Творчество великого итальянского композитора Винченцо Беллини многократно детально рассматривалось на вебинарах Ирины Анатольевны Дедюховой. Традиционные музыкальные пятницы 4 августа и 8 сентября этого года были посвящены «Пуританам» и «Пирату». Это две зеркальные оперы, в моем понимании, о чем будет рассказано ниже. Участники вебинаров наслаждались с любовью подобранными ариями Эльвины и Имоджены в исполнении великих певиц 20 и 21 веков – Марии Каллас, Монсеррат Кабалье, Рене Флеминг, Домрау, Груберовой. Моя особая благодарность Ирине Анатольевне за «Пирата» — после него заболела оперой.
О композиторе Винченцо Беллини узнала в одиннадцать лет из черно-белого фильма «Каста Дива», показанного по телевидению. Помниться, как мы с подружками обсуждали этот костюмный фильм с участием звезд французского и итальянского кино. Ну и конечно, с изумительной музыкой. Отрывки из этого фильма неоднократно
показывались на вебинарах.
Мое увлечение оперой началось с финальной сцены «Пирата». Известный в советские времена музыкальный журнал «Кругозор» (выпускался с 1964 по 1992 годы) в майском выпуске за 1972 год вышел с рубрикой «Забытая музыка. Второй акт оперы Винченцо Беллини «Пират». Исполняет Монсерра Кабале». Именно таковой была транскрипция имени великой испанки. Опера «Пират» в те годы не шла ни на одной из многочисленных оперных сцен Советского Союза. Могла ли я себе представить, что в следующем 21 веке Монсеррат Кабалье приедет петь в город, где я родилась! Могла ли представить, что в этом городе будет построен самый большой в Азии и третий по величине в мире театр «Астана опера»?
И в сентябре 2017 года на сцене этого театра с аншлагом пройдут гастроли прославленного театра Ла Скала, на сцене которого два века назад состоялась судьбоносная премьера «Пирата», навсегда изменившего пути развития оперного искусства? И думала ли я , что придется защищать итальянского композитора от ретивых биографов, окончательно потерявших берега?
Мне захотелось поговорить о Беллини, его жизни и творчестве, вспомнить ту романтическую историю его любви к Маддалене Фумароли, рассказанную в фильме. Биографы композитора проявляют порой поразительную слепоту и глухоту. На русском языке существует пока единственная биография, изданная в серии «ЖЗЛ» в 1989 году. Она принадлежит перу Франческо Пастуры, многолетнего директора музея Беллини в его родной Катании.
В вышедшей в год двухсотлетия Беллини книге Стелиоса Галатопулоса 2001 году еще больше «фантазий на вольную тему». Начало этому «вольному сочинительству» положил многолетний друг композитора Франческо Флоримо, который уничтожил многие письма, а сохраненные самовольно переделал. На склоне лет, когда после описываемых событий прошло полвека, восьмидесятилетний Флоримо выпустил мемуары, которые крайне разочаровали Петра Ильича Чайковского, восхищавшегося музыкой великого сицилийца. Чайковский проницательно заметил – со страниц этой книги сходит человек, который никого не любит кроме себя. Русский композитор одним из первых усомнился в верности нарисованного Флоримо портрета.
Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (3 ноября 1801, Катания – 23 сентября, Пюто под Парижем) родился в сицилийском городе Катания в многодетной ( имел шесть братьев и сестер) семье профессиональных музыкантов. Его дед был церковным композитором, отец, Розарио Беллини, руководителем капеллы и органистом. Мальчик рано проявил музыкальные способности и получил прозвище «Моцарт из Катании». Благодаря стипендии местных меценатов юный талант в 1819 году поехал учиться в знаменитой неаполитанской консерватории Сан-Себастьяно, основанной указом короля Жозефа Бонапарта в 1807 году слиянием двух музыкальных колледжей. Если родная Сицилия была тихой гаванью для бежавших от революционных бурь неаполитанских Бурбонов, то бурлящий Неаполь с конца 18 века пережил не одну революцию и смену королей и династий. Через несколько месяцев после появления Винченцо летом 1820 года в столице королевства «Двух Сицилий» вспыхнула очередная революция с требованием «конституции» под руководством отца «итальянской революции» бывшего бонапартистского генерала Гульельмо Пепе.
