Татьяну Ивановну Шмыгу часто называют «королевой оперетты», вкладывая в это понятие гармоничное сочетание ее уникального актерского таланта и природной музыкальности, целеустремленности художника и добросердечия человеческой личности, самоотверженного труда и преданного служения единственному в ее жизни театру – Театру оперетты. Имя Шмыги уважаемо и авторитетно в музыкальном мире. Оно давно стало своеобразным брэндом искусства оперетты, а звания, титулы и награды, которых она по праву удостоена, составляют внушительный список.
«Нет у меня никакой биографии», – сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна: «Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография». Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится напрямую к искусству. В ролях не только биография самой актрисы – в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества. За годы работы в театре из молодой, богато одаренной артистки с редким по красоте голосом, выразительной пластикой, изяществом и грацией, Татьяна Шмыга превратилась в блистательную примадонну оперетты. Но произошло это не само собой, а благодаря упорному труду, высочайшей требовательности и стремлению неустанно совершенствовать свое мастерство.
31 декабря 1928 года в интеллигентной московской семье родилась девочка Таня – будущая актриса оперетты, сыгравшая больше шестидесяти ролей на сцене и в кино. Ее отец, Иван Артемьевич Шмыга, был поляком из семьи, бежавшей в Россию во время Первой мировой войны, и носил фамилию своего отчима. Инженер-металлист по образованию, он работал на крупном столичном заводе заместителем директора. Не имела никакого отношения к театру и мать девочки, Зинаида Григорьевна, но искусство родители Тани очень любили и сами всерьез увлекались исполнением бальных танцев.
О своем детстве Татьяна Ивановна вспоминала как о времени, полном родительской любви, добра и заботы.
«Мои родители были очень добрые и порядочные люди, — вспоминает артистка. — И я знаю с детства, что ни мама, ни отец никогда бы не смогли не только мстить человеку, но даже обидеть его».
Также это было время первых встреч с театром и музыкой. Не имея музыкального образования, родители мечтали, чтобы их дочь научилась играть на рояле, купили в дом пианино «Красный Октябрь» и отвели юную Таню в школу при музыкальном техникуме имени М.М.Ипполитова-Иванова, находившуюся недалеко от дома. Позднее класс Тани был переведен в школу имени Петра Чайковского на Воронцовской улице. «У меня был прекрасный учитель – Анаида Степановна Сумбанян, очень известный в Москве педагог», – вспоминала позднее Татьяна Шмыга.
В юности Татьяна Шмыга познакомилась с Василием Лановым. В дальнейшем это знакомство переросло в крепкую дружбу. В старших классах Лановой занимался в драмкружке Дворца культуры завода имени Лихачева, куда пригласили и Татьяну Шмыгу. Они встретились на спектакле «Десятиклассники» по пьесе «Аттестат зрелости», где Лановой играл главную роль. Татьяна Ивановна после об этом вспоминала: «Ты был еще в 10-м классе и во Дворце ЗИЛа играл спектакль «Десятиклассники», а я тебе уже подпевала. Так как давно-давно «уважаемся», то я позволю себе сказать просто Васенька».
Детские впечатления Татьяны Ивановны были связаны не только со школой, но и в значительной степени с Большим театром. Дело в том, что у нее было, как она писала в своих воспоминаниях, «выгодное знакомство» – ее соседка-подружка Тося, отец которой работал в буфете Большого театра. По воскресеньям он мог брать девочек с собой на утренние спектакли в Большой театр. Балеты и оперы Таня смотрела и слушала настолько самозабвенно, что зрители нередко делали ей замечания: «Девочка, не надо петь, ты мешаешь слушать». За несколько лет будущая прима оперетты выучила почти весь репертуар Большого театра. Но эти походы в Большой театр прервала война. В музыкальную школу девочке тоже не довелось вернуться.
Из воспоминаний Татьяны Ивановны известно, что в детстве она была достаточно серьезной и молчаливой, часто болела, что привело в подростковом возрасте к немалым проблемам с сердцем. Ее лечила замечательный врач и человек Надежда Яковлевна Сендульская. Она посоветовала Таниной маме лечить дочку своей домашней микстурой на основе кагора, сказав при этом: «Твоя Таня выздоровеет и будет танцевать всю жизнь». Сендульская же, поняв, что у юной пациентки есть голос, также порекомендовала родителям учить девочку пению.
Первым педагогом будущей солистки оперетты стала профессор Московской консерватории Ксения Носькова. До того, как начались уроки с Ксенией Григорьевной, Татьяна и не думала становиться певицей и всем говорила, что будет адвокатом. Но, позанимавшись вокалом около года и очень полюбив петь романсы, она всерьез задумалась о карьере камерной певицы и решила поступать в Училище при Московской консерватории, знаменитую Мерзляковку. Она прошла два тура на вступительных экзаменах, а перед третьим сильно подвернула ногу и прийти на прослушивание не смогла. Тем не менее, в комиссии решили зачислить способную абитуриентку кандидатом в студентки. Оставалось только ждать, когда кто-то вдруг уйдет или будет отчислен, и место освободится.
