В этом году на экраны вышел новый американский сериал «Вражда». Лично до меня вести о нем дошли случайно, и рекламы на просторах интернета и нашего отечественного телевидения не было, что, как я считаю, говорит о многом. Не по душе определенной аудитории, за исключением конечно здешних читателей, сильные киноленты. Я настоятельно рекомендую потратить свои выходные, а точнее 7 часов (сериал состоит всего из 7-ми серий, каждая из которых идет по часу) на просмотр действительно интересной истории двух кинодив золотой, нет, брильянтовой эпохи кино.
Немного о сериале. Это история о вражде двух величайших кинодив Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. Личные биографии каждой из них – это отдельный пласт истории кино, изучение которого не влезет в анализ сериала в целом, но просмотра сериала будет достаточно, чтобы составить своя личное мнение о жизненном пути каждой из них.
Две уже отыгравшие свое актрисы встречаются на съемках фильма «Что случилось с Бейби Джейн?». До этого их знакомство друг с другом было лишь косвенным. Бетт Дэвис завидовала невероятной красоте Джоан, а Джоан Кроуфорд лишь мечтала играть на сцене и в кино так, как делала это Бетт. У обеих за плечами были не удавшиеся браки и тяжелые отношения с детьми. Провал шел в ногу с успехом. Обе были ведущими актрисами своего времени. И нельзя не сказать, что, если бы не обстоятельства, которые помешали им стать хорошими подругами, за счет своего схожего жизненного опыта, — их дружба действительно могла стать культовой, явлением своего времени. Но, как говорится, «что-то пошло не так». И их вражда не просто погубила их второй совместный фильм, но и отравила обеим последние годы жизни.
«Что случилось с Бэби Джейн?» (англ. What Ever Happened to Baby Jane?, 1962) — психологический триллер с элементами гиньоля, снятый режиссёром Робертом Олдричем по одноимённой новелле Генри Фаррелла, с участием «оскароносных» легенд классического Голливуда — Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд.
Премьера состоялась 26 октября 1962 года в Нью-Йорке, а 31 октября фильм вышел в широкий прокат. Во Франции премьера фильма состоялась в мае 1963 года в рамках конкурсной программы Каннского фестиваля. Успех картины в прокате (бюджет окупился в 10 раз) породил в Голливуде недолгое увлечение т. н. геронтологическим триллером (hagsploitation). (ВикипедиЯ)
Стоит отметить, что актрисы которые играют кинодив, сами являются невероятно талантливыми титанами нынешнего Голливуда. Так например, красавицу Джоан Кроуфорд играет легендарная Джессика Ленг (Кинг-Конг; Почтальон звонит дважды; Американская история ужасов). Женщина, чье мастерство и умение перевоплощаться не устаревает, а с годами только перерождается на экране. Вспомнить один только сериал «Американская история ужасов», который значительно обеднел с ее уходом. Фанаты негодуют и умоляют ее вернуться – вот что значит покорять своим мастерством .
А неповторимую Бетт Дэвис играет всем давно известная Сьюзен Сарандон ( Мачеха; Шоу ужасов Рокки Хоррора; Тельма и Луиза). Актриса поистине талантливая, с невероятной энергетикой, которой заряжаешься при просмотре фильмов с ее участием, и совсем неважно, это главная роль или эпизодическая, ее невозможно не запомнить.
Действие сериала разворачивается в конце 50-х годов. Это солнце, пальмы, огромные роскошные особняки с бассейнами, знаменитости пьют мартини и курят в свое удовольствие, счастливые улыбки и богатые наряды. Но сколько боли скрывается за кулисами фальшивого обаяния Голливуда. Что остается потускневшим от времени звездам аллеи славы, чтобы оставаться на плаву, платить по счетам за свою роскошную с виду жизнь и продолжаться питаться славой и признанием публики?
На тот момент ни Джоан, ни Бетт были никому не нужны. Бетт играла проходную, не по ее таланту, роль в театре. А Джоан и вовсе мариновалась у себя в полупустом, практически без мебели, особняке. В сериале застрагивается очень интересная мысль, почему так произошло.
