Ах, сколько я ни уговаривала Ирину Анатольевну, отказывается она наотрез сделать вебинар по комедии дель арте, с которой у меня связано столько прекрасных воспоминаний!
Что поделать, не всегда юмор, уместный в данную минуту, становится классической шуткой, способной развеселить и через века. А ведь вся драматургия комедии дель арте возникала из импровизации.
Маски традиционных персонажей должны были в чем-то превзойти яркие маски венецианского карнавала. Странно, но на родине этого театра почти неизвестный у нас Анджело Беолько считается основоположником. Но нам этот театр больше знаком по творчеству его соотечественника Карло Гольдони, творившего на двести лет позднее.
Театр в почти неизменном виде просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра.
Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры. Эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капоко́мико (итал. capocomico).
Комедия дель арте (итал. commedia dell’arte) — и есть комедия масок, вид итальянского народного (площадного) театра. Предшественниками комедии дель арте были представления менестрелей и бродячих актеров, силачей и клоунов, жонглеров и фокусников, на ее развитие повлияли даже комические демоны из литургической драмы.
Интересно, что в России тоже были канонические кукольные персонажи. У нас один бродячий актер был своеобразным человеком-оркестром. По свидетельству Олеария, актеры обвязывали вокруг своего тела простыню, поднимали ее свободную часть вверх и удерживали над головой на палках-шестах, образуя таким образом нечто вроде сцены. С народной комедией о Петрушке, побеждавшем то попа, то барина, то доктора, актеры ходили по улицам, показывая кукольные представления.
В комедии дель арте был строгий набор масок, соответствующих актерским амплуа. Спектакли создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).
Это театр, требовавший от актера слаженной игры в труппе, гибко и точно реагируя на каждую реплику в рамках принятого образа. Актерское амплуа здесь включало и развитие драматургии своего пусть условного образа, но прямо перед зрителями, зачастую вступая с ними в перепалку.
Geiger Richard «Pierrot and Columbine»
Пик популярности комедии-импровизации с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль, пришелся на 1560-1760 годы. В спектаклях играли профессиональные актеры — в отличие от предшествующей эпохи, когда в театре выступали любители.
Этот театр требовал не просто изощренной профессиональной игры, но требовал от актера тут же сыпать шуточками, сентенциями, жалобами или философскими трактатами, жестко «отрабатывая» изначально оговоренный «костяк» сценария.
Основа сценария заранее писалась и обсуждалась с участниками труппы из расчета на планируемую аудиторию. Спектакль, предназначенный только для мужчин, представлял собой смесь искрометного юмора, сатирических диалогов, грубого фарса, акробатических трюков, мистификаций, клоунады, музыки и иногда танцев. Все это отодвигало на второй план главную тему: любовь одной или нескольких молодых пар.
Запутанные любовные коллизии выдвигались на передний план только из расчета на женскую аудиторию.
К XIX веку комедия дель арте изживает себя, но находит продолжение в пантомиме и мелодраме. В XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре.
Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. Другим фактором стало зарождение национальной итальянской драматургии. Новые пьесы писали Ариосто, Макиавелли, Бибиена, Аретино, но все эти произведения мало пригодны для сцены, они перенасыщены персонажами и обилием сюжетных линий. Эта драматургия получила название «учёной комедии» (итал. Commedia erudita).
Принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных телесериалов, а искусство импровизации — в stand-up comedy.
Geiger Richard (1870-1945) «Pierrot and Columbine»
В древнеримском театре существовал вид народного представления, называемый ателланы. Это были непристойные фарсы, первоначально импровизированные, актёры которых также носили маски; некоторые из персонажей были сходны по характеру маски с персонажами комедии дель арте (к примеру, римская маска Папуса и итальянская маска Панталоне), хотя говорить об ателланах как о предшественнике комедии дель арте неправомерно: разрыв традиции между ними составляет более двенадцати столетий. Скорее всего, речь может идти только о схожести обстоятельств, в которых рождались эти виды театра.
Персонажи римской комедии, переосмысленные под влиянием национальных обычаев и нравов, стали прототипами главных героев: доверчивого старого венецианского купца Панталоне; педантичного Доктора Болонского университета; хвастуна и труса Капитана, в котором легко узнавался офицер ненавистной оккупационной испанской армии. Из-за смешения столь разнородных элементов невозможно было выстроить единое действие, и комедия дель арте — это череда интермедий.