Во время прослушивания на экзаменах на юную Шмыгу обратил внимание один из педагогов училища Алексей Васильевич Попов и пригласил ее поработать солисткой в руководимом им хоре при оркестре Комитета по кинематографии. Хор этот, как тогда было принято, выступал в фойе кинотеатров перед сеансами. В результате дебют Татьяны Шмыги состоялся в кинотеатре «Экран». После этого она по совету подруги, с которой они вместе солировали в хоре А.В.Попова, решила не дожидаться места в Мерзляковке, а показаться в Музыкально-театральном училище имени А.К.Глазунова, где готовили артистов театра музыкальной комедии. Попытка оказалась успешной: несмотря на середину учебного года, Татьяна Шмыга была принята. Так в 1947 году для нее началась студенческая пора. А первым мужем Татьяны Шмыги стал профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Рудольф Борецкий.
В училище имени А.К.Глазунова учителя у молодых студентов были очень разные, с разными характерами и судьбами, но их объединяла преданность делу, которому они себя посвятили. Атмосфера в училище была такая, что юные артисты не могли не становиться теми, кого преподаватели хотели в них видеть. Педагоги не только учили, но и опекали, пестовали, растили студентов, словно своих детей. Будучи по характеру очень застенчивой и молчаливой, Татьяна вплоть до второго курса не могла обрести в себе уверенности, чувствовала себя зажатой. Но постепенно, благодаря вниманию и чуткому отношению руководителей курса, она раскрепощалась. Позже Анатолий Кремер рассказывал: «Она рассказывала, что когда началась ее учеба в Училище имени Глазунова, то чуть в первые дни и не закончилась: «Я появилась там на полгода позже остальных — все уже более-менее освоились, а меня всю колотит, я пришла на свой первый день занятий. Вхожу в аудиторию, а там одна из девчонок на столе лихо отплясывает. У меня душа в пятки — ну разве я так смогу?». Вечером Таня прибегает домой и со слезами к маме: «Туда больше ни ногой! Они все такие уверенные, а я боюсь!». Мать Татьяны Ивановны еле-еле уговорила ее остаться в училище. Но по мере овладения профессией ее зажатость уходила».
Самыми любимыми педагогами Шмыги были Сергей Львович Штейн и Аркадий Григорьевич Вовси. Вокалом она занималась у Веры Семеновны Олдуковой. Тот факт, что формирование будущих артистов проходило в такой атмосфере, Татьяна Ивановна позже расценила как подарок судьбы.
Татьяна Шмыга поступала в среднее специальное учебное заведение, а оканчивала уже ВУЗ. Дело в том, что в 1951 году училище имени А.К.Глазунова было решено соединить с ГИТИСом (ныне РАТИ), создав на его базе факультет артистов театра музыкальной комедии.
Как это не покажется сейчас странным, но, оканчивая ГИТИС по специальности артистка театра музыкальной комедии, юная Таня вовсе не увлекалась опереттой. По ее воспоминаниям она, в сущности, толком и не знала этого вида искусства. Больше всего она любила оперу, выросла на спектаклях Большого театра и в Московский театр оперетты впервые попала, только став студенткой четвертого курса института.
«…На четвертом курсе у меня был срыв — пропал голос, — говорит артистка. — Я думала, что уже никогда не смогу петь. Я даже хотела уйти из института. Мне помогли мои чудесные педагоги — они заставили меня поверить в свои силы, вновь обрести свой голос».
В 1953 году Татьяна получила диплом ГИТИСа, и Туманов неожиданно сообщил, что берет выпускницу в труппу Московского театра оперетты, причем в основной состав. Первой ролью дебютантки стала Виолетта в оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», которую она готовила под руководством Григория Ярона. «Я очень любила свою Фиалочку, – вспоминала Татьяна Ивановна, – позднее я играла Нинон, и ее искрометная «Карамболина» как бы затмила Виолетту, но мне очень дорога моя Фиалочка».
В одной из статей о Шмыге справедливо говорится, что эта роль «как бы предопределила тему актрисы, ее особый интерес к судьбам простых, скромных, внешне ничем не примечательных молодых девушек, в ходе событий чудодейственно преображающихся и являющих особую нравственную стойкость, мужество души».
К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль — это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику
Артист оперетты, как известно, должен быть универсалом – таковы законы жанра: в нем на равных правах сочетаются пение, танец и драматическая игра. И отсутствие у артиста одного из этих амплуа ни в коей мере не компенсируется наличием другого. Но Татьяна Шмыга была обладательницей как раз такого своеобразного, можно сказать — синтетического таланта. Искренность, глубокая душевность и проникновенный лиризм в сочетании с энергией и обаянием сразу привлекли внимание зрителей к молодой певице. Уже с самых первых ролей, с самого начала творческой деятельности Шмыга проявила себя актрисой, гармонично сочетающей пластическую, вокальную и драматическую стороны профессии. Тогда же в 1950-е годы стала очевидной ее особая любовь к воплощению на сцене праздничности, карнавальности, искрометной легкости и в то же время стремление к отражению душевного состояния своих героинь.
Театр оперетты стал для Татьяны Шмыги своеобразной аспирантурой, ведь она работала вместе с людьми, влюбленными в оперетту. Коллектив театра встретил новую актрису очень тепло, а играть в одних постановках с признанными мастерами жанра было настоящим счастьем.
