Возможно, потому что вспомнить давно было нечем таких наших некогда знаменитых мэтров Олега Табакова и Геннадия Хазанова, что они вдруг поддались общему психозу, давненько подрывающему устои общества и… написали письмо.
Иногда кажется, что эта эпистолярная зараза пропитала все вокруг. Вот и Макаревич которое письмо подряд строчит, остановиться не может. А тут письмо-то написано было не простое, а с шикарным предложением поставить во главе Большого театра Николая Цискаридзе.
И пошла писать губерния… Сии ноябристы возбудили Божену, а уж Божена-то свое дело знает! Как только она представила, что «в доску свой» Цискаридзе превратит Большой театр — в храм искусства, которое Божена не любит, не понимает и боится в нем опростоволосится… что она даже попыталась выдавить из себя пару более-менее членораздельных предложений, вместо ее обычного определения «дуся/не дуся».
До Божены написал письмо господин Швыдкой, который сообщил, что предыдущее письмо в Администрацию Президента о Цискаридзе — безусловно, написано «его кумирами», но нельзя же вот так, с плеча, ей-богу! А из Администрации Президента вежливо ответили, что они не только не собираются читать письма «кумиров» Швыдкого, они даже колонку Божены никогда не читают.
И раз уж все написали письма о Цискаридзе, так чем мы-то, собственно, хуже Швыдкого? Да мы неизмеримо лучше! Поскольку никогда не делали такого, что для господина Швыдкого — просто семечки. И раз все равно никто писем о Цискаридзе не читает и не прочтет никогда, так и стесняться мы тоже не станем.
Итак, Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в городе Тбилиси. Отец — Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать — Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе. Из официальных сведений можно узнать, что «с раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неизгладимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.»
«…я сам выбрал эту обожаемую, но бесконечно жестокую профессию. В три года, когда меня впервые отвели на балетный спектакль.
Хорошо помню, что это была «Жизель». Балет меня сразу заворожил своей неземной красотой, и я навсегда погиб. К тому же не на шутку влюбился в Надежду Павлову, которую тогда часто показывали по телевизору. Мама была в ужасе, когда уже в более сознательном возрасте я ей заявил, что буду артистом балета. Для интеллигентной грузинской семьи это был словно удар молнии средь бела дня. Я с детства был заядлым театралом. Обожал кукольный театр. Сам мастерил и куклы, и декорации, разыгрывая для соседей целые представления, сочинял балеты. Даже сейчас помню «Лебединое озеро» в собственной редакции — это был парафраз на спектакль Григоровича. Мало того, я выучил наизусть классические оперы и оперетты, пел ужасным голосом знаменитые арии, обливаясь слезами в особенно душещипательных местах. С упоением читал книжки по искусству, про балет. Была у меня еще одна творческая фантазия — хотел научиться играть на арфе. Бедная мама была сыта по горло моими причудами и покоя ради отвела меня в балетную школу. Балет она рассматривала в основном как способ укрепить мой позвоночник. Насколько мне известно, немало будущих знаменитостей попали в балет в целях улучшения здоровья. Среди них и знаменитый французский балетмейстер Морис Бежар.» (Из статьи «Тот самый принц», Вечерний клуб, 19 мая 2000 года)
В 1984 году Николая Цискаридзе отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает по классу замечательного педагога — профессора Петра Антоновича Пестова.
«За меня просили, и он ответил: «Возьму. Отчислить-то всегда успею.» Когда я увидел маленького человека, который, заикаясь, спросил меня: «Деточка, ты откуда?» — меня разобрал смех, что его все так боятся. О Пестове ходили легенды: он заставлял коротко стричься, носить с собой полотенце, всегда быть в белых носках, с сеточкой на голове; нельзя было садиться на пол. Часто в воздух летели его сабо. Каждую свободную минуту он заставлял нас идти в класс. Устраивал допросы по балетам: кто поставил? что и почему там происходит? Пестов давал нам книги, заставлял писать сочинения. Многие педагоги ходили на нас жаловаться именно Пестову, считая, что это наиболее действенно. Однажды преподавательница литературы доложила ему, что дети не читают «Василия Теркина». Но Пестов закричал: «Не читайте это никогда!»
