Может быть для нового поколения это прошло совершенно незамеченным, но знаю, как помрачнела моя мама, услышав, что совсем недавно, 25 сентября, в США, на 85-м году жизни умер певец Энди Уильямс.
Какая, собственно, разница, что где-то в штате Миссури скончался мужчина, чей голос мама в молодости слышала лишь за кадром американских фильмов, не имея понятия, кому он принадлежит?..
Энди Уильямс был популярным крунером 1960-х годов, одной из визитных карточек, принесших певцу наибольшую известность, стала композиция «Moon River».
Музыкальную карьеру певец начал еще в восемь лет в родном городе Уолл Лейк в Айове в составе квартета Williams Brothers Quartet со своими братьями.
Несомненно один из самых лучших вокалистов своего времени Энди Уиллиамс (Andy Williams)с характерной ему спокойной и открытой манерой пения очаровывал публику в течение долгого преиода времени со своего первого появления в квартете своих братьев и до момента, когда на седьмом десятке творческой деятельности он стал главой собственного театра в Брэнсоне (Branson), Миссури.
Крунер (от англ. croon — мурлыкать) — вокалист, придерживающийся принципов свинговой фразировки. Первоначально выступали в сопровождении биг-бэндов. Так называемая крунерская манера пения включила в себя многие элементы: традиции блюза и гавайской музыки, бродвейских мюзиклов и бельканто. Характерными особенностями «крунинга» являются непринужденное звукоизвлечение, повествовательная и элегантная подача материала, присказки и имитация разговора в паузах между куплетами. Тембральная насыщенность голоса также играет особую роль.
Как все догадались, нашими широкоизвестными отечественными «крунерами» были Марк Бернес и Владимир Трошин. Неудивительно, что в первую очередь их «мурлыканье» было востребовано в кинематографе.
Но сама популярность такого исповедального пения, более напоминающего разговор по душам — иначе характеризует «эпоху авторитарного правления». Искусство намного лучше и отчетливее показывает тенденции развития всего общества. Заметим, что крунеры в советском кинематографе практически исчезли к началу 70-х, сразу же после кризиса власти 68-го года. Люди в СССР будто начали замыкаться в себе, хотя тогда же, в 70-х было два мощных всплеска интереса к крунерству: песня к кинофильму «Генералы песчанных карьеров» и песня к кинофильму «Звезда пленительного счастья» («Кавалергарда век недолог»).
Но потом, наряду с надрывом Владимира Высоцкого, очень популярным становится мурлыканье себе под нос «московского муравья» — Булата Окуджавы.
Но все же наше отечественное «мурлыкание» — домашнее, интимное, «не для всех». А то «мурлыкание», которое дарили иной раз Френк Синатра, Энгельберт Хампердинк (пока они не переходили на «сейчас обниму весь земной шар своим чертовским обаянием») и, конечно, Энди Уильямс — это нечто из области светлой мечты наших мам, свысока смотревших на наших бабушек, у которых этим мечтам уже сбыться не суждено.
В романе «Повелительница снов» есть смешной эпизод, когда девочка пишет приключенческие романы, которыми зачитываются ее одноклассницы. Герой романа — будто списан с кинематографического образа Энди Уильямса: он может крушить возле себя все и всех подряд, но быть тонким и ранимым внутри. Именно эту душевную тонкость у человека, который выглядит полным чурбаном внешне — и отражал Энди Уильямс своим «мурлыканьем».
Настоящее имя Энди Уильямса Говард Эндрю Уиллиамс (Howard Andrew Williams)Родился: 3.12.1928 в Уолл Лэйк (Wall Lake), Айова. Уиллиамс пел в церковном хоре, а позже создал квартет вместе с тремя своими братьями. Группа выступала на радиостанциях среднего запада, а потом переехала в Лос Анжелес попробовать себя в шоу-бизнесе.
Первый свой хит «Swinging on a Star» Уильямс с братьями записал при участии Бинга Кросби в 1944 году, и также выступили с комедийной актрисой Кэй Томпсон (Kay Thompson) в конце 40-ых. С начала 1950-х годов Энди Уильямс занялся сольной карьерой и много выступал на телевидении, как в качестве певца, так и ведущего телешоу. Окончательно свою сольную карьеру Энди Уиллиамс начал в 1952, выступив несколько раз на Steve Allen’s Tonight Show, перед тем как подписать контракт с Archie Bleyer’s Cadence Records в 1956.
Уже через год его второй сингл для компании Canadian Sunset попал в десятку лучших. Еще через год кавер-версия песни Butterfly «самородка рокабилли» Чарли Грасье (Charlie Gracie) продержалась три недели на первом месте. Также в десятке лучших успели побывать песни Are You Sincere, Lonely Street и The Village of St. Bernadette, до того, как Уиллиамс перебрался Коламбию в 1961.
Несмотря на выпущенный в 1963 еще один большой хит Can’t Get Used to Losing You, Уиллиамс в целом не появлялся в хит-парадах синглов в течение 1960. Но зато его популярные концертные выступления в эстрадной программе на NBC-TV вызвали высокий спрос на его записи среди аудитори старшего и среднего возраста.
Знаменитый альбом 1962 года Moon River and Other Great Movie Themes дал жизнь песне, котороя стала своего рода визитной карточкой певца, в следующем году Days of Wine and Roses провел 16 недель на вершине чартов по альбомам. Еще девять альбомов Уиллиамса попали в десятку лучших в течение 60-х, многие из которых отличались своей разноплановостью (от Бродвейских мюзиклов до лиричных баллад), и один альбом был посвящен членам его семьи. Хотя альбом Love Story в 1971, одноименный хит с которого попал в десятку, стал платиновым, его выступления по телевидению были прекращены в этом же году.
Среди хитов, записанных Уильямсом, можно выделить “Can’t Get Used to Losing You”, «Canadian Sunset», «Butterfly», «Lonely Street», «The Village of St. Bernadette» и «The Hawaiian Wedding Song». Всего за свою карьеру Уильямс выпустил 18 золотых и три платиновых альбома.
Уильямс был удостоен трех премий «Эмми» за собственное телешоу, выходившее в конце 1960-х годов на канале NBC. Песня, написанная Джонни Мерсером и Генри Манчини, среди прочего звучала в фильме «Завтрак у Тиффани» и была удостоена премии «Оскар».
И с 60-х его даже не приглашали на телевидение. Как и у нас долгое время не приглашали никуда Эдуарда Хиля, даже не подозревая, какой «потребительский спрос» возникает в этот период на, казалось бы, навсегда надоевшую манеру исполнения, когда певец вкладывает душу, выглядит «концертно», не вешает собственные проблемы на слушателей, а пытается разрешить их личные вопросы и сомнения.
Казалось бы, интерес к «мурлыканью» окончательно угас в 90-х. Но вспомните, у нас в то время проявился интерес к так называемому «шансону». Однако именно тогда возникла и никуда после уже не девалась перегородка между слушателями и исполнителями. Исполнители стремительно становились «звездами», возвышаясь над слушателями, глядя на них свысока и, зачастую, с нескрываемым презрением. А телевидение стало отражать, как изо всех сил царапались к своему «звездному статусу» все новые «звезды», все дальше уходяь от исповедальности и искренности в общении с публикой… к «шоу», которое поколением Энди Уильямса воспринималось иначе.
Концерты Юрия Лозы с его «Плотом» с начала 90-го года тихонько перемещаются в сторону корпоративов. Но как раз в начале 1990-х Энди Уильямс открыл в Брэнсоне собственный театр в городе Брэнсон (Миссури), получивший название «Moon River».
Несомненно один из самых лучших вокалистов своего времени Энди Уиллиамс (Andy Williams) с характерной ему спокойной и открытой манерой пения очаровывал публику в течение долгого периода времени со своего первого появления в квартете своих братьев и до момента, когда на седьмом десятке творческой деятельности он стал главой собственного театра в Брэнсоне (Branson), Миссури.
Итак, ушел человек, впервые попавший в 1956 году впервые попал в верхнюю десятку Billboard Hot 100 с вокальной версией инструментальной композиции «Canadian Sunset», а в следующем году отметился уже на первом месте с «Butterfly», исполненной в манере, напоминающей Элвиса Пресли. То есть, человек, соединяющий нас со второй «прекрасной эпохой», стремительно окутываемой романтикой.
Почти через 20 лет, в начале 70-х, в собственном телешоу Уильямс переключился с молодёжного рынка синглов на рынок альбомов, ориентированный на более взрослую аудиторию. Поэму его стали все дальше оттеснять «акулы шоу-бизнеса», для которых основным принципом стала эксплуатация молодости исполнителя. Интересно, что большинство этих «акул», как и их исполнителей-однодневок — давно нет в живых.
Песня «Speak Softly Love» для оскароносного фильма «Крёстный отец» 1971 г. и ещё один шлягер тех лет «Where Do I Begin» — до сих пор остаются не только его визитной карточкой, но и памятью поколений.
Но главный урок из этой истории в том, что надо делать то, что у тебя получается лучше всего, не обращая внимания на тех, кто пытается тебе мешать. В очередной раз выясняется, что все вокруг — зыбко и временно, не так уж и «надолго».
В 1975 году Уильямс развёлся со своей супругой — певицей Клодин Лонже, которая поняла, что все взлеты его карьеры — остались позади. Самые сильные удары нам наносят самые близкие люди, поэтому долгое время Энди Уильямс был одинок.
В 1991 году он неожиданно встречает новую любовь и женится на Дебби Мейер, с которой они и открывают собственный музыкальный театр.
Интерес к Энди Уильямсу в 90-х нельзя точно идентифицировать с интересом к тому же Александру Серову в нашем отечестве, хотя Серов усиленно копировал манеру исполнения «золотого века» 50-60 годов. Обратим вним ание, что Серов на телевидении всплывает с какой-то личной историей о непризнании дочери, мелькал в «конкурсах красоты» в конце 80-х, был достаточно непритязателен по поводу получаемого «пиара» и гонораров.
И согласитесь, что из песен Александра Серова что-то ушло. Какая-то искренность, душевная боль, которая делала эти песни и его исполнение — интересным и для тех, кто не видел его на пике карьеры.
С Энди Уильямсом, этим «неудачником», давнишним «аутсайдером», державшим свой крошечный театр — все иначе. Его исполнение будто набирает с годами харизматику. Оказывается, очень важно, как человек прожил жизнь. Но не менее важно, как он из жизни ушел.
Энди Уильямс скончался после продолжительной борьбы с раком мочевого пузыря 25 сентября 2012 года в 84-летнем возрасте. Он болел и очень страдал весь последний год. Но, как говорят священники, подобные страдания на земле — очищают нас для иной жизни.
Мне кажется, что Энди Уильямс прямо сейчас готовится к выходу на сцену — как всегда, с иголочки одетый, в бабочке, подтянутый, улыбающийся. И сердца слушателей раскрываются его мягкому теплому тембру.
Для желающих — концерт Энди Уильямса на 40 минут…
Ссылки по теме —
Legendary crooner Andy Williams has died — USA Today, 26.09.2012
5 комментариев
Спасибо Катя, слушал и вспоминал молодость. Приятно. Еще раз СПАСИБО!!!
Превосходно. Спасибо!
Спасибо, Катя! Моя мама тоже любит Бернеса, а также Штоколова и Отса.
Причем тут серов или лоза? к чему эти сравнения? ANDY — мировая величина, и сравнивать ЕГО с шантрапой…..
Мешанина какая-то, в духе неврастенической истерики и перемешивания не подлежащего даже сравнению.
Уважаемый 111111 !
Конечно же, вы правы. Но это правота нашего, более старшего поколения. А автор — молодая девушка. И для нового поколения,имена, навязываемые сми, теперь кажутся значимыми в то время. такое вот переписывание истории.
Спасибо вам за неравнодушный отклик.