В те годы Московский театр оперетты размещался там, где сейчас находится Театр Сатиры, и был невероятно популярен. Мало сказать, что москвичи любили оперетту, они буквально обожали артистов и спектакли этого театра, многие из которых шли с постоянным аншлагом. Труппа театра, в те годы возглавляемая Игорем Тумановым, была не просто хорошая, но великолепная. Там работала целая плеяда блистательных, выдающихся актеров старшего и среднего поколения, исполнявших традиционные амплуа классической оперетты: «фрачных героев», «простаков», «комиков», «героинь», «субреток». «Старики» отнеслись к появлению целой группы молоденьких актрис и актеров вполне благожелательно, стараясь передать им отношение к театру, как к своему дому. Сами они приходили сюда не на работу – они служили театру. Эта была их семья, где все занимались одним делом. В теперь уже далекие 1950-е годы прошлого века режиссер Игорь Туманов прозорливо заметил, что «Шмыга – будущее этого театра».
Но поработать Татьяне Ивановне с Игорем Тумановым долго не пришлось. Вскоре он ушел из театра из-за разногласий с труппой по поводу того, какой должна быть оперетта. В большинстве новых советских оперетт все меньше становилось подлинного комизма, постепенно начали исчезать традиционные опереточное веселье, комедийность и нарядность. При Туманове оперетта незаметно стала подменяться пьесой с музыкой, то есть основным элементом спектакля все больше оказывалась драматургическая основа. Не все старые актеры могли это понять и принять.
Здесь же Татьяна нашла и личное счастье. Еще в студенческие годы она вышла замуж за журналиста Рудольфа Борецкого, но этот брак продлился недолго – актриса встретила другого мужчину. В 1954 году Иосиф Туманов стал главным режиссером Московского драматического театра имени Пушкина, а его должность в Театре оперетты занял Владимир Аркадьевич Канделаки. Двадцатилетняя разница в возрасте не помешала роману, возникшему у режиссера и юной актрисы, и вскоре Татьяна стала женой Канделаки. В его лице она нашла не только мужа, но и прекрасного наставника – Владимир Аркадьевич сумел полностью раскрыть ее талант.
Хотя в биографии Татьяны Ивановны он значится мужем, официально они не были расписаны.
— Канделаки был супербабник, — считает Анатолий Львович. — Когда влюблялся, ухаживал красиво. Когда Таня ехала на троллейбусе домой, видела, как автомобиль «Победа» мчался следом. И так было каждый день. Сначала Канделаки ей не нравился. Во-первых, ей 28, а ему 48, во-вторых, он был толстый. Кроме того, у нее была обида на него как на главного режиссера: Таня играла по 18 — 19 спектаклей в месяц. Это зверство. Канделаки отдавал ей роли, которые никто играть не хотел. А она отказаться не могла. Сразу скажут: жена режиссера.
Рудик пытался удержать Шмыгу : запер у себя в рабочем кабинете на телевидении. Но Таня не передумала. Так же поступил и Канделаки, который был женат на балерине Галине Кузнецовой и растил дочь Нателлу.Первое время влюбленные снимали комнату, потом Татьяне Ивановне выделили однокомнатную квартиру. Как вспоминает подруга Татьяны Ивановны, регистрации не было, но была свадьба:
— Для Тани был важен не штамп. А в театре все считали ее женой режиссера. Дочь Канделаки сначала не любила Татьяну Ивановну, но спустя годы поняла отца.
Через 20 лет жизни с Канделаки Шмыга соберет вещи и уйдет на съемную квартиру.
«Могу сказать, что те десять лет, когда мой муж был главным режиссером, были для меня самыми трудными, — вспоминает Шмыга. — Мне все было нельзя. Нельзя было болеть, нельзя было отказываться от роли, нельзя было выбирать, и именно потому, что я — жена главного режиссера. Я играла все подряд, независимо от того, нравилось мне это или не нравилось. В то время когда актрисы играли кто Принцессу цирка, кто Веселую вдову, кто Марицу и Сильву, я переиграла все роли в «советских опереттах». И даже когда предложенный материал мне не нравился, я все равно начинала репетировать, потому что Канделаки мне говорил: «Нет, ты будешь это играть». И я играла.
Не хочу, чтобы создалось впечатление, что Владимир Аркадьевич такой деспот, держал свою жену в черном теле… Ведь то время было для меня самым интересным. Именно при Канделаки я сыграла Виолетту в «Фиалке Монмартра», Чаниту, Глорию Розетта в спектакле «Цирк зажигает огни».
Это были замечательные роли, интересные спектакли. Я ему очень благодарна за то, что он поверил в мои силы, дал мне возможность раскрыться».
Как и говорила Шмыга, в центре ее репертуара, творческих интересов всегда оставалась советская оперетта. Практически все лучшие произведения этого жанра прошли с ее участием: «Белая акация» И. Дунаевского, «Москва, Черемушки» Д. Шостаковича, «Весна поет» Д. Кабалевского, «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни», «Девичий переполох» Ю. Милютина, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, «Конкурс красоты» А. Долуханяна, «Белая ночь» Т. Хренникова, «Пусть гитара играет» О. Фельцмана, «Товарищ Любовь» В. Иванова, «Неистовый гасконец» К. Караева.
Татьяна Шмыга Песенка Пепиты из оперетты «Вольный ветер»
Ее театральная карьера сложилась вполне удачно, хотя сыграть все, что хотелось, Татьяне так и не довелось – в ее репертуаре было очень мало классики. Очень скоро актриса превратилась в ведущую солистку театра и обрела признание зрителей. Если на афишах театра появлялось ее имя, зал всегда был полон.
У Татьяны Ивановны после первой роли последовала работа в знаменитой «Белой акации» Исаака Дунаевского, жизнерадостной, светлой, полной шуток и комедийных ситуаций. И это при том, что тогда от советских композиторов требовалось не просто писать музыку, но прежде всего думать о ее идейном содержании. По убеждению Татьяны Ивановны, главным достоинством этой оперетты была лиричность. «Музыка в «Белой акации» просто замечательная, – отмечала она. – И именно с музыки началось мое увлечение этой опереттой».
Татьяна Шмыга, Анатолий Пиневич, Борис Витюхов Трио из оперетты «Белая акация»
Московская постановка «Белой акации» стала заметным музыкальным событием тех лет, а знаменитая песня об Одессе в исполнении Шмыги вскоре стала гимном этого замечательного города. Даже те, кто никогда не бывал ни в Москве, ни в театре Оперетты, знали о спектакле, слушали его по радио, напевали его легко запоминающиеся мелодии.
В 1957 году, когда в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи, Театр оперетты поставил новый спектакль – «Поцелуй Чаниты» Юрия Милютина. Главную роль в нем исполнила Татьяна Шмыга, которая стала этапной в творчестве актрисы. После исполнения этой роли, как утверждала Шмыга, у нее появилась вера в свои силы, вера в то, что она может играть не только таких скромных, лиричных девушек, как Фиалочка или Тося. Чана – это был уже другой характер. Внешне Татьяна Ивановна делала свою героиню под любимую московским зрителем аргентинскую киноактрису Лолиту Торрес. Весь спектакль готовился в особо приподнятой атмосфере. Его успех, несомненно, был обеспечен благодаря яркой, колоритной музыке, и красочной постановке, в которой было много солнца, искрящихся красок, яркости, блеска. Этот настоящий праздник для глаз создали режиссер С.Штейн и балетмейстер Г.Шаховская.
После шумного успеха «Поцелуя Чаниты» Юрий Милютин написал оперетту «Цирк зажигает огни» уже с учетом того, что первым ее должен был поставить Московский театр Оперетты, а роль главной героини Глории исполнит Татьяна Шмыга, роль, которую считают одной из лучших в творчестве актрисы.
В роли Глории Розетта певица поднялась до вершин мастерства, создав своего рода эталон исполнительского искусства. То была одна из последних работ Канделаки.
Е.И. Фалькович пишет:
«…Когда в центре этой системы оказывалась Татьяна Шмыга с ее лирическим очарованием, безукоризненным вкусом, броскость манеры Канделаки уравновешивалась, ей придавалась содержательность, густое масло его письма оттенялось нежной акварелью игры Шмыги.
Так было и в «Цирке». С Глорией Розетта — Шмыгой входила в спектакль тема мечты о счастье, тема душевной нежности, прелестной женственности, единства внешней и внутренней красоты. Шмыга облагораживала шумный спектакль, придавала ему мягкий оттенок, подчеркивала его лирическую линию. Кроме того, профессионализм ее к этому времени достиг такого высокого уровня, что ее исполнительское искусство стало образцом для партнеров.
Жизнь юной Глории была тяжела — Шмыга с горечью рассказывает о судьбе маленькой девочки из парижского предместья, оставшейся сиротой и удочеренной итальянцем, владельцем цирка, грубым и недалеким Розетта.
Оказывается, Глория — француженка. Она — как старшая сестра Девочки с Монмартра. Нежный облик ее, мягкий, чуть грустный свет глаз вызывают в памяти тип женщин, о котором пели поэты, который вдохновлял художников, — женщин Мане, Ренуара и Модильяни. Этот тип женщины, нежной и милой, с душой, исполненной скрытых волнений, создает Шмыга в своем искусстве.
Вторая часть дуэта — «Ты в жизнь мою ворвалась, словно ветер…» — порыв к откровенности, состязание двух темпераментов, победа в мягком, успокоенном лирическом уединении.
И вдруг, казалось бы, совершенно неожиданный «пассаж» — знаменитая песенка «Двенадцать музыкантов», ставшая позже одним из лучших концертных номеров Шмыги. Яркая, веселая, в ритме быстрого фокстрота с кружащим припевом — «ля-ля-ля-ля» — непритязательная песенка о двенадцати непризнанных талантах, влюбившихся в красотку и певших ей свои серенады, ну а она, как водится, любила совсем другого, бедного продавца нот, «ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля…».
…Стремительный выход по нисходящей в центр диагональной площадки, острая и женственная пластика танца, сопровождающего песенку, подчеркнуто эстрадный костюм, веселая увлеченность историей прелестной маленькой хитрюги, отдача себя пленяющему ритму…
…В «Двенадцати музыкантах» Шмыга достигла образцовой эстрадности исполнения номера, незамысловатое содержание отлито в безукоризненную виртуозную форму. И хотя ее Глория танцует не канкан, а что-то типа сложного сценического фокстрота, вспоминаешь и французское происхождение героини, и Оффенбаха.
Со всем тем в ее исполнении присутствует некий новый знак времени — порция легкой иронии над бурным излиянием чувств, иронии, оттеняющей эти открытые чувства.
Позже этой ироничности суждено будет развиться в защитную маску от пошлости житейской суеты — этим Шмыга снова обнаружит свою духовную близость с искусством серьезным. А пока — легкий флер иронии убеждает в том, что нет, не все отдано в блистательный номер — смешно думать, что душа, жаждущая жить глубоко и полно, способна удовлетвориться прелестной песенкой. Это мило, весело, забавно, необычайно красиво, но за этим не забыты и другие силы и другое назначение».