Я чаще всех оказывался за дверью. Пестов выгнал меня уже на второй день. Проходившие по коридору утешали меня, плачущего: «Радуйся, что выгнал. Значит, будешь звездой!» Потом уже Петр Антонович мне объяснил, что я очень быстро все схватывал и начинал глазеть в окно: на березе сидели вороны, и меня очень интересовала их семейная жизнь. Я просто мешал ему подтягивать всех остальных.» (Из статьи «Николай Цискаридзе. В «Дочери фараона» я наступил на хвост обезьяне», Россия, 5 февраля 1999 года)
В 1992 году сразу по окончании училища Николай Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы «Новые имена», отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.
«Жизнь в театре непростая. Но мне повезло с наставниками. Со мной начал заниматься Николай Романович Симачев, взяла к себе в класс Марина Тимофеевна Семенова, она стала мне второй матерью. Помогала и Галина Сергеевна Уланова.
Она за меня просила, отстаивала. Она была моим ангелом-хранителем. Я встретился с Улановой, когда умерла моя мама. Галина Сергеевна опекала меня. Учила работать перед зеркалом, ничего не делая так просто: подкладывать под любое движение текст. Секрет самой Улановой в том, что техники как таковой у нее не видно. Она учила: надо прыгать так, чтобы видели только твой взлет, а не толчок и приземление. Запрещала много махать руками в роли принца: «Не надо кричать, ведь знатной особе достаточно пальцем шевельнуть, чтобы выполнялись все желания». Объясняла, почему в лирических сценах надо обходиться без резких движений. Когда я впервые танцевал в «Спящей красавице», Уланова сама перед моим выходом на сцену расставляла кордебалет, чтобы ничто мне не мешало. Работая со мной над партией Джеймса в «Сильфиде», она была против нарочитой мужественности, просила танцевать мягче: «Это романтический балет. Джеймс здесь не такой, как все. Вот почему именно ему снится Сильфида». Театр это принимал в штыки, а теперь многие делают именно так.» (Из статьи «Николай Цискаридзе. В «Дочери фараона» я наступил на хвост обезьяне», Россия, 5 февраля 1999 года)
Впрочем, в марте 2011 года Цискаридзе участвовал в съёмках и дал интервью «Познер (телепередача)» на Первом канале. В ней он откровенно и куда более подробно рассказал о своем нелёгком детстве и начале успешной карьеры, о том, как получил прописку в Москве, буквально за несколько недель до распада СССР.
Николай Цискаридзе выразил серьёзные опасения по поводу того, сохранит ли Россия это лидерство в балете, поскольку российскую балетную школу уничтожают вместе со всей образовательной системой — намеренно и планомерно.
Повеселил рассказ о том, как 11-летним мальчиком наш герой попытался робко возражать маме, решившей, что сыну лучше поменять фамилию, поскольку его тетушка в замужестве приобрела фамилию Романова. Николай не захотел быть «для вида» усыновленным тетей, чтобы стать… Николаем Романовым. Он напомнил маме и тете, что такое уже в истории было и плохо закончилось.
Хотелось бы еще раз мысленно поблагодарить мать героя за подвижничество. Иначе и не назовешь ее личный вклад в карьеру сына, который не устает повторять, что «танцует на костях своей матери».
…Почему же наша небольшая заметка о Цискаридзе назвается «страсти»? Этот художник внес какую-то особую характерную отточенность и настоящую, неподдельную страсть в русский балет. Сама небольшой знаток этого сложнейшего вида искусства, но страстный его ценитель. И не могу избавиться от мысли, что не было бы Цискаридзе… давно бы не было и самого русского балета.
