В наше время принято воздерживаться от оценочных суждений, сравнивая различные культуры. Но с экономической точки зрения одни этические принципы имеют в основе добродетель, желание помогать друг другу и развиваться не за счет другого человека, а вместе с ним. Другие этнические принципы в своей основе имеют лишь пороки, желание идти по головам, не задумываясь о чувствах других. Не все из культурных обычаев, которые принято считать добродетелями, способствуют накоплению общественного капитала. Некоторые могут быть полезны лишь индивидуалисту, трудящемуся в одиночку, в то время как другие – имеющие в основе своей коллективной работы взаимное доверие — возникают только в социальном контексте. Такие социальные добродетели, как честность, надежность, взаимная поддержка и чувство долга по отношению к окружающим, имеют критически важное значение для развития индивидуальных добродетелей.
«Для того чтобы прогресс шел вперед, человек должен научиться работать в группе.»
Ф.Фукуяма
Впервые поднял проблему об прямой связи социальной добродетели с благосостоянием не просто одного человека, а целой страны яркий публицист и блестящий политический аналитик Фрэнсис Фукуяма в своей статье «Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия».
Ф.Фукуяма не сразу оголяет проблему, а плавными сравнениями подходит к ней. Начинает он с сравнения небольших религиозных общин с бизнесменами-одиночками, которых интересует лишь их собственная выгода.
«Религиозные сектантские общины, такие, как баптисты, методисты и квакеры, создавали мелкие прочные группы, члены которых были связаны между собой приверженностью к общим ценностям, таким, как честность».
«Вебер заметил, что небольшие сектантские общины создают целые сети, через которые бизнесмены нанимают служащих, находят клиентов, дают и берут кредиты и т.д. Именно потому, что последователи протестантских сект являются членами добровольных, а не устоявшихся церквей, они более ответственно относятся к своим религиозным убеждениям и связь между ними сильнее.»
Фукуяма подчеркивает, как на примере бизнеса , важна честность и добросовестность. Коллектив в котором люди уважают и ценят друг друга крепче, трудоспособность выше, потому что инициатива работать в группе, и над собой, исходит от самих членов этой общины. Это значит результат работы такой команды больше и лучше, чем у, пусть и квалифицированного, специалиста-одиночки. Никто не отменял человеческий фактор, давно известно что трудности выпадающие на судьбу каждого рано или поздно, легче переживать с людьми, которых настигла та же участь .
В своих рассуждениях Фукуяма основывается на философию Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»
«…не экономические силы создали такие формы культуры, как религия и идеология, но наоборот, культура лежит в основе определенных форм экономического поведения.»
«Трудовая этика, будь она протестантской или какого-либо другого типа, в поствеберовской литературе означает своего рода коллекцию взаимосвязанных черт личности.»
Действительно, трудовая этика необходима коллективу, причем для каждого коллектива, в зависимости от особенностей организации и культуры в целом, эта трудовая этика своя. То что в одной стране, организации или коллективе признано стандартом, может им и не быть в другом месте.
Важная роль сектантских форм протестантизма и их влияние на общественную и экономическую жизнь Фукуяма отражает в различиях между Канадой и США. В Канаде существуют две централизованных церкви (католическая и протестантская), которые получают постоянную государственную поддержку.
Фридрих Энгельс, после посещения Канады заявил: «…ощущение такое, будто ты снова в Европе… В Канаде становится очевидно, как необходим лихорадочно-спекулятивный дух американцев для быстрого развития экономики новой страны».
«Несмотря на то, что эти различия можно было бы объяснить структурной разницей, существующей между американскими и канадскими экономиками, Липсет связывает их с сектантской природой протестантизма в США.»
Если исходить из определения кто такие протестанты — люди которые отрицают власть Ватикана. Они пошли против системы, пошли на риск. В это суть Американской экономики. Канада же наоборот, рисковать не будет. Несмотря на то что в Канаде есть и католическая и протестантская церковь – их в одинаковой степени поддерживает государство и общество, нет и не было никаких рисков. Иными словами, люди в Канаде не научены отстаивать свои права, бороться за то во что и как они верят .
«Социальная спонтанность имеет критически важное значение для экономической жизни, так как экономику движут группы людей, а не отдельные личности»
Фукуяма приводит пример, когда «Тойота» вышла на международный рынок автоиндустрии благодаря новой заводской системе, отличной от системы Форда. «Тойота» наделила своих рабочих большей ответственностью за управление конвейером, что значительно увеличило производительность труда.
