Сантьяго Калатрава – автор футуристических зданий, инженерных конструкций и потрясающих скульптур, расположенных в разных странах мира. Отличительная черта знаменитого каталонца – сложные и вместе с тем конструктивные новаторские решения на стыке инженерии и архитектуры. Калатрава – наш современник.
Пока мы переживаем «переходные периоды» от разной бледной немочи, неспособной сверстать бюджет или стратегический план развития, пока беспомощно смотрим, как граждане вроде Владимира Ресина распиливают с малограмотными турками бюджет страны, рушат нормативное пространство, в котором заключен весь опыт отечественного зодчества, лишая нас профессиональных основ, такие счастливчики как Калатрава воплощают свои амбициозные идеи в жизнь.
В статье, как уже водится по понедельникам, приводится его полная биография с обзором архитектурного творчества, отражающего и основные тенденции мировой архитектуры. Вновь напоминаю, что все замечательно и прекрасно, но точно не рассчитано на снеговую нагрузку и обледенение. Неплохо помнить, что обзорчик просматриваем в стране, где отопительный сезон в среднем составляет 9 месяцев. Это Ресину с подручными помнить необязательно, а нам забывать негоже.
Сантьяго Калатрава Вальс (исп. Santiago Calatrava Valls; род. 28 июля 1951, Валенсия) — испанский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «био-тек».
Калатрава родился 28 июля 1951 года в Валенсии. Занимался в Школе архитектуры и в Школе искусств и ремёсел в родном городе. Окончив образование в 1975 году, устроился на работу в Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха (известную также как ETH, или ETHZ) в Цюрихе, где получил диплом инженера.
В своем творчестве Калатрава испытал влияние Ле Корбюзье. В 1981 году Калатрава открыл свою мастерскую в Цюрихе, причем работал и как архитектор, и как инженер. Его первым проектом стал ангар завода компании Jakem в швейцарском Мунхвиллене (1983—1985). В 1989 году открыл филиал своего бюро в Париже.
Итак, С. Калатрава появился на свет 28.07.1951 года в поселке Бенимамет, что в пяти километрах от Валенсии. Еще в детстве он увлекся искусством, когда в 8-летнем возрасте стал учеником художественной школы. На занятиях будущий гений «романтического хай-тека» изучал живопись.
Определяющим событием в выборе профессии стала поездка во Францию. Мать с отцом позволили сыну принять участие по программе обмена. 13-летний подросток отправился в Париж, где он смог соприкоснуться с архитектурным величием этого великого города. После окончания школы Сантьяго поступил на архитектурный факультет Политехнического университета Валенсии, который окончил в 1973 году. Его дипломная работа была посвящена застройке города.
На этом образование Сантьяго не закончилось. Желая получить больше профессиональных инженерных знаний, в 1975 году молодой человек отправился в Цюрих. Он четыре года обучался в Федеральном технологическом институте, а в 1981 году защитил диссертацию, одновременно работая в качестве преподавателя.. Ему понравился город, и было принято решение остаться в Швейцарии. Там же, в Цюрихе, Калатрава открыл первую компанию.
После окончания учебы он начал выполнять небольшие заказы на архитектурные проекты и участвовать в различных конкурсах.
В 1983 году Калатрава получил свой первый серьезный заказ: проектирование железнодорожного вокзала в пригороде Цюриха. В 1986 году он спроектировал мост «9 октября» в Валенсии, что положило начало целой серии проектов мостов по всему миру. В 1987 году Калатрава получил премию имени Аугусте Перрет Международного союза архитекторов. После этого не счесть премий и наград, полученных им за свою работу. Так же, как и реализованных проектов. В 1989 году он открывает свою студию в Париже, работая над проектированием Железнодорожного вокзала Лионского аэропорта. Два года спустя открылся еще один офис архитектора, на этот раз в его родном городе – Валенсии.
Калатрава черпает вдохновение в природе, его работы живы, целостны и подвижны, за что его сравнивают с великим Антонио Гауди. Международное признание Калатравы вышло за границы Европы и достигло Америки.
Одним из первых проектов на другом берегу Атлантического океана стала реконструкция Музея искусств в Милуоки. Павильон «Куадраччи» по проекту Калатравы сочетает в себе самые новейшие технологии и инженерные традиции Старого Света.
Вестибюль павильона представляет собой стеклянную параболлическую конструкцию высотой 27,4 метра, на опорном контуре которой установлена солнцезащитная структура в форме крыльев. Она состоит из 27 стальных регулируемых по высоте ребер. Максимальный размах этих крыльев составляет 66 метров, а вес этой парящей птицы – 90 тонн.
Сегодня Сантьяго Калатрава один из ведущих современных архитекторов, инженер и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Признанный лидер направления «био-тек», которое часто называют «романтическим хай-тэком». В своем творчестве испытал влияние ле Корбюзье. Калатрава представил на суд публики разных стран и континентов многочисленные свидетельства своего неповторимого таланта, который посчитали необходимым отметить 12 университетов Европы и Америки, присвоивших испанскому архитектору почетное звание доктора Honoris causa. Большинство проектов архитектора находятся на границе архитектуры и инженерии. Сложное и, одновременно, новаторское конструктивное решение — отличительная черта его работ. Также в них четко прослеживается отпечаток еще одного призвания Калатравы — профессии скульптора.
В чем секрет успеха Сантьяго? Его вдохновляет природа. Работы архитектора преисполнены гармонии. Они интересные, живые.
Среди других интересных проектов архитектора спортивный комплекс в Афинах для Игр 2004 года, мост в Мурции, Планетарий в Валенсии и др. Примечательно, что при обилии наград и всеобщем признании Сантьяго ведет себя скромно и не спешит пользоваться популярностью. О его личной жизни известно лишь то, что он женат на шведке. Калатрава не появляется на ТВ и нередко ездит на общественном транспорте, потому что его не узнают на улице. Заслуживает восхищения и тот факт, что он владеет 6 языками.
Перед детальным знакомством с творчеством этого выдающегося архитектора, посмотрим на наиболее выдающиеся его шедевры, полносью изменившие облик нашей планеты.
Ранний период творчества Калатравы был посвящён, в основном, вокзалам и мостам. Самым знаменитым творением его раннего творчества является бесподобный мост Аламильо в Севилье
Поворотным моментом в карьере Сантьяго стала его телекоммуникационная башня Монжуик в Барселоне, призванная быть сердцем Летней Олимпиады 1992 года
Увидев, что этот испанский архитектор “вытворяет” с обычной телебашней, многие страны захотели увидеть и у себя творения этого безусловно талантливого человека с абсолютно новым взглядом на привычные конструкции
В итоге Калатраве поручили строительство огромного научно-развлекательного комплекса в Валенсии —Города Искусств и Наук, первое здание которого было готово уже в 1996 году
В 1997 году ещё в одном испанском городе — Бильбао — был закончен новый пешеходный “белый мост” Субисури или, как его ещё называют, Кампо Волантин, возведённый по проекту уже снискавшего всемирную известность архитектора
В 1998 году в районе Пуэрто-Мадеро аргентинского Буэнос-Айреса появился удивительный пешеходный Мост Женщины, являющийся, по сути, первой и пока единственной работой испанского архитектора в Южной Америке
В 2001 году в Музее Искусств Милуоки появился удивительный Павильон Квадраччи, ставший первым творением Сантьяго Калатравы на американской земле
В 2003 году через реку Лиффи в Дублине был перекинут небольшой, но от этого не менее зрелищный мост Джеймса Джойса
Ирландцам настолько понравилось творчество Калатравы, что было принято решение заказать ему ещё один мост) Таким образом, в 2009 году чуть ниже по течению появился мост Сэмюэла Беккета, совершенно иной по конструкции и предназначению)
А также в 2003 году было окончено строительство Концертного Зала Тенерифе, над которым Сантьяго Калатрава работал 6 лет
В 2004 году Сантьяго отличился в Калифорнии, построив в Черепашьей Бухте мост, являющийся, по совместительству, самыми большими в мире солнечными часами! Он так его и назвал — Sundial Bridge
В 2005 году испанец окончил строительство своего первого небоскрёба — Turning Torso в шведском портовом городке Мальмё — вызвавшего у общественности восторг своей “кручёной” формой
В 2008 году вход в Иерусалим украсил новый мост Калатравы, сразу же прозванный за свою форму “Арфой Давида” и незамедлительно ставший одним из символов этого древнего города
В 2009 году Сантьяго Калатрава представил свою кинетическую композицию в Израильском Технологическом институте
Последним законченным творением испанского архитектора стало новое здание вокзала Льеж-Гийемен в Бельгии, поразившее лёгкостью своих форм даже самых заядлых критиков современности
В настоящее время Калатрава проектирует будущий вокзал — Центр Транспортировки Всемирного Торгового Тентра — в восстановленном Всемирном Торговом Центре в Нью-Йорке. А также сейчас, в связи с кризисом, полностью остановлено строительство объекта, который должен был стать жемчужиной творчества испанца — небоскрёба Чикаго Спейр, ставшего бы самым удивительным и красивым зданием “города небоскрёбов”
А вот как башня выглядела бы снизу…
Кроме вышеперечисленных проектов, Сантьяго Калатрава построил офисный комплекс Brookfield Place в канадском Торонто; возвёл павильон Кувейта на Всемирной Выставке в Севилье 1992 года; занимался разработкой вокзала и ремоделированием университетской библиотеки в швейцарском Цюрихе; отреставрировал в 1992-1995 годах центральный пролёт берлинского моста Обербаумбрюкке; спроектировал одну из станций Лиссабонского метрополитена в 1998 году; открыл XXI век строительством нового терминала аэропорта Бильбао в Испании; перестроил в 2004 году Олимпийский Спорткомплекс в Афинах для проведения Олимпиады.. Каждое его творение отличалось чем-то от предыдущих, в каждом была своя изюминка, и это далеко не полный список его гениальных проектов=)
Продолжение следует…
Читать по теме:
2 комментария
Из ребер пространства, прошитого светом, поэтом «хай-тэка и -био»,
В Валенсии мост и лионские крылья, распахнуты краскам мира,
Параболы бабочками перекрытий, из формул прозрачности стен,
Honoris causa весьма вдохновили, природный включить элемент-
По белым мостам из черемухи света, гуляют мадонны мило,
А где-то музей искусств в Милуоки, как чайка парит над заливом,
Ступени времен-над и -меж облаков, являются неторопливо,
Аккордами страсти и парусов, концертами из Тенерифе,
По солнечным стрелкам минуты бегут, над бухтой, пульсируя тихо,
А Turning Torso торсионным прорывом, взвивается сине- сине,
Просеют мелодии высшего смысла, в проеме вечернего неба
все лучшее самое-чувством любви и дарят нам счастье это…
Такие работы могут вызывать зависть.