гераклу освободить Тесея: он был муж благочестивый и всегда воздавал богам подобающую честь, в дерзкое же предприятие пошел он не сам собою, а вовлечен был Пирифоем. Когда Геракл хотел освободить от скалы и другого страдальца – с громом содрогнулась земля: богам не угодно было освобождать дерзкого злочестивца. Так сидит он и доселе, прикованный навсегда к скале и терзаемый мстительными эриниями.
Вернувшись в Афины, Тесей обнаружил, что от его былой популярности в городе не осталось и следа. Пока он находился в царстве Аида, спартанцы во главе с Диоскурами, братьями Елены, вторглись в Аттику, разорили Афидны, где пряталась Елена, и вместе с сестрой увезли в Спарту Эфру, мать Тесея. С той поры Эфра стала рабой Елены и сопровождала ее впоследствии в Трою. Власть в Афинах захватил Менесфей, правнук Эрехфея, снискавший себе расположение народа тем, что напоминал аристократам о той власти, которую они потеряли, а бедным говорил, что у них украли отечество и родные святыни, а сами они стали игрушкой в руках проходимца неизвестного происхождения по имени Тесей.
Вернувшись из своего похода в царство Аида, он нашёл престол занятым Менесфеем (I 24). Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землёй, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы (подобно тому, как сам Тесей сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона).
Это прежде всего история о попытках мужчины-Посейдона почувствовать себя вновь молодым и сильным, о хвастовстве и жажде новых подвигов, которые в реальной жизни кажутся уже странными, если не смешными. Отчасти это намек на то, что и Тесей, славнейший из героев морского бога, то есть вполне развитый мужчина-Посейдон может оказаться наказанным (вновь — прикованным к скале). Но в конце жизни, потеряв все, он остается один на один со своими воспоминаниями.
Менесфей, власти которого уже никто не угрожал, стал одним из женихов Елены и во главе афинского войска пошел под Трою, где и погиб. Оба сына Тесея, вместе с Элефенором, участвовали в Троянской войне и прославили себя доблестными подвигами. По разрушении Трои они, с бабкой своей Эфрой, освобожденной ими из неволи, возвратились в Афины и, по смерти Менесфея, овладели престолом своих предков. Несмотря на то, что Тесей был предан и изгнан афинянами, он и после смерти своей был им другом и помощником.
Согласно легенде, «исторический» Тесей первым установил процедуру остракизма. Это механизм защиты общества от тирании, когда свободные граждане собираются на голосование и пишут на черепках имя того, кто, по их мнению, угрожает демократии. Если имя одного и того же человека оказывалось написанным более чем на 6000 черепков — его изгоняли из города. Именно таким образом был изгнан из Афин сам Тесей.
Античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, учреждение праздников панафиней и синойкий, первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов (Plut. Thes. 24—25).
Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину, стал действительным основателем Афин. Плутарх так описывает это: «Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дем за демом и род за родом, он объяснял повсюду свой план. Простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещания. А людям влиятельным он сулил государство без царя, и демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов. В остальном же принесет всем равенство. Одних он сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. Он воздвиг единый, общий для всех дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами
Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая права гражданства. Но он не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство.
Тесей впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников. Благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия. О том, что Тесей, по словам Аристотеля, первым проявил благосклонность к простому люду и отказался от единовластия, свидетельствует и Гомер, в «Перечне кораблей» называющих «народом» одних только афинян».
По Евсевию Тесей был изгнан из Афин остракизмом, правилом против тирании, которое он же первым и ввёл в качестве закона. Афинский трон занял Менесфей.
Все эти реформы были проведены Тесеем в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей (см. Семеро против Фив), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям (Plut. Thes. 29). Только вступив в зрелый пятидесятилетний возраст, Тесей оказался увлечённым стихией недозволенных поступков, приведших к крушению его жизни. Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем во время греко-персидских войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н.э.) он явился воинам в полном вооружении (35). Пифия предписала грекам найти прах Тесея и достойно похоронить его. В 476 до н.э. останки Тесея с копьём и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Тесея считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетённых. В честь Тесея были установлены празднество восьмого Пианепсиона (т.е. в день освобождения афинской молодёжи от Минотавра), а также ежемесячные праздники по восьмым числам Тесею как сыну Посейдона — бога, которому приносят жертвы именно в это время (так как восьмёрка — символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надёжность и незыблемость, свойственную Посейдону Неколебимому и Земледержцу; Plut. Thes. 36).