Запомним это непривычное и сложно произносимое имя «Гульельмо». Согласно мемуарам Флоримо Беллини в свои восемнадцать лет стал горячим сторонником «идей свободы». И когда несколько лет спустя в «Пирате» в сцене безумия Имоджены появятся слова о «плахе» и «окровавленном топоре», то нужно помнить о реалиях разгрома неаполитанской революции в следующем 1821 году. Но Беллини остался верен «идеям свободы» настолько, что эти идеи, выраженные в либретто оперы «Эрнани» по мотивам драмы Гюго, насмерть перепугали цензоров из австрийской полиции, и композитор предпочел не заканчивать свое произведение, но не захотел поменять в тексте ни одного слова.
В Неаполе перед завершением консерваторского курса он познакомился с той девушкой, о любви к которой рассказывает фильм «Каста Дива».
Семья Маддалены Фумароли принадлежала к местной чванливой и надменной аристократии. Ее отец был президентом Верховного суда королевства двух Сицилий. Строгий отец, в отличие от фильма, любил, ценил и понимал искусство. Его талантливая дочь умела играть на фортепиано, петь, рисовать, писать стихи. С юным студентом консерватории у нее было много общих интересов и тем для разговоров. Но сначала романтика Беллини поразила ее красота. Он увидел в бинокль с балкона напротив как она кормит птиц (любимое занятие аристократок того времени, вспомним Клелию Конти, героиню «Пармской обители» Стендаля) и поливает фиалки, которые потом расцветут в знаменитой арии Амины из «Сомнамбулы».
Франческо Флоримо, представленный в «Каста Диве» студент неаполитанской консерватории, рассказывает, сколько изобретательности потребовалось его другу, чтобы попасть в заветный дом. Новые знакомые приняли очень радушно – ведь юный сицилиец оказался в Неаполе вдалеке от родных и друзей. Могли ли быть иначе? Очень красивый, белокурый, с голубыми глазами, высокий (рост 182 см) юноша обладал изысканными манерами, прослыл денди и за элегантность движений получил прозвище «лебедь Катании». Студент консерватории давал уроки музыки Маддалене.
Молодые люди искренне полюбили друг друга и мечтали о счастливом совместном будущем. Но жизнь жестоко сломала эти радужные планы. Злые языки наговорили судье про истинное отношение маэстрино к молодой сеньоре, и Беллини было отказано от дома. Конечно, он и Маддалена наладили тайную переписку. Флоримо был посвящен в «гениальный план» своего друга. Композитор был уверен, что успех его будущих опер изменит отношение судьи к браку.
Первая опера «Адельсон и Сельвини» была поставлена в консерваторском театре в 1825 году с огромным успехом. Незамысловатый сюжет вызывает недоумение современных биографов, хотя ответ лежит на поверхности у них под носом. Сюжет до боли напоминает ситуацию, в которой оказался сам молодой автор! Судите сами. Молодой художник (читаем в уме, композитор, одним словом человек искусства) оказывается в чванном доме лорда Адельсона и влюбляется в его воспитанницу. После многочисленных приключений он добивается ее руки. Опекун соглашается на брак. Легкая, радостная, изящная музыка покорила публику.
Окрыленный успехом Беллини послал верного Флоримо сватом к судье. И получил отказ в очень грубой форме: «Моя дочь никогда не станет женой нищего музыканта». Многоопытный отец заботился о благосостоянии своего чада, чтобы она никогда не узнала житейских невзгод, но своей заботой судья вынес собственной дочери смертный приговор.
Беллини не сдался после первого отказа. Он сел писать вторую оперу уже по заказу неаполитанского театра Сан-Карло. Исторически сюжет «Бьянки и Фернандо» позволил ему в музыке свободно поговорить о своей любви к Маддалене. В названии пришлось поменять одну букву в имени героя – из Фернандо он стал Джернандо. Неаполитанского короля звали «Фернандо» и этикет не позволял выводить героев с таким именем на сцене. После внесенных изменений оперу представили в театре 26 мая 1826 года. Это был триумф. О новом даровании говорил весь Неаполь. Маститый композитор Гаэтано Доницетти был в восторге. Королевский двор рукоплескал Беллини. Наивный юноша решил, что вот он, настал счастливый миг и отправил снова Франческо к грозному судье с предложением руки и сердца. Ответ был отрицательным в еще более грубой форме.
