Сразу скажу, что на сей раз речь пойдет вовсе не о династии оперных артистов, а том… как же так получилось, что династия Габсбургов дала миру столько выдающихся оперных персонажей?..
Опера Доницетти «Дон Себастьян, король Португальский» на этот раз на вебинарах рассматривалась в историческом контексте вначале изоляции Португалии при оттеснении ее от участия в дележе мавританского наследства в ходе Реконкисты, пока прочие «христианнейшие государи» Испании медленно, как удав, его переваривали в течение 700 лет.
25 февраля Португалия – владычица морей и суш
26 февраля Опера Доницетти «Дон Себастьян, король Португальский»
27 февраля Жозе Сарамаго «Каин»
Вообще… странно, когда 700 лет Реконкисты подают в качестве «освобождения Родины», в то время, когда многие провинции Испании до сих пор испытывают… склонность к изоляции. Испания, на мой взгляд, объединена не столько общей государственностью, скажем, территориально, сколько именно искусством, культурным обменом. Это совершенно особое объединение.
В области архитектуры здесь все равно проявятся мавританские черты, но дальше пойдут танцы и песни провинций… а все выстроит и объединит «драма чести», позволившая выстоять Испании после фиаско колониального грабежа…
Интересно, что Португалию, на момент оттеснения к морской косе так, что у нынешнего классика и нобелевского лауреата Жозе Сарамаго появился образ Португалии в виде каменного плота (роман «Каменный плот»), несущегося по безбрежному Океану, — было… наиболее высокое культурное развитие.
Как всегда, на этих вебинарах выяснилось множество «парадоксов», которые со временем стали закономерностью, напомнив о важности своевременного усвоения «уроков истории». Ведь Португалия намного раньше Испании показала всему миру, как можно разрушить собственную страну, выстроив загончик уютной «колониальной империи», нагло влезая на легендарный Шелковый путь, руша сложившуюся веками культуру… намного превышающую то, чем могла блеснуть когда-то Португалия на фоне неграмотных и ущербных испанских монахов времен Реконкисты.
И на этом фоне последняя опера Доницетти звучала… как небесная музыка… Тут и задумаешься, почему этот несравненный автор «Любовного напитка», выбрал такую сложную и неоднозначную тему для своего последнего шедевра.
Он знал, что эта опера станет последней, приступы болезни посещали его все чаще. Он создал множество опер… чтобы под конец проторить путь «Дону Карлосу» Верди, предвосхитить его лучшие драматические полотна (сюжет перекликается и с «Аидой»), стать ступенькой для мощного гения Верди, из-за которого самого Доницетти надолго забудут… но трогательная мелодия романса Неморина пробьется сквозь полное забвение.
Вообще, конечно, первый «исторический парадокс» в том, что мавры завоевали Испанию в три года, а вот Реконкиста длилась… 700 лет. При этом истинное проявление культуры всегда здесь будет носить признак сознания величия и даже превосходства доставшегося мавританского культурного наследия.Даже на уровне мечты о сказке.
Причем… тут ведь уже Сергей Ткачев отмечал, что мавры принесли все культурные завоевания человечества, начиная с античности, но именно в архитектуре достигали совершенства, уже не копируя византийские образцы (как, например, Венеция поднялась только на краже и копировании всего наследия Византийской империи).
…В обособлении Португалии и последующем превращении ее в колониальную державу… с небольшим провалом в самом начале (которому и посвящена опера Доницетти) — есть очень много аналогичных «исторических парадоксов». Первый из них… хотя бы в том, что наиболее культурное королевство, проглотив свою долю мавританского наследства при Реконкисте… отчего-то дальше не пошло.
Воевали дальше они преимущественно… со своими ближайшими соседями, связанные с ними и родственными монархическими связями.
При этом их короли сочиняли сонеты, были теми настоящими рыцарями, о которых после возникло столько легенд… Сажали кедры на прибрежных склонах… которые стали основным источником корабельного леса… Создавали школы мореходства и навигации, осваивая все тот же мавританский опыт… все дальше обособляясь в языке и культуре от всего Пиренейского полуострова — в сторону «каменного плота».
