На самом деле, конечно же: «Я так ошиблась…» Торопливость и самонадеянность до добра не доводят. Ссылаясь на фильм «Подлинная история дамы с камелиями», опиралась только на собственные воспоминания, которые относились к моменту выхода его на экраны. А было это весьма давно.
После опубликования статьи нашла время для просмотра картины и поняла, какие мощные механизмы защиты нашей памяти, нашей психики работают в юности, почти детстве. Папаша в фильме совершенно не запомнился, то есть эта сюжетная линия была полностью проигнорирована сознанием. Будучи молодой и наивной, мне даже в голову не могло прийти, что так можно поступить с родной дочерью (в этом фильме «отец» торгует героиней и при ее жизни, и после). А нынче после просмотра испытала состояние шока, как такое возможно, и порадовалась, что это знание пришло так поздно, не нанеся урона моему идеальному представлению об отношениях таких родных людей…
Печаловалась я напрасно. Разговаривать надо, и прежде всего, с мудрыми людьми. Находясь в состоянии шока упустила ряд говорящих деталей. Спасибо за подсказку! Короче, по отношению к так называемому «папе» звучит: «Что-то ты слишком молод для отца?»
На что последний отвечает весьма загадочным взглядом. С первых кадров героиня смотрит на этот персонаж тоже как-то странно. Просто, надо более внимательно следить за игрой актеров, которые рассказывают эту историю, пользуясь исключительно мимикой. Следовательно, это лучше делать в кинотеатре: на большом экране все выглядит гораздо выразительнее.
Так что, моя ошибка сложившись с ещё одной, дала результат, который и был в начале (минус на минус дает плюс). Уф, обошлось! В фильме показан сутенер. Перепетии того, как к нему попала Альфонсина остались за кадром. Таким образом, весь этот кошмар к отеческой любви отношения не имеет.
Но после этого вывода память услужливо подсказывает ещё одного подобного «папашку». Ага-ага, конечно же, герой «Лолиты». Вот долго об этой вещи говорить не хочется. Благодарна судьбе, что она мне попала в руки где-то на последних курсах института, следовательно я была уже достаточно взрослой, чтобы выдержать такой эмоциональный удар, ведь воспоминания о собственном подростковом возрасте были так свежи. Помню свою реакцию на книгу, которая (реакция) была ярко физиологичной (чуть не вывернуло наизнанку, если по-простому). Не дай Бог, прочитала бы это раньше, боюсь представить последствия. Поясню, читательница (по крайней мере достаточно молодая) экстраполирует образ героини на себя. Даже мысленная примерка подобной ситуации вызывает шквал эмоций, настолько это все омерзительно.
«Нарушение культурных основ – удар по всей психике , когда ребенок на уровне сознания подчиняется разврату , а глубинная генетичекая память восстаёт. Они конфликтуют – невротическое состояние» («Угроза душе и телу» И.Я.Медведева)
Попытка сделать из педофила «героя» литературного произведения (точнее, попытка «понять») чудовищна и противоестественна. У женщин есть свой опыт и свои образы на данную тему. И.А.Дедюхова давно говорила о созданном ей персонаже романа «Повелительница снов» (учителе рисования из главы «ВИКТОР ПАВЛОВИЧ, ВИТЕНЬКА, ВИК…»), как об антитезе персонажа Набокова.
Молодой мужчина будучи на практике ведет уроки рисования в школе, обращает внимание на яркую девочку, физически уже почти сформировавшуюся. Но помимо этого юная особа, не смотря ещё на детское восприятие, умна и неординарна, что придает немало шарма. К тому же, обстоятельства складываются несколько провокационным образом, герои должны совместно после уроков нарисовать огромное количество плакатов, они наедине и долгое время. Отношение педагога к девочке отнюдь не отеческое, но свое далеко не платоническое чувство человек (именно человек) в состоянии удержать в пределах, скажем так, «дозволенного».
— Ты, Варюша, что думаешь, что я подонок совсем что ли? («Повелительница снов» И.А.Дедюхова)
Кстати, о рано оформившихся девочках. У моей дочуры таких полкласса. С год назад, наверное, приходит мое сокровище и начинает вдохновенно так повествовать о том, как родители одноклассницы полетели за границу, брат её куда-то делся, связаться с ними невозможно, ключа нет, можно ей у нас переночевать.
На секунду представив себя на месте тех родителей, чуть не поседела. К счастью, девочка была за дверью, еле сдержалась, чтобы не втащить её в дом, зашла самостоятельно. Выглядела она весьма взросло, высокая симпатишная, единственное что выдавало — глаза, взгляд детский (прости Господи, глупый).
