В Рождество мне сделали подарок. Пригласили в Питер и сводили на концерт Евгении Смольяниновой. Большущее спасибо дарителю.
Делайте подарки! И даже не потому, что благодарность одаренных приятна и радостна. Просто подаренное может открыть если не мир, то целую область неизведанного и прекрасного, и вам тоже…
Под впечатлением до сих пор и готова поделиться. Если есть время и желание послушать чУдное женское пение, то располагайтесь поудобнее перед вашим монитором. Поговорим о прекрасных женщинах, а лучше об их идеальном образе, который
О, если б мог выразить в звуке…
Поет Елена Камбурова «Где же ты мечта?»
Да, да… Меня не отпускает этот образ, созданные Рустамом Хамдамовым, Еленой Соловей и Еленой Камбуровой (её голос звучит в этом эпизоде).
Помните кошмар школьных лет — очередное сочинение по очередному женскому образу в литературном произведении. Вымучиваешь из себя, как описать эти пресловутые положительные черты, и думаешь насколько они привлекательны для мужчин, или наоборот отталкивают? Можно ли в реальности, обладая подобными качествами, добиться успеха в жизни?
Особенно трудно, на мой взгляд, подобными вопросами задаваться современной молодежи (поэтому-то, наверное, и ввели по литературе ЕГЭ), когда на авансцену современной жизни «выдвинули» (никак не «задвинешь» обратно) совершенно помороженных/отмороженных, разболтанных/взболтанных и ошалевших/обнаглевших особ, более походящих на мартышек с очками (ну, тех хрестоматийных из басен Крылова). Посмотришь раз на таких, посмотришь два и вспомнишь давнишнюю французскую поговорку: «Если девушка некрасива в 16 лет, то это не её вина, но если в 30-ть, то …» А взглянув в третий раз, обращаешься уже к Льву Николаевичу, который в «Войне и мире» описывал старушек, жалеющих некрасивую княжну Марью. Ведь они были хороши в (увы!) прошедшей молодости, а той не довелось …никогда…
Помянутые кривляющиеся «обезьянки» отобраны исключительно в отрицательном диапазоне каких-либо качеств, но являются явными получательницами всяческих преференций. В силу чего поиск черт прекрасного в выдуманных персонажах становится для неокрепших умов занятием несколько раздражающим.
Но это на уроках литературы… А вот в жизни реальность подсказывает, что без положительных черт никуда. Откровенных гаденышей без весомой протекции (которая редка) окружающие терпеть не намерены. Да и самому приятней общаться с хорошим (добрым, ласковым, заботливым, терпеливым, …) существом… Хотя, бывает всяко…
Тем не менее, идеальный женский образ существует (сама только недавно поняла), и даже в нашей реальности, и потребность в нём не отпала. Что поделать? Как бы не извращались с клонированием, банками биоматериалов для искусственного зачатия и суррогатным материнством, но эрзац никогда не заменит подлинных человеческих отношений. А в них хочется равняться на эталон, точнее идеал.
Так вот, образ, созданный Рустамом Хамдамовым — это его идеал женщины. И он был принят зрителем, даже в том извращенном виде, что представили в фильме «Раба любви» братья Михалковы.
— А почему?
— А он близок всем, естественный и органичный в нашей культуре.
— Как?!
— Такой вычурный рафинированный и оторванный от бытовой повседневности образ женщины-бабочки?…
— Давайте разбираться.
Рустам Хамдамов — художник. Поэтому ответы он дает линией.
Тут не могу не отвлечься на замечание, что красота и женская, в частности, в линии. Поэтому можно быть худой и страшной. Соответственно, наоборот. Типизация и стандартизация хороши в промышленности, а человек — штучное произведение и хорош своей индивидуальностью.
А теперь посмотрим, что показывает линия художника, и какую закономерность он выводит.
Кстати, как вам почти восточный стеганный «халат» на последнем фото, аристократичная муфточка и белый шарф? Но о последнем чуть-чуть позже.
Глубоко национальный образ. Как говорит И.А.Дедюхова, образ женщины «сформировавшейся нации», где присутствуют элементы всех её образующих народов и сословий.
Странная эта вещь — искусство. Вот создал художник образ, ты его увидел и всё… он не отпускает. Является тебе в разных местах в разное время. И чем-то близок и что-то в нем родное.
Героиня «Рабы любви», точнее её первоначальный вариант из «Нечаянных радостей» Р.Хамдамова, такая необычная женщина «со странным голосом», по детски наивная, по матерински ласковая и добрая, рафинированная и совершенно открытая в проявлении своих эмоций. Она не способна сделать что-то пошлое, некрасивое, злое. Она — мечта, она — совершенна.