В то время мужчин было значительно больше чем женщин, а следовательно и главными персонами и кандидатами на роль кино преимущественно были мужчины, фильмы в первую очередь для мужчин, с мужчинами в главных ролях. Эту мысль поднимает одна из героинь сериала, которая пытается продвинуться по карьерной лестнице, но не как помощница, или еще более популярная профессия того времени – секретарша, а как режиссёр. И если только в конце 20-го века на экранах начали появляться актрисы в главных ролях, которым за 50, то в то время карьера актрисы заканчивалась после 35лет.
Двум блестящим кинодивам были закрыты двери на ведущие киностудии по истечению их срока годности, не находилось ни одного сценария, который мог бы удовлетворить непомерные запросы актрис.
А раз такого сценария не напишут, его придется найти самостоятельно. И здесь поражает невероятная сила духа Джоан, она не просто нашла подходящую книгу, по которой получится отличный сценарий, не на нее одну, но так же и на ее заклятую, до этого не близкую по общению, подругу.
Разумеется Бетт соглашается, но в силу своей гордости не сразу. И здесь начинается самое интересное. Поначалу, на съемочной площадки актрисы действительно общались как подруги. Ими двигала общая цель – сделать хороший фильм и вновь почувствовать вкус былой славы. Да, была взаимная неприязнь, но вызвана она была их общей неуверенностью в себе. Одной не хватало красоты, а другой таланта. Да и просто чисто женская конкуренция, которая присутствует в любом женском коллективе, не говоря уже о сцене. И вот именно на этом контрасте их сложных взаимоотношений, хрупком балансе решили сыграть создатели фильма. Дело в том, что суть фильма отдаленно напоминает историю актрис. В сюжете фильма рассказывается тяжелая история двух сестер киноактрис. Они стары, не актуальны, хотя когда у них было все, одна из них более озлобленна на мир, чем другая, и от этого и возникает драма. Это новое направление в кино того времени. Тогда были особенно популярны фильмы ужасов, про красивых, действительно красивых, недоступных и очень талантливых женщин, которые сходят с ума от тяжелой судьбы. Такие фильмы были очень унизительными для киноактрис, но когда другого выхода нет, приходится идти на компромисс. Я полагаю, что именно тогда раскрылось потаенные желание обидчивых мужчин, увидеть в унизительном, нелепом и очень горьком амплуа, былых красавиц уже на закате жизни, но чье имя не канет в лету. Своего рода месть за их красоту и недоступность.
О съемках фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»
Чтобы пробудить у публики интерес к фильму с участием звёзд прошлого, в материалах о нём всячески подчёркивалось, что неприязнь обеих актрис друг к другу сказывалась и во время съёмок. Так первые трения между двумя актрисами начались тогда, когда Бетт Дэвис установила на съёмочной площадке автомат с Кока-Колой. Джоан Кроуфорд, будучи вдовой владельца Пепси-Колы Альфреда Стила, решила, что та сделала ей это назло. Затем, во время постановки сцены, где Джейн пинает Бланш, Дэвис так сильно ударила Кроуфорд, что той пришлось накладывать швы на раны. В ответ на это Кроуфорд, готовясь к съёмкам сцены, где Джейн тащит Бланш по полу, тайком от всех положила в карманы своего платья тяжёлый груз и в результате чего у Дэвис под конец съёмки совсем заломило спину. И, наконец, Кроуфорд была очень недовольна тем, что именно Дэвис за роль в этом фильме (в последний раз в карьере) номинировали на «Оскар».
Лепту в размолвку актрис внесла и сцена, где Джейн имитирует голос Бланш, разговаривая по телефону — Дэвис, к её недовольству, так и не смогла сымитировать голос Кроуфорд, поэтому последняя переозвучила сцену при монтаже. (ВикипедиЯ)
«Что случилось с Бэби Джейн?»
В 1917 году белокурая девочка Джейн Хадсон с успехом выступала на сценах водевиля. Её популярность и очарование были огромными настолько, что по её подобию даже выпускались куклы, а отец Джейн всегда потакал всем капризам дочери. В то же время её никому неизвестная сестра, брюнетка Бланш, получала от отца только тумаки и таила обиду на сестру, любившую поиздеваться над ней. К 1935 году, когда сёстры Хадсон работают в Голливуде, ситуация кардинально меняется: никем ранее не замеченная тихоня Бланш становится известной кинозвездой, в то время как Джейн к тому моменту известна уже отнюдь не своим звёздным детством и детским обаянием, а скандальными выходками и непристойным поведением на съёмочных площадках. В кино ей позволяют сниматься только потому, что одно из требований контракта Бланш гласит, чтобы за каждый фильм с участием Бланш студия снимала фильм с Джейн в какой-нибудь роли. Но при этом качество актёрской игры Джейн до того оставляет желать лучшего, что один из режиссёров, снявший её в своём фильме, предрекает: когда-нибудь Джейн Хадсон закончит свою жизнь в психушке. В один из таких дней поздно вечером сёстры Хадсон возвращаются домой с вечеринки на машине. Машина останавливается перед воротами, одна из сестёр вылезает из кабины и идёт к воротам, чтобы их отпереть, а другая же тем временем нажимает на педаль газа, опускает рычаг и газует вперёд. Машина врезается в ворота, после чего слышится истерический плач… (ВикипедиЯ)
Так вот, поскольку сюжет фильма построен на противостоянии, то создателям фильма было очень выгодно, чтобы актрисы играли как можно реалистичнее. И для этого, как Вы уже догадались, потребовалось их рассорить.
Дьявол в мелочах. И это понимают в первую очередь женщины. Только мы можем подмечать любые изменения в тоне, поведении и поступках человека. Сделать на основе этого свои выводы и действовать уже из своих, порой надуманных, соображений. А что уж говорить об актрисах, при том, что каждая из них пыталась хоть немного обойти свою коллегу, быть лучше. И как подло было пользоваться этой женской особенностью режиссеру, который играл на чувствах одной из них. Джоан, которая в порывах глубочайшей обиды, неосознанно выводила из себя довольно хамоватую Бетт. Лично я в этой ситуации на стороне Джоан. Мне ее искренне жаль, потому что именно она запустила этот фильм тем, что не сдалась, не смирилась с обстоятельствами. Нашла подходящую историю, договорилась с режиссером, который как я считаю, ее предал, а потом и лично пригласила Бетт в проект. На мой взгляд, если бы создатели фильма стали играть на чувствах Бетт, то у них бы ничего не получилось, она более толстокожа, в каком-то роде сильнее, чем Джоан, которой, в отличии от Бетт, нужно от людей-то немного – уважение и справедливость, которую она никогда не видела, даже от своей семьи.
Но я ни в коем случае не хочу кого то настроить против Бетт, потому что не будь она такой какая есть, то не стала бы такой талантливой, она снималась в кино вплоть до 2000-х, не останавливалась и бралась за любую работу, какой бы нелепой и не соизмеримой с ее талантом она не была.
Этот сериал открыл для меня нечто давно известное, но не понятое до этого момента. Сколько драм, связанных с женской дружбой и как много обид, недопониманий и разочарований можно было избежать, если бы на момент остановиться и посмотреть на проблему со стороны, оценив конфликт и да, первой пойти на компромисс, переступить через неоправданную гордость. Сколько друзей можно было бы сохранить.
Фраза в конце фильма «Что случилось с Бейби Джейн?» :
«Ты хочешь сказать, что все это время мы могли быть подругами?»
сопровождает пусть и короткую но историю взаимоотношений Джоан и Бетт, фраза которая собирает какие-то отголоски былой дружбы, такая была у каждого, и напоминает что очень глупо и больно поддаваться суете и забывать о главном, как важно не пропустить в своей жизни людей, кто действительно сможет сделать ее богаче.
4 комментария
ЗдОрово! Стиль изложения становится всё легче для восприятия.
Спасибо.
И традиционно. Где кнопочка?
Дмитрий! Спасибо, что напомнили про кнопочку. Извините.
:)
Спасибо автору за рекомендацию нового сериала, признаюсь, о таком и не слышала! И за интересную историю о взаимоотношении двух актрис в мире кинематографа, читать было легко и захватывающе! А фотографии словно сделали рассказ живым!