Понятно, что первое, что стала требовать, телефон родителей (на улице уже темнело). Дети принялись в очередной раз рассказывать свою «легенду». Потребовала телефон классного руководителя (да-да безалаберная мамаша, смотрю его всегда в дневнике ребенка), попытались опять увильнуть, пришлось пригрозить звонком в милицию. Остальное дело техники, через учительницу вышла на маму, сразу же сообщила, что дите живо-здорово, свои координаты.
Мамочка первый момент держалась, потом почти сорвалась в истерику. Вмешиваться в чужую жизнь не сочла возможным, девочку оставила ночевать у нас, чтобы эмоции у всех участников улеглись. Кормлю детей ужином. Тут «пробило» на чтение моралей о том, что для родителей они самые любимые, что больше к ним никто так относится не будет, что ценить надо… Увлеклась… Гляжу, у всех глаза на мокром месте (ничего себе, погасила истерику!), пришлось их отпаивать валерьянкой. Разогнала по комнатам спать…
К чему это я? Выглядят они в тинейджерском возрасте, как взрослые, а по сути — дети малые, повторюсь, глупые. За ручку уже не ходят, а страшно за них ужасно, простых, казалось бы, вещей не осознают ещё, жизненного опыта нет. Откуда? Только в жизнь вступают и требуют, может быть, гораздо большей опеки потому, что посторонние могут счесть их достаточно взрослыми.
Поэтому безумно благодарно своим преподавателям-мужчинам … сейчас. Очень многие вещи доходят слишком поздно. Мне наш учитель физики говорил с плохо скрываемой горечью, что я не из тех учеников, которые после школы будут приходить навещать её. Был прав. «Многия знания — многия печали» … И даже не потому что я не испытывала чувства благодарности. Почему? Сама не знаю. Скорее всего, повзрослела поздно (ребенок поздний, и у меня).
Так вот, учитель физики. Талантливый педагог. Мы в руках учебника не держали, он начитывал материал (как это потом помогло быстро освоиться в институте), роскошные лабораторные работы, учил правильно решать задачи. Последнее — камень преткновения для обычных не специализированных школ, там этого не делают. Помню, как муж однокурсницы, преподававший в нашем институте стал подрабатывать в школе и был в шоке, что не учат методологии решения задач по физике, пришлось заняться этим самому.
Наш же Ю.А. проводил факультативы, таскал по олимпиадам, приглашал выпускников хороших ВУЗов, работавших на предприятиях города, для проведения дополнительных занятий, после чего спокойно можно было читать институтские учебники для первого курса. Сам оставался после уроков, чтобы помочь решать контрольные заочных школ, куда наглые детки весьма самонадеянно поступили, начитавшись журнала «Квант». Времени и сил на детей не жалел, радовался любому проявлению интереса к своему предмету. Начинаешь ценить такие вещи особенно сейчас, когда пышным цветом расцвел институт репетиторства, а качество школьного образования резко упало.
Моя соседка вела немецкий в нашей школе. Как-то «на ушко» поведала мне, что Ю.А. периодически «влюбляется» в своих лучших учениц. Не знаю что это было: предупреждение или обычная женская тяга к сплетням? Надо заметить, что физик, будучи весьма взрослым человеком, женат не был. Жил вместе с престарелыми родителями и ухаживал за ними. Нынче, вспоминая ситуацию, понимаю, что дамский педагогический коллектив глаз с него не спускал, и, не дай Бог, если бы его поведение только показалось в чем-нибудь сомнительным, пресекли бы моментально. Но … Хороших людей больше.
Да, я чувствовала, что он ко мне относится иначе, чем к остальным. Выделяет, тратит больше времени, больше позволяет. Эти «любимые» ученицы очень быстро понимают такие вещи и просто «садятся на шею», позволяют себе даже некоторую фамильярность в разговоре (жуткая вещь в подростковом возрасте, как сейчас понимаю). А вот со стороны учителя только бесконечное терпение, такт и попытка отшлифовать возрастную угловатость. Говорить о целомудренности таких отношений, отсутствии малейшего намека на пошлость не хочется, но приходится (а то поймут превратно в «наше столь раскрепощенное время»).
В другого преподавателя влюбилась сама на первом курсе эдакой детской, почти щенячей любовью. Тогда после фильма «Рафферти» очень многие девушки и женщины были «без ума» от героя Олега Борисова. На него-то и был безумно похож объект моего интереса.
