В 1937 на экраны вышел фильм «Депутат Балтики», в котором молодой, 34-летний Николай Черкасов сыграл роль пожилого профессора Полежаева. Чудаковатость и старческая рассеянность персонажа не отменяли романтической пафосности в трактовке героя-интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного обновления мира. Продемонстрировав в этом фильме способность к яркому возрастному перевоплощению, Черкасов одновременно доказал, что готов перейти от внешней театрализации к внутреннему постижению неоднозначных характеров реальных исторических личностей. Это в первую очередь проявилось в трагически понятой роли царевича Алексея («Петр Первый», 1937, 1939; а в спектакле 1938 года сыграл Петра Первого[en]) и в трактованном возвышенно, былинно заглавном образе Александра Невского в картине С. М. Эйзенштейна, снятой в 1938 .
В тридцатые годы в СССР наметился разворот связанный с некоторой ревизией классического марксизма в части рассмотрении патриотизма как сугубо буржуазного явления, что проявилось в отказе от взглядов главы марксистской исторической школы в СССР М. Н. Покровского[7]. Его социологическая историография описывала русскую историю в русле классовых антагонизмов и была ориентирована на марксистские экономико-исторические категории, а национальные и патриотические элементы недооценивались, замалчивались и даже высмеивались[8][9].
Одной из выдающихся исторических личностей отечественной истории, которые должны были увековечить героическое прошлое страны, их борьбу против захватчиков и вдохновить на новые свершения и подвиги, стал Александр Невский. Первая работа, после двадцатилетнего перерыва посвящённая князю и его деяниям, появилась в «Историческом журнале» в марте — апреле 1937 года[10]. Почти одновременно с этой статьей в «Правде» 28 марта 1937 года вышла статья П. Дроздова «Историческая школа Покровского», в которой историки этой школы были объявлены «врагами народа», кроме того автор ставил в вину Покровскому и его ученикам тот факт, что ни в одном из их трудов не рассматривается борьба новгородцев и псковичей против крестоносцев и немецких захватчиков. Ввиду напряжённых советско-германских отношений, в советской историографии стала проводиться линия о вековой борьбе славян против немецкой экспансии (Drang nach Osten) и вообще против иноземных захватчиков, что обусловило положительное отношение к деятельности Александра Невского и включение его в пантеон советских героев.
Обращение к биографиям выдающихся дореволюционных «прогрессивных» исторических личностей в духе новой исторической доктрины, усиливавшей роль личности в истории (зачастую правителей и полководцев), стало характерным для этого периода советского кино (например фильм — биография «Петр Первый» В. М. Петрова, снятый в 1937-1939 гг.).
После решения Политбюро уже 18 мая 1937 года Эйзенштейну поступило предложение от директора «Мосфильма» С. И. Соколовской снять историческую картину. На выбор ему были предложены сюжеты и герои из русской истории: Минин и Пожарский, Иван Сусанин и Александр Невский. Эйзенштейн пытался предложить в качестве тем для обсуждения также Гражданскую войну в Испании или «Слово о полку Игореве». Также он высказал интерес к кинопроекту о борьбе со шпионажем и подрывной деятельностью или о «расовой проблеме».
Режиссёр остановил свой выбор на Александре Невском, что видимо во многом было вызвано тем, что сохранившиеся сведения о жизни князя очень немногочисленны, что в свою очередь предоставляло возможность работать относительно свободно, не давая историкам больших поводов для критики и уменьшить влияние на съёмочный процесс из вне: «…о нем есть лишь одна страничка летописи, а больше вообще никто ничего не знает»[11]. Кроме того, считается, что про личность Невского ему было известного с самого детства, так как Конецкие, его родственники по материнской линии, были родом с Новгородчины. Ещё маленьким мальчиком он проводил много времени в Санкт—Петербурге у своей очень религиозной бабушки Ираиды Матвеевны, которая жила неподалеку от Александро-Невской лавры (где был похоронен её муж и дед режиссёра — купец первой гильдии И. И. Конецкий)[12].
Основной темой фильма должна была стать патриотическая тематика о чём сам Эйзенштейн писал так:
— «Патриотизм — моя тема — так значится на первом клочке бумаги, на котором записывались первые мысли о предстоящем фильме, когда мне было поручено воссоздать на экране XIII век … Мы хотим, чтобы наш фильм не только ещё больше мобилизировал тех, кто находится в самой гуще борьбы против фашизма в мировом масштабе, но чтобы он вселил бодрость, мужество и уверенность и в те части народов мира, которым кажется, что фашизм … несокрушим…»[13]. По его словам «тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей» почти неотличим «от того, что делается сейчас в Европе»[14].