Вспомним её стремление — найти «волшебный» ковер, который позволит завершить кровопролитие, спасти всех. Это такое подлинное стремление к миру и счастью, причем для всех. Обыденный женский альтруизм.
Есть в героине Елены Соловей что-то нездешнее, неземное, порождение эфира. И вот это нечто можно услышать в других женских голосах.
Так вот вернемся к идеалу. Про его образцы в литературе я не буду. Давайте лучше послушаем прекрасные голоса прекрасных женщин.
Надежда Плевицкая
Эта исполнительница была одним из прообразов героинь, которые потом озвучивала в фильмах Евгения Смольянинова.
Людмила Сенчина
У меня не слишком развитый музыкальный вкус, поэтому люблю прозрачные звенящие полетные сопрано. Милая нежная чудесная Людмила Сенчина радовала в былые времена благодарную публику своими добрыми и сказочными песенками.
Анна Герман и Лев Лещенко «Эхо любви» Песня года — 1977
Про любимицу советской публики Анну Герман старшему поколению рассказывать не надо. А вот молодежи о ней поведал сравнительно недавний сериал, который я посмотреть откровенно побоялась (почти по старушечьи сетуя, что сейчас такого понаснимают), поэтому (на всякий случай) советую слушать саму исполнительницу, чтобы не портить себе впечатление.
А вот эту вещь сама увидела впервые. Такое «открытие» оказалось более чем приятным.
Анна Герман. Ария из оперы Доменико Скарлатти «Тетида на острове Скирос»
Ещё раз Елена Камбурова и в фильме, который также озвучивала Евгения Смольянинова.
«Дождик Осенний» («Жизнь Клима Самгина») Елена Камбурова
Послушали сейчас народную песню, эстрадную, авторскую и даже оперные арии. А это ещё не все жанры, краски и стили, которые имеются, естественно. Пытаюсь показать, какая палитра в распоряжении у певицы (Евгении Смольяниновой), на концерте которой я побывала.
Ещё хочу напомнить о пресловутых народниках, которые ходили в народ, чтобы его пробудить. Нет бы, чтоб поучиться. Настоящие же художники к народному творчеству относятся с уважением.
Ольга Федосеевна Сергеева («Ностальгия» А.Тарковского)
Послушайте, как о ней рассказывает сама Евгения Смольянинова, с каким пиететом и теплотой.
Е.Смольянинова об О.Ф.Сергеевой
Должна сказать, что всегда настороженно относилась и отношусь к появившимся вдруг неожиданно на постсоветском пространстве всяческих «православных», «белогвардейцев» и «монархистов». Они производили (да и сейчас производят) впечатление несколько диковатое, архаичное и низкопробное. Попробуйте найти стилевое отличие от незабвенных пародийных персонажей из фильма «Корона Российской империи».
Но очень многие женщины обратились к церкви вполне искренне. Да, есть в этом определённый эскапизм. Но, как раз, женщине так необходимо сохраниться и сохранить свою семью и своих детей. И спасает от пародийности в этой ситуации чувство меры, прекрасного и вкус. Под сенью церкви наши женщины сберегают нравственные устои и имеющиеся духовные ценности.
Хотя церковные иерархи периодически поражают своей бестактностью, вроде той, когда ещё митрополит Кирилл вручил «Патриарший знак Материнства» Ирине Абрамович.
Ой! Об этом я как-нибудь в следующий раз… До сих пор больно…
Собственно, продолжим…
Так долго и упорно я выстраивала визуальный и аудио ряд, который продолжает услышанная мною певица — Евгения Смольянинова. Повторю, сказанное ею же, что настоящий мастер творит в рамках традиции, развивая и продолжая оную.
Ухарь купец («Жизнь Клима Самгина»)
«Однажды морем я пыла» из к/ф «Китайский сервиз»
Райская птичка
Бай-бай
Девушка пела в церковном хоре
Не обмани
Как хороши те очи
Слово мама дорогое
Танго Магнолия Вертинский
Палестинское танго Вертинский
Дунайские волны
В лунном сиянии
Мне довелось послушать чарующий концерт. В записи многое теряется. Прелестная женщина с потрясающим чувством стиля. В её голосе была и детская речь, и девичья интонация, женская томность, старушечья тремола.
На ней был наряд, невольно адресующий к знаменитому платью Марлен Дитрих. Но в отличие от шикарного костюма кинодивы был использован струящийся свободный силуэт и уменьшено количество мерцающего декора. Её движения сдерживал белый шарф, накинутый на плечи, край которого она держала в руках. Это был почти девичий жест (без дурацкой надуманности голубого шарфика Никиты Михалкова).