От роли к роли Шмыга совершенствовала свое мастерство. Совершенствовался театр, который по праву можно сказать она создавала вместе с Игорем Тумановым и Владимиром Канделаки, в котором смогла раскрыть себя именно как актриса-певица, не довольствующаяся определенным опереточным амплуа, а стремящаяся к созданию характера и драматургии образов. Не случайно на творческих встречах со зрителями и в интервью с журналистами Татьяна Ивановна говорила, что ее желанием всегда было переименовать театр оперетты в музыкальный театр.
Татьяна Ивановна удивительно пытливо и тщательно готовила свои роли. Отличаясь при этом не только прекрасным вокальным исполнением партии и драматическим мастерством, но и наделяя тот или иной образ глубиной и красотой женской души, природным изяществом и неповторимой женственностью. В каких бы жанрах не работала актриса – оперетта классическая, современная или мюзикл – она всегда стремилась к воссозданию красоты образа. Мир женской души был сквозной темой творчества Татьяны Шмыги.
Юрий Богданов, Татьяна Шмыга Новогодний «Севастопольский вальс»
В 1961 году Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР.
В 1962 году Татьяну Шмыгу пригласили сниматься в кино. Ее, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актерами и режиссером Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада».
В рязановской «Гусарской балладе» Татьяна сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей «в снегах», в гуще войны. Шмыга сыграла милую, очаровательную и кокетливую женщину. Но эти глаза, это нежное лицо в минуты уединения не прячут грусть знания, печаль одиночества.
В песне Жермон «Все пью я и пью я, уж пьяною стала…» легко замечаешь за кажущимся весельем дрожь и печаль в голосе. В небольшой роли Шмыга создала изящный психологический этюд. Этот опыт актриса использовала в последующих театральных ролях.
Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Анисимова Татьяна Шмыга нашла себе занятие в новом направлении. В ее репертуар вошел мюзикл. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу, где она сыграла роль Элизы Дулитл.
Из т/ф «Бенефис Савелия Крамарова». 1974 г. (Песенка Элизы Дулиттл из мюзикла Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди»).
По воспоминаниям Татьяны Ивановны делать Элизу в начале спектакля только вульгарной ей не хотелось. «Это было бы слишком прямолинейное прочтение образа, – писала позднее Татьяна Ивановна. – Мне виделась в ней сердечность, душевность, даже лиричность – то, из чего потом и появится Элиза-леди. Я не хотела в первой части спектакля «пережимать». Иначе как бы могла просто вульгарная цветочница с улицы на глазах зрителей превращаться в умную, элегантную женщину с чувством собственного достоинства? Ведь из ничего, ничего не бывает. Значит, в Элизе все это было заложено от природы, и нужны были только подходящие условия. Так что спектакль этот, на мой взгляд, не столько о возникновении любви, сколько об обретении простой девушкой с живой душой человеческого достоинства». Спектакль имел огромный успех, и даже был снят телевизионный фильм-спектакль для телевидения. Позднее в одной из телевизионных передач, посвященных творчеству Татьяны Ивановны, рассказывалось о том, что знаменитая исполнительница роли Элизы в американском фильме Одри Хепберн, услышав арию героини в исполнении Татьяны Ивановны, сказала, что теперь она знает, как зовут русскую Элизу – ее зовут Татьяна Шмыга.
В классическом репертуаре после Виолетты – ее первой роли – почитатели оперетты познакомились с ее Аделью из «Летучей мыши», Валентиной из «Веселой вдовы» и Анжелью из «Графа Люксембурга». В 1969 году Татьяна Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.
В ноябре 1969 года Татьяне Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием, она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости, Татьяна Шмыга, будучи актрисой тонкого психологического плана, воплощала на сцене всю прелесть жанра оперетты, в котором были и лиризм, и искрометный юмор, и эстрадная экстравагантность. Сочетание только ей присущего, неповторимого тембра голоса с удивительной сценической пластичностью и превосходным даром не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы, создало тот актерский феномен Татьяны Шмыги, позволивший ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии.
«Песенка Жиголетт» из оперетты Ф.Легара «Граф Люксембург». Поёт и танцует Татьяна Шмыга, артисты балета Московского театра оперетты. Центральное телевидение СССР, «Концерт №23», 1961 год.
Татьяна Шмыга, Эмиль Орловецкий Дуэт Ганны и Данило из оперетты «Весёлая вдова»
Татьяна Шмыга, Владимир Шишкин Дуэт Адели и Фалька из оперетты «Летучая мышь»
Татьяна Шмыга, Герард Васильев Дуэт Анжель и Рене из оперетты «Граф Люксембург»
Из фильма-спектакля «Граф Люксембург». 1975 г. Музыка — Ф. Легар.
Однако не всегда в жизни Татьяны Шмыги были удачи и триумфы. Она знала и разочарования, бывали и поражения. В театре в начале 1970-х годов у Татьяны Ивановны возникли сложные отношения с режиссером Г.Анисимовым, с которым Татьяна Ивановна не сработалась. В его спектаклях «пропадал» способный увлечь актрису театр, который она создавала с Тумановым и Канделаки. Тот театр, в котором Шмыга раскрывала себя именно как актриса-певица, не довольствующаяся только опереточным амплуа, а стремящаяся к созданию образа, глубины и характера своей героини.