Есть и другая версия (менее официальная) приглашения на фильм режиссера. После неудачи с фильмом «Бежин луг» Эйзенштейн был отлучен от кино. За него хлопотали его близкие и знакомые. Жена — Елизавета Телешова, любимая ученица В.И. Немировича-Данченко хлопочет о приглашении во МХАТ. Старый, верный друг Максим Штраух хлопочет о приглашении в Театр Революции. Но зачем театральным руководителям пускать к себе мейерхольдовца и лефовца с его опасными экспериментами? Даже в Детский театр Эйзенштейна не пригласили.
Успешнее всех хлопотал Всеволод Вишневский. Драматург был на взлете. В театрах гремели его «Первая конная» и «Оптимистическая трагедия», в кино — могучий фильм «Мы из Кронштадта», продолживший традиции «Броненосца «Потемкин», и документальная эпопея «Испания». Он закончил монументальный сценарий о Гражданской войне «Мы — русский народ» и хотел, чтобы его ставил Эйзенштейн.
Как?! Поручить столь ответственное дело обанкротившемуся формалисту, антимарксисту, мистику? Разумеется, об этом не могло быть и речи. Но Вишневский ходил по инстанциям, настаивал, просил. Писал Эйзенштейну утешительные и ободряющие письма и снова шел по инстанциям И, наконец, добился! Эйзенштейну дали постановку. Конечно же не о современности, в которой, как полагало руководство, он ничего не смыслит, а нечто отвлеченное, ну хотя бы историческое… Дмитрий Донской? Александр Невский?
Порешили на последнем. Но доверить формалисту самостоятельную работу — нельзя. Сценарий должен сочиняться с писателем Петром Павленко, постановка осуществляться с режиссером Дмитрием Васильевым. Режиссеров писать по алфавиту: Васильев и Эйзенштейн.
К счастью, и в писателе и в сорежиссере Эйзенштейн нашел не только умелых мастеров, но и скромных, чутких и преданных друзей.
Видимо по совету писателя А. А. Фадеева Эйзенштейн, с которым предполагалось сотрудничество над проектом фильма «Москва», он начал работать с другим приближённым к власти писателем и сценаристом П. А. Павленко[15], который закончил первый вариант сценария под названием «Русь» в конце июля 1937 года (изначально он имел название «Господин Великий Новгород»)[16].
Фильм «Александр Невский» для государственного заказа, которым он и являлся, получился на редкость качественным и совершенно не политизированным. Хотя, как ни странно, именно по политическим соображениям он был довольно быстро изъят из проката. В 1938 году отношения СССР с Германией были еще чрезвычайно дружелюбными, и кинолента о разгроме тевтонских рыцарей на Чудском озере казалась не совсем политкорректной. И только в 1941 году, после начала Второй мировой войны, лента Сергея Эйзенштейна заняла свое достойное место в отечественном кинопрокате.
Надо сказать, что сценарий переписывался несколько раз по указанию историков, консультировавших картину, причем первый вариант сценария под названием «Русь» историк Михаил Тихомиров язвительно назвал «издевкой над историей» и буквально заставил сценаристов все переписывать заново.
Работа закипела. Каких только материалов не перелопатили Эйзенштейн и «сотоварищи». Изучали летописи, жития святых, синодики, исторические фолианты, фольклор, иконы, храмы, музеи, археологические раскопки. Виднейшие историки спорили о сценарии. Академики Ю. Готье, Н. Грацианский, Б. Греков, сделав сотни конкретных уточнений и исправлений, отнеслись в целом благожелательна Молодой А. Арунховский, готовящийся к своим сенсационным раскопкам в Великом Новгороде, согласился стать консультантом фильма. А вот академик М. Тихомиров так гневно, придирчиво, даже оскорбительно разнес сценарий, что камня на камне не оставил. Но Эйзенштейн с благодарностью учел множество злобных и презрительных его замечаний. А ведь был и самолюбив, и обидчив! Но истина и дело были превыше самолюбия. Каждое слово в сценарии осмысливалось, выверялось.
