Фрэнк Гэри — один из самых смелых и шокирующих архитекторов современности. Даже если кто-то не слышал его имени, непременно видел фасады его сооружений, распространяемые в социальных сетях.
Его настоящее имя Эфраим Оуэн Гольдберг— он один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма.
Пока одни шли вслед за великим Ле Корбюзье и создавали идеальные формы конструктивизма, иные взламывали форму, отнюдь не пренебрегая надежностью сооружения, конструктивным смыслом освобожденной формы… а также комфортом и прагматическим смыслом организации внутреннего пространства.
Но, прежде всего, деконструктивизм ломает приевшиеся стереотипные шаблоны чисто внешнего восприятия.
Его деконструктивизм — это распадающиеся объемы, грубые, крошащиеся поверхности, использование сломанных буквально традиционных архитектурных элементов. Его почерк неофициален, полон противоречий и эфемерности, не претенциозности и жесткости.
Это будто игра повзрослевших детей, выросших из жестких кубиков, понявших, что мир будет еще лучше, если довериться пластичности линий… И это будет куда более… человечно. Ведь без линейки кульмана и готовальни, полной подсобных инструментов, человек неспособен начертить идеально прямой линии. Так неужели все творчество архитектора заключается в создании идеально прямых углов, если их не так уж много в окружающем мире?
Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Дерриды. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. По определению Жака Деррида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит.
Жак Деррида́ (фр. Jacques Derrida; 15 июля 1930, Эль-Биар, Алжир — 9 октября 2004, Париж, Франция) — французский философ и теоретик литературы, создатель концепции деконструкции. Один из самых влиятельных философов конца ХХ века[1][2], Деррида, тем не менее, игнорируется в англо-американской традиции аналитической философии [3]:201.
Основная цель Деррида — борьба с европейской философской традицией[4]:661 с помощью созданного им проекта деконструкции. Для Деррида такая борьба имеет позитивный смысл и позволяет обновить понимание места человека в мире. Деррида постоянно подвергался критике по самым разным вопросам: от излишней педантичности при анализе текстов до обвинений в обскурантизме. Тем не менее, он старался отвечать своим многочисленным оппонентам – от Серля до Фуко и Хабермаса.
В своих работах Деррида затрагивал широкий круг вопросов — от онтологических и эпистемологических проблем философской традиции (знание, сущность, бытие, время) до проблем языка, литературы, эстетики, психоанализа, религии, политики и этики[5]:138.
В поздний период Деррида сосредоточился на этико-политической проблематике. Незадолго до смерти Деррида признался, что всю жизнь боролся с европоцентризмом.
Фрэнк Оуэн Гери родился 28 февраля 1929 в Торонто в семье иммигрантов из Польши. Его дед торговал строительными материалами, а отец владел магазином торговых и игровых автоматов. В 1947 году Фрэнк Гэри вместе с родителями переехал в Калифорнию и вскоре получил американское гражданство. С 17 лет Гери жил в Лос-Анджелесе.
Поначалу Фрэнк Гери никак не мог выбрать будущую профессию, посещая множество различных курсов в городском колледже Лос-Анджелеса. На курсах по архитектуре он почувствовал огромные возможности, которые предоставляет этот вид искусства, однако на первых порах Фрэнка Гери смущало отсутствие у него художественного опыта. Но симпатизирующие ему преподаватели и ранее знакомство с архитектором-модернистом Рафаэлем Сориано укрепили его профессиональный выбор.
После обучения в Лос-анджелесском колледже успешно закончил Школу архитектуры в университете Южной Каролины (степень бакалавра, 1954) и начал работать в известной Лос-анджелесской фирме Виктора Грюна и партнёров.
В 1952 году Фрэнк Голдберг женился на Аните Снайдер (Anita Snyder), которая настояла на том, чтобы он поменял фамилию. Так Фрэнк Голдберг превратился во Фрэнка Гэри.
В то время в Лос-Анджелесе развернулся послевоенный строительный бум, когда дорогу себе прокладывали такие модернисты, как Рихард Нойтра и Рудольф Шиндлер. Фрэнк Гери устроился на полный рабочий день в Виктора Грюна, однако его работа в этой организации была прервана обязательной службой в армии.
