Белорусский ансамбль «Песняры», основанный в сентябре 1969 года, за короткое время благодаря победам на многочисленных международных музыкальных конкурсах и фестивалях, а также гастролям по Франции, Германии, Швейцарии, Индии, Латинской Америке и Африки, получил мировое признание. После успешных выступлений «Песняров» на 10-ом юбилейном МИДЭМе в Каннах коллектив получил приглашение совершить гастрольное турне по США в 1976, в истории это были первые гастроли советского коллектива по Америке, которые местная пресса назвала русским вторжением на западном рок-фронте. «Песняры» первые обладатели «Золотого диска» СССР и 10 дисков гигантов общим тиражом около 12 миллионов экземпляров . Основу репертуара составляет белорусский фольклор . Бережное отношение музыкантов к народному творчеству , владение несколькими инструментами , склонность к музыкальной импровизации , чистота вокала — определяет основу популярности «Песняров» и по сегодняшний день.
Мулявин Владимир Георгиевич (1941-2003) – белорусский музыкант, гитарист, аранжировщик, композитор, певец эстрады. С 1970 года был художественным руководителем ВИА «Песняры», эту группу называют явлением в мире музыки, аналогов у неё не было ни до, ни после. Спустя почти полвека многие музыкальные композиции «Песняров» до сих пор пользуются огромной популярностью: «Беловежская пуща», «Вологда», «Берёзовый сок», «Я всё тот же». В 1991 году Мулявину было присвоено звание Народного артиста Советского Союза.
Владимир появился на свет в городе Свердловске (сейчас Екатеринбург) 12 января 1941 года.
До революции его дедушка с бабушкой были зажиточными сибирскими купцами с хорошим образованием и своими продуктовыми магазинами. Но советская власть вскоре раскулачила их. В результате их сын — отец Владимира – был уже простым разнорабочим на стройке, возводил легендарный завод Уралмаш. Вместе с женой и тремя детьми ютились в маленьком бараке. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.
Дома у Мулявиных любили музыку. Играли и на балалайке, и на гитаре, и даже на домре (белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, – прим. ред.), – рассказывает Владимир Ведерников, директор музея Уральского рока, исследователь жизни Владимира Мулявина. — Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела. Но больше всех музыкой загорелся младший Володя.
Мама, Акулина Сергеевна, воспитывала сама троих детей, у Владимира ещё были брат Валерий и сестра Наташа. Мать трудилась в швейном цеху, её маленькой зарплаты не хватало, и, чтобы прокормить семью, она постоянно где-то подрабатывала. Дети практически не видели её дома, росли самостоятельными.
У Владимира музыкальный талант стал проявляться ещё в раннем детстве, сказались отцовские гены. Да и сам Георгий Арсеньевич, пока не ушёл из семьи, любил обучать детей музыке. Когда маленький Володя побывал в театре на опере «Травиата», долгое время ходил потом потрясённый и восхищённый увиденным представлением.
В двенадцатилетнем возрасте мальчик стал осваивать музыкальные инструменты, сам научился играть на балалайке и гитаре. Поскольку денег на музыкальную школу у семьи не было, когда Вове исполнилось 13 лет, он пошел в Дом культуры Сталина. Там был детский сектор со струнным оркестром.
Руководителем в кружке работал бывший политический заключённый Навроцкий Александр Иванович, в своё время он окончил Институт культуры в Харькове и был очень талантливым педагогом. С детьми он проходил ту же самую программу, которую преподавали в музыкальной школе, Навроцкий учил их пению, нотной грамоте, дирижированию.
Он-то и разглядел в Мулявине-младшем талант, едва тот сыграл ему на балалайке. С тех пор каждый день после школы Володя до позднего вечера пропадал в ДК. Кроме гитары и балалайки подросток освоил ещё несколько струнных инструментов.
Тогда Владимир, чтобы хоть как-то помочь маме, стал играть на гитаре в переходах и поездах. На каждом таком выступлении Мулявин выкладывался так, будто давал сольный концерт на сцене. Прохожие и пассажиры, видя отдачу парнишки, никогда не обделяли его вознаграждением. Так что домой после таких «гастролей» возвращался с продуктами, купленными на собранные деньги.
В 1956 году Мулявин окончил восьмилетнюю школу и продолжил учёбу в свердловском музыкальном училище. Он поступил на отделение струнных инструментов по классу гитары. Преподаватели сразу обратили внимание на талантливого и бойкого парня.
Одновременно с учёбой Мулявин играл в оркестре народных инструментов, который собрал из своих учеников Александр Иванович Навроцкий. Владимиру досталась партия контрабаса, и он сам писал для себя партитуры, хотя для всех остальных участников оркестра их разрабатывал руководитель.
Тогда Владимир вместе с братом поехал в соседнюю Челябинскую область и предпринял попытку поступить в музыкальное училище Магнитогорска, но провалил экзамен по литературе. Вернувшись в Свердловск, узнал, что его восстановили в училище, походатайствовал первый наставник Навроцкий. Но через два месяца у Володи пропала вся тяга к учёбе, и он сам забрал документы из учебного заведения.
В 1958-1963 годаж работал артистом-инструменталистом в Тюменском областном концертно-эстрадном бюро, Томской, Кемеровской, Читинской областных филармониях, Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске.
В 1963 году был приглашён на работу в Белорусскую государственную филармонию.