Когда человек чувствует личную ответственность перед остальным коллективом, ему автоматически хочется утвердиться в нем , показать что он уважает своих коллег, чтобы те, в свою очередь, в ответ уважали его. Это проявляется не только хорошим , доброжелательным отношением в коллективе, но а так же и хорошо сделанной работой, от которой весь коллектив получает только пользу.
«Ясно, что социальные добродетели являются предпосылками к развитию таких индивидуальных добродетелей, как трудовая этика, так как последняя вырабатывается только в определенной групповой среде — в семье, в школе, на рабочем месте, в обществе с высоким уровнем социальной сплоченности.»
Таким образом мы можем сделать вывод: трудовая этика не может возникнуть у одиночка, она возникает в коллективе, где люди учатся друг у друга, работают над собой и ищут подход к каждому человеку группы. Только при таких условиях взаимоуважения, бизнес, организация или класс в школе — будут создавать положительную динамику в развитие.
Далее Френсис Фукуяма переходит к рассмотрению добродетели в бизнесе и экономике на примере целых стран, их особенностях в традициях и проблемах, которые повлекли за собой упадок в развитии.
«В обществах, для которых традиционна сплоченная семья и характерно недоверие между чужими людьми, преобладает малый семейный бизнес.»
«С другой стороны, страны, в которых существуют деятельные частные некоммерческие организации, такие, как школы, больницы и церкви, скорее всего, создают и сильные частные коммерческие институты, выходящие за пределы семьи.»
Оба варианта создания и развития бизнеса успешны, каждый в своем роде, но я считаю, что для успешной экономике целой страны очень важно чтобы ресурсов хватало как малому семейному бизнесу, так и сильной частной коммерческой организации. В таком случае развитие страны будет многосторонним. Но, важно отметить что на примере нашей страны, полный переход всех фирм и организаций в частные руки, может выйти боком, потому как именно в нашей стране развито частное предпринимательство в не позитивном смысле. Частным предпринимателем пытается стать каждый, чтобы научиться получать быстрый доход. И такого частного предпринимателя не остановит даже тот факт – что, то куда он лезет, он не знает . Я считаю что к частному предпринимательству должны допускать не каждого, чтобы хотя бы у человека было соответствующее образование, вариант когда юрист или экономист пытается «рулить» строительным бизнесом, понятия не имея о его особенностях –лично меня не устраивает.
Мое предложение в этом случае – пусть государство устраивает проверку этому человеку, на сколько хорошо он осведомлен о сфере, в которую пытается попасть, а далее, если кандидат прошел тест, государство должно помогать и поддерживать этого предпринимателя, так как это делают за рубежом. Не деньги должны решать кому «рулить» в бизнесе, а знания и личные качества человека. Именно в нашей стране необходимо научиться применять это правило Френсиса Фукуямы:
«Для того чтобы прогресс шел вперед, человек должен научиться работать в группе.»
Не эксплуатировать других людей ради собственной выгоды , а работать в команде – чтобы это было выгодно всем.
Если рассматривать этот принцип объединения в группы, ради общего блага, на примере таких стран как Япония и США, то мы сможем увидеть, что в каждой из этих стран люди объединяются в разного плана группы, и работают сообща.
В США имеется огромное количество общин и групп: религиозные, различные анонимные группы поддержки (потому что принцип «Чтобы добиться успеха и развиваться нужно сплотиться» подходит далеко не только миру бизнеса), профсоюзов, благотворительных организаций, школ, больниц и университетов и так далее.
«В прошлом, да и поныне, признаком специфически американской демократии было то, что она являла собой не хаотическое скопление индивидов, а совокупность хотя и замкнутых, но добровольных союзов»
Алексис де Токвил
Со временем любовь американцев объединяться в сообщества и группы не утихла, но угасла их тяга к объединению другого рода — семье. Начиная с 60-х годов в Америке наблюдается большой спад на создание новых семей. Вместе с тем увеличилось количество разводов и матерей-одиночек. Это может быть связано, как бы это не звучало парадоксально, с недоверием к своему правительству и к гражданам в целом. Да, Американцы объединяются в рабочие группы, религиозные, общественные, но при этом за пределами своих «общин» далеко не все продолжают открытое общение.
«Подобный асоциальный индивидуализм в скрытой форме существовал всегда, но на протяжении всей истории Америки он сдерживался сильными общественными течениями.»
В Японии напротив связь общества с государством сильно ощутима.