После годовой службы в армии Соединённых Штатов Америки Фрэнк Гери поступил в Гарвардскую школу дизайна, где обучался городскому планированию. В Лос-Анджелес Гери вернулся, не завершив обучение и без диплома.
На короткий срок он устроился на работу в фирму Перейры и Лакмана, но затем вернулся в компанию Виктора Грюна, где и проработал в разном качестве до 1960 года. В 1957 году Гери получает степень магистра, восстановившись в Гарвардском университете, где специализируется в градостроении и планировании городской среды.
В 1961 году неутомимый молодой человек вместе с женой и двумя детьми отправился в Париж и в течение года работал в мастерской проработал в офисе французского архитектора Андре Ремонде (Andre Remondet), изучая работы пионеров конструктивизма Ле Корбюзье и Балтазара Неймана (Balthasar Neumann). Кроме того, он занимался реставрацией французских церквей и был «чрезвычайно впечатлен романским церковным зодчеством».
В 1962 году он вернулся в США и открыл в Лос-Анджелесе собственную студию Frank O. Gehry and Associates.
В 1979 году его студия превратилась в компанию Gehry & Krueger Inc., а в 2002 году – в Gehry Partners, LLP. К 2014 году эта компания становится одной из ведущих архитектурных фирм мира, в которой работает более 200 архитекторов.
Но первые работы студии были скромными, Гери брался за любую работу, выполняя проекты магазинов, торговых центров, частных интерьеров.
В течение нескольких лет он продолжал работать в общепринятом интернациональном стиле, начало которому положил Ле Корбюзье и Баухаус, но постепенно увлёкся авангардизмом, распространившимся в пляжных сообществах Венеции и Санта-Моники.
В его окружении в начале 60-х были художники в стиле пор-арт, люди искусства. Эта дружба подарила Гери иной взгляд и на архитектуру, которая, по его мнению, должна была освобождать человека, а не сковывать и подавлять его.
В середине шестидесятых годов Фрэнк развёлся с Анитой и в 1976 году женился на Берте Исабель Агилере (Berta Isabel Aguilera).
Большую часть своего времени он проводил в компании таких скульпторов и художников, как Эд Кинхольц, Боб Ирвин, Эд Мозес и Эд Рушей. Фрэнк Гери начал искать способы глубже выразить свою индивидуальность.
Он считал, что архитектура (как и другие виды искусства) способна сформировать творческую среду, свободную от классических и рационалистических шаблонов.
В профессиональном, архитектурном аспекте в 1950-е и 1960-е гг. он находился под сильным влиянием творчества Фрэнка Ллойда Райта.
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.
Райт родился 8 июня 1867 года в городе Ричленд-Сентер (англ.)русск., Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году, по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер.
Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета (англ.)русск.. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Луисом Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».
В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк (англ.)русск.. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.
Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[4]. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.
В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы[5]. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби (англ.)русск..
Интересно, что и Френк Гэри впервые он привлёк к себе внимание в своей стране, когда его мебель, изготовленная из промышленного картона, получила внезапную популярность.
Во всех магазинах страны стала продаваться мебель линии «Лёгкие углы», а популярность создателя её многократно возросла. Хотя Гери построил впечатляющие дома для нескольких своих друзей-художников, включая Рушей, в семидесятые годы двадцатого века, в основном, его работы в это десятилетие были еще довольно стандартны.
В 1978 г. он обратился к постмодернизму. Такое мировоззрение вылилось в ряд соответствующих неформальных проектов. Например, личный дом архитектора в элитном пригороде Лос-Анджелеса был построен из неиспользованных стройматериалов в характерном стиле. Гери остроумно перестроил собственный особняк 1920-х гг. постройки.
На фоне респектабельных вилл соседей он выделялся внутренне свободным композиционным решением, напоминая, детский домик на дереве.
Перестраивая свой собственный дом, Фрэнк Гери дал волю фантазии, превращая изначально «глупый маленький дом с шармом» в достопримечательность нового стиля. Он взял обычные, нелюбимые элементы американской архитектуры жилых домов, такие как ограждение из проволочной сетки, гофрированный алюминий и не до конца обработанную фанеру, и использовал их для создания пышных, экспрессивных элементов. Его соседи в Санта-Монике устроили скандал, но его работа привлекла внимание критиков.
Принято считать, что этот особняк стал первым действительно значимым архитектурным проектом Гери. Именно после его строительства к архитектору пришла профессиональная известность. Собственный дом Фрэнка Гери представляет собой классическое бунгало, состоящее из деревянных конструкций, фанеры, кирпичной кладки и стекла. Хотя после постройки этого дома, в адрес архитектора звучало немало критики, в 2012 году, по прошествии 25 лет, Гери был удостоен престижной премии Американского института архитекторов за строительство именно этого дома. В 1989 году он получает желанную для каждого архитектора награду — Pritzker Architecture Prize.
В дальнейшей работе Фрэнк Гери начал применять всевозможные фантастические элементы. Серия общественных зданий в Лос-Анджелесе и за его пределами отметила эволюцию творчества Гери, его уход от ортодоксальной модернистской практики (примерами которой можно назвать Голливудскую библиотеку, Музей воздушного пространства в Калифорнии и Юридическую школу университета Лойолы).
Некоторое число его работ этого периода характеризует необычный декоративный мотив рыбы. Кроме того, он спроектировал несколько ламп и прочих объектов в форме змей и рыб.
По его собственному признанию, в творчестве Гери, в его художественном понимании архитектуры, присутствует лейтмотив очертания и подвижности рыбы (по его словам, намек на традиционное еврейское блюдо матери «гэфилтэ фиш»).
Позднее, Гери скажет, что в его художественном понимании архитектуры всегда присутствуют очертания рыбы. Этот мотив можно проследить во всех поздних постройках Гери, например: 35-метровая «плывущая рыба» в Олимпийской деревне Барселоны (1992).
Огромная скульптура золотой рыбы, покрытой стальной сеткой, была создана Фрэнком Гери в 1992 году специально для Олимпийских Игр в Барселоне. Этот монумент в свое время стал настоящим технологическим прорывом в мире архитектуры. При создании модели будущего павильона архитектор впервые использовал программу трехмерного аэронавигационного проектирования.
Международный интерес работы Фрэнка Гери привлекли к себе только в середине восьмидесятых годов ХХ века. Архитектора пригласили в Швейцарию для проектирования и строительства мебельной фабрики Витра в Базеле, и в Германию для создания музея дизайна Витра в Вайле-на-Рейне.
Благодаря этим проектам он прочно закрепился на международной арене. Его здания демонстрировали склонность архитектора к выбору причудливых форм и любовь к элементам игры, не встречавшимся ранее в серьёзной архитектуре. Его стиль, нарушающий привычную геометрию, критики назвали деконструктивизмом. Его международная репутация была подтверждена, когда он получил престижную Притцкеровскую премию в 1989-ом году.
Но за год до этого, в 1988 году для Гери началась длительная эпопея, многолетняя утомительная драма строительства концертного зала Уолта Диснея в Лос‑Анджелесе.
Еще в 1988 году Фрэнку Гери была предоставлена возможность спроектировать новый необычный концертный зал, однако он был открыт лишь в 2003.
В 1987 году вдова Диснея Лилиан пожертвовала городу 50 миллионов долларов на строительство нового зала. Был организован международный конкурс, на котором победил проект Фрэнка Гери. Он покорил всех скульптурностью и отсутствием прямых линий.
Несмотря на то, что Фрэнк Гери завершил работу над проектом концертного зала Уолта Диснея в 1989-ом году, финансовые трудности и политическая конкуренция задержали строительство этого здания в Лос-Анджелесе на несколько лет.
Сегодня критики и далекие от мира музыки люди согласны с тем, что результат стоил всех этих лет ожидания. Этот необыкновенный комплекс с фасадом, покрытым излюбленным материалом архитектора — нержавеющей сталью, отражает страсть архитектора к плаванию. Концертный зал возвышается над Гранд Авеню и является одним из символов Лос-Анджелеса.
Концертный зал Уолта Диснея — это здание удивительной красоты, которое служит не только домом филармонии Лос-Анджелеса, но и гордостью Даунтауна.
Зал был открыт в 2003 году, в результате чего Лос-Анджелес получил не просто шедевр архитектуры, а один из лучших залов, превосходящий по своим акустическим возможностям выдающиеся площадки мира.
Концертный зал Уолта Диснея располагает аудиторией в 2265 мест, которые отделаны дорогим деревом. Орган в зале, состоящий из 6100 и более труб, — это настолько сложный инструмент, что на его настройку ушел целый год. Для удобства посетителей в зале открыты сувенирная лавка, книжный магазин, ресторан и кафе.
Несмотря на то, что вход в зал в обычные дни бесплатный, по-настоящему оценить всю мощь акустики можно только во время живого концерта.
Помимо концертов классической и джазовой музыки в концертном зале имени Уолта Диснея нередко организуются и другие проекты. К примеру, в 2003 году здесь прошла мировая премьера знаменитого фильма «Матрица: Революция», а также проводятся многие американские телешоу.
В 2005 г. были произведены некоторые внешние переделки, связанные с жалобами жителей соседних домов: стальные панели, которыми облицован фасад концертного зала, концентрировали солнечные лучи, так что в некоторых квартирах напротив стояла невыносимая жара, а температура поверхности тротуара достигала 60 °C. Затем было принято решение покрыть наиболее отражающие стальные листы тонким слоем песка.
В США первой монументальной работой Гери стал Музей изобразительных искусств Вайсмана в Миннесоте, строительство которого было завершено в 1990-ом году. Фантазия архитектора была реализована с помощью кирпичей и нержавеющей стали.
Художественный музей Вайсмана, построенный в 1993 году, находится в кампусе Университета Миннесоты. Замысловатые элементы, образующие силуэт музея, облицованы стальной плиткой. Здание музея возвышается над утесом реки Миссисипи. Проект расширения этого здания был разработан в 2011 году.
Несмотря на то, что его главный проект в Лос-Анджелесе так и не был построен в девяностые годы двадцатого века, Фрэнк Гери завершил ряд важных проектов в других странах.
Его любовь к игре воплотилась в «Танцующем доме» в столице Чехии, Праге. Здание это, стоящее на берегу реки Влтава, представляет собой два волнистых цилиндра.
Местные жители назвали их «Фрэд и Джинджер» (в честь американских актёров Джинджер Роджерс и Фреда Астера).
Офис голландской страховой компании Nationale-Nederlanden, построенный в 1996 году, расположен в столице Чехии. Благодаря двум башням, напоминающим пару танцоров, он также стал известен как «Танцующий дом». Два сильно деформированных и вытянутых цилиндра состоят из металлической сетки, стекла и бетона.
А вот его проект музея в Сеуле был категорически отклонён, что, впрочем, не помешало архитектору продолжать создавать ещё более амбициозные проекты.
Настоящая слава пришла к Гери в 1997-м, после музея Гуггенхайма в Бильбао.
Музей Гуггенхейма в Бильбао (1997)
Музей Гуггенхайма в Бильбао — представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющее контуры реки Нервион. Так как проектирование и строительство этого огромного комплекса в Бильбао мало освещалось в прессе, то открытие здания в 1997 году вызвало взрыв восторга как у местного населения, так и у ценителей искусства.
Концертный зал Уолта Диснея внешне чем-то напоминает музей Гуггенхайма в Бильбао, построенный Фрэнком Гери в 1997 году в Испании
В 1997 г. на берегу реки Нервьон в Бильбао был открыт Музей Современных искусств, являющийся филиалом музея Гуггенхайма.
Сначала архитектор, как обычно, сделал набросок на бумаге, но новые компьютерные возможности позволили ему создать крайне эксцентричные формы, несимметричные изгибы, совершенно выбивающиеся из интернационального стиля. Традиционные модернисты критиковали эту работу, называя её своевольной и слишком эксцентричной, но некоторые выдающиеся бывшие представители интернационального стиля, такие как Филип Джонсон, встали на защиту работы Гери, ставшего практически «звёздным архитектором».
Здание своими плавными объёмами напоминает распускающийся цветок. Расположение Музея ниже города и уровня реки дало ему возможность стать центром Бильбао.
Благодаря удачному месторасположению удалось избежать лестничных пространств. По мнению архитектора, с помощью плавно изогнутых форм металлических конструкций достигается лучшее улавливание света.
Самая высокая часть сооружения достигает 55-и метров, а от неё раскинулись «лепестками розы» выставочные залы.
Однако на самом деле многие его проекты являются скорее иллюстрацией того, что он называет деконструктивизмом (то есть, формальные опыты по «разложению», деструкции и деформации внешней и внутренней оболочек, вроде того, что делает американский SITE). Гери создает необыкновенные с эстетической точки зрения объекты, деконструирует иллюзорную целостность архитектуры, но он не пытается глобально переосмыслить саму историю европейской архитектуры, деконструировать её базовые принципы. Работы Фрэнка Гери становятся полностью произвольными и геометрически скульптурными и относятся только к прихотям его композиций, — и в этом, по мнению коллег, состоит определенная опасность. Его деконструктивизм — по сути это деструктивизм: распадающиеся объёмы, грубые, крошащиеся поверхности, использование буквально сломанных традиционных архитектурных элементов.
В облицовке здания были использованы титановые листы, площадь которых составляет 24000 кв.м., и стекла, что придаёт проекту немного инопланетный вид, но очень хорошо вписывается в окружающую городскую среду.
Скульптура работы Луизы Буржуа (Louise Bourgeois) рядом с музеем Гуггенхайма
Сам Гери однажды сказал следующее: «В этом «Эффекте Бильбао» нет ничего нового. Это то же самое, что сказать Эффект Парфенона или Эффект Нотр-Дама. Это журналисты его так окрестили, а не я. Ни для кого не новость, что архитектура имеет своё отражение во всём: она может изменить судьбу города, страны, человека и целого народа. И даже спасти кого-то».
Музей Гуггенхайма в Бильбао , Bilbao, Spain, 1997
Расположенное на набережной здание воплощает абстрактную идею футуристического корабля, возможно, для межпланетных путешествий[3][4]. Также его сравнивают с птицей, самолётом, суперменом, артишоком и распускающейся розой[5].
Центральный атриум высотой 55 метров напоминает гигантский металлический цветок, от которого расходятся лепестки изгибающихся текучих протяжённых объёмов, в которых расположены анфилады выставочных залов для различных экспозиций[6].
Как и большинство работ Гери, строение состоит из мягких контуров. Фрэнк Гери утверждал в одном из интервью, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света». При проектировании здания в полную силу были использованы возможности системы автоматизированного проектирования CATIA[7].
Здание облицовано листами титана общей площадью 24 тысячи м².
Среди его последних работ — проекты нового Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (2000)
Фасад здания спроектирован как спиралевидный объем, отдаленно напоминающий «торнадо». Этот же прием применен и внутри — по периметру.
Решетчатые секции, высотой 3 м, составляют каркас здания. Облицовка конструкции состоит из гнутых титановых пластин и стекла, что придает ей немного неземной вид.
Центр Мэгги в Данди,(Шотландия, 2003)
Центры поддержки раковых больных Мэгги расположены на территории больниц Национальной службы здравоохранения по всей Великобритании. Центры Мэгги эксплуатируются в соответствии с принципами, разработанными их основателем и соучредителем, ландшафтным дизайнером Мэгги Кесвик Дженкс. Именно Фрэнку Гери удалось спроектировать первый из подобных центров, расположенный в шотландском городе Данди.
Однако на самом деле многие его проекты являются скорее иллюстрацией того, что он называет деконструктивизмом (то есть, формальные опыты по «разложению», деструкции и деформации внешней и внутренней оболочек). Гери создает необыкновенные с эстетической точки зрения объекты, деконструирует иллюзорную целостность архитектуры, но он не пытается глобально переосмыслить саму историю европейской архитектуры, деконструировать её базовые принципы.
Работы Фрэнка Гери становятся полностью произвольными и геометрически скульптурными и относятся только к прихотям его композиций, — и в этом, по мнению коллег, состоит определенная опасность. Его деконструктивизм — по сути это деструктивизм: распадающиеся объёмы, грубые, крошащиеся поверхности, использование буквально сломанных традиционных архитектурных элементов.
Кливлендская клиника Лу Руво, центр Здоровья Мозга (Cleveland Clinic Lou Ruvo Center for Brain Health)
Кливлендская клиника является центром здоровья мозга Лоу Руво. Оригинальное название — Lou Ruvo Center for Brain Health. Проект состоит из двух блоков, и оценивается в 100 миллионов долларов. В одном крыле расположен исследовательский центр, в другом находятся палаты для пациентов.
Фрэнк Гери (Frank Gehry) согласился создать дизайн здания в Лас-Вегасе после того, когда узнал, что их объединяет с основателем клиники, Ларри Руво (Larry Ruvo). И Фрэнк, и Ларри потеряли близких людей из-за болезней мозга. Отец Руво умер от болезни Альцгеймера, жена аналитика Джери скончалась от болезни Хантингтона. Объединенные этой трагедией, они решили создать центр по исследованию болезней мирового класса.
Здание расположено в административном (и «историческом») центре города, пустынном и мало интересным по сравнению с районом казино — но там, благодаря широким улицам и низкой плотности застройки, оно заметно издалека. Постройка состоит из двух частей, которые напоминают всем критикам полушария мозга — в аспекте различий между их функциями.
Состоящий из «стопки» чуть смещенных друг относительно друга белых прямоугольных блоков корпус с лабораториями, офисами и палатами пациентов противопоставлен завернутому в стальные листы объему Life Activity Center, зала для проведения общественных мероприятий (а также для сдачи в аренду с этой же целью, что должно приносить Центру стабильный доход). Его пространство наполнено солнечным светом, проникающим через множество окон, а криволинейные очертания одинаково причудливо смотрятся и внутри, и снаружи.
Несмотря на почти презрительное равнодушие, с которым Фрэнк Гери относится к «зеленой» архитектуре, в этом его проекте не так уже мало экологических деталей. Оба корпуса здания ориентированы на север, а двор между ними от палящего солнца Невады защищает пергола. Все окна снабжены тройным застеклением и могут быть в любой момент закрыты жалюзи, крыша корпуса лабораторий окрашена в белый цвет, а система охлаждения автоматически выключается, когда в здании никого нет; большинство светильников — светодиоды LED. При строительстве были использованы материалы местного производства, а в ландшафтном дизайне прилегающей территории использованы исключительно пустынные растения, чтобы сэкономить воду для полива.
Кристофер Готорн (Christopher Hawthorne), признанный авторитет в области архитектуры, профессиональный критик, сотрудничающий с Лос Анджелес Таймз, отметил данный проект как наиболее выдающийся с списке работ архитектора, после создания Концертного зала Диснея (Disney Concert Hall) в 2003-м году.
И все же придется добавить в бочку с елеем и ложку дегтя. По самим проектам видна южная ментальность архитектора, склонность к свободе, даруемой человеку жарким климатом без ежегодных резких перепадов температур. И, чем дальше, тем очевиднее, насколько неважно зарубежные архитекторы владеют теплотехническими расчетами, в особенности, когда создают сложные формы, каждый изгиб, каждый угол которых соужит источником теплопотерь здания.
В 2007 году Массачусетский технологический университет подал иск против Гери, обвиняя его в некачественном проекте корпуса стоимостью $315 млн. По словам представителей университета, за три года эксплуатации здание стало протекать, стены покрылись плесенью, а «массивные глыбы льда, падающие с крыши и оконных выступов не только напрямую угрожают жизни работников института, но и часто блокируют запасные выходы»[6].
Цитаты
Не понимаю, зачем люди нанимают архитектора, а затем указывают, что ему делать[7]. Гери является завзятым поклонником хоккея. В 2004 году по его проекту был изготовлен кубок, вручавшийся победителю чемпионата мира по этому виду спорта.
В 2005 году в эфир вышел эпизод «Тюремная крыса» мультсериала «Симпсоны». Гери озвучил там сам себя, став первым архитектором, приглашённым для озвучивания этого мультсериала[8][9].
Используемые источники: