«Махабхарата»: книга древняя и современная. Июнь ознаменовался проведением И.А.Дедюховой вебинара о древнеиндийском эпосе «Махабхарате», который я с восторгом посмотрела в записи.
Википедия так характеризует это эпохальное произведение мировой культуры, которому пять тысяч лет:
«Одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный, но органический комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лирико-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для большинства форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из 18 книг (парв) и содержит более 71 тысячи двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее «Иллиады» и «Одиссеи» вместе взятых».
«Махабхарата» рассказывает об истории престола могучего древнеиндийского царства Хастинапура и борьбе за него между двух ответвлений единой прежде династии Куру — Пандавов и Кауравов. Апогей сюжета – битва при Курукшетре ( поле Куру). На Курукшетре происходит знаменитый диалог с Богом «Бхагават-гита» (Песнь Бога), которую изучали величайшие умы мира, в том числе Лев Толстой в России.
«Махабхараата» — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции почитается как «пятая Веда».
Особый драматизм династическому конфликту придает участие на стороне Кауравов самого могучего витязя – неузнанного старшего брата Пандавов Карны.
Плач братьев после гибели Карны – это поэтическая кульминация эпоса, которая говорит о том, что не может быть победы в братоубийственной войне. В битве победили поддержанные Кришной Пандавы, но победили нечестно, прибегая к всевозможным уловкам.
Древняя поэма оказалась очень востребованной в двадцать первом веке. В 2014-15 годах одноименный сериал транслировался индийским телевидением и быстро разошелся в интернете. Сериал приобрел мировую известность, так как диаспоры индийцев, знающих сюжет с детства, распространились во всех частях мира. В России сериал не заинтересовал федеральные каналы, но приобрел множество поклонников в интернете, которые самостоятельно начали его перевод на русский язык в двух группах в контакте. Благодаря усилиям энтузиастов сериал можно найти в интернете на русском языке.
Чем заинтересовала древняя «Махабхарата» современного читателя и зрителя? Клятвы, жертвоприношения, проклятия, явления богов, но главное – каждодневная проблема нравственного выбора, предопределяющая судьбу каждого героя и династии и государства Хастинапур.
В упрощенном варианте я познакомилась с сюжетом «Махабхараты» в раннем детстве из «Детской энциклопедии».
Потом прочитала сокращенный вариант в увесистом томе из «Библиотеки всемирной литературы», читала лекцию об этой поэме в курсе истории мировой культуры в 1993 году, в 21 веке купила более полный перевод поэмы на русском языке.
Можно сказать, что герои повествования со мной с раннего детства и до сих пор. После сериала и вебинара захотелось вспомнить уроки этого замечательного произведения.
Первый урок «Махабхараты» — недопустимость нахождения на троне личности, неспособной к государственному управлению, личности, ставящей личные интересы выше государственных, принимающей решения на основе сиюминутных эмоций.
Многостраничное повествование «Махабхараты» — бесконечное свидетельство в пользу этого. Нельзя допускать на трон недостойных. Расплатой послужит война и гибель страны.
В древности на территории Индии существовало могучее государство Хастинапур, управляемое царями из Лунной династии Куру. Царь Шантану в юности сочетался ритуальным браком с богиней – рекой Гангой , взяв с нее обещание воспитать в течение двадцати пяти лет достойного наследника престола Хастинапура.
Богиня сдержала слово и прислала великого воина Бхишму к своему отцу.
В этот момент царь был увлечен прекрасной рыбачкой Сатьявати с непростой судьбой. Несколько лет назад до встречи с Шантамой красавица вступила в связь с мудрецом Парашурамой (седьмой аватарой бога Вишну) чтобы … избавиться от неприятного запаха рыбы, тайно родила от него сына Вьясу, тоже ставшего впоследствии прославленным мудрецом.
Еще один урок «Махабхараты» — нельзя рожать детей не по любви а… по необходимости. Ну, чтобы от запаха неприятного избавиться.
Несчастными и уродливыми рождаются такие дети. Страшен был вид мудреца Вьясы и отвратителен его запах.
Царь Шантану короновал сына Бхишму на царство и предложил возлюбленной Сатьявати переехать в Хастинапур. Надменная рыбачка категорически отказалась, так как она и ее дети будут в унижении перед новым царем. Девушка проявила не только эгоизм, но и показала, что любила не человека, но корону и трон. Шантану понял это и был очень опечален.
Видя печаль отца, но не понимая причину, сын встретился с коварной рыбачкой и произнес клятву отречения от трона. Из любви к отцу он поклялся сохранять безбрачие, чтобы его возможные дети не соперничали с детьми мачехи. Увы, подобная самоотверженность никому не принесла счастья.
Каким прекрасным правителем Хастинапура мог бы стать Бхишма! Каких великолепных наследников принес бы стране!
А вместо этого стал развиваться трагический сценарий раскола династии, приведший к братоубийственной бойне на Курикшетре.
Царь – отец недолго наслаждался счастьем с молодой женой и скоро умер, предвидя будущие беды семье и государству. А благородному Бхиме пришлось служить всю жизнь никчемным сыновьям и внукам царицы-рыбачки.
Напоминает ситуацию Геракла и его двенадцати подвигов по приказанию ничтожного брата-царя.
В «Махабхарате» еще более трагическая ситуация, так как законная мужская линия династии Куру пресеклась на младших сыновьях Шантамы. Средний его сын погиб, младший стал пьяницей и умер, не оставив потомства.
По обычаю найоги, продолжить род мог брат или дядя ушедшего царя.
Бхима из за клятвы безбрачия не мог выполнить обряд. Царица-рыбачка призвала своего старшего сына мудреца Вьясу, который не являлся потомком Шантамы.
Когда страшный и уродливый мудрец вошел к молодой царице Амбике, несчастная женщина от ужаса и отвращения закрыла глаза. Старший сын родился слепым. Не желая второй раз рожать от страшного Вьясы, Амбика подослала вместо себя служанку.
Так родился мудрый Видура, будущий первый министр Хастинапура. Свекровь предупредила вторую невестку Амбалику не закрывать глаза во время зачатия. Но бедная женщина от ужаса от уродливого Вьясы побледнела, потому ее сын получил имя Панду ( бледный).
Проблема наследника Хастинапура вроде была решена, но рожденное не по любви потомство не бывает полноценным. Старший сын слепой Дхритараштра не мог царствовать, и на трон возвели младшего Панду.
Панду женился на необычной царевне Кунти, которая была тетей бога Кришну. В юности в благодарность за преданное служение мудрец подарил ей мантру, заклинание, благодаря которой она могла вызывать любого бога и иметь от него детей.
Неразумная Кунти до замужества из любопытства вызвала богу солнца Сурью и вынуждена была родить от него сына Карну.
От бога рожден, он сравнялся с богами
И панцирем он обладал, и серьгами,
Глаза как у солнца – отца золотые
А плечи как буйвола плечи литые
Царевна, научена мудрою няней
Младенца на зорьке прохладной и ранней,
Рыдая, скорбя, уложила в корзину
Да будет удача сопутствовать сыну.
Подкидыш Карна, усыновленный царским возницей, стал самым трагическим, но и самым интересным и харизматическим героем «Махабхараты».
Для российского зрителя сериала «Махабхарата» он можно сказать стал родным, так как актер, играющий Карну в юности, удивительно напоминает Яшку-цыгана из «Неуловимых мстителей». Те же вьющиеся кудри, огромные огненные глаза.
Еще одно невольное подтверждение индийского происхождения цыган. Из удивительно красивых актеров сериала «Махабхарата» Карна самый запоминающийся.
Несчастливый Панду был проклят гневливым отшельником и не мог иметь детей. По его просьбе Кунти три раза воспользовалась мантрой, чтобы родить троих сыновей от богов Дхармы (справедливости), Ваю (ветра) и Индры ( бог-громовержец).
После этого она передает мантру второй жене Панду Мадри и та рожает близнецов от божественных Ашвинов.
Так появились на свет пять братьев Пандавов — Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева.
Слепой царь Дхритараштра взял в жены царевну Гандхари, которая по благословению бога Шивы родила ему сто сыновей. Старший из них Дурьодхана стал воплощением демона игры в кости и раздора Кали.
Его рождению предшествовали страшные знамения, но царь не внял советам мудрецов и оставил долгожданного сына в живых. Советником царевича стал его дядя по матери царь Гандхара Шакуни.
Этот человек для Хастинапура был как «чужой» из современных сериалов. Болея за несчастную и униженную сестру, ставшую женой слепого царя, он поклялся уничтожить династию Куру. Искусный игрок в кости, он всячески разжигал вражду между ста кауравами во главе в Дурьодханом и пяти Пандавами.
По иронии судьбы другом Дурьодханы стал неузнанный брат Пандавов Карна, которого оскорбляли, унижали и изгоняли отовсюду.
Неузнанный сын солнца хотел быть искусным лучником, но принадлежность к касте возниц закрывала ему такую возможность. Ни один учитель, кроме Парашурамы, не захотел обучить его воинскому искусству.
Душа и сердце не подсказали Пандавам, что сын возницы их единоутробный брат. Они всячески издевались над своим единоутробным братом во время состязаний, а Дурьодхан объявил себя другом могучего богатыря, побратался с ним и сделал его царем вассального царства Анг.
Этого благодеяния витязь, впервые встретивший человеческое отношение и понимание своих мечтаний, не мог никогда забыть и стал самым преданным сторонником предводителя Кауравов.
«Махабхарата» заставляет задуматься, почему нечестивый Дурьодхан, воплощение демона, проявил человечность и участие, фактически нарушив кастовые законы, которые препятствуют развитию в человеке его лучших способностей и умений.
Благочестивые Пандавы проявили черствость и бесчеловечность к тому, кто был их единоутробным братом, сделав его своим злейшим врагом и самым грозным противником.
По совету злокозненного дядюшки Дурьодхан вызывают старшего Пандава Юдхиштхиру на ритуальную игру в кости. Но игральные кости были «краплеными»: злокозненный Шакуни сделал их из бедра своего умершего отца и потому выпадали те числа, которые он хотел. Юдхаштхира проиграл не только царство, себя, но и братьев и их общую жену прекрасную Драупади.
В момент унижения Драупади обратилась за справедливостью к царю Дхритараште. Испуганный зловещими знамениями царь даровал по ее просьбе свободу Пандавам. Но Дурьодхана снова их вызывает на поединок в кости. Потерпев поражение, по условиям этой игры они удались из Хастинапура на двенадцать лет лет в добровольное изгнание.
Но по истечению срока Пандавы потребовали свою часть царства назад. Послом доброй воли приехал Кришна. Дурьодхан не только не принял условий Пандавов, но и попытался заключить Кришну в темницу. Явивший свою божественную сущность посланник Пандавов предсказал гибель Кауравов на поле Куру.
Вроде все по справедливости, но дальше начинаются бесчестные уловки. Кауравы одерживали победы, пока во главе их войска находился могучий Бхима. Старший из Пандавов под видом брахмана пришел к верному защитнику Хастинапура и своему бывшему учителю в шатер и стал выпытывать, как победить Бхиму.
Мудрый старец, тайно сочувствующий Пандавам, рассказал как победить себя. Благородный витязь не мог сражаться с женщиной или тем, кто был в прежнем рождении женщиной. На следующий день сын Индры Арджуна выставил впереди себя воина, который в прежнем рождении был принцессой Амбой, мстящей Бхиме за свою разрушенную жизнь.
Десятилетия назад Бхима на состязании женихов выиграл ее вместе с сестрами Амбикой и Амбаликой для своего никчемного племянника- пьяницы. Но поздно узнав о любви Амбы к другому, отпустил. Прежний возлюбленный отказался от царевны, назвав ее трофеем Бхимы. Амба предалась аскезе и поклялась стать причиной смерти Бхимы. Бог Шива удовлетворил ее мольбу. Когда в другом рождении она стала перед колесницей Арджуны, благородный витязь Бхима не стал стрелять в бывшую женщину.
Арджуна же без сожаления расстрелял безоружного противника, того, кого он называл в прежние годы «дедом», который обучил его в юности воинскому делу. Справедливости ради, стоит отметить.
Когда впервые Арджуна увидел своих противников на поле Курукшетры, от ужаса и горя он выронил оружие из рук и сказал, что не может сражаться. Он узнал бывших родных, друзей и учителей. Возничему Кришне пришлось зачитать ему «Бхагават — гиту», чтобы убедить вступить в битву. Братоубийственная война очень страшна. Горе тому, кто ее начинает.
После гибели Бхимы войско Кауравов возглавил Карна. Серьги и панцирь, дар отца, бога солнца Сурьи, делали его непобедимым. Кришна пришел к могучему герою в лагерь и рассказал о его происхождении, умоляя перейти на сторону братьев. Бог пытался прельстить его перспективой стать старшим среди Пандавов по праву первородства. Он обещал ему царство Хастинапур, так как Юдхиштхира уступит Карне трон как старшему брату. Карна, верный чести, отказывается предать побратима Дурьодхану.
Тогда Кришна приходит к своей тетке Кунти и ей открывает тайну ее первенца. Теперь уже Кунти по просьбе племянника Кришны идет к своему брошенному в детстве первенцу, надеясь за счет шестого сына спасти пятерых. Встреча матери с сыном – одна из самых трагических сцен в поэме. Карна набрасывает на нее волшебное покрывало Сурьи, так как многие женщины называли его своим сыном, но не выдерживали испытания этим покрывалом – оно сжигало лгуний. Кунти осталась невредимой.
Растроганный Карна попросил разрешения положить голову на колени внезапно обретенной матери. Кунти умоляла старшего сына не убивать ее младших сыновей. С горечью Карна убедился, что мать пришла не от раскаяния и любви к нему, но чтобы спасти сыновей. Карна отказывается предать Дурьодхану : «Когда я был никому не нужным и беспомощным, Дурьодхана дал мне не только дружбу, но и царство. Как я могу его оставить в критический момент только потому, что нашел братьев, которые ненавидят его». Но слова матери запали ему в душу.
Арджуна поклялся убить Карну публично , отступать стало невозможным, но старший сын обещал матери, что не тронет остальных братьев даже если ему будет грозить смерть. И он попросил свою мать исполнить две просьбы. Первое – скрыть от братьев правду.
Если старший из Пандавов Юдхаштхира узнает, кто он, то по справедливости предложит царстов старшему брату, а Карна по долгу чести отдаст это царство Дурьодхану. Чтобы этого не произошло, Кунти надлежало молчать. Втрое, когда он падет на поле брани, ( трагический герой знал о своей обреченности, так как победа будет на стороне тех, за кого выступает бог Кришна) пусть мать положит его голову на колени как сейчас и оплачет его при всех. Тогда братья узнают правду о своем старшем брате.
В эпосе Карна предстает как самый трагический герой, многократно преданный матерью, братьями, побратимом, учителями, обманутый богами. Парашурама проклял его за ложь о своем брахманском происхождении, потом раскаялся. Но поделать ничего было нельзя. По его проклятию знание должно было покинуть Карну в момент битвы. На стороне Карны до конца был его отец бог солнца Сурья.
Когда миссия Кунти тоже провалилась – Карна несмотря на уговоры и слезы матери остался на стороне Дурьодхана, то Кришна пришел к богу Индре, отцу Арджуны, с хитрым планом. Всеведущий бог знал, что непобедимость Карне придают волшебные серьги и панцирь.
Став царем Анги, Карна пообещал своим подданным исполнять их просьбы, когда в полдень он обращается к богу Сурье. Кришна посоветовал Индре явиться в этот час в образе брахмана и попросить у Карны в подарок панцирь и
серьги. Отец Карны бог солнца Сурья знал о коварном плане Индры и во сне предостерег сына. Бог солнца умолял его не отдавать серьги. Но Карна, верный долгу чести, опять принимает пагубнее для себя решение. Он заявляет Сурье, что для него слава дороже жизни. Если Индре угодно бесславье, то пусть бесславится. Божественный отец умоляет неразумного сына хотя бы в обмен попросить у Индры его волшебное копье. Но Индра все равно обманывает Карну, который со своего тела срезает панцирь и серьги и идет на решающую битву практически безоружным.
У Арджуны возничим служит Кришна. Перед битвой Кришна предложил выбор – или свое войско или себя, но при условии, что он не примет участия в битве. Кауравы выбрали его войско, а Пандавы его самого. Кришна руководил всеми действиями Арджуны. И перечислив адхарму, то есть нарушения дхармы Карной, посоветовал убить его в тот момент, когда сын солнца не был готов к битве – колесо колесницы застряло.
Царица Кунти сдержала слово, данное сыну и оплакала его на поле Курукшетры. Гибель брата Карны потрясла Пандавов больше, чем гибель их собственных сыновей. Юрдхиштхира понял – единство с Карной дало бы Пандавов победу над всеми. Он приказал призвать жену и сыновей Карны. После смерти героя потомки Кунти восстановили единство и стали непобедимы.
Братоубийственная бойня на Курукшетре, в которой братья сражались против брата по навету чужого Шакуни, желавшего гибели Хастинапура, показывает, что в такой войне не бывает победителей, так как страдают и сами сражающиеся, и разоренная войной страна.
17 комментариев
Уважаемая Елена Бертрановна! Прекрасная статья, сильно расширившая рамки вебинара, целью которого было лишь первоначальное знакомство с этим памятником мировой культуры.
Ваши интересные и содержательные пояснения оживляют и приближают этот необъятный пласт культуры, которую долго намеренно игнорировали… все с той же «практической целью»: править людьми на демонической основе.
Дорогой Сергей! Ваш отзыв меня очень порадовал. «Махабхарата» — моя слабость с детства. И с каждым новым прочтением или просмотром или участием в вебинаре — новые вопросы. В середине второго десятилетия двадцать первого века герои и образы великой поэмы снова с нами. Меня приятно удивляет активность обсуждений сериала «Махабхарата» на форумах. Это в отсутствие рекламы, отказе от показа на центральных каналах. которым не нужна древняя мудрость. Начали было показывать на каком то третьестепенном канале и на 50 серии остановились без объяснения причин. А народ активно смотрит в интернете и обсуждает сюжет и героев. Новые имена им придумает. Драупади — «Драу», Или Арджуна , «который вечно в бегах». И столько «почему» и «если». Вот если бы Бхишма объявил Пандавам вовремя, что Карна — их старший брат. Пока Бхишма был фактически регентом государства — оно процветало. Царице-матери хватило ума не вмешиваться в государственное управление, поручив все дела мудрому Видуре и Бхишме. Но самые достойные управления государством оказываются на обочине. Проблемы личные, то есть, микрокосмоса, переносят на уровень макрокосма. Отсюда все беды. Бхишма двадцать пять лет готовился к встрече с отцом и управлению государством, но проявил слабость — уступил из ложно понятого блага отца свои позиции недостойным. Его рассказ как себя убить более похож на самоубийство, чтобы не видеть недостойных действий тех, на кого он возлагал большие надежды. Тригизма ситуации и в том, что подспудно через текст проводится мысль,ч то самым достойным из Пандавов царем стал бы Карна. Кришна не случайно ему предлагает царство Хастинапур. Из ложно понятого долга Карна отказывается. Но в битву на Курукшетре он входит, зная. что его противники — братья. А те видят в нем злейшего врага. У них руки при виде него не слабеют. Невольно забудешь дарующую победу мантру, когда перед тобой на колеснице младший брат. Тоже очень похоже на самоубийство. Душа и сердце восстают против убийства братьев. «Махабхарата» кричит — нет в братоубийственной войне победителей и побежденных. Нет героев. есть только проигравшие. Один из эпизодов «Махабхараты» показывает большую пригодность Карны быть царем, чем старшего Пандава. Карне и Юдхиштхире предложено накопать золота для раздачи милостыни. Пандав упорно копает, а Карна идет в город и объявляет — каждый может в таком то месте накопать себе золота, сколько душе угодно. Самый щедрый в поэме. Карна — единственный, кого хоронит сам Кришна. Больше никто такой чести от аватары Вишну не удостоился. Знак.
Хочу дать с сылку на 46 эпизод сериал ( каждый по 20 минут), где юный Карна очень похож на Яшку-цагана из «Неуловимых мстителей».
http://video.nur.kz/serial/2190-mahabharata/sezon-1-seria-46
Большое спасибо, Елена Бертрановна!
Елена Бертрановная, статья получилась действительно очень интересная. Огромное спасибо!
Что касается вебинара, там ведь после предшествующего ему вебинара по истории Индии стояла задача знакомства с этой древней, третьей по счету человеческой цивилизацией. Китай — более поздняя и четвертая цивилизация.
Ну и, необходимо было рассмотреть и претензии нынешних «ариев», утверждающих, будто Махабхарата была создана «где-то на Таймыре, в Архангельской области». Куда деваться, попутно приходится рассматривать и нынешние «эффекты бабочки» в сознании, поскольку они… не позволяют адекватно решать насущные задачи.
Махабхарата — это, безусловно, очень древний эпос, имеющий налет шумерского влияния еще до аккадского периода. Необыкновенно хорош тем, что из-за разрозненности и эклектичности собрания можно выделить и последующие буддистские влияния… многие более поздние наслоения.
Если шумеры как народ исчезли еще до катастрофы бронзового века, то индийцы продолжали жить, внося коррективы согласно изменившимся этическим нормам.
Поэтому сам эпос сохраняет истинную историю.
А вот по ней надо сказать некоторым нашим «знатокам», чтобы искали утраченные смыслы, а не пытались на местечковый манер все прибрать к рукам, не писали поверх совершенно чужого (но нисколько не чуждого) памятника цивилизационного уровня — «Здесь был Вася с Таймыра».
Лучше бы показали, на каком уровне произошло переосмысления этих «вечных уроков».
Для меня лично наиболее существенным фактом в решении вопроса о «культурном вкладе ариев» является то, что при ариях канализации не было, а вот за тысячу лет до них — была.
Поэтому и нашим нынешним «ариям» надо сидеть на булках ровно и не претендовать на эпос, где повествуется, как вообще-то формируется нравственное мировоззрение человечества. Для начала надо доказать, насколько сами, у себя под носом способны к нормальному цивилизационному развитию.
Еще раз большое спасибо!
Огромное спасибо за вебинар! Про чтение «Махабхараты» существует следующее изречение : «грехи, которые человек совершил днем, снимаются, если вы вечером рассказываете другим эпизоды из «Махабхараты». Обращение к этому древнейшему эпосу на вебинаре очень благотворно повлияло на всех слушателей и участников, поскольку как раз рассказом об эпизодах «Махабхараты» там мы и занимались. Очистились от грехов. Я специально посмотрела вебинар в записи, чтобы ничего не упустить, если будет слишком поздно по нашему времени. Про «Махабхарату» могу говорить до бесконечности. Параллели не только с шумерским, но и эллинским, гомеровским эпосом. Иногда до мурашек. И в Европу и в Азии мать-земля взмолилась о том, что «перенаселение» произошло. И там и там посылается прекраснейшая женщина как будущая причина раздора и кровопролитной войны, «моя роковая красота». Драупади, жена пяти Пандавов, родилась необычно — из жертвенного огня. Имя «Елена» некоторые эллинисты переводят как древнее название «жертвенника». Сын бога солнца Карна в обиде на Бхишму десять дней не участвует в битве на Курукшетре как Ахилл в «Иллиаде» удалился в свою палатку после ссоры с Агамемноном. Про младенца в корзине молчу. Мотив нашел воплощение и в современной сказке — «Зимняя сказка», но очень убогое воплощение. Древние образы были живыми, а современные — нет. В сериале есть некоторые расхождения с текстом и сюжетом оригинального эпоса. Но все равно хорошо, что сериал «Махабхарата» вышел на экраны сражаться с голливудскими подделками. Поздних наслоений очень много. Но образы живут, захватывают воображение, душу и сердце читателя и зрителя.
Еще раз о «Васях с Таймыра», которым море по колено. «Махабхарата» написана в Индии. Не протекает река Ганг ни на Таймыре, ни в Архангельской области.
«Россия родина слонов» звучит смешно, но южнорусские степи ( нынешние Астраханская область, придонье, южное Приуралье) стали прародиной предков современных иранцев и индийцев. От индоиранских народов ( скифы, сарматы, кимерийцы) на территории современной России остались осетины, ираноязычный народ. Об андроновской археологической культуре можно почитать в Википедии. Там и карта расселения есть. Рассказывается об анализе ДНК андроновцев, подтвердившем их родство с индийцами. Индоиранцы долго жили вместе, а до Двуречья с иранского нагорья рукой подать. Сходство иранской Авесты и индийской Ригведы. Но получилось, как со словом «урода». На польском — красавица, на русском страшилище. Боги у индийцев называются «дэви», а демоны асурами. У иранцев наоборот. Дэвы — демоны, Ахурамаздра — Асурамазда — бог.
Хочется предложить поэтический отрывок из «Махабхараты», чтобы читатели увидели и поняли, как эпос делился на двустишия- шлоки, который было около ста тысяч. Это фрагмент Карнапарвы — «Книги о гибели Карны».
«Оружье героя, подобное чуду,-
Карна уничтожил! И вот отовсюду
Твоих кауравов послышались крики:
«Сей лук уничтожил Карна солнцеликий
И в Арджуну, гневным пылая гореньем
Он стрел метнул с золотым опереньем!»
Так Арджуна ринулся в битву с Карною
То было воистину страшной войною
Один – слоновидный, другой- слонотелый
Сверкали, казалось, клыки ,а не стрелы
Казалось, что поле от падавших с гневом
Бесчисленных стрел зашумело посевом
Казалось, что поле войны непрерывно
Струящихся стрел заливается ливнем
Те двое,что все украшали живое,
Из рода людского те лучшие двое
Следили за ними в небесных чертогах
Святые мужи, полубоги и боги»
Сейчас куда чаще наблюдается ложно понятое отсутствие обязательств, особенно на высшем уровне
На вебинаре Ирина Анатольевна отметила параллели в между гибелью Ахилла в «Иллиаде» и Кришны в «Махабхарате» — оба погибли от попавшей в пятку стрелы. «Ахиллесова пята» оказалась и у Кришны. Почему так получилось? В великолепно снятом сериале, к сожалению, в последних сериях перепутана последовательность эпизодов , а некоторые из них опущены вообще. К выброшенным эпизодам относится проклятие матери ста Каруравов Кришне. Царица Гандхари вместе с Кунти, и Драупади и приезжает на поле и видит чудовищное зрелище : несчастные женщины оплакивают своих отцов, мужей, сыновей, братьев и пытаются отогнать от их трупов шакалов и стервятников. Оплакавшая своего сына несчастная мать обращается к Кришне: « Взгляни на это поле, о Кришна! О Кришна, погиб род Куаравов и род Пандавов истреблен почти весь. Будь же проклят ты, допустивший это! Ты мог предотвратить эту братоубийственную войну, но ты не сделал этого. Да погибнет же и твой род, как погибли мои сыновья и братья!»
В сериале Кунти появляется на поле битвы и застает Карну еще живым. В поэме она открывается сыновьям после похорон, когда в честь погибших совершаются омовения в Ганге. «Тогда Кунти, хранившая молчание доныне, внезапно зарыдала и сказала своим сыновьям: «О дети мои, вы не знаете, кто был тот великий и отважный воитель, предводитель вражеских колесниц, сраженный Арджуной. Вы считали его сыном возницы, но то был ваш старший брат. Сын бога солнца, он сам блистал как солнце, избравший бранную славу, которую предпочел он самой жизни. Совершите же и вы возлияния в память о нем». Юдхаштхира, тяжко вздохнув, сказал матери: «Неужели то был твой сын, а наш старший брат, этот отважнейший из витязей, сражавшийся ан колеснице, непобедимый в бою? Почему же ты скрывала это от нас? Увы, горе нам. Великое несчастье постигло нас! Поистине смерть Карны печалит меня во что крат больше, чем гибель наших сыновей и всей нашей рати! Горе сжигает меня , словно огонь!» И он призвал к себе жену Карны и родичей его и вместе с ними совершил возлияния в честь старшего брата: «Не радует меня победа такой ценой!»
Не корректно написанно Бхима вместо Бишмы. ?
Некорректно написано Парашурама вместо Парашары. ?
Некорректно написано Шантама вместо Шантану. ? см: «Адипарва», гл. 90, шл.48. М., 1950.
Некорректно написано Курикшетра вместо Курукшетра. ?
Вам надо вычитать весь текст заново! Очень много ляпов, а также чувствуется плохое знание русского языка. Например, некорректно: «предвидя будущие беды семье и государству», правильно: «предвидя будущие беды семьИ и государствА». Пришлите мне текст, я отредактирую.
«Очень много ляпов, а также чувствуется плохое знание русского языка. » — не боитесь? ну-ну… лингвист фигов…
Саша, это же текст Елены Бертрановны! Она нас и так достала описками-ошибками. Честно сказать, нисколько не жалко, пусть развлекается.Просто претензии в основном по «корректному написанию» всяких там брахмапутр. А такой цели не стояло и не стоит.
Прекрасная статья. Я смотрела только сериал, а сейчас слушаю аудиокнигу. Меня потряс сериал до каждой клеточки. Это невероятная по силе и мудрости история, которая затрагивает абсолютно все сферы человеческого бытия. Это про выбор и последствия этого выбора. особое место занимает роль Кришны…который раздвигает границы сознания и по-новому открывает понимание добра и зла. После погружения в это произведение меняется взгляд на многое, а для меня что наверное особенно актуально в 2024 году стали ясны причины большой войны и отчетливо показано когда она может завершится. Это не оптимистичное знание и от этой правды оторопь берет.