После вебинара о нобелевском лауреате Мадиано , где речь шла также о присуждении этой премии Алексиевич в прошлом году, обратилась к биографии самого Нобеля. Очень много интересного и даже мистического обнаружилось. Но после «Парнасских сестер» ничему не удивляюсь. Нобель и русский язык.
Нобель хорошо изъяснялся на французском, немецком, русском (!) и английском языках. Долгое время прожил в России. Имеет прямое отношение к бакинской нефти, богатства его, послужившие основой для премии, заработаны в России. Из писателей ценил Виктора Гюго, но особо восхищался поэзией Шелли и его трагедией «Ченчи», которая вдохновила его на собственное творчество. Находясь при смерти тот, кого современники заклеймили как «создателя динамита», «миллионера на крови», «торговца смертью» в 1896 году пишет свою единственную трагедию «Немезиду». Церковь сочла пьесу скандальной и богохульной, и весь тираж, кроме трех экземпляров, был сожжен. Привет Мастеру из булгаковского романа. Но рукописи не горят! Пролежав в пыльных архивах бурный и кровавый 20 век, пьеса обнаружилась в 2003 году, в 2005 году ее впервые поставили в Стокгольме. Трагедия была переведена на русский язык и поступила в российские библиотеки, внимание!…в 2010 году! Не раньше, ни позже! Трагедия Нобеля об изнасилованной собственным отцом несчастной Беатриче Ченчи стала доступной для русского читателя в год гонений на писателя Ирину Дедюхову из-за письма президенту России в защиту тринадцатилетней девочки из лагеря «Дон»!
Как и все остальные Нобель считал, что Беатриче пошла на казнь в шестнадцать лет, то есть кошмарный случай случился с ней по меньшей мере за год до этого в 15 или 14 лет. До 1592 года она воспитывалась с монастыре. Римские юристы не смогли спасти несчастную Беатриче от казни, но ее адвокатами в веках выступили великие художники, поэты, писатели, композиторы, режиссеры. Молодую римлянку пять веков защищает цвет европейской культуры, к которому на смертном одре примкнул и инженер Нобель. Меня удивляет, что такого взрывоопасного могло быть в трагедии «создателя динамита» после разбора темы атеистом Шелли? Или почти дословно пересказанной Стендалем и Александром Дюма рукописи?
Дюма воспользовался описаниями казни семьи Ченчи в романе «Граф Монте-Кристо». В «римских главах» описывается механизм mandaia ( Cтендаль ошибочно называет его mannnaia или это ошибка переводчика) и казнь Джакомо Ченчи ударом палицы в висок, называемая mazzolatto.
Судьба романа «Парнасские сестры», который пока не был издан, заставляет вспомнить судьбу «Немезиды» Нобеля.
Появление из небытия пьесы Альфреда Нобеля «Немезида» об убийстве графа Ченчи дочерью с помощью священника ( текст не читала, знаю содержание по отзывам) заставило историков отправиться в архивы и издать в 2005 году несколько книг в стиле «журналистского расследования». Их выводы совпали с мнением римлян 16 века об отсутствии «мотива убийства отца» у Беатриче, о чем она твердила много месяцев и о наличие «шкурного интереса» у папы Климента VIII, которому несчастная семья Ченчи шесть лет писала слезные письма с просьбами унять «главу семьи». Вместо помощи папа их отправил на плаху, а состояние фактически присвоил его племянник.
Папе и его судьям пришлось сочинять «мотив убийства» для Беатриче в той рукописи, которой потом воспользовались Шелли, Стендаль, Дюма и другие. Ирина Анатольевна права – зло и добро не меняются местами ни в 16, ни в 21 веках. Но в 21 веке все прежде тайное становится явным. Восстановлена историческая справедливость для Ричарда III, который не убивал своих малолетних племянников. Устами художника Караваджо двадцать первый век объявил о невиновности Беатриче в убийстве отца в сериале 2007 года.
9 сентября 1598 года Олимпио Кальвети, управляющий замка Рокка Петрелла и наемный убийца по прозвищу «Каталонец» убили с помощью гвоздя и молотка спящего графа Ченчи. Кто были заказчики? Римляне полагали, что граф имел множество врагов, которые расправились с ним, а вину свалили на семью Ченчи. Кальвети как опасного свидетеля нашли с перерезанным горлом. «Каталонца» поймали, и под пыткой он сознался в убийстве. Дознавателей интересовали заказчики. Он назвал Беатриче Ченчи, которая дала ему деньги и плащ отца. Им устроили очную ставку, но Беатриче все отрицала. Вдруг убийца переменил показания и признался, что оговорил ни в чем не повинную девушку. Автор рукописи видит в этом «торжество красоты римлянки». А может в человеке совесть проснулась, душа заговорила, правильный нравственный выбор сделал в последний момент и не захотел он на эшафот отправить молодую невиновную девушку?
Беатриче была не только самой красивой девушкой в папских владениях, но и очень умной. Ее ответы на запутанные вопросы папских судей ставили их в тупик. Могла ли столь умная и осторожная особа подарить плащ убийце и что это за убийца, который прилюдно щеголяет в плаще своей жертвы? Ситуация с плащом смахивает на провокацию. Каталонец предпочел умереть под пытками, но не взял слов о невиновности Беатриче назад. Не учли организаторы провокации наличие у наемного убийцы совести и души. Каноническая, библейская история о раскаявшемся убийце, распятом рядом с Христом.
На картинах Брюллова и Щедрина фоном мосту Святого ангела служит храм Святого Петра, знаменитое совместное творение многих гениев Италии Рафаэля, Браманте, Микельанджело и других. Знаменитую колоннаду храма, как и статуи на мосту Святого ангела проектировал архитектор и скульптор Лоренцо Бернини в 17 веке. Нравственный выбор совершается индивидуально во все века. Одни храмы сооружает, а другие убийц подсылает и чужую собственность присваивает. Но добро и зло местами не меняются.
Папе удалось вырвать подтверждение рассказа убийцы, от которого он сам отказался, у женщин и детей калеными щипцами и дыбой. Неделю назад у Александр Дюма впервые прочитала, как пытали несчастную Беатриче по личному распоряжению папы. Климент VIII негодовал, что девушку не допросили с «пристрастием», то есть под пыткой. Папа тоже подозревал, что судьи поддались очарованию красоты. Стендаль пощадил читателя и опустил подробности. Автор рукописи расписывает все детали самым подробным образом – как связали руки за спиной, на сколько футов поднимали, груз каким весом ( 50 фунтов) привязывали к ногам. Дает квалификацию пыток. Которой подвергли двадцатилетнюю девушку – самая тяжелая. Но Беатриче теряла сознание от боли, но вины не признавала. Ее мужество потрясало всех читателей рукописи от Шелли до Моравиа. Тогда в пыточную камеру привели ее мачеху и братьев, один из которых был еще ребенком. Старший Джакомо сказал: «Сестра, прости, не все такие сильные как ты. Мы во всем сознались». Беатриче продолжала стоять на своем и вины не признала.
Папа читал протоколы допросов всю ночь, а утром воскликнул: « Привязать их к хвостам диких лошадей и прогнать по улицам Рима». Ему казалось, что операция «грабь награбленное» прошла блестяще. Но главу католической церкви ждал неприятный сюрприз. Волчий нюх на большие деньги был не только у него, но и у адвокатов. Состояние графа Ченчи по тем временам было колоссальным – земли оценивались в пятьсот тысяч скуди, а еще вклады в банках. Стендаль перевел состояние Ченчи в современные ему деньги – получилось несколько миллионов франков. Папа возмущался : «В Риме убивают отцов и находятся адвокаты, которые защищают убийц!» Но адвокаты вцепились в дело мертвой хваткой. В материалах следствия с ноября 1598 по август 1599 не было и намека на инцест, хотя примеров буйного нрава и жестокого обращения с дочерьми графа было более чем достаточно. Ченчи однажды напал на Беатриче с хлыстом и избил ее до потери сознания. Но она сама неоднократно повторяла, что у нее отсутствовали мотивы убийства отца. На этом же настаивал и самый опытный и известный адвокат Рима Просперо Фарриначчи. Его речи как образец знания «римского права» были впоследствии опубликованы, в том числе и речь в защиту Беатриче Ченчи. Если бы Ченчи изнасиловал свою дочь, то она имела бы полное право на самозащиту. Почему ни она, ни ее адвокат не воспользовались таким козырем для защиты? Но ни малейшего намека на насилие с их уст не прозвучало.
Рим волновался и не верил в виновность семьи Ченчи. Папе докладывали о взрывоопасной ситуации в городе. Город наводнили вооруженные отряды. Охрана у эшафота была усилена. 11 сентября весь Рим вышел на улицы, площади и балконы. Город проводил в последний путь Беатриче Ченчи, похороненную в церкви под картиной Рафаэля «Преображение», усыпав ее гроб цветами. Общественное мнение было на ее стороне. Папа же готовился к аукциону собственности казненных, на котором земли стоимостью пятьсот тысяч скудо его племянник Джанфранческо Альдобрандини должен был «купить» за 91 тысячу(!) – практически даром. Общественное мнение надо было переломить. Папский двор нашел автора, которому предоставили материалы допросов и поручили написать рассказ об изнасилованной отцом дочери, которая из мести организовала его убийство. Во он мотив убийства – насилие. Знакомство с показаниями свидетелей в итальянском интернете, позволяет мне сказать, откуда тот или иной пассаж рукописи. Автор рассказывает, как граф ходит по замку голым и ложиться в таком виде в постель своей дочери. Это допрос Caledonia Lorencini, служанки из Петреллы, от 29 августа 1599 года. Последний допрос Беатриче был 19 августа. Она вину так и не признала. Автор рукописи сознательно изменяет показания Каледонии в нужном ему русле. По словам служанки, накануне рождества 1597 года граф пытался ночевать в кровати дочери, но она его выгнала со словами : «Я не хочу, чтобы меня сожгли». Рано оставшись без матери, умершей родами в 1583, Беатриче до 1592 года воспитывалось несколько лет в монастыре и знала, что такое хорошо, а что такое плохо, где зло, а где добро. Автор рукописи врет, когда описывает оргии в палаццо Ченчи, в которых Беатриче якобы принимала участие по «наивности». Описание взято из летописей о похождениях папы Александра VI Борджиа с дочерью Лукрецией. У Дюма сначала идет описание семейства Борджиа, а потом Ченчи. Описание оргий совпадает один к одному. Но Беатриче явно не была Лукрецией Борджиа. Она знала, что за сожительство с отцом ее ждет костер, о чем ему прямо и заявила. Сомнительно, правда, что она так откровенно делилась со служанкой своими проблемами. Скорее, кто-то вбрасывал нужную информацию после неудачи с признанием Беатриче. В пыточной камере донна Лукреция, убеждая Беатриче сознаться, намекает на «утрату чести», если бы графа не убили. Признания со стороны Беатриче и ее адвоката в совершенном насилии нет. Источник – неясные намеки свидетелей, которых «уговаривали» дыбой, и ангажированная рукопись, автор которой через слово повторяет «божественное правосудие не могло допустить, чтобы отцеубийство осталось без наказания».
Рукопись, что называется, «пустили в народ» и первые признаки этого проявились в пьесе английского драматурга Филиппа Massinger “Unnаtural Combat’ в 1619 году. Под другими именами и в другой стране была рассказана истории семьи Ченчи. В 1740 году историк Лудовико Антонио Муратори описал события в «Анналах Италии». Драматург Vincenzo Pieracci ( 1760-1824) первым опубликовал трагедию о Беатриче Ченчи. За три последующих столетия написано несколько десятков драм, новелл, романов, фильмов , опер и балетов. Не имея такого доступа к архивам как сейчас, люди искусства интуитивно чувствовали необходимость восстановить справедливость и защитить казненную девушку.
Папский казначей Кристофоро Ченчи думал о благе своих потомков. Его сын Франческо родился вне брака 8 ноября 1549 года. Женившись на его матери Беатриче после рождения ребенка, он его узаконил и передал ему не только титул, но и колоссальное состояние. В ангажированной рукописи неверно указан папа, у которого Кристофоро Ченчи был казначеем. Казначей Ченчи умер в 1562 году до понтификата Пия V. Он был смотрителей казны у самого жестокого папы в истории Павла IV Каррафы. Его зверства, когда людей не только сжигали, но и варили живьем, настолько возмутили Рим, что после смерти римляне разбили и выбросили в Тибр статуи ненавистного папы-изувера. Состояние Ченчи было запятнано кровью жертв папской инквизиции и их проклятиями. Франческо Ченчи катился этаким колобком «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от тебя уйду» мимо пап Пия V, Григория XII, Сикста V. Лисой с «волчьим нюхом и хваткой» в его случае оказался папа Климент VIII. Трагедия Шелли начинается монологом Ченчи, сетующего на потерю трети состояния – 100 тысяч скудо, чтобы откупиться от тюрьмы. Английскому поэту, несмотря на все его вольномыслие, атеизм и социализм тошно назвать истинную причину заточения графа – вместо педофилии он называет убийство слуги. Развращенный неслыханным богатством Ченчи стал опасен для общества и собственной семьи. Но у Климента VIII были свои планы. Устраивать провокации с мальчиками умели и в 16 веке.
Кристофоро Ченчи напрасно думал, что награбленное конфискациями состояние принесет благополучие его потомкам. В самом кошмарном сне он не мог вообразить, что его сын будет убит гвоздем и молотком, а внук и внучка закончат дни на эшафоте. Единственный оставшийся в живых внук судом будет осужден на пожизненные галеры. Состояние будет конфисковано в пользу тех, у кого тогда был «административный ресурс». Такое называется «стрелкой с Немезидой». Не нужно шутить с богиней возмездия ни в 16, ни в 21 веке.
Почему Альфреда Нобеля интересовал такой, по выражению Ирины Анатольевны, нафталин вечных проблем как история семьи Ченчи из 16 века. Он писал свою трагедию в прозе «Немезида» в 1896 году уже фактически на смертном одре. После публикации трагедия Шелли в 1819 году много чего произошло в девятнадцатом веке интересного. Нобель должен был знать роман Достоевского «Братья Карамазова», центральная тема которого – отцеубийство. Толчком послужила реальная история молодого человека, встреченного писателем на каторге. Но когда мы читаем описание Федора Карамазова, его «профиля римлянина времен упадка», то нам явно подмигивает Франческо Ченчи, гордый римский профиль которого описал Стендаль. Тему семейства Ченчи ввел в русскую литературу Александр Сергеевич Пушкин. Помните прекрасный советский телефильм в трех сериях «Маленькие трагедии»? Сюжеты маленьких трагедий связывает импровизатор из «Египетских ночей» ( 1835). Среди поданных записок с предлагаемыми темами – семья Ченчи. Могу предположить ,что Пушкин был знаком с трагедией Астольфа де Кюстина «Беатриче Ченчи» ( 1833). Пушкин не написал произведения на эту тему, но разве в «Скупом рыцаре» не проглядывается отношения между графом Ченчи, который отказался содержать сыновей, и подобным же отношением героя к сыну? Трагическая история реальной семьи 16 века оказала не только прямое, но и косвенное влияние на литературу.
История семьи Ченчи потрясает людей шесть веков (!): 16 век, когда по горячим следам через четыре дня после казни чтобы успеть до аукциона земель и поместий Ченчи в октябре была на скорую руку сляпана рукопись, о которой говорит в предисловии Шелли и которую Стендаль с купюрами пересказывает, 17 , 18, 19, 20 и 21 века ! Есть ли еще реальная история девушки 22 лет, которая вдохновляет на трагедии, оперы и фильмы шесть веков подряд? И как эволюционировал сюжет от «отцеубийцы» до «я не верю, что Беатриче убила отца» из уст Караваджо в 2007.
У Стендаля в «Итальянских хрониках» много трагических историй про герцогиню Паллиано, Витторию Аккорамбони, аббатису из Кастро, сестру Схоластику, но ни одна из них не трогает так как история Беатриче Ченчи. До 21 века история виделась как противостояние взбунтовавшейся против тирана-отца дочери, так представляет сюжет и Шелли. Но если копнуть глубже и дальше в 50 е годы 16 века, то это проклятие денег, с которых так и капает кровища. И это проклятие обрушивается на детей и внуков. Вечная тема. Как сложится судьба нынешней «золотой молодежи» через 50 лет? Кристофоро Ченчи грабил папскую казну, пользуясь, как теперь говорят, административным ресурсом в 50 годах 16 века. К времени папы Климента VIII «административный ресурс» перешел в другие руки. Ирина Анатольевна права: «нет совести, нет и ума». Граф Ченчи при доходе 150 тысяч пиастров в год катался этаким колобком «от дедушки, бабушки ушел» мимо многих пап, пока не нарвался на «наместника Христа» с волчьим нюхом и хваткой. На чужой роток не накинешь платок: так римляне Климента VIII заклеймили. Шелли упоминает и не раз, что Ченчи богат, но откуда это богатство. И о конфискациях земель племянником папы Альдобрандини ни слова.
Сильнейшее влияние хроники «Семья Ченчи» чувствуется в одном из лучших его романов «Пармская обитель», который Стендаль написал в рекордно короткий срок в конце 1838 года и опубликовал в следующем 1839 году. Действие происходит в Милане и Парме в эпоху Реставрации. Однако внешность героев, места обитания, сюжетные ходы, фамилии отсылают к хронике «Семья Ченчи». Главная героиня Клелия Конти – портрет Беатриче Ченчи. Стендаль описывает свою героиню как «прекрасный образ Гвидо Рени». Как не вспомнить знаменитый портрет? Имя Клелия — древнеримское, что показывает связь с Римом. Как дочь коменданта, на живет в крепости, описание которой представляет собой замок Святого Ангела. Беатриче Ченчи и ее семья некоторое время находились в заточении в этом замке, а казнь состоялась рядом на мосту Святого Ангела. Клелия как и героиня хроники подсыпает в питье отцу сильнодействующее снотворное, чтобы спасти заключенного в крепости Фабрицио дель Донго. Чувствуя себя виноватой в болезни отца , она дает мадонне обет никогда не видеть Фабрицио. Девушке приходится выйти замуж за маркиза Крешенци, принадлежащего к правившей в Риме в 10 веке фамилии. В том столетии замок Святого Ангела принадлежал этому могущественному семейству. Итальянские источники, энциклопедия и википедия в статьях о семьях Ченчи и Крешенчи указывают их происхождение из одного корня. Ченчи – это ответвление семьи Крешенци. Таким образом, в романе можно увидеть явные следы хроники «Семья Ченчи».
19 августа последний допрос Беатриче, когда мачеха и братья уговаривали ее сознаться…
А Шелли — провидец! Архивов не читал, но шестикрылый серафим все ему открыл. Каким подлецом и провокатором он представляет Орсино — прообраз монсиньора Гуэрры. Брат Беатриче Джакомо открытым текстом его обвиняет в провокации, зачем втянул в убийство, но потом извиняется, а зря. Добрый прелат уже накатал донос на него и по его наводке Джакомо арестовали у дверей собственного дома. А добрый прелат, нанимавший убийц, пустился в бега.
Эта часть — самая сильная в трагедии Шелли. Как он угадал с подлецом Гуэрой, который у него зовется Орсино. В 19 веке Франческо Гверацци в романе «Беатриче Ченчи» попытался его реабилитировать, показать любящим и преданным, пытающимся спасти Беатриче в день казни. Не удалось, так как не совладал с конем, не смог Беатриче похитить на ее последнем пути. Но образ не взлетел. В фильмах 20 века на первый план режиссеры выводят Олимпио Кальветти как преданного друга Беатриче. как по-разному поэты, писатели и режиссеры играют с образами. Но тот, что создал Шелли, никто не может изменить. Режиссеры вообще его из сюжета убирают и заменяют другим человеком.
Несообразности манускрипта 16 века трудно не заметить после знакомства с источниками. Олимпио Кальвети никто не выгонял с должности управляющего замком. Не было необходимости в помощи Беатриче и Лукреции, чтобы его с Марцио Каталани в замок пустить. Все ходы и выходы знал. А кто первый прибежал на крики в замке? Его супруга! Ей соседи сообщили, что в замке кричат. Она и побежала, по ее словам, одна нога здесь, другая там. И Беатриче в окне увидела и спросила : «Что случилось, синьора?» А та молчит. Это из материалов ее допроса.
А в начале 2 1 века историки изобразили «полет шмелем» в архивы и там много чего накопали интересного, что представило знакомые с детства тексты в ином ракурсе. Поэтому в сериале 2007 года Караваджо предстает защитником чести и достоинства Беатриче Ченчи. Великий художник так яростно отстаивает ее невиновность в смерти отца-негодяя , который «держал ее в цепях как собаку», что утверждающий обратное получает по физиономии и за драку Караваджо попадает в тюрьму. Эпизод имеет под собой реальное основание. Караваджо действительно подрался с нотариусом Мариано Паскуалано, которому папа поручил вести процесс против Беатриче. Художник попал в тюрьму, правда драка случилась уже после казни Ченчи. Но кто яростно защищал достоинство Беатриче Ченчи накануне казни? Неизвестный художник, оставивший нам ее потрясающий портрет.
Этот художник передал эстафету поэтам. В предисловии Шелли описывает свое впечатление от этого портрета. Его жена Мэри Шелли подтверждает, что не рукопись, но живописный образ Беатриче вдохновили его написать трагедию. Шелли не мог знать архивных документов, но поэт верно расставил нравственные акценты. Аморального типа Франческо Ченчи не Беатриче, но власть в лице папы давно должна была призвать к порядку. Но как говорит Лукреция Петрони: «Когда злодей наш, как палач, смеется над обществом, над властью, над законом, найдя закон в кармане у себя».
Каждый герой трагедии совершает собственный нравственный выбор. Кардинал Камилло раз за разом спасает Ченчи от заслуженной кары, наивно полагая, что «удар по карману» — самое эффективное средство остановить буйства зарвавшегося аристократа. Собравшиеся на скандальный пир — праздник по случаю смерти сыновей Ченчи предпочитают не вмешиваться в семейные дела, хотя Беатриче просит помощи. А это не последние люди при папском престоле. Здесь и племянники папы и папский камерарий. Но как говорится, наша «хата с краю». Никто не вмешался, никто не одернул негодяя.
Трагедию можно было бы предотвратить, если бы «единственный друг» Беатриче вероломный Орсино вовремя передал папе ее письмо. Интуитивно Шелли чувствует роль этого человека как провокатора. Имея на руках письмо отчаявшейся девушки, он разрабатывает и осуществляет план убийства ее отца! Палец о палец не ударяет, чтобы ее спасти. Но кто то все-же довел до папы сведения о бесчинствах. В трагическую ночь папский посланник Савелло ( тюрьма в которую поместили Беатриче называлось тюрьма Савелли) приезжает арестовать Ченчи в замке Петрелла, но опаздывает – свершилось убийство.
Как в трагедии Беатриче борется с отцом за свою бессмертную душу! И трагическая случайность, которой не было в жизни — после преступления папа присылает отряд в замок с целью покарать зарвавшегося Ченчи. Шелли показывает как герои необдуманно поспешили. Пару часов промедления — и Ченчи бы покарало папское правосудие. Оно запоздало на пару часов и люди свершили свое правосудие, не утерпев. В истории все было иначе. Никого не присылал папа Климент наказать Ченчи. Это художественный вымысел Шелли для драматизации ситуации. И с дедом, который оставил потомкам деньги, с которых кровища капала, поэт не ошибся! Беатриче дарит Марцио плащ деда! И этот плащ как проклятие губит всех! В глубине души Шелли догадался, что дед Ченчи — причина бедствий. Его деньги развратили Франческо Ченчи вседозволенностью. «Нашел закон в кармане у себя».
В трагедии речь идет о сохранении души Беатриче. Мерзавец отец посягает не только на тело, но на душу своей жертвы. Граф Ченчи отлично знает, в какое нравственном гноище скатился, упоминая, что через него «действует демон». Но тирану надо, чтобы его дочь признала добро злом, черное — белым и добровольно согласилась на сожительство с родным отцом. Его ярость вызывает нравственное превосходство дочери.
О Беатриче Ченчи в 20 веке было снято семь фильмов в 1909, 1910, 1913, 1926, 1941 и 1969.
Сюжет развивался в русле, предложенном Шелли. Однако после публикации историками двух книг о процессе Ченчи в 19 веке с приложением документов, режиссеры внесли некоторые изменения в расстановку действующих лиц. Вероломный негодяй Орсино ( Гуэрра) был исключен из состава действующих лиц как «друг» или «возлюбленный» героини. Его место занял Олимпио Кавальетти.
На основе этой трагедии Шелли в 1951-52 годах была написана одноименная опера Хэвергала Брайана. На этот сюжет написано 6 (!) опер и один балет.
После вебинара по астрологии случайно в интернете нашла книгу об Альфреде Нобеле и его музе Беатриче Ченчи с астрологической точки зрения. Аннотация «Эры Водолея. Страсти по Нобелю» Т. Докучаевой гласит следующее: «В свете наступления Эры Водолея изучение жизни Альфреда Нобеля- подлинного ураниста_ представляет особенный интерес и значение… События, происходящие в мире после ухода Нобеля, на обращении радикального Урана исследователя, связаны с катастрофами – Октябрьской революцией в России и американской трагедией 11 сентября 2001. Выявлены связи данных событий с картами Афльфреда Нобеля и его музы Беатриче Ченчи с точки зрения обращения дальних планет и кармических показателей. Вторая часть исследования посвящена Нобелевским премиям первой семилетки Эры Водолея, присуждение которых подчинено определенным законам».
Хотелось бы провести сравнительный анализ трагедии английского поэта и фильма Лучио Фульчи «Беатриче Ченчи», снятом в 1969 году. Увы, замечательное произведение Шелли не нашло адекватного сценического воплощения.
Творческая биография Фульчи ( 17 июня 1927 — 13 марта 1996) весьма причудлива. Начинал как сценарист. Писал сценарии для мэтров итальянского кино великих Роберто Росселини, Федерико Феллини, Лукино Висконти и других. Но жизнь, а именно необходимость содержать семью, заставила его стать режиссером. В 50-60 годы он снимал искрящиеся музыкальные комедии с известными певцами Адриано Челентано и Миной, а также с комиком Тото. В 1969 году опять в связи с изменившимися семейными обстоятельствами стало не до комедий или этот жанр был исчерпан, но режиссер снимает жестокую драму о семействе Ченчи, которая в российском прокате вышла под названием «Инквизиция». Его амплуа резко меняется. Отныне Фульчи обращается к фильмам ужасов …магии вуду в ставшем культовым «Зомби».
Но вернемся к нашему фильму. Римлянин по рождению, режиссер отлично знал историю Беатриче Ченчи, память о которой в Риме на каждом шагу в названиях площадей и улиц, табличках, сохранившемся фамильном палаццо.
Конечно, он знал, что могила английского поэта как и его героини в Риме . Фильм снят в лучших традициях итальянского неореализма, но весь пронизан шеллиевской трагедией. В 19 веке итальянский романист Гверацци в одноименном романе попытался дать свою версию, ввести новых героев, дать другие сюжетные ходы, но Фульчи предпочел следовать за английским романтиком, а не за своим соотечественником, но подавал материал в духе 20 века.
Режиссер включает обратный отсчет времени – киноприем двадцатого столетия. Фильм начинается с сооружения эшафота со всеми бытовыми реалистическими деталями. Римляне видят груженные досками телеги, которые держат путь к замку Святого Ангела и понимают, что готовится очередное зрелище для них – казнь. Горожане бурно обсуждают событие – кого и за что казнят, идти или не идти. Реалистические бытовые сценки. Казнь в шестнадцатом веке такое же зрелище как кино в двадцатом. Адвокат зачитывает приговор суда. Потом его зачитывают узникам тюрьмы Савелла. В отличие от Шелли и рукописи, которые описывают отчаяние качавшейся точно пьяная и бившейся головой о стены Беатриче, героиня Фульчи спокойна и даже дерзка с монахами, пришедшими проводить ее в последний путь. Они пытаются увещевать: «Ты убила своего отца». И действие совершает скачок в прошлое, чтобы найти причины отцеубийства. И тут фильм идет точно «по Шелли», несмотря на отсутствие влюбленного в героиню прелата. Сразу заметим, что если Шелли предупреждает своего читателя о невозможности описать все жестокости, то Фульчи своего зрителя не щадит. Убийство графом слуги, растерзанного собаками, зверские пытки на дыбе и раскаленными щипцами, сама казнь показаны с такими натуралистическими подробностями, что на премьере в Лондоне раздались крики : «Смерть режиссеру!».
Но герои фильма в прозе повторяют поэтические монологи Шелли . Ченчи в фильме почти дословно повторяет первый монолог графа из трагедии, только в прозе. Его диалог с кардиналом – повторение диалога с Камилло из пьесы. Фильчи перенес в фильм и отвратительный пир, которым Ченчи празднует смерть сыновей, возмущение Беатриче этим святотатством. Поэзия конвертируется в прозу. Хронология фильма прихотлива и причудлива. Причина мести Беатриче отцу открывается в самом конце, в воспаленном сознании девушки встает та страшная сцена насилия, тайну которой она хотела бы унести в могилу.
Интересно отметить – с 1908 года каждое десятилетие отмечалось очередным фильмом на этот сюжет. После картины Фульчи как отрезало. Молчание тридцать семь лет, пока в 2006 году Беатриче вновь не появилась уже на телеэкране в сериале «Караваджо».
Шелли, Стендаля, Дюма, Мериме, Словацкого, Оскара Уайльда, Стефана Цвейга, Альберто Моравиа, писателей и поэтов разных стран и эпох, объединяло стремление разгадать загадку судьбы и тайны личности графа Ченчи и его прекрасной дочери. От них эстафету приняли кино и телережиссеры.
Читать по теме:
3 комментария
Великолепно! Брависсимо! СПАСИБО!
Дорогой Александр! Сама не ожидала, что история семьи Ченчи окажется настолько захватывающей и…долгоиграющей. Хотела сразу Вам ответить, но ответ развернулся в продолжение третьей части «Немезиды», над которой сейчас работаю. Минуту назад принесли перевод с итальянского трех страничек из «Анналов Италии» Лудовико Муратори, самого известного итальянского историка эпохи Просвещения. Издание 1749 года есть в интернет! Итальянского не знаю, но некоторые слова «padre», «figlia», «scudi», «minore», ‘anno’ ну и конечно «mannaia» или «mandaia», итальянский прообраз гильотины. Предположила, что одна фраза взята из «рукописи», которую Стендаль пересказал. Натали поместила ее в «Литературном обозрении». Сейчас прочитав перевод. поняла — не ошиблась: » Меньшим его пороком, из всех наиболее грязных, была мерзкая похотливость, наибольшим же было то, что он совсем был лишен религии». Почитаешь оригинальный текст, и поймешь, что некоторые историки ссылаются на Муратори, а текста его не читали! Пишут, что якобы у Муратори речь не идет об инцесте. Историк в сокращенном варианте пересказывает известную нам рукопись с прямыми цитатами, но без упоминания имен Лукреции Петрони, Гуэрры, Кальветти, Марцио Каталонца и других. Упоминает только папу Климента VIII, Франческо и Беатриче Ченчи, адвоката Фарриначи.Хочу рассказать, как и почему история Чечи преподносилась вразные века в интерпретации историков и писателей. Но сначала выступали писатели и поэты, а по их стопам шли историки.
В августе 2016 года престижный журнал об искусстве Artbus объявил о находке портрета знаменитого адвоката Проспера Фариначчи ксити Караваджо: «Найден портрет того, кто защищал Беатриче Ченчи».
http://roma.corriere.it/notizie/cultura_e_spettacoli/16_agosto_28/nuovo-caravaggio-ritratto-dell-uomo-che-difese-beatrice-cenci-2fda4a74-6d3c-11e6-baa8-f780dada92e5.shtml