Невозможно составить себе полное представление об итальянской живописи XV века без такого живописца, как Кривелли. Он принадлежит к числу самых гениальных художников всех времён и народов и не надоедает, даже когда «великие мастера» становятся скучными. (Бернард Беренсон. «История венецианской живописи» )
Столь лестный отзыв прозвучал о мастере, про которого широкой публике до недавнего времени было известно не так много. Да и не только публике. Художник жил давно, информации сохранилось мало. За него говорят его творения.
Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой. Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом — яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты. Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке. Автор множества полиптихов для церквей Марок, в настоящее время большей частью разрозненных и сохранившихся частично. (Вики)
Наиболее известной его работой является образ «Благовещение».
Эту работу привозили в Эрмитаж в 2012 году.
Шедевр Карло Кривелли показывают в Эрмитаже
16.02.12Выставка Кривелли
В рамках выставочного проекта «Шедевры музеев мира » Эрмитаж показывает самую значительную картину Карло Кривелли — алтарный образ «Благовещение», созданную в 1486 году…
Так лондонская Национальная галерея отблагодарила Эрмитаж за предоставленную на главное выставочное шоу года, «Леонардо при Миланском дворе», «Мадонну Литта», — сообщает «КоммерсантЪ»
Сетовать на то, что в Лондоне увидели не сравнимое почти ни с какой другой выставкой по богатству и качеству собрание работ Леонардо, а нам с барского плеча дали взглянуть на великолепного, но одного и без какого-либо контекста Кривелли, бессмысленно. Отсетовались уже: в выставочной политике Эрмитажа ничего не меняется, и надо просто брать билеты в Москву (которая своим Караваджо «сделала» Эрмитаж в этом году по любому, даже гамбургскому счету), а лучше в те европейские столицы, где за словом «выставка» подразумевают связное интеллектуальное высказывание, а не вялый показ собранного по сусекам и неотрефлексированного добра.
Кривелли же сам по себе в таком нашем разочаровании не виноват: его картина тянет на роскошное пиршество для глаз. Рассматривать ее можно бесконечно, считывая и вычитывая разнообразнейшие сюжеты, сюжетики, аллюзии, загадки и подсказки, населяющие большой алтарный образ из церкви Сантиссима-Аннунциата в маленьком и очень провинциальном городке Асколи-Пичено в области Марке. Венецианец по рождению и выходец из падуанской художественной традиции, Карло Кривелли оказался в Асколи случайно: связался с замужней женщиной, был осужден, посидел в тюрьме и вынужден был покинуть Венецию, именем которой, впрочем, будет подписывать свои работы всю оставшуюся жизнь.
Ни в Далмации, где он прожил 11 лет, ни в Марке, в которой осел, ему не придется больше увидеть ничего подобного тому, что он покинул в расцветших уже пышным ренессансным цветом Падуе и Венеции. Ни тебе Донателло, ни Джотто, ни Симоне Мартини, ни Джованни Беллини, воспитавших его.
В какой-то мере он оказался для Асколи посланцем иной культуры, не столько навязавшим ее своим новым соотечественникам, сколько сумевшим примирить в себе новое из своего прошлого со старым в своем настоящем.
Несмотря на то что собственно о Карло Кривелли известно совсем немного (родился в Венеции между 1430 и 1435 годами, умер в Асколи где-то к 1495-му), про историю его «Благовещения» как раз все более или менее понятно. В 1482 году Асколи после десяти лет жесткого правления Франческо Сфорцы вернулся под власть Рима. Папа Сикст IV прислал в город буллу, даровавшую ему некоторые права самоуправления и привилегии.
Послание понтифика — Libertas ecclesiastica — прибыло в Асколи 25 марта, выпавшее в тот год на праздник Благовещения.
Работа Кривелли обо всем об этом. Собственно сцена принятия Марией благой вести (луч, голубь, архангел Гавриил, покои Марии), городской праздник (святой Эмидий, покровитель города, с моделью Асколи-Пичено в руках, почтовые голуби как вестники папского указа, булла в руках у горожанина в центральной части композиции) и, конечно, сам город — утопический и умозрительный.