Образ Тесея — это сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты периода ранней классики, связанные с происхождением Тесея от Посейдона, черты зрелой классики (подвиги Тесея) и, наконец, выход за пределы строгого мифологизма и постепенное вхождение в систему полисной идеологии с её демократическими идеями и твёрдым законодательством, когда государственная деятельность Тесея получает полуисторическое и символическое истолкование.
В цикле мифов о Тесее под легендарной оболочкою скрываются исторические факты, хотя патриотическая фантазия афинян внесла в эти сказания много заимствованного из других мифов, сильно прикрасила их, и перенесла на своего племенного героя многое, бывшее результатом позднейшего культурного развития. Мифический Тесей – представитель того греческого племени, которое занимало Трезенскую область, северный берег Пелопоннеса, Истм, Мегару, Аттику и Эвбею и общим именем которого впоследствии стало название ионийцев. Посейдон Потрясатель (Посейдон Эгей), бывший главным местным богом на Истме, был отцом Тесея; Афина и Аполлон покровительствовали ему. В мифе Тесей пошел в Афины из Трезен, древнего ионийского города, основал на Истме в расчищенном сосновом лесу служение Посейдону, учредил в честь ему состязания и воинские игры, на которых афиняне продолжали пользоваться правами особенного почета и в исторические времена, когда Мегара и Истм уж давно были заняты другим племенем, дорийским. Согласно мифу, Тесей освободил Афины и Мегару от ига финикиян, представителем которых в легенде является критский царь Минос; он изгнал из Греции финикийское служение богу солнца Молоху и богине любви Ашере-Астарте и соединил прежние мелкие независимые, общины одного племени в одно государство, столицею которого стал древний укрепленный город Кекропия.
Амазонки, от нашествия которых освободил Аттику мифический Тесей, тоже олицетворяют собою финикийско-сирийское богослужение. Далее мы увидим, что во всех тех местностях Малой Азии, где по греческим легендам жили амазонки, находились знаменитые святилища сирийской богини плодородия; в которых одетые в мужское платье и вооруженные женщины исполняли военные пляски, а толпы служительниц храма, иеродул, совершали фантастические обряды. Едва ли можно сомневаться в том, что мифы о победе Тесея над амазонками и над марафонским быком – отголоски преданий о вытеснении восточных обрядов и жертвоприношений греческими культами Посейдона и Афины, олицетворяемыми в Тесее. В Аттике были «амазонские могилы», старинные памятники, около которых группировались народные рассказы о нашествии амазонок; поэты и художники развивали эти народные предания о воинственных девушках, и впоследствии времени мифическая победа Тесея над амазонками стала обозначать победу эллинизма над востоком.
Миф о том, что Тесей соединил, всю Аттику в одно государство, вероятно, тоже основан на исторических фактах. Дело очень возможное, что какой‑нибудь воинственный царь старинного укрепленного города на Илиссе – афинского Акрополя – покорил другие мелкие государства, на которые была разделена Аттика, принудил жителей соседних общин переселиться к подошве Акрополя, а общины, менее близкие, заставил признавать свою власть. Мифы о Тесее говорят, что он учредил праздник Синекий (соединения поселений), сделал старинный афинский праздник жатвы праздником государственного единства («Панафинейским», то есть «Всеафинским» праздником). Миф приписывает Тесею и то установление, что в Афинах могут селиться греки из других областей, что они, хотя и не будут иметь прав афинских граждан, но будут пользоваться покровительством законов; этот миф делает Тесея установителем обычая, по которому издавна пользовались защитою законов метеки. При соединении мелких независимых общин в одно государство, население этого государства оказывается состоящим из людей разного облика, разных сословий и профессий; потому легенда говорила, что Тесей разделил жителей Аттики на сословия благородных людей (эвпатридов), земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Этот миф так укоренился в памяти народа, что сохранилось и по возникновении позднейшего представления о Тесее, как основателе демократического устройства. Люди старинных и богатых родов, издавна занимавшихся военным делом, конечно, занимали привилегированное положение; эти благородные воины, бывшие товарищами царя на войне, конечно, были товарищами его и в управлении государством, в суде, на пирах в его дворце (Пританее). Когда Афины были уж республикою, в них считалось величайшей почестью обедать на общественный счет в правительственном дворце, который сохранял название Пританея. Обычай награждать людей этою почестью, вероятно, был остатком обычаев времен царей.