«Экономика и общество находятся под более жестким контролем государства, чем в Соединенных Штатах, а японские корпорации, как и частные лица, со значительно большей готовностью подчиняются официальным властям, чем в США»
Действительно, в Японии ощутимо влияние государства на общественную жизнь граждан, но это связано с крепкой связью крупных частных корпораций и государства. Порой очень сложно понять что принадлежит государству, а что частному сектору.
«В Японии государство является «главным элементом экономического развития»»
Уильям Локвуд
Более того, Японию часто обвиняют в национализме, но лично мне эти обвинения не понятны, каждый порядочный гражданин любит и уважает свою страну, тем более если этот национализм проявляется в стремлении японского служащего работать во благо своей страны.
«Действительно, японский чиновник работает не только на себя, свою семью и свою фирму, он трудится во имя славы великого японского народа.»
Несмотря на это Френсис Фукуяма склонен считать, что японское общество обладает большей преданностью своей фирме в которой они работают, а не государству. В Японии так же сильно развиты различные общественные группы, но упор в них сделан на семейных узах, на духовной связи учителя и ученика. Так же в Японии не редко можно встретить когда власть в корпорации передается от отца к сыну .
«Эти группы по своей структуре так же иерархичны, как семьи, с четкой системой вертикальной связи между учителем и учениками, отличающейся от родственной лишь тем, что она строится на добровольной основе.»
Понятие семьи в Японии, имеет колоссальное влияние на жизнь каждого человека. В Японии – именно семья главная ценность и достояние.
Но сходства между Японией и США все же имеются. Френсис Фукуяма выделяет что Япония как и США достаточно набожна. В ней так же как и в США имеется большое количество религиозных направлений. Японцы так же как и Американцы обладают спонтанной способностью объединяться в группы.
«Но японцы, так же как и американцы, обладают способностью спонтанно объединяться в крепкие социальные группы, по своей модели представляющие собой нечто среднее между семьей и государством.»
Значение этой способности становится очевидным, когда Фукуяма сравнивает Соединенные Штаты или Японию с социалистическими обществами, католическими странами или китайским обществом.
Фукуяма считает, что в Советском Союзе правительство сделало все чтобы уничтожить добровольные объединения людей .
«Успех тоталитаризма в разных социалистических обществах не был одинаковым. Его самым большим триумфом стало, вероятно, уничтожение гражданского общества в Советском Союзе. В России гражданское общество еще до большевистской революции было ослаблено веками абсолютизма. Существовавшие там небольшой частный сектор и социальные объединения, такие, как крестьянские общины («мир»), после революции были вырваны с корнем.»
Действительно, в то время людей принуждали вступать в объединения с раннего детства.
Но связано это, как я считаю, с тем что в начале своего пути Советскому обществу не хватало сознательности чтобы самим объединиться, после долгих веков абсолютной монархии, кровавой гражданской войны – какой народ не растерялся бы под тяжестью вопроса «А что теперь ?», и по этому под руководством сильного лидера, хотели того люди или нет, создавались сообщества, жизненная цель которых была – жить и работать во славу родины. У людей насильно вырабатывался ген национализма. И это спорный вопрос: правильно это или нет.
Но социалистические государства не были единственными, кто уничтожал добровольные общественные объединения. Для многих католических государств — Франции, Испании, Италии и некоторых стран Латинской Америки — также характерна схема ассоциаций, по своей форме похожая на седло: крепкие семьи, сильное государство и практически полное отсутствие промежуточных объединений.
«Эти общества отличаются от социалистических, прежде всего, глубоким уважением к семье. Но, как и в социалистических обществах, в католических странах ощущается недостаток в объединениях, заполняющих нишу между семьей и крупными централизованными организациями, такими, как церковь или государство.»
Тема семейных связей у Фукуямы сильно развита, причем он рассмотрел эту тему как с положительной стороны — когда семья , будь то родственные узы или семья в плане близких душевных отношений на работе, делает человека устойчивей, сильнее и эффективнее, как члена рабочей среды. Здоровые отношения в семье — залог крепкого душевного равновесия, что в наше время особенно актуально.
Также Фукуяма рассмотрел варианты когда наличие именно родственных связей приносили лишь сложности на работе.