Был такой период, когда Швыдкой в качестве министра приходит в Большой театр, как на пастбище. И Большой театр остался таковым вовсе не потому, что туда Швыдкой захаживал.
Честно говоря, давно и намного удачнее всех прочих о Цискаридзе «пишет письма» — увлекательные живые отклии ЖЖ dolchev.
«Гала-концерт к 80-летию Петра Пестова Большой театр 28.01.2010 Мужской парад хоть и был неплохо задуман, но воображение не поразил и привел к вопросу, — а что у нас с мужчинами? А ничего хорошего у нас мужчинами. Где та наша замечательная школа, которая выдавала с помощью Пестова разного рода стрекулистов; совсем давно, с помощью Тарасова настоящих мужчин в балете; еще совсем недавно Прокофьев с Бондаренко поддерживали ту давнюю традицию.
А сейчас, в данный настоящий момент, что у нас в сухом остатке? А ничего, все тоже самое. Николай Цискаридзе. С чем я его и поздравляю.»««Симфония До мажор» Большой театр 26 июня 2010 г. Начитавшись балетфрендс ожидал увидеть толстого человека, который ничего не умеет делать, кроме того, что толкать своих учеников и учениц вверх по карьерной лестнице. Ну так все эти слухи оказались бредом сивой кобылы, что собственно часто случается с форумом балетфрендс. Увы и ах. Цискаридзе в превосходной форме. И в прямом и в переносном смысле. Стацевал без сучка и задоринки. Легко. Четко. Точно. Элегантно. Со всеми атрибутами красивого классического танца, который значительно украсила его великолепная форма и сценическая внешность. Ну и конечно присутствие, которое у этого танцовщика всегда есть и никуда не девается даже в бессюжетноми балете.»
«Когда Цискаридзе ввинчивает в воздухе двойные сотбаски, мощно, энергично, или делает по кругу жете ан турнан (так,кроме него,никто не делает) — никакая пресса не нужна, все и так понятно.» (из восторженных комментариев у Дольчева)
««Лебединое озеро» Большой театр 26.09.2010 Роль Злого Гения была отдана Николаю Цискаридзе. Ротбарта он танцует давно и по сей день Цискаридзе лучший в этой партии, в принципе не такой уж и проходной( помню и его мечтательно-романтического Принца; жаль, что он сейчас не танцует Зигфрида ). П ч основная мистика спектакля Григоровича связана именно с Ротбартом. В этой роли один только танец неприемлем. Ротбарт фактически поход Принца в зазеркалье : c одной стороны, он белый и пушистый, как Скворцов, а загляни к нему душу — там он великий и ужасный, как Цискаридзе.:-) Партия проработана досконально и в этом спектакле Цискаридзе еще раз доказал, что только танцевать на сцене мало, он и знаменит именно своим отношением/подходом к персонажу, не всегда вписывающимся в привычные рамки, но всегда оправданным, п ч вряд ли кто-нибудь сейчас столько знает и понимает за балет как Цискаридзе. Вращался чисто, графика поз безупречная, прыжки на самом высоком уровне.»
««Баядерка» Большой театр 30.09.2010
Николай Цискаридзе, апологетом которого я вдруг ни с того ни с сего заделался после долгого отсутствия на его спектаклях, опять не дал мне возможности за что-то его ущипнуть.:-) Ну замечательно же станцевал! Вид первоклассный. Если рассматривать это дело по принципу главное — чтобы костюмчик сидел, так и костюмчик на нем сидел.:-) И, между прочим, порхал порхуче и летал летуче. И туры в воздухе в коде все удались, и вращался стремительно, и девушки в его руках вертелись быстро, и поднимал, знаете ли, не как раньше, а то ведь было дело, хотелось бежать на сцену помогать:-) Т е Цискаридзе, как дорогое вино, с возрастом становится лучше.»
««Щелкунчик» Большой театр 09.01.2011(вечер) Разглядывая и сверху, и из партера Анжелину Воронцову, я попытался посмотреть на нее с позиции ее гневных обличителей, которых что-то как-то многовато образовалось. Казалось бы, 20-ти летняя балерина, лауреат конкурса, движется вверх по карьерной лестнице, не шалит, никого не трогает, изредка починяет примус ввиде своей ноги… И вдруг никакой такой доброты и ласки, и этого любимого и уже ставшего крылатым удачи тебе, девочка. Ничего такого. Изо всех сил пытался понять, что так раздражает знатоков, а главное, обычно столь доброжелательных, друзей балета. К примеру я, как недруг, иногда позволяю себе хамские высказывания, но друзья балета.., как такое может быть. Короче, ничего другого, кроме как Цискаридзе — педагога в качестве раздражителя не усек. П ч Машу Воронцова танцует хорошо и этот спектакль она станцевала то, что называется на высоком уровне в полном соответствии с теми критериями, которые предъявляет великая сцена маленького Большого театра к исполнителям, находящимся на ней.
«Щелкунчик Большой театр 02.01.2012 (вечер) Николай Цискаридзе, до последнего времени её педагог, а как дальше будет науке неизвестно — у нас ведь умеют научить как не надо танцевать и как все движения заменять на удобные, выступил также и в качестве партнера в этом спектакле.
Особо распространяться по поводу исполнения Цискаридзе в Щелкунчике не буду, п ч танцовщик делает это на данном этапе не сравнимо ни с кем и 2-ого января он станцевал так, как он всегда танцует партии, принадлежащие ему по праву. И мало кто дотянется до такого уровня, п ч танцевать данным от бога великолепным телом и умной головой мало кому удается — вечно не хватает либо одного / либо другого.
Но то что творилось 2-ого в театре заставило меня задуматься на тему о публике в БТ… Поверьте как полупрофи:-) — никакая клака, даже итальянская не сумеет сделать такой успех.»
Но проскальзывают и вовсе невеселые наблюдения, по которым можно сделать заключение, чтоте страсти, которые возбуждает замечательный премьер на сцене, «в реале» аукаются грязными интригами, провокациями, попыткой оболгать и опрочить… ничего нового, все как у всех.
«Что сказать… Хороший материал преставляет собой Денис Родькин на данном этапе после того, как с ним много, с чувством, с толком, с расстановкой, терпеливо потрудился Николай Цискаридзе. Дружный коллектив педагогов мужского танца каждый хотел бы такого ученика у себя в классе. Но номер не проходил раньше и не проходит сейчас. Претендент на высокое место в труппе ведет себя исключительно осмотрительно, педагога своего не предает и не продает за 20 коп., несмотря на то, что его положение мгновенно и заметно улучшилось бы, перейди он поработать, например, к такому замечательному деятелю, как Лагунов, или, того хлеще, к Борис Борисычу, — бывшему комсомольскому вожаку, бывшему руководителю балета БТ, бывшему Крассу, бывшему Курбскому и я не удивлюсь, если когда-нибудь по тв скажут, что вся Мск бегала смотреть на этих персонажей в исполнении Акимова, сейчас наступили такие времена мели емеля твоя неделя, чё не соврешь — всё будешь молодец, п ч проверить ничего нельзя.
Одно непонятно, каким бы распрекрасным Курбским не был обсуждаемый репетитор балета это совершенно не дает ему права превращать творческую жизнь молодого танцовщика в ад. Ну показал порядок и успокойся. Свое дело сделал. Дальше работает Цискаридзе, который занимается с этим танцовщиком. Но в Большом после оглушительной победы директора в очередном этапе подковерной борьбы за право ремонтировать матрешку, в которое превратилось сие заведение, на данном этапе народ просто с цепей посрывался. Какие-то угрозы идут что выкинут из роли, если еще раз да на кавказ… Хочется спросить, кому от этого польза будет ? Ну снимите вы талантливого артиста с роли, — лучшего исполнителя партии Курбского в этой премьере Грозного, — дальше что. Да и потом, это вообще странная история — ничего из себя не представляющий репетитор грозит пальчиком на не своего ученика. Ну и порядочки установились за последнее время. И где бы это говорили, в Большом театре, в котором еще совсем недавно сияла звезда Наталия Осипова, которая вообще танцевала только одну отсебятину и ничего по канонической роли, и весь педагогический состав был просто в восхищении — танцуй девочка чего хошь. А теперь прибыли в тихую гавань — артист голову не в ту сторону повернул лишь для того, чтобы поставить правильный акцент и понеслись угрозы.Следующие 2 года работы Иксанова в театре балет похоже взялся соблюдать буквально все, что поставлено и все, что педсовет считает правильным. И основной экспримент по деланию из нормальных приличных ребят подлецов будет связан именно с Родькиным. Это уже какой-то вид спорта стал — не давать ученикам Цискаридзе жить спокойно.»
Даже вспомнилось давнишнее интервью, в котором Никодай Цискаридзе рассказывал, как ему посоветовали в московском училище держаться за перила ограждения на лестнице, чтобы его «не нарочно» и «совершенно случайно» не столкнули из банальной зависти.
Вспоминаешь гордую осанку, мягкие движения этого удивительного человека, которому надо доказывать свой звездный статус ежедневно, что само по себе нелегко. И после того, как он честно высказал все о том, во что превратили Большой театр после разрушения (а «реконструкцией»такое не назовешь) — неудивительно, что само его имя вызвало столько неприятия… у неприятных особ.
Ведь уже неприятно, что Швыдкой или Божена чувствуют себя вправе заикаться о Большом театре, как чуть ли не о своей вотчине. А кому еще сегодня можно с полным правом представлять Большой театр? Швыдкому? Или Администрации Президента? Когда речь идет о национальной культуре, надо ведь для начала иметь культуру личную.
Несколько цитат из Николая Цискаридзе, чтобы понять масштаб личности. А это действительно масштабная личность, создающая образ в сложнейшем виде искусства — классическом балете!
«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет, — пояснил он. — И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет».
По словам Цискаридзе, «Все деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо Президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют». «Это происходит потому, что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически свое будущее не связывают с этой страной, им все равно, как будут учиться остальные дети, — предположил Николай Цискаридзе. — Я уверен, что если бы у нас был закон, согласно которому дети тех, кто принимает и разрабатывает законодательные проекты, обязательно служили бы в армии и учились в нашей стране, эта система потихоньку бы усовершенствовалась».
До резкой критики проведенной «реставрации» Большого театра в ноябре 2011 года — его терпели с трудом. Хотя серости весьма сложно «терпеть» рядом с собой неординарную масштабную личность, человека с мировой известностью… осознавая, что эта известность вполне заслуженная и совершенно иная, нежели, к примеру, у какого-нибудь Абрамовича.
Не замечали, насколько сложно пережить заслуженную известность, которая основывается на душевном волнении, катарсисе, потрясении?.. Благодаря творчеству Николая Цискаридзе, многие люди обретали в наше время — душевную твердость, любовь… к балету, но и к Родине. Он сохранил для нас незыблемыми строчки, что в балете мы «впереди планеты всей».
А как поступили с ними «в космосе» — так мы недавно видели по скандалу с системой ГЛОНАСС. Просто потому, что таких людей там не нашлось…
Несмотря на мировую известность и абсолютно бесспорные заслуги, Николая Цискаридзе попытались лишить ставки преподавателя, не давали выступать… Ситуация настолько дикая именно в балете, что «в защиту» поспешили выступить как бы самые утонченные «любители балета» — Ирина Ясина, журналист, экономист, Марк Розовский, режиссер, Лев Пономарев, правозащитник, Владимир Рыжков, политик…
Единственное, что немного смущает, что Николай Цискаридзе среди своих «защитников» — как Гулливер среди лилипутов. Но как только Табаков и Хазанов высказали мнение, что звездный статус Николая Цискаридзе требует совершенно иного измерения в должностях и влиянии в Большом театре — так вдруг возникает эпистолярный зуд у бывшего министра культуры и орденоносной блогерши.
…Так получилось, что мне давно не хочется писать письма Президенту. Не хочется и все. А может — расхотелось. Но я бы не отказалась написать письмо, с огромной признательностью, — Николаю Цискаридзе. И начала бы его со слов: «Здравствуйте, многоуважаемый Царь!»
Влиятельным господам и брюзгливым мещанам придется примириться, что своим трудом, своим творчеством Николай Цискаридзе давно заработал звание короля сцены. Смешно говорить, будто в Большом театре может быть некий иной «директор». Большой театр — это империя с одним императором — тем, кому навсегда отданы сердца современников.
Браво!
Читать по теме:
P.S. От администрации «КНИЖНОЙ ЛАВКИ»
В «Книжной лавке» печатается роман Ирины Дедюховой «Парнасские сестры», в котором раскрываются все коллизии происходящего на наших глаза детективного сюжета. Этой историей писатель занимается с ноября прошлого года, под неопровержимой логикой ее публикаций полностью изменилась тональность подачи происходящего в Большом театре в отечественных и зарубежных СМИ.
Роман стал на сегодняшний день единственным в мире литературным расследованием, полностью раскрывающим историю вокруг одного известного театра с помощью литературных образов, а не «чернухи» или очередных «сенсаций». Возникновение литературного образа — гарантия того, что все события не только получат нравственную оценку, но и не смогут повторяться «по аналогии».
Приобретайте главы романа в «Книжной лавке»! Заказывайте весь роман целиком! Окончательная публикация назначена на 15 июля! До этого вы можете сделать заказ на льготных условиях. Они гораздо более льготные, нежели поход в Большой театр при директоре Иксанове, чье увольнение произошло в период публикации «Парнасских сестер».
In her new novel, a well known Russian writer Irina Dedyukhova investigates the events in the Bolshoi theater. Those events reflect the life of modern Russian society. Why are the ballet, the classical art, and the literature necessary for people? Study of these problems brings up unresolved and controversial questions of antique mythology as well.
Along with the real characters personifying certain public strata, mythical heroes act in the novel: gorgons, harpies, muses and… ubiquitous Hermes.
The novel is a synthetic literary work, original in its genre and form. Its publication is going on in Russian-speaking Internet.
16 комментариев
Это Бог! Это поистине Император!
Анна, огромное спасибо!!!
Анна, огромная благодарность. Шикарный материал.
Добавлю, что в этой текучке с Николаем Цискаридзе познакомилась случайно, несколько лет назад. По каналу Культура он представлял какой-то иностранный балет. Несколько минут любовалась картинкой, как произведением искусства: необыкновенно красивый мужчина с безупречной осанкой и невероятно прекрасными ногами и руками. Я смотрела, как все это плавно вторит речи, впав в какое-то оцепенение. Увидев его на сцене, тоже испытала потрясение. Он великолепен! И конечно, такому человеку — есть что передать, чем поделиться… он лучше всех знает, как должен функционировать Большой!
Меня подкупает его фантастическое трудолюбие (как неотъемлемая часть профессии), в силу этого его мотивация — мотивация профессионала (затратившего всего себя на свое дело).
Конечно, он вложил в свое искусство — всего себя! Но ведь иной раз и вкладывать нечего! А все дивидендов требуют!
А здесь вклад — незаурядной цельной личности, редкого художника.
Соглашусь, поэтому мне понятен выбор Табакова и Хазанова, так как Цискаридзе олицетворяет собою Большой театр, причем для всего мира.
Что характерно, равнозначной ему фигуры что-то и близко на горизонте не наблюдается.
Господин Швыдкой хоть бы не светил плешью разворованный бюджет на реставрацию! Стыда у некоторых нет совершенно!
Вот действительно, надоело стыдится за позорнейшее руководство театра. Мало того, что воры, так Иксанов не в состоянии высидеть на собственных оперных спектаклях до их конца.
Как был Иксанов завхозом, так с этого уровня и не поднялся! И в его возрасте сложно ожидать перерождения из «крепкого хозяйственника» — в культурного человека.
Конечно, ему и Божена — «богема» (он с Пучинни в одном полку не служил), а Дмитрий Черняков с массой каких-то фобий и комплексов — чуть ли не «оперное светило». Дошло до того, что это «светило» вытащило в «Руслане и Людмиле» — голую бабу на сцену. А ведь люди на спектакль детей привели! Еще порно в Интернете ищут! Его при директоре Иксанове надо в Большом искать!
А Вам не довелось видеть развеселую «Кармен»? На костюмах сэкономили, хабанеру героиня пела в одном банном полотенце. Тореадор был в прикиде Элвиса. Мои не сильно «продвинутые» друзья, чтобы окончательно не сдвинуться, тупо закрыли глаза, благо музыкальная часть была на высоте.
Кармен я смотрела в последний раз с Архиповой. Изогнувшись буквой «зю», т.к. билет был за рубль пятьдесят, надо было иметь шею лебединую, а у меня немного коротковата, пришлось туловищем тянуться к прекрасному. Это же было НЕЧТО! Незабываемо. После этого не хотелось впечатление отравлять. Думаю, пускай оно таким и останется.
Видно, так насобачились за реконструкцию «пилить бюджет», что и нынче остановиться не могут, пытаются и с порток Хозе «делать бизнес».
Дорогие дамы! Ваши комментарии звучат, как высокое изящное дополнение к вдохновенному танцу Мастера. Печально лишь то, что талант такой величины, который знают во всем мире — унижают в родном Отечестве… люди без внутренней культуры.
Анна, замечательная статья, спасибо большое! Конечно же Царь, Император Большого Балета. Очень подкупает в этом великом Мастере аристократичная сдержанность и одновременно искренность. Он никогда не выставляет напоказ свою жизнь и готов сражаться за свою большую любовь — Большой Театр. А ведь условия выживания в нем экстремальные. Бордель какой-то: финалгоном нижнее белье, толченого стакла в пуанты. Неужели Уланова, Плисецкая, Гордеев, Васильев, Лавровский творили в тех же условиях? Анна, мне так близок твой порыв написать «Многоуважаемый Царь!»Он правда, как Помазанник Божий, ни при каких условиях не может оставить свою страну. Подпишусь по каждой строчкой.
Николай превосходен. Всегда посещал его балеты в Перми. Один раз даже столкнулись на улице Ленина, гулял один и «без охраны» оглядывая старый центр Перми.
При иксанове Большой стал не гордостью, а позором нашей страны!О балете здесь немало сказано, а безголосые «оперные примадонны» шагимуратова и гимадиева, видимо, просто по-свойски стали таковыми, иксанов пригрел своих… Вообще, вся эта околокультурная шушера так надоела: что-то воруют, что-то непотребное выдают за новое слово( лучше б молчали!) в искусстве -гнать их в шею! А Николаю Максимовичу отдать Большой для восстановления былой славы.
Как я вам признательна за ваше провокационное замечание! Стоит дать вашу фразу (написав, конечно, все фамилии с заглавной буквы, как это и полагатся) — так сразу видишь, с кем имеешь дело.
Если человек глотает сказанное, как должное, значит, перед тобой полный профан в искусстве.
Венеру Гимадиеву видела в «Травиате», она может заворожить своим нежным сопрано огромный зал. Слушать ее — особенное эстетическое наслаждение. Назвать ее «безголосой»… можно лишь из какой-то извращенной ненависти ко всему живому.
Альбине Шагимуратовой повезло меньше, так как постановка «Руслан и Людмила» не отличается вкусом. Но тоже голосиста и хороша, как лето!
Специально поинтересовалась их творческой судьбой — обе, конечно, обязаны своим выдающимся вокальным данным, таланту и труду.
а вам — Господь Судья.