Итак, в основании мифа о Тесее лежали исторические предания. Впоследствии, сказания эти были украшены фантазиею поэтов, художников и заимствованиями из легенд о других героях, в особенности о Геракле. Основанием для прекрасного мифа о верной дружбе между Тесеем и Пирифоем могло быть то, что при вторжении горных племен в долину Пенея переселились в Афины два изгнанные пришельцами старые фессалийские рода, один из которых считался происходящим от Пирифоя. Было сказание, что когда афиняне сражались на Марафонском поле за свободу родины, из земли поднялся великан Тесей и бился впереди афинян, помогая им отразить азиатов, как некогда победил он быка, пришедшего на Марафонское поле с востока. Герой, основавший афинское царство, конечно, не мог не принять участия в самом славном из событий истории этого государства. Легенда о том, что Тесей сражался в Марафонской битве, увеличила популярность имени этого мифологического героя в афинском народе.
И вероятно это оживление любви к Тесею было причиною того, что боги повелели афинянам перевезти его кости со Скироса, где умер он, в Афины. Орел показал гробницу Тесея афинскому посольству. В гробнице, подле костей великана лежали меч и копье его. Кости и оружие были привезены в Афины и торжественно похоронены в городе. Над этой гробницею был построен храм Тесея и украшен превосходными скульптурными изображениями его подвигов. Был установлен ежегодный праздник Тесея. Рабы и другие преследуемые, успевшие убежать в храм Тесея, находили там неприкосновенный приют себе.
Культ Тесея, как героя-предка, существовал в Аттике. Особенный всплеск его в историческую эпоху произошёл после явления тени царя на Марафонской битве, что, как считается, помогло грекам одержать победу.
30-весельное судно Тесея афиняне хранили вплоть до времени Деметрия Фалерского. Вернувшись с Крита, Тесей воздвиг храм Артемиде Сотере в Трезене.
Тесей герой многих произведений: Эсхила, Софокла, Эврипида, Ахея Эретрийского, Гераклида, Сенеки, неоднократно упоминается Гомером, его имя встречается в микенских текстах.
Экранизации
В 1971 году советский режиссер-мультипликатор Александра Снежко-Блоцкая создала по мотивам мифа о подвигах Тесея мультипликационный фильм «Лабиринт. Подвиги Тесея». Мультфильм идет 19 минут. Тесея там озвучивает Алексей Консовский. Мультфильм начинается с того, что молодой сын афинского царя Тесей, которого воспитывал кентавр, отправляется обратно в Афины, к отцу. По дороге юноша совершает подвиги. Побеждает вепря, который наводил страх на окрестности. Расправляется с разбойником Прокрустом, отрубив тому голову.
Вернувшись в Афины, герой узнает о прибытии корабля с Крита. Раз в девять лет этот корабль приходит в Афины, чтобы забрать дань – четырнадцать афинских девушек и юношей, которые будут съедены чудовищем Минотавром. Тесей вызывается плыть на Крит вместе с остальными несчастными жертвами, чтобы уничтожить Минотавра. Расправившись с чудовищем, Тесей покидает лабиринт, используя нить Ариадны, а затем вместе с нею уплывает домой в Афины.
Оскорбленный царь Минос взывает о помощи к богу виноделия Дионису, чтобы тот вернул царю дочь. Дионис устраивает бурю и забирает Ариадну прямо с корабля. Тесей возвращается домой без возлюбленной и без белого паруса, который сдувает во время бури. Отец Тесея стоит на скале над морем и высматривает корабль сына, а когда видит траурный черный парус вместо белого – бросается в море.
В 2011 году вышел приключенческий боевик «Война богов: Бессмертные». Тесея сыграл английский актер Генри Кавилл, который в 2017 году появился на экранах в роли Супермена в фильме «Лига Справедливости». Сценарий фильма создан по мотивам древнегреческих мифов, но сильно отличается от них.
Тесей здесь — крестьянский юноша, который живет с матерью в приморской деревушке. Владеть оружием героя учит местный старик, который позже оказывается богом-громовержцем Зевсом. Но сам Тесей не верит в богов. Тем временем царь Гиперион хочет освободить из Тартара титанов, чтобы те уничтожили ненавистных ему богов, которые дали погибнуть его семье. Чтобы осуществить задуманное, царю нужен артефакт — Эпирский лук.
Когда войска Гипериона разоряют деревушку, где жил Тесей, герой оказывается на соляных копях. В копях юноша встречает деву-оракула, которая называет его избранным, и вместе персонажи бегут.
Позже Тесей находит Эпирский лук, который нужен Гипериону, побеждает Минотавра, которого насылает злой царь. В войну на стороне Тесея вступает часть богов. В конце фильма победитель Тесей возносится на Олимп.
Использованы материалы:
- Тесей. Москва 2010
- © Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 502—504.
- Тесей (Тезей) — греческий герой, победитель Минотавра, царь Афин
- Тесей
- Мифология. Тесей
- Тесей: история персонажа
- Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности. ТЕСЕЙ. Бедненко Галина Борисовна
- Научная оценка мифа о Тесее