Примером послужил крах семейной китайской фирмы: «»Лаборатории Ванга» (Лоуелл, штат Массачусетс), основанные в 1951 году, начинались как маленький семейный бизнес. В 1984 году прибыли этой компании — изготовителя компьютерного оборудования — составили 2,28 млрд долларов, компания насчитывала 24 800 служащих, и это было одно из самых крупных предприятий в районе Бостона. Основатель «Лабораторий» Ан Ванг в середине 1980-х годов, готовясь отойти от дел, настоял на том, чтобы его сын, Фред Ванг, американец по рождению, возглавил бизнес. Фред Ванг встал во главе нескольких ведущих менеджеров, среди которых был и Джон Куннингхэм, которого сами служащие компании прочили старшему Вангу в преемники. Явная семейственность подобного назначения оттолкнула многих американских менеджеров, которые в скором времени покинули компанию. Крах «Лабораторий Ванга» был ошеломляющим даже для непостоянной компьютерной индустрии. Через год, после того как во главе компании встал Фред Ванг, компания понесла первые потери. 90% капитала исчезли за следующие четыре года, и в 1992 году компания была на грани банкротства. Вангу-старшему оставалось лишь признать, что его сын как глава компании уступает ему, и он был вынужден отстранить его от дел.»
Таким образом Френсис Фукуяма показал насколько отсутствие объективности и дальновиденья могут повредить семье и семейному бизнесу.
«Отсутствие доверия, кому-либо, помимо членов собственной семьи, не позволяет людям, не связанным узами родства, объединяться в группы или организации, а тем более в финансовые корпорации.»
Здесь Френсис Фукуяма находит главное отличие между Японской и Китайской экономикой. Как отмечено в словах Лин Ютанга , который сравнивает японское общество с куском гранита, а традиционное китайское общество с рассыпанной горсть песка, в котором каждая песчинка — семейный клан. Вот причина того, что многие западные наблюдатели отмечают высокую индивидуалистичность китайского общества.
Другой пример от Фукуямы это небольшие китайские магазинчики, которые принадлежат целым семьям. Фукуяма пишет, что например тетя хозяина магазина ни за что не пойдет за покупками к нему, потому что будет чувствовать себя обязанной купить что-нибудь, даже и не нужное ей. Тем более ее будет одолевать соблазн потребовать большую скидку как родственнице, что поставит в неудобное положение племянника. По этому лучше она пойдет в другой магазин, где может купить или не купить нужную ей вещь и в свое удовольствие поторговаться с продавцом.
«Серьезное влияние семейных ценностей ставит китайского потребителя перед дилеммами, нехарактерными для других стран»
Фукуяма не только четко представил отличие между Японской и Китайской экономикой, предоставил плюсы и минусы семейности в бизнесе, но а так же представил три этапа развития Китайского бизнеса, на который влияют семейные отношения:
На первой стадии дело основывается предпринимателем, главой семейства, который ставит своих родственников на все руководящие посты и управляет компанией в авторитарной манере. Сплоченность китайской семьи отнюдь не означает, что внутри нее никогда не возникает никаких разногласий, но все споры решаются авторитетом главы семейства, а со стороны семья предстает единым фронтом. Так как многие китайские предприниматели начинали в бедности, вся семья работает, не покладая рук, на благо общего бизнеса. И, несмотря на существование наемных рабочих, существует весьма смутное разграничение между капиталом компании и семейным капиталом.
«Китайский стиль управления часто называют персоналистским. Вместо того чтобы полагаться на объективные показатели, решения принимаются на основании личных отношений босса с подчиненными, даже если они не его родственники.»
Вторая стадия развития семейной компании — конечно, при условии, что бизнес развивается успешно, — начинается после смерти основателя компании. Традиция равного наследования между всеми отпрысками мужского пола очень прочна в китайской культуре, и после смерти основателя каждый из его сыновей получает свою долю семейного бизнеса, абсолютно равную долям его братьев. Несмотря на то, чего хотят на самом деле дети – родственников это не волнует. Часто возникают бунты со стороны детей, которые не хотят оставаться в семейном бизнесе. Так же, часто детей отправляют в специальные бизнес школы, для того чтобы из них сделали настоящего лидера. Семье очень повезет если один из братьев возьмет на себя эту обязанность и сможет удержать семейный бизнес на плаву.
«У компании больше шансов выжить, если один из братьев возьмет на себя лидерство и распределит всю власть вокруг себя. В случае, если этого не происходит, авторитет делится между братьями»
На третьем этапе контроль над компанией переходит к внукам основателя. Компании, сохранившиеся до этого момента, на третьем этапе склонны к распаду. Так как сыновья часто имеют разное количество детей, доли внуков различаются размерами.
Главное отличие между ведение семейного бизнеса в США и Китае в том, что в США семья предпочитает нанимать квалифицированных менеджеров, которые лучше знают как вести бизнес, если члены семьи сами конечно не ассы в этом. В Китае все наоборот, помимо того что там преобладает малый семейный бизнес, что говорит о том что до второго, не говоря уже до третьего этапа развития семейного бизнеса дойдут не все предприниматели, так еще и полное недоверие к людям со стороны , чужакам, не дает возможности развивать политику семейного бизнеса новыми идеями и свежим взглядом.
«Следствием относительно малых размеров китайских фирм является недолгая жизнь китайских торговых марок. В конце XIX века в Соединенных Штатах и Европе объем товаров в фирменной упаковке значительно возрос; производители табака, еды, одежды и других потребительских товаров стремились занять свою нишу в освоении рынка. На рынке приживается и завоевывает популярность лишь торговая марка той компании, которая способна развиваться соответственно масштабам развития рынка. Компания — владелец торговой марки должна быть относительно крупной и продержаться на рынке достаточно времени для того, чтобы потребитель был осведомлен о качестве и отличии этой торговой марки от других. Такие имена, как «Kodak», «Pitney-Bowes», «Courtney’s» и «Sears», были основаны еще в XIX веке. Японские торговые марки «Sanyo», «Panasonic», «Shiseido» существуют не так долго, но были созданы крупными, стабильными, институциализированными компаниями.»
Тенденция китайских компаний к сохранению своих небольших размеров и семейной структуры не обязательно является недостатком, а на некоторых рынках имеет свои преимущества. Например малый семейный бизнес может быстро принимать решение, в отличие от крупной фирмы, которая должна пройти все стадии советов, договоров и прочей бюрократии, прежде чем дать ответ на предложение. Малый семейный бизнес может работать на несколько направлений сразу, они не боятся рисковать , но при этом остаются верны своим семейным традициям.
По мнению Френсиса Фукуямы у китайских обществ существует три пути для преодоления неспособности создания крупных компаний. Первый — через создание коммерческих сетей. Так китайские компании, заводя семейные или личные связи с другими компаниями, смогут создать стабильную экономическую структуру. Второй способ развития крупных индустрий — привлечение иностранного капитала. В китайских обществах принято подозрительно относиться к идее позволить иностранным инвесторам занять столь влиятельное место в их экономике. Третий путь создания развитой экономики — государственное поощрение владельцев компаний.
«Вся китайская деловая жизнь строится вокруг семьи, и корни этого явления лежат глубоко в китайской культуре. Как всегда, для понимания национального бизнеса надо обратиться к национальной культуре, истории и традициям.»
Френсис Фукуяма, рассмотрев явления объединения людей в группы на примере религиозных общин, на примере крупных фирм и на малом семейном бизнесе подошел к главной теме, что информационные технологии активно способствовали децентрализации и демократизации в течение всей жизни нынешнего поколения, губительно влияют на любые формы иерархии, в том числе и на гигантские корпорации, в которых работает большая часть американцев.
«Это означает, что фирмы начнут безжалостно сжиматься, сохраняя лишь свою «основную специализацию», а для остальных видов работ, включая заказы на поставки сырья и материалов, оказание бухгалтерских услуг и организацию сбыта продукции, будут подряжать другие мелкие фирмы, размещая заказы через волоконно-оптические линии связи.»
«С развитием мощных средств связи надежная и точная информация вытеснит ненадежную, честные и трудолюбивые работники перестанут связываться с мошенниками и нахлебниками, и возникнет добровольное единение людей во имя общего блага.»
Фукуяма видит больше плюсов, чем минусов в резком развитии информационных технологий, это понятно, потому что информационные технологии в развитие бизнеса очень важны. Без них невозможна связь, развитие отдельных членов группы, а следовательно не будет развивать и вся группа. Все имеет значение, каждый фактор влияет на развитие корпорации, будь то добродетель, открытость членов группы или наличие передовых технологий для ведения бизнеса.
«…вовсе не очевидно, что информационная революция ведет к отмиранию крупных организаций с иерархической структурой и становлению замещающего их добровольного сообщества людей. Поскольку объединение связано с доверием, а доверие, в свою очередь, определяется культурными факторами, в условиях разных культур добровольные сообщества будут распространяться в различной степени.»
На примере политики бизнеса Японии и Китая Фукуяма показал, насколько важно развиваться и идти вперед .
«Способность компаний к переходу от крупной иерархической структуры к гибкой сети мелких фирм, иначе говоря, будет зависеть от степени доверия и наличия общественного капитала в социуме в целом. Общества с высоким уровнем доверия (например, Япония) создали такие сети задолго до того, как набрала темп информационная революция.»
Между тем общество с низким уровнем доверия, возможно, никогда не сможет воспользоваться преимуществами, открываемыми информационной технологией. В самом деле, существуют поистине индивидуалистические социумы, мало приспособленные к объединению в коллективы. В таких обществах слабыми являются и семья, и добровольные объединения; нередко наиболее крепкими сообществами оказываются преступные группировки.
В качестве примеров Фукуяма называет Россию и некоторые другие бывшие коммунистические страны, а также отдельные районы некоторых крупных городов США.
«Доверие есть возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что члены данного сообщества будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепризнанными нормами. Последние могут относиться к сфере «фундаментальных ценностей» — о природе Господа или справедливости, но они охватывают и вполне светские понятия, такие, как профессиональные стандарты и кодексы поведения.»
Невозможно работать и боятся, что в любой момент тебя могут предать. Несправедливо когда один исполняет свой служебный долг, тянет коллектив вперед, соблюдает рабочею этику, а остальные только пользуются заработанными благами одного человека, ничего не вкладывая в общею копилку. Здесь я говорю не только о трудовых заслугах на службе, но так же и о душевных межчеловеческих отношениях, которые нужны всем. Развитие –зависит от каждого члена коллектива, и от такого деструктивного поведения сослуживцев одной фирмы, происходит дальнейшее разложение общества в целом. Не резкого развития информационных технологий нужно бояться – нужно бояться потерять ту самую душевность и порядочность, которая и помогает людям развиваться, необходимо работать над собой и каждый день пытаться стать лучше, и вот тогда ни у кого не будет времени халтурить, завидовать и строить козни. Доверие никогда не возникнет без здорового поведения общества. Если не будет тех ценностей, что всегда составляли основу духовной жизни человека, с его добродетелью и доверием к окружающем, то ни о каком созидании благосостояния и речи идти не может.
Справка:
Ёсихиро Фрэнсис Фукуяма (англ. Yoshihiro Francis Fukuyama; 27 октября 1952, Чикаго) — американский философ, политолог, политический экономист и писатель японского происхождения. Старший научный сотрудник Центра по вопросам демократии, развития и верховенства права в Стэнфорде. До этого занимал должность профессора и руководителя программы международного развития в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса. С февраля 2012 года — ведущий научный сотрудник Института международных исследований Фримена Спольи при Стэнфордском университете.
Фукуяма стал известен благодаря книге «Конец истории и последний человек» (1992), в которой провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства. Его работа была переведена на более чем 20 языков мира и вызвала широчайший резонанс в научной среде и средствах массовой информации. Несмотря на то, что с момента выхода книги многочисленные события поставили под сомнение верность выдвинутой им идеи, Фукуяма по-прежнему придерживается концепции «конца истории». Впрочем, некоторые его политические взгляды претерпели значительные изменения: так в начале нового тысячелетия он резко отмежевался от неоконсервативного движения в американской политике, с которым прочно ассоциировался на заре своей карьеры. (ВикипедиЯ)
2 комментария
Как-то очень много вопросов к Фукуяме.
Ярким и наглядным примером для всего мира было создание колхозов. Колхозы были детищем Иосифа Виссарионовича. Возникновение колхозов решило ряд глобальных для страны проблем, в том числе: 1. Повышение производительности труда на селе. 2. Высвобождение рабочих рук для участия в строительстве и производстве в городах. 3. Повышение социальной защищенности сельских жителей.
Про обман доверившегося. Обман — один из грехов, описан у длиннющего ряда как исследователей, так и практиков.
После такого ПРАКТИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА разглагольствования Ф.Фукуямы о «тоталитаризме» и прочем вызывают недоумение. И это один из ведущих, в том числе, экономиздов.
Вообще, возможно, наше общество порой и нуждается в напоминании основополагающих принципов существования. Однако, на мой взгляд, гораздо адекватнее в этой части http://ogurcova.livejournal.com/1097287.html :)
Про постоянную работу над собой — это уже как папа с мамой постарались. Если был наглядный пример перед глазами у деток работы, приносящей удовольствие и заработок, то и детки, скорее всего, будут работать. А если наоборот, как у нынешних потомков от Славы Кпсс, то … :)
Какая занимательная история. После того, как американцы шарахнули по Хиросиме и Нагасаки ядрёным зарядом, так японцы быстрым шагом, так же как и американцы, научились спонтанно объединяться. Удивительная коллективная гениальность.