Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!М. Ю. Лермонтов, «Бородино»
Хрестоматийные строки, которые даже в школе особо учить не приходилось, поскольку почему-то они у всех на слуху. И такое ощущение, что каждое предыдущее поколение помыкает ими последующее на свершение чего-нибудь стоящего. Давит, так сказать, на самолюбие молодежи. Затасканный педагогический прием, надо сказать, от которого скулы сводит веющей скукотищей.
Ну, и где это об этих богатырях речь идет? Помните?
Э́пос (др.-греч.ἔπος —«слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей
Соответственно характер их какой?
ЭПИЧЕСКИЙ, -ая. -ое. 1. см. эпос. 2. перен. Исполненный величия и героизма (книжн.). Эпические события народной истории. Эпическое художественное полотно. 3. Величественно-спокойный и бесстрастный. Э. тон. Эпическая манера изложения.
И давно вы что-нибудь в этом жанре видели-слышали-читали?
А мне вот довелось! Правда, осознала я это буквально на днях. И вот в связи с чем.
У многих жителей нашего города за много-много лет выработался рефлекс условный (Павлова с его собачками помните?): как только начинается август, так надо закупаться билетами на фестиваль «Преображение».
Но уже третий год (отчего-то?) этот фестиваль поменял руководство. А поминаемый выше рефлекс выработан на конкретного человека.
И печалуясь в очередной раз, что не увидим на фестивале замечательную работу Дмитрия Георгиевича, начала вспоминать те проекты, на которых побывала. Вот тут-то и посетило меня озарение по поводу его творений, точнее их характера, который, как раз, и является эпическим.
Собственно, по этому поводу и состоялся следующий разговор.
Как видно из разговора, ничего скучного в этом жанре нет, когда им занимается мастер. Особо хочется заметить, что Д.Г.Волосников осуществляет постановку именно авторского варианта произведения (первую редакцию Мусоргского оперы «Борис Годунов»), что говорит о бережном отношении к замыслу великого композитора. А, ведь, так поступают далеко не все. Вот, например, Юрий Любимов счел возможным внести свои коррективы при постановке «Князя Игоря» А.П.Бородина. Отзывы получил, скажем прямо, не восторженные. Ну, да, ладно…
Обратили внимание, через какие испытания при постановке «Хованщины в Костроме пришлось пройти всем — и участникам, и зрителям. Просто, моя девочка училась ходить на прогулках вокруг памятника Д.М.Карбышеву, который установлен напротив института, где он работал. Нетрудно догадаться, какая ассоциативная связь сработала при виде Д.Г.Волосникова, руководившего спектаклем в одной шелковой рубашке под дождем при +6С в течение двух часов с гаком.
Честно скажу, поразил меня также его рассказ про родителей, готовых отправить в таких условиях своих детей на сцену в одних рубашонках. В связи с этим вспомнился такой момент.
Есть такая передача «Апокриф». К сожалению тот выпуск, о котором хочу рассказать в сети не нашла, поэтому по памяти. Гость передачи Ирина Виннер (знаменитый тренер по художественной гимнастике) рассказывала, что одна из её воспитанниц (не Алина Кабаева, а девочка которая шла вторым номером в команде), заболела. У нее была очень высокая температура (градусов 39-40). В таком состоянии спортсменка вышла на спортивный помост и стала выполнять упражнение. Причем все смотрели на неё в ужасе потому, что во время её выступления время как бы замедлилось и она не попадала в музыку (было видно насколько ей трудно). Но преодолев себя, девочка завершила своё выступление вместе с музыкой. Слушая этот рассказ Винер, сам ведущий, Виктор Ерофеев, и его гостья Вероника Долина сильно возмутились. «Зачем это надо было делать? Что за совок? Зачем преодолевать такие трудности? Надо беречь себя…» На что Винер сначала удивилась, потом замкнулась, а потом стала смотреть на гневающихся оппонентов, как на что-то иной породы…
Но, полученный от Д.Г.Волосникова ответ на вопрос: «Почему так поступили родители детей, участвовавших в проекте «Хованщина», — мне объяснил не всё. Просто достижение результата? Или видится результат не только и не столько в участии в самом спектакле? Что сподвигало на сверх усилия? Может быть некоторое личностное содержание, которое досталось нам от предков, создавших такую страну, которая и обладает эпическими размерами и характером?…
Интерес зрителей, подвергнутый испытанию природной стихией, тоже был далеко не праздным. И не только драматическая история страны удерживала людей на площади. Вспомним, что в былые времена на неё выходили для участия в вече, где решались общие вопросы (касающиеся многих) или, даже, «войны и мира». Тогда, особенно в минуты опасности, осознавалось, что успех можно достигнуть только при объединении усилий всех. Следовательно, все должны быть внутренне согласны с единым принятым решением (почему так ценилась соборность, когда согласны все). Для этого, участникам собрания требовалось отрешиться от своих личных интересов, а принимать решения с точки зрения всей общности людей, то есть выйти на следующий уровень мышления и ответственности (с личного на общественный). Такое невозможно без навыков самоотречения, любви к ближнему, своей родине, умения мыслить более общими и высокими категориями. Что неизбежно влечет за собою повышение интеллектуального и нравственного уровня личности…
Может, мы уже истосковались по этому? Существования в кругу личных проблем и забот маловато? Масштабы же страны вокруг меньше не стали, забот тоже не убавилось, потребность решать их «всем миром» осталась. Вот и требует душа эпического. Да это ей и под стать.
Ещё заметила, как многажды в этом разговоре возникал образ матери и ребенка. Дети на сцене и среди зрителей, родившиеся и ожидаемые. Их мамы, поющие и слушающие, кутающие и толкающие полураздетыми на сцену. И все они вокруг мужчины, подобны той крестьянке (из фильма-оперы 1958г.) в платке, окруженной детьми, с надеждой взирающей на героя, думы которого посвящены родине, её горькой судьбе…
6 комментариев
Знаковый пример возникновения общей потребности в восстановлении утраченной «связи времен». Нет Гамлета — нет и процесса сверху, но огромное желание — есть, и движение начинается в общем порыве, как в этом случае концерта под дождем.
Ой, Анна, ну Вы, как впрочем и всегда, так глубоко копнули.
Спасибо, неожиданный взгляд, но очень интересный.
очень сложно что то добавить.
по мойму, как раз передано то самое ощущение соборности.
то есть внутрине согласен со всем сказаным в статье.
и осознание сказаного на каком то более глубоком уровне.
Спасибо. Хочется верить, что смогла передать свои яркие впечатления от творчества бесспорно незаурядного художника.
Спасибо за статью, Натали. Могу только добавить, что воспоминания о присутствии на этом «эпическом» спектакле в Костроме до сих пор греют и будоражат мой «русский дух». Это во истину было достойно этого произведения и самой эпохи. Спасибо всем творцам и участникам постановки!
И, ура-а-а!, новому сезону фестиваля под руководством Дмитрия Волосникова!!! Мы приезжали на этот фестиваль из Москвы и ни разу не пожалели.
Большое спасибо за такое содержательное интервью! В свое время это прошло стороной, но вот сейчас случайно увидел, так очень захватило.