А еще это картина о живописи как таковой: об античных образцах, на которых учился в Падуе Кривелли, о законах перспективы, которые тут переданы с большим шиком, о иллюзорности границы изображения, в котором на край кладется извечный в композициях Кривелли огурец, дабы нарушить конвенции в пространстве изображения и пространстве зрителя.
И конечно, о важнейшем в жизни Кривелли монологе, направленном в сторону Андреа Мантеньи — гениального сотоварища Кривелли по учебе в Падуе, композиции которого цитировались асколийским изгнанником в бесконечных вариациях.
Здесь нет соперничества, но есть традиция, которая и оказалась для первого ренессансного живописца провинции Марке путеводной нитью. Кривелли, «странный, чопорный живописец», по определению Александра Бенуа, не создал школы, не вписан в генеральную линию, стоит в сторонке и числится обычно художником важным, но странным. И только когда смотришь на его «Благовещение», понимаешь, о чем писал на ветер слов не бросавший Бернард Беренсон: «Кривелли стоит в одном ряду с лучшими художниками всех времен и народов и не надоедает даже тогда, когда великие мастера становятся скучными».
Как видите, в Эрмитаж посмотреть Кривелли вживую не удалось. Зато, не надо ноги оттаптывать — можно, сидя за монитором, рассмотреть детали картины.
Хорошая статья. В ней кратко изложено практически все, что известно о художнике Карло Кривелли. Стоит только добавить, что у него был младший брат Витторио, который тоже был художником. До нашего времени сохранилась только одна совместная работа двух братьев — полиптих для церкви Святого Мартина в городе Монте Сан Мартино.
О Карло в своей «Истории живописи» писал Александр Бенуа. Что дает нам сейчас возможность продолжить разглядывать произведения итальянского художника уже с комментариями его русского коллеги.
Александр БенуаИстория живописиКарло Кривелли принадлежит к венецианской школе по происхождению и образованию, но деятельность его протекла почти целиком в Марках. Этот странный, чопорный живописец предпочитает ставить свои жесткие, носатые, точно из дерева вырезанные и в медные одежды закованные персонажи на блестящий золотой фон; иногда же он заполняет воздушное пространство позади них орнаментально расположенными, точно из камня высеченными головами херувимов («Pieta» в Ватикане).
Подобно Бартоломео Виварини, но еще более охотно, Кривелли изливает свою, парализованную требованиями церковного стиля, любовь к природе в изображении «мертвой натуры» — фруктов, овощей.
С величайшим усердием вырисовывает он и оттеняет подробности костюмов и всякие сакральные предметы, которые держат в руках его святые: скипетры, молитвенники, кадильницы, подсвечники, чернильницы и проч.
Встречаются у Кривелли и пейзажи в настоящем смысле, но это только в виде исключения. Довольно приветлив мотив, изображенный слева на не вполне достоверной «Мадонне» Веронской галереи: дерево с густой макушкой, зеленый луг, река, горы. Но тут же рядом, справа, мы видим знакомую «скварчионскую» растительность — оголенные деревья, простирающие свои ветви к небу. В картине Страсбурского музея «Рождество» Кривелли неожиданно уделяет пейзажу много места, но снова выдает и свою зависимость от падуйско-феррарских формул. Не будь некоторых деталей, легко было бы принять эту жесткую, точно вычеканенную из металла картину за произведение Дзоппо или Парентино.
Лишь в одной из дошедших до нас картин Кривелли удалось создать нечто равноценное, в смысле общего построения, в смысле роскоши «постановки», фрескам капеллы Эремитани Мантеньи или дрезденскому «Благовещению» Коссы.
Это в позднем лондонском «Благовещении» 1492 года.
Самая тема по традиции требовала сложной декорации. Даже византийцы изображали в данном случае нечто вроде дворца или павильона. Мария, девушка царского рода, будущая Царица Небесная, представлялась художникам не иначе, как богатой патрицианкой, живущей в роскошном или, по крайней мере, изящном, просторном дворце.
Но Кривелли довел эту традиционную формулу до предельного великолепия.
Справа, в открытой стене» палаццо, между двух богато орнаментированных пилястр, мы видим тесную, но богатую комнату Марии. Расшитый золотом полог отдернут и за ним стоит тщательно прибранная кровать с тремя большими подушками. Странным контрастом этому изящному богатству является полка над кроватью с ее простым шандалом, с банками, склянками и коробками; но, вероятно, нечто подобное можно было встретить тогда в самых аристократических домах, не знавших еще выдержанности позднейших обстановок.