Инженерная графика, одно из первых занятий, лист на кульмане, идет опрос каждого студента в отдельности. Преподаватель подходит, я нервно кручу кулончик (как сейчас помню, деревяшечка с кусочком янтаря), смущенно туплю (от «потупив») очи в пол, он откровенно веселится. Интересуется, что будет в проекции, если рассечь фигуру (изображенную на ватмане) таким вот образом (показывает плоскость сечения). Я, запинаясь, забыв весь вокабуляр (а с черчением у нас в школе и у меня, в частности, все было более чем хорошо) едва промолвила: «Уголок»… «Может, треугольник?» — сжалился он надо мною…
Поскольку, как уже сказала, с этим предметом у меня проблем не было, «любимой» ученицей стала быстро и «на шею села» также. На зачете в меня кидался учебник со словами: «Кроме практики надо бы и теорию знать, почитай хоть про золотое сечение». Не смотря на мое очевидное трепетное чувство и катастрофическую наивность, человеку в голову не приходило этим как-либо воспользоваться (я опять о нынешнем цинизме). А в те времена, мне иное показалось бы странным. Да, я чувствовала теплое отношение, и меня в чем-то даже баловали, и этого было вполне достаточно… Потом кто-то рассказывал, что видел его в городе с женой и двумя дочерьми-школьницами. Господи, так и хочется восторженно пролепетать: «Милый, милый…» (без грана иронии).
Теперь поняла, почему так агрессивно (практически, с ненавистью) воспринимаю эту вещь Набокова. Такой низменный поклеп на род мужской, такое принижение, упрощение и оскорбление весьма тонких отношений между девочкой и взрослым мужчиной. Именно девочка в этом возрасте так открыта, так ждет света и тепла … А тут грязь и ужас…
«Украли у молодежи тайну великой романтической юношеской любви. Из тайны сделали набор циничных секретов. Молодые хотят о чувствах, а им о сексе.» («Угроза душе и телу» И.Я.Медведева)
9 комментариев
Natali, как хорошо и светло написано. Ты такая умница, что обратила внимание на то, почему каждая из нас, прошедшая этот этап отношений с мужчинами, со взрослыми мужчинами, которые ничем низменным не омрачили юное существо, испытывает стойкое отвращение к гнусному смакованию педофильских подробостей, выдаваемых за литературу, к циничному низведению высоких чувств до уровня отправления физиологических потребностей. Оказывется это и их заслуга тоже… Спасибо им, давно ушедшим в воспоминания. И тебе тоже большое спасибо за то, что помогла это понять.
Аделаида, замечательно, что подобные воспоминания не у меня одной. Так хочется верить в лучшее. Детям плохого не хочется.
Наташа, здорово. Спасибо.
На все обсуждаемые вопросы у меня взгляд с другой, противоположной стороны, так как я не девочка-подросток, а таки преподаватель. Все написано правильно и точно. Помню хорошо девочек-десятиклассниц на педпрактике. Пацаны — еще пацаны, а эти — уже «взрослые», смотрят так. Но, в то же время, и правда, все равно дети.
Лолиту эту поганую я домучивал на отдыхе — просто нечего было почитать. Должен сказать, что основное ощущение, которое осталось — это вымученность и СКУКА. Скучно и неинтересно. Скука была даже сильнее омерзения. Произведение гадкое, конечно, но главное его качество — оно никакое, тьфу, пустое место.
Цитаты из выступления Ирины Медведевой очень к месту. Вот замечательный человек.
Спасибо. Так важно мнение настоящих мужчин.
Лолита -не любовный роман,-«лифт на эшафот».Так я восприняла роман Набокова.Как психологическую драму.Катарсис.Всё гораздо сложнее.Не хочется повторятся,но» порнографии » здесь нет,что вызывает спазмы.Это- литература,котору нужно читать во время.В этом я согласна.Педагогу нельзя забывать об этом.
Куда сложнее история «Лёгкого дыхания» И.Бунина,у меня,во всяком случае.Спасибо,Натали за поднятую живетрепещащую тему.
«..с тех пор при виде красных плакатов..мне хочется целоваться»…И Дедюхова.
Я полагаю молочного поросенка мало интересует «любовь» и «катарсис» гурмана. Ни понять, ни принять такого он не может.
С Андреем согласен на 100%, с Настей не согласен на 100%.
Самое главное забыл — СПАСИБО Natali большое за статью!!!!
Очень рада.