– Он ездил туда со своей первой женой, с которой еще на Уралмаше вместе жил, – рассказывает Владимир Ведерников. – Мулявин удивился, насколько в Минске хорошо. Именно тогда он и решил, что хочет там жить.
В 1965-1967 годы проходил службу в рядах Вооружённых сил СССР под Минском. Создал в роте вокальный квартет, принял участие в организации ансамбля Белорусского военного округа. После окончания службы в армии вернулся в Белорусскую государственную филармонию, где некоторое время работал гитаристом в коллективе Юрия Антонова.
В 1968 году Владимир со своим братом Валерием и ещё четырьмя участниками ( в составе: Вл. Мулявин, Вал. Мулявин (родной брат Вл. Мулявина), Л. Тышко, В. Мисевич, В. Яшкин, А. Демешко) создали при филармонии аккомпанирующую группу «Лявоны», которая выступала с певицей Нелли Богуславской.
В сентябре 1969 года группа «Лявоны» получила право выступать с собственными программами и называться вокально-инструментальным ансамблем. Мулявин стал художественным руководителем коллектива.
С названием «Лявоны» группа просуществовала около года — до IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970-го, когда группе посоветовали сменить название. Появился ВИА «Песняры». Коллектив разделил на конкурсе II место с певцом Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло». В этом же году «Песняры» победили в Москве на Всесоюзном конкурсе политической песни.
Коллектив исполнял белорусские народные песни в современной интерпретации, а также песни советских композиторов. В конце 1970 года в коллектив вливается бывший солист группы «Золотые яблоки» Леонид Борткевич, а весной 1971 года выходит первый виниловый диск-гигант группы (записан в конце 1970 — начале 1971 годов).
В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля — в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша) в конкурсе фирм грамзаписи.
В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни. С 1973 года Владимир Мулявин снимался в кино.
В 1974 году сыграл главную роль в музыкальном фильме «Ясь и Янина». Его герой — зоотехник Адам. В этой картине не только дебютировал в качестве драматического актёра Владимир Мулявин, но и впервые прозвучали некоторые композиции «Песняров», ставшие впоследствии хитами. Именно в картине «Ясь и Янина» впервые прозвучала известная аранжировка «Касіў Ясь канюшыну». И не на эстрадной сцене, а на съёмочной площадке на Гродненщине «Песняры» впервые спели свои произведения «Ты моя надежда», «Наши любимые», «Прощальная».
В 1976 году Песняры становятся первым советским ВИА, который проводит гастроли по США. На следующее утро в американской прессе написали: «Эта группа заслужила, чтобы им аплодировали стоя». В этом же году ансамбль выступает на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране.
В 1976 году «Песняры» представляют рок-оперу на стихи Янки Купалы — «Песня о доле». Премьера состоялась в концертном зале «Россия».
В 1978 году концептуальная серия продолжается оперой «Гусляр». Этот альбом по музыке отличается в сторону более серьёзного арт-рока по сравнению с радио-хитами, по которым больше известны «Песняры».
В 1977 году ВИА «Песняры» был удостоен премии Ленинского комсомола — за концертные программы 1975-1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи.
В 1979 году весь классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (духовые); а руководитель коллектива Владимир Мулявин — звание народного артиста.
В репертуаре ансамбля были песни на стихи М. Шушкевича, Н. Н Добронравова, Р. И. Бородулина, Г. Н. Буравкина, Янки Сипакова, Петруся Макаля, Л. И. Прончака, Максима Богдановича, М. Л. Матусовского, А. И. Фатьянова, Л. П. Дербенева, В.Э. Крайчинского. Кроме того, «Песняры» часто исполняли песни на стихи известных поэтов, таких как Янка Купала, Р. Бёрнс, В. В. Маяковский, Якуб Колас.
Популярность группы была сумасшедшей. Мулявин никогда не забывал свою родину, на Урале «Песняры» гастролировали чаще всего. Но и Белоруссию Владимир полюбил всей душой, их народного классика Янку Купалу музыкант просто боготворил. Когда ему было грустно на душе, брал томик стихов поэта и искал в них ответы на свои вопросы. По творчеству Купалы Мулявин создал несколько концертных программ.
Он был невероятно требовательным к участникам коллектива, но в противном случае и не получился бы такой уникальный ансамбль, которому нет аналогов. Ещё более требовательным он был к себе. Если написанную им песню на первом концерте слушатели воспринимали вяло, то Мулявин сразу же рвал ноты и не вспоминал больше об этом произведении.
Чего никогда категорически не делал Владимир, так это не выступал в ресторанах ни за какие деньги. Объяснял просто: «Не хочу петь свои песни перед жующей публикой».
На Аллее Славы в Москве заложена звезда Владимира Мулявина. А Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2001 году вручил музыканту высшую в стране награду – орден Франциска Скорины.
ВИА «Песняры» признан одним из наибольших культурных достижений Белоруссии ХХ века.
Личная жизнь
Трижды был женат. Первый раз Владимир женился в восемнадцать лет. Первая жена — Лидия Алексеевна Кармальская (1939-1975), артистка, работала на сцене в жанре художественного свиста.
В браке родились дочь Марина (1961 г.р.) и сын Владимир (1974-2006).
Но вскоре после рождения мальчика супруги развелись, так как у Мулявина завязался новый роман. Сын Владимир от первого брака был очень похож на отца внешне и также стал музыкантом.
Комсомольская правда в Белоруссии
Владимир проработал в госансамбле чуть больше года
Владимира Мулявина-младшего мы застали дома.
— Говорят, вы сами написали заявление об увольнении?
— А что сказал Шарапов? Ну, значит, так оно и есть… Не сошлись характерами…
— Это был творческий спор или личностный?
— И здесь, и там не сошлись.
— Вместе с госансамблем существует еще несколько «Песняров». Вы не думали работать там?
— А зачем мне позорить имя отца и бегать из одного ансамбля в другой!? Госансамбль — это тот коллектив, который отец создал и проработал в нем всю жизнь…
— Ну, каждому коллективу захочется иметь у себя сына знаменитого музыканта… Кстати, вас зрители узнавали?
— Да, бывало. Кто-то спрашивал: не сын ли? А кто-то уверенно обращался как сыну Мулявина. Но пока я нигде не работаю. Мне есть, чем заниматься.
— А чем вы будете заниматься?
— Мне есть, чем заниматься (более конкретный ответ на этот вопрос мы так и не смогли получить. — Прим. ред.).
— А где вам приходилось играть до «Песняров»?
— В ансамбле Перлина при консерваторской 11-летке, в симфоническом в филармонии…
— А если позовут обратно в «Песняры»… Вернетесь?
— Пока не звали. Но у меня с ребятами остались хорошие отношения, мне с ними нравилось. Классные музыканты.
— А что вас все-таки не устраивало?
— Ну, я не знаю, было какое-то недопонимание…
Взять в ансамбль Мулявина-младшего на похоронах отца пообещал Борткевич, который тогда возомнил себя преемником великого музыканта. Но ничего из обещанного не сделал. Через год власть сменилась, и новый руководитель взял Владимира в коллектив альтистом.В детстве Володя, хоть и жил без отца (Мулявин ушел от своей первой жены Лидии Кармальской сразу после рождения сына. — Прим. ред.), увлекался музыкой. По крайней мере, его, как одаренного ребенка, взяли в 11-летку при консерватории. Но саму консерваторию Мулявин-младший не закончил. Попал в тюрьму. Отсидел год и семь месяцев. Как говорит сам, за то, что заступился за девушку.Вячеслав Шарапов:
— Уйти из коллектива было его решением, ну а мы не возражали. Расстались, скажем, по общему согласию сторон, в хороших отношениях… Где он сейчас? Мы не знаем. Мы на прощание ему скрипку подарили. Он всегда тяготел к классике, и отец хотел, чтобы он стал скрипачом.
Вместо Мулявина-младшего в ансамбль приняли скрипача Павла Шардыно. Молодой человек учится в консерватории.
Но его музыкальный жизненный путь переплёлся с криминальным. Он получил тюремный срок за распространение наркотиков, умер в заключении в 2006 году.
Сын Владимира Мулявина умер в тюрьме от наркотиков
За год до этого его выгнали из «Песняров», где он играл после кончины отцаВладимир Мулявин-младший, сын основателя легендарных «Песняров», умер еще 6 ноября. Но о смерти 31-летнего музыканта стало известно только после похорон, когда 10 ноября прозвучало официальное заявление департамента исполнения наказаний МВД Белоруссии: Мулявин-младший скончался «от систематического и длительного употребления наркотиков»…
Собственно, в колонию он попал как раз за распространение и употребление наркотических веществ. Отсидел примерно всего полгода, и вот на тебе…
С 2004-го по 2005-й он успел поработать в отцовских «Песнярах». Его взяли туда после смерти Мулявина-старшего в 2003-м. Владимир дебютировал в составе ансамбля на концерте в честь памяти отца. Он стал играть в группе на альте. Но это были уже далеко не те легендарные «Песняры». И с каждым днем музыканта в Мулявине-младшем оставалось все меньше и меньше. А в 2005 году его уволили из ансамбля.
Сам Владимир Мулявин-старший с сыном практически не общался. После рождения ребенка он сразу бросил семью.
Когда Мулявин-младший ушел из «Песняров», многие музыканты сразу вспомнили: в биографии у парня, которого все со школьных лет считали очень способным музыкантом, есть и темные пятна.
Не окончив школу при консерватории, Володя попал в тюрьму, якобы защищая девушку, — он очень сильно избил человека, чуть ли не до смерти.
Тогда ему дали год и семь месяцев, срок он отбывал в минской тюрьме. Кстати, за решеткой Володя встретился с коллегами отца, которые давали в исправительном заведении шефский концерт. Такая вот ирония судьбы.
ноябрь 2006 года
Недавно Марина выпустила книгу, в которой рассказала об отношениях своего отца с мамой. По ее словам, Владимир сыграл свадьбу с Лидией, когда ему было 18 лет, а его избранница уже была востребованной артисткой редкого жанра — художественного свиста. Супруга музыканта сделала все, чтобы ее возлюбленный стал солистом. Они прожили в браке 17 лет. Когда супруги разводились, Марине было 15 лет. Сейчас она не скрывает, что винила в случившемся маму, хотя именно Мулявин изменял своей жене. Старшая дочь артиста отметила, что ее мама пыталась спасти брак и даже родила сына, хотя ей запрещали это делать, но они все же расстались.
Вместе с папой мама проработала 16 лет. Из них пять — в «Песнярах»: мама была на сцене до седьмого месяца беременности моим братом Володей — до мая 1974 года. Помимо того что она вела концерты, у Лидии Алексеевны был сольный выход с тремя номерами, а «Песняры» ей аккомпанировали. Сегодня об этом не вспоминают. Вообще мама была центром притяжения в любом коллективе, где работала, и никогда не становилась яблоком раздора...Папа ревновал маму к работе. Он служил в армейском ансамбле Белорусского военного округа, а она кормила семью, не вылезала из разъездов и почти не бывала дома. Скандал он закатил по этому поводу, когда она, приехав домой на полдня, быстро сделала все дела и собиралась снова уезжать. А папу как раз отпустили ночевать домой из ансамбля. Я проснулась поздним вечером от того, что отец визжал на весь дом и на чем-то топтался. Когда гроза прошла, мама отодвинула его, бросила в чемодан свой пострадавший шиньон и сказала: «Любовь моя, ты закончил? Я поехала!»— Знаете, когда случился разрыв, я везла мамино согласие на развод папе в тетрадке с нотами рок-оперы «Песня пра Долю». И тогда я заняла сторону отца, ничего не зная об его изменах. Мама стала для меня врагом номер один. Я злилась за то, что она не сохранила семью, разрешила ему уйти, отпустила его. Зная маму, я и тогда, и сейчас думаю: все могло быть по-другому, стукни она кулаком, встряхни его — так случалось не раз за их совместную жизнь. Но потом я узнала, что у отца есть женщина, Светлана Слизская, которая стала его второй женой. Мама отпустила его к ней, посчитала, что не сможет дать ему той новизны чувств и отношений, которых ему тогда хотелось. Она уступила, потому что устала бороться — не столько с ним, сколько с собой.— Да, когда появился на свет Володя, мама отдала часть своей любви ему. Кстати, она сама выбрала имя — назвала сына в честь отца. Папа очень радовался рождению Мулечки, так мы называли Володю-младшего. Он ведь и уговаривал 36-летнюю маму, несмотря на предостережения врачей, родить второго ребенка — так мечтал о сыне. Но как раз тогда он стал отдаляться, ощутил свободу от обязательств по отношению к нашей семье.Володя был совсем крошкой, когда развелись родители. И когда вырос, папа не баловал его своим вниманием. А ведь брат унаследовал и внешность отца, и его характер — мягкий, отзывчивый, ранимый. Даже покапризничать любил, чтобы потом его пожалели, в точности папа! И при этом он был трудоголиком, часами занимался на скрипке. Когда Мулечка сломал руку, вынужденно перевелся на альт. Но спустя какое-то время его педагог Владимир Перлин (кстати, папин сослуживец в армии) не раз говорил: такого альтиста белорусская земля еще не рождала — талант, сопоставимый по уровню с Юрием Башметом. А папа сказал Перлину после одного из концертов с участием Володи: «Он давно меня переиграл».Мама привила Володе чувство огромного уважения и любви к отцу, но для брата не прошло бесследно то, что папа его предал. Я сама себе пытаюсь ответить на вопрос, почему папа не извлек уроков из своего прошлого. Ведь он сам не смог простить своего отца за такое же предательство к его семье. Но не мне судить. А во снах папа и брат всегда приходят ко мне вместе счастливые, улыбающиеся. Хотя отсутствие Володи на земле я до сих пор принимаю на свой счет. Мне все кажется, что это я упустила его, что-то недосмотрела. Хотя и понимаю: у каждого свой выбор. Володя сделал его в пользу страшного порока. Но в жизни, это правда, его много предавали, а это ломало его психику. Чего стоило одно только его отстранение от концерта на 40-й день после смерти папы. Нашелся влиятельный человек, ненавидевший брата, который под угрозой скандала запретил ему выходить на сцену.…- Почему-то я уверена: находись рядом его старший брат Валера, с которым папа был очень дружен, развода не случилось бы, — говорит Марина Мулявина. — Но 34-летнего Валеру убили (хотя официальная версия — несчастный случай, но в нашей семье в нее никто не верил) за два года до их расставания во время гастролей «Песняров» в Ялте. Это выбило у папы землю из-под ног, он словно потерял защиту.Валера всегда признавал лидерство отца в профессиональном отношении, а в житейском плане папе не хватало практичности, деловитости, легкости в общении.
Старший брат Владимира Мулявина — Валерий — погиб на гастролях в Ялте в 1973 году.
— Что случилось с Валерием Мулявиным?— Валерий погиб в Ялте во время гастролей «Песняров». Странная смерть. Сидел поздно вечером на парапете и опрокинулся, упал на гальку. Как мог упасть? Парапет такой широкий. Валерий был абсолютно трезвым.
— Когда появился ансамбль «Лявоны», чем радовал он слушателей?