Над дверью в комнату Марии тянется пышный античный фриз, над фризом открывается прелестная, выложенная мрамором лоджиетта, на парапете которой стоят цветы, лежит персидский ковер и чванливится своим сверкающим хвостом павлин.
Слева в глубине картины, в довольно правильной, но чересчур подчеркнутой перспективе, уходит улица. Среди нее, как бы не решаясь войти в дом Царевны-Марии, стоит на коленях архангел и рядом юноша-епископ, патрон города, модель которого он держит в руках.
Через арку в фоне виден род площадки, замковая стена с окном посреди и, наконец, торчащие из-за нее макушки деревьев.
На самом первом плане Кривелли кладет, с явным намерением «обмануть» зрителя, большой огурец и яблоко.
Любопытно еще раз отметить в этой картине зависимость подобных перспективных композиции от схем интарсиаторов, а следовательно, от уже далеких для данного момента образцов Брунеллески. Приходит на ум и сходство всей композиции с картинами Пахера,
Тиролец Пахер мог побывать в Венеции, но не исключена возможность и обратного явления, что Кривелли или венецианцы одной с ним школы перебрались через Альпы на север и там научили местных художников новой строгой науке, как передавать пространство и глубину на плоскости картины, еще до того, как формы возродившейся античности приобрели значение чего-то общеобязательного и абсолютного. Пахер мог остаться готиком, сделавшись превосходным перспективистом. Это было тем возможнее, что и ренессансист Кривелли и ему подобные художники при всей их верности принципам Скварчионе обладали душой еще вполне средневековой с глубоко внедрившимися церковными идеалами.
Карло Кривелли (1430/35-1495 гг.) — крупнейший представитель муранской школы. В живописи его увлекала ювелирная лепка предметов. В его творчестве сочетаются черты поздней готики и куртуазно-рыцарская утонченность. В орнаментальности, обилии цветов, фруктов, гирлянд ощущается влияние феррарской школы. Но при всей декоративности, работы Кривелли отличает страстная экзальтация. В деталях мастер передает массу достоверного, но в целом его композиции носят неправдоподобный характер. Кривелли упоминается в документах Венеции в 1457 г. Видимо, он был учеником муранской школы, затем попал под влияние падуанского мастера Франческо Скварчоне.
Некоторое время Кривелли работает в Марке.
Сюжеты его произведений исключительно религиозные. Творческая манера мастера складывается к 1440-м гг.
Творчество Кривелли не вмещается в рамки какой-либо определенной художественной школы Италии XV в. Подписывавший свои картины «Карло Кривелли, венецианец», он лишь в молодости был связан с венецианской школой, испытав влияние А. Виварини и отчасти Я. Беллини.
Традиции Виварини во многом определили характер многочисленных алтарных полиптихов Кривелли , его любовь к сиянию золота, великолепию парчовых тканей, обилию декоративных деталей; венецианскую основу имеет и колорит Кривелли, изысканная красота сочетания розово-красных, белых, темно-синих красок, объединенных патиной золотистого тона.
Не менее значительным для творческого формирования Кривелли было знакомство с ранними работами Мантеньи, у которого он воспринял ряд декоративных мотивов (тяжелые фруктовые гирлянды, антикизированный орнамент), жесткость моделировки форм, как бы изваянных из какого-то прочного материала, преувеличенную резкость ракурсов, мимики, жеста.
Но основой творческой манеры Кривелли , ставящей его на особое место среди художников его поколения, является сознательная, несколько стилизованная архаизация, позволяющая ему соединять в единое целое драгоценную отделанность форм, нарядность и мягкость красок, несколько манерную прелесть и хрупкость персонажей, их изысканный аристократизм с преувеличенной патетикой драматических сцен, застывшими в гримасе лицами мучеников, резкой утрированностью жестов, угловатостью линий.
Писал только темперой, хотя масло становилось всё популярнее, и лишь на дереве, хотя позднее и перенесли некоторые работы на холст.
Среди отличительных признаков работ творца — синтез черт поздней готики и раннего Ренессанса, «постановочное» видение сюжетов, внимание к деталям, роскошный декор, и… любовь не только к фруктам, но и овощам. Как вам его огурцы?!