Но сдаваться было не в характере Татьяны Ивановны. И лучшим лекарством от любой печали всегда была работа. На протяжении всего творческого пути актрисы наряду с работой в театре проходила и ее концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре Татьяны Ивановны были партии Мариетты в «Баядере» и Сильвы в «Сильве» И.Кальмана, Ганны Главари в «Веселой вдове» Ф.Легара, Долли Галахер в «Хелло, Долли», Николь в «Кварталах Парижа» Минха и других постановках. С ними актриса объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и в Украине и Казахстане, в Грузии и Узбекистане, в Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
В 1976 году судьба послала Татьяне Ивановне встречу с дирижером Театра сатиры Анатолием Кремером – талантливым музыкантом, композитором, тонко чувствовавшим сцену.
С Анатолием Кремером Шмыга познакомилась в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов.
— Второй раз мы встретились, когда я пришел в Театр оперетты ассистентом дирижера, — вспоминает Кремер. — Ничего между нами быть не могло: она замужем за руководителем театра.
Только после поездки в Париж в 1976 году артистка нашла в себе силы уйти от Канделаки, который к тому времени уже не руководил театром.
Как признался Анатолий Львович, сначала он влюбился в… спину Шмыги .
— Помню, в день отъезда в Париж мы собирались на площади Революции. Сели в автобус, чтобы ехать в аэропорт. Я устроился за Таней. Можно сказать, сначала влюбился в ее спину, голову, прическу. Таня призналась, что я ей был симпатичен еще в 69-м году, когда мы вместе работали над фильмом «Эксперимент». Таня сказала: «Ты меня сильно тогда задел».— В «Эксперименте» снимались Татьяна Шмыга , Наталья Фатеева, Людмила Гурченко… Я на картине был композитором, — говорит Кремер. — Татьяна Доронина, которая должна была тоже сниматься, заявила: или она все лучшие партии поет, или не будет участвовать. Я сказал, что какие-то номера ей давать нельзя — не вытянет, и поставил в известность режиссера, что с Дорониной записывать не буду. В итоге Таня спела вместо Дорониной.
У Шмыги не так много художественных фильмов, в основном это фильмы-спектакли. Особняком стоит картина Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятая 50 лет назад.
— Таня не смотрела «Гусарскую балладу», так как не любила этот фильм. Рязанов позвал Таню, так как не хватало женского начала. Лариса Голубкина, игравшая главную роль, была еще девочкой. Рязанов так и говорил: «Если Танечка появится, есть гарантия, что четверть мужчин пойдет смотреть фильм». Таня мне так говорила о сыгранной роли: «Ну что это за роль? Ни начала, ни конца».Когда Шмыга поняла, что влюбилась в Кремера, она сразу съехала от Канделаки на съемную квартиру.
— Это был решительный шаг с ее стороны, — считает Кремер. — Как Канделаки уход воспринял, не знаю. Но, поскольку он был неофициальным мужем, Тане было проще, чем мне.
Жена Кремера — уролог Роза Романова тяжело восприняла уход мужа, с которым прожила 20 лет.
— Для Розы это была трагедия. Она потеряла 18 кг. Я приходил в нашу когда-то общую квартиру, оставался, вызывал «скорую». Замуж она больше не вышла, — говорит Анатолий Львович.
Через десять лет совместной жизни Шмыга и Кремер расписались:
— Нам надо было ехать за границу, и нам сказали, что вместе нас не поселят. Мы расписались, приехали, а номера нам дали… отдельные.
С Кремером Татьяна Ивановна прожила 35 лет. Этот союз она называла самым счастливым. Муж написал для супруги несколько оперетт: «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал…», «Катрин», «Джулия Ламберт».
— Изготовление памятника на могиле Танечки взяло на себя Министерство культуры. Эскиз я сам придумал: расходящийся занавес и ее силуэт в образе Карамболины. Сверху занавес сойдется в купол.
Для них обоих эта встреча стала судьбоносной. Она подарила им новую любовь и творческий союз, который обогатил Театр оперетты яркими музыкальными спектаклями, специально созданными для Татьяны Ивановны. Среди них были «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» в 1977 году, «Катрин» в 1984 году, «Джулия Ламберт» в 1993 году и «Джейн» в 1998 году.
Образ Катрин стал одной из значительных удач актрисы. Когда-то в театре имени Моссовета шел спектакль по пьесе И.Прута «Катрин Лефевр» (или «Жена солдата»), который очень ценила Татьяна Ивановна. Теперь же Кремер вместе с поэтом Александром Дмоховским написали либретто и создали спектакль, который вновь продемонстрировал ярчайшее дарование актрисы. В работе над этой ролью Татьяна Ивановна во многом намеренно уходила от реального исторического прототипа – грубой прачки из провинции и создавала обобщенный образ женщины из народа, ставшей благодаря мужу сержанту Лефевру герцогиней. Ее Катрин была вся в порыве. Целеустремленная, волевая, не лишенная озорства и способная на глубокие чувства. Шмыга правдиво, убедительно и страстно передавала всю гамму переживаний и душевное богатство своей героини. Перед зрителями представала женщина, которой довелось воевать, защищаться и самой спасать солдат.