Беллини намерен был бороться за свое счастье и дальше: «Я заставлю отца сдастся после моей десятой оперы!» Композитор верил, что талантом и упорным трудом он добьется осуществления своей мечты. Чванливый аристократ даст согласие на брак, когда о композиторе Беллини заговорит вся Италия. Винченцо как и герой пушкинского стихотворения желал, чтобы Маддалена и ее семья слышали о нем каждый день.
Успех второй оперы привлек внимание к талантливому юноше хищного импресарио знаменитой миланской оперы ла Скала по имени Барбайи. В 19 веке между директорами театров шла битва за юных и не очень оперных гениев. Беллини решает рискнуть. Он покидает Неаполь с пониманием, что от его новой оперы зависит в прямом смысле слова его счастье и судьба.
В северном итальянском городе он находит друга и единомышленника в лице модного поэта и многоопытного либреттиста Феличе Романо. Два творца с первой минуты поняли друг друга: «Никто лучше меня не смог проникнуть в самые потаенные недра этого благородного ума и увидеть там источник, где рождается искра его вдохновения. Лишь мне одному удалось прочитать в этой поэтической душе, в этом пылком сердце, в этом пытливом уме стремление вырваться за пределы, в которых держат его школьные правила и услужливое подражательство, что ему нужна другая драма и другая поэзия». Вместе они совершили революцию в опере. Их первое совместное творение опера «Пират» изменило оперную традицию Италии раз и навсегда.
Либретто «Пирата» основывалось на пьесе модного тогда английского романтика Мэтьюрина «Бельтрам, или замок Альдебранд». Но это была основа, Романо и Беллини шли за своей фантазией. Получив либретто, юный гений заперся в комнате и запретил пускать к себе кого бы то ни было. Работал он пять месяцев с мая по сентябрь 1827 года. Беллини описал метод своей работы, который был революционен для той эпохи. Итальянский композиторов до него интересовала вокальная часть, пение, но не персонаж с драматургической точки зрения. Новатор из Сицилии видел оперу иначе: «Я внимательно изучаю характер действующих лиц, страсти, которыми они охвачены и чувства, которые их волнуют. Проникшись всем этим, я представляю себя на месте каждого из героев и стараюсь почувствовать и как можно сильнее выразить их волнение.
«Запершись в своей комнате, я начинаю декламировать роль каждого персонажа драмы со всем пылом и страстью и в то же время наблюдаю за модуляциями своего голоса, за ускорением или замедлением речи, наконец, за акцентами и манерой выражения, которые невольно рождаются у человека, одержимого страстью и волнением, и нахожу в них музыкальные мотивы и ритмы, какие могут выразить чувства и передать их другим людям с помощью гармонии».
Опера была написана и артисты приступили к репетициям. В новое произведение молодой сицилиец сложил всю душу, все пережитое и перечувствованное за эти годы. Можно смело сказать, что «Пират» написан кровью сердца. Сицилия 13 века. Борьба за остров между анжуйской и арагонской династиями. Но за средневековой драмой зрители видели коллизии своей эпохи. Герцог Эрнесто обманом и шантажом заставил прекрасную Имоджену стать его женой. Он уверил девушку в смерти ее возлюбленного Гуальтьеро и пригрозил казнить отца в случае отказа. У пары родился сын, но Имоджена не может забыть старую любовь. Однажды недалеко от замка терпит крушение корабль и появляется незнакомец, который приводит герцогиню в волнение. Это Гуальтьеро, ставший предводителем пиратов. В имени сицилийского пирата зрителям чудилось имя другого изгнанника, отца неаполитанской революции Гульельмо Пепе. Пират встречается с Имодженой и предлагает бежать , чтобы найти счастье на далеких райских островах. Она отказывается, но в этот момент появляется ее разгневанный супруг. На дуэли Гуальтьеро убивает врага, но рыцари герцога судом приговаривают его к смерти. Потеряв мужа и возлюбленного, Имоджена сходит с ума.
Опера была новаторской во всех смыслах. Сцена безумия Имоджены породила эпидемию сумасшествий на оперной и балетной сцене. Гуальтьеро был новым типом оперного героя романтической эпохи: красивый, загадочный, смелый. Такие образы требовали не только пения как раньше, но незаурядной актерской игры.
Беллини на репетиции пытался добиться от тенора Рубини актерской игры, но тот стоял на сцене, «как кочан капусты», по словам Феличе Романо, не зная куда деть руки. Композитор пытался объяснить исполнителю как во фразе «Отца ты пожалела, но ко мне была так жестока» должны чувствоваться слезы. Своим слабым голосом Беллини пропел эту фразу с рыданием в голосе. Рубини, наконец, осознал, как преподносить этот новый образ. Можно смело сказать, что в «Пирате» впервые в итальянской опере была осуществлена силами Беллини режиссура спектакля.
По городу поползли слухи о необыкновенных требованиях автора к исполнителям. Любители оперы поняли какое необычное зрелище их ожидает. Начался ажиотаж. Билеты были вмиг раскуплены.
Премьера оперы состоялась на сцене театра Ла Скала 27 октября 1827 года. Это был триумф двадцатипятилетнего автора. В страданиях разлученных героев зрители узнавали свои жизненные коллизии Средневековые герои оперы стали близки современникам Беллини. Большинство вступило в брак по выбору родителей, а не по любви. Каждый вспоминал своих Имоджен и Гуальтьеро, возмущался своими нелюбимыми Эрнестами. Беллини по обычаю того времени сидел во время представления в оркестровой яме. Он сам, охваченный сопереживанием, рыдал после представления.
После миланского триумфа следует рассказанная Флоримо невероятная история, которую ставят под сомнение современные биографы, хотя она вошла в русский текст биографии Беллини в серии ЖЗЛ. По его невнятным намекам в « Мемуарах», упрямый судья после общеитальянского успеха «Пирата» — оперу ставили не только в Милане, сменил гнев на милость и согласился на брак своей дочери с Беллини. Удивительно то, что сам композитор в этот момент находился за тридевять земель и получается «без меня меня женили». Кто выступал сватом от имени композитора на сей раз? Флоримо молчит. Но якобы после получения согласия сам Винченцо отказался жениться по причине финансовых затруднений. Звучит дико и неправдоподобно. Тем более, что в письме самого композитора Флоримо, которое тот забыл уничтожить, Винченцо признается как пытается забыть свою безнадежную страсть к Маддалене и похоронить пустые мечты в объятиях замужней дамы Джудитты Турина, связь с которой биографы композитора назовут его главной ошибкой в жизни, а он сам после пятилетних мучений – «адом».
Беллини разорвет отношения с красавицей на следующий год после триумфальной поездки в Неаполь в 1832 году, где его чествовали как национального гения. К тому моменту из под пера Беллини вышли такие шедевры как «Чужестранка», «Монтеки и Капулетти», «Беатриче ди Тенда». «Сомнамбула», «Заира». О нем заговорила вся Европа. Театры на перебой предлагали контракты. Великие певицы Джудитта Паста, Джулия Гризи, Мария Малибран считали за честь петь в его операх.
В январе 1832 года настал долгожданный момент поездки получившего общеевропейскую известность композитора в Неаполь и на Сицилию к родным. Этот приезд в родные места заставляет вспомнить сюжет драмы «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренмата. Добившаяся власти, денег и славы героиня приезжает, чтобы отомстить за пережитые в юности унижения.
Складывается впечатление, что Беллини двигали те же мотивы – отомстить своим искусством обидчикам. Он не требует суда, не выдвигает условий, но сам выносит приговор участникам своей юношеской драмы на оперной сцене. Об этом говорит выбор оперы, которую он представил неаполитанцам. Это не самые знаменитый «Норма», «Сомнамбула», или «Пират». Беллини настаивает на постановке «Капулетти и Монтекки»! Своей оперой он говорит с семьей Фумаролли и со своим учителем Цингарелли, использовавшим тот же сюжет. Сейчас ученик демонстрирует учителю свои достижения, доказывает правоту его слов: «Этот сицилиец далеко пойдет». Опера Беллини заставит забыть произведение Цингарелли. Но композитор из театра обращается еще к двоим жителям Неаполя – Маддалене Фумароли и ее отцу. Это самое личное произведение «лебедя Катании». Он жаждал, чтобы высокомерное семейство узнало себя в действующих лицах.
Читать по теме:
2 комментария
СПАСИБО!!!!!!
Сегодня 23 сентября исполняется ровно 182 года со дня смерти (23 сентября 1835) великого итальянского композитора Венченцо Беллини. К этому дню и были подготовлены две статьи. Хорошо, что мы чтим его память в «Литературном обозрении».