Но здесь следует посмотреть и на момент достаточного парадоксального укоренения династии Габсбургов. Это объяснит многие парадоксы общеевропейской истории, культуры, литературы и оперы, конечно.
Результаты «перекрестного опыления» у Габсбургов дали уже рассматривавшуюся на наших литературных вебинарах драматическую поэму Фридриха Шиллера «Дон Карлос».
Конечно, впереди у нас и «Дон Карлос» Джузеппе Верди, однако посмотрим, что эти два принца — на одной линии, причем, Себастьян (1554-1578 гг., 24 года жизни) все же стал королем Португалии, а вот дон Карлос (1545-1568 гг., 23 года жизни) — так и не стал королем Испании. Но, как видим, они не только стали результатом четырех поколений «видового отбора» Габсбургов, но и практически современниками.
Интересно, что генеалогически родословную нашего героя, Себастьяна I Желанного, правильнее вести… с испанской стороны общей генеалогии Габсбургов.
Стоит, наверно, заметить о литературных-оперных героях Карлосе и Себастьяне, приходившихся друг другу… ну, очень двоюродными братьями, что все «исторические парадоксы» их коротких жизней, столь упоительно разгадывавшиеся в искусстве, стали результатом кровосмесительных браков.
Габсбурги считали себя самыми умными и красивыми, влюблялись исключительно в своих двоюродных сестер, хоть в этом плане немного отличаясь от египетских фараонов, женившихся на родных сестрах.
Как тут не вспомнить ответ И.А. Дедюховой по поводу «чисто-русских» или «исконно-русских» притязаний местечковых националистов на «аристократизм». Она ответила, что вся истинная аристократия, имевшая корни с глубины веков, всегда совершала династические браки, а это были браки с представителями присоединяемых народов, как торжество военных и экономических связей.
Мать Александра Невского была половчанкой, попытки реконструкции внешнего облика Ярослава Мудрого более напоминают изображение кипчакского хана, а в Нальчике до сих пор стоит памятник кабардинке Марии Темрюковне, второй жене Ивана Грозного (до крещения княжна Кученей, Гошаней, идар Гуэщэней, Гуащэнэ, крещена 20 июля 1561) , как доказательство настоящих дружеских отношений с Россией.
Так что подобные проблемы у нас несвойственны, поэтому в литературе и в опере практически не отражены.Однако, отчего-то до сих пор на Россию вешается стереотип «тюрьма народов», более уместный для «интернационального» кутузки «объединенной Европы» времен Габсбургов, устраивавших свои империи черезполосицей династических браков.
Какое там… «национальное самосознание» или «освобождение Родины»… Ведь до сих пор сложно вообразить все эти ужасы Великой Французской революции, выплеснувшей и общую многовековую ненависть к Габсбургам в лице Марии-Антуанетты (фр. Marie-Antoinette, урождённая
Половину второго тысячелетия Габсбурги тасовали страны и народы… как колоду на карточном столе, путая экономические и культурные связи, ломая естественный ход истории.
Геополитика так и возникала… на уровне проигрышей-выигрышей, вексельных бумаг, адюльтера и любовных романов.
Судьбы народов зачастую зависели от приязни или, напротив, неприязни в этой огромной семье профессиональных «топ-менеджеров», устраивавших свои личные дела, обзаводившихся владениями, — вне уже сложившихся отношений, интересов, стремлений, надежд…
Где-то они вникали в местные условия, где-то… не утруждали себя. На Марии-Антуанетте сошлось все, что эта могущественная династия заработала в «общественном мнении». Сейчас разбирают, что она говорила, а чего не говорила из того, что ей приписывают. Да какая разница, если все, что ей приписывают, не раз звучало от ее предшественников с ХV века?..
Неудивительно, что представители этой династии не раз становились литературными героями. Но двум наиболее неудачным Габсбургам, погибшим в юном возрасте, а потому не успевшим запомниться более выдающимися гадостями, посвящены две гениальные оперы мирового оперного репертура — «Дон Карлос» Верди и опера Доницетти «Дон Себастьян, король Португальский».
Несколькими словами охарактеризуем вначале дона Карлоса. Хотя бы, чтобы отбросить напрасно приписываемые нам социальные клише и стереотипы. У нас, безусловно, свои проблемы… но вот таких… точно нет.
Незадолго до полуночи 17 января 1568 года король Филипп II, облачённый в доспехи, в сопровождении четырёх советников, вошёл в покои дона Карлоса, где объявил сыну об аресте, изъял его документы и оружие и заколотил окна. Карлос оставался в одиночном заключении в Мадридском Алькасаре до самой своей смерти шесть месяцев спустя[6][7]. Позднее появились слухи, что принц был отравлен по приказу отца; это же утверждалось и в Апологии Вильгельма I Оранского — пропагандистской работе против испанского короля, написанной в 1581 году[8]. Современные историки считают, что дон Карлос умер от естественных причин. Он рос очень слабым и страдал расстройством приёма пищи во время тюремного заключения, когда принц чередовал голодание с тяжёлыми запоями[9].
Карлос оставлял неблагоприятное впечатление на некоторых иностранных послов. Венецианский посол Иероним Соранцо считал, что Карлос был «уродливым и отталкивающим» и утверждал, что Карлос любил жарить животных живьём и один раз пытался заставить сапожника съесть обувь, которую счёл неудовлетворительной. Другой венецианец, Паоло Тьеполо, писал: «Он [принц Карлос] не желает ни учиться, ни заниматься физическими упражнениями, но [желает] только вредить другим»[10].
…Причиной физических и психических отклонений инфанта вероятно стало кровосмешение между Габсбургами и королевскими домами Португалии (Ависская династия) и Испании. Дон Карлос имел только четверых прабабушек (Хуана I Безумная и Мария Арагонская) и прадедушек (Филипп I Красивый и Мануэл I) вместо максимально возможных восьми[11]; кроме того, его родители имели одинаковый коэффициент сонаследования (1/8), как если бы они были наполовину братом и сестрой. Также дон Карлос имел только шесть прапрабабушек (Мария Бургундская, Изабелла I Кастильская и Беатрис Португальская) и прапрадедушек (император Максимилиан I, Фердинанд II Арагонский и Фернанду, герцог Визеу) вместо максимально возможных шестнадцати[11]; его бабушка по матери (Екатерина Австрийская) была родной сестрой деда по отцу (император Карл V), дед по матери (Жуан III) был родным братом бабушки по отцу (Изабелла Португальская), а прабабки (Хуана и Мария) приходились друг другу родными сёстрами.
Судьба дона Карлоса легла в основу одноимённой трагедии Шиллера 1787 года; по пьесе Шиллера было создано несколько оперных произведений, самое известное из которых опера Верди. В основу работы Шиллера легла новелла, написанная в 1672 году французским аббатом Сезаром Вишаром де Сен-Реалем[fr]; работа Сен-Реаля также стала основой для пьесы «Don Carlos, Prince of Spain» английского поэта Томаса Отвея[12]. Также дон Карлос является одним из главных персонажей оперы «Сын-соперник» Дмитрия Бортнянского. Дон Карлос фигурирует в трагедии Витторио Альфьери «Филипп II».
Что называется, «есть с чем работать». Но для начала надо рассмотреть (хотя бы вкратце) четыре поколения Габсбургов, давших таких замечательных оперных героя на все времена. Отметим, что у дона Карлоса и дона Себастьяна общие предки — Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская. Оба наших героя — «из одного корешка».
Абсолютно идентичны! Именно там, где у нормальных людей, способных душою объять весь мир, где люди делятся лишь на порядочных и непорядочных, должно быть не менее 36 совершенно других предков… Интересно, что сама природа нас заставляет… обновлять кровь, именно путем любви и уважения все к новым и новым людям.
А вот у Габстбургов идет процесс постоянного кровосмешения! Чужих там никого не было, Габсбурги любили только себя. Но в этой генеалогии Габсбурги появляются не сразу, только с Филиппа I Красивого.
Общие предки дона Карлоса и дона Себастьяна, Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская — принадлежали к совершенно разным европейским династиям.
Фердинанд II Арагонский, Фердинанд Католик (исп. Fernando de Aragón «el Católico», кат. Ferran d’Aragó «el Catòlic»; 10 марта 1452 — 23 января 1516), — король Кастилии (как Фердинанд V), Арагона (как Фердинанд II), Сицилии и Неаполя (как Фердинанд III). Супруг и соправитель королевы Изабеллы Кастильской. За своё почти сорокалетнее царствование ему удалось благодаря стечению счастливых обстоятельств и собственным дарованиям играть значительную (к концу жизни — ключевую) роль в общеевропейской политике. При нём было гарантировано политическое единство Испании (1479), взятием Гранады закончилась Реконкиста (1492), произошло открытие Америки (1492), началась эпоха Итальянских войн (1494). Он начал эру могущества Испании, закончившуюся Филиппом II. Он же, наряду со своим сватом Максимилианом I, является одним из архитекторов «Всемирной империи» своего внука Карла V.
Ещё при жизни своего отца, Хуана II Арагонского, Фердинанд в 1469 году женился на Изабелле, наследнице (а потом королеве) Кастилии, и после смерти Хуана (в 1479 г.) стал обладателем двух сильнейших королевств полуострова: Арагона и Кастилии. Из-за Кастилии супругам пришлось выдержать жестокую борьбу с португальским королем, заявлявшим претензии от имени своей племянницы, дочери старшего брата Изабеллы — Хуаны, которую подозревали в том, что она рождена не от короля, а от любовника королевы Бельтрана де ла Куэвы; борьба кончилась (в 1476 году) решительным поражением Португалии.
То есть этот супружеский союз общих предков дона Себастьяна и дона Карлоса — означал объединение Испании, Кастилии и Арагона… против Португалии.Но пока это практически родственные войны.
Хотя и Фердинанд представляет столь же… всеядный образ «католического монарха». У него есть «интересы» в Италии, включающие, кроме Сицилии и Неаполя, еще и Наварру… Он — представитель династии Трастамара, которая вместе с аналогичными «христианнейшими» династиями того времени явилась прообразом пережившего их всех анахронизма — династии Габсбургов.
На этой же почве… со временем здесь возникает разбросанная по всему известному тогда миру лакомыми кусочками империя Габсбургов. Хотя, согласитесь, всегда возникает недоумение, почему изображенная в «Трех мушкетерах» Александра Дюма Анна Австрийская считает себя… испанкой? Что это за династический интернационализм?..
А на подходе известная лавочка «искусства кройки и шитья» — от известного «кутюрье» Карла V, прозванного «архитектором «Всемирной империи»». В принципе, половиной войн, которые человечество ведет во второй половине второго тысячелетия, — оно в той или иной мере обязано Габсбургам. Последующие колониальные захваты также носят неподражаемый оттенок этого профессионального монаршьего мировоззрения: «А чо?..»
…Вернемся в Пиренеи. С Изабеллой от Португалии навсегда отходит и королевство Леон, к которому Португалия тяготела и территориально и исторически.
У Изабеллы и Фердинанда при объединении их владений был общий механизм уравнивания подданных — инквизиция. Кастильцы и арагонцы, вдруг став гражданами одного государства, будучи уравнены в политических правах — должны были проявить религиозную толерантность.
Инквизиция существовала в Испании до Фердинанда; епископы ещё в XIV в. чинили духовный розыск, суд и расправу над еретиками, но это судопроизводство не было объединено и урегулировано. Фердинанд и Изабелла сделали инквизицию нивелятором, который должен был всех их подданных обратить в «единое стадо» в религиозном отношении, подобно тому, как королевская власть уравняла всех в отношении политическом. С 1480 года начались действия инквизиции нового типа — аутодафе еретиков и мнимых еретиков, беспощадная конфискация их имущества. За первые 16—18 лет существования инквизиции около 104 тысяч человек было осуждено в Испании инквизиционным трибуналом; из них 8800 было сожжено живыми.
Изабе́лла I Касти́льская, также Изабелла Католи́чка (исп. Isabel I la Católica) (22 апреля 1451 — 26 ноября 1504) — королева Кастилии и Леона. Супруга Фердинанда II Арагонского, династический брак с которым положил начало объединению Испании в единое государство.
Интересно отметить, что исторический процесс объединения Испании произошел вовсе не из «роста национального самосознания», в ходе рождения единой нации… а вынужденно. Почти по физиологическим причинам, связанным с репродуктивной функцией и пресловутым «поведением в быту».
После смерти отца в 1454 году, королем Кастилии стал старший брат Изабеллы — Энрике IV. Из-за своей неспособности произвести потомство этот правитель получил прозвище «Бессильный».
Второй раз король женился на Жуане Португальской, сестре короля Альфонса V Африканца, которая также, как говорили, оставшись нетронутой после первой брачной ночи, вскоре взяла себе любовника Бельтрана де ла Куэву. Рождённая ею девочка, Хуана, воспринималась всеми как плод адюльтера и получила прозвище «Бельтранеха» в честь своего предполагаемого отца. Со второй женой король также развёлся.
Эти факторы — бессилие короля Энрике, измены королевы Жуаны и сомнительность происхождения её дочери Хуаны сделали вопрос престолонаследия актуальным. Знать принудила короля Энрике назвать наследником своего младшего брата Альфонсо (XII) Соперника (Изабелла была средним ребёнком). Король первоначально согласился, предполагая, что Альфонсо женится на его дочери Хуане Бельтранехе, но спустя некоторое время передумал.
Кортесы, взяв под контроль Альфонсо и провозгласив его наследником, вступили в борьбу с королем Энрике (битва при Ольмедо, 1467 год). Вся Кастилия разделилась на два враждебных лагеря: северные провинции были за Энрике, южные — за Альфонса. Год спустя в возрасте 14 лет Альфонсо умер, и надежды мятежных дворян сосредоточились на Изабелле. Но она отвергла их заигрывания, оставаясь лояльной к брату, и он официально провозгласил её наследницей престола.
Наконец в 1468 году у Быков Гисандо был подписан договор, в силу которого наследницей престола (принцессой Астурийской) признавалась Изабелла, причём король обязывался не принуждать её к нежелательному для неё браку, а она обязывалась не выходить замуж без согласия брата. Король уже официально пренебрёг своей предполагаемой дочерью Хуаной Бельтранехой, которую, в свою очередь, в 1475 году её дядя португальский король Альфонсу V взял в жёны с целью закрепления своих притязаний на Кастилию. Но этот брак был аннулирован папой римским Сикстом IV из-за близкого родства.
Энрике IV пытался выдать свою сестру Изабеллу замуж, предлагая ей несколько кандидатов, но она отвергла его варианты, избрав Фердинанда, принца Арагонского.
То есть в Кастилии (с которой Португалия ведет несколько войн, не сразу смиряясь с ролью «каменного плота», пытаясь закрепиться на Пиренеях), возникает «кризис легитимности», даже гражданская война… на почве альковных проблем старшего брата Изабеллы. Страна раскололась на два враждующих лагеря из-за двух ее братьев, из-за неспособности старшего брата произвести потомство. В результате королевой становится Изабелла, которая вышла замуж за Фердинанда Арагонского.
Таким образом, возникающая смена геополитического курса тоже не соответствует становлению общей нации, это связано с тем, что «девушка созрела», надо же ей было замуж выходить. Тем более, что без прямого наследника на кастильский престол претендует Хуана Бельтранеха, чья мама Жуана Португальская, как раз и принесла кастильской короне Лион…
Интересно, что если бы не состоялся брак Изабеллы и Фердинанда, с Кастилией и Лионом объединилась бы именно Португалия… и это была бы совершенно другая история, не знающая сослагательных наклонений.
У Изабеллы и Фердинанда — пятеро детей, в том числе любимый сын Хуан. Это… не считая внебрачных детей Фердинанда, среди его бастардов — три девочки (отданы в монастырь) и… Альфонсо Арагонский, он был назначен епископом Сарагосы.
Первый брак
Бракосочетание с Изабеллой Кастильской, 19 октября 1469 года в Вальядолиде. Их дети:
- Изабелла (1470—1498), первым браком за инфантом Альфонсо Португальским, вторым за его дядей Мануэлем I Португальским, следующим наследником престола.
- Хуан (1479—1497), был женат на Маргарите Австрийской.
- Хуана Безумная, королева Кастилии, замужем за Филиппом Красивым (братом Маргариты Австрийской, это были двойные браки).
- Мария Арагонская — после смерти сестры Изабеллы стала следующей женой Мануэля I Португальского.
- Екатерина Арагонская — в первом браке жена Артура, принца Уэльского, во втором — его брата Генриха VIII Тюдора.
Второй брак
После смерти Изабеллы, с которой он прожил 35 лет, в 1506 году 54-летний Фердинанд женился на Жермене де Фуа, 18-летней дочери наваррского виконта, помимо всего прочего, и в надежде на дальнейшее потомство (ситуация с детьми от Изабеллы была весьма плачевной). И действительно, ребёнок родился, но не выжил, и, таким образом, династия Трастамара пресеклась, уступив место Габсбургам
Да, во втором браке Фердинанд ждал второго Хуана. Хуан де Арагон и де Фуа (исп. Juan de Aragón y de Foix) (р. 1509) унаследовал бы одну арагонскую корону и не дал бы Карлу V соединить Испанию.
Как видим, дети Изабеллы и Фердинанда породнились с Тюдорами и с португальскими королями. Назревало совершенно другое объединение… да-да, с Португалией! Но судьба распорядилась иначе.
Был в жизни Изабеллы и Фердинанда один триумф, связанный с попытками найти невесту своему единственному сыну Хуану. Ему пытались найти невесту в Англии… не получилось. Затем… как-то так уж получилось, что состоялась двойная свадьба: брат и сестра Хуан и Хуана (Безумная) в один день венчались с братом и сестрой Филиппом I Красивым и Маргаритой Австрийской.
Хуан Арагонский (исп. Juan de Aragón; 28 июня 1478, Севилья — 4 октября 1497, Саламанка) — сын Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, принц Астурийский, наследник престолов Арагона и Кастилии.
Хуан был вторым ребёнком и единственным сыном Фердинанда и Изабеллы, чей брак объединил Арагонское и Кастильское королевства. Уже к 1482 году относятся первые планы относительно женитьбы принца: было заключено соглашение с Англией, по которому женой Хуана должна была стать одна из дочерей Эдуарда IV — Екатерина Йоркская. Но в 1483 году Эдуард умер, а его дети были объявлены незаконнорожденными, после чего об английском браке пришлось забыть.
Следующий проект возник в 1495 году в ответ на вторжение в Италию французского короля Карла VIII. Фердинанд, имевший в Италии свои интересы, заключил союз с императором Максимилианом, и его сын должен был жениться на дочери императора Маргарите, а одна из дочерей, Хуана — выйти за сына Максимилиана[1]. 5 ноября 1495 года в Мехелене был заключён и договор и состоялось заключение брака per procuram.
Свадьбу сыграли в Бургосе 3 апреля 1497 года. Хуан был влюблён в свою жену, и этот брак должен был стать счастливым. Но уже осенью, когда супруги отправились в Португалию на свадьбу сестры Хуана Изабеллы, принц Астурийский заболел лихорадкой и 4 октября умер в Саламанке. Его тело было погребено в Авиле в монастырской церкви[2], а жена принца спустя несколько недель родила мёртвого ребёнка.
Смерть принца Хуана и его ребёнка сделала неизбежным угасание династии Трастамара и привела к воцарению в Испании Габсбургского дома в лице племянника Хуана — Карла V.
В апреле 1497 году был последний счастливый праздник в жизни Фердинанда и Изабеллы. Их не слишком радовали отношения… внутри страны.
А потом… все пошло не так… именно в желании воссоединения с Португалией. В 1498 году у их старшей дочери Изабеллы умер муж, инфант Альфонсо Португальский. Изабеллы уже так свыклась с ролью будущей королевы Португалии, но ее муж, так и не став королем, умирает, а королем становится его дядя…
Во что уж там обходятся Изабелле и Фердинанду неминуемо возникающие на почве престолонаследия интриги и интрижки, но им все же удалось в том же году добиться брака вдовствующей Изабеллы с дядей ее первого мужа.
На их свадьбу едет принц Хуан с беременной женой… он заболевает лихорадкой и умирает, а его жена рожает мертвого ребенка.
Несмотря на то, что Фердинанд и Изабелла имели 5 выживших детей, ситуация с наследием объединённой короны Кастилии и Арагона оставалась критической. Во-первых, мальчиком из них оказался только один — Хуан Астурийский. В число оставшихся 4 инфант входила Хуана и три её сестры. Одна из них — Екатерина Арагонская (Каталина), в политических целях была выдана замуж за Генриха VIII Английского. Две другие (Изабелла Астурийская и Мария Арагонская) стали поочередно первой и второй женами португальского короля Мануэла I. Хуана же в 1496 году была выдана замуж за эрцгерцога Филиппа Австрийского, сына императора Максимилиана.
Что сказать о Хуане, погибшем от лихорадки, отправившись на свадьбу старшей сестры? Такие люди не становятся героями опер… у них все должно было быть в жизни без парадоксов. Это неинтересно, когда супруги нежно любят друг друга и ждут первенца…
Ненадолго пережила брата и Изабелла… Второй женой Мануэля I Португальского становится ее младшая сестра Мария Арагонская… Но все тщетно! Надежды Изабеллы и Фердинанда тихонько тают… Все их наследство должно перейти к Габсбургам… хотя и Фердинанд, после смерти Изабеллы в 1504 году сделал вторую попытку… родить нового Хуана.
И за всем со стороны наблюдает зять, Филипп I, будущий первый Габсбург на испанском престоле.
Филипп I Красивый (исп.Felipe I de Habsburgo el Hermoso; 22 июля1478, Брюгге — 25 сентября1506, Бургос) — герцог Бургундии под именем Филипп IV (с 1482 года) и король Кастилии под именем Филипп I (с 1504 года), первый представитель династии Габсбургов на испанском престоле.
Филипп был сыном австрийского эрцгерцога Максимилиана I, будущего императораСвященной Римской империи, и Марии Бургундской, наследницы владений Бургундского дома. Своё имя он получил в честь прадеда герцога Филиппа Доброго.
В 1482 году неожиданно погибла на охоте мать Филиппа, и он унаследовал огромное и богатое Бургундское государство, в состав которого входили, помимо собственно герцогства Бургундии, Брабант, Лимбург, Люксембург, Артуа, Франш-Конте, Фландрия, Геннегау, Голландия, Намюр, Гелдерн и ряд других лёнов во Франции и империи. Опекуном при малолетнем герцоге стал его отец Максимилиан Габсбург.
Вот так… не состоялось объединения с Португалией, но и… не произошло распада Кастилии и Арагона, останься в живых крошка Хуан де Арагон и де Фуа…
Об объединении с Португалией и речи не было, поскольку самого Филиппа Красивого и его советников в Испании не слишком хотели видеть. О его жизни с Хуаной… ходило немало слухов. Все поочередно жалели супругов. То считали, что Филипп довел Хуану до безумия адюльтером. То считали, будто это Хуана своей безумнеой ревностью окончательно испортила жизнь прекрасному Филиппу, которого стоит… немного пожалеть.
В 2001 году в русском прокате появился фильм о Хуане Безумной — «Безумие любви» (Juana la Loca) — на основе пьесы «La Locura de Amor». Режиссёр — Висенте Аранда (исп. Vicente Aranda). В главной роли — Пилар Лопес де Айала. Фильм получил 12 номинаций на Los Premios Goya. Пилар Лопес де Айала получила награду в категории «Лучшая женская роль».
Да… безумие в любви, немедленно образовавшееся в супружеских отношения с одним из представителей Габсбургов, для оперы… весьма и весьма плодотворная почва.
- Опера «Донья Хуана Безумная» (исп. Doña Juana la Loca; 1890) — Эмилио Серрано.
- Опера «Сумасшедшая» (исп. La Loca; 1979) — Джанкарло Менотти.
Продолжение следует…
Читать по теме:
9 комментариев
Спасибо, очень интересно.
После врезки про Хуана Арагонского очепятка в годах (1947)?
Конечно! Спасибо, Дмитрий, сейчас поправлю!
Хм, если внимательно на схемку гинек…, тфу генеалогического дерева посмотреть то видно, что Карлос и
Себастьян — близнецы-братья, как партия и Ленин.
Куда только гинек…, тфу генетики смотрели вместе с доктором Менге…, тфу аббатом Менделем?
Да, Наташенька, генетики от такой генеалогии в ужасе были! И ладно, если бы эти граждане, ратовавшие за «чистоту крови», были просто оперными и драматургическими персонажами! Они ведь и историю творили, будучи по причине удивительной (на грани инцеста) «чистоты крови» — психически неуравновешенными и умственно недоразвитыми.
На редкость удачно показана в «Игре престолов» молниеносная деградация в процессе инцеста представителей дома Ланистеров. До омерзения.
Аделаида, потрясающий вывод вашей статьи: кровосмешение следствие мелкотравчатой стратегии развития, из личных узкокорыстных интересов. И ему противопоставляется ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ стратегия Рюриковичей.
А неминуемо возникает это сопоставление, с учетом того, как мощно Сергеем Ткачевым были рассмотрены Рюриковичи на вебинарах. Все же в данном случае все становится на свои места не только потому, что простые (как оказывается) и очень понятные вещи объясняет Рюрикович так, что ловишь себя на мысли «я так и думала!»
Главное, когда история в русле геополитики излагается человеком, являвшимся и в советский период — организатором производства. А то, как говорит Ирина Анатольевна, у нас вечно история трактуется людьми, неспособными самостоятельно соорудить дощатый нужник на огороде.
В результате, в момент всеобщего обрушения, когда у нас в геополитику вылезло именно такое ни на что не способное убожество, и о Великом пути из варяг в греки слышим, что его никогда не было, поскольку, с точки зрения ни на что не способных идиотов, это «невозможно».
Вы же слышали, что эти ненормальные Новгород Великий решили в Ярославль перенести?..
А когда все излагается нашими зодчими, то никаких инопланетян не нужно и для строительства египетских пирамид. Как заметил Сергей Ткачев: «Ритмичное финансирование без нецелевого использования средств, убрать тупое малограмотное быдло из руководства, — и проблем никаких! Построим вам хоть пирамиды без турок, мигрантов и инопланетян!»
Геополитическая стратегия Рюриковичей даже со сменой вектора всегда учитывала интересы страны и народа, вообще жизнь делала интереснее.
Далее Габсбурги как Португалии, так и в Испании ищут путь к Великому шелковому пути, чтобы грабить. А Рюриковичи строили Великий путь из варяг в греки — путь культуры и веры.
Так что сопоставления напрашиваются! Как Ирина Анатольевна подчеркивает: «Мы — не такие, как они! Мы — другие! К нам шли в кампанию, а эти паразитами присасывались!»
Грубо говоря, опера Доницетти… это попытка героизировать процесс паразитирования, хотя сама история уже дала все ответы. Музыка прекрасная, но образы в сознании не укоренились. У нас сознание другое, генетически.
Неожиданно и очень интересно. И «книжка с картинками»! Просто здорово!
У вас все разобрано очень объемно! Никогда эту тему не понимала. Ни у Шиллера, ни у Верди. И портреты мне говорили будто совершенно о другом. Большое спасибо автору!