Публике предстала героиня серебряного века. Мужчины не могли устоять и несли на сцену букеты и своё преклонение.
Певице подвластны многие жанры и стили, она сама пишет музыку и виртуозно владеет своим голосом, передавая малейшие оттенки чувств.
Исполнительница своим пением пробудила в моей памяти образ Елизаветы Федоровны Романовой.
Этот образ возник так естественно и неизбежно, что хотелось даже вздрогнуть — отчего? Что в этой немецкой принцессе столь притягательного, что хочется продолжить тему национального женского идеала.
Понятно, что не Елизавета Федоровна его создала. Слава Богу, основные черты существовали издавна, она их приняла и пыталась соответствовать.
Сначала перед нами аристократка, безупречная светская красавица. Естественно, что женщина стремится выглядеть как можно лучше. Причем, не только внешне, но и «внутренне». Это ещё Антон Павлович Чехов отмечал. Воспитание, образование, культура, духовность и в качестве завершающего штриха внешняя привлекательность.
Да, привлекательность и хорошие манеры ценились во всех слоях общества и считались всегда положительными качествами. К тому ж, помним, какое внимание уделялось хорошо одетой особе. Поскольку в основной своей массе это было обусловлено собственным вкусом и множеством умений (шитье, вязание, кружевоплетение и прочее, и прочее). То есть собственный облик создавался самостоятельно, и здесь проявлялись личные творческие способности.
Про умения и навыки. Когда русские аристократки оказались в стесненных обстоятельствах в эмиграции, то они смогли работать в модной индустрии, поскольку не просто наряжались в «прошлой жизни», а имели соответствующие навыки и были знатоками различных искусств. Всё это входило в комплекс их воспитания и образования.
Затем у Елизаветы Федоровны было не самое удачное замужество, своих детей не было, но она воспитывала осиротевших племянников. Долга материнства она не бежала и постаралась выполнить основную жизненную задачу женщины.
Конечно же материнская любовь — это самое важное в жизни каждого человека и очевидно, что это самое значимое женское качество, ценимое и воспеваемое.
Будучи членом царской фамилии и понеся трагическую утрату, она возложила на себя обязанности уже общественного уровня. Реализовав собственные драгоценности (фамильные драгоценности были сданы в казну, проявив чистоплотность в материальных отношениях), на эти средства основала Марфо-Мариинскую обитель. Хочется особенно отметить, что благотворительность она вершила на собственные средства (а не на сомнительно приобретенные, как нынче принято). В общем-то поступила в рамках уже имевшейся традиции, но развивая её дальше, обучая и давая новую профессию девушкам.
Затем образование и профессия становятся нормальными и обыденными для женщин. И по их качеству оценивают и самих женщин. Целые специальности и отрасли стали «женскими».
Трагическая и мученическая кончина Елизаветы Федоровны, продемонстрированные при этом милосердие и стойкость сейчас широко известны.
Мужество терпение и героизм было проявлено целым поколением наших женщин. В годы войны они спасали детей, трудились для фронта и победы, сражались с врагом. Переносили неисчислимые тяготы и испытания. Помним имена героинь, принявших мучения во имя освобождения Родины.
Безусловно, перечисленное — это далеко не всё. Идеальный образ сложнее и многограннее. О нём можно говорить на примере множества женских судеб.
Пока хочется сформулировать подобным образом.
Это прелестная женщина, светская красавица, проявляющая материнскую любовь к ближним, светлая светом святости…
Это идеал, это образ, увиденный, услышанный в произведениях подлинных художников…
Но, мужчины, присмотритесь к вашим спутницам и вы заметите искомые черты. Постарайтесь оценить по достоинству доставшееся вам счастье/солнышко/сокровище, тем самым только обогатите собственную жизнь. Не забывайте про подарки, ведь главный дар уже с вами.
5 комментариев
Спасибо за интересную статью, читала с большим интересом , захотелось сходить на концерт Евгении Смольяниновой в Москве она оказывается часто выступает. Много интересного узнала и послушала.
Очень советую! :-)
Натали, вот уж воистину Рождественский подарок. Ангельский, льющийся голос и очаровательная женщина. Совершенно особое исполнение, в том числе и духовных песнопений, я слушала замерев. Спасибо!
А представляете, Аделаида, как это было потрясающе «в живую» в рождество. Волшебная певица.
Спасибо. Гимн женщине. Еще раз подтверждается мысль, что лучшие ценители женщин это женщины.
А еще мне вспомнился Окуджава:
«…Эта женщина в окне
В платье розового цвета
Утверждает, что в разлуке
Невозможно жить без слёз.
Потому, что перед ней
Две дороги — та и эта,
Та прекрасна, но напрасна,
Эта, видимо, всерьез… «