К слову, Кривелли писал религиозные сюжеты, оформлял алтари, однако его, скажем так, «нестандартный» подход выделяет мастера из ряда живописцев того времени.
Даже суровых святых Кривелли помещал на яркий «золотой» фон, а пьедесталы — еще одна отличительная черта работ художника.
Декоративность, золото — консервативный стиль, возможно, навязанный патронами.
Было много эпигонов — «кривеллески». Crivelleschi. Представитель скорее интернациональной готики.
Вазари его не упоминает — стал не популярен. Кривелли был надолго забыт и открыт вновь лишь в XIX веке во многом благодаря двум итальянским исследователям.
Большая коллекция его работ находится в Национальной галерее Лондона. Стал популярен у прерафаэлитов.
Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой.
Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом — яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты.
Автор множества полиптихов для церквей Марок, в настоящее время большей частью разрозненных и сохранившихся частично.
Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.
Уфологи, например, считают картину «Благовещение со Святым Эмидием» странной.
Художник из Венеции Карло Кривелли изобразил предмет, очень похожий на НЛО.
Смотришь на картину, и кажется: истина рядом. И так уже не одно столетие. Картиной многие интересуются, ее ценят, ведь такая работа достойна внимания.
Павел Рыжков – действующий корреспондент канала НТВ – самолично заинтересовался странной картиной с НЛО Кривелли . Он присмотрелся к каждой детали на холсте и уверился в том, что все они символичны. Воображение художника было безгранично. Его произведение живописи настолько фантастично, что некие вещи не могут истолковать даже уфологи нашего времени. Кстати, пришедшее к нам из XV века, полотно «Благовещение» часто является объектом статей об инопланетных существах. По версии ученых, Кривелли вполне мог наблюдать самолично НЛО, после чего нарисовал его, предположение, что это лишь фантазия художника , очень фантастично, так как объект изображенный на картине как две капли похож современные НЛО, наблюдаемые в современном небе.
О связи с инопланетным миром на полотне указывает светящийся между облаками луч.
По мнению директора музея Эрмитаж Михаила Пиотровского, от полотна излучается «божественный свет». Пиотровский уверен, что верующие всегда знали о существовании этого света. Ведь он сиял и во время благовещения, и в день воскресения. Директор говорит, что подобный «божественный свет идет от тарелки», что на холсте облака «похожие на летающую тарелку». Он убежден, что в этом творении искусства тем для измышлений и раздумий много. И НЛО на картине не единственное, о чем можно призадуматься. Вот так заинтриговал всех представитель эпохи Возрождения Карло Кривелли , который овладел приемами Ренессанса в италийском городке Падуя.
Собственный почерк, чувство рисунка и характерность стиля Карло формировал как истинный венецианец. Здесь, в удивительной Венеции, где много театральных декораций, где люди – настоящие интриганы и весельчаки, Кривелли взрослел. Все увиденное он позже отобразил в своих изумительных картинах. Так же и в картине с НЛО «Благовещение со Святым Эмидием» он вдохнул тайну и интригу, выглядывая на нас из – за веков с ухмылкой.
Источник: ntv.ru
… Что, как не НЛО пускает луч там, на небе? Об этом до сих пор ведутся вполне серьезные диспуты.
Впрочем, когда в 2012 году картину привозили в Эрмитаж, его директор Михаил Пиотровский прояснил ситуацию:
«Идет божественный свет. Верующие знают, что был божественный свет. Время благовещения так же, как он был во время воскресения. Можно считать, что этот божественный свет идет от тарелки. Там, конечно, облака, похожие на летающую тарелку. Можно все что угодно придумать, и в этом нет ничего плохого».
Символами, пожалуй, придется заняться поподробнее…
(Продолжение следует)
- Известнейшие шедевры — в экспозиции «Орнамент и иллюзия: Карло Кривелли, венецианец». Ольга Потехина
- КАРЛО КРИВЕЛЛИ. Владимир Клеваев
- Мадонны Карло Кривелли.
- Странная картина Карло Кривелли с НЛО
- Художник, который любил огурцы. Карло Кривелли (15 в.)
Читать по теме:
1 comment
Какой неординарный художник, прям кино на картине.