С середины авrуста они совместно с режиссёром вместе работали над вторым вариантом сценария, в предисловии к тексту, которого в связи с именем князя упомянуты были и Пётр Первый, и Дмитрий Донской. Третий вариант литературного сценария был представлен на отзыв Главного управления кинопромышленности 13 ноября 1937 года. Утверждённый рабочий план фильма, включал 198 съёмочных дней и предусматривал закончить картину к концу февраля 1939 года[17].
И все-таки эта картина относится к одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна.
Наконец-то вернулся из зарубежных гастролей тревожно ожидаемый композитор Сергей Прокофьев. Текст песен по предварительным стихотворным (!) наброскам Эйзенштейна написал поэт Владимир Аутовской. Музыку к фильму писал сам Сергей Прокофьев, причем у него получилась полноценная симфония, с использованием хора. Впоследствии симфоническая картина «Александр Невский» часто транслировалась как самостоятельное музыкальное произведение.
Автор собрал первоклассный актёрский состав. Прежде всего это, конечно, исполнитель главной роли Николай Черкасов, который продолжил работу с режиссёром и в «Иване Грозном». Приглашение на роль князя было для Черкасова неожиданным, застало врасплох, как он сам говорил, так как он считал себя в большей мере острохарактерным актёром, но был переубеждён и согласился с предложенной ролью. Объясняя образ Невского режиссёр говорил ему: «Огонь, сдерживаемый мудростью, синтез, слияние того и другого — это основное в характере Александра. Вот задача для актёра!»[18].
Без всяких проб Эйзенштейн утвердил Николая Охлопкова и Андрея Абрикосова на роли соратников князя Василия Буслаева и Гаврилы Алексича. Сергей Блинников сыграл Твердилу. На роль магистра ордена режиссёр пригласил выдающегося актёра Московского Художественного театра Владимира Ершова. Свою первую роль в кино сыграл Фёдор Одиноков.
Магистром крестоносцев стал мхатовский гигант Владимир Ершов, других рыцарей играли актеры немецкого и прибалтийского происхождения. Был найден старый, времен немого кино, артист Наум Рогожин с редкостной зловещей внешностью — на роль монаха-органиста. Были отобраны истинно русские — статные, полногрудые, ясноглазые красавицы Валентина Ивашева и Александра Данилова… Каждого исполнителя — пусть в эпизоде, в массовке — Эйзенштейн пристрастно оглядывал, опрашивал, примерял.
Консультантами фильма были профессиональные ученые — А. В. Арциховский, Ю. В. Готье, Н. П. Грацианский, А. А. Савич, М. Н. Тихомиров, Е. Е. Сыроечковский.
Съемки фильма «Александр Невский» начались 5 июня 1938 года.
Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
Вообще, фильм «Александр Невский» положил начало использованию множественных приемов, которые пережили все стадии развития кинематографа и пользуются популярностью по сей день, даже в век компьютерных технологий. Так, при съемке сражений использовался параллельный монтаж, быстрая смена планов и другие находки, которыми успешно пользуются до сих пор.
Сам съемочный процесс был очень масштабным и очень трудоемким, при этом времени на съемки было отведено очень мало. Так как картину снимали весной, то найти прочный и большой лед в это время года не представлялось возможным. Тогда было принято решение ключевую сцену сражения снимать в павильоне. Построили огромную декорацию, посыпали асфальт солью и мелом, добавили много белой краски и жидкого стекла и получилась довольно достоверная имитация льда.
Использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет[19]. В эпизоде поединка Александра Невского с магистром Ливонского ордена дублёром Николая Черкасова был старший лейтенант Н. И. Бучилёв, а дублёром магистра — Сурков, в будущем — генерал танковых войск[19].
Как, отмечал сам режиссёр на стилистику фильма повлияли оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Во многих местах очевидно также влияние эпоса «Слово о полку Игореве» экранизировать который режиссер предлагал «Мосфильму» перед этим. Виктор Шкловский указывает влияние на схему битвы у сценариста Павленко романа «Крестоносцы» Генрика Сенкевича. События фильма в русских сценах тщательно обставлялись старинными атрибутами, предметами интерьера и соответствующими декорациями. Эйзенштейн достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением доспехов Невского. Специально для фильма была изготовлена точная копия[источник не указан 370 дней] средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в чёрное, играет во время битвы (почерпнуто авторами из «Хроники Ливонии»).