Ludovic Alleamu «Оседланный Пьеро»
Анджело Беолько (Рудзанте) в первой половине XVI века сочинял пьесы для венецианских карнавалов, используя технику «учёной комедии». Путаные сюжеты сопровождались трюками и здоровым крестьянским юмором. Вокруг Беолько постепенно собралась небольшая труппа, где обозначился принцип tipi fissi и утвердилось использование на театральных подмостках народной диалектной речи. Наконец, Беолько ввёл в драматическое действие танец и музыку. Это ещё не было комедией дель арте, — труппа Беолько играла в рамках заданного сюжета, у неё не было свободной игры и импровизации, — однако дорога для возникновения комедии была открыта. Первое упоминание о театре масок относится к 1555 году.
Анджело Беолько (итал. Angelo Beolco, сценическое имя — Рудзанте (итал. Ruzzante); 1502, Падуя, — 17 марта 1542, Падуя) — итальянский драматург и актёр
Анджело Беолько был внебрачным сыном богатого коммерсанта, владевшего землями в окрестностях Падуи, имевшего ученые степени доктора искусств и доктора медицины. Воспитанный в семье наравне с законными детьми, Анджело получил хорошее образование, однако прав на наследство Беолько не имел, и нужда заставила его выйти на театральные подмостки.
В 18 лет Беолько организовал в Падуе любительскую труппу, которая давала представления во время карнавалов, сочинял для этой труппы, всегда на падуанском диалекте, небольшие сценки из хорошо знакомого ему падуанского деревенского быта — буффонные, комедийные и даже трагические, заканчивавшиеся убийствами.
Актёры труппы Беолько выступали под постоянными именами и в неизменных костюмах, — Беолько называл их неизменными типами (tipi fissi), хотя характер роли мог меняться в зависимости от жанра. Сам Беолько создал образ весёлого и разбитного крестьянского парня из окрестностей Падуи — Рудзанте, умевшего хорошо петь и плясать.
В разных пьесах Рудзанте мог быть обманутым мужем, глупым слугой или хвастливым воином, но характер его оставался постоянным, и это постоянство подчёркивалось неизменным крестьянским костюмом.
Успех пришёл очень скоро, и Беолько нашёл богатых покровителей, прежде всего в лице венецианского патриция, щедрого мецената Альвизе Корнаро. Выступала труппа исключительно перед зрителями, принадлежавшими к патрицианскому или буржуазному сословию, и приспосабливалась к вкусам, господствовавшим в этих кругах.
Подчиняясь спросу, Беолько начал писать большие пьесы — в распространённом в то время жанре «учёной комедии» (commedia erudita), но, в отличие от большинства драматургов, работавших в этом жанре, плохо знакомых с законами театра и предназначавших свои сочинения скорее для чтения, Беолько писал комедии исключительно для сцены, в расчёте на определённых актёров. Поскольку актёры его труппы прошли хорошую реалистическую школу, «учёные комедии» Беолько отличались реалистическим изображением людей и быта.
Как и все театральный коллективы того времени, труппа Беолько была полупрофессиональной: она много работала во время карнавалов и значительно меньше в другие периоды; когда в деятельности труппы возникали вынужденные перерывы, составлявшие её актёры возвращались к своим прежним занятиям.
И тем не менее театральная деятельность Беолько оказало значительное влияние на становление итальянского профессионального театра; его «неизменные типы» предвосхищали появление «комедии масок», но в театре Беолько отсутствовала импровизация. В Венецианской республике у Беолько нашлось немало последователей — актёров-драматургов, наибольшую известность среди них получили Антонио да Молино, по прозванию Буркиэлла, и Андреа Кальмо.
Известны по крайней мере некоторые комедии, написанные Беолько: «Кокетка», «Комедия без заглавия», «Флора», «Анконитанка», «Диалоги на грубом крестьянском языке», «Забавнейший и смешнейший диалог», — и ещё две, представляющие собой переделки комедий Плавта: «Корова» и «Пьована».
Комедии Беолько отличались редким для того времени реализмом в изображении быта и нравов падуанских крестьян, его сатира избегала издёвки, характерной для «крестьянских фарсов» эпохи Возрождения.
Вынужденный считаться со вкусами своих зрителей, Беолько тем не менее всюду, где мог, отказывался от сложившихся канонов и в прологе одной из своих комедий, загримированный под Плавта, он доказывал, что писать комедии так, как писали их Плавт и другие античные драматурги, уже нельзя: если бы Плавт был жив, он писал бы совсем по-другому.