— «Лявоны» впервые засветились в 68-м году в составе Владимира и Валерия Мулявиных, Демешко, Тышко, Мисевича, Яшкина и Гурдзиани. Репертуар был пестрым. Папа по природе был фольклористом. Любил народную музыку, особенно славянскую. Сначала он в своих программах пытался связать в один узел фольклорные мелодии Беларуси, России, Украины. Но это была немыслимая задача. Все эти мелодии очень отличаются друг от друга. Папа занялся музыкальными сокровищами, которые хранила белорусская земля. Само красивое и самобытное понятие «песняр», народный певец-сказитель, ко многому обязывало: не то что шутник Лявон – скоморошный герой и балагур. Тогдашний министр культуры Михаил Минкович после гастролей по Украине вызвал «Лявонов» и предложил поменять название. Подумали и согласились, что название надо менять. Варианты были разные – «Полесские зубры», «Молодые голоса», «Орлы», что-то еще. Банальщина какая-то. Леня Тышко посидел пару дней в библиотеке, в каком-то поэтическом сборнике отыскал слово «песняр». Это слово встречается в ранних стихах Янки Купалы. Сначала многие недоумевали: что это за словцо такое, но папе оно понравилось.Впервые с таким названием они вышли осенью 1970 года в Москве. Тогда они стали лауреатами IVВсесоюзного конкурса артистов эстрады. Ведущая концерта Светлана Моргунова объявила, что сейчас выступают «Песняры». И они даже в первый момент не поняли, кого она представляет. В антракте после выступления подошел Оскар Борисович Фельцман, член жюри конкурса, и поздравил. Успех был потрясающий. Папа говорил: «Эти овации москвичей стали самой дорогой наградой в моей жизни». Сбылась его мечта – он вывел на большую сцену классный профессиональный коллектив.В первое время не было хороших инструментов, пользовались самодеятельными, которые хрипели, даже дымились. Потом дело наладилось. Чтобы приобрести новую аппаратуру, экономили даже на питании. Работали как проклятые.Песни папа писал на рассвете. Его время с 4-х до 9-ти утра. Именно в эти часы сочинялись лучшие песни.
— Как белорусы воспринимали его творчество?— Любили. Правда, кое-кто не мог простить отцу, что он не белорус. Как же так, русский, а сумел поднять образ белорусской народной песни до такого высочайшего уровня. Кто-то просто говорил: «Они мамку превращают в обезьянку». Имелось в виду, что «Песняры» искажают народную песню.Свой коллектив папа называл фолк-бит-ансамблем. Его противники не учитывают законы этого стиля. Но папа не обращал на них внимания. Его мысли занимала работа, новые песни. Он всегда говорил: «Мы хотим вести зрителя за собой, а не плестись у него в хвосте. Можно не любить «Песняров». Только не надо делать вид, что белорусская песня так просто, сама собой вырвалась на просторы Родины, зазвучала в других странах. Это сделали «Песняры».
— Особенность «Песняров» — тембровое сочетание голосов, использование старых и современных музыкальных инструментов.— Солисты подбирались так, чтобы их голоса, разные по диапазону, почти не отличались по тембру. Голоса сливались не только друг с другом, но и с инструментом, что характерно для народной музыки. Использовались подлинные народные инструменты (дудочки, цимбалы, скрипки) в сочетании с электрогитарами, трубой и ударными, что создавало некую новую акустическую реальность.
— Кто в ансамбле был ведущим солистом?— Солистом некоторое время папа был один. Потом из ансамбля «Золотые яблоки» пришел Леня Борткевич. Через какое-то время появился Толя Кашепаров, который пел по вечерам в ресторане «Юбилейный». В конце 70-х Борткевич замечательно спел «Александрину», а Толя стал особенно популярным после исполнения «Спадчины».Папе очень нравился 18-летний киевлянин Юра Денисов, который впервые великолепно исполнил «Беловежскую пущу». Он по образованию был скрипач, немного избалованный, из влиятельной номенклатурной семьи. Его мама – секретарь райкома партии в Киеве, отец работал руководителем на крупном авиационном предприятии. Юра был из «золотой молодежи». Но папа его очень ценил и любил.
— Последняя программа «Песняров» называлась «Вольность».— Толчком к ее созданию послужили страницы истории белорусского казачества. Многие не знают, что на белорусской земле тоже жили казаки. Папа изучал историко-музыкальные памятники и пришел к выводу, что казаки на белорусской земле обосновались давно. Впервые здесь они появились в XVII веке, во времена Богдана Хмельницкого. После революции казачество в Белоруссии нещадно вырубалось, как вырубалось оно на Дону и Кубани.
— Как папа пережил раскол «Песняров»?— Он тяжело пережил разрыв с бывшими коллегами по ансамблю, ставшими «Белорусскими Песнярами». Но свои чувства не афишировал, считал это божьим испытанием.
Из интервью с Мариной Мулявиной.
Артистов популярного ВИА «Песняры» народная молва хоронила неоднократно. Чаще всего в роли «погибших» выступали два солиста: Анатолий Кашепаров и Леонид Борткевич. Но волею судьбы оба этих человека благополучно дожили до наших дней, а вот младший брат руководителя «Песняров» Валерий Мулявин действительно погиб при весьма странных обстоятельствах. Произошло это летом 1973 года. Дело было так.
«Песняры» принимали участие в фестивале «Крымские зори», который проходил в Ялте. Устроители фестиваля должны были предоставить братьям два номера «люкс» в одной гостинице, но что-то напутали и в результате развели Мулявиных в разные гостиницы. Между тем вечером того рокового дня у одного из «Песняров» – Николая Пучинского – был день рождения. Весь коллектив отмечал это событие в ресторане гостиницы и только под утро стал расходиться. Валерий уходил одним из последних. Далее послушаем рассказ очевидца – Леонида Борткевича:
«Меня поселили с Толей Кашепаровым. В четыре часа утра в дверь нашего номера постучали. Я открыл дверь – на пороге стоял милиционер:
– Там убили парня, кого-то из ваших. Некоего Мулявина. Вам нужно пойти на опознание.
Мы с Толей быстро оделись и спустились вниз, все еще не веря. Нас повели к месту происшествия.
Валера лежал ничком на парапете, лицо – в ссадинах, а под головой – кровь. Эта ужасная картина до сих пор стоит у меня перед глазами. Но осознание происшедшего и весь ужас от того, что случилось, пришли позднее.
Нам в этот день нужно было работать два концерта. Из Москвы позвонила Фурцева, министр культуры, и сказала, чтобы обязательно хоть один концерт отработали, потому что по городу идет молва, будто мы напились и чуть ли не поножовщину устроили. Мне до сих пор непонятно, почему многие детали этого дела замалчивались и почему оно стало обрастать нелепыми слухами. Хотя были свидетели. Последним видел сидящего на скамейке Валеру живым водитель поливочной машины, которая проезжала по набережной. Рядом стоял чемоданчик, а недалеко от скамейки кучковалась группа молодых людей. Когда поливальщик ехал обратно, их уже не было. Чемоданчик стоял там же, а Валера лежал рядом мертвый.
Потом мы узнали – какие-то подонки проиграли одного из «Песняров» в карты, и на месте Валеры могли оказаться хоть я, хоть Толя Кашепаров… Так что получилось, Валера прикрыл собой кого-то из нас. И почему-то все это пытались замять – может, боялись сорвать фестиваль…
Но весь город знал, что убили одного из «Песняров». А концерт-то надо работать. И я помню этот битком набитый зал. Обычно мы завершали концерт песней «Березовый сок», предпоследней была «Хатынь». И в ней я выходил вместе с Валерой, чтобы сыграть проигрыш на трубе. Он с одной стороны, я с другой. Когда работаешь концерт, как-то забываешь про все. А тут машинально выхожу и смотрю – нет Валерки. Он же должен выходить… И потом вдруг понимаю, что его уже никогда не будет. Все.
С большим трудом я тогда доиграл этот проигрыш на трубе. Песню «Березовый сок» я пел, глотая слезы. Весь зал нам хлопал стоя, но мы этого не слышали. Выдержав весь концерт, мы сразу уехали. Потом были похороны в филармонии и цинковый гроб. У Валеры остались двое маленьких детей. Володя Мулявин был в шоке. Он замкнулся и долгое время просто не мог говорить…»
Что именно произошло в тот день, так и осталось невыясненным.
В 1975 году он женился второй раз на актрисе Светлане Слизской. В 1976 году у них родилась дочь Ольга.
В 1981 году Владимир третий раз скрепил себя узами брака с актрисой Светланой Пенкиной, известной зрителям по главным ролям в советских фильмах «Хождение по мукам» и «Берегите женщин». Познакомились в студии звукозаписи: она работала над озвучиванием фильма «Хождение по мукам», а он с коллективом записывал новый диск. После этого не виделись три года, вновь встретились в Гродно, куда Светлана Пенкина приехала проведать отца, а «Песняры» были там с гастролями.
Светлана стала для Владимира Мулявина его музой и опорой в жизни. При непосредственной поддержке супруги им был в 1987 году поставлен спектакль «Во весь голос» по произведениям Владимира Маяковского — на Светлане Пенкиной всецело лежал подбор литературного материала. После смерти Мулявина в Белорусской государственной филармонии был создан музей основателя «Песняров», директором которого работала Светлана Мулявина-Пенкина до последних дней своей жизни.
Супруги прожили вместе более двадцати лет, в 1982 году у них родился мальчик, которому дали имя Валерий в честь трагически погибшего родного брата Мулявина.
14 мая 2002 года попал в автокатастрофу под Минском, в результате чего получил перелом позвоночника и был полностью обездвижен. Авария произошла примерно в 12.30 на 25-м километре дороги Колодищи — Заславль вблизи деревни Луполово Минского района, где находится его дача. Выезжавшая на происшествие оперативно-следственная группа Госавтоинспекции Минской области установила, что Мулявин не справился с управлением автомобиля «Мерседес-420» на закруглении проезжей части, обозначенной знаком «опасный поворот». В результате автомобиль выехал на левую по ходу движения обочину, и при попытке водителя вернуться на свою полосу движения произошел занос. После этого автомобиль вынесло в правый по ходу движения кювет, где произошло касательное столкновение с деревьями и опрокидывание. Наличие попутных или встречных транспортных средств в момент аварии не установлено.
После операции, проведенной В.Мулявину в Минском Институте травмотологии и ортопедии был поставлен диагноз «закрытый перелом, вывих шестого позвонка, повреждение спинного мозга с нарушением функций тазовых органов, ушибленная рана затылочной области». Певец и композитор был парализован. Затем он проходил курс лечения в больнице Управления делами президента Беларуси, а в сентябре 2002 года при содействии Иосифа Кобзона был переведён в Москву в клинику Бурденко.
Лукашенко А.Г.
Я был категорически против его перевоза в Москву для лечения, пока он сам не сказал: передайте президенту, что я согласен. Тогда я своему врачу личному, который контролировал это, сказал, я согласен, пусть врачи приедут, посмотрят его, и мы его переправим туда. Тяжело было. Его нельзя было перевозить. Мы уже его собирались оттуда забирать. Скажу откровенно, что я на следующий день поручил положить мне на стол все материалы. Начиная от его гибели, вернее столкновения, когда он разбился в тот день, МВД, больница, операция здесь, (наши врачи хорошо сработали, не могу ничего сказать) реабилитация здесь, Москва. Почему человек умер от сердечного приступа? Почему у него воспаление легких вдруг случилось там? Я хочу знать все. Наверное, и нашему обществу тоже нужно это знать. Я никого здесь не обвиняю, поверьте. Но я хочу иметь эти материалы в Беларуси для того, чтобы оценить, что происходило в последние дни. Потому что я рассчитывал, что Володя… Конечно, ходить ему уже было, может быть, и сложно, но ум у него был светлый. Он не мог писать, он не мог сам есть, но он мог диктовать и писал песни, будучи в больнице. Настолько мужественный был человек. Вот вам конкретно поддержка, мое личное участие.
пресс-конференция президента Беларуси 31.01.2003
По оценкам врачей, его состояние «несколько стабилизировалось, но оставалось тяжелым». Появилась надежда, за несколько дней до дня рождения Владимира Георгиевича навестили журналисты и взяли интервью …это было последнее интервью.. С Владимиром Мулявиным беседовала Светлана Лепешкова.
— Владимир Георгиевич вы редко бываете в Москве, а Белоруссия сейчас — отдельное государство. Когда вы приезжаете к нам, вы чувствуете себя иностранцем, или для вас все осталось по-прежнему?
— Для всех нас все сегодня такое, как и прежде. Это политики меняют жизнь, а у нас ощущение такое, что когда мы в Москве — мы дома.
— «Песняры» — это культовая группа, вы всегда пользовались у зрителя любовью, славой, неимоверной популярностью. Вы ощущаете на себе эту ‘звездность’?
— Я человек скромный. У меня никогда не было звездной болезни.
— Поколение ваших первых слушателей уже в преклонном возрасте. А сегодняшняя молодежь вас слушает?
— Я люблю наблюдать за публикой. Наша аудитория очень широкая — от пятнадцатилетних до глубоких стариков. И это нас очень радует.
— Скажите, а откуда взялась другая группа «Белорусские песняры»?
— Это проделки перестройки. Некоторые наши ребята захотели самостоятельности и отделились. Но меркантильные интересы меня не волнуют. Мне интересно творчество. Я не возмущался по этому поводу. Я всегда знал одно — нам надо работать, ведь лет осталось мало. А жить хочется даже из любопытства.
— Солист ‘Песняров’ Леонид Борткевич в свое время уехал в Америку. А у вас никогда не было таких мыслей?
— У меня были сомнения на этот счет. Меня не раз приглашали туда. А в 1977 году даже предложили остаться. Я был в Америке и по приглашению Лени, жил у него какое-то время, но для себя понял, что уезжать поздно. Это надо делать лет в восемнадцать, чтобы встать на ноги.
— А если говорить о месте под солнцем — где вам легче всего творится? Какой город самый любимый?
— Я люблю Минск. А Москву не очень люблю. Она не соответствует моему характеру. Москва стала похожа на западный город: в двенадцать ночи у вас ходят люди. А у нас в Минске в десять вечера уже пустые улицы. И поведение вашей публики обязывает жить по вашим законам. А это не по мне.
— Сегодня с развитием шоу-бизнеса, новых групп, новых направлений, музыка шагнула далеко вперед по сравнению с теми временами, когда вы начинали. Современная молодежная музыка как-то влияет на вас?
— Конечно, влияет. Но наши базовые вещи мы сохраняем. Некоторым сегодня не нравится, как мы работаем, что поем. Но мы все равно стараемся придерживаться своего стиля. Для меня все новое — это будто не свою рубашку надел. Нам бы этого не хотелось. А перевернуть все и сделать по-новому — это уже поздно для нас. Надо поддерживать тот профессиональный уровень, с которого мы начали.
— А для души какую музыку слушаете?
— Слушаю западную музыку. Слушаю классику — в ней есть все.
— Во всех ваших песнях очень хорошие стихи. А вы сами не пробовали писать?
— Один раз пробовал. Больше не буду. Не нравится. Я абсолютно по-другому устроен, нежели поэт. Я должен заниматься тем, чем наградил меня Бог. Меня вполне устраивают те поэты, которые пишут для нас. Это и российские авторы, и белорусские.
— Вам больше нравится петь по-белорусски или по-русски?
— Одно время у нас были перегибы и нас заставляли петь по-белорусски. А когда нам приказывали, мы делали наоборот. В искусстве нельзя приказывать. Сегодня мы поем и на одном, и на другом языке.
— Расскажите о своем детстве: как вы учились, росли, как вас воспитывали?
— Я начал заниматься музыкой с четырнадцати лет. Играл сначала на балалайке, затем освоил гитару, потом другие струнные инструменты. Учился я самостоятельно. Маму видел редко. Нас было трое в семье, мама нас воспитывала одна. Было послевоенное время, и развиваться приходилось самостоятельно. Родом же я из Свердловска.
— А как попали в Белоруссию?
— Меня забрали в армию, так я и остался в Белоруссии.
— Какое самое яркое воспоминание детства у вас сохранилось?
— Мама говорила: «Что ты все время бренчишь? Когда делом займешься? Работой?» Однажды ко мне приехал друг и сказал: «Тебе надо работать в оркестре, ты будешь зарабатывать в два раза больше, чем токарь на заводе». Так я стал работать в оркестре, а было мне шестнадцать лет.
Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали первой группой, с которой начался жанр ВИА.
— Владимир Георгиевич, а что вы в жизни еще любите, кроме музыки?
— Я люблю многое и хочу взяться за все. Но нет времени. Я люблю рыбалку. Люблю копаться в саду. У меня дом в деревне. Яблоки растут. На цветы, правда, не хватает терпения. Леня Борткевич ходит по грибы, а я это терпеть не могу.
— Любите ходить на концерты ваших коллег?
— Нет, не люблю. Люблю футбол. Я футбольный фанатик. Всегда болел за минское «Динамо». Сейчас это, правда, слабая команда, но они поднимаются. Я хожу на все матчи. Живьем это увидеть — не то что по телевизору. Здорово смотреть на стадионе — понимаешь сразу, как это тяжело дается людям.
— А театр вы любите?
— Я не могу не любить театр. У меня жена актриса. Мы часто ходим в театры, хотя я некоторые спектакли тяжело выдерживаю. Моя жена — Светлана Пенкина — снималась в кино.
— Расскажите, как вы познакомились.
— Нас познакомил поэт Александр Абрамович Мстиславский, это он ‘виноват’. Он участвовал в съемках фильма «Хождение по мукам», и Светлана там играла. Саша передавал через Свету стихи для моих песен, так и познакомились. Через какое-то время мы поженились. Она бросила театр. Занималась с ребенком. Сейчас сын уже самостоятельный — ему за двадцать.
— Чем он собирается заниматься? Не пойдет по вашим стопам?
— Я хотел, чтобы он стал музыкантом, но не получилось. Он закончил музыкальную школу и сказал: «Я никогда в жизни больше не открою крышку рояля». Хотя учился хорошо и сдал все на ‘отлично’. Руки у него прекрасные — как у настоящего пианиста. Но он стал компьютерщиком. Он это дело любит фанатично.
— Вы помните, как впервые объяснились Светлане в любви?
— Слов ведь не надо было. По глазам все стало ясно.
— Почему вы именно ее выбрали в жены? Что в ней такого необычного?
— В ней много уникального. Она не похожа на других женщин. Она имеет свой разум, свое мнение.
— А как вы решаете семейные проблемы?
— Все решается в спорах. Но все-таки я чаще уступаю ей.
Очень мечтал встать на ноги и вернуться на сцену. В середине января 2003-го наступило ухудшение, и больного опять перевели в реанимацию. 26 января 2003 года скончался в Москве в ГВКГ имени Н.Н. Бурденко. Прощались с Великим Песняром в Москве 27 января и в Минске 28 января. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.
В 2006 году на Восточном мемориальном кладбище Минска открыта надгробная скульптурная композиция Владимиру Мулявину работы скульптора А. М. Кастрюкова и архитектора С. И. Федченко. Осенью 2014 года на родине Владимира в городе Екатеринбурге был открыт памятник «белорусскому песняру с сибирскою душою». Монумент Мулявину установили и в Минске возле филармонии, в которой он проработал более 40 лет.
Продолжение следует…
Использованы материалы:
- Биография Владимира Мулявина
- Владимир Мулявин — биография, информация, личная жизнь
- Крик птицы. История песни Анжела Гергель, Валерий Дайнеко
- Песняры Владимира Мулявина
- Первая жена солиста «Песняров» Владимира Мулявина ослепла после расставания с артистом
- Валерий Дайнеко: Мулявин не знал, как избавиться от Борткевича
- «Мы должны сказать россиянам, что вот это для нас свято…»
- В.Мулявин: меня «заказали» ореховским бандитам. — Комсомольская правда, 08.07.1999
- В.Мулявин: «Меня заставляли работать по ресторанам». — Сегодня, 11.03.1999
- Сын Владимира Мулявина умер в тюрьме от наркотиков
- Сын Мулявина ушел из «Песняров»
- ИРИНА МИЛЬТО Снова о Владимире Мулявине
- Начинал карьеру… в электричках Фото: предоставлено Музеем истории уральского рока и музыкального оборудования
- Интересные факты из жизни Владимира Мулявина
- Вся правда о «Песнярах» из уст бывшего директора коллектива Анатолия Щелокова
- Владимир Мулявин: Горькое счастье песняра…
- 20 лет назад раскололись «Песняры»: В день рождения Мулявину сказали, что «Песняры» возглавит Мисевич
- ВЛАДИМИР МУЛЯВИН: «ПЕСНЯРЫ БЫЛИ НАСТОЯЩИМИ МУЖИКАМИ…»
- Владимир Мулявин: В наших песнях – славянский мир
- Марина Мулявина: Папа благословил новых «Песняров»…
- Двадцать девять лет назад младший брат Владимира Мулявина Валерий трагически погиб в автокатастрофе на Ялтинской трассе
- Леонид Борткевич рассказал, как солист «Песняров» Валерий Мулявин погиб при загадочных обстоятельствах
- Тайна трех смертей Валерий Мулявин, Владимир Ивасюк, Леонид Гарин
- Страница памяти Владимира Мулявина
Читать по теме:
-
Владимир Мулявин: «Это для кого-то «Песняры» стали теперь торговой маркой, для меня они — моя жизнь. » Часть II
- Владимир Мулявин: «Это для кого-то «Песняры» стали теперь торговой маркой, для меня они — моя жизнь. » Часть III
2 комментария
Огромный подарок всем любителям настоящей эстрады!
Спасибо, что напомнили молодость и то состояние ничем не запачканной души. Это всегда и возникало при выступлениях «Песняров»!