Вместо запланированных 198 съёмочных дней режиссеру потребовалось лишь 115 и за досрочное окончание съёмок группе вручили переходящее красное знамя[20].
Все ликуют, газеты пишут о чуде, о волшебной организации съемок. Руководство рапортует…
Озабочен только Эйзенштейн. Фильм закончен лишь вчерне! Необходимы сокращения затянутых сцен, включение выпавшей при поспешном монтаже сцены кулачного боя новгородцев на мосту. Более того, необходимы досъемки чуть ли не целого фильма: поездки Невского в Орду за получением ханского ярлыка, ослабляющего феодальную раздробленность; смерти Невского, якобы отравленного с ведома хана и умирающего… на Куликовом поле! В сценарии была выдвинута дерзкая историческая гипотеза: Невский умирал там, где в 1380 году Дмитрий Донской разгромит ордынцев!
Против сцен в Орде возражало руководство, да и многие творческие работники. Эйзенштейн же настаивал: Орда придаст образу Невского шекспировскую многогранность и противоречивость. Не униженно, а горделиво пройдет он между ритуальных, очистительных костров хана; уйдет из Орды не подчиненным вассалом, а объединителем Руси, предтечей Донского, Грозного, Петра Великого!
Ничего этого снять не разрешили. Существует устойчивая версия, согласно которой знаменитым красным карандашом верховного властителя страны в сценарии было зачеркнуто все то, что следовало за монологом Невского, произнесенным на площади в Пскове: «…Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет: на том стоит и стоять будет русская земля!»
Слова действительно вещие, прекрасные. Победу Невского на западе они завершили достойно и ясно. А большего в 1938 году от фильма властям и не требовалось.
Фильм вышел на экраны с очень плохой звуковой дорожкой, которую режиссер побоялся трогать, так как именно в таком варианте картина была одобрена Сталиным.
Фильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года. Он начинался медлительно и печально — видом поля минувших жестоких битв, потрясавших Русь. Совсем как у Глинки в «Руслане и Людмиле»: «О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» Луг у Потылихи усеивал лично Эйзенштейн, собственноручно разложивший по земле полный грузовик костей — ребра, голени, черепа. Статичное, оперное начало, к счастью, быстро сменялось сценами рыбной ловли на Плещеевом озере, и потом — встречи Александра с ордынским наместником Хубилаем, в которой удачно очерчена историческая ситуация удельной Руси, зажатой между тевтонским Западом и ордынским Востоком. Между Германией и Японией — так это читалось в 1938 году. Дана и демократическая характеристика героя. Не вельможа и не святой, а народный крестьянский вождь, запросто тянущий с рыбаками невод, но и бесстрашно возражающий ордынскому оккупанту.
В новгородской сцене охарактеризованы Буслай и Гаврило Олексич. Довольно вяло, но намечен любовный конфликт — красавица Ольга не может отдать предпочтение кому-нибудь из двух витязей. Показаны нерешительность бояр и купцов, представлен ремесленник-орркейник Игнат. Действие происходит на фоне прекрасных декораций Иосифа Шпинеля, возвративших новгородским храмам, в реальности вросшим на полметра в землю, то есть в «культурный слой», первозданную стройность и устремленность к небу.
Трагического величия достигает фильм в сценах, показывающих поверженный Псков. Историки считали недостоверной гибель русских пленных в тевтонских кострах: католическая церковь сжигала еретиков, а захваченных иноземцев предпочитала обращать в рабство. Но Эйзенштейн этот момент в фильме оставил, чтобы потрясти зрителей беспощадной жестокостью захватчиков и предупредить о зверствах современных фашистов.
Белые балахоны рыцарей-крестоносцев на фоне черных дымов, их хищные лица, шлемы и мечи, непривычные русскому уху песнопения зловещи и сумрачно-великолепны одновременно. Нет, не принизил Эйзенштейн образ противника, понимая, что победа над сильным врагом как раз и станет доказательством подлинного могущества русских воинов.
Далее действие движется стремительно. Подготовке к битве отведено умеренное место. В сюжет вплетена линия предательства и шпионажа, что в фильмах 1938 года было обязательным.