Осуществить реформу комедии Беолько не успел и как драматург не нашёл достойного преемника, что, однако, не помешало современникам оценить достоинства его комедий; так, знаменитый литературный критик Бенедетто Варки писал, что «комедии Рудзанте из Падуи, представляющие деревенские сюжеты, превосходят древние ателланы».
Дзанни (итал. Zanni) — большая группа персонажей-слуг (масок) итальянской комедии дель арте, среди которых самые важные: Бригелла (первый дзанни венецианского квартета масок), Арлекин (второй дзанни венецианского квартета масок), Ковьелло (первый дзанни неаполитанского квартета масок) и Пульчинелла (второй дзанни неаполитанского квартета масок). Сюда же относятся и девушки, служанки Коломбина, Фантеска, Смеральдина и др.
Слово «дзанни» происходит от имени «Джанни» (итал. Gianni) в венецианском произношении. Дзан Ганасса — так звали одного из первых актёров, прославивших эту маску.
Дзанни на подмостках площадного театра — одни из самых старых масок, продолжающие традицию придворных и карнавальных шутов. Они появляются в итальянских фарсах XV в., а ещё раньше — на страницах новелл Возрождения.
Дзанни — это слуги, бывшие крестьяне, покинувшие из-за бедности и безработицы родные места (Бергамо для северных масок, Кава и Ачерра для южных) в поисках лучшей жизни в процветающих портовых городах (Венеция на севере Италии и Неаполь на юге). Горожане с насмешкой смотрели на пришлых людей, охотно над ними смеялись.
Они часто изображают их окончательно глупыми (Арлекин), или умными, но с непривычными для горожанина, провинциальными поступками (Бригелла), с характерным для «деревенщин» говором (Арлекин и Бригелла, например, говорят на довольно односложном бергамасском диалекте итальянского языка). Со временем, конечно, эта сатира смягчилась, тем более, что именно дзанни ведут активную интригу сценария, помогая влюблённым в их противостоянии старикам Панталоне и Доктору.
Бегма Оксана «Пьеро флиртует с Коломбиной»
Бригелла (итал. Brighella, фр. Briguelle) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, первый дзанни; один из наиболее старинных персонажей-слуг итальянского театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Арлекином, Панталоне и Доктором.
Бригелла — бывший крестьянин, уроженец Бергамо, говорящий на отрывистом, односложном, съедающем окончания бергамском диалекте. Он нанимается слугой, плутует, радует остротами и рискованными шутками.
Бригелла носит полотняную блузу, длинные панталоны, плащ и белую шапочку. Его костюм белого цвета обычно обшит зелёными галунами. Костюм дополняют жёлтые кожаные башмаки. У пояса чёрный кошель, за поясом кинжал (иногда деревянный, но чаще настоящий).
Маска Бригеллы волосатая, тёмного цвета с чёрными усами и с чёрной торчащей во все стороны бородой.
Это ловкий и изворотливый малый, часто вороватый слуга; развязный с женщинами, наглый со стариками, храбрый с трусами, но услужливый перед сильными; всегда криклив и многоречив. Поначалу злой и безжалостный, к XVIII в. Бригелла становится более мягким и весёлым.
Его философия очень напоминает публичные высказывания Божены Рынской: Бригелла потешает собравшихся длинными монологами против стариков, которые мешают молодым жить, любить и добиваться счастья. Они неправильно голосуют на выборах, не в том месте переходят дорогу, составляют 71% совершенно ненужного населения, как недавно отметил проректор ВШЭ.
У нас это уже становится нормой, чуть ли не «модным течением» среди «просвещенной элиты». А раньше вообще-то это считалось визитной карточкой тупой деревенщины.
От актёров, играющих эту маску, требуется умение играть на гитаре и владение элементарными акробатическими трюками.
Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги; недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков (лацци) и музыкальных интермедий. Образы, близкие к Бригелле, присутствуют в комедиях Лопе де Вега и Шекспира; это также Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше.
Самыми известными исполнителями этой роли были Николо Барбьери, выступавший под именем Белтраме, Карло Канту́ (Буффетто) и Франческо Габриэлли (Скапино).
Продолжение следует…
Читать по теме:
2 комментария
Спасибо Автору за это чудесное виртуальное путешествие!
Очень точные, забавные и философские аллюзии к нашему театру дель арте!