В 1993 году А.Кремер написал мюзикл «Джулия Ламберт» по пьесе С.Моэма «Театр» (либретто В.Зелинковского). Казалось, авторы серьезно рисковали, взявшись за эту работу, поскольку до этого по телевидению с большим успехом прошел фильм «Театр» с блистательной Вией Артмане в главной роли, и зрителям было с чем, и с кем сравнивать. Но, как известно, телефильм и оперетта – это совершенно разные виды искусства. К тому же, на сцене музыкального театра пьеса С.Моэма была выстроена по принципу театра в театре: ее герои как бы проигрывали спектакль о жизни Джулии Ламберт, в котором великую актрису Джулию Ламберт играла сама Джулия, и это представление для нее являлось последним, так как она завершала им свою карьеру на сцене. В финале героиня Шмыги благодарила своих коллег, публику, театр. Успех эта постановка имела невероятный. В конце спектакля зал всегда вставал и приветствовал артистов, и в первую очередь, конечно, блистательную Татьяну Шмыгу, долгими аплодисментами. Наряду с «Катрин» в репертуаре театра сохранялся мюзикл А.Кремера «Джейн». Несмотря на то, что работа над вокальной партией Джейн шла непросто (композитор, казалось, превысил вокальные возможности Шмыги), петь эту партию, по замечанию самой Татьяны Ивановны, в конечном счете, оказалось «не просто удобно, но и интересно… Сейчас я пою Джейн лучше, чем все остальное», – признавалась актриса. Татьяна Ивановна считала, что благодаря спектаклям «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» ее сценическая жизнь «продлилась красиво, со смыслом…». Татьяна Шмыга говорила: «Три роли, о которых каждая актриса может только мечтать. И это не просто другие роли, непохожие на все сыгранные прежде. Это другой театр».
Говоря о Шмыге как об актрисе синтетического склада, нельзя не сказать и о другой странице в ее искусстве – роли Гелены в драматическом спектакле по пьесе Л.Зорина «Перекресток», на которую ее пригласил главный режиссер театра имени Ермоловой В.Андреев. Эта работа вновь раскрыла всю силу ее мастерства и таланта, благодаря которому она сумела органично соединить на театральной сцене драматическое и музыкальное искусство. Этот спектакль был продолжением знаменитой «Варшавской мелодии». Он повествовал о встрече героев на исходе XX столетия, но теперь у них не было имен; были Он и Она, мужчина и женщина, вновь вспоминающие о своей единственной настоящей любви, которую подарила им судьба, и которую им не суждено было сберечь. Визуальный образ героини Шмыги оставался неизменным на протяжении всего спектакля — она была красивой и элегантной женщиной. «Однако богатство и выразительность жестов, интонаций и вибраций голоса точно передают сложную внутреннюю жизнь образа, способствуя созданию тончайшей эмоциональной атмосферы спектакля. Актриса проводит всю роль на одном дыхании, в постоянном контакте со зрителями, которые чутко отзываются на все нюансы ее игры», — писали критики о работе Шмыги.
В последние годы Татьяна Шмыга, наряду с новым амплуа драматической актрисы, была непременной участницей «Большого канкана», задуманного режиссером М.Бурцевым и художником В.Арефьевым как феерический гала-концерт звезд театра оперетты. Актриса выступала с романсом Жермон из фильма «Гусарская баллада». Небольшой вокальный номер в исполнении Татьяны Ивановны превращался в драматическую моносцену и душевную исповедь женщины. В «Большом канкане» Шмыга играла и кальмановскую Сильву. «Несчастную любовь актрисы варьете, социальное положение которой не дает возможности вступить в брак с аристократом, Татьяна Шмыга воплощает без привычных для трактовки этой оперетты «перехлестов», с подлинным драматизмом. В ее Сильве есть все: и чувство любви, и надежда, и пронзительное отчаяние», — писали о ее выступлении.
«Я всю жизнь работала. Многие годы каждый день, с десяти утра репетиции, почти каждый вечер — спектакли. Сейчас я имею такую возможность — выбирать. Играю Катрин и Джулию и другие роли играть не хочу. Но это такие спектакли, за которые мне не стыдно», — говорит Шмыга.
Татьяна Шмыга в роли Джулии Ламберт
Со временем Татьяна Шмыга стала выходить на сцену не так часто, всего два-три раза в месяц, но на избыток свободного времени жаловаться актрисе не приходилось. Телесъемки, интервью, творческие встречи и спектакли требовали немало времени. Роли в мюзикле «Джейн», оперетте «Катрин», драматическом спектакле «Перекресток» у Татьяны Ивановны были главные, а это означало, что она весь вечер находилась на сцене. Потому актриса должна была быть всегда в форме, что требовало немалого повседневного труда. «У меня какой-то внутренний мотор, который не дает мне покоя, – говорила Татьяна Ивановна. – Такой характер. Я со своим возрастом иду по разным тротуарам. Пока мне это удается. Музыка дает силы».
Из фильма-концерта «Свидание назначила Татьяна Шмыга». 1982 г. Песня из к/ф «Шербурские зонтики». Музыка М. Легран, русский текст А. Вознесенский.
Муж Татьяны Шмыги Анатолий Кремер рассказывал: «Молодость ей была дана от Бога — она не делала никаких подтяжек, а выглядела потрясающе. Незадолго до семидесятилетия приходит домой и смеется: «Толь, ты представляешь — поймала машину, за рулем — мужчина лет тридцати. Меня не узнал — из молодых, кто в оперетту не ходит. Смотрит так на меня с интересом и говорит: «А что вы делаете вечером в субботу?» От неожиданности я даже дар речи потеряла!»… До сих пор помещения Московского театра оперетты представляют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. Вот по ним Шмыга и бегала как девочка — тук, тук, тук… Если только в здании отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: это Тань-Вань (так шутливо называли Шмыгу коллеги) появилась! А если серьезно, каблуки поспособствовали тому, что она серьезно заболела. На юбилейном вечере, посвященном ее восьмидесятилетию, у нее уже болела нога. Но она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. Пела «Карамболину» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Нинон. Размер в размер».
В 2001 году в издательстве «Вагриус» в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось». Татьяна Ивановна никогда не состояла в КПСС и не принимала значительного участия в общественной деятельности в советское время. Однако в последние годы жизни Шмыга активно проявляла свою гражданскую позицию. В 2008 года она подписала открытое письмо с требованием немедленного освобождения С.П.Бахминой, а в 2010 году — открытое письмо с требованием объективного расследования ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента «Лукойла». Но она по-прежнему считала, что ее призвание — это театр. Театр, который, делает мир добрее и честнее. Уникальность актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга стала единственной в России актрисой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР и удостоенной Государственной премии России имени М.И.Глинки. Она была награждена орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 2009 году был снят юбилейный вечер Татьяны Шмыги в Театре Оперетты.
Последние годы жизни актриса страдала от болей в ногах, но до осени 2009 года выходила на сцену Театра оперетты в спектаклях «Джейн» и «Катрин». В апреле 2010 года, когда боли стали невыносимыми, Татьяна Ивановна обратилась к врачам и была госпитализирована в Боткинскую больницу, где у неё диагностировали серьёзные проблемы с сосудами — плохую проходимость и тромбоз. Медикаментозное лечение и серия хирургических операций, включая шунтирование сосудов, не дали ожидаемого эффекта. Осенью 2010 года врачи вынуждены были ампутировать ей ногу. Несмотря на предпринятые усилия, последние недели жизни актриса провела в больнице в крайне тяжёлом состоянии, осложнённом ишемической болезнью сердца и заболеванием крови. Анатолий Кремер рассказывал: «Татьяна Ивановна прожила долгую жизнь — 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действия врачей. Точнее их бездействие. Они ее убивали. «От чего лечите?» — мучительно допытывался я у них. Они, по-моему, сами не знали… Уходила она от нас очень тяжело — но оставила память о своей бездне обаяния. Как ей удавалось очаровывать людей, не знаю. Но все знакомство с ней сравнивали с прикосновением луча света».
3 февраля 2011 года, в реанимационном отделении Боткинской больницы, на 83-м году жизни, Татьяна Ивановна Шмыга скончалась.
Близкий друг семьи — режиссер спектакля «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал…» Юрий Ершов поделился своими воспоминаниями о Шмыге :
— Татьяна Ивановна была не только замечательной певицей, но и драматической актрисой. Однажды, когда я был у них в гостях, она склонила голову и тихо сказала: «Как бы я сейчас хотела сыграть Диану». А ведь уже прошло 30 лет с момента последнего спектакля «Эспаньолы…».
Ее болезнь проходила на моих глазах. Когда я услышал, что Толя предлагал Танечке уехать лечиться и даже жить в Германию, рассказал притчу: «Когда Екатерина Великая решила обвенчаться с Григорием Орловым, кто-то из приближенных осмелился сказать ей: «Ваше Величество, Вы ляжете спать Великой Императрицей, а проснетесь графиней Орловой». И добавил: «Танечка, в нашей стране вы всенародно любимая Татьяна Шмыга . Переехав в Германию, станете никому не известной мадам Кремер».
Помню, Таня пошила несколько шуб. Говорит, инфляция, чтобы деньги не сгорели. Только и успела, что один раз дома их нам продемонстрировать. А потом эта болезнь, ужасная операция. Говорила, пошла на это ради мужа, который был самым близким для нее человеком. Своих детей у Тани не было, но она часто говорила: «Если бы были, оставила бы театр». На титульном листе своей второй книги «Свободное пространство, или Сопротивленье чистого листа…», которая вышла на днях, я написал: « Татьяне Шмыге . Памяти великой Актрисы».
Прощание с Татьяной Шмыгой состоялось 7 февраля в Московском театре оперетты. После отпевания она была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. 1 февраля 2013 года на Новодевичьем кладбище состоялась торжественная церемония открытия мемориального надгробного памятника Татьяне Шмыге.
В одном из интервью режиссер Роман Виктюк на вопрос, кто для него является «ангелом» в оперетте, сказал: «Конечно, Татьяна Шмыга! Я помню Шмыгу в ее первых ролях. Для меня она была почти религиозным мостом между жизнью и театром с ее невероятной любовью к жизни, которая не угасла по сей день». Яркий, самобытный талант замечательной актрисы, ее огромный вклад в развитие не только жанра оперетты, но и всего российского театра в целом не раз отмечался высокими правительственными наградами. Но для актрисы всегда самым важным мерилом успеха была любовь зрителей, признание ими ее таланта, ее богатой и неподражаемой творческой жизни в искусстве.
Актриса оперетты Татьяна Шмыга. Авторский вечер
Использованы материалы: