Александр Морозов: Дамы, здравствуйте. Так мне, все-таки, кто-нибудь объяснит, «что это было?».
Аделаида: Да, да, Натали, поясните, во что это вы нас с Александром втянули?
Натали: Должна заметить, что здорово, когда есть кому поддержать, пусть, в небольшой, но потасовке и непременно с надежных нравственных позиций. Сразу чувствуешь, что не просто скандалишь, а «борешься за правое дело»…
Аделаида: Вам бы все бороться, а нам потом разбирайся в чужих проблемах
Александр Морозов: Давайте поподробнее, что там у вас «на местах» происходит.
Натали: Тогда, можно я издалека и по порядку?
Аделаида: А иначе и не получится.
Александр Морозов: Валяйте!
Натали: Вы ж знаете, что я люблю театр. «Любите ли вы театр, как люблю его я…»
Аделаида: Да. Помним, помним, как вы достали столичную критику хрестоматийной цитатой.
Натали: Но при всем при этом в родном театре родного города на спектаклях местной труппы не была давно. Причем настолько давно, что за это время она сильно обновилась. Режиссеры и худруки менялись тоже. А с ними вымывался классический репертуар, на который ещё можно было сводить детей.
Аделаида: Конечно, всё ради детей. Вы ж в театр в основном из-за детей ходили, чтобы их воспитывать в культурной среде.
Натали: Именно. Но вот в нынешнем сезоне пала жертвой какой-то уж очень интенсивной информационной кампании.
Аделаида: Или до вас, как до жирафа, наконец-то, дошло?
Натали: Возможно. Но на местный спектакль я сходила и честно отчиталась. А потом, даже на фб подключилась к страничке нашего театра, после чего стала информированной по поводу жизни оного …интенсивно.
Александр Морозов: То есть пиар-служба театра работает?
Натали: Ага. Правда не знаю, как она правильно называется, точнее, должность, которая всем этим заведует…
Александр Морозов: Не важно.
Натали: Суть в том, что знаю теперь о местных театральных событиях в режиме реального времени. И эти события, в основном радостные.
Номинировавшийся на премию «Золотая маска» спектакль съездил в Москву. Его давали (два раза) на сцене МХТ. В зале присутствовали Ольга Яковлева (легендарная исполнительница роли Натальи Петровны в легендарном Эфросовском спектакле), Евгения Симонова, Ольга Ломоносова, Игорь Золотовицкий, Екатерина Редникова… , короче, многие известные коллеги. Также на спектакле был губернатор области и Валентина Терешкова…
Александр Морозов: То есть пафосный был выезд?
Натали: Да! После чего было много рассказов, фото и репортажей (группа с нашего телеканала сопровождала артистов). Правда, премию не дали. Но и сама номинация была уже значимым событием.
Затем последовали другие театральные премьеры, споры критиков… Но мне было не до того. Кризис, знаете ли. Бюджет трещит по швам. Да и домашние заботы заели…
Аделаида: Обычная рутина.
Натали: Кстати, о критиках. Должна заметить, что пристально отслеживала, что же они скажут о приёме прямого иллюстрирования, который использовал режиссер Марчелли в своём спектакле «Месяц в деревне».
Александр Морозов: А, помню. Вы тогда ещё заметили, что будете отслеживать чужие озарения по этому поводу.
Натали: Угу. Поотслеживала. Очень смешно получилось. Поскольку «спереть» было уже нельзя, а сослаться на первоисточник всем до боли жлобно, то критики несли такую откровенную лабуду… Просто, обнять и плакать. Не соображая, какими идиотами и непрофессионалами выглядят на фоне уже озвученного «решения».
Александр Морозов: Чего-чего? Какого решения?
Аделаида: Ах, Александр, Натали по укоренившейся со школы привычке любое явление (в том числе и спектакль) рассматривает, как задачку, которую тем или иным образом надо «решить».
Александр Морозов: Аделаида, простите, никак не могу привыкнуть, что дамы Технаря применяют столь инженерный подход во всяких …неожиданных областях.
Аделаида: Точнее, во всяческих предметных областях…
Натали: Ну, так вот, я всё о своем. Когда озвучено весьма конкретное и (с момента озвучания) очевидное «решение», то все остальные «рассуждения» выглядят по-идиотски и непрофессионально (это я про критиков критикую). Тем самым эти самые критики демонстрируют и собственную профнепригодность и ненужность своей профессии (ну, как-то без них можно обойтись, получается).
Александр Морозов: Да уж, что называется «легко и непринужденно»…
Аделаида: А ведь несложно догадаться, почему не дали Золотую Маску за спектакль «Месяц в деревне».
Натали: Почему вы так ехидно ухмыляетесь?
Аделаида: А потому, что тогда бы пришлось писать рецензии или ссылаясь на вас, или публиковать вот эту откровенную ересь, но уже не в областном масштабе, а на всю страну, расписываясь в собственном идиотизме.
Поэтому, Натали, …подложили вы свинью номинантам…
Натали: Да ну вас! Извините, отвлеклись мы. Продолжу про сам Волковский.
А в театре все прекрасно, судя по новостной ленте. Планировалось участие в новом фестивале, готовились к гастролям. Что в наше время мероприятие недешевое, но радостное.
И вот на фоне бурных и ярких событий прозвучала просьба о сборе средств на лечение больного ребенка молодой семейной пары артистов труппы.
Артисты Мария Полумогина и Максим Подзин просят друзей театра о помощи
Дорогие друзья театра!
Наша чудесная семейная пара — артисты Мария Полумогина и Максим Подзин — несколько месяцев старалась справиться со своей бедой самостоятельно, но сейчас стало очевидно, что без помощи не обойтись.
Их маленькой дочери Есении требуется сложная дорогостоящая операция по удалению крупного невуса на лице ребенка… Это не только эстетическая операция: невус не просто родимое пятно, но переродившаяся ткань, повреждение которой может привести к серьезным последствиям. Девочке нельзя даже просто находиться на солнце. Для полноценной жизни маленькой Есении требуется имплантация тканей, которая состоится в январе 2017 года и стоит 31 000 $…
Молодые родители ведут поиск средств из всех возможных источников и будут признательны всем, кто найдет возможность помочь.
Александр Морозов: Жизнь – вещь такая, непростая, случается всякое… Увы!
Натали: Заглянула в свой кошелек, поняла, что кризис …и не только в стране, но и в моем бюджете…
Аделаида: Ой, Натали, и не говорите!
Вот тут-то и вспомнишь , что И.А.Дедюхова говорит: почему люди собираются в государство, чтобы постоянно сердце не болело за такие проблемы, чтобы деток можно было вылечить, чтобы медицинская помощь была им гарантированно оказана.
Александр Морозов: Да, только это должно быть на государственном уровне, и заниматься этим должны специалисты без ненужных и накладных прокладок.
Аделаида: Ой, всем всё ясно, давно написано…
Натали: Но, не забываем, что рассказ мой ведется о театре, в котором существует такой приём, как Бог из машины.
Так вот, прошло немного времени и он, то есть Deus ex machina, появился.
— У гранта очень конкретное предназначение. Он направлен исключительно и только на оплату труда творческим работникам. Поэтому практически 90% гранта идет на оплату труда артистам театра имени Федора Волкова,- Юрий Итин, директор театра имени Федора Волкова.
Натали: Собственно, чему я и несказанно обрадовалась. На всякий случай, глянула на сайт театра уточнить требуемую сумму на лечение, услышала в ролике размер выделенного гранта, прикинула нехитрые расчеты и убедилась, что Бог из машины работает. И по обыкновению свою радость за происходящее выразила на фейсбучной страничке театра.
Аделаида: Наивная такая…
Александр Морозов: Да уж, Натали, я считал вас более рациональной особой.
Натали: Увы мне! Как же меня поразила реакция театра.
Александр Морозов: Это ещё вопрос, чья там была реакция.
Натали: Вы же знаете, что такие странички ведет пиар-служба.
Александр Морозов: Да помню ваши схватки боевые с таковой службой Большого театра. Там была одиознейшая Катя Новикова.
Аделаида: Самое удручающее, что она там и осталась.
Натали: Опять отвлеклись.
Вот на таком удивлении и разочаровании я и пригласила вас поучаствовать в развернувшейся дискуссии с тем, кто представлял первый русский театр.
Поскольку у нас нынче театральная тематика, то воспользуюсь термином «четвертая стена».
Александр Морозов: То есть, вы хотите сказать, что мы не одни?
Натали: Естественно. Нас же читают…
Поэтому, читательскому вниманию предлагается текст фб-шной дискуссии из-за которой мы все здесь сейчас и собрались.
Наталья В. Иванова Как вовремя поступил грант. Теперь театр может помочь ребенку своих артистов. https://www.facebook.com/volkovteatr/posts/1036522606395600
Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) Наталья, театр и так помогает, просто сумма нужно ну очень большая. А грант — это целевое финансирование на творческие проекты, нецелевое его использование невозможно.
Наталья В. Иванова Сумма гранта 32 000 000 руб. Необходимая сумма на операцию 31 000 $ ~ 2 000 000руб. «90% гранта идет на оплату труда артистам «. Вы не верите в сочувствие коллег? Кто как не ближние протянут руку помощи в сложной жизненной ситуации?
Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) Наталья, из театральных все уже протянули, кто мог.
Наталья В. Иванова Может не стоит лукавить. Это в данной ситуации выглядит просто неприлично.
Получен грант. Если верить реакции руководства, то неожиданный. Можно сказать — «нечаянная радость».
Грех не помочь ребенку.Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) Наталья, руководство помогает молодым актерам. В театре также все, кто мог, пожертвовали столько, сколько мог. Вы видите красивую цифру, но ведь это не значит, что прямо сейчас она на счету у театра и актеры стали миллионерами в одночасье.
Наталья В. Иванова А вы, вообще понимаете, что даже вести дискуссию на данную тему безбожно и бесчеловечно?
Сами взгляните на сайт своего театра и увидьте, что операция будет в 2017-ом.
Важно вести себя по человечески, остальное все малозначимые технические проблемы.Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) Наталья, я как человек не получающий никакого гранта, отвечу: все в театре, кто мог, уже перевели денег Маше и Максиму. Я тоже. Также театр как организация помогает молодой семье так, как это возможно в настоящее время. Предлагаю подсчет чужих денег и распределение федеральных бюджетов на этом закончить.
Наталья В. Иванова А это не чужие деньги. Это деньги налогоплательщиков. И я, как зритель и как налогоплательщик, внимательно слежу за поведением публичных личностей на публичной арене.
Обращение за помощью висит на сайте театра. Весьма публично. Про грант сообщили весьма публично. И я (опять же), как зритель и гражданин) хочу видеть приличное и порядочное поведение публичных фигур в публичной сфере. По крайней мере, искренне надеюсь на человеческое благородство труппы первого русского театра.
Вы хотите разрушить мою веру в добро и справедливость?Наталья В. Иванова Знаете, что меня, как зрителя в этой ситуации удивляет.
Есть старая театральная (до сих пор широко использующаяся традиция) — давать благотворительное представление в пользу (кого-либо).
В данной ситуации это было бы так естественно.
Причем, гастролеры требуемую сумму (если судить по ценам на билеты) собирают. А вот у самого театра (Волковского) в репертуаре нет такого спектакля, который бы позволил получить искомую сумму.
Вот почему при наличии стольких масок золотых зритель уходит со спектаклей? А?…Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) наверное потому, что всем и всегда нравиться невозможно.
Наталья В. Иванова Вы это Камбербэтчу расскажите.
Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) Зрителей в зале тысяча человек. У всех разные вкусы, разный бэкграунд, разное представление о том, что они сейчас увидят.
Наталья В. Иванова Интересно, а как это Метрополитен свои 4 или 6 тысяч собирает?
Наталья В. Иванова В Миллениуме, кстати — 1600.
Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) Лестная планка, тем более для Ярославля)
Наталья В. Иванова Смотрите, какая вещь получается. Молодые артисты столкнулись с проблемой, вызванной уничтожением социальных гарантий, которая в свою очередь стала следствием разграбления государственной собственности.
Но театр не пользовался своими возможностями и средствами для «воспитания чувств» долгие годы, теряя при этом зрителей. Где современные пьесы, затрагивающие насущные проблемы? Вы полагали они вас не коснутся? Предпочитали зарабатывать золотые маски, изгаляясь над классикой?
Хорошо. Заработали грант. Так и решайте проблему пока хоть такая возможность осталась. А не демонстрируйте неприличную сквалыжность даже по отношению к своим.Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) Приятного вечера.
Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) Откланиваюсь.
Александр И. Морозов Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) что больше сказать нечего? про совесть уж не говорю, хоть бы о репутации подумали бы.
Галина Щетникова После таких ответов от Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl), это уже не репутация, а несколько другой предмет.
Александр И. Морозов Галина к сожалению, да упал уровень т.н. «творческой интеллигенции».
Галина Щетникова Президентский грант …, да за бесплатно. Сомневаюсь я однако. От этого гранта уже остались рожки , да ножки, скорее всего.
Наталья В. Иванова Да, Галина Щетникова , в наше такое циничное время (когда театр не учит доброму вечному, а лишь цинизму и разврату) не верится ни в чью уже бескорыстность.
Прям, глядя на такую реакцию, начинаешь подозревать людей черти в чем.Галина Щетникова Но в любом случае они сейчас стоят перед нравственным выбором.
Наталья В. Иванова Да, все как положено в настоящем произведении искусства (по заветам И.А.Дедюховой).
А мы запасемся попкорном, расположимся в первом ряду (опять же по заветам И.А.Дедюховой) и понаблюдаем.Галина Щетникова … за сказочным превращением карлика Носа Смайлик «smile»
Натали: Некоторые моменты хотелось бы обговорить поподробнее.
Семейная пара молодых артистов. А.Поздин талантливый, творчески успешный и весьма задействованный в репертуаре театра актер. Молодежи нравится его работа в роли Ромео (относительно свежая постановка). Поэтому меня удивило, отчего не поступить по старой театральной традиции и не дать бенефис актеру, чтобы помочь собрать необходимые средства. Или не сделать благотворительное мероприятие, например.
Аделаида: Ой, Натали, не говорите мне про благотворительность. Прям зубы сводит, как вспомню эти фонды, патронируемые нынешними актерами.
Александр Морозов: Да, гораздо органичнее решать свои проблемы на своем профессиональном поле, а не путаться под ногами или вообще подменять собой профессионалов.
Натали: А, если вспомнить бодания с критиками, то надо не путать храм искусств с божьей церковью. Следует не на паперть становиться, а вспомнить про «Show must go on». Это органичнее и естественнее для творческой деятельности.
Но, вот ведь в чем заковыка получается. Если аккуратно посчитать (хотя нас просили этого не делать, но, ведь не остановишь – обучены), то получается, что спектакли нашего театра приемлемой кассы-то и не сделают, поскольку такого наши режиссеры понаставили, что массового зрителя и калачем на эти вещи не заманишь. Никакой пиар не поможет.
Аделаида: А нет ли во всем этом творческой беспомощности и откровенной псевдокультуры?
Александр Морозов: Понял-понял к чему вы всё это клоните.
Да, а не заняться ли нам самим пиаром, но более весомых и приличных вещей?
Аделаида: Надо на этом фоне неприличного пиара отпиарить действительно достойную работу И.А.Дедюховой, а именно, «Псевдокультура и частная собственность»
Натали: Тем более, что ряд цитат из оной можно вполне себе успешно применить к обсуждаемому случаю.
Натали: Вот если посмотреть кто, что и для чего ставит, например, в нашем провинциальном театре. Помните был разбор про пермского варяга из греков Теодора Куртенезиса. Про использование местных ресурсов для построения собственной карьеры на международном уровне.
Александр Морозов: Но для творческих профессий характерна амбициозность.
Аделаида: Да, бесспорно. Но, хотелось бы, чтобы эта амбициозность была в целях получения достойного «конечного продукта», который бы вызывал восторги зрителей. То есть, чтобы делалось все для людей, для публики, пусть даже воспитывая оную.
Натали: Но, что сейчас наблюдается. В Волковском театре поменялось несколько режиссеров, которые были заняты лишь своей карьерой, у кого-то удачной, поэтому их нет, они далече. И вот теперь у нас Марчелли. Вроде бы и одарен, и интересен. Но меня уже в спектакле «Месяц в деревне» насторожило это желание лишь любоваться героиней. Спектакль был только о ней и для неё. Поэтому и речи не было о нравственном выборе, без которого нет и ни искусства, и ни настоящей культуры.
Натали: Потом в целях ознакомления с творчеством этого режиссера мы большой компанией, благо билеты недорогие (очень недорогие), сходили на спектакль «Без названия».
Не пугайтесь, подробно о нем рассказывать не буду
Аделаида: Да уж, пожалуйста.
Натали: Суть в том, что не смотря на то, что это уже награжденная Золотой Маской вещь и вроде бы мастерски сделанная, но еле досидели до конца.
Александр Морозов: Вы, наверное, мало выпили.
Натали: Не иронизируйте. Мы зрители опытные. И хотя буфет нынче в Волковском дорог, мы «освежили восприятие», …у нас « с собой было». Но и это не помогло.
Дело в том, что режиссер и художник используют минимализм в визуализации. Если в маленьком спектакле это как-то проходило, то в большом уже просто утомляло.
Аделаида: То есть, режиссер работает не на местную публику (которая посещает репертуарный театр, а в нем требуется разнообразие), а на фестивальное жюри, с имеющимися нынче весьма странными корпоративными вкусами и пристрастиями.
Александр Морозов: А понял, почему в обсуждаемой дискуссии началось это нытьё про то, кому что нравится.
Натали: Да, да!
Александр Морозов: Понятно, Натали, создается псевдокультурный продукт, который использует имеющуюся культурную почву (в виде здания театра, его истории, воспитанных в системе государственного образования артистах, используя ставшую уже классической литературную основу).
Натали: Ещё хочу добавить шпильку по поводу свежей премьеры, которая иллюстрирует попытку извратить нравственные акценты в пьесе Чехова.
«Всегда «Чайка» в нашем воображении связана с образом птицы, парящей над морем, печально кричащей, возвышенной. И отсюда образ Нины, такой возвышенной, как чайка, а злой писатель пришел и сломал ей жизнь. Но ведь на самом деле чайка – это жуткая птица. Жуткая! Она орет! Вы слышали когда-нибудь, как орут разбушевавшиеся чайки? Это ад! Это крик младенца, которому отрывают голову! Это крик каких-то вопящих кошек! И это хищница, которая поедает живую рыбу и весь мусор, это не просто птичка…»
Евгений Марчелли о премьере «Чайка. Эскиз», которая состоится 6 и 7 мая.
Аделаида: Простите! Это что? Попытка свалить всё на молодую героиню? Значит Нина Заречная сама плохая, а не Тригорин. То есть взрослый мужчина не в состоянии отвечать за свои поступки, а молодая девушка «проявила желания, не свойственные её возрасту»?
Александр Морозов: Обалдеть?! Наредкость культурная трактовочка….
Натали: Да, вот такая вот иллюстрация работы И.А.Дедюховой «Псевдокультура и частная собственность».
Александр Морозов: Насколько я помню выводы, сделанные в этой работе, псевдокультура влечет за собой захват и присвоение чужой собственности.
Аделаида: Да, предыдущая «псевдокультура» привела к уничтожению социальных прав граждан. Нынешняя сопротивляется даже такой естественной помощи ближнему.
Александр Морозов: Чему уж ближе-то быть? Свой брат артист…
Аделаида: Натали, простите мой цинизм. Но эта «псевдокультура» провоцирует мои сомнения на предмет данного гранта. В такой ситуации много чего в голову взбредает. Видятся и откаты, и «компенсация» за неполученную золотомасочную премию, и несправедливое распределение.
Натали: Да уж, как вспомнишь, что в Большом про распределение грантов рассказывали, то и не такое надумаешь.
Александр Морозов: Дамы, посмотрите, а все наши комментарии уже стерли! Как вы считаете, о чем это говорит?
Аделаида: Говорит о том, что театральные не умеют ещё адекватно реагировать на голос другого «Бога из машины»
Александр Морозов: Это вы Ирину Анатольевну имеете в виду?
Натали: Да! Стоило напомнить её (в свою очередь) напоминание о свободе нравственного выбора, заповеданного всем нам Господом нашим, так сразу началось это неприличное мельтешение.
Александр Морозов: А, знаете, что я вам, милые дамы скажу. Не сочтите циником. А мне становится интересен этот сюжет. Ну, приучили массового зрителя к реалити-шоу. Сейчас популярны фильмы про «Голодные игры».
Натали: Хм, … Действительно, так долго воспитывали зрителя на чёрти чём. Теперь хочется видеть подлинные страсти и экшн. Не хотят на сцене ставить нормальную драматургию, так, чтобы привлечь к себе внимание, тогда нужно будет сыграть подлинную драму в реале…
Аделаида: Да уж такого шоу пропустить не хочется.
Натали: Должна заметить, что у нашего режиссера есть муза, на которую он и ставит весь свой репертуар.
Александр Морозов: А что тут такого?
Натали: Действительно, ничего плохого в этом не вижу. Без вдохновения художнику работать сложно. Но, подгоняя сюжет старых и известных пьес под образ главной героини (всячески идеализируя оную), расставляются неправильные нравственные акценты, искажающие авторский замысел.
Аделаида: Об этом уже говорилось.
Натали: Конечно. А всё почему?
Александр Морозов: Даже я уже усвоил. От отсутствия новой достойной литературной основы
Аделаида: Правильно.
Натали: А посмотрите, какой потенциал для примы нашего театра имеется в литературных произведениях И.А.Дедюховой. Если инсценировать Сказки гражданки Малковой…
Аделаида: А про Девочку Петрову …
Александр Морозов: А про Последний дюйм …
Натали: Да там такие убойные образы, такой визуально роскошный спектакль забабахать можно. Публика валом валить будет…
Александр Морозов: Со славой тоже будет всё в порядке …
Аделаида: И с приоритетом … Да и все социальные проблемы решить будет проще.
Натали: Да уж – это не жалкая попытка переплюнуть Эфроса и Ольгу Яковлеву. Это не неприличное обсасывание косточек давно ушедших классиков…
Аделаида: Знаете, что мне напоминает бесконечная интерпретация классики на современной сцене?
Александр Морозов: Что?
Аделаида: Школярские гаммы.
Александр Морозов: Точно! Вроде и вещь нужная, но всему дому мозг выносит.
Натали: Так хочется взять швабру и постучать в потолок.
Аделаида: Будем считать, что постучали …причем по голове.
Александр Морозов: Можно, можно завершить Аделаидиной цитатой?
Галина Щетникова Но в любом случае они сейчас стоят перед нравственным выбором.
Натали: Напомним, что за ситуацией теперь наблюдает совсем другой Бог из машины
Аделаида: Которому очень любопытны траектории финансовых потоков в «творческой среде» и механизмы распределения всяческих премий…
Александр Морозов: В театр надо, всё-таки, ходить не на люстру смотреть…