Основное внимание Эйзенштейна сосредоточено на Ледовом побоище. Замысел Невского «зажать и нарушить» возник из озорной сказки о лисе, зажатой между двух березок. Не забыта была и народная традиция — составлена цепь из телег для опоры обороняющихся и задержки нападающих. Учли опыт окружения противника, идущий от Крестовых походов, а в момент создания фильма включенный в стратегические замыслы Гудериана. А знаменитая «свинья», закованная в сталь, наращивающая скорость, вонзающаяся, как копье, и разрывающая, разворачивающая порядки обороняющихся, — была ли она исторической правдой или предвидением, предсказанием?
Хрипловатые, страшноватые зовы тевтонских горнов. Нарастающий ритм неудержимого скока конных рыцарей. Шлемы с хищными когтями и клятвенными руками, с прорезями для глаз в форме крестов. Мечи, копья, броня на лошадях. Невозможно остановить стремительную лавину. Невозможно оборвать нарастающую музыку Прокофьева, страшную предшественницу антифашистской Седьмой симфонии Шостаковича. В музыку тевтонов вдруг врываются широкие ритмы призывной песни «Вставайте, люди русские!». Гремит языческий оркестр рогов, сопелок, бубен, свистулек, трещоток. Его поразительные ассонансы слились с тевтонским ритмом. «Свинья» вонзилась. Русские устояли. Загремела сеча.
Памятуя опыт Толстого, описавшего Бородино так, что в гигантской общей картине можно проследить поведение и подвиги отдельных героев, Эйзенштейн в головокрркительном монтаже сраженья показал и Буслая, и орркейника, и героически гибнущего юношу Савку, и лихо сражающуюся красавицу псковитянку, и старого крестьянина, да и врагов — белобрысого красавца, монаха, ветерана, чьи седые усы жалко и комично высовываются из расплющенного шлема.
А дальше сражение разбивается по эпизодам. Кнехты — тевтонская пехота — ощетиниваются пиками в неприступном каре, круговой обороне. Рушится пышный шатер католического епископа. Невский в конном поединке повергает тевтонского магистра — и не рыцарским мечом, а мужицким топором! И, наконец, талый лед подламывается под закованными в металл рыцарями, переворачиваются льдины, уходят в черную воду белые рыцарские плащи, скребут о закраины железные рыцарские рукавицы. И гремит, гремит победная русская песня.
Ледовое побоище занимает тридцать пять минут из ста двух продолжительности фильма, три части из двенадцати. Эйзенштейну хотелось вырезать метров двести, чтобы еще усилить темп. Но и в оставленной им длительности завораживает этот динамичный, вдохновенный, безукоризненно ритмичный эпизод, послуживший образцом множеству экранных баталий, порожденных событиями Второй мировой войны, превосходящих его масштабностью, количеством солдат, грозной современной техникой — танками, пушками, самолетами, но не превзошедших его по гармоничности и патриотическому пафосу.
После этого апофеоза следует сцена замедленная, тихая, скорбная. По льду Чудского озера, бывшего полем битвы, ходят с факелами женщины, разыскивая близких среди раненых и павших. Красавица Ольга находит обоих своих женихов, и Буслая, и Гаврилу, и два огромных богатыря опираются о плечи хрупкой, но выносливой женщины. Картинное зрелище сопровождает печальное и весьма продолжительное женское пение. Совсем как в театре, как в опере.
Заключительная сцена входа воинства Александра в освобожденный Псков тоже грешит статуарностью. Сквозь городские ворота тянутся сначала сани с убитыми. Их, к удивлению, очень мало: юноша Савка и оружейник Игнат, коварно зарезанный поверх «короткой кольчужки» предателем Твердилой. Затем идут пленные — кнехты, рыцари, позорно впряженный в телегу Твердило. Затем — под величественный и неземной колокольный звон въезжает Александр. Здесь он уже не демократический вождь, а князь и святой, о чем свидетельствует колокольный звон.
Как святой он вершит суд: кнехтов отпустить, ибо они подневольные; рыцарей обменять на мыло; предателя отдать толпе на растерзание. Ольгу, наконец, присудить в жены Гавриле, а Буслая утешить еще более красивой, да и сражавшейся отменно, псковитянкой Василисой.
Все сюжетные и, главное, идейные линии фильма завершены. Это становится особенно ясно, когда Невский повторяет перефразированный текст из Евангелия — торжественные и суровые слова о мече, от которого погибнет пришедший с мечом на русскую землю. Под ликующую музыку они снова возникают крупным титром в финале.Да, продолжение истории с поездкой Невского в Орду, а потом его смерть на Куликовом поле могли бы выглядеть чужеродными, снизить пафос фильма. Конечно, жаль ярких и дерзких замыслов великого режиссера. Может быть, нужно было создать вторую, отдельную картину об Александре в Орде? Но об этом никто, кажется, не задумывался.
«Агитка!», «Лошадиная опера!», «Житие советского святого!» — множество иронических, злобных, презрительных отзывов встречало фильм, сопутствовало ему. Но были и восторженные — и искренние, и фальшивые. Вскоре они приобрели официальный, стертый характер. А по прошествии времени стали еще стандартнее: «Советская классика 30-х годов!» и «Шедевр социалистического реализма»…
«Александр Невский» обрел широкую популярность моментально. Его многократно цитировали, его костюмы брали за образец костюмеры всего мира, а одна из его батальных сцен полностью была повторена в одной из частей фильма «Властелин колец».
16 марта 1939 года Николай Черкасов был обворован вором-домушником. 25 марта преступник был арестован в Тульской области.
16 марта в ленинградскую квартиру актера забрался вор-домушник. Воспользовавшись тем, что в квартире никого не было, он собрал в мешок наиболее ценные носильные вещи, а также прихватил все облигации займов, лежавшие в столе. С этим он и скрылся.
Буквально в тот же день обнаружив пропажу вещей, Николай Константинович написал заявление во 2-е отделение уголовного розыска. Так как преступление было совершено в отношении известного артиста, к тому же еще депутата Верховного Совета РСФСР, этому происшествию был придан статус особого. Над его раскрытием работала группа опытных сыщиков, которая подняла на ноги всю свою агентуру в преступной среде. И результат не замедлили сказаться. Уже 25 марта (то есть, через 9 дней после кражи!) преступник был арестован в Тульской области. Все украденные вещи были возвращены законному владельцу»
Фильмы с участием актёра в предвоенной стране вдохновляли советских зрителей на новые трудовые подвиги и воспитывали в них любовь к Родине. Примером станет следующая большая роль любимца публики, это Александр Невский. Одноименный фильм Сергея Эйзенштейна не только получит признание в стране, но и будет высоко оценен в мировой кинематографии, войдя в каталог лучших фильмов всех времен и народов как кино, воспитывающее патриотические чувства к своей стране. За роль Александра Невского и царевича Алексея в фильме «Пётр Первый» Николай Черкасов получает Сталинскую премию и орден Ленина. Примечательно, что профиль на ордене Александра Невского, высшей награде для командного состава Красной Армии, принадлежит главному герою одноименного фильма.
Летом 1939 года в семье Черкасовых умерла новорождённая дочь. В начале 1941 года на свет появился мальчик, которого назвали Андреем. А затем началась война, которая отняла у них старшую дочь: в 1942 году она погибла в ленинградской блокаде вместе с дедушкой — тестем Черкасова.
В первые месяцы войны Черкасов попал в числе других эвакуированных жителей Ленинграда в Новосибирск. Там он создал концертную бригаду артистов Театра имени А.С. Пушкина и отправился с гастролями на корабли Балтийского флота. В апреле 1943 года актёра вызвали в Алма-Ату для съёмок к фильме «Иван Грозный».
26 февраля 1947 года за исполнение главной роли в фильме Черкасову было присвоено звание Народного артиста СССР.
Продолжив сотрудничество с этим режиссером, Николай Черкасов создал свою лучшую роль в кино (параллельно исполнил ее и в спектакле «Иван Грозный — великий государь») — Ивана Грозного в одноименном фильме (1-я серия, 1945, Сталинская премия, 1946; 2-я серия, 1945, выпуск — 1958). Здесь были сведены воедино многие пристрастия актера — от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна.
Для обоих Иван Грозный — центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него — к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития.
(Продолжение следует)
Использованы материалы:
- ВикипедиЯ
- Николай Черкасов , актер: биография, личная жизнь, фильмы, работа в театре
- Черкасов Николай Константинович
- Николай Константинович Черкасов — биография
- Раззаков Фёдор Ибатович. Досье на звезд. 1934-1961. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 138.
- Александр Невский (фильм)
- Александр Невский
- Александр Невский. Художественный фильм. Ростислав Юренев
Читать по теме: